Диагностика образа я дошкольника

Методика изучения сформированности образа «Я» дошкольника

(Модифицированный вариант методики. А.Б. Венгера)

Стимульные материалы:на бумаге нарисована вертикальная шкала с делениями от -10 до +10 (центр обозначен «0»), фишка.

1. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похожим?

2. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похожим. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похожим?

3. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Далее ребенку предъявляют шкалу с характеристиками, названными детьми в ответах на вопросы и набор антонимов («хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «смелый — трусливый», «сильный — слабый»). Экспериментатор дает следующую инструкцию: «На этой шкале — все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровождается движением руки по шкале сверху вниз), от самых злых до самых добрых (движение руки снизу вверх по шкале). На самом верху находятся все самые добрые люди на свете, в самом низу — самые злые, посередине — средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой».

После того как ребенок сделал выбор, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы хотел быть».

Результаты проведенной методики оформляют в таблицу

Обобщая результаты методики, выясняют сформированность у детей образа «Я», представлений о себе и отношения ребенка к себе. Высокий уровень характеризуется сочетанием дифференцированной самооценки при различении реального и идеального планов с содержательным рассказом о себе.

Результаты диагностики обобщаются по двум направлениям.

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы — освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

· Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.

· Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.

· Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми — активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет).

· Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).

· Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.

· Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.

· Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.

Оценка проявлений социальной компетентности может осуществляться на основе определения педагогами особенностей индивидуального профиля социального — развития каждого ребенка. Мы полагаем, что особенности индивидуального профиля будут отличаться для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Поэтому предлагаем отдельные матрицы для определения индивидуального профиля социального развития детей каждой возрастной группы.

Формирование образа «я» ребенка-дошкольника в системе предшкольного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Табилова Марина Равхатовна

Forming of a self-image of a preschool child in the system of preschool education

The article is devoted to the problem of introduction and structural forming of education of preschool children in modern Russia; especially to fundamental moments of personal development of a future school child. In the preschool age paramount importance has the development of the basis of personal culture of a child; his emotional state; development of individual abilities and inclinations. Education assumes development of a child's personality; demands the creation of adequate to age psychological and pedagogical conditions: individual approach to a child; giving of various forms of activities; absence of hard subjects.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Табилова Марина Равхатовна,

Текст научной работы на тему «Формирование образа «я» ребенка-дошкольника в системе предшкольного образования»

3. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности. М., 1994.

4. Литвинцева Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в Петровский период: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1993.

5. Романов А А. Проблема внешкольного воспитания детей в педагогическом опыте С.Т. Шацкого. Рязань, 2001.

6. Савченко А.М. Введение в историю культурнопросветительной работы в СССР. М., 1988.

7. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурнодосуговой деятельности за рубежом. М., 1999.

8. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.

Поступила в редакцию 1.02.2010 г.

Plehanova A.V. Formation of the leisure-time culture of younger schoolboys in extracurricular time as a scientific and pedagogical problem.

The article tells about formation and development of the system of cultural-leisure-time activity in social-cultural sphere in a historical retrospective. On the basis of the developed historical-retrospective analysis genesis of the concept “cultural-leisure-time activity” is considered and the basic stages of its formation and development in Russia and abroad are determined.

Key words: cultural-leisure-time activity; younger schoolboy; historical-retrospective analysis; stage; development.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме введения и структурного формирования образования детей старшего дошкольного возраста в современной России, в частности основным моментам личностного развития будущего школьника. В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.

Ключевые слова: дошкольное детство; предшкольное образование; социальный конструкт «готовность к школе»; личностные новообразования; образ «Я» ребенка-дошкольника.

Дошкольное детство, как и последующие этапы развития человека, несет в себе все элементы системы человеческих взаимоотношений. В современном российском обществе актуализируется вопрос предшкольного образования этапа детства.

Предшкольное образование — целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу.

Содержание предшкольного образования во многом определяется социальным конструктом «готовность к школе». При подготовке к школе делается акцент на предметную подготовку (чтение, письмо, счет, иностранный язык), психологическую (развитие внимания, памяти, мышления, воображения,

усидчивости; психологическое тестирование, диагностика, коррекция, консультирование), логопедическую (развитие речи), общую (развитие кругозора). В то же время физическая подготовка часто носит маловыражен-ный характер, несмотря на общий фон ослабления здоровья детей. Наблюдается снижение значимости эстетической подготовки (рисование, лепка, музыка). Нередко происходит сужение мира детской игры.

В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психологопедагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.

Психологи и педагоги говорят о том, что нельзя допустить, чтобы все сводилось к специальной подготовке детей к школе, в основном, к обучению чтению, математике и письму, где 5-летние дети будут заниматься за партами в классе. Следует опасаться того, что учителя будут вести работу с пятилетками в плане овладения знаниями, умениями, навыками (ЗУН) — как в школе. ЗУНы, конечно, нужны, но совсем не они составляют суть развития ребенка дошкольного возраста и обеспечивают в дальнейшем успешность обучения. Главное — в появлении личностных новообразований, которые формируются не в игровых формах обучения, а в настоящей полноценной игре.

Л.И. Божович указывает, что понять влияние среды на формирование возрастных особенностей ребенка можно только в том случае, если учитывать как изменения в среде (например, при переходе из детского сада в школу), так и изменения в самом ребенке, обусловливающие характер влияния среды на его дальнейшее психическое развитие [1].

Усложнение содержания ведущего вида деятельности, системы отношений на каждом возрастном этапе ведет к количественным накоплениям и качественным изменениям (закон метаморфоза) и появлению новообразований в структуре личности ребенка.

На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).

Новообразования характеризуют самую сущность каждого возраста как новой эпохи или новой ступени в детском развитии. Центральное новообразование как обобщенный результат психического развития несет в себе побудительную силу и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде.

Для ребенка дошкольного возраста плоскость «личностные смыслы» выступает на первое место и является основой для формирования жизненных смыслов и смысловых структур личности. Формирование системы личностных смыслов в дошкольном возрасте проходит путь от интуитивно-практического познания окружающей действительности до сознательно-практического осмысления «детской картины мира» и приводит к появлению центрального новообразования — смысловой сферы личности ребенка.

Смысловая сфера личности ребенка имеет три уровня структурной организации жизнедеятельности ребенка — три линии развития: психофизиологический (индивидные

особенности), психологический (субъектные особенности), социальный (социальные особенности), которые в развитом виде представляют собой целостное системно-смысловое образование личности ребенка.

Изменения, происходящие в ребенке к концу возрастного периода, обозначаются как психологические новообразования и могут быть зафиксированы как изменения в развитии психических процессов, личности и самосознания [2].

Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения письмом, иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка [3].

Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в противоречивое единство с задающим направление развитию личности образом-эталоном.

По мнению многих психологов и педагогов, основу самосознания ребенка-дошколь-ника составляет сочетание четырех Я: физического, социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверх-реалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я [4].

Самоуважение ребенка (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние на его поведение. И если существует значительный разрыв между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию на это чувство.

Интерес к формированию образа «Я» вызван необходимостью подхода к личности ребенка как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, его собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я — реальное» и «Я — идеальное» (эталоном).

Образ будущего школьника в сознании детей будет перестраиваться, переосмысливаться и уточняться по ходу их дальнейшего развития. Но, являясь составной частью целостного образа личности дошкольника, образ будущего школьника позволит ребенку осмыслить общественную грань своего бытия, осознать потребность и необходимость учиться.

Такого рода способность, как утверждают исследователи, фиксируется у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, когда социальные качества личности впервые дают о себе знать как определяющие возрастной облик старшего дошкольника и выступают основным содержанием целостного нововведения, формирующегося на этапе кризиса семи лет [5].

Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика.

Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.

Исследования Л.И. Божовича позволяют отметить, что образ «Я» мотивирует деятельность личности, участвует в целеобразо-вании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности в целом.

Следовательно, образ будущего школьника является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный — отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе;

2) деятельностный — включающий в себя разностороннее развитие, формирование познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, способствующих самореализации личности, определению значения, смысла и ориентиров жизнедеятельности;

3) эмоционально-оценочный — выражает особое отношение к себе и к окружающим, характеризуемое саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием.

Вопрос возможности целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования образа будущего школьника рационально решать путем создания психо-лого-педагогических условий для развертывания процесса актуализации в сознании детей противоречивого единства образа «Я -реальное» и образа «Я — идеальное» личности будущего школьника.

Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я — будущий школьник».

Важным условием является организационный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание детьми сторон своей личности, на углубление и уточнение образа идеального школьника.

В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной [6].

Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению.

Роберт Берн в своих исследованиях указывает на тот факт, что если ребенок вырос в атмосфере тепла и любви, ожидания увлекают его вперед, к успеху, если же до сих пор в

реакциях значимых других он видел только упреки и отталкивание, то эти ожидания будут способствовать формированию у него ущербной «Я»-концепции, не давая ему возможности успешно продвигаться вперед [7].

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. В этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.

Итак, решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.

Целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического и социального развития детей.

Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования при соответствующей организации образовательного процесса, формы ее воплощения должны не выходить за содержательную логику ведущей деятельности именно дошкольника, без «проступания» черт учебных предметов, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой, противоположный эффект. Важно создать такие условия предстартовой подготовки, которые бы позволили всем де-

тям, поступающим в первый класс, как можно менее безболезненно включиться в школьное обучение и быть успешными.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 2003.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2007. С. 7.

3. Савина А.В. Формирование образа «Я — будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема // Начальная школа. 2004. № 10. С. 30-34.

4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., 2007.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 2004 . Т. 4. С. 254.

6. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М., 1988. Вып 1. С. 56-59.

7. Берн Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание / пер. с англ. М., 2006. С. 125.

Поступила в редакцию 29.01.2010 г.

Tabilova M.R. Forming of a self-image of a preschool child in the system of preschool education.

The article is devoted to the problem of introduction and structural forming of education of preschool children in modern Russia; especially to fundamental moments of personal development of a future school child. In the preschool age paramount importance has the development of the basis of personal culture of a child; his emotional state; development of individual abilities and inclinations. Education assumes development of a child’s personality; demands the creation of adequate to age psychological and pedagogical conditions: individual approach to a child; giving of various forms of activities; absence of hard subjects.

Key words: preschool childhood; preschool education; social construct “readiness to school”; personal new formations; self-image of a preschool child.

Образ-Я старших дошкольников;

Автотранспорт и окружающая среда

Охрана окружающей среды на предприятии характеризуется комплексом принятых мер, которые направлены на предупреждение отрицательного воздействия человеческой деятельности предприятия на окружающую природу, что обеспечивает благоприятные и безопасные условия человеческой жизнедеятельности. Учитывая стремительное развитие научно-технического прогресса, перед человечеством встала сложная задача – охрана важнейших составляющих окружающей среды (земля, вода, воздух), подверженных сильнейшему загрязнению техногенными отходами и выбросами, что приводит к окислению почвы и воды, разрушению озонового слоя земли и климатическим изменениям. Промышленная политика всего мира привела к таким необратимым и существенным изменениям в окружающей среде, что этот вопрос (охрана окружающей среды на предприятии) стал общемировой проблемой и принудил государственные аппараты разработать долгосрочную экологическую политику по созданию внутригосударственного контроля за ПДВ.

“Вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автотранспорт добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества,

В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60—130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2—3 тыс. т/год). В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70— 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что “свинцовый воздух” вреднее “свинцовой воды”. Признаки свинцового отравления — анемия, постоянные головные боли, мышечная боль — проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.

Замена подвижного состава на автобусы работающие на метане сокращает вредные выбросы в 10 раз.

Глава I. Теоретические аспекты развития образа «Я»…………………. 5

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста………………. 9

1.3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе…………………………………………………………………………….13

Глава II. Процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………17

2.1. Диагностика сформированности образа Я у старших дошкольников………………………………………………………………..17

2.2. Анализ полученных данных………………………………………19

2.3. Рекомендации в развитии и коррекции образа – Я ребёнка старшего дошкольного возраста………………………………………………………24

Проблема изучения образа-Я старших дошкольников достаточно актуальна в настоящее время. По мнению большинства психологов с формирования представлений о себе начинается приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми.

В старшем дошкольном возрасте происходит базисное становление самооценки. Это уникальный по своей значимости период развития ребёнка, время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. В 6-7 лет ребёнок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других. Поэтому важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.

В течение всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе изменяются. К концу этого возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребёнком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что является новообразованием этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребёнок в дошкольном детстве проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребёнка о себе и его отношение к себе не являются врождёнными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребёнка зависит от той информации, которую ему предоставляют взрослые и сверстники.

Проблемой изучения формирования образа «Я» у старших дошкольников занимались такие психологи как Р.Бернс, А.Маслоу, З.Фрейд, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.В. Столин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, М.И.Лисина, А.Н.Леонтьев.

Цель исследования: исследование образа «Я» у дошкольников.

Объект исследования: Образ старших дошкольников.

Предмет исследования: Я-образ.

Гипотеза исследования: Предположим Я-образ старших дошкольников имеет свои особенности.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и раскрытие особенностей развития личности дошкольника;

2. Исследование Я-образа;

3. Разработка системы занятий, направленных на формирование адекватного образа «Я».

Для диагностики сформированности образа «Я» у старших дошкольников был проведен эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе Дошкольной группы при МКОУСОШ п.Орлецы, расположенной по адресу: Кировская обл., Нагорский район, п.Орлецы, ул.Мира, 6.

Глава I. Теоретические аспекты развития образа «Я».

1.1. Характеристика образа «Я».

Изучение процесса формирования и развития образа-Я у детей старшего дошкольного возраста необходимо, так как сейчас появляются образовательные программы для дошкольников, в которых представлен материал по самопознанию. Однако методы, предлагаемые авторами для реализации задач самопознания, недостаточно учитывают возрастные особенности дошкольников, связанных с ориентацией ребёнка на себя. Отсюда возникают проблемы межличностного взаимодействия педагога и детей, что и обуславливает актуальность исследования. Так же актуальность обусловлена тем, что в силу своих возрастных особенностей, дошкольнику трудно объяснить своё эмоционально-психологическое состояние, и воспитатель не способен вести с ребёнком диалог по поводу его переживаний.

Я-образ – совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Образ самого себя складывается у ребёнка в условиях взаимодействия его индивидуального опыта и опыта его общения с другими людьми. [17]

В научной литературе понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «Я-концепция», «самооценка», «Я» и неразрывно с ними связано. Основоположником изучения «образа Я» принято считать У. Джеймса. Глобальное личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие вместе. По У. Джеймсу Я — как объект — это все то, что человек может назвать своим. Он выделяет три модальности:

1) физическую личность (включая материальные ценности),

2) социальную личность,

3) духовную личность. [16]

Согласно позиции Д. И. Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: во-первых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, во-вторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений.[20]

В новейшем философском словаре можно найти такое толкование «Я»:

«Я» — фундаментальная категория философских концепций личности, выражающая рефлексивно осознанную самотождественность индивида. Категория «Я» широко используется во всех науках о человеке и обществе.

В словаре практического психолога даётся следующее определение:

«Я» (эго) – сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.[13]

Итогом становления процесса самосознания ребёнка 6-7 лет является формирование у него образа «Я».[6]

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки.[14]

Одни исследователи рассматривают «Я-концепцию» как механизм становления личности, её самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт), другие определяют её развитие в соответствии с возрастными этапами жизненного пути (Э. Эриксон), третьи как способ взаимодействия с внешним миром (Т. Шибутани).

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1.Образ Я — представление индивида о самом себе.

2.Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.[2]

Понятие образ Я разделяется на три подструктуры:

— «Я — реальное», включающее в себя содержание наличных, существующих и осознанных ребёнком представлений о собственных качествах и способностях;

— «Я — потенциальное положительное», содержащее мысленный образ желаемого, «идеального себя» с набором положительных, одобряемых качеств, поступков, к которым ребёнок стремится. Данная подструктура у ребёнка 6-7 лет наполняется содержанием под активным влиянием взрослого, в совместной деятельности ребёнка с ним;

— «Я — потенциальное отрицательное» — включает в себя характеристики, которыми дошкольник не желает иметь.[23]

К.Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая состоит из восприятия и оценки человеком своих собственных черт и качеств. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений человека о себе.

«Я-концепция» — это система, и если изменить один её аспект, то может полностью измениться природа целого.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.[19]

Своеобразными признаками образа Я ребенка старшего дошкольного возраста являются: гибкость, чувствительность, тенденция к постоянному изменению, благодаря обогащению социального опыта ребенка, расширению сферы его познания мира, а также положительному самоотношению и адекватной самооценке.

Сформированность образа Я, к концу старшего дошкольного возраста, является первым и необходимым этапом в появлении предпосылок рефлексивного сознания.[6]

Рефлексивное сознание – это определённый уровень развития сознания существа (индивидуума), достигшего способности постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний.

Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.[4]

По мнению К. Роджерса «Я»-реальное — это неустойчивая и постоянно меняющаяся сущность. Но когда его наблюдают в какой-то момент времени, оно кажется неизменным и предсказуемым. «Я» — это организованный и последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и преобразования по мере изменения ситуаций.

Я-образ-это вместе с тем и идеальное- «Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное «Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание.[7]

Таким образом на основании работ М.В. Корепановой, Д.И. Фельдштейна, Е.О. Смирновой можно сделать вывод о том, что образ «Я» является механизмом, который обеспечивает целостное и гармоничное становление и развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 6 до 7 лет.[12]

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 6 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих.[9]

Так же в старшем дошкольном возрасте активно развивается диалоговая речь. Дети все больше интересуются природой: животными, растениями, природными явлениями и т.д.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности и т.д.). Возникает новый(опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо». [15]

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задаёт очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через рассвет сюжетно-ролевой игры, ребёнок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на сознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.

Ребёнок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребёнка важно «что» он делает, а для ребёнка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.

На седьмом году жизни ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли. [15]

Ребёнок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. По мере развития ответственности у ребёнка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. [11]

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания и оценивания себя. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. [3]

В этом период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи, он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Большое значение для развития ребенка имеют продуктивные виды деятельности, такие как изобразительная деятельность и конструирование. Они требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном возрасте, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.

Дошкольный возраст — это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Значение игры в становлении «Я»-образа раскрыто в работах Л.И. Божовича, С.Г. Якобсона, Т.Н. Дороновой, Н.В. Нижегородцевой и др. В детской психологии проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра.

Игра — это один из видов деятельности, являющийся ведущим у детей дошкольного возраста. И. как деятельность в условных ситуациях направлена на познание и усвоение предметной и социальной действительности через воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. И обеспечивает, таким образом, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Особую роль в развитии дошкольника играют подвижные игры разной интенсивности, способствующие физическому развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы. [5]

На развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста влияют окружающие с помощью моральных норм. Взрослые, их отношения, поведение и поступки, являются образцом, с помощью которого дети усваивают эти нормы. Старшие дошкольники знакомятся с жизнью взрослых людей многими способами – слушая рассказы, сказки, наблюдая за их деятельностью. Образцом для них бывает поведение тех людей, которые вызывают любовь и одобрение у них и окружающих.

Ребёнок не только познает себя, но изучает и оценивает внешность других детей. Это очень важно, так как именно в сравнении себя с другими дети учатся более точно воспринимать себя и более адекватно относиться к себе. В дошкольном возрасте формируется самооценка, которая является показателем растущего самосознания ребёнка и его личности в целом. Прежде чем оценить себя, ребёнок должен увидеть какие-либо качества в других. Как правило, дети старшего дошкольного возраста сначала осознают те качества, которые чаще оцениваются окружающими.

В дошкольном возрасте у детей формируется положительный образ «Я» и, как правило, завышенная самооценка.

Позитивная установка ребёнка на самого себя в настоящем и будущем является хорошим условием для его дальнейшего развития.

1.3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе.

Значительную роль в становлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание собственных качеств и потенциальных возможностей.

Как известно, полностью личность ребенка дошкольного возраста открывается в процессе игры, и только игровой процесс является ведущей деятельностью, позволяющей ребенку прочувствовать разные социальные роли. Только в игре, ребенок понимает важность самого себя и его взаимодействия с окружающим миром. Начиная с трехлетнего возраста большую часть времени, ребенок проводит в дошкольном учреждении. Именно здесь в процессе игры он начинает полностью познавать других детей, других взрослых, ещё неизведанный окружающий мир и самого себя. На сегодняшний день, все программы дошкольных образовательных учреждений направлены на всестороннее развитие личности ребенка (включая разделы физического, музыкального, художественного, эстетическогого, экологического, нравственного воспитания и др.)[10]

Главной характеристикой детской игры, как известно, является расхождение реальной и мнимой ситуации. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми, совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои имена и принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть «взрослым».[8]

Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре аффект переносится с предмета на человека, стоящего до этого за вещью. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочетдействовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых или старших детей он начинает действовать как будто бы он взрослый. При этом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение.

Есть еще один важнейший момент, заключающийся в том, что в игре ребенок осознает свое «Я». По словам Л. С. Выготского, «ребенок учится в игре своему Я». [1]

Как было сказано ранее, игра – это один из видов деятельности, который является ведущим у дошкольников. Именно в игре формируется детское общество, перестраиваются некоторые психические процессы. Игровая деятельность благотворно влияет на развитие памяти, мышления, воображения. В игре происходит проникновение ребёнка в мир взрослых.

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры — режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта дошкольника. Знания, приобретённые ребёнком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения с другими людьми.

Таким образом, формирование образа «Я» и развитие представлений о себе является основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей уникальности и связи с другими людьми. Искажение представлений о себе, своих возможностях приводит к трудностям психического и эмоционального развития дошкольников. Поэтому важно в возрасте 6 -7 лет, когда закладываются основы будущей личности, научить ребёнка любить и принимать себя таким, какой есть.

Глава II. Процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Диагностика сформированности образа–Я у старших дошкольников.

Целью нашего эксперимента является исследование образа «Я» у дошкольников.

Объектом исследования является образ старших дошкольников.

Предметом исследования является Я-образ.

Нами выдвинута гипотеза: предположим Я-образ старших дошкольников имеет свои особенности.

1. Исследование Я-образа;

2. Разработка системы занятий, направленных на формирование адекватного образа «Я».

Для определения сформированности образа – Я у детей старшего дошкольного возраста был проведён эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе «Дошкольной группы» при МКОУСОШ п.Орлецы, расположенной по адресу : Кировская обл., Нагорский район, п. Орлецы, ул. Мира, 6.

В исследовании приняли участие 6 воспитанников старшей группы, из них: 3 детей – 6 лет, 3 детей – 6,5 лет, 3 мальчика и 3 девочки. Все дети из семей со сходным социокультурным уровнем.

В эксперименте использовались следующие методики:

1.Методика "Изучение уровня самосознания" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях.

1.Что ты любишь больше всего на свете?

2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

3. Какое твоё любимое занятие?

4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).

5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?

6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу.(Приложение А)

2.Методика «Изучение наличия представлений о себе»( Панасенко К. Е., Коптева О.Д ).

Подготовка исследования:объектами внимания при изучении данного критерия являлись детские рисунки: автопортрет, моя семья, мой мир; беседа с детьми: «Расскажи, какой ты».

Проведение исследования. При изучении наличия представлений о себе детям дается серия заданий по описанию самих себя. Ребенку предлагают рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе. Затем, задают вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?».

Обработка данных. Полученные результаты фиксируются в таблице (Приложение Б).

Данная методика позволяет определить наличие сформированности представлений о себе.

3.Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур.)

Подготовка исследования.Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек (приложение В).

Проведение исследования: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?».

Обработка и анализ результатов:

Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности. Данные заносятся в таблицу (Приложение Г).

2.2. Анализ полученных данных.

При проведении методики изучения уровня самосознания «О желаниях и предпочтениях» результаты группы показали, что некоторые вопросы вызвали затруднения у детей: 83% не справились со вторым вопросом, они отвечали «не знаю»; так же возникли сложности при ответе на шестой вопрос, это 33%. 67% ответили, что не любят когда их ругают, так же 67 % сказали, что им нравится в детском саду и они не хотели бы там ничего менять. Большинство опрошенных детей ответили, что им всё нравится в детском саду, а с тем, что их не устраивает, они стремятся справиться самостоятельно. Если у ребенка возраста 6-7 лет нет друзей, нет взаимопонимания со стороны сверстников, тогда любые игровые приемы и даже непринужденное общение со взрослым малоэффективны. Всем детям нужны друзья. Или хотя бы ощущение, что ты кому-то из сверстников интересен.

Рис.1. Анализ методики «О желаниях и предпочтениях».

При проведении методики направленной на изучение наличия представлений о себе были получены следующие результаты: 50% дошкольников подробно рассказывают по собственным фотографиям о себе, правильно описывают себя; 50% дошкольников не совсем подробно, четко, могут рассказать по фотографиям о себе, они частично, не всегда правильно описывают себя. Это говорит о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте не всегда имеются полные представления о себе. Образ-Я сформирован не полностью. Они могут описать свою внешность, но описание своего эмоционального состояния вызывает затруднение.

Рис.2. Анализ методики «Изучение наличия представлений о себе».

При проведении методики «Лесенка» направленной на изучение самооценки ребенка, были получены следующие результаты: дошкольники оценивают себя 75% – самый лучший, 25% – хороший, 0% –плохой. На вопрос: «на какую ступеньку тебя поставила бы воспитательница?», дети ответили следующим образом 50%- на 7 ступеньку, 50%- на 6 ступеньку.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей, опрошенных нами, достаточно высокая самооценка. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт.

Рис.3. Анализ методики «Лесенка», отражающий то, как дети сами себя оценивают.

Рис.4. Анализ методики «Лесенка», отражающий то, как, по мнению детей, их оценивает воспитатель.

Исходя из данных, полученных в ходе проведения эксперимента, можно сделать следующие выводы:

· мы оценили уровень сформированности наличия представлений о себе и самооценки у детей старшего дошкольного возраста – результаты не оказались высокими, большинство детей имеют средний уровень сформированности Я-образа;

· половина опрошенных детей не в полной мере могут рассказать о себе по фотографии, это свидетельствует о том, что представления об образе-Я сформированы не до конца.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по формированию наличия представлений о себе.

2.3. Рекомендации в развитии и коррекции образа – Я ребёнка старшего дошкольного возраста

Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление о себе и способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?

1.Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данный период приобретает формирование образа-Я.

Приобщение ребёнка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания одна из самых сложных в психологии. Оно формируется в основном под влиянием двух главных факторов: собственной практической деятельности ребёнка и его взаимоотношений с другими людьми.

Как было показано в нашей работе, в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к себе — своему телу, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребёнка с людьми и на развитие всех видов детской деятельности.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе существенно меняются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. Становление личности ребёнка происходит успешно при условии активности самого ребёнка, когда он включён в процесс собственного «социального строительства».

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми. Включение ребёнка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создаёт условия для развития представлений о себе. А искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития. Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в противоречивости личности, неустойчивости психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

1. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003.

2. Бернс.Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.

4. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.

5. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.

6. Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Волгоград: 2001.

7. Корнилова А.А. Исследование составляющих "Образа Я" современного студента-бакалавра // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5.

8. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002.

9. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.

10. Малютина Е. В. Обзор программ позволяющих сформировать Образ Я ребенка дошкольного возраста в социуме [Текст] / Е. В. Малютина // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2.

11. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998.

12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

13. Новейший философский словарь.

14. Общая психология: Учебник для вузов / под ред. А.Г.Маклакова. – СПб.: Питер, 2008.

15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 2006.

16. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2003.

17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2010

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.М.: Издат. Группа "Прогресс", 1994

19. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998.

20. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. —М.: Московский психо-лого-социальный институт, 1997.

21. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.,изд-во "Феникс", 1998

22. Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб., Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996

23. Якобсон С. Г., Фещенко Т. И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.

Источники:

https://studopedia.org/9-23066.html

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obraza-ya-rebenka-doshkolnika-v-sisteme-predshkolnogo-obrazovaniya

https://studopedia.su/20_28976_obraz-ya-starshih-doshkolnikov.html