Бородич-развитие речи детей

Бородич А.М. Методика развития речи детей

Для педагогических вузов

Предмет методики развития речи детей

Связь методики с другими науками

Методы научного исследования

Программа развития речи в детском саду

Средства осуществления программы развития речи в детском саду

Методы и приемы развития речи

Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи

Формирование разговорной речи в беседе

Общие вопросы методики обучения рассказыванию

Методика обучения пересказу

Рассказывание по восприятию

Рассказывание по памяти

Рассказывание по воображению

Руководство связной речью детей в повседневной жизни

Методическая работа с воспитателями

Задачи и содержание словарной работы

Виды занятий по формированию словаря

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей

Методы и приемы обучения грамматически правильной речи

Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Формирование правильного произношения звуков

Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией

Формирование темпа речи и качеств голоса

Воспитание выразительности речи

Формирование речевого слуха

Воспитание речевого дыхания

Методика чтения произведений на занятиях

Приемы формирования восприятия произведений

Методика заучивания стихотворений

Формы работы с книгой вне занятий

Самостоятельная деятельность детей

Из истории методов обучения грамоте

Основные направления советской методики обучения грамоте

Программные требования школы и детского сада

Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета

План занятия на тему «Деление слов на слоги»

Календарное планирование работы по развитию речи

Вопросы для выборочного анализа календарного плана по развитию речи

Создание условий для правильного развития речи

Формы методической работы по развитию речи детей

Работа методиста и инспектора отделов народного образования

Схема акта тематической проверки детского сада по методике развития речи (учебный вариант)

Учебные пособия по методике развития речи и выразительному чтению

Типы уроков по развитию речи

Приемы активизации учащихся

Внеурочная работа преподавателя методики развития речи

Предметная комиссия во методике развития речи

Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2013

В учебнике отражен современный уровень научных знаний в области речевого онтогенеза и дошкольной лингводидактики. В нем рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста; дается сущностная характеристика системы работы по развитию речи в ДОУ; освещаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по речевому воспитанию в ДОУ. Методика развития разных сторон речи излагается в возрастном аспекте. 3-е издание выходило под названием «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (2000 г.).

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может использоваться практическими работниками дошкольного образования, в системе повышения квалификации педагогов, родителями.

Предмет методики развития речи и задачи курса.

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.

Глава I Теоретические основы методики развития речи

§1. Предмет методики развития речи и задачи курса

§2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками

§3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка

§4. Методы исследования в методике развития речи

Глава II. Из истории методики развития речи

§1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

§2. Развитие методики в России

Глава III Система работы по развитию речи в детском саду

§1. Цель и задачи развития речи детей

§2. Методические принципы развития речи

§3. Программа развития речи

§4. Средства развития речи

§5. Методы и приемы развития речи

Глава IV Методика развития словаря

§1. Понятие словарной работы и ее значение

§2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

§3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

§4. Общие вопросы методики словарной работы

§5. Методика словарной работы в возрастных группах

Глава V. Методика формирования грамматического строя речи

§1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

§2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка

§3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей

§4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

§5. Методика формирования морфологической стороны речи

§6. Методика формирования синтаксической стороны речи

§7. Методика формирования способов словообразования

Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей

§1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка

§2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками

§3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения

§4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

§5. Этапы обучения правильному звукопроизношению

§6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях

§7. Формирование звуковой выразительности речи

Глава VII Методика развития связной речи

§1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

§2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

§3. Задачи и содержание обучения связной речи

§4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения

§5. Беседа как метод обучения диалогической речи

§6. Приемы обучения рассказыванию

§7. Пересказ литературных произведений

§8. Рассказывание по игрушкам

§9. Рассказывание по картине

§10. Рассказывание из опыта

§11. Творческое рассказывание

§12. Связные высказывания типа рассуждений

Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду

§1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

§2. Особенности восприятия детьми литературных произведений

§3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

§4. Методика художественного чтения и рассказывания детям

§5. Методика заучивания стихотворений

§6. Использование художественной литературы вне занятий

Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте

§1. Сущность подготовки к обучению грамоте

§2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

§3. Ознакомление со словом

§4. Ознакомление с предложением

§5. Ознакомление со словесным составом предложений

§6. Ознакомление со слоговым строением слова

§7. Ознакомление со звуковым строением слова

§8. Подготовка к обучению письму.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что речь человека – это не только способ общения друг с другом. Прежде всего, это психофизический портрет самого человека. По тому, как выражаются те или иные люди, можно сразу сказать об уровне их образования, мировоззрения, пристрастиях и увлечениях. Основной период формирования правильной речи происходит в дошкольном возрасте. В это время у ребенка идет активное познание мира.

Когда стоит начинать?

В рамках нового стандарта (ФГОС) очень большое внимание уделяется именно развитию речи у детей дошкольного возраста. В возрасте 3 лет при нормальном развитии ребенка в его словарном запасе должно быть около 1200 слов, а у 6-летнего — около 4000.

Все специалисты в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) усиленно работают над развитием речи своих воспитанников. Цель у всех едина, а вот способы каждый использует свои, в зависимости от выбранной в ДОУ методики. Та или иная методика развития речи детей дошкольного возраста предоставляет возможность педагогам-воспитателям воспользоваться успешным опытом профессионалов, работающих по данной проблеме.

Кто и чему учит детей?

Если заглянуть в диплом воспитателя, а речь идет именно о квалифицированных специалистах, то там можно увидеть такую дисциплину, как «теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Изучая данный предмет, будущий специалист получает теоретические знания о развитии речи детей по возрастным категориям, а также знакомится с различными методиками проведения занятий в ДОУ соответственно возрастной группе обучаемых.

Каждому человеку известно из уроков истории, как формировалась речь человека. Ее построение шло от простого к сложному. Сначала это были звуки, затем отдельные слова, и только потом слова стали объединяться в предложения. Каждый ребенок проходит в своей жизни все эти ступени формирования речи. Насколько правильной и литературно богатой будет его речь, зависит от родителей, воспитателей и общества, которым окружен малыш. Педагог-воспитатель является основным показательным образцом по использованию речи в повседневной жизни.

Цели и задачи формирования речи

Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой.

Основной целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

Задачи, решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие:

  • воспитание звуковой культуры речи ребенка;
  • обогащение, закрепление и активация словаря ребенка;
  • совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
  • развитие связной речи ребенка;
  • воспитание у ребенка интереса к художественному слову;
  • обучение ребенка родному языку.
  • Добиться решения поставленных задач и достичь конечного результата поставленной цели при выпуске ребенка из ДОУ помогает методика развития речи детей дошкольного возраста.

    Методики по развитию речи в ДОУ

    Любая методика, независимо от предмета, всегда сконструирована от простого к сложному. И невозможно научиться выполнять сложные задания, если нет навыка в выполнении более простых. На сегодняшний момент существует несколько методик по развитию речи. Наиболее часто в ДОУ используют две методики.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева дает возможность теоретически узнать о развитии речи детей с самого раннего возраста (2 месяцев) и до семи лет, а также содержит практические рекомендации для педагогов-воспитателей. Данным пособием может воспользоваться не только специалист, но и любой заботливый родитель.

    Книга Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» – это пособие для воспитателей. Здесь широко раскрыты аспекты развития речи детей по возрастным группам дошкольного учреждения, приведены разработки занятий.

    В данных методиках по развитию речи детей все начинается со звуковых занятий, где воспитатели обучают и следят за чистотой и правильностью произношения звуков. Кроме того, только специально обученный человек может знать, в каком возрасте и какие звуки нужно ставить ребенку. Например, звук «р» нужно пытаться начинать произносить только в возрасте 3 лет, конечно, если ребенок не нашел его раньше самостоятельно, но это совсем не значит, что до этого с этим звуком работа не ведется. Чтобы малыш своевременно и правильно научился произносить звук «р», педагоги-воспитатели проводят подготовительную работу, а именно занимаются с детьми гимнастикой язычка в форме игры.

    Игра – основной способ развития речи

    В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы. А чтобы побудить ребенка к эмоциям, ведь именно они служат толчком к речи, на помощь приходит игра. Знакомые малышу предметы становятся вновь интересны. Например, игра «прокати колесо». Здесь сначала воспитатель катит колесико с горки, проговаривая: «Колесико круглое с горки скатилось и по дорожке потом покатилось». У детей обычно это вызывает восторг. Затем педагог предлагает прокатить колесо кому-нибудь из ребят и снова проговаривает те же слова.

    Дети, сами того не подозревая, начинают повторять. Таких игр в методиках для ДОУ достаточно много, все они разнообразны. В более старшем возрасте занятия уже проводятся в форме ролевых игр, здесь уже общение идет не воспитатель–ребенок, а ребенок–ребенок. Например, это такие игры, как «дочки-матери», «игра в профессии» и другие. Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности протекает наиболее эффективно.

    Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста

    Одной из наиболее часто встречающихся причин плохого развития речи у ребенка является недостаток внимания со стороны взрослых, особенно если ребенок сам по себе от природы спокоен. Чаще всего такие дети с самого раннего возраста сидят в кроватке или манеже, закиданные игрушками, и лишь изредка родители, занятые своими делами, заходят в комнату посмотреть, все ли в порядке.

    Другая причина тоже происходит по вине взрослых. Это односложное общение с ребенком. В виде таких высказываний, как «отойди», «не мешай», «не трогай», «отдай». Если ребенок не будет слышать сложных предложений, то и требовать от него нечего, ему просто не с кого брать пример для подражания. Ведь совсем нетрудно сказать ребенку «дай мне эту игрушку» или «не трогай, здесь горячо», а уже сколько слов прибавится в его словаре.

    Тонкая грань между развитием речи и психологическим развитием малыша

    Если две вышеперечисленные причины плохого развития речи у ребенка полностью исключены, а речь развивается слабо, то надо искать причины в его психическом здоровье. С самого раннего возраста и до школы большинство детей не умеют мыслить абстрактно. Поэтому обучать малыша речи нужно, используя какие-то конкретные примеры или ассоциации. Методика развития речи детей дошкольного возраста построена на основе изученного психологического развития детей. Существует очень тонкая грань между развитием речи и психическим развитием. В возрасте 3 лет у ребенка начинает развиваться логика и воображение. И часто родители бывают обеспокоены появлением фантазий, начинают обвинять ребенка во лжи. Ни в коем случае делать этого не нужно, потому что ребенок может замкнуться в себе и перестать разговаривать. Не нужно бояться фантазий, их просто надо направлять в правильное русло.

    Как помочь ребенку, если речь развивается плохо?

    Конечно, каждый ребенок индивидуален. И если ребенок к четырем годам выражается только отдельными словами, не связанными даже в простые предложения, то нужно звать на помощь дополнительных специалистов. Методика развития речи в дошкольном возрасте предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог. Деток таких чаще всего определяют в логопедическую группу, где с ними занимаются более интенсивно. Не нужно бояться логопедических групп, ведь сколько будет радости у ребенка, когда он сможет говорить связанно и логически правильно.

    Необразованность родителей – источник плохого развития детей

    Методика развития речи детей дошкольного возраста – это настольная книга не только воспитателей, но и родителей. Потому что необразованность родителей ведет к плохому развитию детей. Кто-то требует от ребенка слишком многого, а кто-то, наоборот, пускает все на самотек. В данном случае необходим тесный контакт родителей с воспитателем, возможно даже проведение тематических родительских собраний. Ведь лучше ошибки предотвратить, чем потом их долгое время исправлять. А если действовать правильно, совместно и согласованно, то ребенок к окончанию ДОУ обязательно будет обладать прекрасной литературной речью с необходимым словарным запасом, который в дальнейшем, на следующих ступенях обучения, будет становиться только глубже и шире.

    «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ — технологии»

    Составили: воспитатель Аношина М.Н., старший воспитатель Утина Н.П.

    Обогащение словаря дошкольников является одной из глобальных задач по развитию речи. Словарный запас детей младшего дошкольного возраста должен достигать приблизительно 2000 слов. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции.

    На практике же можно отметить, что словарь детей беден, дошкольники мало используют в речи прилагательные, наречия, глаголы.

    В современной методике словарная работа рассматривается, как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

    Развитие словаря – это длительный процесс, который включает в себя:

  • количественное пополнение слов;
  • освоение социально закрепленных значений слов;
  • формирование умения использовать разные словесные конструкции в конкретных условиях общения.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК

    Общение людей осуществляется в основном с помощью речи, которая неразрывно связана с развитием абстрактного и творческого мышления. Человек воспринимает предметы и явления двояко — непосредственно, с помощью органов чувств (например, сигналом еды служит запах пищи) и посредством слов (например, слово «горячо» заставляет отдернуть руку от огня или горячего утюга). Благодаря речи мы можем принимать действительность отвлеченно, мысленно.

    В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. Причины возникновения речевых нарушений — ухудшение экологической обстановки, увеличение числа патологий беременности, увеличение количества родовых травм, ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости, различные социальные причины.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Откуда пришла книга»

    Подготовили и провели воспитатели ГБОУ Школа № 763 СПДО № 4 Савочкина Е.П., Лагутенко О.В.

    1. Дать детям понятие как делается книга.
    2. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.
    3. Совершенствовать монологическую речь детей.
    4. Учить детей внятно и отчетливо произносить слова.
    5. Воспитать уважение к тем профессиям людей, кто участвовал в изготовлении книги.
    6. Воспитать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

    Материал к занятию: бревна (палочки), опилка, картина вездехода, картины «Деревья», картина типографии, ярко красочные книги, игрушка «Незнайка».

    Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.

    Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

    Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

  • Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  • Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
  • Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»
  • Интегрированное занятие по развитию речи «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЛУКОМОРЬЮ»

    Разработка к занятию по заявленной теме. Может использоваться как дидактический материал на занятиях во 2 младшей и средней группах ДОУ. Соответствует требованиям ФГОС ООО.

    Цель: доставлять детям радость и удовольствие.

  • закрепить понятия: народная и литературная сказка.
  • формировать интерес к сказкам, привлекать внимание к интонациям голоса взрослого, звукам музыки.
  • Конспект ООД во второй младшей группе с использованием ЭОР. К. Чуковский «Чудо-дерево».

    Янкова Елена Владимировна, воспитатель МБУ детский сад № 138 «Дубравушка»

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественного произведения, конструирование.

    Цель: развитие речи детей.

  • Закрепить произношение звуков в, ф изолированно и в словах, учить произносить их плавно, протяжно, на выдохе.
  • Формировать умения и навыки произносить фразу быстро и медленно, понимать юмористический смысл стихотворения.
  • Развивать у детей внимание, память, мышление.
  • Учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы.
  • Оборудование: макет и иллюстрация лиственного дерева; иллюстрация к стихотворению К.Чуковского «Чудо-дерево»; предметные картинки по количеству детей — конфета, туфли, флажок, варежки, паровоз, ведро; магнитная доска; ноутбук, экран, проектор.

    Современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология;
  • Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»

    Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. Воспитывать умение работать сообща.

  • Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Колобок»
  • Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.
  • Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь.
  • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, продолжать учить работать в группах и парах.
  • Конспект совместной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми средней группы (4-5) «По лесной дорожке в сказку…»

    Подготовила воспитатель 1-ой квалификационной категории Холодова Лариса Анатольевна МАДОУ д/с»Росинка»№9 воспитатель г. Новоуральск, Свердловская область

  • Развивать артикуляционный аппарат и мимику детей.
  • Расширять эмоциональный мир ребёнка.
  • Развивать фонематический слух детей и навыки звукового анализа.
  • Совершенствовать умение детей образовывать множественное число имён существительных.
  • Формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе, побуждать детей к помощи сверстникам.
  • Совершенствовать умение составлять последовательность сказки, развивая связную речь.
  • Воспитывать у детей умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
  • Обогащение словаря: антонимы слова красивый — страшный, уродливый

    Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

    Цель: познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

  • напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; инсценировать русскую народную сказку «У страха глаза велики» с помощью игрушек;
  • создавать эмоционально положительную атмосферу общения с детьми;
  • продолжать развивать способность детей понимать речь, умение слушать не отвлекаясь;
  • доставить детям радость, вызвать смех и желание самим действовать с игрушками, когда воспитатель проговаривает текст;
  • развивать умение исполнять музыкально-ритмические движения в соответствии с мелодией композиции;
  • воспитывать положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.
  • Материалы и оборудование: текст русской сказки «У страха глаза велики», иллюстрация к сказке, игрушки (куклы: бабушка и внучка; курочка, мышка), мнемотаблица к сказке.

    Конспекты занятий по развитию речи для Дошкольников

    Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

    Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

    Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

    «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества» (Педагогический проект «Бабушкин сундучок»)

    Г. Верхняя Салда, Свердловская область, МБДОУ «детский сад №41» Петушок» комбинированного вида.

    • Махнева Нина Александровна (учитель-логопед),
    • Легостаева Марина Васильевна (воспитатель),
    • Озорнина Александра Леонидовна (воспитатель).
    • Речь является сложным психическим процессом и уникальным инструментом познания мира, который формируется у ребенка в процессе его развития.

      На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт. Кроме того, у детей с ОНР зачастую нарушено и эмоциональная сфера: это проявляется в тревожности, гиперактивности, и наоборот, в замкнутости таких детей.

      Конспект занятия по развитию речи по теме: «Вот и осень к нам пришла».

      Образовательные задачи: обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, продолжать учить воссоздавать целостное изображение предметов из картинок, разрезанных на 4 части, формировать умение группировать предметы по их признакам.

      Развивающие: развивать логическое мышление.

      Словарная работа: побуждать к высказываниям малоговорящих детей, расширять словарный запас по теме «Осень», активизировать в речи детей слова листопад, осенние листья, разноцветный.

      Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.

      Оборудование: коробка, листочки, разрезные картинки, колокольчик, ведерко, корзина.

      Ход образовательной деятельности:

      Воспитатель: -Ой, ребята, что я слышу? Как вы думаете, на что похож этот звук?

      Проект «Речевое дыхание-основа правильной речи»

      Выполнили воспитатели 2 младшей группы «Солнышко»: Мысягина Н.В. Яровенко Е.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 «Дельфин» Гремячево 2016 г

      Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы.

      Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

      Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить

      Цель исследования — развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста 3-4 лет.

      Конспект интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы «Наступила осень!»

      Подготовила: воспитатель 1 категории- Ким Е.А. г.Сургут, 2017г.

    • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
    • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
    • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека
    • Презентация по развитию речи «Буква А»

      Автор: Терешкина Галина Григорьевна воспитатель первой категории МБОУ-СШ№ 12 г.Сургут

    • Фонетическая зарядка
    • Видеофильм
    • А а
    • На что похожа буква А?
    • Ребусы
    • Назовите сказку
    • Составьте предложение
    • Веселые стихи
    • Схема слов
    • Найдите схему
    • Скороговорки
    • Пословицы и поговорки
    • Внимательны ли вы?
    • Почитаем
    • Игра «На место»
    • Анаграммы
    • Слово рассыпалось
    • Буква потерялась
    • Отгадайте слово
    • Разгадайте кроссворд
    • Загадки
    • Угадай слова
    • Кто больше запомнит слов
    • Обобщение
    • Что обозначает буква а
    • Заключение
    • Литература
    • Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто в домике живет?»

      Разработал: воспитатель МБДОУ № 8 Кривошеина Ольга Викторовна 2017 г.

      Цель игры: дать характеристику каждому звуку в слове и определить линейную последовательность звука в слове.

      Материал игры: карточки с изображением картинки и написанным словом с пропущенным звуком (например: картинка «лук» прописано слово полностью с пропущенным первым звуком «…ук» и т.д.. Домик с жителями «Звукарики» изготовленных из киндер-сюрпризов на каждый звук: согласный твердый звонкий (в синей шапочке), согласный мягкий глухой (в зеленой шапочке) и гласный (в красной шапочке).

      Ход игры: ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать с пропущенным звуков в слове. Даются фишки жители домика Звукарики. Первыми словами для анализа должны быть односложные, состоящие из одного прямого слога: мак, дом, сук, рак, лук.

      Конспект интегрированного занятия по развитию творчества детей через сказку в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в тридесятое царство»

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г.Лысково

      Подготовила: Викулова Наталья Яковлевна воспитатель МБДОУ детский сад №10 2017г.

      Направление: развитие речевых способностей детей.

    • Развивать интерес к русским народным и авторским сказкам, понимать их глубокий смысл.
    • Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок
    • Формировать умение мыслить творчески, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
    • Воспитывать желание помочь.
    • Предварительная работа: Чтение русских народных и авторских сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок;

      игра- драматизация «Красная шапочка на новый лад».

      Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

      по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Физическая культура», «Познавательное развитие» «Художественно – эстетическое развитие»

      (подготовительная к школе группа)

      Составила и провела Воспитатель МБДОУ КВ «Детский сад №2» Субботина Н.И. г. Дзержинский 2016г.

      Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам

    • совершенствовать навык связного высказывания;
    • формировать навык планирования высказывания;
    • совершенствование навыков словообразования;
    • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, использовать грамматически правильно построенные предложения;
    • активизировать в словаре детей прилагательные
    • развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев);
    • развивать умение понимать обобщенный смысл сказки.
    • Презентация для родителей «Развитие речи детей 4-5 лет»

      Составитель: учитель-логопед Поздеева Г.Н.

      У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает внимание к речи окружающих. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.

      НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

      Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».

      Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.

    • Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
    • Развитие мышления на материале описательных загадок.
    • Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
    • Развитие мелкой моторики пальцев рук.
    • посылка с замочками, письмо
    • карточки с изображением жилищ диких животных
    • дидактическая игра: “Чей хвост? ”
    • предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
    • «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»

      Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» Факультет психологии и педагогики Кафедра специального (дефектологического) образования

      Актуальность. Важнейшим показателем созревания человека является сформированность связной речи. Развитие речи особенно важно начинать с самых первых дней жизни малыша и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы правильно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, следует учитывать процессы, которые происходят с ребенком в ходе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях речевые проблемы, если они проявляются у ребенка.

      Современными исследованиями выявлена значимость оптимального уровня развития связной речи для формирования предпосылок успешного обучения в начальной школе. Как показывает практика, ученики, которые приходят в общеобразовательную школу с речевым заключением «общее недоразвитие речи» (ОНР), чаще других оказываются в числе неуспевающих.

      Цель и задачи развития речи детей

      Написать эту статью меня подтолкнул случай – я натолкнулась на одном из популярных «мамских» сайтов на грубейшие ошибки в объяснении родителям методики развития речи дошкольников. И поняла, что обязательно нужно написать статью для родителей об основах методики развития речи. Нужно, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки знали, что такое на самом деле развитие речи детей дошкольного возраста, зачем это нужно любой семье и каковы эффективные способы речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

      Кто только не пишет сейчас о развитии речи детей! Разобраться во всей этой неразберихе обычному читателю – неспециалисту очень сложно. Считается почему-то, что достаточно почитать статей в Интернете или книг, их пересказать, чтобы объявить себя «экспертом/консультантом/специалистом/тренером по развитию речи детей дошкольного возраста» и начать учить других взрослых развивать речь детей. А ведь теория и методика развития речи детей — это очень глубокая, сложная и разносторонняя наука, которая требует знания психологических, психолингвистических, физиологических, методических основ. И чтобы консультировать и учить кого-то развитию речи детей, надо знать ее основы и понимать систему и закономерности речевого развития ребенка, а также заниматься ежедневной практикой речевого развития многих, самых разных малышей. В этой статье я попробую как специалист и кандидат педагогических наук в этой области простым доступным языком «разложить по полочкам» ту неразбериху, которая существует в Интернете по развитию речи малышей. Надеюсь, что в результате чтения этой статьи Вы сможете правильно и эффективно развивать речь своих малышей и не допустите ошибок. А также сможете ориентироваться в литературе и статьях по развитию речи детей.

      То, о чем Вы узнаете в статье – это не только моё личное мнение, это еще и результаты многочисленных исследований ученых, а также результаты моей личной многолетней работы по развитию речи малышей из самых разных семей и социальных слоев.

      Вы узнаете из этой статьи:

      Часть 1 — «Попадаем в яблочко», или о главной цели развития речи детей до семи лет и о том, зачем всё это нужно,

      Часть 2 — «Семь раз отмерь, один раз – отрежь» или зачем нужно знать нормы речевого развития детей,

      Часть 3 — «Куда пойдешь – то и найдешь», или основные направления развития речи и задачи,

      Часть 4 — «Пан или пропал», или эффективные и неэффективные способы развития речи малышей.

      Развитие речи: как нужно и как не нужно развивать речь у дошкольников

      Часть 1. Зачем нужно развивать речь и что такое развитие речи? Или определяем цель развития речи и «попадаем в яблочко»

      Развитие речи: типичные ошибки в понимании цели.

      Чтобы эффективно что-то делать, нужно иметь очень точное представление о желаемой цели наших действий. Тогда мы сможем «попасть в яблочко» и ее достичь. Что будет в результате наших действий? Каким будет ребенок или его речь?

      Если нет точного понимания цели, то наши действия будут очень похожи на стрельбу из пушек по воробьям, и цели будет трудно и почти невозможно достигнуть. От понимания цели зависит и отбор способов ее достижения, то есть отбор эффективных приемов развития речи и умение отличить их от неэффективных.

      Поэтому в начале давайте разберемся с целью развития речи детей в дошкольном возрасте и теми типичными ошибками, которые встречаются в этом очень важном вопросе.

      Что такое развитие речи? Мнение 1 и ошибка 1. Самая распространенная ошибка в развитии речи, с которой я сталкиваюсь ежедневно в своей практике общения с родителями и педагогами, со своими знакомыми – это понимание развития речи слишком узко — как работы логопеда по постановке у детей нарушенных звуков. Считается, что если ребенок выговаривает все звуки, то речь у него хорошо развита и ничего развивать не нужно, что совсем не так! Однажды я даже услышала из уст воспитателя (заходила с подругой за ее ребенком в детский сад и случайно услышала реплику педагога): «Вы знаете! Оказывается, мы тоже должны речь детей развивать, а ведь у нас не логопедическая группа». Это говорил воспитатель старшей группы детского сада крупного города(. ), что мне показало, что даже многие педагоги не понимают цели своей собственной работы по развитию речи малышей и не знают, зачем это нужно. А значит, и не имеют результата в этом направлении.

      Давайте разведем эти два понятия и эти две линии – коррекция речи и развитие речи.

      Линия 1. Коррекция речи. Логопед занимается коррекцией речи, т.е. исправлением ее нарушений речи у детей и взрослых. То есть логопед проводит занятия с детьми, у которых речь уже нарушена и помогает малышу в исправлении нарушений речи. Причем нарушения речи касаются не только звуков, но и речевого дыхания, интонации, темпа и тембра речи, а также грамматики, словаря, связной речи, то есть всех сторон речевого развития. Если у ребенка нет нарушений речи, то логопедические занятия ему не нужны, но ему нужны занятия по развитию речи (см. линия 2).

      Логопеды проводят занятия как с самыми маленькими детьми раннего возраста с задержкой речевого развития или с задержкой психического развития, так и с детьми постарше — 3-7 лет, и даже со школьниками, подростками и взрослыми. Но методика занятий с 2-летками и с 5-летками или со школьниками разная.

      Линия 2. Развитие речи и предупреждение речевых нарушений. При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не требуются. Но развивать его речь очень нужно и важно! А значит, ему нужны занятия и игры не по коррекции речи, а по развитию речи. Очень многое можно сделать с первых дней жизни малыша, чтобы у него в дальнейшем не возникли речевые нарушения. И чтобы он говорил свободно, красиво, точно, выразительно, правильно и без ошибок. Это развитие речи.

      Я специально написала простым бытовым языком без терминов, чтобы была понятна разница.

      Что такое «развитие речи»? Мнение 2 и ошибка 2. Очень часто понятие «развитие речи» сужается в современных семьях, да и во многих центрах подготовки к школе и дошкольного обучения только лишь к подготовке детей к обучению грамоте, или рассматривается еще более узко – только как обучение чтению. То есть в этом случае педагоги и родители считают, что развитие речи у дошкольников – это обучение детей чтению и хорошее знание малышами букв. Но быстрое чтение и знание таких понятий как «слово», «слог», «твердый согласный», «мягкий согласный», «гласный», «предложение» — это лишь маленькая, очень узкая частица целостной системы развития речи в дошкольном возрасте. И ее нельзя «вырывать» из этой системы. Об этом подробнее чуть ниже.

      Случай из моей практики. Много лет назад я проводила родительское собрание в своей новой группе детишек. Детям в моей группе на тот момент было три года, некоторым — четыре. Первое, что спросили меня родители на собрании – как быстро я научу их детей читать, и с какой скоростью они будут читать к концу учебного года. Они подумали, что раз я занимаюсь развитием речи, то это означает, что главное для меня в обучении детей трех лет — это чтение. Тогда я спросила одну из мам: «Ирина, а Вы когда устраивались на Вашу престижную работу, Вы проходили конкурсное собеседование?» «Конечно», — ответила мама Анечки. «А у Вас проверяли скорость чтения при приеме на эту работу?». Мама Ани засмеялась: «Конечно, нет». Тогда я попросила поднять руки тех мам и пап, у которых проверяли скорость чтения при приеме на работу. Ни у кого не проверяли :). Я спросила, что же проверялось, и какие испытания нужно было им пройти? Оказалось, что абсолютно у всех при приеме на работу проверялось умение ориентироваться в новых ситуациях, а также в типичных и нестандартных ситуациях, самостоятельно мыслить, доказывать корректно свое мнение, вести дискуссию, анализировать информацию, не теряться в жизненных ситуациях, общий уровень развития, умение сотрудничать с людьми и другие жизненные умения. «Вот это и закладывается в дошкольном детстве, и этому я научу Ваших деток» — сказала тогда я. – «И иметь свои собственные мысли, и точно и понятно для собеседника их излагать, вести дискуссию, четко формулировать вопросы и ответы на них, отстаивать свое мнение, ориентироваться в разных жизненных ситуациях речевого общения. И это и есть развитие речи малышей!» Так что же главное будет жизни детей – скорость чтения или вот эти жизненные умения речевого общения с людьми, умение выразить себя, свои мысли и чувства, прочувствовать свою индивидуальность? Каждый родитель отвечает сам себе на этот вопрос. (Примечание: Я не отрицаю чтение, но я считаю, что оно не должно быть самоцелью и самым главным в обучении малышей)

      Мы на этом собрании решили этот вопрос в пользу жизненных умений общения. И у нас всё получилось блестяще! Эти детки не просто хорошо говорили к концу дошкольного возраста, они стали моими соавторами многих речевых игр и занятий, которые сейчас Вы читаете на сайте. А еще мы с ними написали две самые настоящие книжки, изданные в издательстве «Карапуз» в серии «Развитие речи и речевого общения» по интересным выражениям русского языка (считать ворон, чесать языком и другие). Игры с этими детьми и придуманные ими истории и задания легли в основу моего он-лайн курса «Шиворот – навыворот: речевые задачки –перевертыши для развития мышления ,творчества и речи детей«.

      Что такое «развитие речи»? Мнение 3 и ошибка 3. Еще одна очень частая ошибка, которая встречается мне в письмах читателей сайта – это приравнивать развитие речи к ее появлению у ребенка. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил, как только первые слова у него появились – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита! Это не так. Как раз первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. Всё самое интересное ждет Вас впереди. И сочинение сказок и загадок, и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы и умение их отличать друг от друга, и логические речевые задачки, и игры со звуками, слогами, предложениями, и пересказы, и многое другое.

      Что такое развитие речи? Мнение 4 и ошибка 4. Некоторые считают, что методика развития речи – это просто скороговорки, считалки, загадки, чистоговорки. Надо с детьми их использовать в любом порядке и почаще, и будет всё хорошо.

      Или есть такое мнение, что развитие речи — это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам (запоминание и называние названий городов, деревьев, цветов, животных, стран, частей тела, птиц, рыб и т.д.). И надо сделать так, чтобы малыш побольше слов – названий предметов запомнил, вот и будет развита его речь. Это не так. Развитая речь – это намного больше, чем простое называние предметов.

      С такой ошибкой я сталкиваюсь постоянно на разных сайтах в сети. Например, на одном из сайтов для мам автором было написано, что по раннему возрасту есть разработанная методика развития речи, всё понятно, есть хорошо расписанные занятия по Доману, а вот «по дошкольному возрасту никакой методики развития речи не существует, надо ее создавать». Эта фраза вызвала у меня искреннюю улыбку, я долго и от души смеялась. Ведь целые коллективы талантливейших ученых и практиков много десятилетий в нашей стране создавали и создают методику развития речи малышей! Студенты учат эту методику несколько семестров, и она считается одной из самых сложных. И методика развития речи – это не гора хаотично отобранных считалок, стихов или скороговорок и игр – а это конкретные этапы решения конкретных задач в их системе. Обоснованные, проверенные этапы! Так как каждая чистоговорка или скороговорка или другой прием существуют не сами по себе, а «вписываются» в систему развития речи, и вписываются не просто так, а в конкретное направление и на конкретном этапе обучения детей. Именно тогда они действительно будут максимально эффективно «работать» на развитие речи детей. Иначе мы используем их потенциал лишь на 10-20%.

      Что происходит в случае этой ошибки? Мы получаем так называемую «выученную беспомощность» в развитии речи ребенка. Она проявляется в том, что ребенок отлично и быстро выполняет задания, которому его обучили и которые часто повторяли. Но не владеет речью как средством общения и познания в жизни и теряется в любой незнакомой ситуации. А ведь владение речью как средством общения — это главное! Как сказала одна мама, читательница моего сайта и выпускница моего курса для родителей: «Я гордилась, что моя дочь знает названия всех столиц мира, при этом она не могла познакомиться с другими детьми во дворе или поговорить с ними, рассказать сказку. И только сейчас я поняла, что это было не главное!». Сразу скажу, что после изменения позиции этой мамы в общении с ребенком, произошел резкий толчок в развитии речи малышки. Сейчас девочка уже использует в речи фразеологизмы, активно сочиняет истории и сказки вместе с мамой. А если бы этого не произошло – она так бы и осталась на уровне заученных слов.

      Случай из моей практики. Саше 4 года. При мониторинге развития речи я обращаю внимание на то, что у малыша очень низкий уровень речевого развития и большие трудности с речью. Он не может пересказать » по картинкам и с моей помощью даже «Репку», нарушены несколько групп звуков, мальчик путается в цветах и формах, не может описать, где находится предмет, не может описать игрушку даже с моей помощью, не может продолжить фразу, с трудом подбирает слова, с ошибками согласует слова друг с другом в предложениях, у него в речи много грамматических ошибок. Но к моему изумлению, он по картинкам очень точно отвечает и называет мне все предлоги (в, на ,под, за, перед, из-под, из-за). Спрашиваю маму Саши, в чем дело и откуда он так хорошо знает предлоги, т.к. не могу понять причину. Оказывается, целый год ежедневно мама заучивала с ребенком картинки с изображением разных предлогов (мячик на столе, под столом, за столом, перед столом, выпрыгнул из-за стола и т.д.). И в конце концов Саша их всех запомнил и умеет воспроизводить — называть. Времени на это занятие – повторение картинок ушло очень много – ежедневные нелюбимые ребенком речевые упражнения по вечерам в течение года. Дало ли это толчок развитию речи Саши? Нет. За этот год «натаскивания» ребенка только на знания предлогов были упущены очень важные другие стороны речевого развития. «Дрессировка ребенка» на решение одной задачи никогда не приводит к хорошим результатам в развитии речи. Все предлоги можно было очень быстро и интересно для малыша выучить с Сашей в увлекательных и веселых речевых играх (их подробное описание Вы найдете в серии моих статей про игры с предлогами). Эффективны ли были столь героические ежедневные усилия мамы по развитию речи сына? Нет. А ведь можно было с радостью и увлечением поиграть с малышом в речевые игры и добиться более хороших результатов вместо тягостного повторения одних и тех же картинок изо дня в день!

      Давайте же теперь посмотрим, как избежать ошибок и без лишнего «героизма» развивать речь детей легко и с радостью. И окончательно определим истинную нашу цель, ради чего мы будем стараться и чего хотим получить.

      Что же такое на самом деле методика развития речи и развитие речи детей?

      Методика развития речи детей отвечает на вопросы: 1) чему учить в развитии речи детей, 2) как учить и 3) зачем и почему именно так учить. Причем ответы на эти вопросы и рекомендации в методике развития речи детей взяты тоже не сами по себе «из головы», а определены из практики развития речи малышей и из экспериментальной работы с детьми. Как это происходит? Для проверки определенного способа развития речи авторами берутся несколько групп детей (группы должны быть примерно одинаковыми по уровню развития малышей). Дальше с этими группами деток ведется работа по развитию речи, но обучают их разными способами, чтобы выбрать наиболее эффективный. Далее исследователи смотрят на разницу полученных результатов у детишек. Потом результаты перепроверяются с другими группами детей. И на основании сравнения полученных данных делается вывод о том, какой способ развития речи в работе с детьми более эффективен и дает наилучшие результаты. И именно этот способ и рекомендуют всем использовать – и педагогам, и родителям. Так создавалась и создается теория и методика развития речи детей. И я как исследователь детской речи, разрабатывая свои авторские способы развития речи детей и игровые коммуникативные ситуации для речевых занятий с детьми, делаю точно также –обязательно проверяю в работе с детками все приемы развития речи, прежде чем рекомендовать их другим людям – педагогам и родителям.

      Цель развития речи детей в дошкольном возрасте

      Что же такое развитие речи детей дошкольного возраста на самом деле? Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т.е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).

      То есть хорошо развитая устная речь ребенка должна быть: а) правильной (то есть без ошибок), б) «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи малышей в дошкольном возрасте.

      Сейчас всё чаще встречаются дети, которые считаются в семье гениями. Они знают наизусть огромные отрывки из энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик. Нет у них и красивой творческой выразительной речи. То есть нет у них базы ,основы для развития способностей и развития речи.

      Случай из моей практики. Ваню очень интенсивно развивали в семье, так как он был единственным сыном и внуком в семье профессуры. Развивали и речь Вани – но особенным образом: читали ребенку отрывки из энциклопедий и заставляли мальчика их пересказывать. Это было ежедневное задание – занятие Вани с родителями «по развитию речи». Пересказывал ребенок, действительно, на самом высоком для его возраста уровне – еще бы, ежедневные тренировки в семье давали свой результат! Семья считала, что хороший пересказ – главное, что потребуется Ване для успехов в школе. Но вот с речевым общением и с творчеством, а также с инициативой и любознательностью у ребенка были явные проблемы. Они в семье не поощрялись. Однажды я спросила Ваню (ему было 6 лет на тот момент): «Поплывет ли твой деревянный кораблик в воде?». А он мне отвечает: «Мне дедушка об этом еще не прочитал. Когда он прочитает – я Вам перескажу, что он сказал». И никакой попытки ребенка даже попробовать рассуждать, обобщать или практически проверить свою версию — запустить кораблик в воду и самому сделать вывод о его «плавучести» и ее причинах. Такие дети не могут сочинить сказку, познакомиться со сверстником во дворе, договориться с детьми. Хорошо ли развита их речь? Могут ли они выражать свои мысли? Нет. Увы, только повторяют чужие заученные мысли. Цель не достигнута, хотя усилий взрослыми в семье вложено было море, но, увы, не в том направлении! Ваня сейчас учится в школе – учится средне, без выдающихся успехов и без стремления к знаниям. Ведь в школе-то как раз важен не пересказ, а умение ребенка выделить главное в учебном материале, обобщить, сделать самостоятельный вывод, анализировать, сравнивать, а не повторять за взрослым. Родители разочарованы и обижены на Ванюшку. А Ване я не позавидую – ведь семья сама «загнала» его в этот «тупик» развития.

      Это интересно: Когда методика развития речи только создавалась в России, в ней ставилась еще более интересная и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Е.И. Тихеева о развитии стиля речи у детей» (статья написана почти 100 лет назад, а какие глубокие и очень современные мысли в ней! И как хочется идти к этим вершинам!).

      Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи! Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике!

      Итак, с целью и с типичными ошибками в определении цели развития речи, а также с тем, что такое методика развития речи, мы определились. Цель высокая, интересная, очень нужная всем нам в жизни, и главное для нас – начать двигаться вперед — идти к ней маленькими шажками.

      Теперь поговорим об ориентировочных показателях речевого развития – или о «нормах» и мониторинге развития ребенка.

      Часть 2. Кто придумал нормативы развития речи детей и зачем их надо знать.

      Развитие речи – это процесс, который проходит у ребенка целый ряд этапов. И существуют ориентировочные показатели развития речи малыша в каждый его возрастной период. Все нормативы речевого развития детей, существующие в нашей стране – это результат серьезных, длительных и глубоких научных исследований развития ребенка.

      Конечно, все дети очень индивидуальны! Но отставание от развития на 2-3 срока – это уже сигнал тревоги, который требует обращения к специалистам. И если помощь будет ребенку оказана вовремя, то всё будет хорошо. А вот если игнорировать отставание в развитии речи своего малыша, то могут быть проблемы в школе – большие трудности в письме и в обучении в целом. Развитие речи тесно связано с развитием мышления, с общением со сверстниками, поэтому очень важно, чтобы ребенок не испытывал проблем. А если проблемы есть — чтобы они решались вовремя.

      Расскажу немного об ориентировочных показателях в развитии речи малышей. Подробное их описание Вы найдете в статье о развитии детей раннего возраста.

      Немного о словаре малыша и ориентировочных показателях в его развитии.

      Буквально сегодня получаю комментарий на своем сайте: «Ха-ха-ха. 200-300 слов к 2-3 годам!» (подтекст — это нереально!) А ведь это современный минимум – норматив речевого развития. Читательница смеется над этими цифрами, т.к. действительно многие детки вообще не говорят сейчас в свои 2-2,5 года. И она считает это нормальным! Но эти цифры не случайны! Это минимум, не максимум! Давайте посмотрим, каков же максимум и что реально могут дети в свои 2- 3 года.

      Для этого давайте вернемся к нашей истории. 1965 год. Это 49 лет назад. В этот год издана книга «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет» под редакцией замечательного ученого – классика, исследователя раннего развития детей Н.М. Щелованова. Цитирую из этой книги:

      «На третьем году жизни продолжается быстрое развитие речи ребенка. Словарь его растет с каждый днем. За год он увеличивается в 3-4 раза, достигая 1300-1500 слов (мое примечание – сравним эти цифры количества слов в словаре ребенка к трем годам!). Ребенок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, и с легкостью запоминает стихи, песни, сказки, хотя он далеко не всё понимает из того, что так быстро схватывает… Как уже не раз говорилось, уровень развития речи зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего, является общение его со взрослыми и речь взрослых». Это написано, когда меня и многих из Вас – дорогие мои читатели – еще не было на белом свете. Обратите внимание на цифру – 1300- 1500 слов. Не 300, а в пять раз больше.

      Когда я читаю эти старые строчки про двухлетних детей, я невольно сравниваю двухлеток 1965 года и современных, даже еще не говорящих деток. И это при том, что все мы интенсивно занимаемся с пеленок «ранним развитием», покупаем дорогостоящие игрушки, водим в центры чуть не с шести месяцев и платим за это достаточно большие деньги. А дети-то отстают в развитии речи от сверстников прежних лет! И отстают по базовым показателям! И ведь речь – это знают все специалисты – это зеркало общего развития малыша, в котором отражаются все его достижения и проблемы. Почему же это «зеркало» показывает нам сейчас такие печальные результаты? Может быть, мы что-то очень важное утеряли или упустили в гонке за неважным и поставили другие цели развития речи? Да! Это так!

      И когда это важное вновь возрождается – уходят речевые проблемы! Когда мы начинаем:

      — правильно использовать с пеленок колыбельные, потешки, пестушки, переклички,

      — прислушиваться и присматриваться к своему малышу и идти за ним ,а не пытаться навязывать ему свои представления и идеи,

      — вести общение с учетом формы общения с ребенком, характерной для данного возраста,

      — когда мы по ходу обычных дел привлекаем внимание ребенка к слову и выражению своих мыслей и чувств,

      — когда стараемся не сами говорить, а создавать ситуации активного говорения малыша –

      тогда дети меняются вслед за нами и происходит резкий скачок в развитии речи малышей! Как иногда хочется, чтобы дети сами по себе изменились. Это нереально. Когда изменяемся мы – взрослые – вслед за нами изменяются наши дети и их речь тоже!

      Это уже доказано многими мамами с детками, которые прошли мой он-лайн курс для родителей «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей от рождения до семи лет». Молчавшие дети не только заговорили на этом курсе прошлой осенью, но и теперь – через год – стали говорить лучше сверстников! Этот результат – не «волшебная пилюля», это душевный труд родителей, но труд очень благодарный, радостный, творческий и интересный! И еще – это результат понимания этими мамами и папами закономерностей развития речи. А когда понимаешь не только «что и как делать», но и «зачем и почему именно так делать», то просыпается внутри творческий родник, всё становится ясным и понятным, укладывается в систему. И становятся не нужны лишние «развивающие» курсы и игрушки. Так как уже есть понимание – что действительно нужно ребенку для развития, а что — нет.

      Небольшую «шпаргалку» по развитию речи малышей в ходе повседневной жизни Вы найдете в статье «20 идей развития речи детей для занятых мам». А если этому хотите научиться и узнать все подробности – добро пожаловать на мой курс. Запишитесь, и в рассылке получите информацию о наборе новой группы. Рекламу курсу я не даю, так как всегда количество желающих учиться на нем больше, чем количество мест в группе курса, который идет с моей индивидуальной поддержкой каждой участнице и ее малышу.

      Почему так важно знать нормативы речевого развития? Или о мониторинге речевого развития малышей.

      Нужны ли нормативы и надо ли их знать, если все дети имеют индивидуальные особенности развития? Да, нужно. Хотя очень часто в сети я читаю в мамских форумах, что «нашлись старперы — нормативы придумали, всех под одну гребенку подгоняют». Конечно, это пишут те, кто ничего не знает о нормативах – ориентировочных показателях развития малышей. Или те, кто предпочитает не решать проблемы развития речи своего малыша, а спрятать голову в песок как страус – тактика не самая лучшая. Любая проблема в развитии речи ребенка решаема, если ее решать и обратиться вовремя к специалистам!

      «Ориентировочные» – они не зря так названы. Они для нас как ориентир – маяк в пути по морю развития малыша. И надо этот маяк заметить и понимать, что он нам сигналит.

      Для чего очень важно и нужно их знать? Чтобы отслеживать динамику развития своего малыша. Чтобы если вдруг будут проблемы – то их тут же заметить, обратиться к специалисту – врачу и логопеду и не терять драгоценное время. Чтобы не просто смотреть, а видеть своего малыша – что постоянно меняется в нем, чему новому он научается, в чем ему нужна помощь, где он особенно силен, а где пока не получается и надо его поддержать дополнительными играми и упражнениями.

      Это важно знать: При мониторинге развития речи ребенка важно даже не то, сколько он умеет сейчас, а динамика в его развитии. И важно видеть, что малыш обучается новому, что всё время в его развитии происходит движение вперед. А вот если такого движения нет – то тут есть повод задуматься. Задержке в развитии могут способствовать две причины:

      А) либо мы — взрослые – «отстали» от ребенка и даем ему старые задачи, которые он давно перерос. И пора бы уже давать ему более сложные задачи речевого общения по его возрасту

      Например, мы понимаем малыша с полувзгляда, угадываем сразу, что ему будет нужно и что он хочет. Зачем тогда ребенку речь? Она просто не нужна в его жизни! Речи и нет! Это одна из причин того, что у ребенка речь не появляется вовремя – и очень частая причина, которую, к счастью, легко преодолеть и всё исправить, и малыш скоро заговорит.

      Б) Либо есть проблемы в развитии ребенка и стоит проконсультироваться у специалистов.

      Приведу примеры важности знания родителями и педагогами нормативов развития.

      Пример 1. Детский лепет. Все детки начинают лепетать, даже глухие! Причем лепетать они начинают примерно в один и тот же срок. И это касается деток самых разных национальностей и из разных социальных слоев. Удивительно, но это научно доказанный факт! Складывается впечатление, что лепет появляется и развивается сам по себе, и ребенок лепечет «сам для себя». Но – что важно знать: у глухих детей лепет постепенно угасает (кстати, лепет угасает и в другом случае – если мама не общается с малышом, например, если малыш находится в доме ребенка). У глухих малышей лепет не усложняется (есть определенные стадии усложнения лепета в норме развития ребенка, которые описаны в рубрике «Развитие малыша от рождения до года»).

      А) ребенок не лепечет (а ему, например, уже 10 месяцев),

      Б) лепет у него появился, но не усложняется, а остается на том же уровне,

      В) лепет появился, а потом начал затухать

      – то надо сразу же обращаться к специалистам.

      Пример 2. Пища ребенка и… развитие речи. В «нормативах», то есть в ориентировочных показателях развития ребенка дается примерный возраст, когда мы начинаем приучать малыша к твердой пище. Казалось бы, какая разница, когда начать давать ребенку твердую пищу? Оказывается, это очень важно! Я знаю своих знакомых, которые до 3 лет игнорировали твердую пищу, и всю пищу для сына обрабатывали в блендере (медицинских показаний к этому не было, просто мама так хотела – ей казалось, что так будет лучше для пищеварения малыша). Результат – ребенок имеет огромные проблемы с артикуляцией и очень плохо говорит!

      Давайте разберемся, почему так важна твердая пища и как это влияет на речь.

      Если малыш после года или даже после 2 – 2,5 лет питается только протертой пищей, то ему трудно будет начать хорошо говорить. Почему? Потому что для речи требуется умение управлять мышцами, находящимися в ротовой полости, и умение контролировать дыхание. А жевание твердой пищи – это не просто питание тела и еда, а и развитие способности координированной работы мышц. Еда для самых маленьких – это своеобразная «артикуляционная гимнастика», которая «проводится» 3-4 раза в день (сколько раз ребенок пожевал твердую пищу, столько раз и потренировал свои мышцы, то есть сделал такую «гимнастику»). Нужно это знать? Да! И вовремя начать давать ребенку сухарик, фрукт, печеньице, сухофрукт. А также давать трубочки для коктейля чтобы пить из них сок или играть с ними – выдувать пузыри. Это тоже полезно для развития мышц.

      Вот почему нормы развития речи ребенка — это не просто так написанные слова, в них заложены очень глубокие факторы и закономерности развития малыша. Но эти закономерности и факторы сразу беглым взглядом не видны, если смотреть на нормы поверхностно! Их еще надо увидеть и понять. Я рада, что сегодня нам удалось заглянуть поглубже! Буду и дальше раскрывать некоторые секреты развития ребенка, знакомые профессионалам. А если будет желание у Вас узнать такие секреты – пишите :-), буду рассказывать на сайте и на своих курсах. И уже рассказываю очень много на курсе, о котором писала выше. Есть задумка сделать и творческую мастерскую — практикум по сообщению таких секретов и совместному составлению – придумыванию семейных речевых досугов и занятий. Поэтому буду рада узнать Ваши пожелания и интересы. Пишите в комментариях!

      Часть 3. Задачи развития речи.

      Итак, мы определили, что развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Что же включает в себя развитие речи – какие направления в нем выделяются:

    • Звуковая культура речи – правильное звукопроизношение, ритм, темп, тембр, интонация, речевое дыхание, дикция и другие показатели «звучащей речи».
    • Развитие словаря: включает три линии – а) обогащение словаря новыми словами, б) активизация словаря, в) уточнение словаря (то есть умение подбирать наиболее точное и уместное в данной ситуации слово).
    • Усвоение грамматического строя речи: а) морфология ( то есть умение правильно и без ошибок согласовывать друг с другом слова в предложениях – например, говорить «краснЫЕ сапожки», но «краснОЕ платье», а не «красныя сапожки», «красныя платье»), б) синтаксис (умение строить предложения и тексты разных видов), в) словообразование (умение образовывать новые слова от известных по аналогии, например: строит – строитель, учит — учитель, развитие языкового чутья и словотворчества)
    • Развитие связной речи – умение строить диалог и монолог (описание, повествование, рассуждение), творческое сочинение сказок, небылиц, рассказов, загадок.
    • Подготовка к обучению грамоте – ознакомление со словом, звуком, предложением, слогом, овладение звуковым анализом слов. Первоначальное обучение чтению (это не обязательная для дошкольников часть программы, поэтому она есть не во всех программах дошкольного образования, но большинство современных детей к школе уже свободно читают, и это требуют от будущих первоклашек многие школьные учителя).
    • В продолжении статьи на следующей неделе Вы узнаете о том, как эффективно решать некоторые из этих задач и какие типичные ошибки обычно допускаются, как их можно преодолеть. Мы поговорим о презентациях по развитию речи – какие из них полезны, а какие бесполезны для развития речи детей, о том, как найти время для развития речи малышей, о том, как с делать речевые занятия интересными и многом другом интересном. Вы узнаете не только о моем опыте, но и об опыте мам — читательниц сайта «Родная тропинка».

      Интересные практические материалы по развитию речи детей по возрастам Вы найдете в рубриках сайта:

      Полезную информацию о развитии речи детей Вы услышите в представленных ниже видеолекциях из цикла «Поговори со мною, мама». Лектор — Т.Д. Яковенко, преподаватель психологии и детской литературы НГПУ.

      Лекция 1 «Речевое и литературно-художественное развитие детей дошкольного возраста» ( с 3 лет)

      Лекция 2. Развитие речи самых маленьких деток — от нуля и до трех лет

      А завершить первую часть я хочу стихотворением Сергея Скачко о родном языке и речи:

      С благоговеньем прикасайся

      К тому, чем ты вооружён,

      Твори светло и упивайся

      Безбрежным русским языком

      Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

      Суров и нежен, многолик,

      Во всех мелодиях искусен

      Наш удивительный язык.

      Ему к лицу и термин узкий,

      И междометный вздох, и клич,

      Гордись, что понимаешь русский,

      Старайся глубину постичь.

      Смешно и грустно слышать, право,

      Как эллочек и фимок рать

      К заморским «ингам”, „шн” и “вау”

      Его, кряхтя, хотят прижать.

      Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

      «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

      Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

      Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

      Источники:

      http://www.twirpx.com/file/70935

      http://nashol.com/2017011492612/teoriya-i-metodika-razvitiya-rechi-detei

      http://fb.ru/article/229511/teoriya-i-metodika-razvitiya-rechi-detey

      http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi.html?start=198

      http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi.html?start=77

      Цель и задачи развития речи детей дошкольного возраста