Диагностика речи детей 5 лет

Логопедическое обследование устной речи дошкольника

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.

Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных

    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.

  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?
  • Понимание словосочетаний и простых предложений.

    Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

    Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

    6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

    Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.

    Назвать геометрические фигуры.

    Глаголы. Что делает? (по картинкам)

    (Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

    Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

    Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

    Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

    Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.

    У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

    Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

    7. Обследование связной речи (С 38-40).

    Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

    Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет

    Обследование речевого развития ребёнка 5–6 лет

    Задания на выявление понимания ребёнком смысловой стороны слова.

    1. Придумай окончание предложений

    В воздухе зимой закружились первые … (снежинки).

    Осенью небо хмурое и часто идёт … (дождь).

    Знают дети, что на ёлке есть зелёные … (иголки).

    Весной светит солнце, тает снег и текут (ручьи).

    2. Скажи наоборот

    (см. стимульный материал для речевого обследования ребёнка 5-6 лет,

    Слон большой, а комар (маленький).

    Дерево высокое, а куст (низкий).

    Лев смелый, а заяц … (трусливый).

    Зимой холодно, а летом … (тепло).

    Дедушка старый, а внук … (молодой).

    Отмечается: понимание смысловой стороны слова – в полном объёме,

    на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

    Задания на проверку состояния фонематического слуха.

    1. Запомни, повтори

    па –ба___ та – да___ ка – га___

    кот – год___ удочка – уточка___

    2. Будь внимательным: «Я буду называть слова, если услышишь звук «ш»,

    хлопни в ладоши»

    Слова: домик, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, ёлка, машина.

    Отмечается: фонематический слух – сохранный, развит

    Задания на выявление уровня овладения словарём

    1. Обобщение предметов по темам

    2. Угадай предмет по описанию

    «Круглое, сочное, сладкое, растёт на дереве….

    оранжевая, длинная, сладкая, растёт на грядке, овощ….

    зелёный, длинный, вкусный он солёный, вкусный он сырой….

    красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный овощ….

    3. Назови детёнышей животных

    У кошки ___ У лисы ___

    У зайца ___ У волка ___

    Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

    норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

    Задание на выявление сформированности слоговой структуры.

    Лестница ___ Аквариум ___

    Фотограф ___ Лекарство ___

    Велосипед ___ Температура ___

    — Слоговая структура не нарушена

    — Негрубые дефекты слоговой структуры

    — Нарушение слоговой структуры слов:

    * парафазии (замены звуков, слогов)

    * элизии (пропуски звуков, слогов)

    * контаминации (часть одного слова соединяется с частью

    * персеверации (циклическое повторение)

    * перестановки звуков, слогов

    * антиципации (замена предшествующих звуков

    Задание на выявление сформированности активной речи ребёнка.

    Разложи картинки (предлагается серия из 3-х сюжетных картин) и составь рассказ

    Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

    требует развития, не сформирована.

    Задания на выявление уровня сформированности грамматического строя речи.

    1. Скажи со словом много

    Одно ведро, а много … (вёдер).

    Одно дерево, а много … (деревьев).

    Одно яблоко, а много … (яблок).

    Одно кресло, а много … (кресел).

    2. Назови предметы ласково

    Откуда осенью падают листья?___

    Кому нужна удочка?___

    Чем ты смотришь?___

    Чем ты слушаешь?___

    На чём катаются дети зимой?___

    Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован

    недостаточно; не сформирован.

    Наблюдение на прогулке с детьми подготовительной к школе группы «Осеннее небо» Цель: Закрепить знания детей о неживой природе. Задачи: • Учить видеть временные изменения в природе. • Обратить внимание детей на низкие,.

    Речевые ситуации. Игры на развитие понимания смысловой стороны слова Игры на развитие понимания смысловой стороны слова помогают узнавать детям значения новых слов — разных частей речи — глаголов, существительных.

    Диагностика речи у детей

    Если ребенок плохо говорит – визит к логопеду неизбежен. Родители не имеют права игнорировать проблему: от правильного речевого развития малыша в значительной степени зависит его будущее. Грамотная и своевременная диагностика речи детей позволяет понять причины неполадок и в кратчайшие сроки осуществить их коррекцию.

    Как проводится диагностика речи детей раннего возраста

    Для большинства малышей 2,5-3 лет неправильное воспроизведение некоторых звуков в известной степени является нормой. Несмотря на это, кроху все же стоит показать специалисту: если речевое развитие малыша соответствует возрасту, врач успокоит родителей. Если же отклонения будут обнаружены, это позволит вовремя начать занятия, направленные на их устранение.

    Диагностика речи детей младшего возраста должна содержать:

    • Проверку строения артикуляционного аппарата;
    • Обследование развития слуха;
    • Определение наличия навыков произнесения отдельных звуков;
    • Выяснение параметров общего и психического развития ребенка.
    • Обследование обычно проводится в игровой форме. Например, малышу предлагают назвать предметы, изображенные на картинках. Рисунки подбираются заранее таким образом, чтобы в словах, которые произнесет кроха, проблемные звуки стояли в начале, середине и конце. Это делается для того, чтобы понять, в каких случаях ребенок испытывает сложности при воспроизведении звуков.

      Проводя диагностику речи детей, доктор должен быть терпеливым и доброжелательным. Процедура не может продолжаться дольше 15 минут: малыши быстро устают, внимание у них рассеивается. По результатам обследования логопед делает выводы о причинах возникновения дефектов речи у ребенка, и дает рекомендации по поводу способов их коррекции. Родители должны быть готовы к тому, что при наличии серьезных отклонений их крохе может потребоваться помощь невролога, отоларинголога и других врачей, а также занятия в специализированном детском дошкольном учреждении.

      Особенности диагностики речи детей дошкольного возраста

      Проверка речи дошколенка имеет свою специфику: в данном случае упор делается не столько на выяснение наличия нарушений звуковоспроизведения (к этому моменту подобная информация, как правило, уже есть), сколько на оценку словарного запаса и умения правильно им пользоваться. Для этого применяются специально разработанные тесты, сложность которых зависит от возраста ребенка.

      Например, четырехлетнему малышу могут предложить назвать как можно больше слов, начинающихся на определенную букву, или продолжить слова, узнав их по первому слогу. Ребенок пяти лет должен уметь составлять фразы, содержащие предложенные ему слова, подбирать несложные рифмы, описывать свойства знакомых предметов. Уровень речевого развития малыша можно определить по способности образовывать новые слова: названия профессий (строит – строитель), материалов (дерево – деревянный), уменьшительных или увеличительных (дом – домик – домище).

      Дети старшего дошкольного возраста должны свободно излагать свои мысли по темам, доступным их пониманию, пересказывать содержание литературных произведений и придумывать варианты развития их сюжетов, вести осмысленный диалог. Их речь в норме состоит из длинных фраз, построенных в соответствии с грамматическими правилами.

      Родители должны помнить о том, что исправление большинства дефектов речевого развития требует участия специалистов. Поэтому ранняя диагностика речи детей является одним из самых важных факторов успешного решения таких проблем.

      Диагностика развития детей 4 – 5 лет

      Диагностика развития детей 4 – 5 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает девять небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

      Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

      Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

      Инструкция: «Посмотри внимательно, у каждой фигурки в этом домике есть свое окошечко, в которое она может войти. Внимательно посмотри на фигурку и отыщи то окошечко, которое для нее предназначено».

    • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигур с прорезями — 2 балла.
    • Ребенок не всегда пользуется зрительным соотнесением, часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези — 1 балл.

    Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

    Процедура проведения. Ребенку задают вопросы и предлагают найти ответ, посмотрев на картинки:

    1. Покажи и назови, что растет на грядке?
    2. Покажи и назови, кто лечит детей?
    3. Покажи и назови, что растет на дереве?
    4. Покажи и назови, кто работает в магазине?
    5. Покажи и назови домашнее животное.
    6. Покажи и назови, кто готовит обед?
    7. Покажи и назови дикое животное.
    8. Покажи и назови, кто летает?
    9. Покажи и назови, что растет в лесу?
  • Ребенок правильно ответил на все вопросы — 2 балла.
  • Ребенок правильно ответил на 4—5 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок плохо понял инструкцию и правильно показал меньше половины требуемых картинок — 0 баллов.
  • Цель: выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

    Процедура проведения. Ребенку предлагают матрешку: «Разбери матрешку», «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую», «Поставь их по росту», «Собери матрешку».

  • Ребенок понимает инструкцию и собирает матрешку путем зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок понимает инструкцию, но собирает матрешку путем примеривания — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
  • Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

    Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Предложите ребенку эти четыре части картинки. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый говорит: «Перед тобой картинка, разрезанная на части. Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен сказать, что изображено на разрезанной картинке. Если он не может понять, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».

  • Ребенок называет, что нарисовано на картинке, и выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок не называет, что нарисовано на разрезанной картинке, выполняет задание путем проб — 1 балл.
  • Цель: исследование объема образной памяти.

    Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями восьми предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время взрослый убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.

  • Ребенок запомнил не менее 5 картинок — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 3—4 картинки — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 3-х картинок — 0 баллов.
  • Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

    Процедура проведения. Перед ребенком находится рисунок. Инструкция: «Посмотри — девочка и мальчик держат за веревочки шарик и змея. Тебе надо определить, кто что держит. Для этого надо вести по веревочке указкой. Отрывать указку от веревочки нельзя». После выполнения этого задания взрослый кладет перед ребенком другой рисунок и предлагает: «Покажи, по какой дорожке побегут к себе домой собачка и белочка».

  • Ребенок выполняет задание и может проследить путь к искомому предмету самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но ошибается из-за неумения сосредоточиться, исправляется с помощью взрослого («Посмотри еще раз, будь внимателен») — 1 балл.
  • Ребенок не выполнил задание — 0 баллов.
  • Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

    Процедура проведения. Ребенку показывают картинки. «Посмотри, здесь нарисованы разные цветы. Среди них надо найти такой же, как этот (взрослый показывает на цветок, помещенный слева в рамке). . А теперь найди такой же (как в рамке) гриб».

  • Ребенок правильно выполняет оба задания — 2 балла.
  • Ребенок выполняет без помощи взрослого одно задание — 1 балл.
  • Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

    Процедура проведения. Ребенку показывают 4 домика (смотрите рисунок). В каждом домике по 4 окна. На чердаке первого домика изображен предмет посуды (тарелка), второго — овощ (морковь), третьего — фрукт (апельсин), четвертого — предмет одежды (пиджак). Затем ребенку поочередно предлагают картинки: «Найди домик, где живет эта картинка». Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти картинки живут вместе в одном домике?» (в электронном варианте вопрос будет звучать так: «Почему эти картинки находятся в одном ряду?»)

    Возможная помощь взрослого: если ребенок не сразу понимает задание, взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, почему морковь и огурец оказались в одном домике? Как их назвать одним словом?»

  • Ребенок верно группирует картинки и подбирает обобщающее слово самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание с помощью взрослого и называет не все обобщающие слова — 1 балл.
  • Ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого — 0 баллов.
  • Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

    Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

  • Ребенок называет не менее 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет от 6 до 8 ассоциаций (не менее чем по 2 на каждую картинку) — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.
  • Высокий уровень — 14—18 баллов.

    Средний уровень — 9—13 баллов.

    Диагностика ОНР у детей от 3 до 4,5 лет: комплексный тест

    В одной из предыдущих статей мы говорили о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года, и рассмотрели основные признаки общего недоразвития речи. Сегодня вы можете самостоятельно провести диагностику ОНР с помощью комплексного теста.

    Отметьте «+» ваш результат в каждом пункте.

    1. Проверяем произношение звуков.

    Попросите ребенка назвать вслед за вами все звуки, отметьте те, которые ребенок не может произнести или произносит неправильно.

    а) Произношение большинства звуков нарушено – возможно, ОНР.

    б) Неверно произносятся некоторые звуки (они в меньшинстве) – норма.

    2. Проверяем соблюдение рисунка слова.

    Попросите ребенка повторить за вами слова из 1-3 слогов.

    Примерные слова: стул, стол, шарф, гром, слон, бровь, лист, град, снег, плед, клен, корм, торт, волк, лифт, хлеб, рука, лицо, роза, лиса, море, роща, пила, небо, роса, коза, лесок, топор, газон, забор, носик, песок, моток, завод, совок, кулик, мешок, комод, кулек, узор, машина, молоко, колено, кабина, колесо, корона, перина, сорока, голова, ворота, городок, колобок, молоток, соловей, мухомор, пешеход, самовар, поводок, котенок, ободок, самокат.

    Оцените, соблюдает ли ребенок последовательность звуков и слогов. Используйте слова, которые ребенок произносит неточно или не всегда точно. Избегайте слов, перегруженных стечением согласных, когда 2–3 согласных звука идут подряд (например, столб, картошка). Дайте ребенку повторить несколько незнакомых ему слов из 2–3 открытых слогов: мина, калина.

    Если вам пришлось разучивать с ребенком произношение таких слов, проверьте, сможет ли он повторить их спустя некоторое время. Не предлагайте слов со звуками, которые ребенок никак не выговаривает или пропускает. Все звуки должны хоть как-то произноситься, пусть и искаженно.

    а) Ребенок путает порядок слогов в знакомых словах, одно и то же слово может произносить по-разному. Иногда слово искажается до неузнаваемости. Новые слова запоминаются с большим трудом, разученные слова быстро забываются – есть ОНР

    б) Рисунок слов не нарушен или нарушен незначительно. Ребенок иногда проглатывает один из звуков в знакомых словах: стол — «тол», шарф — «шаф». Это не является системой, а касается некоторых слов. Ребенок может путать порядок слогов в незнакомых словах. Если разучить с ним слово, он способен повторить его правильно спустя некоторое время – норма.

    3. Проверяем словарный запас.

    Глаголы. Совершайте понятные действия и просите ребенка назвать их. Например, вы прыгаете и спрашиваете «Что я делаю?»

    Спросите, что делают определенные объекты. Например, «Машина что делает?» — «Едет». — «Что делает птичка?» — «Летит».

    Существительные. Покажите ребенку предмет или картинку с его изображением и спросите «что это?».

    Одежда: трусы, носки, куртка, рубашка, майка, шуба, шапка, шарф, штаны, брюки.

    Растения: дерево, цветок, куст, роза, ромашка, одуванчик, лопух, крапива.

    Детеныши животных: котенок, щенок, лисенок, волчонок, тигренок, слоненок, лягушонок.

    Прилагательные. Покажите ребенку предмет и попросите назвать его цвет . Он должен знать основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый.

    Попросите назвать размеры предметов: большой — маленький, длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий.

    Предлоги. Проверьте употребление предлогов: в, на, над, под, за, возле. Поместите предмет под стол и спросите, где предмет. Например, «Где ручка?» — «Под столом». — «За столом». — «На столе».

    а) Ребенок не знает большинства слов, не владеет прилагательными и предлогами, использует в речи самые простые существительные и несколько глаголов, в том числе неправильно. Ребенок смешивает близкие по смыслу слова: идти — бежать, диван — кресло – тяжелая форма ОНР

    У ребенка скудный словарный запас. Он путает значения прилагательных и предлогов – более легкая форма ОНР.

    б) Ребенок в целом справляется с заданиями, использует все проверенные части речи. Допускается незнание отдельных слов – норма.

    4. Проверяем грамотность речи.

    Окончания множественного числа существительных. Демонстрируйте ребенку один и два одинаковых предмета. Показывайте одну руку: «Это рука», — показывайте две руки: «А это … (руки)». Ребенку позволительно иногда употреблять неверные окончания: дом — «домы», дерево — «деревы», но это не должно быть системой.

    Окончание женского рода глагола прошедшего времени. Скажите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же про девочку? Он домой … (пришла)». — «Пес убежал из дому. Собака … (убежала)».

    Окончание множественного числа прилагательных. Показывайте ребенку картинку и спрашивайте: « Цветок красный. А цветы? … (Красные.)».

    Суффикс уменьшительной формы существительных. Покажите ребенку пару одинаковых предметов или их изображений, отличающихся размером (например, два дома). Скажите: «Это большой дом. А это маленький домик». Покажите следующую пару предметов: «Это большой лист. А это маленький … (листик)». Не будет ошибкой, если ребенок употребит иной уменьшительный суффикс: листок, листочек.

    Глагольные приставки с противоположным смыслом. Приставки при-, у-. Произнесите два предложения с противоположным смыслом. Ребенку нужно завершить второе высказывание, верно употребив приставку: «Мальчик домой пришел. Мальчик из дома … (ушел)». Приставки в-(во-) и вы-. Задание аналогично предыдущему: «Мальчик в дверь вошел. Мальчик из двери … (вышел)».

    а) Ребенок говорит крайне неграмотно. Окончания, приставки, суффиксы не употребляет вообще, а если использует, то чаще всего неправильно, без учета присущего им смысла – тяжелая форма ОНР.

    Ребенок неверно произносит отдельные грамматические формы, например, прилагательные множественного числа или приставочные глаголы – легкая форма ОНР.

    б) Ребенок говорит грамотно. Изредка он употребляет неверные окончания, приставки и суффиксы, которые, тем не менее, выражают требуемый смысл: «домы» вместо дома, «листичек» вместо листик – норма.

    5. Проверяем фразовую речь

    Предложения из двух слов (подлежащее + сказуемое). Покажите ребенку, как бежит игрушечная собачка. Если ребенок сам не комментирует действия, спросите: «Что делает собачка?» Ребенок может ответить односложно: «Бежит». Тогда спросите: «А кто бежит?» Ребенок скажет: «Собачка». Хотя он и не построил развернутой фразы, эта фраза есть у него в голове. Это же действие выполните с другими игрушками. Если ребенок молчит, стимулируйте его к высказываниям: «Вот бежит собачка. А теперь? (Бежит кошечка, зайчик.)» С помощью этих же игрушек изображайте другие действия: «Вот собачка бежит. А теперь … (собачка прыгает, кусается, лает)». Жестами и звукоподражаниями поясняйте действия. Сочетайте последние два задания, подталкивая ребенка к произнесению полноценных фраз: «Собачка лает. Кошечка мяукает. Кошечка бежит. Бежит собачка. Собачка прыгает».

    Предложения из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Совершайте действия, смысл которых можно передать только глаголом с дополнением: машу рукой, купаю куклу. Спрашивайте: «Что я делаю?» Если ребенок использует глагол без дополнения: «Ты машешь», — уточняйте: «Чем?» — «Машешь рукой». Примерные предложения. Ты целуешь маму. Ты моешь руки. Ты чистишь зубы. Ты гладишь кошку. Ты кидаешь мяч. Ты причесываешь волосы. Ты ищешь ручку.

    Предложения с двумя подлежащими или сказуемыми с союзом «и» или «а». Совершайте двумя игрушками одно и то же действие: «Собака и кошка бегут. Собака и кошка кушают». Ребенок комментирует действия. Аналогичное задание для предложений с перечисляемыми сказуемыми: «Собака бежит и лает. Собака лает и кусается». Совершайте игрушками разноплановые действия: «Кошка бежит, а собака сидит. Собака лает, а кошка мяукает».

    Предложения с предлогами. Выполняйте действия, которые можно прокомментировать с использованием предлогов: в, к, по, на, над, под, за, возле. Примерные предложения. Ты смотришь в окно. Мячик катится по полу. Ты идешь к окну. Ты кладешь ручку на стол. Мяч укатился под диван. Ты стоишь возле стола.

    Задавайте наводящие вопросы.

    А) Ребенок не строит фразы, использует отдельные слова, пробелы в речи восполняет жестами. Предложения строятся грамматически неверно, предлоги и союзы в речи не употребляются – тяжелая форма ОНР.

    Самостоятельные предложения строятся с трудом, в основном ребенок стремится повторить за вами. Предложения, основанные на противопоставлении, даются с трудом – более легкая форма ОНР.

    Б) Ребенок справляется с заданиями, иногда может путать предлоги – норма.

    6. Проверяем понимание речи.

    Понимание смысла слов. Назовите предмет на картинке и попросите ребенка показать его. Предметы должны быть ему знакомы. Например, стол, стул, дерево и так далее.

    Понимание смысла грамматических конструкций. Показывайте ребенку картинки с изображением однородных предметов, названия которых различаются грамматическими формами слов. Например: «Покажи кота (котенка), палец (пальцы). Покажи, где дверь открыта (закрыта), где собачка убежала (прибежала)».

    Понимание смысла предложений. Давайте ребенку простые инструкции: «Попрыгай на одной ноге. Возьми карандаш и бумагу». Давайте инструкции для выполнения многоступенчатых действий. Выговаривайте инструкцию за один раз, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань из стола карандаш и принеси мне».

    а) Ребенок не понимает значения многих слов, не ориентируется в грамматических формах, до конца не понимает инструкций (действия выполняет не полностью или приблизительно). Он понимает речи только в пределах узкого повседневного обихода (стереотипные фразы частого употребления) – тяжелая форма ОНР.

    Ребенок понимает не все слова и грамматические конструкции. Он способен выполнять простые инструкции – более легкая форма ОНР.

    б) Ребенок выполняет все задания. Он может не знать некоторых слов, иногда не может выполнить многоступенчатую инструкцию, потому что не запомнил ее – норма.

    Если хотя бы один из пунктов теста показал возможное наличие общего недоразвития речи у ребенка, для своего спокойствия обратитесь к специалисту.

    Помните: ОНР успешно корректируется в раннем возрасте с помощью специальных упражнений и занятий с логопедом!

    Алёна Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи

    Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы «Через развитие речи — к гармоничному развитию ребенка», автор и руководитель проекта «Речь ребенка» и онлайн-клуба речевого развития «Болтай-ка», главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

    ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

    Диагностика включает в себя три этапа:

    Этап предполагает отобрать диагностический материал, игры, подготовить комплексную карту, бланки для заполнения полученных результатов логопедического обследования, планирование деятельности специалистов в момент обследования детей.

    Более подробно рассмотрим подготовку учителя-логопеда к обследованию детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    В системе комплексного обследования особое место занимает оценка речевого развития детей.

    Известно, что речь всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

    Логопедическое обследование предполагает, прежде всего; определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий либо сочетание этих нарушений. 1убительное нарушение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени: единичные дефекты звукопроизношения (дислапия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие речевые искажения (стертая дизартрия).

    Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого нёба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятие близких по акустико-артикуляторным признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).

    Нарушения лексико-грамматического строя проявляются в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными либо сочетаться с нарушениями фонематического строя речи.

    Задача логопеда — определить степень речевых расстройств и поставить заключительный диагноз.

    От степени речевого дефекта зависит отбор методик, технологий, которые использует учителъ-логопед в период обследования.

    Перечень методик логопедического обследования

    А. Материал для исследования фонетической стороны pew.

    1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

    Таким образом подбираются картинки на все звуки.

    2. Речевой материал (фразы, предложения, тексты, стихи, потешки, чистоговорки, содержащие различные звуки).

    Установка логопеда: Я назову несколько одинаковых предметов, а вы назовете один такой же предмет, например: кольца — кольцо, зерна — зерно, стекла — стекло, седла — седло.

    Измени слова по образцу:

    Установка логопеда. Повторите за мной слова: обувь, орден, отдых, ослик, осы, отпуск, область.

    Вопрос взрослого: С какого звука начинаются эти слова?

    Игра «Слушай и хлопай».

    Установка логопеда. Я буду называть слова, но как только ты услышишь в слове звук О — хлопни в ладоши. Давай попробуем, будь внимателен.

    Логопед называет слова: ослик, мак, суп, нос, кит, стекло.

    рак, дом, мир, суп (хлопает 1 раз).

    кот, шар, мяч, ток (хлопает 2 раза).

    Логопед обращается к ребенку: Вспомни слова со звуком О, которые я называла во время игр.

    Ребенок должен назвать слова: нос, дом, кот, ток, ослик, стекло.

    Логопед: Где находится звук О в слове? (В начале, в середине, в конце.)

    Важно отметить, что при обследовании детей логопед использует игровые приемы, сюрпризные моменты. Все задания проводятся в игровой, занимательной форме.

    Картинки с действием детей. Логопед предлагает рассмотреть картинку и рассказать, что делает Оля.

    Ответ ребенка: Оля рисует дом.

    Установка логопеда. Слушай и повторяй.

    — О! — мы губы округляем.

    — О! — мы плавно напеваем.

    — О! — свободно голос вьется.

    — О! — так звонко раздается.

    Обруч, орден, остров, омут,

    Окунь, отмель, осы, овод!

    Логопед предлагает вспомнить слова со звуком О, которые были названы в маленьком стихотворении.

    Количество названных слов зависит от того, сколько ребенок запомнил (от 1 до 8).

    Логопед предлагает определить звук, с которого начинаются все эти слова, и назвать местоположение звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

    Важно отметить, что после каждого выполненного задания логопед дает эмоционально-положительную оценку, даже если результат отрицательный.

    Например: Ты очень старался, молодец, хотя и не смог назвать звук, с которого начинаются все названные мною слова. Это звук О. Не переживай, мы попробуем услышать этот звук в словах в следующий раз.

    Обруч круглый, слово О.

    О у Олечки в очках, О у окуня в глазах.

    Озеро кругло, как О,

    Остров круглый, словно О,

    Облако над ним кругло,

    Омут в озере, как О.

    1. Картинки и речевой материал для определения способностей дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость; твердость — мягкость; свистящие — шипящие и т.д.

    Для обследования фонематической стороны речи можно использовать альбом В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения детей».

    В альбоме представлен словесный и иллюстративный дидактический материал по обследованию звукопроизношения детей.

    В. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.

    1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

    2. Картинки с изображением действий и речевой материал:

    девочка поливает цветы;

    мама моет посуду;

    бабушка вяжет носки;

    мальчик играет с мячом;

    девочка прыгает через скакалку и т. д.

    3. Картинки с изображением разного количества предметов: стол — столы; шапка — шапки; ведро — ведра.

    Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительное множественного числа от существительного единственного числа.

    Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

    Картинки: шар — шары; дом — дома; ведро — вёдра и т. д.

    Логопед показывает картинку и называет: шар.

    — А у тебя, — спрашивает логопед, — что на картинке?

    Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

    Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

    Игра «Лови и называй».

    Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

    Эта игра напоминает нам правила игры «Один — много».

    Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

    4. Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

    Цель: Выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

    Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

    Ход: Красные кружки — большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

    Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

    Это? — показывает на маленький кружок. Ответ ребенка: кружок.

    А это? — показывает логопед на большой круг.

    Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

    Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы — под кругом.

    Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

    Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

    Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

    Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

    елочка, шарик, мячик.

    4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина), речевой материал.

    Ленточки — длинная, короткая.

    Забор — высокий, низкий.

    Веревка — толстая, тонкая.

    5. Картинки с изображением двух и пяти предметов.

    Картинки перевернуты, Ребенок их не видит.

    Цель: Выявить умение детей согласовать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

    Ход: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что на карточке.

    — Это… (ребенок наугад называет любой предмет).

    Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

    Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

    Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

    — Перед тобой 4 карточки, но у меня есть еще и пятая, посмотри, — логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. — Что на карточке?

    Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

    Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

    Образец: два мяча, две елочки… продолжай.

    Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

    Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось. Ребенок: Новая карточка. Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке. Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

    Г. Материал для исследования состояния связной реги.

    3. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп.

    4. Серии картинок по сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

    При подборе картинок, дидактического и речевого материала, заданий, игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности, структуру речевого дефекта.

    Полученная информация в период обследования заносится в блокнот, тетрадь, заготовленные бланки.

    Готовясь к обследованию детей надо заранее подготовить:

    — бланки для заполнения результатов логопедического обследования;

    — бланки анкет для родителей;

    — листы для выполнения заданий детьми карандашом;

    — бланки комплектования подгрупп (листа занятости) графика работы логопеда.

    Продолжительность подготовительного периода —1—2 дня.

    Важно отметить, что подготовительный материал, игры, упражнения и задания используются в период вторичного и заключительного обследования, т. е. 20 января и 20 мая.

    Рекомендации: Выделить место для хранения материала для обследования детей. Заранее готовить бланки и материал для продуктивной деятельности детей.

    Сроки. 16-17 дней.

    Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы; уточнить логопедический диагноз.

    Обследование проводит учитель-логопед.

    Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Логопед учитывает особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывает сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления.

    Все задания предлагаются в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком — сотрудничество.

    Схема обследования (проводит учитель-логопед):

    1. Ознакомление с документацией. Медицинские справки.

    2. Выяснение акушерского анамнеза и анализа развития ребенка: моторного, речевого, психического. .

    Особое внимание обращают на следующее: предречевые вокализации (гуканье, гудение); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

    3. Объективное исследование ребенка.

    3.1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию; выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.

    3.2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции):

    ладонь — ребро — кулак.

    Отмечается наличие персевераций (стереотипное повторение действия), застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

    3.3. Исследование предметного гнозиса (знание, узнавание):

    б) по пунктированию;

    в) по наложению одного предмета на другой;

    г) предметы с недостающими элементами.

    3.4. Исследование мышления.

    Расклад серии картин с учетом развития сюжета.

    Выяснение причинно-следственных связей. Например: Почему весной из почек появляются на деревьях листочки?

    Классификация, обобщения, выделение лишнего предмета из группы однородных.

    Определение уровня смысловой целостности рассказа.

    3.5. Исследование импрессивной речи.

    Понимание связной речи.

    Понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов с различными приставками (пришел — ушел; вошел — вышел) и т. п.

    Понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

    3.6. Исследование фонематических процессов.

    3.6.1. Фонематический анализ:

    — выделение звука на фоне слова;

    — выделение звука из слова;

    — определение места звука в слове по отношению к другим звукам;

    — определение количества звуков в слове;

    — дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкие — глухие, мягкие — твердые, свистящие — шипящие и т.п.).

    3.6.2. Фонематический синтез.

    Составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К —мак).

    Составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А — мак). 3.7. Исследование экспрессивной речи.

    3.7.1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса. Отметить параметры движений: тонус; активность; объем движения; точность выполнения; длительность; замена одного движения другим; добавочные и лишние движения (наличие синкинезии).

    3.7.2. Состояние звукопроизношения:

    в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста; в словах; в речи;

    произношение слов различной слоговой структуры.

    Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.

    3.7.3. Исследование словарного состава языка.

    Самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда:

    солнышко какое? — теплое, яркое…

    какие овощи растут на грядке? — огурцы… подбор синонимов, антонимов, родственных слов; выявление общих категориальных названий. Например: машина, автобус, трамвай — это? (транспорт). Отметить:

    — соответствие словаря возрастной норме;

    — наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, Местоимений, существительных;

    — точность употребления слов.

    При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.

    3.7.4. Обследование грамматического строя речи.

    а) Состояние функции словоизменения:

    — преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;

    — образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе;

    — согласование с числительными (2 и 5).

    б) состояние функции словообразования:

    — образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

    — образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);

    — образование названий детенышей животных;

    — образование глаголов с помощью приставок.

    3.7.5. Состояние связной речи. Воспроизведение знакомой сказке:

    б) по серии картинок.

    Сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Отметить:

    — логическую последовательность в изложении событий;

    3.7.6. Исследование динамических характеристик речи (тип, интонация, выразительность, наличие скандированной речи, запинки, заикание)

    3.7.7. Особенности голоса: громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.

    4. Логопедическое заключение.

    Речевой диагноз: степень и характер нарушения устной речи.

    Результаты обследования отмечаются не только при заполнении речевой карты, но и заносятся в комплексную диагностическую карту.

    Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5—6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи.

    Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

    Диагностика речи детей 5 лет

    Ребенок раннего дошкольного возраста от 3 до 5 лет

    Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуально; Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает на­полняться противоречиями: он стремится к само­стоятельности и в то же время не может справить­ся с задачей без помощи взрослого, он любит близ­ких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка фор­мируется собственная внутренняя позиция, кото­рая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

    Активность и неутомимость малышей в этом воз­расте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие при­обретает способность более полно отражать окру­жающую действительность.

    На основе наглядно-действенного к 4-м годам на­чинает формироваться наглядно-образное мышле­ние. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преоблада­ет воссоздающее воображение, т. е. ребенок спосо­бен лишь воссоздать образы, почерпнутые из ска­зок и рассказов взрослого. Большое значение в раз­витии воображения играют опыт и знания ребен­ка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источни­ков, реального и сказочного. Фантастические об­разы, возникающие у малыша, эмоционально на­сыщены и реальны для него.

    Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельнос­тью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

    В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

    Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

    2-ая младшая группа детского сада (3-4 лет)

    Познавательная деятельность : воображение, память, внимание, восприятие, математические способности, логика.

    Эмоционально-волевая сфера : половозрастная идентификация, мальчик – девочка.

    Деятельность – сюжетная игра, развитие моторика, коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

    Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4—5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

    Средняя группа детского сада (4-5 лет)

    Познавательная деятельность: воображение, память, внимание, восприятие, математические способности, логика.

    Эмоционально-волевая сфера : самосознание, самооценка.

    Деятельность – игра, моторика, коммуникативные навыки в общении со взрослыми.

    Источники:

    http://logoped18.ru/logopedist/logopedicheskoye-obsledovaniye-ustnoy-rechi-detey-4-5-let.php

    http://www.maam.ru/detskijsad/obsledovanie-rechevogo-razvitija-reb-nka-5-6-let.html

    http://lady7.net/diagnostika-rechi-u-detej.html

    Диагностика развития детей 4 – 5 лет

    Диагностика ОНР у детей от 3 до 4,5 лет: комплексный тест

    ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

    https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-3-do-5-let