Что такое психологическая поддержка ребенка в семье

Психологическая поддержка в семье


Психологическая поддержка в семье

Что такое поддержка?

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка.

Родительская поддержка – это процесс:

  • в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка
  3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться
  6. Проводить больше времени с ребенком
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний
  12. Принимать индивидуальность ребенка
  13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка
  14. Демонстрировать оптимизм

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Психологическая поддержка ребенка в семье

Психологическая поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.

Психологическая поддержка — это процесс:

• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;

• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.

Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощре­нии того, что он делает.

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает поступок в целом, но и старается выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Для того чтобы поддержать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться», «Какой ты неуклюжий», «Посмотри, как твой брат (друг) хорошо сделал это», «Ты должен был смотреть, когда я тебе это показывал». Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрение. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, выявить, какие силы в семье, школе и в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению психологов, такого рода факторами могут быть:

  • завышенные требования родителей;
  • соперничество братьев и сестер;
  • чрезмерные амбиции ребенка;
  • неудачный опыт оценивания и разрешения жизненных ситуаций;
  • внимание родителей к ошибкам, неудачам, поражениям;
  • конфликтные отношения в детском коллективе;
  • сравнение взрослыми ребёнка с другими детьми..
  • Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка:

    • создание зависимости ребенка от взрослого;

    • навязывание нереальных стандартов;

    • стимулирование соперничества с братом, сверстниками.

    Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают гармоничному развитию его личности. Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: «Хоть я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

    Для создания психологической поддержки, эффективно продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений и успехов. У ребенка необходимо создать установку: «Ты можешь это сделать». Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, так как успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

    3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

    4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

    5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может спра­виться.

    6. Проводить больше времени с ребенком.

    8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

    9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

    10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

    13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

    14. Демонстрировать оптимизм.

    Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

    — Зная тебя, я был уверен, что ты все сдела­ешь хорошо.

    — У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

    — Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.

    — Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.

    — В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.

    Слова, вызывающие разочарование:

    — Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.

    — Ты мог бы больше постараться, когда вы­полнял работу.

    — Эту идею ты никогда не сможешь реализо­вать.

    — Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.

    — Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.

    Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимули­рует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.

    Поддерживать можно посредством:

    • Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).

    • Высказываний («Я горжусь тобой!», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно про­гресс!», «Я рад твоей помощи», «Все идет прекрасно», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»).

    • Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).

    • Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

    • Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

    Психологическая поддержка:

    В суете современного мира каждый человек подвергается влиянию множества негативных психологических и физических факторов. При этом страдает не только физическое, но так же и психологическое здоровье. Ежедневные стрессы накладывают свой неизгладимый след, и стечение негативных обстоятельств в один момент могут загнать любого человека в «глухой угол». В таком случае, даже вполне здоровый, сильный и уверенный в себе человек нуждается в психологической поддержке опытного психолога.

    Что такое психологическая поддержка?

    Психологическая поддержка — это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации в целом. Это психологическая помощь в Москве и непосредственная работа с человеком, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях и глубинных личностных проблем. Если вам нужна психологическая поддержка и вы не можете найти выход из сложившейся ситуации, звоните, и я окажу вам серьезную психологическую поддержку и помощь по телефону либо в личном психологическом кабинете на Цветном бульваре в Москве.

    Психологическая поддержка – это так же увлекательная форма общения между психоаналитиком и клиентом, в процессе которого опытный психотерапевт всегда поможет человеку разобраться в самом себе, обязательно поможет и научит человека самостоятельно принимать, понимать и анализировать свои чувства, поведение, мысли и принимать адекватные решения, опираясь на сильные стороны и внутренние ресурсы своего личного «Я».

    Основные направления психологической поддержки:

    Психологическая поддержка осуществляется в целях психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации. Основными направлениями которой являются:

    Этические принципы помощи психологической поддержки:

    Как и во многих профессиях, в деятельности психолога практика, при оказании им психологической поддержки, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи и психологической поддержки было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым для всех слоев населения.

    Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя психологу консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на частную практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

    Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи в России традиционно выделяют следующие:

    На сегодняшний день в современном мире так же как и в России у людей попавших в сложную жизненную ситуацию набирает все большую популярность обращение за психологической поддержкой к профессиональному психологу, психотерапевту и психоаналитику. Я настоятельно рекомендую вам при малейших невзгодах и психологическом дискомфорте смело звонить и использовать современный метод психологической поддержки и помощи психологическую консультацию.

    Консультация с психологом по телефону

    8(926) 303-68-47 (онлайн консультация) это принципиально надежный способ оказания психологической поддержки в России

    Не секрет, что телефон становится все более популярным в качестве способа общения, передачи информации, средства презентации и реализации профессиональных психологических услуг. Телефон незаметно проник во все сферы жизни, и создал новые формы психологического взаимодействия. Консультация с психологом и психологическая поддержка по телефону может быть получена человеком как минимум в двух случаях: во-первых, когда человек сам осмысляет, что у него есть некие психологические трудности и ему требуется элементарная психологическая поддержка по телефону. И есть второй случай, когда не сам человек, а его ближайшее окружение, чаще всего это члены его семьи усматривают то, что вот уже человек нуждается в услугах психолога и с той или иной степенью настойчивости организует для него подобным методом психологическую консультацию и поддержку по телефону.

    Звоните и используйте современные психологические услуги максимально эффективно!

    Перейдите к оплате психологической помощи по телефону СЕЙЧАС!

    И звоните столько сколько вам это требуется!

    А сам факт того, что можно получить качественную психологическую поддержку по телефону, уже является положительным психотерапевтическим процессом. Психологическое консультирование и поддержка по телефону уже существует, она востребована и психологически эффективна, благодаря специфическим особенностям современной сетевой коммуникации. Психологическая поддержка по телефону однозначно достигает своей цели психологической помощи, чему свидетельствует растущая ее популярность.

    Психологическая поддержка в Москве на Цветном бульваре:

    Очное консультирование с психологом проходят в комфортабельном психологическом центре в самом центре Москвы на Цветном бульваре.

    Стоимость психологической консультации и поддержки частного психолога, психотерапевта и психоаналитика в Москве на Цветном бульваре составляет всего 2.500 рублей, длительностью 50 минут одно занятие. Помните, что это лишь инвестиция в себя, свое психологическое здоровье и душевный покой всей вашей семьи в целом.

    Адрес центра психологического консультирования:

    г. Москва, метро «Цветной бульвар», ул. Цветной бульвар, дом 19, стр. 4, каб. 209

    Психологический центр в Москве находится в шаговой доступности от метро ЦВЕТНОЙ БУЛЬВАР. Улица располагается в самом центре г. Москвы. Это очень уютная и тихая историческая часть города Москвы. Центр психологического консультирования идеально подходит для работы в формате индивидуальной, семейной, детской и групповой тренинговой работы. Имеется отдельный вход и свободный доступ.

    Я работаю с 10:00 до 21:00 с понедельника по субботу. По предварительной договоренности возможна запись на вечернее время и в воскресенье.

    С уважение, частный психолог, психотерапевт и психоаналитик, Помазкин Антон Сергеевич.

    Психологическая помощь детям из семей алкоголиков

    Внешние характеристики детей из алкогольных семей

    Когда речь заходит о детях из алкогольных семей, наше воображение рисует образ неухоженного, неопрятного ребенка, который слоняется по улице, плохо учится, бывает агрессивным со сверстниками. В некоторых случаях это действительно так. Пьющие семьи могут состоять на учете в полиции, в наркодиспансере. Поскольку большая часть денег уходит на выпивку, то в алкогольных семьях постоянно не хватает денег, взрослые могут вести себя асоциально. Некоторых родителей лишают родительских прав. Часто дети из подобных семей имеют проблемы, связанные с задержкой психического развития, что само по себе создает для ребенка огромный комплекс трудностей в обучении и пребывании в школе. Это — ярко видимые характеристики, и, как правило, школьные специалисты сразу определяют скрывающиеся за ними проблемы. Конечно, их замечают и сверстники. Дети с признаками задержки психического развития часто становятся объектом для насмешек со стороны одноклассников. В результате травм развитие ребенка может еще больше замедлиться. К сожалению, для педагогов эта проблема бывает практически неразрешимой. Для успешного преодоления ЗПР нужно активное сотрудничество психологов, педагогов и родителей, но как раз с пьющими родителями это невозможно.

    Трагизм детей из семей, где один или оба родителя являются пьющими, нередко заключается в том, что внешне все порой выглядит очень пристойно. Семья может быть обеспеченной и даже богатой (это миф, будто алкогольная зависимость — удел только семей с низким достатком или семей за чертой бедности). Ребенок может выглядеть ухоженным, посещать спортивные секции и кружки, неплохо и даже хорошо учиться. Родители посещают родительские собрания, принимают участие в жизни своего отпрыска.

    Все кажется пристойным и даже благополучным. И только внимательное наблюдение за поведением ребенка или психологическое тестирование может выявить в младшем школьном возрасте проблему, связанную с алкоголизмом в семье. В подростковом возрасте почти все дети, так или иначе, в своем поведении уже демонстрируют семейные проблемы, и получается, что для помощи ребенку упущено много времени. Как часто приходится слышать: «Он (она) был замечательным ребенком, а стал (а) совершенно неуправляемым подростком».

    Принято все списывать на переломный возраст. Однако в моей практике я наблюдаю, что в семьях, где есть алкогольная или наркотическая зависимость, именно в подростковом возрасте у школьников начинаются проблемы, связанные с поведением, которые если и решаются, то с большим трудом. Это не значит, что у ребят из непьющих семей не бывает острых проблем. Конечно, бывают, но они преодолевают их с гораздо меньшими потерями, и самое важное, что в подавляющем большинстве случаев проблемы решаются успешно.

    Кризис семейной системы

    Почему так происходит? Ответ известен. Алкоголизм — семейная болезнь. Жить под одной крышей с человеком, больным алкоголизмом, и сохранить полное психическое здоровье невозможно. Алкоголизм поражает человека в первую очередь на поведенческом уровне, и поведение пьяного или выпившего родителя существенно отличается от поведения трезвого. А ведь даже присутствие рядом с ребенком пьяного человека является нарушением психологических границ. Что уж говорить о том, что детей часто начинают «воспитывать» именно в состоянии опьянения.

    Семья — это система. Все члены семьи связаны друг с другом родственными связями и испытывают интенсивную эмоциональную привязанность.

    В каждой семье есть свои правила, которые призваны поддерживать каждого члена семьи, а также способствуют тому, чтобы были удовлетворены его психологические потребности.

    Однако в семье, где развивается зависимость, правила становятся ригидными и нездоровыми. Они перестают действовать на благо всех членов семьи и начинают работать на того, кто их устанавливает, — алкоголика или наркомана. В конце дня семья ждет в напряжении папу с работы, со страхом думая: каким он придет? Вся система начинает зависеть от настроения и поведения зависимого человека. Как пройдет вечер, как семья проведет выходные? Все определяется тем, в каком состоянии и настроении будет находиться зависимый. Первоочередной потребностью семьи становится задача скрыть проблему, «сохранить фасад», «сделать красивое лицо».

    В семье начинают процветать ложь, манипуляции, отрицание. Дети часто слышат фразы: «папа заболел» или «не трогай маму: она устала и отдыхает», но при этом родитель просто пьян! Принято считать, что ребенка легко обмануть. Но это не значит, что он своим детским сердцем не понимает проблему. Это не значит, что когда его отправляют в свою комнату, а на кухне идут «пьяные разборки», ему не страшно. Это не значит, что укладываясь спать, ребенок не засыпает в слезах и мольбах о том, чтобы мама или папа перестали пить.

    В семьях, где есть пьянство, алкоголизм, часто присутствуют насилие, жестокость, брань, грубость. Ребенок за один вечер может увидеть и искаженное злобой пьяное лицо родителя, и пьяные слезы с просьбой о прощении, и горящие глаза в обещании, что «это был последний раз, и теперь заживем по-новому». Дети часто считают себя виновниками всего, что случается в семье. Поэтому страх, одиночество, чувство вины и напряжение становятся постоянными спутниками подростка. При этом никто не спрашивает его о чувствах, а даже если и спросят, скорей всего, он не ответит, потому что очень рано и быстро усваивает правила игры — не говорить, не чувствовать, не доверять. Основной психологической защитой становится отрицание.

    Отрицание — это целый ряд психологических маневров, снижающих осознание факта болезни. Это главный психологический симптом родных и близких зависимого человека, у которых параллельно развитию алкоголизма или наркомании развивается психологическое явление, которое называется «созависимостью».

    Отрицание имеет разные формы проявления: преуменьшение, минимизация («ну не так уж много и часто он выпивает», «подумаешь, расслабился раз в неделю», хотя на самом деле употребление может иметь систематический характер), сравнение («ну разве у нас папа алкоголик? Вот сосед под забором валяется»), оправдывание («все в нашей стране пьют»), абсолютное отрицание («у нас все хорошо и даже отлично, у нас нет никаких проблем»). Оно не позволяет приблизиться к проблеме и ее решению, работая на болезнь и укрепляя стрессовую ситуацию в семье.

    В попытках выжить в условиях постоянного стресса члены семьи начинают вырабатывать приспособительные реакции и модели поведения. Они являются естественной нормальной реакцией на ненормальную ситуацию.

    В семейной драме, разыгрывающейся по сценарию алкоголика или наркомана, важные роли достаются детям. Они — невинные жертвы заболевания взрослых. Дети алкоголиков и наркоманов входят в группу повышенного риска заболевания алкоголизмом и наркоманией не только из-за наследственной предрасположенности, но и по факту копирования поведения одного из родителей.

    Подростки реагируют на зависимость в семье несколькими способами. Некоторые из них поддерживают не употребляющего алкоголь родителя и помогают ему, другие защищают алкоголика и наркомана. Бывает, что дети пытаются остановить или контролировать родителей. Стоит ли говорить, насколько велика такая психологическая нагрузка на ребенка? С течением времени ребенок становится психологически слабым, неустойчивым, с заниженной самооценкой, теряет контакт с собственным

    «Я». Эти дети не умеют переживать и справляться с такими чувствами, как гнев и грусть. Их эмоциональная сфера часто сильно разрушена, поскольку в семьях зависимых людей есть запрет на чувства и выражение чувств часто имеет неадекватную форму.

    Сложившаяся ситуация в дисфункциональной семье заставляет детей играть определенные роли. Роли — это реакция детей на происходящее в семье. «Герой» — такую роль часто берет на себя старший ребенок в семье. Его целью является сохранение семейного достоинства. Исходя из этого, он не вызывает своим поведением никаких хлопот: хорошо учится, даже в раннем возрасте может исполнять некоторые функции одного из родителей, не по годам взрослый, ответственный, может иметь высокие достижения не только в учебе. Подобные дети имеют тенденцию быть академически или профессионально очень успешными, отличаются организованностью, целеустремленностью, дисциплинированностью. Но им трудно выслушивать других, трудно играть, веселиться. Успех становится главным в жизни такого ребенка. Часто уже в детстве развивается перфекционизм. Внутри у ребенка, находящегося в этой роли, много одиночества, страха, обиды, гнева. Эти дети как бы пытаются убедить мир в том, что все нормально. Они проецируют на семью свой уровень достижений и ответственности.

    «Бунтарь» или «козел отпущения» — эту роль, как правило, исполняет ребенок, который по возрасту младше героя. Обычно его отличает плохое поведение в школе, с ним много проблем, для него характерно непослушание. Часто такие дети становятся малолетними правонарушителями. Подобный ребенок оттягивает фокус проблемы на себя. Благодаря этой роли семья имеет возможность для своеобразного нездорового выражения гнева. Внешне такой ребенок выглядит «колючим» и враждебным. Однако внутри у него много боли, отчаяния, страха, чувства вины.

    «Потерянный» — такие дети стремятся быть невидимыми, они кажутся тихими и даже робкими, могут часто и сильно болеть. От хаоса и семейных дрязг они спасаются в мечтаниях и грезах, живут в нереальности. Этот ребенок дает семье возможность для выхода нежности и привязанности. Внутри такие дети чувствуют обиду, одиночество, отверженность.

    «Семейный талисман» или «шут» — так называется еще одна роль в зависимой семье. Играющий ее ребенок часто находится в центре внимания. Он все время балагурит, привлекает окружающих шутками, смешным поведением, несерьезностью. Имеет очень плохую концентрацию внимания, гиперактивное поведение, все это — способы снятия напряжения, характерные для детей, находящихся в роли «шута», «семейного талисмана». Внутри у такого ребенка — страх, гнев, отверженность. Надо сказать, что и у детей из семей с другими дисфункциями могут быть проявления вышеописанных ролей, но в семьях, где есть алкоголизм и наркомания, эти роли очень жестко закреплены. Дети алкоголиков чаще, чем другие школьники, обнаруживают признаки тревоги и беспокойства даже в тех случаях, когда для этого нет повода. Педагоги могут заметить, что ребенок бывает чрезвычайно взволнован как перед ответственной контрольной, так и перед обыденным школьным обедом. Таким образом сбрасывается тревога, связанная с семейной ситуацией.

    Дети могут быть гиперобидчивыми и часто плакать, или, наоборот, все время провоцировать ссоры и конфликты. Иногда такие дети как бы прилипают к своему педагогу или к кому-либо из сверстников и очень ревнуют объект своего внимания, могут обижаться и капризничать.

    Недостаток эмоциональной теплоты и поддержки серьезно затрудняет нормальное формирование у ребенка чувства собственного достоинства.

    Без помощи и поддержки практически невозможно выйти из этих жестко закрепленных ролей, и по мере взросления ребенок начинает использовать какие-либо инструменты расслабления. Это инструменты, которые он видел у себя в семье.

    Если дети получают помощь и поддержку от специалистов, то даже поведение, навязанное ролью, можно корректировать и модифицировать.

    Для всех детей, находящихся в ролях, будет большой помощью наличие места, где ребенок может рассказать о своих страхах и переживаниях, поделиться тем, что происходит в семье. Дети из алкогольных семей обычно очень качественно выполняют задачу сохранения секретов семьи. Болью и проблемой скорее поделится жена алкоголика, чем его ребенок. Только если ребенок будет доверять взрослому, он расскажет, что на самом деле происходит в семье.

    Например, опишу разговор с Артуром восьми лет. — Вчера папа пришел домой под мухой, — говорит мальчик со слезами на глазах.

    — Артур, а что значит «под мухой»? Это значит, что папа выпивал, был пьяный?

    — Не, он был не совсем пьяный, когда совсем пьяный — это по-другому. Тогда мы совсем не выходим из комнаты, можем даже ужинать в своей комнате. А когда «под мухой», папа веселый и приносит подарки. Поэтому мы радуемся с сестрой.

    — Понятно, но мне показалось, что ты чуть не заплакал, когда сказал об этом?

    — Это не из-за него, а из-за мамы. Она очень плохие слова говорила.

    — Ты можешь поделиться со мной — какие это были слова?

    — Да, мама говорила, что будет развод. А я знаю, что это такое! Я сестре тоже все объяснил. Потом, когда мы легли спать, мы думали с сестрой, как мы убежим из детдома и встретимся. Мы договорились встретиться около школы, потому что она тоже знает, как туда идти, — рассказывает Артур и плачет.

    Дети слышали, как ругаются родители, слышали угрозы о разводе и испугались, что их тут же заберут в детдом. Никто не поговорил с ними, никто не объяснил, что будет происходить. Кстати, мама пришла ко мне с вопросом, что делать и как относиться к тому, что иногда она находит детей спящими в одной кровати, хотя укладывает в детской брата и сестру каждого в своей кроватке.

    Большое количество детей идут утром в садик или в школу, где они должны учиться, правильно себя вести, отвечать на вопросы, записывать, запоминать. и еще многое другое должен ребенок. После школы многим ученикам нужно идти на дополнительные занятия, где они тоже должны слушать, запоминать, хорошо себя вести. А вечером дома, скорее всего, будет продолжение драмы. Вот здесь и приходят на помощь «семейные роли».

    Этой семье удалось помочь. Мама детей признала наличие у своего мужа алкоголизма, признала наличие проблем, которые появились у нее в связи с развитием созависимости. Она обратилась к школьному психологу, Артур стал получать поддержку и понимание. Правильно выстроенная психологическая программа привела к тому, что и глава семьи обратился за помощью. Уже более трех лет в семье нет случаев употребления алкоголя. Это не значит, что проблемы исчезли полностью. Разумеется, они есть. Но главное — в том, что семья учится решать возникающие вопросы и проблемы. Проблемы признаются, а значит, решаются. Что касается Артура, то он — один из лучших учеников класса. Хотя еще важнее то, что это открытый, веселый, контактный ребенок.

    Для практической помощи детям из алкогольных семей можно дать следующие рекомендации.

    — Ребенку в роли « семейный герой» важно уделять внимание, когда у него что-то не получается; необходимо отделить его личность от его достижений; помочь ему знать и принимать, что ошибаться — нормально и ошибка не означает, что он — плохой. Так же важно помочь ему научиться распознавать свои чувства и уметь выражать их. Необходимо, чтобы ребенок понял, от какого занятия, увлечения он получает удовольствие, расслабление, а не только делает потому, что «надо».

    — «Бунтарю» важно дать понять, когда его поведение неуместно. Устанавливать границы и быть в этом последовательными. Четко объяснять подростку, за что именно он отвечает, не проявлять чувство жалости к нему, игнорировать грубое поведение и всегда хвалить за достойное поведение.

    — К детям в роли « потерянный ребенок» всегда надо обращаться по имени и в присутствии других детей обозначать их сильные стороны, поощрять инициативу. В групповых опросах нужно не давать им отмалчиваться, иногда спрашивать первыми.

    — «Клоуну» необходимо давать поручения и спрашивать за выполнение поручения точно в назначенный срок. Важно поощрять его юмор тогда, когда он уместен, и не обращать внимания, если ребенок паясничает.

    И конечно, все дети обязательно нуждаются в выслушивании, оно само по себе является целебным. Выслушивая ребенка, взрослый может удовлетворить сразу несколько его потребностей: в принятии, в свободе говорить, во внимании.

    Первое, что мы можем сделать, — обратить внимание, кто из детей в группе сверстников всегда играет одну и ту же жестко закрепленную роль. На основании этого наблюдения нужно рекомендовать родителям посещение семейного психолога для консультации.

    Источник: журнал «Школьный психолог» № 7-8 2014 г.

    Что такое семья? Понятие семьи и брака

    Антрополог Джордж Мердок вывел определение понятия «семья» еще пятьдесят лет назад. Кроме того, описал он и приблизительный состав одной «ячейки общества». По Дж. Мердоку, семья – это социальная группа с общим местом жительства, практикующая экономическое сотрудничество и воспроизводство. Она включает взрослых обоих полов, по крайней мере двое из которых поддерживают одобряемые обществом сексуальные отношения, а также детей, биологических или усыновленных.

    С тех пор многое в жизни людей переменилось, а определение понятия «семья» теперь выводится каждой областью знания самостоятельно. Рассмотрим же общепринятые взгляды социологов, юристов и психологов – специалистов, которые чаще всего по роду своей деятельности сталкиваются с брачными и семейными отношениями.

    Что понимают под семьей социологи

    Социология изучает жизнь общества. Однако эта наука, как и множество других, подобных ей дисциплин о человеке, имеет несколько разделов. Предметом исследования одной из выделяемых в ней областей как раз и становятся семья и общество. Понятие семьи, существующее в социологии, тесным образом связано с древнейшими законами родства и супружества, на соблюдении которых и строится многовековая история человечества.

    Какое же определение предлагает нам обществоведение? Семьей называется относительно постоянное объединение людей, связанных кровным родством, узами брака или процедурой усыновления, живущих на одной территории и зависящих друг от друга в финансовом и психологическом плане.

    Социология, таким образом, предполагает, что общество формируется из множества маленьких родственных «ячеек», в которых каждый человек получает необходимую поддержку от своих близких и платит им тем же. И, кроме того, каждая такая маленькая общность функционирует на благо всех людей в целом. То есть работает как единый социальный институт.

    Что такое социальный институт семьи?

    Общества как такового может не стать, если кто-то не возьмет на себя обязанность поддерживать его существование. Для этого нужно выполнять определенные функции и делать это регулярно. И с такой огромной ответственностью блестяще справляется маленькая группа людей – семья.

    Однако постоянство общества поддерживается и другими социальными институтами: экономическими, политическими, культурными. Они выполняют определенные функции, тем самым укрепляя связи людей внутри себя и упорядочивая жизнь огромного организма – всего человечества. Семья также берет на себя обязательства по организации жизнедеятельности общества. Она выполняет определенные функции, воспитывая новых членов социума и создавая для них благоприятные жизненные условия. В этом и заключается понятие института семьи.

    Функции семьи как социального института

    Какие же функции возложены обществом на систему семьи? Что делает ее важным социальным институтом?

    Во-первых, семья – это та среда, где растут и познают окружающий мир дети. Никакое общество не может существовать без адекватной социализации молодых его членов. В большинстве случаев воспитание детей берут на себя их родители. Иногда к этому процессу подключаются старшие братья и сестры, бабушки и дедушки или другие родственники. Таким образом, семья воспитывает новых членов общества. Именно она прививает индивиду все ценности и моральные устои, задает человеку курс на успешную реализацию себя в социуме.

    Во-вторых, в идеале семья выступает основным источником материальной и психологической поддержки для каждого ее члена. Она дает пищу, одежду, жилье и другие средства первой необходимости, а также любовь, эмоциональный комфорт и помощь в любой трудной ситуации. Именно благодаря ей человек может ощутить, что такое благополучие.

    В-третьих, семья помогает регулировать сексуальную активность людей. Благодаря ей осуществляется половое воспитание и закладываются соответствующие нормы поведения, она удерживает человека от беспорядочных любовных связей посредством брачных уз и обязательств.

    В-четвертых, социальная идентичность обеспечивается человеку именно в семье. Каждый из нас имеет определенный пол, принадлежит к какой-либо расе и национальности, исповедует наиболее близкую своим взглядам религию. И все это человек получает от родителей. В дальнейшем социальная идентичность может очень серьезно повлиять на его жизнь. К примеру, человеку может прийтись нелегко, если он принадлежит к классу, находящемуся внизу социальной лестницы. Однако иерархичность – незаменимый атрибут социума. Как показывает практика, идеи равенства классов утопичны, но семья может научить человека адаптироваться к своему положению в обществе или дать ему необходимую поддержку для того, чтобы он смог при желании изменить свой статус.

    Что такое брак? Чем брак отличается от семьи?

    Понятие семьи неотделимо от категории брака. Однако эти два слова обозначают не одно и то же, хоть их очень часто и употребляют как синонимы. Чем же брак отличается от семьи?

    Семья, как мы уже знаем, объединяет родственных по крови людей. Брак, напротив, связывает двоих с помощью эроса, влечения. И эти двое не должны быть родственниками, так как супружество подразумевает рождение детей.

    В обществе принято, что семья образуется через брак. Сначала люди женятся, начинают жить вместе, привыкают друг к другу. И лишь по прошествии какого-то времени они ощущают себя единым целым, настоящим «Мы» вместо существовавших до этого двух отдельных «Я».

    Брак не только одобряется обществом, но и регулируется им. Можно сказать, что узы супружества также являются социальным институтом, который, однако, регламентирует только лишь отношения мужа и жены, тогда как семья – это еще и другие родственные связи.

    Брак должен быть зарегистрированным юридически. Молодые люди, желающие создать семью, не только произносят слова любви и верности в церкви, но и скрепляют союз своими подписями. С этого момента их брак вступает в юридическую силу.

    Юриспруденция и брак

    И в правоведении также существует свое понятие брака и семьи. Оно отличается от социологического тем, что юридически союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми. То есть если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются. «Член семьи» – понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей.

    Брак – это добровольный союз двух людей. Его заключают по определенным правилам с целью создания семьи. Регистрация проводится уполномоченными государственными органами. При необходимости стороны подписывают договор, в котором обозначаются права и обязанности мужа и жены.

    Брак может быть расторгнут в связи со смертью одного из супругов либо по обоюдному их согласию. Кроме того, существует ряд ограничений, которые накладываются обществом и законом на возможность создания семьи. К обстоятельствам, запрещающим брак, относятся:

  • недостижение одним или обоими потенциальными супругами брачного возраста;
  • принадлежность их к одному полу;
  • кровное родство.
  • Возраст, с которого молодые люди могут вступать в законные семейные отношения, неодинаков в разных странах. Кроме того, некоторые государства разрешают и однополые браки. Но вот кровное родство является преградой гораздо более серьезной, и обойти ее законодательные органы цивилизованных стран так просто не разрешают.

    Понятие правовой системы семьи

    Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.

    Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.

    Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.

    Брак и семья в психологии

    В психологии существует свое понятие брака и семьи. Так, исследователями было дополнено уже известное нам социологическое определение «малой ячейки общества». Новая дефиниция звучит следующим образом: семья – это объединение близких эмоционально и значимых друг для друга людей, возникающее на основании супружества, родительства или кровных связей. Брак – это объединение людей, связанных супружескими узами и обетами.

    Мы видим, что психология ставит на первое место не полезность семьи для общества и не юридические основания ее возникновения. Особое значение придается сакральным родственным связям, и душевный комфорт каждого человека оценивается выше полезности индивида для социума.

    В психологической науке семья рассматривается как система, так как между ее членами возникают определенные взаимоотношения. Изучается положение каждого отдельного человека в ней, его роль и духовные связи с родственниками.

    Но и в психологии семье приписываются особые функции. Сравним их с рассмотренными ранее социологическими.

    В психологии понятие и функции семьи взаимосвязаны. Обычно каждая научная школа выводит свой их перечень. В чем-то они перекликаются, в чем-то разнятся, но семейный психолог Т. В. Андреева систематизировала все эти функции. Получился вот такой их список:

  • Репродуктивная функция заключается в том, что в семье люди воспроизводят себе подобных. Тем самым человек получает возможность оставить след на земле после своей смерти.
  • Воспитательная функция раскрывается в формировании личности ребенка. Мать, отец и другие близкие родственники своим поведением закладывают основы характера маленького человека. Кроме того, они подают ему пример своими поступками.
  • Очень похожа на предыдущую обучающая функция семьи. Заключается она в том, что все элементарные навыки и базовые знания об окружающем мире ребенок получает от своих родителей.
  • Коммуникативная функция семьи раскрывается в общении ее членов между собой, а также в их обращении к СМИ, культуре и искусству. Таким образом, человек не только находит собеседника в лице своего ближайшего родственника, но и приобщается к красоте окружающего мира.
  • Эмоциональная функция семьи заключается в дарении другому симпатии и заботы, оказании психологической поддержки. Без этого человеку было бы очень тяжело справляться с трудностями повседневности.
  • Некоторые исследователи выделяют духовно-психотерапевтическую функцию. Ведь именно в семье человек обогащается духовно. Кроме того, родственники оказываются для многих людей самыми доступными психологами и аналитиками.
  • Сексуально-эротическая функция подразумевает удовлетворение потребности в любви и сексе. Семейный человек наслаждается своим партнером не только в духовном, но и в физическом плане. И очень важна взаимность, которую можно испытать в браке.
  • Хозяйственно-бытовая и экономическая функции заключаются в совместном ведении людьми домашнего хозяйства, создании уюта и привычного уклада жизни, обретении материального комфорта и благополучия.
  • Функция социализации означает, что здесь молодой человек, формирующаяся личность обучается жить в обществе. От своих родителей он получает представление о том, какие нормы поведения поощряются социумом, а какие – отвергаются.
  • Статусная функция означает передачу ребенку от родителей цвета кожи, национальности, места в социальной иерархии. Ранее мы уже употребляли термин «социальная идентичность» для описания сходной роли семьи в обществоведении.
  • Функция первичного социального контроля. Она подразумевает, что семья может выступать в роли своеобразной «первичной совести». То есть отношение близких людей к тем или иным поступкам человека показывает, как воспримет это и все общество. Нормы поведения и дозволенности в данном случае прививаются социумом.
  • Защитная функция подразумевает, что в семье каждый человек может найти необходимую помощь и покровительство.
  • Как мы видим, психология и социология имеют схожие основные понятия. Семья рассматривается ими как система, выполняющая определенные функции. Однако социология делает упор на полезность индивида для общества, а психология рассматривает внутрисемейные отношения. «Член семьи» – понятие в большей мере юридическое, однако каждый человек имеет и свое обыденное представление об этих обществоведческих терминах и их значении. И такое простое, ненаучное понимание также является правильным.

    Понятие и виды семьи в психологии

    Психологи любят все классифицировать, поэтому не обошла такая участь и категорию семьи. Разделение проводится по многим признакам, однако самой известной, наверное, является классификация по времени, прожитому людьми в браке.

    Различают молодые семьи со стажем 1–3 года, зрелые, в которых супруги провели вместе от 3 до 20 лет, и пожилые «ячейки общества». Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует определенный жизненный цикл, который проходит каждый брачный союз за время своего существования.

    «Молодая семья» – понятие, которое больше других интересует психологов. В этот период люди приспосабливаются к совместной жизни. Их взаимная очарованность проходит, уступая место налаживанию быта. Именно в это время формируется единый, целостный механизм – семья.

    Зрелые пары все свое время сначала посвящают воспитанию детей. Понятие семьи у людей становится центральным: дорогим людям отдаются тепло и забота, им посвящается практически все свободное время. А затем подросшие дети «улетают из гнезда».

    Пожилые супруги учатся заново жить только вдвоем. Иногда они начинают вместе путешествовать по миру, иногда – расстаются. Некоторые же находят утешение в увлечениях и творчестве.

    Поразмышляем о семье?

    Понятие семьи неоднозначно. В каждой отрасли знания под этим термином подразумевается своя структура, дается отдельное научное определение.

    Но как давно каждый из нас задумывался о своей семье и пытался понять, что значат для него родственные узы? И так ли уж легко попытаться дать этому понятию собственное, не научное, а основанное на личных соображениях, определение? Ведь, несмотря на то что все мы рождаемся и живем в семьях, раскрыть собственный житейский опыт зачастую сложнее, чем говорить обобщенно.

    Все люди разные, все они реализуют собственные представления о том, какой должна быть идеальная «ячейка общества». И именно поэтому понятие семьи у каждого человека свое.

    Психологическая поддержка в семье

    Что такое поддержка? Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотноше­ния между ребенком и родителями. При недостатке или от­сутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разоча­рование и склонен к различным проступкам.

    Даша, 10 лет, имела две обязанности по дому: убирать свою постель и помогать матери готовить ужин. Мать часто говорила Даше: «Ты еле справляешься со своими обязаннос­тями, и я вынуждена все доделывать за тебя».

    Что содержит в себе высказывание Дашиной мамы? При­несет ли оно желаемые результаты?

    Даша при этом думает: «Я не самостоятельная личность, у меня все плохо получается, поэтому мама все сделает сама».

    Существуют три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания, подобные приведенному выше:

    1. Родители, как правило, разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними самими в детстве.

    2. Ребенок создает угрозу престижу или положению роди­телей.

    3. Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только детей, но и нас самих.

    Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неуда­чи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребен­ка. Родительская поддержка — это процесс:

    — в ходе которого родитель сосредоточивается на досто­инствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

    — который помогает ребенку поверить в себя и свои спо­собности;

    — который помогает ребенку избежать ошибок;

    — который поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, воз­можно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, ро­дителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

    Поддерживать ребенка — значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только нега­тивного поведения ребенка.

    Подчеркнем еще раз: родитель, стремящийся поддержать своего ребенка, рассматривает не только события (посту­пок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитив­ные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизнен­ные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

    Для того, чтобы поддержать ребенка, родитель сам дол­жен испытывать уверенность, он не сможет оказывать под­держку сыну или дочери до тех пор, пока не научится при­нимать себя и не достигнет самоуважения и уверенности.

    Родителю необходимо понимать роль поддержки в про­цессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!». Как правило, негативные замечания родителей не имеют дей­ствия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это луч­ше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетво­рить их. Я сдаюсь».

    Родители должны научиться помогать ребенку видеть ес­тественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. По мне­нию американских психологов Дрейкурс и Динкмейер, этими силами являются:

    1. Завышенные требования родителей.

    2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).

    3. Чрезмерные амбиции ребенка.

    Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

    Что касается сиблингов, то родители могут непреднаме­ренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блес­тящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разоча­рованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

    На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрез­мерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отка­зывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могу­щий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «ка­мень на шее» всей группы.

    Как поддерживать ребенка? Типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, со­здание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

    Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей — его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится родителю. Между тем, именно в такие моменты родитель должен пре­дельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как лич­ность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы его родителям, именно родители должны помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, что­бы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответ­ствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.

    Федя играл в баскетбол в составе школьной команды. Его отец очень гордился тем, что Федя увлечен этим видом спорта, и сын с отцом часто тренировались вместе. Федя прекрасно играл дома, но во время игры в команде стано­вился ужасающе неловким. Однажды он сделал такое коли­чество ошибок, что тренер удалил его. Оба, и Федя, и отец, были крайне огорчены. Что должен был сделать отец? Он должен был отметить успешные игры Феди, заброшен­ные им мячи или проведенные передачи и, в целом, тот вклад, который внес Федя в игру всей команды. Напри­мер, разговор между Федей и отцом мог бы происходить следующим образом:

    Федя:Мы действительно провалили эту игру, особенно я.

    Отец:Звучит так, будто ты один виноват в том, что команда проиграла.

    Федя:Не только мы проиграли, но я вылетел в первом же периоде. Я плохо играл.

    Отец:Я догадываюсь, тебе кажется, что ты вообще не можешь играть в баскетбол, но вспомни: ты играешь лишь первый год.

    Федя:Я никогда не смогу играть как мой старший брат.

    Отец:Может это и так, но посмотри, как ты передал мяч и выскочил из ловушки.

    Федя:Да, мне это удалось. Слушай, папа, ты будешь по-прежнему тренироваться со мной?

    Отец:Конечно, я действительно этого хочу!

    В данном случае Федя проверял себя, а заодно и отца, чтобы убедиться, хочет ли тот по-прежнему заниматься с ним.

    Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен ребенком как личностью. Это можно сде­лать, сказав: «Ты допустил несколько ошибок, но по­смотри, как ты. » Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его промахи.

    Родитель должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувство адекватнос­ти ребенка. В течение дня родитель имеет несколько возмож­ностей для создания у ребенка чувства собственной полезно­сти и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы проде­монстрировать ребенку Ваше удовлетворение от его дости­жений или усилий. Другой путь — научить ребенка справ­ляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

    Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут ока­заться следующие высказывания:

    — Мне было бы очень приятно наблюдать за происходя­щим!

    — Даже если что-то произошло не так, как тебе хоте­лось, для тебя это было хорошим уроком.

    — Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

    Таким образом, родитель вскоре научится тому, как по­мочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от не­удачи и несчастья.

    Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителя в ребенка. Роди­тель должен показать ребенку, что он является важным чле­ном семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.

    Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценива­ния являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент на про­шлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изме­нить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

    Для того, чтобы показать веру в ребенка, родитель дол­жен иметь мужество и желание сделать следующее:

    — забыть о прошлых неудачах;

    — помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

    — позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что родитель верит в него, в его способность достичь успеха;

    — помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это по­требует от родителя некоторого изменения требований к ре­бенку, но дело того стоит. Например, на семейном совете родитель может предложить специально создать такую ситу­ацию, которая поможет развитию у ребенка чувства адек­ватности и самоценности. В этой ситуации родитель может помочь ребенку выбрать те задания, с которыми он, с точ­ки зрения родителя, способен справиться, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех всей семье. Ус­пех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у родителя. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    1. Опираться на сильные стороны ребенка.

    3. Показывать, что Вы удовлетворены ребенком.

    4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

    5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на бо­лее мелкие, такие, с которыми он может справиться.

    7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

    10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

    11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

    12. Принимать индивидуальность ребенка.

    13. Проявлять эмпатию и веру в Вашего ребенка.

    14. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, кото­рые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Например, слова поддержки:

    — Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

    — Ты делаешь это очень хорошо.

    — У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

    — Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

    — Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше;

    — Ты мог бы сделать это намного лучше;

    — Эта идея никогда не сможет быть реализована;

    — Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

    Родители часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Напри­мер, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ре­бенка, опасающегося, что он не соответствует родительским ожиданиям.

    Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку по­чувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в опреде­ленный период времени. Поддержка, в отличие от похва­лы, может оказываться при любой попытке или неболь­шом прогрессе.

    Когда я выражаю удовольствие от того, что делает мой ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

    Поддерживать можно посредством:

    — отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрас­но», «здорово», «вперед», «продолжай»);

    — высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хоро­шо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

    — прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

    — совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

    — выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

    Источники:

    http://40416s001.edusite.ru/p52aa1.html

    http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88/954—soczialno-psixologicheskaya-pomoshh-seme?start=4

    http://unsait.ru/uslugi-psihologa/psihologicheskaya-podderzhka/

    http://5psy.ru/obrazovanie/psihologicheskaya-pomosch-detyam-iz-semei-alkogolikov.html

    https://www.syl.ru/article/167397/new_chto-takoe-semya-ponyatie-semi-i-braka

    https://studfiles.net/preview/5898577/page:12/