Арушанова а Г Речь и речевое общение детей

Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фун­даментальные составляющие, которые оказываются вовле­чен­ны­ми в сферу внимания педагога, когда он обращается к про­бле­ме речевого развития дошкольника. Это те основы, на кото­рых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки».

В предлагаемом читателю методическом пособии представ­лен один из возможных путей реализации базисного компонен­та программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое обще­ние». В пособии обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фоне­ти­чес­ких, лексических, грамматических) и нере­че­вых средств (ми­ми­ки, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Ком­му­ни­кативная компетенция рассматривается как базисная харак­те­ристика личности дошкольника, как важ­­нейшая предпосыл­ка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в ос­во­е­нии специфически детских видов деятельности — кол­лек­тив­ных игр, конструирования, детского художественного твор­чества и пр.

Арушанова а Г Речь и речевое общение детей

Речь и речевое общение детей:

Книга для воспитателей детского сада.

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В ней обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Арушанова Алла Генриховна, специалист по дошкольному воспитанию, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Около 30 дет занимается исследованием педагогических условий развития речи детей, опираясь на идеи таких выдающихся ученых, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин. Автор более 100 научных публикаций по лингводидактике, соавтор нескольких методических пособий для воспитателей. В последние годы научные интересы касаются условий развития и саморазвития коммуникативной компетенции детей.

МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Игры, упражнения, коммуникативные ситуации

Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Формирование способов словообразования

Игры и упражнения с грамматическим содержанием:

Чудесный мешочек | Разноцветный сундучок | Теремок | Чего не стало? | Где наши ручки? | Лото | Мишка, поезжай | Мишка, ляг | Прятки | Потерялись | Чей голос? | На прогулку | Поручения | Дружные ребята | Будут на зиму дрова | Качели | Волк и зайцы | Ежик и мыши | Делай сам | Перепрыгни через ров | Ветер | Поезд | Бабушка Маланья | Где мы были, мы не скажем | Лохматый пес | Курочка-Рябушечка | Молчанка | Сова | Молчок | Смешинка | Два брата | Добавь слово | Скажи наоборот | Невидимка | Олины помощники | Кто что делает? | Все наоборот | Что сделал Умейка | Кто больше назовет действий | Кто больше скажет о профессии | Сорока | Маша обедает | Кто как голос подает? | Не умеют читать | Оркестр | Подскажи словечко | Что было бы, если бы. | Вечер загадок | Шуточное письмо | Что ты слышал? | Путешествие Буратино | Как живете? Что жуете? | Летели кукушки | Гуси.

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

Формирование структуры предложения

Игры и упражнения с грамматическим содержанием

Угадай-ка | Узнай по описанию | Чего не стало? | Чего не хватает Мише для прогулки? | Кафетерий | Ателье | Петрушкины команды | Вы хотите? — Мы хотим | Зайка, сделай | Почтальон принес открытки | Огородник | Полетушки | Что для чего? | Чье, чье? — Мое | Что изменилось? | Страшный зверь | День рождения Пуха | Крошка бегемот | Отгадайте, кто это? | Ослик в гостях у медвежонка | Чаепитие | Таня накрывает на стол | Магазин посуды | Заинька | Корчага | Смешинка | Холодно-тепло | Разбуди кота.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ

Общая характеристика речи

Формирование структуры предложений

Формирование морфологической стороны речи

Размытое письмо | Живые слова | Сочиняем рифмовки | Где я был? | Пиф считает | Три линейки | Разговор по телефону | Узнай по звуку | Мишка-музыкант | Киоск открыток | Музей игрушек | Про пана Трулялинского | Отгадайте кличку | Горшки | Что ты делаешь? | Король | Коршун | Как тебя зовут? | Почта | Кузовок | Маковое зернышко.

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Методика проведения занятий по развитию диалогического общения

Сценарии активизирующего общения

Вспомним о лете | Как грузовичок искал друга | Загадки Старика Годовика | Инсценировка сказки «Лиса и рак» | Наши четвероногие друзья | Огородник | Кузовок с картинками | Совместное сочинение сказки «Колесо» | Обитатели городского парка | Вечер загадок | Узнай на вкус | Зимний лес | Собака в жизни человека | Полетушки | Лиса и муравей | Заметь звук | К нам пришел Новый год или О том, чего не бывает | Зверята и зеркало | Еж | Наши встречи в природе | Дети в семье | Шутки-чистоговорки | Как осел петь перестал | Встреча с белочкой | Ребята и зверята | Чики, чики, чикалочки! | Наши щенки | Как белка и заяц друг друга не узнали | Поговорим о безопасности | Сочинение «Еж» | Кролик Егорка и попугай Гриша | Зубастый гребешок | Как животные помогают человеку | Рекс считает | Вы видали? | Какое слово спряталось?

Оценка уровня диалогического общения

Найди звук «С» | Кактус | Три медведя | Угадай на ощупь | Что попало к нам в роток, что попало на зубок? | Запомни и нарисуй | Хитрая лиса | Разложи полоски | Нанижем бусы | Диктант | Чего не стало? | Бывает — не бывает | Хитрый мышонок | Найдите больше | Снеговики | Послушай мое слово и нарисуй | Какая, какой, какое? | Где обедал воробей?

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике

Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка-дошкольника

Парадоксы детской грамматики

Задачи грамматической работы с детьми в детском саду

Источники формирования грамматического строя речи детей

Взаимосвязь речетворчества и умственного развития

Содержание и формы организации обучения способам грамматического оформления высказываний

Взаимосвязь грамматической работы с развитием различных сторон языка и форм речи

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада

Обзор научно-методической литературы по проблеме развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Роль пальчиков в развитии речи детей.

Пальчиковый театр в работе по развитию связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию пальчикового театра в развитии связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М., Изд. центр «Академия», 1997

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М. изд. центр «Академия», 1998

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999

Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. Пособие для воспитателей ДОУ. М., Просвещение, 2004

Маканева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., ТЦ «Сфера», 2007

Развитие речи. Младшая группа. Занимательные материалы. Сост. О.И.Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: «Владос», 2001

Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» (Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. 3-е изд. М. АРКТИ, 2002

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. 2-е изд., СПб.: Корона-Век, 2007.

Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. – М.: Линка-Пресс, 2004.

Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО изд. « Дом ХХ1 век »

Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок //Дошкольная педагогика № 7 – 2008

Глава 1.Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Обзор научно-методической литературы по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей со стёртой формой дизартрии.

Характеристика дизартрии, её причины, симптоматика.

Особенности детей со стёртой формой дизартрии.

Методика работы по формированию звуковой культуры речи детей со стёртой формой дизартрии.

Условия проведения экспериментальной работы, общая характеристика детей группы с проявлениями стёртой формы дизартрии.

Изучение уровня развития звукопроизношения детей группы (констатирующий эксперимент).

Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи у детей со стёртой формой дизартрии (формирующий эксперимент).

Проверка эффективности работы по формированию звукопроизношения у детей со стёртой формой дизартрии (контрольный эксперимент)

Волкова Л.С. Логопедия М., 1989

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой формой дизартрии. //Хрестоматия по логопедии /под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова Т.1, М.,1997

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии //учебное пособие к спец. курсу С-Пб, 1994

Лопатина Л.В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии //Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых Л., 1987

Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрии и функциональной дислалии //Хрестоматия по логопедии /под ред. Л.С.Волковой, Селиверстова В.И. Т.1, М., 1997

Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии

Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // жур. «Дефектология № 5-2003

Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи //ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития (приложение к ж. Дефектология) №3 – 2006

Дуплинская А. О речевом дыхании детей с дизартрией // Дошкольное воспитание №3 – 2008

Обзор научно-методической литературы по проблеме профилактики дисграфии у дошкольников с ФФНР.

Общая характеристика дисграфии, причины её возникновения.

Особенности детей с ФФНР.

Методика и содержание работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с ФФНР.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста с ФФНР

Анисимова Т.Б. Подготовка ребёнка к школе. Ростов-на-Дону, 2004

Вавилкина Г. Готовимся к обучению грамоте. //Дошкольное воспитание №2-1999

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. С-Пб.-М.-Харьков 1996.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-Пб., 1997

Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.// Дошкольная педагогика №1-2006.

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе Обучение грамоте детей с нарушениями речи М., 2000

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-Пб., 1995.

Моисеева Л., Раханова Е., Фунтикова Н. О подготовке руки к письму. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования.//Дошкольное воспитание № 12-2006

Новосёлова З.Н., Фурсо О.В. Организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ФФНР. //Дошкольная педагогика № 6-2008.

Николаева С.М. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников.// Дефектология №3-1995.

Николаева С.М. Виды работы по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников.// Дефектология №1-1996.

Николаева С.М. Как предупредить дисграфию. //Дошкольное воспитание № 2, 3 -1997

Сухонина Н.И. Как подготовить к школе детей с нарушениями речи.//Дошкольная педагогика №4-2003

Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание №11-2006

Швецова И.Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание № 5-2007

Обзор научно-методической литературы

Нейрофизиологические основы развития речи

Характеристика речи детей раннего возраста

Методика развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи детей раннего возраста в процессе проведения игр и упражнений с пальчиками

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста М., «Медицина», 1997

Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание № 8-1990

Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика № 7-2008

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М.: «Изд.АСТ», 2000

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: «Творческий центр Сфера», 2005

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребёнка: Практическое руководство по тестированию 0-3 года. С-Пб.: «Паритет», 2006

Борисенко С.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С-Пб.: «Паритет», 2002

Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1986

Гордеева Т.В. Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами. М.: «Книголюб», 2008

Елисеева М.Б. Родителям малышей о диагностике речевого развития //Дошкольная педагогика № 11-2007

Елисеева М.Б. Родителям о диагностике речевого развития детей от 1года 6 месяцев до 3-х лет //Дошкольная педагогика № 4-2008

Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. С-Пб., «Литера», 2008

Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М., «ГНОМ и Д», 2008

Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., «Советская Россия», 1979

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008.

Любина Г. Рука развивает мозг //Ребёнок в детском саду №4-2003

Воспитание детей раннего возраста /под редакцией Ляминой Г.М. Москва: «Просвещение», 1974

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008

Поваляева М.А. Справочник логопеда Ростов-на:Дону: «Феникс» 2002

Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. Москва: «Скрипторий 2003», 2005

Фирилева Ж.Е. Танцы пальчиками // Дошкольная педагогика №5, 6 – 2005

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007

. —— М.: Мозаика-Синтез, 1999. — с. 272

«Речь и речевое общение детей»

Методика грамматической работы с детьми . 8

— Методика проведения игр и упражнений с грамматическим

— Формирование структуры предложения . 33

— Формирование морфологической стороны речи . 49

— Формирование способов словообразования . 52

— Игры и упражнения с грамматическим содержанием . 53

Пятый год жизни . 94

— Общая характеристика . 94

— Формирование структуры предложения . 96

— Формирование морфологической стороны речи . 99

— Формирование способов словообразования . 102

Шестой год жизни . 121

— Общая характеристика . 121

— Формирование структуры предложения . 122

— Формирование морфологической стороны речи . 124

— Формирование способов словообразования . 124

Развитие диалогического общения . 142

— Использование грамматических средств языка для развития

динамического общения детей . 142

Психолого-педагогические основы методики грамматической

работы с детьми . 259

— Исследование детской грамматики в психолингвистике,

детской психологии и дошкольной педагогике . 259

— Задачи грамматической работы с детьми в детском саду . 275

— Источники формирования грамматического строя речи у

— Взаимосвязь речетворчества и умственного развития . 283

— Содержание и формы организации способом грамматического

оформления высказываний . 288

— Взаимосвязь грамматической работы с развитием разных

сторон языка и форм речи . 290

А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей»

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и рече­вое общение». В ней обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Памяти друга и учителя

Феликса Алексеевича Сохина

посвящаю эту книгу.

В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окон­ча­ний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, эксперимен­тирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме че­рез эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.

Первая часть книги («Игры, упражнения, коммуникативные ситуации») посвящена тому, как педагог в дошкольном учреждении должен строить общение с детьми, чтобы у них развивалось речетворчество. В ней главное внимание уделено языковым играм и поисковой деятельности детей в сфере грамматики как той области языка, которая в наибольшей степени допускает индивидуальное творчество.

Проблеме речетворчества на уровне текста и межлич­ностного взаимодействия посвящена вторая часть книги («Раз­­­витие диалогического общения»). В ней основное внимание уделено диалогу. Диалог рас­смат­ривается здесь не просто как композиционная форма речи (бы­товой ситуативный раз­говор, фатическая, т. е. направленная на поддержание эмо­­­­ци­о­наль­но­го контакта с собеседником, беседа), но как вид речевого об­ще­ния, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, как содержательное общение, обращенное к фи­ло­соф­ским основам бытия, познанию и самопознанию (кон­текст­ная произвольная речь). Сердцевину диалога составляют диа­ло­гические отношения, проявляющиеся в готовности к встре­че с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопережи­вания, содействия. Содер­жа­тельную основу диалога в дошкольном детстве может создать словесное творчество, совместное со­чи­нение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чув­с­т­ву­­ют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учат­ся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диа­логе рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаи­мо­действии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени при­ходится ориентироваться на особенности партнера, учи­ты­вать его возможности (часто ограниченные) и поэтому про­из­вольно стро­ить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником — новая увлекательная область пе­дагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь не­уместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая ре­гламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как по­ка­зы­вают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить язы­ко­вым играм, учить словесному творчеству. Это тоже па­ра­докс. Парадокс речевого воспи­та­ния в дошкольные годы.

У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, де­т­ские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Вет­луги­на, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М. Конина. Их идеи и дан­ные ис­следований их учеников и единомышленников (Л. А. Па­­рамоновой, Н. Н. Под­­дья­кова, О. С. Ушаковой, Г. А. Ту­­­­ма­ко­вой, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцовой, В. Т. Куд­ряв­це­ва и др.) о детском творчестве положены в основу пред­лагаемого методического пособия.

В экспериментальной проверке и апробации методики принимали участие аспиранты и сотрудники лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, воспитатели и педагоги по культуре речевого общения базовых детских садов, экспериментальных площадок Центра «До­­школь­ное детство» имени А. В. Запорожца, ряда дошкольных учреж­де­ний России, Украины, Белоруссии, Казахстана.

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет

Образовательная область «Познание»

Перечень пособий (развитие речи, математика)

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика

2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009.

3. Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. – М., 1997.

4. Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн.

для родителей. – М.: просвещение, Учебная литература, 1996.

5. Ерофеева Т. Изучение возможностей интеллектуального развития

ребенка в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. –

6. Ерофеева Т. Изучение подходов к организации вариативного обучения

детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) //

Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции.

7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций

в обучении дошкольников элементарной математике // Дошк.

воспитание. – 1996. — № 2. – С. 17.

8. Ерофеева Т. Психолого-педагогическое изучение особенностей

организации занятий с детьми в условиях вариативного обучения //

Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. –

9. Логика и математика для дошкольников / Автор-сост. Е.А. Носова, Р.Л.

Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент,

10. Математика от трех до шести / Сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе.

СПб.: Акцидент, 1996.

11. Михайлова З.Л. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: Детство

12. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе

«Детство» / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. –

СПб.: Детство-Пресс, 2008.

13. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.

М.: Мозаика-Синтез, 2008.

14. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.:

15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.:

16. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.:

17. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.:

18. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»:

Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. –

19. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском

саду / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.

20. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном

возрасте (на материале овладения действиями пространственного

моделирования): Сб. научных трудов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.,

21. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3

22. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой.

23. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой.

24. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / Под ред. Л.А. Парамоновой. –

25. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. –

26. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой.

М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

27. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет /

Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

Перечень программ и технологий (конструирование)

1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007

2. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.2006.

3. Парамонова Л.А.Развивающие занятия с детьми 2-3,3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет.

4. Разделы «конструктивная деятельность включены в следующие

— Воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией

М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез,

— Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч.

ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др.- М., 1997.

— Развитие (основные положения).- М., 1995.

— Одаренный ребенок (основные положения).- М., 1995.

— Радуга. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. — М.,

— Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.

Логинова, Т.И. Баева, Н.А. Ноткина и др.- СПб., 1995.

— Рекорд-старт. / В.Т. Кудрявцев. — М.,2004.

— Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Г.Г.

Григорьева. — М., 2009.

-Дошкольная группа: Программа для групп кратковременного

пребывания в детском саду: Старший дошкольный возраст (под ред.

Дороновой Т.Н., Коротковой Н.А.)-М.,2005.

-Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е., Козлова С.А. Программа обучения и

развития детей 5 -7 лет / Под ред. Н.Ф. Виноградовой). — М., 2007.

-Цветные ладошки. / И.А.Лыкова. – М., 2007.

-Росинка. / Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова. — М., 2003.

1. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007.

2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М., 2002.

Алла Арушанова — Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги «Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей»

Описание и краткое содержание «Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей» читать бесплатно онлайн.

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». Основное внимание в пособии уделяется обучению диалогическому общению, которое осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

Речь и речевое общение детей

Развитие диалогического общения

Методическое пособие для воспитателей

2-е издание, исправленное и дополненное

Допущено Министерством образования РФ

Памяти друга и учителя Феликса Алексеевича Сохина посвящаю эту книгу.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки».

В предлагаемом читателю методическом пособии представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В пособии обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.

В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.

Данная книга посвящена проблеме речетворчества на уровне текста и межличностного взаимодействия. В ней основное внимание уделено диалогу. Диалог рассматривается здесь не просто как композиционная форма речи (бытовой ситуативный разговор, фатическая, т. е. направленная на поддержание эмоционального контакта с собеседником, беседа), но как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, как содержательное общение, обращенное к философским основам бытия, познанию и самопознанию (контекстная произвольная речь). Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия. Содержательную основу диалога в дошкольном детстве может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству. Это тоже парадокс. Парадокс речевого воспитания в дошкольные годы.

У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М. Конина. Их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, О. С. Ушаковой, Г. А. Тумаковой, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцовой, В. Т. Кудрявцева и др.) о детском творчестве положены в основу предлагаемого методического пособия.

В экспериментальной проверке и апробации методики принимали участие аспиранты и сотрудники лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, воспитатели и педагоги по культуре речевого общения базовых детских садов, экспериментальных площадок Центра «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца, ряда дошкольных учреждений России, Украины, Белоруссии, Казахстана.

Использование грамматических средств языка для развития диалогического общения детей

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства (Р. О. Якобсон). Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. Первоначальной недифференцированной формой общения матери с ребенком является «дуэт» (Н. И. Лепская) – особое явление некоординированного речевого взаимодействия, в котором проявляются черты и диалога, и монолога. Качество скоординированности диалога на начальных этапах обеспечивается матерью, которая «чинит» диалог, заполняя паузы, подсказывая ребенку возможные варианты поддержания и развития темы. Особое значение имеет появление инициативной речи ребенка, превращающей диалог в разговор равноправных партнеров по общению. Диалог со сверстником также зарождается в виде несогласованной речевой активности находящихся рядом детей. Ж. Пиаже назвал эту форму «коллективным монологом» и усматривал в ней проявление свойственного детям эгоцентризма, неспособности встать на позицию партнера.

Как показывают наблюдения, некоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи» характерны для всех детей. Особенно часто это проявляется на занятиях изобразительной деятельностью, а также в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования, занятий с мозаикой, когда дети, находясь рядом, каждый занимается своим делом. В такой форме удовлетворяется фундаментальная потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. Речь здесь выполняет контактоустанавливающую, фатическую функцию. Она не преследует цели обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата; она направлена прежде всего на установление и поддержание эмоционального контакта и действительно его обеспечивает. У дошкольника также ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание довести до сведения партнера цели и содержание своих действий, возникающие по ассоциации воспоминания из личного опыта. Речь может даже замещать реальные игровые или изобразительные действия, обозначая, называя их и одновременно обращаясь к партнеру по общению.

Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству. Это тоже парадокс. Парадокс речевого воспитания в дошкольные годы. У истоков педагогики

Источники:

http://pedlib.ru/Books/1/0043/1_0043-2.shtml

http://www.logoped.ru/profi/pub/arush001.htm

http://lib.convdocs.org/docs/index-264107.html

http://mylektsii.ru/11-50405.html

http://uch.znate.ru/docs/1002/index-4344-5.html

https://www.libfox.ru/629939-alla-arushanova-rech-i-rechevoe-obshchenie-detey-razvitie-dialogicheskogo-obshcheniya-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley.html

https://pda.litres.ru/alla-arushanova/rech-i-rechevoe-obschenie-detey-razvitie-dialogicheskogo-obscheniya-metodicheskoe-posobie-dlya-vospitateley/