Детское воспитание до двух лет

Питание ребенка от 1 года до 2 лет: 10 правил и разрешенные продукты

Ребенку год: меню, полезные привычки и аппетит

Ребенку исполнился год? Это вовсе не значит, что ему можно переходить на взрослое меню: малыш по‑прежнему должен есть только то, что положено ему по возрасту. Какие продукты и блюда можно использовать в питании ребенка от 1 до 2 лет? Какие правила соблюдать, чтобы еда стала источником удовольствия для ребенка, а не причиной проблем в семье?

Новые продукты в рационе ребенка

Пищеварительная система и жевательный аппарат годовалого малыша развиваются, и хотя его блюда по‑прежнему должны быть нежной консистенции, в них могут встречаться мелкие кусочки. Вместо пюре, приготовленного в блендере, в меню ребенка появляются овощные рагу, которые можно просто размять вилкой, супы на овощных бульонах, паровые котлетки из мяса, несколько раз пропущенного через мясорубку.

Затягивать с введением твердой пищи не менее вредно, чем включать ее раньше времени, считают специалисты, поскольку при постоянном потреблении исключительно жидких (или полужидких) продуктов желудочно-кишечный тракт расслабляется, становится вялым, «ленивым». В итоге приток крови к органам пищеварения сокращается, ферментный аппарат не развивается, не набирает силу мышечный слой желудка и кишечника.

В числе новинок этого периода — «взрослые» молочные продукты (сметана жирностью 15 %, простокваша, неострый сыр), яичный белок, сладости (мармелад, пастила, зефир). Теперь кроху можно побаловать салатом из мелко нарезанных или натертых свежих овощей и фруктов, заправляя их растительным маслом, сметаной, йогуртом.

Несмотря на нововведения, родителям не стоит отказываться и от специальных детских продуктов: творожков, кефира, соков, а также сухих молочных напитков 3‑й ступени и детских каш, обогащенных витаминами, минералами и другими компонентами.

Если малышу не требуется особой диеты, мама может сама расширять его меню — разумеется, выбирая из продуктов, подходящих детям этого возраста. Предлагая новинки, продолжайте внимательно следить за тем, как кроха их переносит.

Вводить новые продукты в рацион малыша нужно по‑прежнему осторожно. Хорошим подспорьем для мамы в этом случае станет «пищевой дневник», куда в дни введения новых продуктов можно записывать размер порции, реакцию ребенка, аллергические проявления. Такой дневник поможет изучить вкусы и любимые блюда малыша и продумывать рацион, сообразуясь с его предпочтениями.

После года у малышей сильнее проявляются предпочтения в еде, и, если ребенок упорно не принимает какую‑то пищу (чтобы понять это, ее нужно предлагать не меньше 10 раз), попробуйте найти «недругу» замену среди продуктов, близких по составу: например, творог, снабжающий нас белком, можно заменить на куриное филе или кефир. Уважительное отношение к вкусовым пристрастиям ребенка поможет избежать проблем с отказом от еды.

10 правил здорового питания

Как выяснилось, привычки в еде, появившиеся за первые два года жизни, мы сохраняем потом на всю жизнь. Как действовать родителям, если их цель — привить малышам только хорошие и полезные манеры?

Первый кризис из тех, с которыми могут столкнуться родители, приходится на начало второго года жизни, когда малыши начинают хуже есть и как будто теряют интерес к любимым продуктам. Наберитесь терпения и постарайтесь просто «пережить» это время: при спокойном отношении к 3–4 годам ситуация обычно выравнивается. А вот попытки заставить ребенка есть, наоборот, затянут эту историю на долгие годы. Без уважения предпочтений малыша, причем с самого раннего детства, воспитать из него разумного едока невозможно. Как избежать ошибок?

  1. Учитывайте предпочтения малыша в отношении режима питания. Некоторым детям уже достаточно завтрака, обеда, полдника и ужина, а кому‑то нужно питаться 5–6 раз в день маленькими порциями.
  2. Позвольте ребенку есть самому. И хотя поначалу его неловкие попытки будут доставлять вам массу хлопот, дайте малышу возможность потренироваться в этом деле, ведь интерес к новому занятию усиливает аппетит.
  3. Учитывайте выбор и вкус ребенка. Чтобы сформировать правильное отношение к питанию, малыш должен сам выбрать, какие продукты и в каких количествах ему есть. Но выбирать ребенок должен из положенного ему по возрасту ассортимента.
  4. Помогайте ему изучать разные вкусы. Это очень важно, поскольку развитие вкусовых рецепторов стимулирует развитие нервной системы.
  5. Будьте осторожны с солью: еда для ребенка на ваш вкус должна казаться слегка недосоленной. Старайтесь выбирать йодированную соль.
  6. Не злоупотребляйте десертами и сладостями.
  7. Не настаивайте на «самом полезном», по вашему мнению, продукте. Ему всегда можно найти альтернативу: например, один вид мяса заменить на другой, молоко на творог и так далее. Но ни в коем случае не приравнивайте мясо к булочке, а крупы — к печенью!
  8. Не заставляйте ребенка есть. Если вы заметили, что малыш отворачивается от тарелки, отнеситесь к его решению с уважением. Он наверстает упущенное в следующий раз или на следующий день.
  9. Следите за размером порций. Не делайте их большими, лучше предложите малышу добавки.
  10. Знакомьте малыша с новыми продуктами по правилам.
    • Угостить ребенка новинкой можно, только если он здоров.
    • Предлагайте ее малышу не один раз: исследования показали, что для восприятия вкуса новых продуктов ребенок должен попробовать его 10–15 раз. Кстати, груднички распознают их (новые продукты) быстрее малышей, которые питаются искусственными смесями, потому что со многими вкусовыми ощущениями они знакомятся через грудное молоко.

Воспитание ребенка от года до двух лет

4 года, 9 месяцев, 4 дней

Особое внимание в воспитании детей, родителям стоит уделить именно в возрасте от 1 до 2 лет. К трем годам, ребенок становится достаточно самостоятельным, он хочет по возможности все делать сам. Родителям в этом вопросе нужно не мешать, а наоборот помогать ребенку и поощрять его желание к самостоятельности.

Воспитание детей от года и до двух лет можно разделить на 2 этапа:

Воспитание малыша от года до полутора лет;

Воспитание от полутора до двух лет.

На протяжении второго года жизни поведение малыша еще совсем нестойкое и требует усиленного контроля взрослого, для нормализации его поведения. В этом возрасте взрослый должен уделять достаточное количество времени ребенку, чтоб у него сохранялось хорошее настроение. На втором году жизни, игры с взрослыми приобретают, в первую очередь, познавательный характер. Игра должна быть построена таким образом, чтоб ребенку было весело, и, чтоб малыш в каждой игре узнавал что-то новое и закреплял знание, которые были получены ранее.

Разделить воспитание ребенка второго года жизни можно на следующие разделы:

1. Воспитание культурно-гигиенических навыков:

2. Воспитание культуры деятельности:

o Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности;

o Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам;

o Учим ребенка понимать требования взрослого.

3. Воспитание культуры общения:

o Общение с взрослыми;

o Общение со сверстниками.

На протяжении второго года жизни ребенок должен научиться умываться самостоятельно. Малышу нужно напоминать, что после улицы и перед едой, нужно помыть ручки. Кроха должен знать, что после сна нужно умыть личико и помыть ручки. Мама должна показывать ребенку, как открыть кран, нужно показать и объяснить, какая именно должна быть струя, чтоб ребенок не открыл очень сильно кран и в итоге не оказался весь мокрый. Показывайте ребенку, как регулировать воду, чтоб она не оказалась сильно горячая или сильно холодная. Поначалу у малыша не будет получаться, но со временем он всему научится. Скажите малышу о необходимости закатывать рукава для умывания и покажите, как это делается. Нужно показать, как намылить ручки, чтоб получилось много пены. Объясните крохе, что мыло нужно тщательно смыть. После того, как умывание закончено, малыш закрывает воду сам (примерно с полутора лет), мама проверяет, тщательно ли закрыта вода или закрывает ее сама, если ребенок еще не умеет.

Начиная с года, ребенок проявляет интерес к своей одежде и процессу одевания. Ребенок старается сам натянуть колготки, носочки, шапочку. Не мешайте этим попыткам ребенка. Наоборот, хвалите его за то, что он стремится одеваться сам. Учите малыша одеваться в правильном порядке. Одеваемся снизу вверх, раздеваемся наоборот, сверху вниз. После того, как малыш разделся, покажите, куда нужно сложить вещи. На своем примере демонстрируйте бережное отношение к вещам. Если Вы будете разбрасывать свои вещи, то не стоит ждать от ребенка порядка в вещах, и даже не думайте ругать малыша за беспорядок, если и Ваши вещи в не лучшем состоянии.

Главное в воспитании помнить:

ДЕТИ БЕРУТ ПРИМЕР СО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Если в семье, в разговоре употребляется нецензурная лексика, если ребенок не слышит волшебных слов в общении родителей и в общении с собой, если вещи разбросаны по квартире. В таком случае не требуйте от ребенка порядка, и не удивляйтесь, когда в один прекрасный день ребенок скажет место: Мамочка, купи мне, пожалуйста, вот эту игрушку, Вы услышите: Я хочу эту игрушку, быстро купи мне ее — и после этих слов впадет в истерику.

Деткам, нужно постоянно напоминать о том, чтоб они следили за своим внешним видом. Обращайте внимание ребенка, когда одевайте на него красивую чистую, отутюженную одежду. Также, нужно обращать внимание на то, когда одежда загрязнилась, объясняйте, что грязную одежду нужно сразу же переодеть. Так формируется у ребенка любовь к чистоте и опрятности.

На втором году жизни, ребенок постепенно будет проявлять желание кушать из ложки самостоятельно, самостоятельно пить из чашки. Поощряйте это желание и хвалите малыша за такое стремление. Начиная с полутора лет, учите ребенка пользоваться салфеткой и следить за чистотой лица во время еды.

Если Вы уже отлучили ребенка от груди, то малышу нужно будет учиться засыпать самостоятельно. Помогайте ребенку. В этом возрасте детки уже начинают с интересом слушать сказки. Прочитайте сказку на ночь. Не оставляйте малыша одного в комнате, если ему страшно и он не может заснуть, посидите с ним рядом до тех пор, пока он уснет. Всегда перед сном говорите малышу спокойной ночи. Со временем у него выработается порядок, после прочтения сказки и пожелания спокойной ночи, нужно отдыхать. Если малыш еще кушает грудь, то ему нужно будет позже научиться засыпать самому. Главное, не давайте ребенку пустышку, для того, чтоб он заснул — это вредная привычка.

Режим формируется у ребенка постепенно, не требуйте от малыша, чтоб он сразу же следовал отведенному режиму. Для того, чтоб у крохи сформировалось чувство времени, поднимайте его утром в одно и то же время, дневной сон, тоже должен быть примерно в одинаковое время. Прогулки, игры, занятия с мамой или папой, завтрак, ужин и обед — все это должно иметь свое место и время в дневном режиме малыша. Постоянно следуя режиму, уже через некоторое время, малыш будет сам к Вам подходить, и говорить: Мама, пошли гулять.

Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

В то время, которое отведено у Вас для игр и занятий, родители должны показывать малышу какие действия можно делать с той или иной игрушкой. Уже самое время учить малыша заботе об игрушках, покажите, как можно качать зайчика, куклу или мишку. Через некоторое время, зайдя в комнату, Вы увидите, как Ваш кроха бережно качает свою любимую игрушку. Учите малыша кормить игрушек. Рассказывайте, что сначала мы будем кушать суп, потом кашу, а потом пить чай. Так, во время игры, малыш и сам будет знать, что во время еды, он сначала должен скушать, первое, потом второе, а потом уже придет время десерта.

Кроме того, во время игры, малыш может стараться подражать маме и папе. После того, как игрушки поели, ребенок может проявить желание помыть посуду, конечно, все это делается понарошку. Таким образом, ребенок приобретает начальные навыки трудовой деятельности.

Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам

Эти навыки, малыш начинает приобретать с полутора лет. Ребеночек уже может самостоятельно садиться на стул, уже в состоянии собирать свои игрушки и складывать их на место. Объясняйте, и покажите на своем примере, как и куда нужно складывать игрушки после игр. Для игрушек должно быть отведено определенное место. Это может быть коробка или ящик.

Учим ребенка понимать требования взрослого

Еще до года, нужно начинать говорить ребенку слово нельзя. Малыш, еще не достигший года, с помощью интонации и изменения голоса мамы или папы, может понять, что он сделал что-то неправильно. Начиная с года, ребенка нужно продолжать учить действовать, соответственно Вашим указаниям, ребенка учат, что такое можно, что такое нельзя, что такое нужно.

Воспитание культуры общения с взрослыми

Второй год жизни — это становление речи ребенка. Примером подражания, конечно же, являются взрослые. Поэтому, взрослые должны подавать ребенку правильный пример. Не нужно сюсюкать с ребенком, шепелявить и искривлять слова. Такой пример не только не даст ребенку правильного понятия о речи, но и может привести к необходимости обращаться к логопеду. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым. Это не значит, что Ваше общение будет лишено положительных эмоций и будет сухое. Ведь общаться с ребенком можно с улыбкой и хорошим настроением, и при этом не сюсюкая.

Кроме того, самое время учить ребенка культурно вести себя в общественном месте. Ребенку тяжело запретить бегать и прыгать. Но нужно объяснять малышу, что в некоторых местах, если кроха будет кричать и бегать, он может помешать кому-то. Не вводите слишком много запретов. Например, ребенок должен знать, что заходя в поликлинику и магазин, нужно вести себя тихо. А вот после того, как Вы покинете помещение, можно опять бегать, прыгать, веселиться и пищать.

Нужно закреплять умение малыша здороваться, прощаться, благодарить за что-либо.

Воспитание культуры общения со сверстниками

Обязательно учите своего малыша делиться с игрушками. Если ребенок все время норовит забрать у кого-то игрушку, расскажите ему сказку, придуманную Вами, про то, как мальчик (девочка), все время забирали игрушки и друзей, не хотели ими делиться и играть вместе, и, в итоге, он (она) потеряли всех своих друзей и товарищей, и остался совсем один. Лучше финал сказки сделать хорошим, как мальчик (девочка), осознал свою ошибку, понял, что нужно делиться и играть вместе, и к нему вернулись все его друзья. Включайте фантазию, и чаще рассказывайте ребенку сказки, где он является главным героем. Такие сказки ребенок больше любит слушать, и делает правильные выводы. Если кто-то из малышей ударился, учите своего ребенка пожалеть друга. Так Вы воспитаете очень чуткого человека, который способен на сострадание и помощь ближнему.

После первого дня рождения, можно учить малыша играться совместно с друзьями, пусть малыши хоть какие-то действия делают вместе. С полутора лет, детки уже дольше смогут быть увлечены совместными играми. Хотя до трех лет, самые любимые игры деток только с родителями, так как мама и папа, могут придумать интересные и новые игры, а игрушки в игре всегда оживают и начинают говорить.

Развитие детей — все о развитии ребенка до года, а также дошкольном воспитании наших малышей

Развитие ребенка от 0 до года

Развитие детей от 1 до 2 лет

Дошкольное развитие — с 2 до 7

Психология ребенка от года до 2-х лет

Мальчики и девочки — разные существа

Многие мальчики к двум годам превращаются в маленьких хищников, смелых, дерзких, безрассудных, агрессивных, но они становятся очаровательным и ласковыми, когда им это нужно, когда они хотят спать и когда сильно устают.

Почему ребенок играет в стороне от других детей

На втором году жизни, а иногда и после того, как ребенку исполнится 2 года, кроха еще не умеет играть с другими детьми. Он играет рядом с ними, радуясь их присутствию, довольный тем, что находится в их обществе, но о том, чтобы организовать совместную игру с детьми его возраста, и речи быть не может.

Хорошо ли быть единственным ребенком в семье?

Если в семье растет единственный ребенок, то у него формируется огромная чувствительность к тем уставам и правилам, которые устанавливаются его родителями, он пытается следовать им, оправдывая родительское ожидание. Обычно такие детки пытаются сопоставлять себя взрослым из-за того, что у них нет ни братьев, ни сестер, с которыми можно реально сравнить себя.

Ребенку не нравится, когда его одевают

Педиатрам часто приходится наблюдать такую сцену, воспроизводящую мелкое происшествие, которое часто повторяется дома.

Ребенок не хочет, чтобы его одевали. Когда он был младше, он тоже часто выражает свое недовольство этим, отбиваясь, если на него натягивали куртку или шапочку. На самом деле он не терпит принуждения.

Ребенок хочет есть сам

Незадолго до того или вскоре после того, как ребенку исполнится год, у него появляется желание есть самостоятельно.

Он уже давно умеет брать ложку в руку, а теперь он пытается зачерпнуть ею пюре или компот и поднести ее ко рту. Разумеется, руки у него еще неловкие, и через три минуты он вымазывает в пюре нос и рот, салфетку, стул и стол.

Первые попытки помериться силами

В детской головке тем временем происходит огромная работа. Ребенок осознает свое существование.

Кроха осознает свою самостоятельность и свои моторные возможности. Его речь развивается, он запоминает названия предметов и учится их произносить. Ребенок осознает свои потребности и, в частности, начинает отдавать себе отчет в деятельности сфинктеров.

Ребенок постоянно говорит "нет" — он кусается

Наступает момент, когда ребенок, который давно умеет говорить «нет» и произносит это слово кстати и некстати, словно бы не вполне понимая его значение, осознает его смысл отрицания и начинает произносить его систематически и регулярно.

Эволюция детских привычек

Развитие этого процесса — вполне нормальный, совершенно очевидный и необходимый элемент психологического роста ребенка. Вы должны внушить себе, что ни одна из стадий этого процесса созревания не зависит от сознательного желания ребенка, но представляет собой очень важный элемент его формирования. Маленький мальчик,

Ребенок очень эгоцентричен

Как только ребенок поймет, что его мать не придаток к нему, а независимое самостоятельное существо, от которого, тем не менее, исходит большая часть его радостей и удовольствий, он начинает проявлять по отношению к ней собственнические чувства. Ребенок уверен, что мать принадлежит ему безраздельно.

Подражание — клоунский период в жизни ребенка

Начиная с 10-12 месяцев, научившись делать множество движений, управлять своим лицом, губами, ребенок начинает подражать и паясничать.

Две фазы развития, через которые проходит ребенок

В течение второго года жизни и после того, как ребенку исполнится 2 года, он проходит через две фазы развития своей личности:

• начиная с 16-18 месяцев он противоречит – это стадия отказа; она может продолжаться несколько дней, несколько недель или несколько месяцев;

Шалости ребенка — исследовательский возраст

Начиная с того момента, как ребенок делается самостоятельным, начинает уверенно ходить и может залезть на стол и втащить туда стул, чтобы забраться еще выше, вы вступаете в нелегкий период жизни.

Командовать должны взрослые

Если двухлетний ребенок отдает распоряжения взрослым, требуя, чтобы они исполняли все его капризы, у него будут неверные представления о мире, и система ценностей никогда не сложится в его голове правильно и разумно.

Надо уметь рисковать, пора учить ребенка действовать

Лучше пойти на риск и дать ребенку возможность производить эксперименты с вещами, пусть даже потом вам придется подбирать осколки, чем делать все за него.

Вы прекрасно знаете, что некоторые дети 7-9 лет не одеваются сами. В кабинете врача, усевшись напротив матери, такой ребенок протягивает ей ногу, чтобы она натянула на нее носок, по том зашнуровала ботинок.

Питание ребенка 1,5-2 лет, меню, кормление

С полутора лет практически все дети переводятся на четырехразовое питание.

На завтрак дети в возрасте полутора — двух лет должны получать примерно 25% суточного рациона, на обед – 30-35%, на полдник – 15-20%, на ужин – 25%.

Протирать пищу уже необязательно, её надо хорошо разваривать, тушить и разминать вилкой.

Некоторые мягкие продукты можно уже давать мелкими кусочками (ягоды и зрелые мягкие фрукты – апельсины, мандарины, виноград, персики, абрикосы, сливы, но кожуру снимать необходимо).

По прежнему нельзя давать ребенку жареные блюда.

Овощи для салатов можно натирать уже не на мелкой, а на крупной терке. Объём салата увеличивается до столовой ложки.

Расширяется ассортимент овощей – включают репу, цветную капусту, зеленый горошек (горошек разминают).

Шире становится перечень каш – кроме рисовой, гречневой, манной и из овсяных хлопьев «Геркулес» в недельное меню включают пшенную, перловую, ячневую.

Мясные блюда по-прежнему готовят из фарша. Колбасные изделия даже постных сортов, а тем более копченые нельзя давать малышу до двух лет.

Рыночные творог и сыр также нельзя давать ребенку.

Примерное меню ребенка 1,5 — 2 года.

Пудинг манно-яблочный — 150г

Хлеб белый с маслом и сыром — 30г/5г/10г

Салат из моркови и яблок — 30г

Зразы картофельные с мясным фаршем — 120г

Компот из сухофруктов — 100г

Хлеб черный — 20

Консервы детские фруктовые — 100г

Капуста тушеная с яблоками — 150г

Хлеб белый с маслом — 30г/5г

Ребенку можно делать бутерброды с маслом, положив сверху слой протертых фруктов или немного варенья. Хлеб для бутербродов уже необязательно белый.

В рационе обязательно должны присутствовать свежие фрукты в количестве 100-130г в сутки. Необходимо чередовать их виды.

Зимой и весной, когда меньше свежих фруктов и овощей, в организме ребенка может развиться гиповитаминоз С. В целях его предупреждения полезно включать в меню для детей настой шиповника. Чтобы удовлетворить суточную потребность детского организма в витамине С, вполне достаточно 1/2 стакана настоя этих плодов.

Овощные отвары содержат большое количество минеральных солей, их следует использовать для приготовления соусов, добавлять в первые блюда. Тушить овощи надо в небольшом количестве жидкости в закрытой посуде с добавлением сливочного или растительного масла.

Как правило, все маленькие дети любят печенье, пирожные и другие кондитерские изделия. Но эти продукты изготовляют из муки высшего сорта, в них много сахара и жира, поэтому калорийность их очень высокая, а содержание необходимых детскому организму белков, витаминов, минеральных солей низкое.

Суточный набор продуктов (г или мл).

Хлеб пшеничный — 60

Хлеб ржаной — 20

Крупа, макароны — 30

Овощи разные — 150

Фрукты свежие — 130

Фрукты сухие, клюква — 15

Мясо, печень — 60

Масло сливочное — 15

Масло растительное — 5

Молоко — 700 (в том числе в кашах)

Сметана, сливки — 10

Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно и впоследствии разогревать. Это изменяет не только вкус приготовленной пищи, но и неблагоприятно отражается на её составе.

На втором году жизни многие дети еще плохо жуют, едят медленно, проливая жидкие блюда на пол. Поэтому некоторые родители соединяют в одной тарелке и первое, и второе блюдо, и раскрошенный хлеб. Получается что-то хотя и полезное, но некрасивое по виду и невкусное.

Безусловно, кормление таким способом помогает ребенку быстрее справиться с обедом, но он при этом не почувствует вкуса отдельных продуктов и блюд и не приучится к их очередности. Поэтому применение такого способа кормления нежелательно.

С возрастом у детей меняются вкусы. У каждого ребенка проявляются свои потребности в еде, свои склонности, с которыми приходится считаться при приготовлении пищи.

Некоторые маленькие дети пытаются есть мел, глину, песок. Чаще всего это обусловлено недостатком в организме ребенка кальция и других минеральных веществ, когда рацион малыша однообразен, в нем мало овощей и фруктов, молочных продуктов.

Особенности воспитания ребенка от 1 года до 3 лет

В период от одного годика до трех лет в развитии ребенка происходят большие изменения. От внимания и умения родителей направить это развитие в нужном направлении во многом зависит дальнейшее формирование личности малыша. В чем же заключаются основные особенности воспитания ребенка в возрасте от года до трех лет? На что родителям следует обратить особое внимание?

Одним из важных моментов в воспитании детей в этот период является то, что в этом возрасте в развитии девочек и мальчиков появляются психологические различия. В этот период очень важно, чтобы поведение взрослых в присутствии ребенка было правильным, а семья была полной, потому что дети формируют свое поведение, подражая взрослым, которые находятся рядом. У девочек в это время активнее происходит развитие социального мышления, а у мальчиков – абстрактного.

В период от 1 года до 3 лет нужно стараться вовлекать ребенка в занятия, развивающие мелкую моторику рук – лепка, рисование, игры с пирамидками, матрешками, занятия с несложными конструкторами. Может быть, на первых порах у малыша не все будет получаться, поэтому взрослым нужно обязательно помогать ребенку, быть терпеливыми и доброжелательными. Мелкая моторика рук благотворно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, в частности — на развитии речи.

С детьми старше года нужно больше уделять времени чтению. Для этого нужно читать малышу вслух и давать разглядывать книжки с картинками. При подборе книг, нужно учитывать особенности возраста ребенка. Подбирайте книги с большими яркими картинками, понятными для ребенка. Старайтесь следить, при этом, чтобы чтение не утомляло ребенка. Иначе малыш может вскоре утратить к чтению всякий интерес.

Приучение малыша к горшку

Обычно в полутора — двухлетнем возрасте дети начинают проситься на горшок сами. Но небольшие неприятности, бывает, случаются и до 3-х, 4-х летнего возраста. Не ругайте ребенка, если это произошло, не заставляйте его сидеть на горшке, тем более, если он противится. К горшку нужно приучать деликатно и мягко, при этом нужно следить за поведением малыша. Об этом более подробно вы можете прочитать в статье «Как приучить ребенка к горшку?».

Приучение малыша к опрятности и порядку

В возрасте 3 лет уже нужно приучать ребенка следить за своим внешним видом, одеждой, учить заправлять постель, складывать вещи, убирать игрушки. Нужно показать малышу в легкой игровой форме, как накрыть на стол и убрать за собой чашки и тарелки. Старайтесь приучать ребенка вешать одежду на вешалку, ставить обувь на место, а также самостоятельно застегивать и расстегивать молнии и пуговицы.

Обязательно постарайтесь приучить ребенка чистить зубы и умываться. У малыша должна быть специальная зубная щетка для детей и детская зубная паста с приятным вкусом. Нужно показать, как правильно зубную щетку держать в руках и как пользоваться пастой. В этом случае вам не придется впоследствии тратить время на лечение кариеса молочных зубов.

Приучение ребенка к самостоятельности

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Даже если вы очень торопитесь, запаситесь терпением и дайте ребенку самому обуться и одеться. Он поверит в свои силы и научится одеваться самостоятельно быстрее, если обувь и одежда будут просты в использовании, на них не будет лишних завязок и застежек. Приучайте малыша к самостоятельности.

К трем годам ребенок уже идентифицирует себя, как личность. Малыш осознает, что он — самостоятельный человек, поэтому появляются разные сложности в поведении, происходит формирование его характера. Начав ощущать себя самостоятельной личностью, в этом возрасте дети нередко начинают бунтовать, выказывая протест против родительских указаний. Если вы заметили, что ребенок не слушается, казалось бы, без особых на то причин, то это, возможно, как раз и есть тот самый протест маленького человечка, старающегося заявить о своей индивидуальности. На этом этапе родители должны быть особенно терпеливыми, логичными и последовательными в своих поступках и требованиях.

Старайтесь быть максимально внимательными и доброжелательными к своим малышам. Но не попустительствуйте детским прихотям, чтобы потом не ломать голову над вопросом Как справиться с детскими капризами?. Будьте в своих требованиях мягки, но настойчивы. Этим вы поможете задать ребенку верный вектор развития, что впоследствии окупится сторицей.

Меню для ребёнка от года до двух

«Я уже не знаю, что готовить своему сынульке», — пожаловалась мне как-то Марина во время очередной прогулки наших полуторагодовалых карапузов. «Будем составлять меню!», — ответила я. Сегодня, выполняя своё обещание подруге, решила поделиться составленным меню со всеми мамочками, для которых на данный момент актуален вопрос детского питания. «Недельное меню для ребёнка от года до двух лет» — тема нашего сегодняшнего обсуждения.

Составляя меню для малышей, я учитывала особенности детского питания до трёх лет, старалась сделать его максимально разнообразным, полезным и интересным как для мам, так и для маленьких деток.

Итак, представляю вашему вниманию недельное меню для ребёнка от года до двух, состоящее из шестиразового питания в день. Спросите, почему так много? Если подумать, то это не много, а как раз правильно. Питание растущего энерджайзера» (так я, любя, называю свою непоседу-дочурку) должно состоять из первого завтрака, второго завтрака, обеда, полдника, ужина и «лёгкого перекуса» перед сном. Тогда и перееданий не будет, и малыш будет сыт и счастлив.

Завтрак для полуторагодовалого ребенка

Приблизительное время для кушаний следующее:

  • 8.00 – первый завтрак;
  • 10.00 – второй завтрак;
  • 12.00-12.30 – обед;
  • 15.00-15.30 – полдник;
  • 18.00-18.30 – ужин;
  • 21.00 – «подкрепление» на ночь.
  • Гречневая каша безмолочная – 150 г

    Банан или банановое пюре – 100-150 г

    Борщ с мясом кролика – 100 г

    Картофельное пюре – 80 г

    Салат (отварная свекла с растительным маслом) – 40 г

    Компот из сухофруктов – 100 мл

    Каша овсяная молочная – 150 г

    Детский творожок – 50 г

    Каша кукурузная безмолочная – 150 г

    Фруктовое ассорти или фруктовый салат – 80-100 г

    Суп рисовый с протёртым желтком – 100 г

    Вермишель отварная – 80 г

    Салат (морковь, яблоки, масло подсолнечное) – 45 г

    Компот из яблок и черноплодной рябины – 100 мл

    Чёрный хлеб – 10 г

    Морковь, тёртая, со сметаной – 50 г

    Овощное рагу – 150 г

    Хлеб белый с маслом – 20/5 г (хлеб/масло)

    Паровой омлет – 100 г

    Чай с молоком – 150 мл

    Хлеб белый с маслом и тёртым сыром – 20/5/5 (хлеб/масло/сыр)

    Печёное яблоко – 100 г

    Суп пшенный – 150 г

    Рыбные котлеты паровые – 50-60 г

    Картофельное пюре с протёртым зелёным горошком – 50/20 г (картофельное пюре/горошек)

    Ягодный морс – 100 мл

    Булочка – 30-50 г

    Овощное пюре – 200 г

    Белый хлеб – 20 г

    Детская сырно-фруктовая паста – 50 г

    Каша ячневая безмолочная – 150 г

    Чай шиповниковый – 150 мл

    Фруктовое пюре – 100 г

    Суп рисовый с мясной тефтелькой – 100/50 (суп/тефтелька)

    Фруктовый кисель – 100 мл

    Молочный суп с вермишелью и тёртым сыром – 150/10 г (вермишель/сыр)

    Картофельное пюре — 150 г

    Суп гречневый – 100 г

    Ленивые голубцы – 100 г

    Компот из сухофруктов – 70 г

    Сырковая масса – 50 г

    Рисовая каша молочная – 150 г

    Фруктовый чай – 150 г

    Хлеб белый – 10 г

    Суп гречневый молочный – 150 г

    Булка с маслом и тёртым сыром — 20/5/5 г (булка/масло/сыр)

    Щи, приготовленные на мясном бульоне – 100 г

    Паровая котлета – 50 г

    Овощное пюре – 70 г

    Ленивые вареники нежные – 150 г

    Булка с маслом – 20/5 г (булка/масло)

    Творожная паста – 50 г

    Каша гречневая безмолочная – 150 г

    Фруктовый салат мелко порезанный – 100 г

    Суп овощной на мясном бульоне – 100 г

    Картофельное пюре с печёночным паштетом – 70/40 г (картофельное пюре/печёночный паштет)

    Каша манная молочная – 150 г

    Рекомендации по составлению меню для детей в возрасте от года до двух

    При приготовлении детского питания нужно обратить внимание на то, что вся пища должна быть измельчена таким образом, чтобы малышу было удобно её употреблять. Так как, жевательные зубики на втором году жизни только растут и развиваются, малыш ещё не способен надлежащим образом пережёвывать пищу. Но не переусердствуйте! Чрезмерное измельчение пищи при помощи блендера ухудшает вкусовые качества приготовленного блюда, а также тормозит формирование жевательного навыка у ребёнка второго года жизни.

    Вышеописанный рацион питания является лишь ориентировочным. Его главная цель – помочь маме сориентироваться в организации сбалансированного питания маленького ребёнка. Режим питания также необходимо подстраивать под ваш личный график. Например, если малыш просыпается не в семь часов, а в полдевятого утра, то и завтрак у него будет, естественно, не в 8.00.

    Обеспечивайте также достаточное употребление ребёнком жидкости. Возможно, малышу будет необходимо попить водичку. Поэтому, предлагайте воду малышу по нескольку раз в день. Кроме того, полезным будет приготовление травяных напитков (ромашковый чай, чай из лепестков розы, малиновый, смородиновый чай и т.д.).

    Помните, меню для ребёнка от года до двух лет должно быть богато на витамины, как в летнее время года, так и в зимнее. Поэтому, целесообразно делать заготовки овощей и фруктов с лета, заморозив их в морозилке. Если в летнее время мы можем дать ребёнку в качестве салата огурцы и помидоры, то зимой целесообразно отваривать свеклу, морковку, картофель и готовить овощное ассорти. Не заставляйте ребёнка скушать всю приготовленную порцию, малыш точно знает, сколько ему надо. Лучше докушать чуточку позже, чем переесть. Если малыш проголодается, он обязательно даст вам об этом знать.

    Приятного аппетита вашим любимым доченькам и сыночкам!

    Гимнастика для детей от 1 года до 2-3 лет, комплексы упражнений

    В период жизни детей от 1 года до 3 лет совершенствуется развитие уже имеющихся двигательных навыков и статических напряжений мышц, вырабатывается правильная осанка.

    Вот некоторые показатели развития основных движений следует использовать родителям для оценки двигательных возможностей своего ребенка.

    Что должен уметь ребенок в 12—14 месяцев:

    Самостоятельная ходьба; лазание по лесенке высотой 1 м; перелезание на четвереньках через препятствие; подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки; бросание мяча двумя руками.

    Перешагивание через палку; бросание мяча на расстояние до 50 см; ходьба по лестнице приставным шагом; залезание на горку.

    Что умеет ребенок в полтора года (1 год 6 мес):

    Перешагивание через препятствие высотой 10 см; влезание на бревно; бросание мяча в цель с расстояния в 20— 40 см; подпрыгивание на месте; ходьба по гимнастической скамейке.

    Ходьба по наклонной доске, поднятой на 20-25 см от пола; влезание на лестницу высотой 1,5 м; перешагивание через веревку, поднятую на 20 см над полом; бросание мяча в цель с расстояния 50—70 см; бег без «полета»; прыгание.

    Ходьба по наклонной доске, поднятой на 25— 30 см от пола; влезание на табурет высотой 20 см; перешагивание через палку, приподнятую на 20— 30 см от пола; бросание мяча в цель на расстояние 80—100 см; бег с «полетом».

    Что нужно для занятий спортом с детьми

    Предоставьте ребенку для занятий специально оборудованную комнату или часть комнаты, где должны быть лесенка, скамейка, наклонная плоскость, кубы, 2 обруча, мячи разного размера, веревка, гимнастические палки 40 и 50 см, корзина, скакалка, 2 булавы, игрушки.

    Ежедневно в утренние часы проводите зарядку с одним из этих предметов, используя уже знакомые упражнения, в течение 10 мин. При недостатке времени проведите занятие с мячом: побегайте, попрыгайте. Непременно проветрите помещение и расстелите ковер для смягчения прыжков, так как свод стопы ребенка еще формируется.

    До обеда ребенок должен гулять на свежем воздухе: кататься на самокате, велосипеде, играть в песочнице. В это время можно провести интенсивный урок в течение 15— 20 мин, включая упражнения на снарядах. Проведите подвижные игры для развития навыков лазания, бега, равновесия и развития физических качеств — ловкости, силы и выносливости.

    Летом полезны прогулки по пересеченной местности: ребенок должен преодолевать подъемы, кочки, пройти по бревну, доске, залезть на пенек, перепрыгнуть канавку. В возрасте 2—3 лет прогулки совершаются на расстояние 200— 500 м и более.

    Зимой берите с собой на прогулку метелки, лопатки, санки, играйте с детьми в снежки. Дети 1 1/2—2 лет охотно катают в санях кукол, грузы, съезжают с горок на ногах, держась за сани.

    В 2,5—3 года можно обучать ребенка ходьбе на лыжах, сначала без палок. Длительность первых занятий не должна превышать 15 мин, постепенно время увеличивается до 1 ч. Приучайте детей к холоду и ветру. В любую погоду ребенок должен гулять, активно двигаться — это наилучший способ воспитания здоровых детей.

    Во второй половине дня после дневного сна занятия нацелены на освоение разнообразных движений с мячом, флажками, обручами и другими предметами. Можно широко использовать лазание по гимнастической стенке, ходьбу по гимнастической скамейке, горке. Часть таких упражнений проводят на свежем воздухе на «дорожке здоровья», которая оборудована спортивными снарядами для детей раннего возраста. В ходе совместных занятий проявляется взаимопонимание детей и родителей, которые помогают ребенку преодолеть страх, быть внимательным при выполнении заданий, не отставать от коллективных действий всей группы.

    В вечерние часы перед ужином советуем проводить совместные занятия в кругу старших детей по разучиванию новых упражнений или игр.

    Перед сном лучше всего прогуляться с ребенком на свежем воздухе или поиграть с кубиками, куклами.

    Гимнастика для малышей

    Основная задача физического воспитания детей раннего возраста — совершенствование двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки) и выработка правильной осанки.

    Физические упражнения в возрасте от 1 года до 3 лет:

    1. Общеразвивающие физические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц конечностей.

    Упражнение «велосипед» — выполняется лежа на спине на коврике — сгибание и разгибание ног, имитирующие движения на велосипеде. Способствует укреплению мышц брюшного пресса.

    Упражнение «лодочка» — лежа на животе на ковре вытянуть прямые руки вверх. Служит для укрепления мышц спины.

    2. Для совершенствования ходьбы и бега используют подвижные игры: «Воробьи»,

    «Дождик», «Паровозик», « Лошадки».

    Например, игра «Паровозик»: дети встают друг за другом, первый из них изображает паровоз, а все остальные — вагоны. Дети ходят за «паровозом», двигают руками и произносят: «Чух-чух-чух, ту-ту-У-У».

    Игра «Лошадки»: дети изображают лошадок и кучеров; бегают, высоко поднимая ноги, меняют темп движения по команде.

    Для ловкости и смелости — игра «Мишка на наклонной плоскости». В игре используется гимнастическая скамейка или доска, один конец которой поднимается на высоту 10— 20 см от пола. Дети по очереди на четвереньках поднимаются вверх по скамейке и осторожно слезают с нее.

    3. Для развития метания — игра «Кегли», «Мяч в корзину». Дети бросают по очереди в корзину маленькие мячи диаметром 3—5 см. Корзина расположена от места бросания на расстоянии 1 м.

    4. Акробатические подготовительные упражнения :

    — быстро сесть на пол и встать;

    — преодолеть высоту (ребенка поднять на вытянутых руках);

    — качание на руках и на ноге взрослого.

    Родители должны помнить, что ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

    5. Музыкально-ритмические физические упражнения:

    — имитационные упражнения с песнями «Ладушки», «Каравай», «Утята»,

    — имитационные упражнения со стихами: «Наши пальчики писали», «Мельница», «Часики тик-так».

    В естественных условиях на свежем воздухе рекомендуем:

    — перебросить мяч через кустарник;

    — залезть на пенек;

    — подняться на горку с пологим склоном;

    Примерные комплексы упражнений для детей разных возрастных групп

    1. Ходьба вокруг обруча под песню «Каравай» (взрослый придерживает ребенка за

    2. Быстрая ходьба за катящимся вперед обручем.

    3. Прыжки в обруч.

    4. Ползание через вертикально стоящий обруч.

    5. Метание мяча в горизонтально расположенный обруч, находящийся на расстоянии 50 см от ребенка.

    6. Имитационное упражнение «Велосипед».

    7. Упражнение «Лодочка».

    8. Сидя на стуле, подтянуть к себе обруч ногами (упражнения для развития мышц стопы).

    1. Ходьба по наклонной доске (слегка помогая ребенку).

    2. Прыжки «Зайка»: менять направление, сопровождать стихом «Уши выше, лапы шире».

    3. Проползание под веревку.

    4. Бросание мяча из-за головы на расстояние 80—100 см.

    5. Перешагивание через мячи (совершенствует равновесие).

    6. Лежа на спине, поочередное поднимание ног вверх.

    7. Лежа на животе, поднимание мяча вверх двумя руками.

    8. Лазание по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 1—2 раза.

    9. Имитационные движения для рук со стихом «Наши пальчики устали». Расслабление рук и кистей.

    1. Ходьба по кружкам — перешагивание с одного кружка в другой.

    2. Бег «Лошадки»: менять темп (быстрее, медленнее) 16—20 с.

    3. Бросание мяча одной и другой руками в цель с расстояния 1 м.

    4. Лежа на спине, ноги удерживает взрослый. Упражнение — сесть, лечь.

    5. Лежа на животе, поднимание туловища и прямых рук вверх.

    6. Подлезание под палку, находящуюся на высоте 40—46 см от пола.

    7. Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу.

    8. Ходьба на носках, на пятках со стихом «Цапля ходит по балкону».

    9. Упражнение на расслабление мышц рук и ног — «Стряхнуть снежинки».

    Утренняя гигиеническая зарядка для детей 1-3 лет

    Для перехода от сна к бодрствованию рекомендуется проводить утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) вместе с родителями. Важно помнить, что для малыша главное — делать все так, как это делают мама и папа, братья и сестры. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы.

    Не превращайте утренние занятия в тренировку: на всю зарядку отводится 10—15 мин.

    Схема комплекса утренней гимнастики:

    — ходьба и бег на месте или в движении;

    — упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;

    — упражнения для мышц туловища, живота;

    — упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);

    — упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады в сторону);

    — упражнение на расслабление мышц;

    Комплексы следует менять через 3—4 нед, при этом возможно повторение отдельных упражнений при изменении исходных положений рук, ног, туловища. В комплексы утренней зарядки следует включать упражнения на выработку правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

    Эффективность зарядки возрастает, если выполнять упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячами и т. д. В конце зарядки включайте легкий бег. После зарядки переходите к водным процедурам.

    До и после зарядки подсчитайте пульс у ребенка (у детей-дошкольников — 100—110 уд/мин).

    Эффективность во много раз возрастает, если зарядка проводится на открытом воздухе. При этом увеличивается насыщение крови кислородом, столь необходимым для питания клеток и тканей организма, совершенствуются функции дыхания и кровообращения. На открытом воздухе создаются наилучшие условия для реализации потребностей в движениях, возникает возможность использования большого пространства.

    Если же Вы занимаетесь в помещении, не забудьте хорошо проветрить комнату, откройте форточку или окно при хорошей погоде; занимайтесь в трусиках и майке, босиком или в спортивных тапочках

    Источники:

    https://www.7ya.ru/article/Pitanie-rebenka-ot-1-goda-do-2-let-10-pravil-i-razreshennye-produkty/

    http://stranadetstva.ru/forum/viewthread/1088

    http://www.zhirafik.ru/psihologiya-rebenka

    Питание ребенка 1,5-2 лет, меню, кормление

    http://site-dlya-zhenschin.ru/sovety-roditelyam/psihologiya-detej/234-vospitanie-ot-goda-do-tryeh-let.html

    http://www.allwomens.ru/8582-menyu-dlya-rebyonka-ot-goda-do-dvux.html

    Гимнастика для детей от 1 года до 2-3 лет, комплексы упражнений