Диагностика на конфликтность дошкольников

Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники)

Методики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам):

Тесты, опросники, методики для диагностики детей и подростков:

В каждом разделе описана проблемная ситуация, например «не слушается», или «не общается со сверстниками», или «не хочет учиться» и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.

Тестовые методики, опросники

Плохо себя ведет дома.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.

Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)

Шкала степени отверженности ребенка в семье.

Не общается со сверстниками.

Проблемы в общении со взрослыми.

Цветовая проективная социометрия

Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).

ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Готовность к школе

Тест Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе

Тесты для диагностики детей 7-11 лет

Проблемы поведения в школе.

ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы в учебе.

ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет)

Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

Проективный тест школьной тревожности

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях с родителями.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

ЦТО (отношение к значимым людям)

Тесты для диагностики детей 11-14 лет

Тест школьной тревожности Филлипса

Выявление акцентуаций (Тест — опросник Шмишека)

ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам)

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)

Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)

Проблемы в отношениях со сверстниками.

Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека

Диагностика принятия других, В. Фей.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет)

Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

«Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY)

Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.

Опросник Кеттелла (до 12 лет)

Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет)

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет)

Тесты для диагностики детей 14-18 лет

Проблемы поведения дома.

Тест «Подростки о родителях»

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

Методика экспресс-диагностики эмпатии (Юсупов)

Методикак Ильина и Ковалева

Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Проблемы в отношениях с учителями.

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса

Выявление акцентуаций (тест — опросник Шмишека)

Проблемы в отношениях со сверстниками

Методика «Мотивация аффилиации»

Методика экспресс-диагностики эмпатии

МПДО (Леонгарда – Личко)

Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)

Методика Ильина и Ковалева

Не хочет учиться.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

ЦТО (проективный тест отношений)

Измерение мотивации достижения успеха

Методика оценки профессиональных интересов и способностей Соломина И.Л.

Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.

Анкета матрица выбора профессии.

Измерение мотивации достижения

Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)

Тест на мышление и креативность Дж. Брунера.

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Чтобы открыть тест на сайте — наберите его название в строке поиска. Многие тесты и методики есть уже сейчас, остальные будут добавляться.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Авторы Е. П. Ильин и П. А. Ковалев. Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»).

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.

3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

7. Я часто злюсь, когда мне возражают.

8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

10. Мнение, что нападение — лучшая защита, — правильное.

11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

14. Я считаю, что добро эффективнее мести.

15. Каждый человек имеет право на свое мнение.

16. Я верю в честность намерений большинства людей.

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.

19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

20. Если кто-то «корчит» из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

22. Я считаю, что лозунг из мультфильма: «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.

24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.

29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

31. Утверждение: «Ум — хорошо, а два — лучше» — справедливо.

32. Утверждение: «Не обманешь — не проживешь» тоже справедливо.

33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.

37. Я стараюсь избегать обострения отношений.

38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

40. Я осуждаю недоверчивых людей.

41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.

44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.

45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им «рта не даю открыть».

51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

53. В решении любой проблемы я предпочитаю «золотую середину».

54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.

56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.

65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.

67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной — моя или чужая.

69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.

73. Обычно меня трудно вывести из себя.

74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.

75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.

77. Пойти на компромисс — значит показать свою слабость.

78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?

79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы («да», «нет») заносили в карту опроса, имеющую следующий вид:

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Ключ к расшифровке ответов

Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.

Ответы «да» по позициям 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы «нет» по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.

Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.

Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.

Ответы «да» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «нет» по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности.

Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.

Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.

Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к подозрительности.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

Экспериментальное исследование преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста

Для исследования конфликтов дошкольников со сверстниками на базе МДОУ ЦРР д/с №19 города Ишима был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап — констатирующий этап — первичная диагностика уровня конфликтности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап — формирующий этап — организация работы по преодолению конфликтности у детей дошкольного возраста через занятия сказкотерапии. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня конфликтности у дошкольников: низкий, средний и высокий.

В обследовании были использованы следующие методики:

1) Методика К.Н. Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Метод наблюдения в процессе игровой деятельности.

В процессе наблюдения мы смогли выявить черты личности детей, способствующих конфликтности. Протоколы наблюдений за игровой деятельностью представлены в приложении 2. Причины возникновения конфликтов между детьми в игре представлены в приложении 3.

При определении способов реагирования в конфликте участники эксперимента показали различные способы реагирования. Однако, подсчитав количество общих баллов, были определены наиболее часто встречающиеся способы реагирования в данном коллективе — это избежание конфликта (102), компромисс (82), сотрудничество (79), приспособление (74), соперничество (24) (см. Рисунок 1).

Рис.1 Способы реагирования в процессе конфликта

Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 1.

Показатели уровня конфликтности на констатирующем этапе эксперимента

Диагностика психологических особенностей личности дошкольника

Диагностика психологических особенностей личности дошкольника

Диагностика психологических особенностей личности дошкольника

Диагностика и коррекция агрессивности

Диагностика и коррекция гиперактивности

Диагностика и коррекция тревожности, страхов

Диагностика и коррекция застенчивости

Диагностика и коррекция конфликтности

Диагностика агрессивных детей

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. В спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность — 7—14 баллов.

Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

«Маленькое привидение»

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Диагностика гиперактивных детей

Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков. Итак, ребёнок гиперактивен, если:

– не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;

– прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

– слишком часто теряет вещи;

– избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;

– с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;

– постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;

– не может спокойно усидеть на месте;

– очень говорлив, даже болтлив;

– зачастую забывает важную информацию;

– постоянно проявляет беспокойство;

– мало спит, даже в младенчестве;

– имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;

– имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;

– не способен дождаться своей очереди;

– находится в непрерывном движении;

– часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;

– подвержен частым и резким сменам настроения;

– стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех.

Коррекция гиперактивности детей

Упражнение «Снеговик» (для детей до 8 лет)

Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где ребенку предстоит сыграть роль снеговика:

Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик ( нужно попросить ребенка изобразить снеговика ).

Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…

Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.

Сначала у него замерзла голова ( попросите ребенка напрячь голову и шею ), потом – плечи ( ребенок напрягает плечи ), потом – туловище ( ребенок напрягает туловище ).

А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками ( ребенок сильно напрягает ноги ), и не удалось ветру ее разрушить.

Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.

Первой начала таять голова ( ребенок свободно опускает голову ), потом – плечи ( ребенок расслабляет и опускает плечи). Затем растаяли руки ( мягко опускаются руки ), туловище ( ребенок, как бы оседая, склоняется вперед ), ноги ( ноги мягко сгибаются в коленях ).

Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…

Затем, если у ребенка есть такое желание, снеговичка можно «слепить» заново.

Ребенок лежит на спине или удобно сидит.

Попросите его представить, что в правой руке он держит апельсин.

Пусть малыш попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока ( рука ребенка должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

Затем кулачок разжимается, рука отдыхает.

Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется.

Желательно делать упражнение два раза подряд. Выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.

Диагностика тревожности дошкольников

Портрет тревожного ребенка.

В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка.

Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15-20 баллов.

Средняя — 7-14 баллов.

Низкая — 1-6 баллов.

Взрослый и ребенок – петушки. Они стоят на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.

Для игры необходимы страшные маски. Ребенок надевает маску и старается изобразить страшного персонажа с помощью движений и голоса.

Ребенку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Потом можно предложить сыграть кого-либо из этих героев.

Диагностика застенчивости детей.

Ребенок, хорошо знающий ответ на вопрос, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку.

Или другая типичная ситуация — шести-семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания.

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям.

У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости — приблизительно так же, как и девочки.

Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам.

Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью.

Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?

— Конформизм — человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.

— Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство — чувство вины. Застенчивый чаще всего «без вины виноватый».

— Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.

— Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.

— Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.

— Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.

Застенчивость «читается» по внешним признакам:

Этап — констатирующий этап — первичная диагностика уровня конфликтности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах

3 этап — контрольный этап — повторная диагностика уровня конфликтности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня конфликтности старших дошкольников в обеих группах.

Для выявления уровня конфликтности использовались следующие критерии:

В исследовании были использованы также методика, определяющая склонность к внутри личностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха-Фальконета) и оценивающая данный критерий по двум шкалам «эго хватание» и «гармоничность».

«Тест на оценку уровня конфликтности личности» позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровня конфликтности детского коллектива.

Рис.1 Способы реагирования в процессе конфликта

Диагностика на конфликтность дошкольников

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Понятие конфликта и конфликтного поведения

Конфликт – это всегда сложный и многогранный феномен. В конфликтах могут задействоваться самые различные стороны: как один индивид, так и социальные группы, национально-этнические общности, государства и их коалиции.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. В других языках слово «конфликт» практически неизменно (conflit — франц., konflikt — нем., conflict — англ.) Определения конфликта, принятые в современных энциклопедиях также весьма сходны.

Понятие конфликт на сегодняшний день не принадлежит к какой-либо определенной области науки. Его широко используют как в психологии, так и в других человековедческих науках, а также в философии, искусствоведении, математике и в военных науках.

Наиболее популярными являются следующие два толкования, которые характеризуют конфликт в общих чертах.

Исследователь детских конфликтов Рояк А. А. дает следующее определение: «Конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия». [8 ]

В отечественной литературе специалист по конфликтологии, Ю. Г. Запрудский, определяет конфликт как: «Явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству». [1]

Также, существует большое количество классификаций конфликта. Наиболее общая классификация разделяет конфликты по субъектам (сторонам конфликта):

  • Внутриличностные конфликты,
  • Межличностные конфликты,
  • Между личностью и группой,
  • Межгрупповые,
  • Межгосударственные.
  • Любой конфликт представляет собой динамическую целостность, в которой присутствуют объективные (внеличностные) элементы (объект, участники и среда конфликта) и личностные элементы (черты характера и тип личности, основные психологические доминанты поведения, манеры, этические ценности и т. п.).

    Неотрывно от понятия «конфликт» и конфликтное поведение личности. Конфликтное поведение – внешняя активность субъекта, направленная на предмет конфликта и меняющая или сохраняющая от изменения существующее противоречие между сторонами. Конфликтное поведение подразделяется на наступательное и оборонительное и отступательное. [17]

    Следует отличать тактику и стратегию поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия поведения – ориентация личности (группы) на достижение конечной цели в конфликте. Она определяет смысл выбранных конфликтующими тактик. Тактикой является уже совокупность характерных приемов и способов, направленных на преодоление проблемы, приведшей к конфликту.

    Как правило, конфликты вызывают у личности массу негативных эмоций, которые могут стать серьезной проблемой. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве, поэтому так важна проблема профилактики конфликтного поведения в коллективах дошкольников.

    Причины возникновения конфликтов и конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

    Понятие «причина» в общефилософском плане обозначает какое-либо явление, которое повлекло за собой другое явление – следствие. В обществе и природе существует огромное количество причинно-следственных связей и конфликты не составляют исключение.

    Причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть разные: внешние и внутренние, всеобщие и единичные, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т. д.

    Рояк А.А. утверждает, в основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности, её возникновению способствует более или менее длительный период скрытой или односторонней неудовлетворенности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме), не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту. [8]

    Отечественный исследователь, Е. В. Буртовая, в своём труде «Конфликтология», приводит три основные группы причин возникновения конфликтов [1]:

    1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;

    2. Объективные факторы возникновения конфликтов;

    3. Личностные факторы возникновения конфликтов.

    Противоречие интересов как фундаментальная причина возникновения конфликтов предполагает борьбу между осознанной потребностью субъекта в чем-либо (интерес) и дефицитом явления, выступающего в виде данной потребности. Любой конфликт – это форма выражения этого противоречия.

    Объективные факторы возникновения конфликтов – это факторы, объединяющие людей независимо от их сознания, воли, ценностей и пристрастий. Например: ресурсы, материальные блага, власть, статус, общественные духовные ценности и т. п.

    В качестве личностных факторов возникновения конфликтов выступают тип личности, черты характера, основные доминанты и манеры поведения, неадекватные оценки, этические ценности и т. п.

    Кроме того, Е. В. Буртовая обращает внимание на то, что следует различать причины конфликта и его повод. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины, повод возникает случайно и может создаваться искусственно. Причина же отражает закономерную связь вещей. [1]

    Существуют как общие причины возникновения конфликтов, присущие всем людям без исключения, так и специфические, присутствующие на определенном возрастном этапе.

    Отечественные исследователи, Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский, указали, что в дошкольном возрасте такими причинами являются [4]:

  • «Разрушенные игры»,
  • «По поводу выбора общей темы игры»,
  • «По поводу состава участников игры»,
  • «Из-за ролей»,
  • «Из-за игрушек»,
  • «По поводу сюжета игры»,
  • «По поводу правильности игровых действий».
  • Кроме того, причиной конфликтности детей-дошкольников могут выступать неадекватный стиль родительского воспитания и в целом неправильный образ взрослого. В дошкольном возрасте ребёнок часто подражает поведению наиболее близких ему людей, и негативный пример может стать нормой поведения и перенестись на сверстников.

    Исследования российских учёных, Е. О. Смирновой и М. В. Соколовой по выяснению родительской позиции по отношению к ребенку показали, что у родителей конфликтных детей ориентация на достижение и формирование ценных качеств является доминирующей, а проявления личностного отношения подавляются. Как правило, в таких семьях применяется строгий стиль воспитания (накажу; заставлю; добьюсь своего). [9]

    Подводя итог, можно сказать, что изучение и выявление причин конфликтности в дошкольном возрасте – это одна из главнейших задач психолого-педагогической работы, так как именно из нее исходит дальнейшая профилактическая, коррекционная и консультационная работа с детьми, родителями и педагогами.

    Психологические особенности конфликта и конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

    Конфликтное поведение детей на этапе дошкольного детства имеет ряд психологических особенностей, обуславливающих появление, протекание и завершение конфликтов. В качестве таких особенностей можно выделить: формирование самосознания, развитие эмоционально-волевой сферы и темперамента, а также ведущую деятельность ребенка-дошкольника – игровую.

    Все перечисленное в своей совокупности влияет на поведение ребёнка в конфликте и на причины его появления. Таким образом, конфликтность дошкольников имеет общие черты, присущие всем возрастам и специфические, вызванные возрастными характеристиками.

    Конфликтность дошкольников может быть спровоцирована развитием самосознания, которое тесно связано с самооценкой и саморегуляцией.

    Самосознание – это относительно осознанная и устойчивая система представлений человека о самом себе. Включает в себя три компонента [11]:

  • когнитивный (самопознание),
  • эмоциональный (реакции, переживания, оценочные суждения),
  • волевой (принятие решений).
  • В период дошкольного детства только формируются эти компоненты, поэтому дошкольник еще не имеет твердой личностной позиции.

    На развитие самосознания большое влияние оказывает общение с другими людьми. Оценки и суждения взрослых формируют самооценку ребенка, между ровесниками происходит первый обмен мнениями, суждениями. При неадекватной самооценке ребенок не может объективно оценивать других детей и регулировать свое поведение самостоятельно, поэтому на этом фоне могут случаться конфликты.

    Другими словами, конфликтности сопутствует неадекватная самооценка. Дети часто обижаются друг на друга из-за несправедливых замечаний, суждений.

    Кроме того конфликтность может быть спровоцирована сформировавшейся у ребенка эгоистической позиции, когда ему безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Такие дети часто бывают грубыми, агрессивными по отношению к товарищу. Обычно дошкольники с эгоистической позицией мало знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато такой ребенок всегда запоминает игрушки, которые приносят другие дети. Данная позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить, поэтому он становится агрессивнее и вызывает конфликты.

    Другой особенностью конфликтного поведения дошкольников является высокая эмоциональность и неспособность к полноценному волевому решению.

    Эмоционально-волевая сфера дошкольников характеризуется наличием элементов произвольности, формированием целеполагания, иерархии мотивов, изменяется роль эмоций, происходит освоение социальных форм выражения чувств.

    Все эти особенности в своей совокупности могут провоцировать конфликты среди дошкольников, так как сталкиваются интересы детей, нет опыта решения проблемных ситуаций и т. д.

    И хотя чувства и эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся произвольными, они все еще имеют элементы импульсивности, могут быть очень бурными, особенно в ситуации соперничества, что нередко приводит к конфликтам.

    Также дошкольный возраст характеризуется склонностью к аффектам, т. е. к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, что выражается в неестественных интонациях, мимике, жестах, позах и т. д.

    Конфликтность выражается в стремлении победить, показать лучший результат. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему.

    В дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, проявляются также и свойства темперамента, которые ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.

    Так как нервная система у детей близка к слабому типу, она характеризуется быстрым истощением, понижением работоспособности, а также повышенной возбудимостью и чувствительностью, что приводит к неадекватному поведению в случае конфликта.

    На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости, снижен контроль над своими действиями, у ребенка часто меняется настроение, он импульсивен, что также может способствовать развитию конфликтности.

    Кроме того, важнейшей психологической особенностью конфликтности в дошкольном возрасте является ведущая игровая деятельность. Как было упомянуто выше, существует 7 причин возникновения конфликтов, однако исследователи данной проблемы – Я. Л. Коломинский и Б.П. Жизневский – отметили, что виды конфликтов дифференцируются на этапах дошкольного детства.

    Как показывают данные, полученные Коломинским и Жизневским, у детей 1—2 года жизни наибольшее количество конфликтов возникает [4]:

  • из-за обладания игрушками — 75%,
  • из-за разрушения игры — 25%.
  • У детей следующей возрастной группы (2—3 года) это соотношение сохраняется примерно на том же уровне, но уже появляются и конфликты «из-за распределения ролей»—6%.

    В 3—4 года причины конфликтов уже более разнообразны:

  • из-за игрушек и разрушения игры — 38%,
  • из-за ролей — до 23%, что как раз и отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте.
  • Здесь же отмечаются и новые виды конфликтов:

  • при выборе общей темы игры — 2%,
  • при определении игрового сюжета — 3%,
  • по поводу правильности игровых действий — 10%.
  • В среднем дошкольном возрасте (4—5 лет) конфликты чаще всего возникают:

  • из-за ролей – 32%,
  • по поводу правильности игровых действий — 26%,
  • из-за игрушек — до 17 %.
  • Появляются новые конфликты:

  • по поводу состава участников игры — 10 %,
  • по поводу сюжета — до 8 %.
  • Очень резко сокращается число конфликтов из-за разрушения игры — до 6 %.

    Примерно то же соотношение сохраняется у старших дошкольников (5— 6 лет), однако исключение составляют конфликты по поводу правильности игровых действий – 26 %. Чуть меньше конфликтов из-за ролей — 24 %, 21% конфликтов из-за игрушек.

    Таким образом, можно сказать, что, так как дети-дошкольники проводят большую часть времени в игре, этим и обусловлено появление конфликтов, и дальнейшее развитие конфликтного поведения.

    В совокупности с другими психологическими особенностями это дает возможность определить специфический, свойственный только дошкольному возрасту портрет конфликтной ситуации и поведения. Также это позволяет наметить пути дальнейшей профилактики и коррекции конфликтного поведения у детей на данном возрастном этапе в п рофилактике конфликтности детей-дошкольников.

    В педагогике и детской психологии всегда присутствовала проблема воспитания гуманных и доброжелательных отношений между детьми. Также остро стоял вопрос о профилактике конфликтности детей-дошкольников. Существует большое количество психолого-педагогических мер по предупреждению конфликтного поведения, когда оно еще не проявилось в полной мере, однако для того, чтобы работа была эффективной, необходимо комплексное воздействие на ребенка.

    В качестве метода по формированию у детей готовности к позитивному разрешению конфликтов можно выделить усвоение моральных норм и правил поведения через детскую литературу. В процессе ознакомления с различными жанрами и произведениями, ребенок учится оценивать поступки героев и соотносить их с собой, у него появляется понимание, «что такое хорошо, а что такое плохо». Кроме этого, детская литература положительно влияет на эмоциональный фон ребенка, развивает у него систему морали и ценностных ориентаций. [9]

    Другой формой формирования позитивного отношения к конфликту является организация совместной деятельности детей-дошкольников – игровой или продуктивной. В процессе игры или труда ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, согласовывать с ними свои действия. В процессе совместной деятельности также вырабатываются навыки сотрудничества и взаимопомощи. Организация такой деятельности должна осуществляться под контролем взрослых, чтобы они направляли и поддерживали процесс общения между детьми.

    Для формирования у ребенка готовности к позитивному разрешению конфликтов необходимо, чтобы он четко осознавал свое эмоциональное состояние, мог осознанно пользоваться своими чувствами. В качестве метода тут можно обозначить овладение «азбукой чувств». Его сущность заключается в том, чтобы дошкольник мог открыто говорить о своих эмоциях, рассказывать о переживаниях. Детей учат прислушиваться к себе и другим, называть свои чувства и состояния, понимать свои качества и достоинства.

    Как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, формирование у детей готовности к позитивному разрешению конфликтов невозможно без оценок взрослых. Положительные отзывы и комментарии родителей и воспитателей оказывают благоприятное влияние на самооценку ребенка, а, в свою очередь, уже от нее зависит, насколько ребенок будет конфликтным.

    Выделяют два вида оценок взрослых: материальные и моральные. Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

    Практика показывает, что наиболее действенными оказываются моральные педагогические оценки, так как они несут в себе, помимо оценивания, отношение к ребенку.

    Итак, формирование у детей-дошкольников готовности к позитивному разрешению конфликтов напрямую зависит от личностно-ориентированного подхода взрослых к ребенку, от приобщения его к культурным ценностям, литературе, искусству. Немаловажную роль играет благоприятный психологический климат в семье. При правильной организации воспитательных, учебных и игровых компонентов деятельности детей, можно предупредить конфликтность и сформировать у ребенка позитивное отношение к поиску выхода из конфликтной ситуации.

    Таким образом, анализируя литературу по конфликтологии, дошкольной психологии и педагогике, можно сказать, что конфликты присущи всем людям и всем возрастам.

    Жизнь любого человека не обходится без конфликтных ситуаций, в том числе и жизнь ребенка дошкольного возраста.

    Конфликты, возникающие на данном этапе детства имеют, кроме отрицательной составляющей еще и положительную: в ходе решения конфликтных ситуаций ребенок учится находить выход из затруднений, налаживать компромисс, происходит становление его личности в социуме.

    Отрицательной стороной может являться развивающаяся конфликтность как качество личности ребенка, когда дошкольник не умеет конструктивно решать спорные ситуации и все больше обособляется от коллектива своих сверстников, его поведение становится все хуже и хуже.

    Следует различать конфликты и конфликтность. Если в одном случае это обязательная составляющая жизни человека, то в другом – это деструктивная особенность личности, которая мешает и ребенку, и взрослому нормально развиваться и жить в обществе.

    Следует отметить, что конфликтность дошкольников соотносится как с их возрастными, личностными, так и гендерными особенностями.

    Для решения такой психолого-педагогической проблемы, как конфликтность в коллективе дошкольников, наука предлагает обширные методы профилактики, диагностики и коррекции. Однако, для того, чтобы эффективность работы была наиболее высокой, психологи и педагоги советуют применять комплексный подход к решению проблемы конфликтности.

    Подводя итог, следует отметить, что только внимание родителей, их теплое отношение к ребенку и адекватность стиля воспитания наряду с профессионализмом работников ДОУ, могут обеспечить не только устранение конфликтности, но и предотвращение ее в целом.

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВАХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    2.1. Описание экспериментальной группы

    В качестве экспериментального коллектива были отобраны дети из подготовительной группы общеразвивающего направления МБДОУ №28 г. Тулы в составе четырех человек. Выборка происходила на основе беседы с воспитателем, который курирует данную группу.

    В ходе проведения эмпирического исследования для достижения поставленных задач использовались следующие методики:

  • Беседа с воспитателем;
  • Метод наблюдения;
  • Методика «Несуществующее животное»;
  • Методика «Кактус»;
  • Методика «Картинки».
  • Итак, были отобраны три ребенка дошкольного возраста (5-6 лет) с признаками высокого уровня конфликтности и агрессивности, кроме того, в диагностике участвовал один ребенок, у которого данные признаки были снижены. Такое соотношение было взято для сравнительного анализа детей. Для исследования связи конфликтности с гендерной принадлежностью были отобраны две девочки и два мальчика.

    Экспериментальная группа характеризуется активностью, низкой степенью застенчивости. Дети не испытывали смущения при знакомстве, быстро включились в работу.

    В ходе беседы с воспитателем группы было выявлено, что выбранные дети часто конфликтуют с другими детьми, могут проявлять элементы жестокости в играх и творческой деятельности.

    Основные характеристики участников исследования:

  • Илья, 6 лет – его воспитатель отметила, как самого «неконфликтного». Любит фильмы ужасов, которые ему разрешают смотреть, элементы данного жанра переносит в жизнь в виде игр «про зомби» и рисунков, где часто присутствует насилие, кровь, смерть и т. п. В учебную деятельность включается не сразу, но если проявляет к чему-то интерес, занимается усерднее. При общении открыт, признаков застенчивости нет, очень активен, однако, по словам воспитателя, на фоне других детей отличается некоторой отчужденностью.
  • Кирилл, 5 лет – самый младший в экспериментальной группе. Неусидчивый, активный, часто ввязывается в конфликты с другими детьми. Среди других детей позиционируется как «малыш», против чего он всегда протестует. По словам воспитателя, мальчик серьезный, вдумчивый, внимательный, но со сверстниками не ладит.
  • Лена, 6 лет – активная девочка, стремится быть лидером, куда бы ни попала. Выглядит старше своих лет, физически крупнее сверстников. По словам педагога, любит руководить другими детьми, организовывать игры, распределять в них участников. В открытые конфликты не вступает, однако если ее задеть, наступает немедленная агрессивная реакция.
  • Аня, 6 лет – при встрече другие дети охарактеризовали ее как «вредную». Активна, любознательна, открыта незнакомым людям. Стремится к взрослым. Часто вступает в открытые конфликты с другими детьми, ябедничает, не любит признавать свою вину. По словам воспитателя, она то и дело ссорится со сверстниками, они часто жалуются на нее.
  • Таким образом, при беседе с воспитателем данной группы, были собраны первичные данные об экспериментальной выборке.

    При помощи выбранных методик предполагается подтвердить или опровергнуть получившиеся результаты, выявить используемые детьми пути решения конфликтов, наметить пути профилактической работы с экспериментальной группой.

    2.2. Диагностика уровня конфликтности в экспериментальной группе

    Диагностика уровня конфликтности в исследуемой группе проводилась с помощью трех проективных методик и беседы с воспитателем группы в течении двух дней.

    Используемые графические методики в совокупности с классическими методами психологии (наблюдение, беседа), позволяют получить более полную характеристику личности и отметить возможные проблемы.

    Методики представляются в том порядке, в каком были реализованы.

    Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п. [13].

    При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

    Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь». Вопросы, дополнительные объяснения не допускаются.

    При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша.

    Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный), характеристика иголок.

    В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемых [15 ]:

  • агрессия — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.
  • импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.
  • эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.
  • неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположение в низу листа.
  • демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
  • скрытость, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • оптимизм — использование ярких цветов, «радостные» кактусы.
  • тревога — использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
  • женственность — наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
  • экстравертированность — на рисунке изображен один кактус.
  • стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.
  • отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.
  • После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию [13]:

  • Этот кактус домашний или дикий?
  • Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  • Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
  • Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
  • Вся информация, полученная в ходе диагностики, представлена в Приложении к Курсовой работе.

    Авторы данной методики – Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова.

    Методика «Картинки» используется при диагностике агрессивности и конфликтности у детей дошкольного возраста.

    При проведении данной методики детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации.

    В стимульный материал входят четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации [10]:

    • Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
    • Девочка сломала у другой девочки её куклу.
    • Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
    • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
    • Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребёнок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. [9 ]

      Таким образом, в данной методике ребёнок решает проблему, которая присутствует у него при взаимодействии с коллективом и отношениях с другими детьми.

      Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребёнка к сверстнику. Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций.

      Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов [9]:

    • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
    • Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
    • Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
    • Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
    • В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребёнок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику. [10 ]

      Стимульный материал: картинки, протоколы с ответами детей содержатся в Приложении к Курсовой работе.

      Методика «Несуществующее животное»

      Проективная методика «Несуществующее животное» является одной из самых информативных среди других рисуночных тестов.

      Это ориентировочный тест, который используется в комплексе с другими методами в качестве одного из инструментов исследования личности.

      Рекомендуется использовать методику с детьми от 5 лет и старше.

      Цели методики [14]:

    • регистрация состояния психики;
    • изучение уровня тревожности ребенка;
    • изучение уровня самооценки;
    • изучение внутреннего мира ребенка;
    • определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром;
    • выяснение степени адаптации ребенка в коллективе.
    • Форма проведения методики: индивидуальная. Для работы необходим лист белой бумаги А4, простой карандаш с маркировкой М или 2М (В или 2В). Фломастеры и ручки исключаются.

      Инструкция: ««Придумай и нарисуй несуществующее животное, которого нет в природе».

      Если ребенок задает какие-либо уточняющие вопросы, повторите инструкцию, добавив, что этого животного ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх, ни в сказках нет, то есть ребенок первым его придумает. Время рисования не ограничено. [14 ]

      Когда рисунок будет готов, ребенок должен придумать несуществующее имя своему животному, однако, если он затрудняется, можно пропустить этот шаг.

      Когда рисунок будет готов, нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Таким образом, тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. [18 ]

      На интерпретацию влияет расположение рисунка на листе, изображение головы и органов, расположенных на ней, прорисовка тела и линий, необычные детали, имя (название) животного.

      Кроме того, для интерпретации используют небольшой список уточняющих вопросов, которые задаются в форме свободного диалога.

      Данные о ребенке, его рисунок и ответы заносятся в специальный протокол, затем анализируются. В совокупности с другими методами психологии, проективная методика «несуществующее животное» может дать подробную характеристику личности ребенка, его взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.

      Все результаты, полученные в ходе тестирования, внесены в Приложение к Курсовой работе.

      Метод беседы является одним из основных в работе психолога-педагога. Он помогает составить общую характеристику личности ребенка, его психоэмоционального развития, дает необходимые сведения о семье и ближайшем окружении дошкольника.

      В исследовании конфликтности среди детей старшего дошкольного возраста, метод беседы использовался дважды: в начале работы, когда отбирались дети и в конце – для составления полной характеристики и подтверждения полученных результатов.

      В ходе беседы собиралась информация об интересах каждого ребенка экспериментальной группы, о его взаимоотношениях с другими воспитанниками, позиции, занимаемой в коллективе.

      Результаты каждого ребенка, получившиеся в ходе диагностики, были согласованы с воспитателем данной группы.

      Таким образом, можно сказать, что метод беседы с воспитателем позволил собрать объективные данные о личности каждого исследуемого ребенка, измерить уровень психоэмоционального напряжения в экспериментальной группе и, как следствие, определить причины и особенности конфликтного поведения у детей дошкольного возраста.

      Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. [5 ]

      При наблюдении за детьми исследуемой группы, были выявлены некоторые их личностные характеристики и устремления, а также характер общения со сверстниками и занимаемая каждым позиция в коллективе.

      В ходе психодиагностической работы было установлено, что в экспериментальной группе преобладает высокий уровень психоэмоционального напряжения детей. Причинами этого могут быть:

    • Неблагоприятный психологический климат семьи;
    • Недовольство ребенком занимаемой позиции среди ровесников;
    • Выраженное стремление к лидерству;
    • Неустойчивая самооценка.
    • Уровень конфликтности в экспериментальной группе оказался высоким. Прежде всего, это выражается в вербальной агрессии, которая является преобладающей:

    • Косвенная вербальная агрессия – в виде жалоб на другого ребенка, демонстративного отказа находиться рядом и агрессивных фантазий (например: «Если ты будешь мне мешать, я позову своего робота, и он тебя побьет!»);
    • Прямая вербальная агрессия – в виде оскорблений («дурак», «идиот», «дебил») и дразнилок («самый маленький», «вредная» и т. д.).
    • Все используемые примеры наблюдались мной непосредственно при работе с экспериментальной группой.

      Физическая агрессия также имеет место быть, однако, не в прямом виде, а в косвенном: разрушение продуктов деятельности другого ребенка, порча игрушек и вещей.

      При изучении связи между полом и конфликтностью, было установлено, что мальчики более склонны к открытому противостоянию, нежели девочки. Это нашло отражение в используемых рисуночных методиках и проективной методике «Картинки».

      В целом можно отметить высокий уровень конфликтности среди исследуемых детей и тенденцию к ее дальнейшему развитию. Умение позитивно решать конфликты практически неразвито, что ведет к учащению возникновения конфликтных ситуаций. При недостаточном внимании родителей и педагогов, дальнейший прогноз неблагоприятный.

      2.3. Рекомендации по организации и проведению профилактической работы

      Психологическая профилактика – главное направление деятельности практического психолога-педагога. Оно предполагает комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. [16]

      Отечественный исследователь И. В. Дубровина пишет в своем труде «Психологическая служба в современном образовании»: «Психологическая профилактика становится главным направлением профессиональной деятельности практического психолога. Не бесконечная диагностика детей, а анализ всех воздействий на них, условий их жизни, воспитания, обучения с целью заранее предупредить или предохранить от чего-то нежелательного, опасного для развития и жизни детей». [2]

      Профилактическая работа психолога-педагога, для наибольшей эффективности, прежде всего, должна сочетаться с остальными видами деятельности:

    • С психологическим просвещением;
    • С психологической диагностикой;
    • С психологической коррекцией;
    • С консультативной деятельностью.
    • Организация и проведение психопрофилактической работы среди детей дошкольного возраста осуществляются комплексно: задействуются все направления работы практического психолога-педагога, предполагается совместная деятельность воспитателей, психологов и родителей.

      Психологическая профилактика в дошкольных образовательных учреждениях должна осуществляться непрерывно, в течении всего учебного года. Также, по мере необходимости, к отдельным дошкольникам применяются дополнительные меры профилактики в соответствии с их психоэмоциональным состоянием.

      Конфликтное поведение детей дошкольного возраста – это следствие психоэмоционального напряжения (например, повышенная тревожность, страх) и недостаточно развитой коммуникативной сферы, поэтому целесообразно не устранять конфликтность как симптом, а пытаться решить те проблемы, которые за ней стоят.

      Другими словами, следует перенаправить энергию ребенка в положительную сторону и скорректировать имеющиеся проблемы.

      Е. О. Смирнова и Е. М. Холмогорова разработали комплекс игровых упражнений, направленных на формирование у дошкольников чувства общности и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.

      Данная система игр рассчитана на детей 4 – 6 лет. Ее можно осуществлять в небольших группах по 4-10 человек, т. е. непосредственно среди детей с ярко выраженной конфликтностью.

      Развивающая программа Смирновой и Холмогоровой рассчитана на 7 этапов:

    • Общение без слов;
    • Внимание к другому;
    • Согласованность действий;
    • Общие переживания;
    • Взаимопомощь в игре;
    • Добрые слова и пожелания;
    • Помощь в совместной деятельности.
    • Акцент в данной системе делается на игровую деятельность как ведущую в дошкольном возрасте, поэтому необходимые навыки и умения, заложенные в упражнениях, усваиваются детьми без трудностей.

      В качестве профилактики конфликтности в коллективе дошкольников, я укажу некоторые игровые упражнения из каждого этапа [9]:

    • Общение без слов: упражнение «Жизнь в лесу»
    • Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда – начали. Сейчас – утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко.

      Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер, и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д.). При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, взрослый подходит к ним и прикладывает палец к губам, напоминая, что звери в лесу не умеют разговаривать.

    • Внимание к другому: упражнение «Передай движение»
    • Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

    • Согласованность действий: упражнение «Слепой и поводырь»
    • Взрослый помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он – слепой, его партнер – поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т.п. Цель поводыря – провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Взрослый вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

    • Общие переживания: упражнение «Курица с цыплятами»
    • В игре участвуют мама – курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый – ведущий). Сначала мама – курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы-курицы и коршуна можно поручать другим, особенно проблемным, детям.

    • Взаимопомощь в игре: упражнение «Живые куклы»
    • Взрослый разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом взрослый предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

    • Добрые слова и пожелания: упражнение «Я хотел бы быть таким, как ты!»
    • «В каждом человеке есть много прекрасных черт, – обращается взрослый к детям. – Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят вашей группы и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же…(умным, красивым, радостным и пр.), как ты».

    • Помощь в совместной деятельности: упражнение «Общая картина»
    • Взрослый приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

      Предложенная Смирновой и Холмогоровой система игровых упражнений позволяет комбинировать игры в разном порядке, однако, при соблюдении поэтапности. При этом, от взрослого не требуется каких-либо специальных знаний, эти же задания можно выполнять и вне ДОУ.

      Опыт проведения данной системы игр показал достаточно высокие результаты, как отмечают сами авторы. По словам воспитателей и родителей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. [9]

      Делая вывод, можно сказать, что обеспечение комплексной профилактики с использованием игровой терапии поможет не только устранить конфликтное поведение детей, но и предотвратит его дальнейшее развитие, поспособствует благоприятному развитию личности ребенка, его психоэмоциональной и коммуникативной сфер.

      Таким образом, анализируя психологическую и педагогическую литературу по проблеме конфликтного поведения, можно сделать вывод, что прогрессирующая конфликтность ребенка – это реакция на неблагоприятные условия, предъявляемые ему со стороны окружающих людей (сверстников, семьи). Кроме того, конфликтное поведение может свидетельствовать о том, что у ребенка присутствует психо – эмоциональное напряжение (страх, тревога), и он при помощи агрессии пытается его снять.

      Профилактическая работа конфликтности как одно из наиболее важных направлений деятельности психолога – педагога помогает определить имеющийся уровень конфликтности в коллективе, предотвращает ее развитие, обучает детей навыком общения и взаимодействия.

      Однако следует отметить, что полное устранение конфликтности не является главной целью профилактики, так как кроме деструктивных, конфликт обладает также и конструктивными функциями (устраняет имеющиеся противоречия, позволяет оценить индивидуально-психологические особенности другого человека, служит средством социализации и т. д.).

      Проведенное исследование на предмет диагностики конфликтности, позволило сравнить теоретическую базу данной проблемы и практические знания, полученные опытным путем.

      В качестве рекомендаций по организации профилактики были указаны игровые творческие упражнения, помогающие снизить уровень конфликтного поведения и позволяющие дошкольнику обучиться навыкам общения. Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, то усвоение навыков взаимодействия будет проходить легко.

      Подводя итог, можно сказать, что проблема конфликтного поведения – это важнейшая часть профилактической работы психолога-педагога. Только комплексная помощь семье и самому ребенку позволить преодолеть конфликтность как деструктивную особенность личности.

      Протокол проективной методики «Кактус»

      Источники:

      http://psycabi.net/testy/644-metodiki-testy-oprosniki-dlya-detej-i-podrostkov-starshie-doshkolniki-mladshie-srednie-i-starshie-shkolniki

      https://psy.wikireading.ru/65040

      http://studbooks.net/1803685/pedagogika/eksperimentalnoe_issledovanie_preodoleniya_konfliktov_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta

      https://infourok.ru/diagnostika-psihologicheskih-osobennostey-lichnosti-doshkolnika-1251528.html

      https://www.kazedu.kz/referat/179514/1

      http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/1392-proekt-lprofilaktika-konfliktnogo-povedeniya-v-kollektivax-doshkolnikovr?showall=1