Детям о видах речи

Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая (по крайней мере для говорящего). Она требует целый ряд умений:

— излагать последовательно и доходчиво,

— соблюдать нормы языка,

— ориентироваться на индивидуальные особенности аудитории,

— ориентироваться на психическое состояние слушающих,

Активная и пассивная форма речи

Выделяется поэтому активная и пассивная формы речевой деятельности. Активная речь — спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать. Пассивная форма — повторение за собеседником (обычно про себя, но иногда это повторение как бы прорывается наружу и человек вслух следует за активно говорящим).

У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих людей, а потом уже начинает говорить сам. Однако следует учесть, что начиная уже с первых недель жизни голосовые особенности ребенка начинают коррелировать с голосом матери, в некоторой степени уже в этот период ребенок учится говорить активно.

И дети, и взрослые люди довольно сильно различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. В зависимости от жизненного опыта и индивидуальных особенностей, одни люди могут хорошо понимать других людей, но плохо излагать собственные мысли, другие люди — наоборот. Разумеется, есть люди, способные одновременно и плохо говорить, и плохо слушать, и те, кто хорошо и говорят, и слушают.

В устной речи слова строго следуют одно за другим. Когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. Устная речь представлена в восприятии слушающего лишь весьма коротким своим участком. В письменной же речи вся она целиком представлена в восприятии или же может быть представлена в ней сравнительно малыми усилиями.

Если представить, что роман какого-нибудь писателя это одно устное сообщение, то мы в любой момент можем вернуться в начало романа, чтобы посмотреть, например, как зовут того или иного героя, можем даже заглянуть в конец этого «сообщения», чтобы посмотреть чем оно закончилось. Исключением, быть может, лишь то, когда читаем роман в нескольких частях, а на руках имеем лишь одну из частей.

Эта особенность письменной речи создает определенные преимущества перед устной. В том числе она позволяет излагать очень сложные для восприятия темы для плохо подготовленного слушателя.

Письменная речь удобна и для пишущего: можно откорректировать написанное, четко структурировать текст, не боясь забыть того, что было уже сказано, можно подумать над эстетикой письменного сообщения и тем, как слово будет понять читающим, какой след оно оставит в его сердце.

С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, грамотности.

Колоссальную разницу между устной и письменной речи можно увидеть в следующем простом эксперименте. Возьмите диктофон и запишите свою речь и речь своих знакомых в повседневной деятельности. Потом изложите запись на бумаге. Мелкие огрехи, простительные и незаметные в устной речи, на бумаге выглядят как «большие и ужасные». Скорее всего, вам бросится в глаза, что вы сами и ваши знакомые говорят короткими, отрывочными фразами, постоянно сбиваются, меняют направление мысли, часто повторяются, используют слова-паразиты, ошибаются в лексике и т.п.

Интересно, что подавляющее большинство киногероев разговаривает значительно более складно, чем обычные люди в реальной жизни. Они говорят «как по-писаному», потому что их устная речь и есть на самом деле повторение письменной речи сценариста. При этом следует учесть, конечно, что вербальный интеллект большинства сценаристов выше среднего.

Письменная речь сложнее еще и тем, что в ней нельзя использовать интонации и сопровождающие жесты (мимику, пантомимику). Для многих людей, имеющих маленький опыт письменной речи, это сущая проблема — как передать свои чувства, свое отношение к тому, о чем говорится, как «голым словом» склонить читающего к нужному действию.

Существует однако довольно большая социальная группа, для которой кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Глухонемые люди — родившиеся такими или потерявшие возможность слышать в результате болезни, несчастного случая — активно используют язык жестов в своей повседневной жизнедеятельности. При этом следует учесть, что в данном случае кинетическая речь существенно более развита в сравнении с кинетической речью древнего человека за счет более продвинутой системы знаковых сигналов.

Внутренняя и внешняя речь

Выше было уже сказано, что слушающий человек волей-неволей повторяет про себя услышанные слова. Прекрасные ли это стихи или многоэтажный мат алкоголика — услышанное повторяется в сознании слушающего. Этот механизм вызван необходимостью хоть на короткое время удержать целостный образ сообщения. Эти повторения (реверберации) тесно связаны с внутренней речью. Реверберации способны быстро «перетечь» в чисто внутреннюю речь.

Предположим, человек думал о чем-то своем, например о проблемах на работе. Кто-то рядом воскликнул: «Это ужасно!» В голове у первого человека может возникнуть цепочка примерно следующего вида: «Это ужасно. Ужасно. А ведь и на самом деле ужасно, что скоро придет новый начальник. «

Во многом внутренняя речь похожа на диалог с самим собой. С помощью внутренней речи можно доказать себе что-то, внушить, убедить, поддержать, подбодрить.

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности

Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» — так считал Антуан Сент-Экзюпери. Об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Я работаю в логопедической группе. Мои воспитанники, дети с общим недоразвитием речи, требующие индивидуального подхода, благодаря которому становится возможным их успешное развитие через особый темп и организацию обучения, использование специфических приемов и способов коррекционно-развивающей работы.

Осуществляя речевое развитие детей, я ставлю перед собой цель — способствовать активизации речи в разных видах деятельности. Для реализации цели мне необходимо решить следующие задачи:

• создать в группе развивающую речевую среду;

развивать произносительную и связную стороны речи;

• активизировать словарь детей;

• формировать грамматический строй речи;

развивать мелкую моторику рук.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В группе ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Работу с детьми, я, строю не только опираясь на актуальный уровень развития, но зная и учитывая потенциальные возможности дошкольников с недоразвитием речи, имея установку на положительный результат обучения.

В своей педагогической деятельности воспитателя я придерживаюсь принципа партнерских отношений.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В старшем дошкольном возрасте, на ряду, с определёнными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формирование личности в целом.

Свою работу я веду по следующим направлениям:

• диагностика речевого развития;

• создание предметно-развивающей среды в группе;

• использование инновационных методов и технологий;

• интеграция занятий по речевому развитию с другими образовательными областями;

• взаимодействие с педагогами и родителями.

Я считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

В группе оформлен центр речевого развития и творчества «Веселый язычок», представляющий возможность детям действовать индивидуально, центр «Будем говорить правильно», центр «Здравствуй книга».

Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы:

«Дикие и домашние животные» .

(Развитие внимания и наблюдательности, развитие познавательного интереса, развитие связной речи.)

«Что сначала, что потом».

(Развитие и умения устанавливать причинно-следственные связи.)

Игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя связной речи, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Я считаю, что речевая развивающая среда — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Свою работу строю по принципу «играя — обучай и развивай». Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации своей коррекционной работы стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие с детьми носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считаю, что моя работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как нетрадиционные, так и инновационные.

На практике использую: игры-занятия «Путешествие Незнайки», игры путешествия «К бабушке в деревню», игровые упражнения «Я начну, а ты закончи», «Нежные слова» и мероприятия по разным направлениям развития детей в соответствии с возрастом: КВН, литературная викторина, новые интересные методические приёмы, дидактические игры, речевые мероприятия.

Работа по развитию речи проводится в системе охватывающей все её стороны. Речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности.

Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи.

Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Много внимания в своей работе уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работаю над звукопроизношением и слово произношением.

Развивая связную речь детей, я совершенствую диалогическую. Для этого особое внимание уделяю диалогическому взаимодействию детей друг с другом во всех видах деятельности. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения.

В своей работе много внимания уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношении звуков, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы. В работе мне помогает тесная связь с логопедом. Логопед помогает проводить обследование речи детей на начало и конец года, дает рекомендации родителям по улучшению звукопроизношения.

В своей работе я использую различные формы: игровые обучающие занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки и т. д., систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.

Речевое развитие осуществляю не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах деятельности: социально-коммуникативном развитии, в познавательном развитии, процессе художественно-эстетического развития (музыка, театрализованная и изобразительная деятельность).

Интеграция образовательных областей на занятиях помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.

Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием всех сторон речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Мы с детьми много наблюдаем, экспериментируем, рассматриваем, создаём своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т. д.). Я всегда предоставляю детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. В старшей группе ввела новый вид работы — чтение с продолжением, в котором у детей развиваю умение придумывать различные варианты новых эпизодов. Развиваю связную речь, творческое мышление, фантазию. Для развития связной речи использую метод моделирования, который помогает объяснить структуру и составить целостное представление о предмете, явлении.

Определила следующие этапы работы по развитию связной речи:

1. Работа с готовыми дидактическими текстами.

2. Составление детьми связных высказываний, предполагающих использование моделирования.

3. Составление творческих связных высказываний.

Много внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных рассказов. В течение года с детьми разучиваем стихи, инсценируем произведения.

В качестве средства для развития речи дошкольников использую русские сказки. Ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками-иллюстраторами, слушание сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям).

Так же использую сказкотерапию. Сказкотерапия служит не только как средство развития речи, но и эмоционального развития ребенка, естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию разносторонней личности. Как считают психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

В своей работе использую прием «решения сказочных задач», при решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы воздействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок совершенствует вербальный зык, т. е. учится доходчиво и правильно формировать свои мысли, что особенно актуально в работе с моими детьми.

Работу со сказками часто сопровождаю показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении. Играя в сказку с детьми, использую различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью настольного театра. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Ребятам так же нравятся игры-задания «Интервью», в которые они активно включаются, что способствует развитию диалогической речи, общению. Игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо — плохо». Постановка проблемных вопросов — «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…» — позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой — это процесс становления в нем личности. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. В центре «Здравствуй книга» находятся произведения разных авторов и произведения по лексическим темам. Для ознакомления детей с творчеством писателей имеется папка с их портретами и биографией. Книги постоянно меняются.

Знакомство с детской литературой группе происходит ежедневно в свободной форме.

В своей работе я использую нетрадиционные формы сотрудничества: театрализованные праздники, журналы, игротеки, родительские клубы, тренинги игрового взаимодействия, презентации, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность.

Важным в деле приобщения ребёнка к книге является сотрудничество педагога и родителей. Тесная взаимосвязь обеих сторон, предполагает ясное понимание, что чтение способствует связи ребёнка с взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.

В группе с детьми мы читаем не только произведения, предлагаемые программой, но и книги, которые живут в центре «Здравствуй книга», которые дети приносят из домашней библиотеки. При выборе книг я стараюсь учитывать особенности возраста детей. Вместе с детьми мы проводим литературные викторины, конкурсы. Дети вместе с родителями участвуют в выставках рисунков по произведениям известных детских писателей, книжных фестивалях и т. д.

Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения. Советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.

Большое внимание на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе.

Практика моей работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия звук, слово, текст. Научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Метод моделирования заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования. Одним из видов моделирования является синквейн.

Это один из эффективных методов развития речи ребенка. Применение данного метода помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Преимущество синквейна в том, что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с моими детьми, не нарушая при этом основной структуры занятия.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Синквейн я использую:

• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

• На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения:

«Подбери определения» — например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное;

«Узнай предмет по определению» — белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце);

«Кто что делает?» — повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет);

«Что чем делают?» — рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой;

«Назови часть целого» — дерево (ствол, ветки, корень, листья).

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.

Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, работали вместе с взрослыми. Потом детям данный метод понравился, и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.

Также в данном направлении я использую такие варианты работы:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

• составление синквейна по прослушанному рассказу;

• коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например: дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.

Основными целями моего взаимодействия с родителями является объединение усилий взрослых (для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития, показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания, раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания, формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, руководить детской деятельностью).

Взаимодействие с родителями я строю на доверительных отношениях, воспитании потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Старюсь наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей: родительские собрания, практикумы консультации, совместные праздники, беседы, дни открытых дверей, родительские уголки, анкетирование, папки-передвижки. Но и ищу новые, современные формы сотрудничества с родителями.

Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. В связи с этим к формам взаимодействия предъявляла следующие требования: востребованность, оригинальность, интерактивность.

В своей работе я использую нетрадиционные формы сотрудничества: театрализованные праздники, журналы, игротеки, тренинги игрового взаимодействия, презентации, викторины, конкурсы, совместные занятия, проектная деятельность.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

По предложению логопеда в работе с родителями наметила создать речевой альбом «Копилка слов». Цель — расширить, закрепить, конкретизировать словарь детей и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями будут подбирать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подбирать картинку с интересным предметом, показывать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе будут создаваться альбомы, книжки.

В работе группы родители принимают активное участие.

Работа с родителями по проблеме семейного чтения очень важна. Организуя различные формы работы, помогаю взрослым понять, что чтение, участие в работе по его организации, помогает им самим понять проблемы детства, решить очень важную проблему привлечения ребёнка к чтению. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.

В группе организованы игротеки. Игротеку для родителей мы проводим 1 раз в неделю во второй половине дня. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.

Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Эта работа в нашей группе проводится совместно с логопедом.

В результате проделанной работы позволило получить определенные результаты в развитии речи детей:

• дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей;

• научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение;

• научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны.

В процессе работы по развитию речи решались и воспитательные задачи:

• дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников;

• помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и

логические ошибки и доброжелательно их исправлять.

Связь занятий по развитию речи с другими формами работы дала положительный результат: дети на занятиях математического и познавательного цикла активно используют в речи новые слова и понятия, на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемых для художественного воплощения замысла. Занятия по развитию речи позволили развить у детей слух. Использование игр-драмматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности. Дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

Элементарное экспериментирование как способ развития детей раннего возраста в разных видах деятельности (1 слайд) Особенности деятельности экспериментирования были изучены многими исследователями, в том числе и Л. С. Выготским. Он неоднократно.

Использование подвижных игр в разных видах детской деятельности c детьми младшего дошкольного возраста Основой для развития творческого направления детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности.

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности» 1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности. В программе выдерживается двойная.

НОД «Цирка яркие огни». Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности Предлагаю вниманию воспитателей, логопедов непосредственно образовательную деятельность,которую я проводила с детьми подготовительной логопедической.

Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности Воспитатель — удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть.

Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности Дошкольный возраст это период интенсивного развития ребенка, овладение правильной речью и активное пользование ею. Чтобы ребенок качественно.

Роль воспитателя в развитии дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста в разных видах совместной деятельности Важным направлением в образовательной области «Социально–личностном развитии» выступает развитие коммуникативных умений дошкольника, формирование.

Создание условий для развития речи младших дошкольников в разных видах деятельности Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается.

Дидактические игры по развитию речи

Название документа Дидактические игры по развитию речи.docx

Дидактические игры по развитию речи.

Игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:

Формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;

Формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;

развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.

Игры не подразделяются на виды и группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них.

При проведении игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих и слабослышащих детей определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи;

при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

Тема «Фрукты — овощи».

Игры «Огород», «Машин сад». Для игр используются панно с изображением огорода или сада. Педагог обращается к детям: «Кукла Маша посадила огород (сад) и вырастила много чего?» Дети отвечают: «Овощей» («Фруктов»). Затем педагог достает картинку с изображением овоща или фрукта и задает вопрос: «Что вырастила Маша?» Ребенок отвечает: «Капусту» («Яблоко»). Педагог: «Где она (оно) растет?» Ребенок: «Капуста растет в огороде на грядке» («Яблоко растет в саду на дереве»).

Игра «Что я съел?» Дети с завязанными глазами пробуют кусочки овощей или фруктов, угадывая их название. Образец речи: «Я съел морковку. Она сладкая».

Обобщающие понятия легко усваиваются в игре «Четвертый лишний». (Угадай, какой предмет лишний, и объясни, почему: груша, огурец, яблоко, апельсин. Образец речи: Лишний – огурец. Это овощ, а груша, яблоко и апельсин – фрукты.)

Знакомство с цветом и формой удобно проводить, раздав детям карточки с изображением овощей (фруктов) – с одной стороны и геометрических фигур – круг, овал, треугольник – с другой стороны. Дети должны соединить предмет с фигурой соответствующей формы или соответствующего цвета.

Игра «Угадай». Дети с закрытыми глазами ощупывают овощи или фрукты, угадывая название.

Игра «Повар». Дети делятся на две команды. Каждая команда получает набор картинок с изображением различных продуктов питания (в основном овощей). Команды должны «приготовить» угощение. Образец речи: «У нас есть картофель, лук, морковь, горох и мясо. Мы приготовили гороховый суп». Можно раздавать детям картинки с изображением фруктов. Образец речи: « Я взял яблоко. Из него можно приготовить сок, компот, варенье, джем».

Игра «Писатель». По опорной схеме дети делают описание предмета (муляжа).

Это овощ или фрукт?

Какой снаружи, какой внутри?

Что можно из него приготовить?

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из группы детей выбирают «покупателя» и «продавца». Перед «продавцом» на столе разложены муляжи предметов или картинки. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.

Игра «Где растет ягода?» На столе раскладываются картинки с изображением ягод. Один ребенок выходит и выбирает картинку. Остальные дети хором спрашивают: «Где ты был?» Образец ответа: «В саду был, смородину собирал; в лесу был, чернику собирал».

Игра «Съедобное — несъедобное» может проводиться в нескольких вариантах. Дети ловят мяч, когда слышат название съедобного гриба или ягоды, и отталкивают его, когда слышат название ядовитых грибов и ягод. Выборочно можно просить детей озвучить свои действия: Мухомор – несъедобный гриб; малина – съедобная ягода.

Игра «Коробочки». Ягоды бывают круглой, треугольной и овальной формы. Педагог может предложить детям разложить картинки с изображением ягод в три коробочки, на стенках которых нарисованы круг, треугольник и овал. Образец речи детей: «Это крыжовник. Крыжовник овальной формы. Это клубника. Клубника треугольной формы».

Игра «Повар». Педагог надевает поварской колпачок на голову ребенка, которому предлагается выбрать муляж ягоды, гриба и рассказать, какие блюда из них можно приготовить.

Игра «Забывчивый покупатель». Детям предлагается составить рассказ о предмете, не называя его.

Игра «Писатель». По опорной схеме и плану ребенок делает описание предмета

Это ягода или гриб?

Съедобный или несъедобный?

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы».

Игра «Магазин». Цель: научить детей составлению описательного рассказа.

Ребенок описывает вещь, которую хочет купить в магазине одежды, не называя ее. «Продавец» отгадывает, о чем идет речь, и отдает «покупателю» картинку с изображением «покупки».

Игра «Волчок» используется для дифференциации понятий «одежда», «обувь», «головные уборы». Картонный круг разделен на три части (с символами): одежда, обувь, головные уборы. По центру крутится волчок. Как только он останавливается, педагог называет обобщенное понятие. Дети должны быстро назвать видовые понятия. Выигрывает тот, кто больше их назовет.

Игра «Делаем выкройку». Каждому ребенку педагог выдает конверт с заранее заготовленными деталями одежды. На счет «раз» дети открывают конверт, на счет «два» — достают части одежды, на счет «три» — составляют платье, юбку, сарафан. Образец речи детей: «У платья есть воротник, рукава, манжеты, юбка, пояс».

Игра «Я иду гулять». Цель: активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений.

Педагог предлагает детям представить, что они идут на каток. Ребенок вызывается к столу, на котором разложены картинки с изображениями одежды. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую для прогулки.

Игра «Собери фотографию». Цель: закрепить знания детей о различных видах одежды.

Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище, ноги) – «фотографии».

Игра «Остановки». Цель этой игры – научить детей дифференцировать одежду по сезонам. Педагог перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат, например, название зимней одежды.

Игра «Одень куклу». Используется картонная кукла, на которую можно «надевать» различную одежду. Педагог на столе раскладывает предметы туалета. Дети подбирают одежду так, чтобы получились костюмы, используемые в различных ситуациях.

Игра «Чего не хватает?» Цель: развитие у детей целостного восприятия предмета.

Детям раздаются картинки с изображением одежды. Необходимо дорисовать недостающие детали (воротник, манжет, пуговицы).

Игра «Ателье». Цель: формирование навыков диалогической речи.

Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто).

Игра «Разложи по полочкам». Цель: дифференциация понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.

Игра «День рождения Кати». Педагог сообщает детям, что у куклы Кати был день рождения. На праздник для гостей было приготовлено вкусное угощение. Катя вечером перемыла посуду. Дети должны помочь эту посуду разложить по полочкам (коробочкам), рассортировав в зависимости от того, к какому виду она относится. Образец речи: «Это кастрюля. Кастрюля – это кухонная посуда; Это вилка. Вилка – это столовый прибор».

Игра «Чего не хватает?» Ребенок должен дорисовать недостающую часть предмета (носик у чайника, ручку у кастрюли), либо дополнить изображение до целого. Образец речи детей: «Я дорисовал носик у чайника», «Я дорисовал ручку и донышко у кастрюли».

Игра «Рисуем сами». Детям раздаются вырезанные по трафарету из белой бумаги силуэты предметов посуды, и предлагается выбрать один или два карандаша. Ребята должны самостоятельно раскрасить свою посуду и прокомментировать получившийся рисунок. Образец речи учащихся: «Это красная чашка. Это голубая кастрюля».

Игра «Из чего сделана посуда?» Проводится с перекатыванием мяча. Дети сидят на ковре вокруг педагога. Педагог катит мяч и называет предмет, ребенок останавливает мяч и называет прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: вилка из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева деревянная ложка.

Игра «Найди пару – большие и маленькие». Детям раздаются картинки с изображением предметов посуды, схожих по внешнему виду, но разных по размеру. По сигналу педагога дети начинают двигаться по групповой комнате, рассматривая картинки, которые держат в руках другие дети. Затем педагог говорит: «Стоп!» и дети, нашедшие нужные предметы, образуют пары. Образец речи детей: «У меня большая суповая тарелка. А у меня мелкая тарелка».

Игра «Столовая». На столе расставлена игрушечная посуда. Среди детей выбирается «дежурный», который должен сервировать стол к приходу детей. Педагог задает детям вопросы: «Ребята, что вы будете делать утром в столовой?» («Завтракать»). «Какую посуду дежурный поставит на стол для завтрака?» Дети перечисляют посуду, а «дежурный» ставит на стол названные предметы.

Игра «Разложи продукты по своим местам». Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице».

Игра «Писатель». Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану.

Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

Конспекты занятий по развитию речи для Дошкольников

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по развитию речи, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

Открытое занятие во второй младшей группе «Квест — игра, как средство формирования связной речи у дошкольников»

Подготовила Воспитатель Волова Д.С. Новый городок 2018г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №48

Цель: Закрепить знание пройденных сказок.

  • развивать воображение, любознательность, память и мышление детей;
  • повышать речевую активность детей;
  • развивать умение отвечать на вопросы;
  • развивать зрительное восприятие.
  • Конспект ООД по речевому развитию на тему: «Как растут каши и из чего они сделаны».

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик» муниципального образования городской округ Московской области Люберцы

    Подготовила воспитатель I квалификационной категории: Брусенцева Галина Викторовна г. о. Люберцы, 2018 г.

    Цель: формирование у детей представления о каше, как полезном продукте питания для развития здорового организма.

    Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу.

    Развивать выразительность речи.

    Воспитывать культуру взаимоотношений.

    1. Организационный момент.
    2. Основная часть.
    3. Итог занятия. Рефлексия.

    Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

    Воспитатель Егорова Маргарита Александровна РТ, Зеленодольский р-он, с.Большие Ключи, ул. Волостнова 16а, МБДОУ «Детский сад №28 «Рябинка»

    Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

    Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки»

    Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. Воспитывать умение работать сообща.

    • Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Колобок»
    • Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.
    • Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь.
    • Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук, продолжать учить работать в группах и парах.
    • закрепить знания детей о русских народных сказках;
    • формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;
    • развивать выразительную речь, память, внимание, вызвать интерес к театру.
    • Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи

      Книга — это волшебница.

      Книга преобразила мир.

      В ней память человеческой мысли.

      Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946).

      В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы

      Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

      Автор: Зверева Екатерина Владимировна

      Место работы, должность: Воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 50 комбинированного вида№» п.Вырица, Гатчинского р-на Регион: Ленинградская область

      Тип проекта: Познавательно-исследовательский, творческий

      Возраст детей: от 5 — до 7 лет

      Цель проекта: Познакомить детей с разнообразием мира звуков, с различными характеристиками звука по высоте, интенсивности, окраске, развивать неречевой слух, логическое и образное мышление.

      ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

      На фоне активного реформирования системы дошкольного образования значительно возросла актуальность подготовки детей с речевыми нарушениями к школе. Ведь именно правильная речь является показателем готовности дошкольников к обучению письменной речи, залогом их успешного обучения. Поэтому, развитию интеллектуальной и речевой сферы детей уделяется достаточное внимание, и кажется, препятствий к усвоению ими грамоты не существует. Однако, в процессе подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению грамоте, мы сталкиваемся с определенными трудностями. А именно:

    • недостатки произношения и различения звуков
    • искажение слоговой структуры слова
    • взаимные замены акустически и артикуляционно близких звуков
    • пропуски гласных и согласных в их стечении
    • трудности слияния звуков в слоги и слова
    • побуквенное чтение.

    В чем же их причины?

    Мини – проект «Наши любимые сказки»

    Воспитатель старше-подготовительной группы Казакова Л. И. 2018 год

    Название мини-проекта «Наши любимые сказки»

    Руководитель мини-проекта – Казакова Людмила Ивановна

    Возраст детей, на которых направлен проект: 6 лет

    Направленность: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

    Участники: педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель

    Тип мини–проекта: педагогический, краткосрочный, творческий

    Для чего нужны нам сказки?

    Что в них ищет человек?

    Может быть, добро и ласку.

    Может быть, вчерашний снег.

    В сказке радость побеждает,

    Сказка учит нас любить…

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема. Транспорт. Специальный транспорт.

    Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Восприятие художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие».

  • Развивать устную речь, совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Продолжать расширять представления детей о профессиях; закрепить знания о различных видах транспорта; познакомить с понятием «специальный транспорт».
  • Продолжать формировать знания детей о правилах дорожного движения; закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «112», «01», «02», «03».
  • Продолжать формировать умение внимательно слушать, запоминать загадки и отгадывать их.
  • Продолжать развивать у детей интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость.
  • Оборудование. Иллюстрации с изображением различных видов транспорта, специальных машин: скорая помощь, полицейская и пожарная машины; аудиозапись песни «Голубой вагон» В.Шаинского; аудиозапись песенки кота Леопольда «Кручу педали, кручу», музыка Савельева Б., слова Хайта А.

    Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»

    Проведя исследование по изучению теоретических основ развития связной речи детей дошкольного возраста, можно сказать, связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная, что основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

    Изучая возрастные особенности развития речи, выявили следующую последовательность. Картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни.

    Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ

    Перемены в дошкольном образовании, связанные с введением ФГОС ДО, касаются всех аспектов образования, в том числе содержания и организации работы педагога по развитию речи. Наряду с изменением и уточнением задач речевого развития детей в стандарте впервые отдельно выделена задача развития речевого творчества дошкольников. Творчество детей дошкольного возраста проявляется в разных видах детской деятельности: литературной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, которые тесно взаимодействуют между собой. Однако именно речевая деятельность является не только привлекательной, но и наиболее сложной для проявления детского творчества. Успех в развитии речевого творчества детей зависим от стиля взаимодействия педагога с ребенком.

    Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует формированию творчески активной личности, для которой основной вид деятельности творчество, а также формированию способности не стандартно подходить к решению поставленных проблем.

    Источники:

    http://azps.ru/articles/cmmn/osnovnye_vidy_rechi.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-raznyh-vidah-dejatelnosti.html

    https://www.metod-kopilka.ru/didakticheskie_igry_po_razvitiyu_rechi-12503.htm

    http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi.html?start=11