Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

Диагностика личности детей дошкольного возраста

Сущность психологической диагностики личности. Особенности психического развития ребенка возрастной категории от трех до шести лет. Применение методики наблюдения, беседы, эксперимента, тестов, опроса в практике консультативно-диагностической работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Диагностика личности в дошкольном возрасте

Психологическая диагностика — это оценка индивидуально психологических особенностей личности и психической деятельности человека. Многие советские ученые считают ,что личность начинает складываться в дошкольном возрасте, что возраст шести — семи лет является решающим в становлении личности. «Дошкольный возраст — есть период совершенствования, развития личностных новообразований»[1;с.13]. В общем понятии « личность понимается не как особая субстанция, а как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения («социализации», «интернализации») человеком общественных форм сознания и поведения».[3 ;c.92] Таким образом, при правильном воспитании ребенка, к концу дошкольного возраста он уже способен себя оценивать по отношению к окружающему миру в соответствии с правилами и нормами общества, появляется способность взаимодействия с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности. Только с помощью взрослого идет активное формирование личности и только зная ,как она формируется в данном возрасте мы можем диагностировать личность ребенка.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Важно заметить, что общение имеет самое прямое отношение к формированию будущей личности.

Формы проведения диагностики могут быть разные: групповые и индивидуальные, письменное или устное выполнение заданий, в беседах или тестированиях, в виде игры. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители.

Целью нашего психологического исследования , является рассмотрение формирования личности детей данного возраста и какие основные методы диагностики используются именно для этого возраста.

Уже после рождения ребенка происходят события, имеющие важнейшее значение для формирования будущей личности . Путь формирования личности заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности [3; с 439].То есть , в возрасте от трех до семи лет ребенок, при помощи взрослых, проходит несколько этапов развития от раннего до дошкольного возраста , в последствии чего «превращается» в человека, способного анализировать свои поступки и действия; решать поставленные задачи; возрастает инициативность, изобретательность; ребенок ощущает свое право на выбор и стремится его отстаивать перед другими людьми и т.д. Таким образом, формирование личности — это процесс овладения человеком системы знаний, представлений о мире, трудовыми навыками — после чего он активно это использует в реальной действительности.

Одним из важных условий в формировании личности — является воспитание. Одними из важных задач воспитания, являются:

1)воспитание у детей трудолюбия — необходимо приучать детей доделывать заданную работу до конца, тем самым развивая его волю; поощрять детей, за качественное и своевременное выполнение трудового поручения.

2)воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены — играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту и в общественных местах, от этого зависит не только их здоровье, но и здоровье всех окружающих.

3)нравственное развитие — необходимо воспитывать у них любовь к людям, окружающему миру , к своей Родине. Только в атмосфере доброты, радости и любви можно формировать у ребенка доброжелательность, уважение к старшим и готовность помочь другим людям, способность сочувствовать им, быть уверенным в себе и в своих силах; развить патриотизм к своей земле ; любить природу и т.д.

4)художественное воспитание — занятия музыкой, рисованием, лепкой, аппликацией и т.д.

Воспитание ребенка дошкольника требует от взрослого специальных навыков, знаний, умений, а главное — это большого терпения. В.В. Давыдов считает, что воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка, способами его непосредственно-практического познания [2; с.298].

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Важнейшим значением в формировании личности ребенка является «его общение с близкими взрослыми и появление у него, в ходе контактов с ними, первого вида ведущей деятельности — коммуникативной» (Д.Б.Эльконин). Общение имеет самое прямое отношение к развитию будущей личности. Э.В. Ильенков считал ,что личность — есть совокупность отношений человека к самому себе как к некоему другому — отношений «Я» к себе, как к некоему «НЕ Я»[8; 195с]. Появляются три вида отношений:

1)отношение к себе

2)отношение к другим людям

3) отношение к предметному миру

Эти три вида взаимосвязаны друг с другом, то есть мы познаем себя через других людей, а в других глядимся как в зеркало, через вещи относимся к человеку, а отношение к предметному миру опосредствуем отношением к себе и другим людям [2; С.293 ].

Общение со сверстниками способствует лучшему сопознанию детей, а равенство с ними отсутствие ограничений , обычные при общении со взрослыми. Это благоприятствует развитию социальных отношений между ними, раскрывает их творческие качества. Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение развития общения можно считать эффективным способом к исследованию формирования личности ребенка.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Далеко не все дети могут владеть своими мыслями ,поступками, действиями. Трудно себе представить, сколько переживаний приходится на долю ребенка пока формируется его личность и далеко не всегда столкновение ребенка с миром других людей и самых разнообразных предметов проходит для него безболезненно. Часто при этом происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. Для этого необходимо следить за психическим развитием детей, чтобы вовремя выявить возможные отклонения и спланировать индивидуальные методы коррекции , направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с реб?нком , тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.[5; с.2 ]

Правильная диагностика подскажет, как правильно нужно общаться с ребенком и что предпринять для дальнейшего его развития. Поставив неправильный диагноз, мы тем самым толкаем ребенка на путь « разыгрывания» несвойственных ему ролей в жизни, когда он адаптируется к окружающей среде. Чтобы воспитать ребенка со всех сторон, нужно со всех сторон его изучить, понять какие у него врожденные сильные качества, развивать его способности и умения.

В условиях современных преобразований воспитание и обучение детей направлены на всестороннее развитие личности , его способностей( познавательных, творческих, коммуникативных и тд). Л.С.Выгоцкий считал, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие» . Чтобы идентифицировать тип личности ребенка, нужно учитывать, на какой стадии развития он находится, какая помощь ему нужна и применять соответствующие этой стадии методы.

Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Является одним из основных методов в работе с детьми. В современном мире наблюдение может проводиться с использованием наблюдательных приборов: аудио-, фото- и видеоаппаратуры, особых карт наблюдения и т. д. Оно является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение индивида и получить целостную картину происходящего, без вмешательства в ситуацию извне. Но этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых — его трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени то есть, исследователю приходится ждать, пока явления, которые его интересуют, не возникнут сами собой. Кроме того, не всегда результаты наблюдений позволяют понять причины того или иного поведения. Многие исследователи заметили, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему неизвестно, проходит мимо его внимания.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.[4; 336с ]. Оценка дошкольником самого себя в этом возрасте еще недостаточно развита и во многом зависит от того, как его оценивает взрослый, где заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие, а завышенные — искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, дает силы ребенку.

психологический ребенок диагностика

С большой долей уверенности, мы можем сказать ,что в возрастной категории от трех до шести лет происходят значительные изменения в психическом развитии детей, что ведет к формированию личностных качеств и появлению основных новообразований , характерных данному возрасту.

По сути, ребенок проходит сложный и трудный путь личности с другими людьми, будь то в общении, в игровой или другой деятельности со взрослыми, сверстниками. Логика поступков и социальные нормы поведения бессознательно игнорируются или болезненно воспринимаются, так как пока еще отсутствует механизм их восприятия. В таком возрасте у них развито лишь образно-чувственное восприятие, где главными ценностями являются радость и хорошие отношения, для их выявления — создаются игровые ситуации, всевозможные эксперименты и тесты, познавательные занятия и многое другое.

Очень важно, на ранних стадиях развития определить и поставить правильный диагноз, что позволит направить ребенка на правильный путь его саморегуляции и поможет ему выбрать способы выражения своей индивидуальности и значимости. Часто, неумение поставить точный диагноз или составить психологический портрет личности ребенка неизбежно приводит к неправильному пониманию им своей роли в окружающей действительности. Таким образом ,чем раньше мы определяем или диагностируем личность ,тем быстрее мы сможем понять, какие способы для этого более приемлемы и найти действенные методы корректировки для своевременного развития и использования индивидуальных способностей. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования. Практика консультативно-диагностической работы с современными детьми показывает, что только индивидуальное, углубленное и тщательное обследование проблемного ребенка различными специалистами дает возможность полноценной диагностики и прогноза дальнейшего развития.[7;208с] Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять подход к каждому из них.

Существует множество работ, написанных прекрасными классиками педагогики , которые предлагают всевозможные рекомендации и способы для правильного диагностирования и воспитания личности детей разных возрастов, в том числе и детей дошкольного возраста. « Ребенок — всегда дитя своего времени, законы его развития реализуются (или не реализуются) в конкретных условиях воспитания, связанных с установками и представлениями окружающих его взрослых»[6; с27-40].

1)Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста — Николаев: 2004 г,68 с.

2)Лисина М.И. Общение. Личность и психика ребенка // Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практической психологии»-Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997г- 384 с

3)Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Просвещение,1968г — 464с.

4)Урунтаева Г.А. Дошкольная психология// Учебное пособие // М.: Академия ,2001г 336с.

5)Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста; Челябинск: 2005г — с.2

6) Токарев А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования [Текст] / А. А. Токарев // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — с. 27-40.

7) Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети// Основы диагностической и коррекционной работы — М.: 2000г — 208 с.

8) Ильенков Э. Что же такое личность? — М.:1979 г. — с.183-237

  • Главная
  • Обучение
  • Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
  • Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста

    Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при

    определённых условиях, факторах, деятельности.

    Для развития ребёнка – необходим индивидуальный подход, зная анатомо-физиологических и психических особенностей ребёнка можно рассчитывать на положительный результат общения.

    Особенность поведения ребёнка зависит от его физического состояния и индивидуальности. Зная темперамент ребёнка — педагогу легче подобрать путь к сердцу ребёнка.

    При выявление индивидуально-типологических особенностей, было выделено четыре типа темперамента. Первые проявления темперамента заметны с рождения — это врожденные черты. Судя по внешнему поведению, можно определит, к какому типу из четырёх известных принадлежит ребёнок.

    ХАЛЕРИК — хорошо подвижна мимика лица, громкая речь, частые жестикуляция конечностями, этот тип детей держат голову всегда прямо, как бы втягивая шею, взор всегда направлен в перед. В игре этот ребёнок через, чур, активен и назойлив, причем с огромным упорством и уверенностью верит в то, что именно он прав, именно с ним детям интересно-счетает себя лидером. Ребёнок холерик- трудно засыпает, а проснувшись быстро активизируется.

    МЕЛАНХОЛИКИ-дети очень чувствительные и ранимые, дети в раннем возрасте обсалютно не создают родителям проблем, его как будто не слышно и невидно. Ребёнок говорит тихо, нерешительно, быстро устаёт от шума, от замечаний, пассивность, утомляемость, медлительность, ребёнок часто выбирает вместо собеседника- одиночество и пакой, такие детки часто жалуются на головную боль, среди группы детей их часто можно увидеть сидящими на диване в одиночестве — им не скучно это одна из особенностей меланхолика, но у него есть такое качества как отзывчивость, привязанность.

    САНГВИНИК — общительный, жизнерадостный, активный — этим сангвиник похож на холерика активная мимика, часто жестикулирует, говорят громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается, легко переключается с активного вида работы на более спакойную, легко выполняет порученное ему дело. У ребёнка сангвиника нет устойчивой позиции – поведения и интересов, про такого ребёнка можно сказать-он быстро загорается, и быстро теряет интерес. Такому типу нехватает-настойчивости.

    ФЛЕГМАТИК — малоподвижный. Ребёнок спокоен, мало эмоционален, но трудно засыпают и трудно просыпаются, такое впечатление, что он может спать сутками, мимика слабо выражена, нет лишних жестов и движений. Положительная сторона таких деток– сидчивость, добросовестность, а отрицательная медлительность.

    Знания черт темперамента помогает найти индивидуальный подход в воспитания и получение желаемого результата, теперь становиться, понятна важность разных игр в течения дня-дидактические, сюжетно ролевые, подвижные игры. Я в начала своей педагогической деятельности не могла понять, почему одни дети идут на контакт быстрее, чем другие, почему одним интересно заниматься лепкой, а другим математикой, почему с утра одни рыдают, а вечером родители не могут уговорить идти домой. Теперь понимаю четко — что такое индивидуально, по-другому ничего не получиться.

    Дружелюбен, общителен, жизнерадостен, довольно покладист и рассудителен, легко идет на компромисс, приспосабливается к непривычной обстановке, активен, подвижен, импульсивен, незлопамятен, недостает терпения и упорства, поэтому часто не может сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности.

    При неправильном воспитании такие дети нередко вырастают ветреными и легкомысленными.

  • Формировать устойчивые интересы;
  • учить доводить начатое до конца;
  • формировать критичное отношение к результатам своего труда;
  • обращать внимание на качество выполнения задания;
  • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности.
  • Неугомонный озорник и задира. Приступы раздражения и гнева для него обычное явление. Легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера довольно редко находит общий язык со сверстниками.

    Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет ответной реакции. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Холерик любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.

    Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать свои возможности.

    • Развивать способность считаться с чувствами окружающих;
    • направлять энергию на полезные дела;
    • укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;
    • развивать сдержанность;
    • предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности.
    • Очень спокоен, сдержан, серьезен. На первый взгляд может показаться вялым и неэмоциональным. Не слишком любознателен, предпочитает тихие игры и крайне редко занимает позицию лидера среди других детей.

      Тяжело и долго приспосабливается к новой обстановке, плохо переносит перемены. Боится рисковать и не любит проявлять инициативу. Медлителен, для усвоения новой информации ему требуется немало времени, но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти.

      Флегматик легко засыпает, а вот разбудить его порой бывает непросто: малыш капризничает, ноет, а потом полдня жалуется на вялость и сонливость.

    • Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, затем средней, а потом высокой подвижностью;
    • учитывать низкий темп выполнения задания.

    Застенчив, робок, нерешителен. Во всех его движениях, жестах, речи проявляется неуверенность. Такие дети часто замыкаются в себе, очень плохо привыкают к новому коллективу.

    Знания даются меланхолику с большим трудом, так как малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Меланхоличные дети очень мнительны, они нередко волнуются по пустякам и крайне болезненно реагируют на наказания и отрицательные оценки.

  • Чаще давать положительную оценку, подбадривать;
  • создавать ситуации успеха;
  • организовывать совместную деятельность с успешными детьми.
  • Задача взрослых — создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

    С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

    Список использованной литературы

    1. Дошкольная психология / Урунтаева Г. А. – М., 1998г.
    2. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Ковальчук Я. И. – М., 1981г.
    3. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней / Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
    4. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
    5. Практические семинары для педагогов. Вып.2. Психологическая компетентность воспитателей / авт-сост. С. В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011.

    Особенности развития детей дошкольного возраста

    12076Добавить в избранное В избранном

    Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.

    Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

    В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.

    Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

    Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

    В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.

    Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста

    Психическое развитие детей дошкольного возраста.

    Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.

    Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

    Эмоциональное развитие.

    На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

    Познавательное развитие.

    Познавательное развитие — это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

  • Подана из авторитетного источника нужными людьми;
  • Соответствовать всем познавательным способностям;
  • Открыта и должным образом обработана и проанализирована.
  • Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

    Психологические развитие детей дошкольного возраста.

    Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.

    Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

    Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.

    Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.

    Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже: Комментарии

    Краткие возрастные и индивидуальные особенности детей | Мир женщины

    Воспитание детей дошкольного возраста основывается на общих особенностях. Главными направлениями воспитания являются:

  • физическое развитие ребенка
  • охрана и укрепление его здоровья
  • развитие деятельности, познавательной активности
  • формирование различных видов мышления, памяти, воображения
  • выработка нравственной направленности личности
  • обучение общению и отношений с людьми
  • формирование готовности к систематическому школьному обучению
  • В раннем и дошкольном периодах жизни воспитание оказывает большое развивающее влияние при условии максимального использования активности ребенка, вовлечения в деятельность, которая наиболее полно отражает его интересы, отношение к окружающему миру.

    Для ребенка 1 года жизни особенно важно общение с взрослыми, которое побуждает его обращать внимание на предметы, овладевать первыми звуками и словами, обеспечивает психологический комфорт. Малыш начинает ориентироваться в окружающей среде, у него развиваются основы наглядно-действенного мышления. На этом этапе важно обеспечить разнообразное общение с ребенком.

    В раннем возрасте (1-3 года) развиваются речь, ходьба, появляются первые представления о связях в окружающем мире. Играя с предметами, ребенок изучает их свойства, учится их использовать. В этот период первоочередным является развитие предметно-манипулятивной деятельности, через которую ребенок познает мир, развивает сознание и самосознание.

    Дошкольный возраст (3-6 лет) связан с доминированием игровой деятельности. На него приходятся главные достижения ребенка в познавательном (формируются представления о связи различных сфер действительности, образное и начало логического мышления, сенсорные и интеллектуальные способности) , эмоционально-волевом развитии (определяются приемы саморегуляции, самостоятельность поведения, развиваются осознанная дисциплинированность, инициативность действий, способность к общению, формируются чувство долга, ответственности и т.п.) .

    На рубеже 6-7 лет жизни формируются предпосылки для успешного перехода к школьному обучению. Воспитание ребенка дошкольного возраста должно ориентироваться на особенности его развития в младшем возрасте.

    В воспитании младших дошкольников важно создать благоприятные условия для расширения круга предметов и явлений, которые будут помогать в ознакомлении с ними, для развития общения с взрослыми и сверстниками. Это особенно актуально перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, облегчает его адаптацию в нем.

    В воспитании детей необходимо развивать исследование, экспериментирование, самостоятельный поиск ответов на различные вопросы, целенаправленность поведения и деятельности, поощрять доверительные отношения и учить осознавать свою роль в общении.

    Старших дошкольников знакомят с нравственными ценностями: учат правильно обращаться, направляют их творческую активность, интересы к различным видам деятельности, которые в этот период приобретают значительного развития.

    На 6-7-м годах жизни следует воспитывать психологическую готовность к обучению в школе, развивать навыки свободного общения. Общие возрастные особенности развития по-разному реализуются в каждого ребенка.

    Педагогику, которая не ориентируется на индивидуальный темп развития ребенка, индивидуально-психологические различия детей, называют «бездетной». Индивидуально-психологические различия — устойчивые особенности психических процессов, по которым люди отличаются друг от друга.

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

    Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит взаимодействие игровых и реальных взаимодействий детей.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей.

    Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

    Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

    Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

    Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

    На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

    Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше былых.

    Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной самостоятельная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

    Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

    Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

    У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

    Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

    Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познаваемой позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

    Предварительный просмотр:

    Возрастные и индивидуальные особенности развития детейот 4 до 5 лет(средний возраст)

    Вигровой деятельностидетей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

    Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Много внимания уделяется развитиютворческих способностейдетей в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

    Значительное развитие получаетизобразительная деятельность.Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

    Усложняетсяконструирование.Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Двигательная сфера ребенкахарактеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

    Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

    Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

    К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

    Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

    Начинает развиватьсяобразное мышление.Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

    Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

    Продолжает развиватьсявоображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

    Развиваетсяграмматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

    На пятом году жизни активно проявляется стремление детей кобщениюсо сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками.

    Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

    Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями) , но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

    Дошкольник пятого года жизни отличаетсявысокой активностью. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком.

    В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

    У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса кправилам поведения.Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

    Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

    Взаимоотношения со сверстникамихарактеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

    Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

    Основные достижения возрастасвязаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

    Другие статьи по теме:

    Особенности общения в дошкольном возрасте

    Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведени Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. — М., 1996. Леонтьев А. Н. Психическое разв.

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

    Особенности развития дошкольного возраста психология

    Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци.

    Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

    Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

    Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

    Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

    Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

    Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » — заявля.

    Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с в.

    Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуе.

    Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельност.

    Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

    Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

    Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕ.

    Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и у.

    Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

    Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

    Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна

    Методика № 1 (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд).

    Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

    Методика № 3 «Классификация понятий».

    Методика № 4 «Подбор синонимов».

    Методика № 5 «Подбор определений».

    2) Изучение лексико-грамматического строя речи:

    Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

    Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

    Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

    Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

    Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

    Методика № 2 « Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

    Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

    Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

    Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

    3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

    4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

    Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

    Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

    При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

    — развитие фонематического слуха и звукового анализа;

    — развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

    — формирование грамматического строя речи;

    — осознание речевой деятельности.

    Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

    Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

    Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях ( изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

    Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

    Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

    Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

    — отбор слов для проверки (словари-минимумы);

    — обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

    — материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

    — должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

    — речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

    — диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

    1) Изучение словарного запаса.

    Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

    Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

    Оборудование: картинки, предметы.

    1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

    2) рассказ по памяти, из личного опыта;

    3) творческий (продуманный рассказ);

    4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

    5) рассказ в процессе игровой деятельности;

    6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

    Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

    Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

    Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

    Цель: проверить понятия значений слов.

    Оборудование: тест- словарь ( для детей 5 лет).

    Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

    Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

    Источники:

    https://revolution.allbest.ru/psychology/00694065_0.html

    http://raguda.ru/ou/individualnye-osobennosti-detej-doshkolnogo.html

    https://infourok.ru/diagnostika-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1331932.html