Диагностика уровня познавательного развития детей

Диагностика познавательной сферы детей

Диагностика познавательной сферы (сенсорного развития) детей от 0 до 3-х лет

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребёнок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, качестве предметов и т.д.

При диагностике особенностей формирования познавательной сферы в центре внимания находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребёнка. Для этого важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Нужно учитывать, как ребёнок понимает инструкцию, заинтересован ли, его активность, возможность совместных действий.

Диагностика сенсорной сферы первого года жизни ребёнка

Уровень развития сенсорных способностей

смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот; прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;

следит за двигающимся человеком, прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения;

развиты реакции глаз: фиксация, фокусировка;

поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;

прослеживает невидимую траекторию движения объекта, предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, реагирует на исчезающий объект, локализует звук;

улыбается отражению в зеркале;

перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;

поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;

дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую; удивляется, если предмет исчезает за барьером;

смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда опустили;

поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон, проявляет интерес к картинкам в книге.

Диагностическое исследование детей в 1 год 3 месяца

Диагностика познавательной сферы ребенка 3-7 лет

Диагностика познавательной сферы ребенка 3-7 лет

Дошкольное детство достаточно короткий и очень важный отрезок жизни человека, имеющий основополагающее значение в дальнейшем развитии ребенка. В это время развитие ребенка идет стремительно, с каждым годом он он изменяется физически, появляются новые психические качества и способности.

Психологи объединения педагогов Золотой ключик проводят диагностику познавательной сферы детей от 3 до 7 лет. Диагностика позволяет выявить уровень интелектуального развития ребенка, особенности личностной сферы, формирование личности ребенка. Все диагностические материалы разделены по возрасту ребенка: 3-4 лет 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

По окончанию диагностики родители получают карту обследования с рекомендациями по развитию ребенка как в домашних условиях, так и рекомендации воспитателям детского сада.

Материалы для диагностики представляют собой различные предметы (кубики, матрешки, формы, игрушки), различные паззлы, необходимые индивидуальные материалы, которые в конце диагностики пришиваются к диагностичеоскй карте.

Диагностика проводится с ребенком индивидуально в присутствии родителей.

Самым важным диагностическим показателем является эмоциональная реакция ребенка на диагностичесоке исследование.

Первичная реакция на незнакомую обстановку и психолога может быть различной. В основном дети волнуются.Эта реакция вполне нормальная, так как ребенок попадает в незнакомую среду. Некоторые дети держатся насторожено и напряженно, что тоже является нормальной первичной реакцией на незнакомую обстановку. Ингода дети наоборот ведут себя очень расковано и весело, что также является защитной реакцией организма на новую среду.

Перед диагностикой обязательно устанавилвается контакт психолога с ребенком. Ведь очень важно, чтобы диагностика проходила в атмосфере доброжелательности. Психолог на протяжении всей диагностики поощряет ребенка, оказывает эмоциональную поддержку. Присутствие родителей также благоприятно влияет на поведение ребенка, он чуствует себя защищенным и увереным.

В начале диагностики проводится беседа-знакомство, которая помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, а психологу установить контакт. И только после того как контакт с ребенком установлен, психолог начинает диагностическую работу в игровой форме. Ребенок выполняет ряд заданий в игровой форме, а психолог записывает результаты выполнения заданий, делает пометки в карте для планирования последующей необходимой развивающей работы. По полученным результатам родители получают консультацию, получают рекомендации.

  • Предлагаем провести диагностику познавательной сферы ребенка у психолога, стоимость диагностики 500 рублей, с рекомендациями.
  • Диагностика логопеда, стоимость 500 рублей, с рекомендациями.
  • Диагностика у психолога, рисуночные тесты 500 рублей с рекомендациями.
  • Пакет из трех диагностик стоит 1200 рублей.
  • По результатам диагностики, учитывая рекомендации специалистов, мама вполне сможет самостоятельно заниматься развитием познавательной сферы ребенка в домашних условиях, на прогулке, на природе. Ведь развитие познавательной сферы не ограничивается чтением и письмом, обязательно должна быть развита речь ребенка и его кругозор, словарный запас, умение общаться с посторонними людьми, ориентироваться на улице и так далее.

    Телефон для справок 8-918-25 35 966

    2. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

    Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения. При ЗПР у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах.

    При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

    Также при ЗПР у детей выявляются нарушения всех сторон речевой деятельности: большинство детей страдают дефектами звукопроизношения; имеют ограниченный словарный запас; слабо владеют грамматическими обобщениями.

    Нарушение речи при ЗПР носят системный характер, так как отмечаются трудности в понимании лексических связей, развитии лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха и фонематического восприятия, в формировании связной речи. Эти своеобразия речи приводят к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Проведенные исследования В.В. Воронковой и В.Г. Петровой показали, что при ЗПР недоразвитие речевой деятельности напрямую влияет на уровень интеллектуального развития. Можно выделить три плана когнитивных предпосылок развития речи:

    · уровень интеллектуального развития ребенка отражается на структуре семантического поля;

    · уровень сформированности операций мыслительной деятельности сказывается на уровне языковой компетентности;

    · речевая деятельность коррелирует с процессами познавательной деятельности.

    Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления. По мнению ряда зарубежных психологов, это отставание в развитии восприятия является одной из причин трудностей в обучении.

    Критерии оценивания уровня познавательного развития старших дошкольников

    Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Criteria of the cognitive interest development of the preschool age children Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

    • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ,
    • СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ,
    • ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЯВЛЕНИЙ ,
    • СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ,
    • COGNITIVE INTEREST ,
    • COMPONENTS OF COGNITIVE INTEREST ,
    • SIGN OF MANIFESTATION ,
    • STAGES OF MANIFESTATION DEVELOPMENT

    научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Березина Юлия Юрьевна

    Данная статья посвящена разработанным авто-ром показателям проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и проанализированы особенности их развития, полученные в процессе исследования.

    Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Berezina Yuliya Yurievna

    The author elaborates criteria of the cognitive interest expressed by children of the preschool age. The article reviews the features of the cognitive interest development, data on which was obtained during the research.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Теория и практика общественного развития , Березина Юлия Юрьевна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.07).

    Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Теория и практика общественного развития (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.07).

    Березина Юлия Юрьевна (2013). Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 08.07).

    Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2013. №8 С.192-195.

    Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Теория и практика общественного развития (2013).

    Березина Юлия Юрьевна (2013). Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Теория и практика общественного развития

    Диагностика уровней социальной адаптации старших дошкольников

    Формирование социально адаптированной личности является одной из актуальных задач современности. Работу по социальной адаптации личности следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности (А.Г. Харчев). Большую роль в формировании социально адаптированной личности играет образовательная среда дошкольных учреждений.

    Проблема адаптации является объектом междисциплинарного исследования. Философско-социологический анализ адаптационных процессов в обществе представлен в работах А.И. Берга, Т.Г. Дичева, Э.С. Маркаряна. Физиологические проявления адаптации человека и животных изучены А.В. Георгиевским, В.П. Казначеевым, И.И. Шмальгаузеном. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, А.А. Реана. Проблема социальной адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и др. Однако проблема исследования уровней социальной адаптации старших дошкольников практически не исследовалась.

    Целенаправленная работа по социальной адаптации старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения начинается с диагностирования. Диагностирование уровней социальной адаптации — это проводимое педагогом и психологом учреждения исследование, которое дает им информацию о социальной адаптации группы детей и каждого воспитанника в отдельности.

    Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить четыре критерия и совокупность показателей, которые нам дали возможность определить уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников.

    1. Интеллектуально-познавательное развитие.

    2. Эмоциональное благополучие.

    3. Успешность социальных действий (контактов).

    4. Усвоение норм поведения.

    По данным ученых психологов В.С. Мухиной, Ж. Пиаже, Е.О. Смирновой, В.Д. Шадрикова и других, интеллектуальное развитие старших дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социальной адаптации. Следовательно, особую важность в процессе социальной адаптации приобретает вводимый нами критерий интеллектуально-познавательного развития. Эмоциональное благополучие находится в прямой зависимости от успеха выполнения социальных действий, общения с окружающими. Для того, чтобы проследить динамику адаптационного процесса, мы считаем целесообразным введение восьми показателей, отражающих различные стороны социальной адаптации.

    Первый критерий — интеллектуально-познавательное развитие определяется по следующим показателям: 1) развитие познавательных процессов; 2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру).

    Второй критерий — эмоциональное благополучие оценивается показателем эмоции (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки Тревожность , проективная методика Я, мама, детский сад И.В. Дубровиной).

    Третий критерий — успешность социальных действий оценивается показателями: 1) социальный статус в группе; 2) самооценка; 3) уровень общительности (методика Р.А Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).

    Четвертый критерий — усвоение норм поведения по показателям 1) поведение на занятиях, 2) творческий характер действий (фрустрационный тест С. Розенцвейга).

    Наряду с психодиагностикой для контроля промежуточных результатов применялось педагогическое тестирование уровня обученности дошкольников (метод экспертных оценок).

    Следует отметить, что данная схема изучения личности старшего дошкольника в процессе социальной адаптации позволяет, на наш взгляд, увидеть динамику адаптационных возможностей как группы в целом, так и каждого ребенка в отдельности.

    Резванова Инна Юрьевна

    Актуальность данной проблемы

    Проявление устойчивого интереса

    Мониторинг на начало 2012 -2013 г по развитию экспериментальной деятельности по методике Л.Н. Прохоровой. Т.И.Бабаевой (критерии оценки уровня развития). Проведённый мною мониторинг выявил, что 16% детей (4 человека) с высоким уровнем знаний показали, что имеют достаточно хорошие знания, успешно применяют их в практической деятельности. 36% детей (9 человек) со средним уровнем знаний. 48% детей (12 человек) с низким уровнем знаний (знания недостаточны, применять их в практике затрудняются).

    Слайд 5 из презентации «Развитие познавательных интересов дошкольников» к урокам дошкольного образования на тему «Дошкольник»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Развитие познавательных интересов дошкольников.ppt» можно в zip-архиве размером 7275 КБ.

    краткое содержание других презентаций о дошкольнике

    «Воспитание ребёнка-дошкольника» — Недостатки диспетчерской программы ребенка. Практические упражнения формирования программ. Как понять ребенка-дошкольника. Заторможенное состояние. Уильям Лоренц. Занятия по формированию речи. Развитие управляющей программы организма. Задание. Качество самоуправления. Игры по цветовым сигналам. Выбери предмет.

    «Развитие познавательных интересов дошкольников» — Интеграция образовательных областей. Актуальность данной проблемы. Интегративные качества детей. Основные направления в работе. Просмотр видеопрезентаций. Анализ уровня развития знаний. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Мониторинг. Развивающая среда. Позитивная динамика развития детей.

    «Портфолио дошкольника» — Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр. Умению наблюдать необходимо учиться как родителям, так и педагогам.

    «Детское портфолио» — Что же такое портфолио дошкольника? Портфолио, как социокультурное пространство для формирования индивидуальных способностей дошкольника. Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Далее раздел дополнился персональной информацией.

    «Познавательная деятельность дошкольников» — 5-6 лет. Современные подходы к организации познавательной деятельности. Организация познавательных занятий. Развитие познавательных интересов. Развитие познавательных процессов. Организация самостоятельной познавательной деятельности. Игра. Организация совместной познавательной деятельности. 3-4 года.

    «Психологическое здоровье дошкольника» — Результаты исследования по методике Р.И.Лалаевой, Е.В.Мальцевой, Т.А.Фотековой «Пересказ прослушанного текста». Диагностика степени овладения моделирующими перцептивными действиями (Венгер Л.А. Холмовская В.В.). Определение эмоционального уровня самооценки. Результаты исследования по зрительно-моторному гештальт тесту Бендер.

    При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на ре­зультат, обучаемость, реакция на успех.

    (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

    — сличение от 1,5-2 лет;

    -выбор по названию — в’ 2-3 года;

    — c амостоятельность названия — в 2,5-3 года.

    Стимульный материал: цветные наборы дидактичес­ких игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цве­точек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

    1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

    2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) ле­песточек»;

    3) «назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

    сличение — от 1,5-2 лет;

    выбор по названию — в 2 года;

    самостоятельность названия — в 3 года. Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик),

    прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов. Пример инструкции:

    1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

    2) «покажи, где кубик»; 3)»назови форму».

    Стимульный материал: 10-12 карточек с изображени­ем знакомых предметов (лото малышам).

    1) «покажи, где нарисован . »;

    2) «что нарисовано?» или «что это?».

    В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

    В 2,5 года называют многие предметы из групп; иг­рушки, посуда, одежда, мебель.

    В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

    Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

    Стимульный материал: шесть пар одинаковых пред­метных картинок. Нормативы:

    выбор из двух картинок — в 2 года;

    выбор из четырех картинок — в 3 года.

    Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

    методика «Разрезные картинки»

    Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:

    разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5-3 года;

    разрезная картинка из трех фрагментов — в 3-3,5 года.

    1) совершает целенаправленные действия;

    2) соединяет части без анализа полученного целого;

    3) прикладывание с разворотами;

    4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

    Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет)

    Стимульный материал: кубики, прямоугольные брус­ки (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусфе­ры разных цветов.

    1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

    2) подражание манипуляциям с учетом формы, вели­чины и пространственного расположения;

    3) сопоставление и исправление ошибок;

    4) точное воспроизведение расстановки фигур без оши­бок и исправлений;

    5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

    Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку. Пример инструкций:

    «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

    2,5-3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1-2 заданиях, легко кор­ректируются;

    3,5-4 года — выполняют все задания.

    Диагностика способов деятельности

    Складывание пирамидки. Складывание матрешки

    Стимульный материал: пирамидка из четырех и шес­ти колец с колпачком. Нормативы:

    снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

    собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5-2,5 года;

    собирают пирамидку с учетом диаметра колец и ус­тановки на результат без проб и примеривания — в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

    1) неспецифические манипулятивные действия (ребе­нок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными; 2) простое манипулирование (специфическая манипу­ляция);

    3) силовая проба (например, ребенок вкладывает ма­ленькую матрешку в нижнюю часть большой и, наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета);

    4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

    5) примеривание (ребенок еще не может соотнести пред­меты на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

    6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

    Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического разви­тия. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

    Методика «Вкладыши» («Мисочки»)

    Стимульный материал: семь цилиндрических или квад­ратных чашек (вкладышей) разного размера четырех ос­новных цветов.

    1) неспецифические манипуляции (использование вкла­дыша не по назначению; неадекватные действия);

    2) специфические манипуляции (познавательные);

    3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

    4) хаотическая проба (промежуточный способ выполне­ния задания, когда совмещаются пробные и силовые дей­ствия);

    5) целенаправленная проба (самостоятельное исправле­ние ошибок с нахождением окончательного решения);

    6) примеривание (определение несоответствия вклады­шей путем поднесения друг к другу; 7) зрительное соотнесение (правильное решение на ос­новании только зрительного анализа).

    До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формиру­ется зрительное соотношение, допустима целенаправлен­ная проба или примеривание. Неспецифические манипу­ляции в деятельности к 2,5-3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

    Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок дос­тигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высоко­му, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обуча­емости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоцио­нально-волевой, так и познавательной сферы.

    Методика «Почтовый ящик» («Коробочка форм») (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

    Стимульный материал: деревянный ящик или пласт­массовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, тре­угольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

    до 3 лет допускается силовая проба;

    в 3 года и старше появляются целенаправленные про­бы с элементами зрительного соотнесения.

    Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опус­тил предыдущую фигуру. Пробы: ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протол­кнуть фигуру; примеривание: ребенок начинает ориенти­роваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квад­рату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, по­лукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга. Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом про­изводится заранее, в воздухе.

    Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

    Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

    15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылоч­ки, рисует каракули карандашом, проявляет инте­рес к книге;

    18 месяцев — снимает варежки, носки, листает кни­гу, переворачивая одновременно 2

    3 страницы, ука­зывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит иг­рушку на новом месте;

    2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замоч­ную скважину, поворачивает ручку двери, нажима­ет на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдель­но, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;

    2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самосто­ятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы; □ 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуго­вицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

    Диагностика развития игры

    Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками. Анализ уровня развития игры:

    1) неадекватные действия с игрушкой;

    2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

    3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (напри­мер, возит машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

    4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2-3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

    5) сюжетная игра — к 3 годам.

    Диагностика развития двигательной сферы Общая моторика

    Статическая и динамическая координация определяют­ся по следующим параметрам:

    1 год — самостоятельная ходьба;

    1,5-2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

    2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

    3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочередно ставит ноги на каждую сту­пеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

    Одновременность движений: по бокам от коробки рас­полагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 5 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каж­дой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывает­ся. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

    Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отме­чается наличие (или отсутствие) синкенезий.

    Тонкие движения пальцев рук – мелкая моторика.

    Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами. Нормативы:

    3 2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

    2,5-3 года — рисуют прямые линии, круги по пока­зу; могут нарисовать человека — «головонога».

    губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

    щек (надуть и втянуть щеки);

    языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из. языка «горку»).

    Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетель­ствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые), объем (доводятся ли движения до кон­ца), переключаемость (быстрая, медленная) оральных дви­жений.

    Выполнить по памяти серию инструкций: встать, от­крыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять ка­рандаш. Нормативы:

    1,5 года — выполняют 3 действия;

    2 года — выполняют 3

    3 года — выполняют 5 действий.

    Игра «Что изменилось — чего не стало»

    Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспери­ментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

    Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

    ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Организация экспериментального исследования

    Цель экспериментального исследования — изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у учащихся на первоначальном этапе обучения.

    Объект исследования — дети младшего школьного возраста.

    Предмет — особенности и уровень развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

    3) познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания.

    4) уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти.

    В экспериментальном исследовании поставлены следующие задачи:

    1. Диагностировать особенности и уровень развития познавательных процессов у младших школьников;

    2. Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования..

    Методы исследования: беседа, тестирование, математическая обработка результатов.

    Характеристика выборки. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 14 г. Сыктывкар. В эксперименте приняли участие 21 ребенок — учащиеся 1-а класса, среди них 10 девочек (47,6 %) и 11 мальчиков (52,4 %). Успеваемость различна, но неуспевающих детей нет. Список класса — Приложение 1.

    Диагностика проводилась в третьей учебной четверти, т. е. учащиеся уже адаптировались к школе и диагностика познавательных процессов стала возможной.

    Методики исследования

    В диагностике познавательных процессов использовались следующие методики:

    1. Методика «Запомни и расставь точки».

    Цель: исследование объема внимания детей младшего школьного возраста.

    2. Таблицы Шульте

    Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

    3. Тест «Пьерон-Рузер»

    Цель: определить уровень концентрации внимания.

    4. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

    Цель: диагностика объема слуховой памяти

    5. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания

    Цель: диагностика процесса заучивания и продуктивности заучивания

    6. Матрицы Равена

    Цель: диагностика уровня интеллекта.

    Краткая характеристика методик исследования.

    1. Методика «Запомни и расставь точки» (Приложение 2).

    С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал (Приложение 2). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

    Перед началом работы ребенку дается инструкция.

    Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

    Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос-произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

    10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

    8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

    6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

    4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

    0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

    Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий.

    8-9 баллов — высокий.

    6-7 баллов — средний.

    4-5 баллов — низкий.

    0-3 балла — очень низкий.

    2. Таблицы Шульте (Приложение 3).

    Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

    Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.

    В исследовании применялись модифицированные таблицы Шульте (буквенный вариант).

    Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма — 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма — 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

    3. Тест «Пьерон-Рузер» (Приложение 4)

    Методика предназначена для изучения концентрации и устойчивости внимания у детей. Ребенку дается задание расставить в таблице знаки по образцу.

    Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

    Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

    Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

    Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

    Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

    4. Оценка объема кратковременной слуховой памяти (Приложение 5)

    Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков (Приложение 5). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

    Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

    Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

    10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов — 10 — получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

    В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов — 8 — получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

    4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

    2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

    В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

    Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.

    Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.

    В общем готовыми к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.

    Не достаточно готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.

    Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом кратковременной памяти, оцененным в 2 балла.

    И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.

    5. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания (Приложение 6)

    Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания путем неоднократного повторения этого ряда.

    После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок сумел безошибочно воспроизвести после данного повторения.

    Число повторных предъявлений ряда и последующих попыток его воспроизведения в данной методике ограничено шестью. Определяются следующие два показателя динамики заучивания:

    1. Динамичность заучивания.

    2. Продуктивность заучивания.

    Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой см. на рисунке), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой см. на рисунке), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой см. на рисунке), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

    В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:

    Достаточно динамичный процесс заучивания — отлично.

    Среднединамичный процесс заучивания — удовлетворительно.

    Нединамичный процесс заучивания — неудовлетворительно.

    Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

    10 баллов — ребенок сумел запомнить и безошибочно воспроизвести все десять слов, затратив на это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.

    8-9 баллов — ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.

    6-7 баллов — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

    4-5 баллов — за шесть повторений ряда ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.

    2-3 балла — за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно вспомнить только 2-3 слова.

    0-1 балл — за шесть повторений ребенок сумел

    6. Матрицы Равена (Приложение 7)

    Батарея тестов разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

    Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

    На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

    Выводы об уровне интеллекта

    10 баллов — очень высокий

    8-9 баллов — высокий.

    4-7 баллов — средний.

    2-3 балла — низкий.

    0-1 балл — очень низкий.

    Таким образом, исследование особенностей и уровня развития познавательных процессов у младших школьников проводилось при помощи шести методик.

    Диагностика уровня познавательного развития детей

    Диагностика – это приём, позволяющий выявить на основе результатов решения формализованных задач (тестов) уровень развития умственных способностей человека. Следует помнить, что результаты диагностического обследования дают приближённую информацию об умственном развитии ребёнка и только в совокупности с результатами наблюдений и других исследований могут послужить основанием для тех или иных мер педагогической коррекции. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют установить, соответствует ли развитие психики ребёнка условно принятой возрастной норме или отклоняется от неё. Важно учитывать, что симптомом серьёзного неблагополучия в темпах умственного развития ребёнка являются ярко выраженные отклонения результатов диагностики в сравнении с возрастной нормой.

    Приведённые в тексте пособия исследовательские методы отчасти могут рассматриваться как модификация отдельных субтестов известного теста Д.Векслера («Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Повторение цифр»). Исследовательские методы «Классификация картинок», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» разработаны Л.А.Венгером и В.В.Холмовской. они могут быть использованы для изучения внимания, памяти и мышления детей пяти-шести лет. Выполнение этих заданий отражает влияние на развитие ребёнка разнообразного опыта в повседневной жизни, тесты измеряют эффективность обучения в детском саду и дома, влияние культурной окружающей среды.

    Применение. Результаты психологического исследования засвидетельствуют уровень развития познавательной деятельности ребёнка и подскажут воспитателю и родителям, какую индивидуальную работу необходимо с ним проводить.

    Предварительная подготовка к исследованию. Важно точно помнить словесную инструкцию. Это обеспечивает непринуждённую манеру поведения экспериментатора. Желательно разместить на столе материалы так, чтобы в нужный момент быстро их найти. Следует приготовить протокол с номерами тестов, куда записывать ответы ребёнка, а затем их анализировать и оценивать в баллах.

    Взаимопонимание. Необходимо установить с ребёнком хорошие отношения, вызвать у него интерес к тесту, желание следовать инструкции. Дошкольники могут бояться незнакомых людей, иногда возникает негативизм к ним, лёгкая отвлекаемость. Дружеская, весёлая и доброжелательная манера поведения экспериментатора поможет ребёнку успокоиться. Улыбнитесь, ободрите его после каждого теста словами «хорошо» или «так, не совсем правильно, попробуем новое задание». Задания следует преподносить как интересные игры. Кроме этого нужно помнить:

    — нельзя направлять ребёнка или подсказывать ему правильный ответ, кроме случаев, указанных в инструкции;

    — не делайте сразу выводов по очень низким результатам тестирования, так как ребёнок может быть напуганным, уставшим или в игривом расположении. Поэтому через несколько дней следует провести повторное исследование.

    Диагностирует способность детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Даёт возможность получить более объективную информацию об осведомлённости ребёнка, его ориентировке в окружающем.

    Инструкция к проведению:

    — Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: «Если кусочек льда принести в комнату, то… Продолжай». Можно задать вопрос: «То, что случится?» Если ребёнок не понял правила игры, предложить ещё одно предложение: «Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому что…» После проигрывания ребёнку предлагается 10 тестовых фраз.

  • Мальчик весело смеялся, потому что…
  • Если зимой будет очень сильный мороз, то…
  • Если взлететь высоко как птица, то…
  • Девочка стояла и плакала, потому что…
  • Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что…
  • Если наступит день рождения, то…
  • Девочка стояла одна около дома, потому что…
  • Если весь снег растает, то…
  • В комнате погас свет, потому что…
  • Если пойдёт сильный дождь, то…
  • В процессе тестирования не следует торопить ребёнка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!» Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в протоколе, оцениваются в баллах, подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

    Ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина, следствие. Высокий уровень: 8-10 б. Средний уровень: 6-7 б. Дети принимают правило игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлена причина, следствие. Низкий уровень: 0-5 б. На этом уровне дети часто отказываются дать правильный ответ или дают его с неверной причинностью. Например, на 5 вопрос: «Надо вызвать врача».

  • Хочешь ли ты ходить в школу?
  • Почему ты хочешь (не хочешь) ходить в школу?
  • Как надо готовиться к школе?
  • Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду?
  • Хочешь ли ты ещё остаться в детском саду? Дома?
  • Кто бы, ты хотел, чтобы тебя учил в школе: учительница, воспитательница или мама?
  • В какой школе ты бы хотел учиться: где дети много читают, пишут, считают, или где дети много играют, рисуют, поют, танцуют?
  • Оценка результатов: ответы детей, ориентированные на учебную деятельность (предпочтение школьного обучения домашнему, школьных видов деятельности дошкольному) оцениваются в 1 балл. Дошкольная направленность – 0,5 б. Ответы детей типа «не знаю», «не могу сказать» – 0 б. Высокий уровень:6-7 б.; средний – 4-5 б.; низкий – 3-0 б.

    Диагностирует объём кратковременной памяти и внимания. Ребёнок должен повторить за экспериментатором цифры в установленном порядке. Этим заданием определяется непосредственная память на цифры. Д.Векслер считал, что при этом измеряется также уровень развития внимания.

  • один и тот же ряд цифр дважды не повторять;
  • цифры надо произносить чётко с интервалом в 1 сек.;
  • во время эксперимента не должно произноситься никаких лишних слов и звуков; после того, как экспериментатор произносит цифры, он жестом подаёт ребёнку команду повторить их;
  • при неудачном воспроизведении какого-либо ряда цифр первой серии дать аналогичный ряд цифр 2-й серии; в случае его точного повторения переходить к следующему ряду цифр из первой серии
  • Инструкция. Экспериментатор: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу и опущу руку, повтори их. Хорошо? Внимание…»

    I серия I серия

    1а 3 – 8 – 6 1а 5 – 7 – 4

    1б 6 – 1 – 2 1б 2 – 5 – 9

    2а 3 – 4 – 1 – 7 2а 7 – 2 – 9 – 6

    2б 6 – 1 – 5 – 8 2б 8 – 4 – 9 – 3

    3а 8 – 4 – 2 – 3 – 9 3а 4 – 1 – 3 – 5 – 7

    3б 5 – 2 – 1 – 8 – 6 3б 4 – 7 – 8 – 5 – 2

    Оценка. Повторяет три цифры – 2 балла; повторяет четыре цифры – 4 балла; повторяет пять цифр – 5 баллов.

    Диагностирует способности анализа и синтеза. Это одно из самых сложных заданий. Ребёнку предлагаются отдельные картинки, расположенные в случайном порядке, по которым следует сложить целый сюжет-рассказ. Этот субтест применяется у Д.Векслера, но в пособии использованы другие картинки с учётом опыта детей и их возраста. Сам Д.Векслер и многие его последователи связывают выполнение теста с планирующей и организующей функцией ума, с умением быстро понять смысл отдельного элемента, его роль и место в структуре целого.

    1. Начинайте с демонстрации задачи «Мостик». Разложите картинки в порядке абв, по ходу давая объяснения.

    2. Давайте время испытуемому посмотреть на раскладку, затем разложите в беспорядке. «Теперь сложи сам», — говорит экспериментатор.

    3. Если ребёнок не справится, сложите картинки ещё раз последовательно без объяснения.

    4. Экспериментатор: «Теперь у меня есть несколько других картинок. Каждый раз они будут лежать в беспорядке. Я хочу, чтобы ты расположил их правильно, чтобы получился рассказ». Затем показываете наборы картинок «Кукла», «Стирка».

    5. Каждую последующую задачу начинайте со слов: «Теперь сложи эти картинки, чтобы получился осмысленный рассказ».

    6. Если сюжет раскладывается справа налево, то спросите: «А где начинается твой рассказ?»

    7.Если задачи «Мостик» и «Кукла» не решены, то тест прекращается.

    Оценка. 2 балла за решение задачи «Мостик» в порядке абв с первой попытки самостоятельно. 1 балл за решение в порядке абв со второй попытки, с подсказкой. 2 балла за решение задачи «Кукла» и «Стирка» в порядке абв и абвг с первой попытки самостоятельно. 1 балл за решение со второй попытки и при косвенной подсказке. Максимальное количество баллов – 6.

    Диагностирует способности к обобщению. Ребёнку нужно, проанализировав 4 предмета на картинках, отвлечься от несущественных, второстепенных признаков и выделить из них три предмета, которые обладают каким-либо общим признаком, например, все игрушки, вся мебель и т.д. Решение задачи характеризует высокий уровень таких операций мышления, как классификация и обобщение.

    Исходная ситуация. Ребёнку предъявляется карточка с изображением четырёх предметов, три из которых относятся к определённому классу, а четвёртый не относится.

    1. Экспериментатор: «На карточке изображены 4 картинки, одна из которых лишняя. Какая картинка лишняя и почему?»

    2. Если ребёнок не справится, то объясните ему на примере первой карточки принцип решения.

    3. Каждую карточку предъявляйте с вопросом: «Какая картинка здесь лишняя и почему?»

    Примечание. Ребёнок может указывать лишнюю картинку наугад. Его объяснение, почему он так считает, поможет вам понять, на что он опирается в своём решении и оценить ответ.

  • Собака, кошка, коза, ласточка.
  • Карандаш, ранец, тетрадь, лес.
  • Кукла, мяч, юла, девочка.
  • Яблоко, груша, слива, картофель.
  • Чашка, стакан, блюдце, стул.
  • Стол, стул, книжный шкаф, чайник.
  • Оценка. За каждую правильно решённую задачу поставьте 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

    Диагностирует объём произвольного внимания. Тест содержит 14 рисунков предметов, где у каждого предмета недостаёт какой-либо детали. Ребёнок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Все рисунки известны детям, однако они построены так, что для решения требую логических умозаключений, знаний. Точное решение теста зависит главным образом от объёма перцептивного (произвольного) внимания и сосредоточенности на объекте наблюдения, без чего затруднено успешное протекание других познавательных процессов. Методика для определения наблюдательности у детей 6-7 лет на материале 35 картинок описана в книге: Определение готовности к школьному обучению. Учебная деятельность школьников (для школьных психологов и учителей-экспериментаторов). Ч.2 Составители: Л.И.Земцова, Е.Ю.Сушкова. – М., 1988. – С.33-34.)

    1. Экспериментатор: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, в которых не хватает деталей. Я хочу, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую и сказал, чего там недостаёт».

    2. Показывая каждую картинку, задавайте ребёнку вопрос: «Чего же недостаёт на этой картинке?»

    3. Если ребёнок не справляется с задачей, можно помочь, рассматривая первую или вторую картинку.

    4. На третьей не помогайте!

    5. Если ребёнок указывает на какую-нибудь несущественную деталь, спросите: «Да, но какой более важной детали здесь нет?»

    6. Каждая картинка предъявляется в течение 15 сек.

    7. Ответ считается правильным, даже если ребёнок не знает точного названия отсутствующей детали, но употребляет синоним или правильно описывает её.

    Прекращение исследования: 4 неправильных ответа подряд.

    Оценка. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальная оценка -14 баллов.

    Замечание. Большинство детей даёт словесный ответ. Однако иногда ребёнок показывает на недостающую деталь или элемент пальцем. В таком случае ему защитывается ответ, но экспериментатор должен быть уверен, что ребёнок знает, чего недостаёт в рисунке.

    Говоря о картинке с петухом, ребёнок может назвать недостающую часть шипом. Ответ считается правильным. С другой стороны, если ребёнок правильно покажет место, но неправильно даст словесный ответ, то его ответ считается неудовлетворительным.

    1. Гребень – Зубья 8. Ножницы – Винт

    2. Стол – Ножка 9. Пальто – Петли

    3. Лиса – Ухо 10. Рыба – Спинной плавник

    4. Девочка – Рот 11. Винт – Прорезь

    5. Кошка – Усы 12. Муха – Усики

    6. Дверь – Петля 13. Петух – Шпора

    7. Рука – Ноготь 14. Профиль – Бровь

    Экспериментатор называет три слова, которые нужно назвать одним, обобщив их по существенному признаку. Материал даётся в словесном плане, а это для пятилетних детей довольно сложное задание, так как у них только начинает формироваться способность решать подобные задачи вербальным способом. Задание характеризует уровень умения классифицировать и обобщать словесный материал.

    1. Экспериментатор: «Я назову тебе несколько слов, а ты скажи, как их все вместе можно назвать одним или двумя словами».

    2. Каждую новую группу слов начинайте с задания: «Назови эти слова одним словом».

    3. Если ребёнок не справится, можно помочь на первой группе слов: «Рубашка, брюки, платье – всё это одежда».

    Прекращение теста. 3 неправильных ответа подряд. Скажите, что это задание для более старших ребят, для школьников.

    Оценка. За каждое правильное обобщение ставится 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 (столько групп слов будет предложено ребёнку).

    Примечание. В начале года можно давать первую группу слов, в конце года – вторую.

    1. Рубашки, брюки, платья.
    2. Столы, стулья, диваны.
    3. Воробьи, голуби, гуси.
    4. Караси, щуки, окуни.
    5. Супы, каши, кисели.
    6. Одуванчики, розы, ромашки.
    7. Берёзы, липы, ели.
    8. Морковь, капуста, огурцы.
    9. Яблоки, груши, мандарины.
      1. Сапоги, ботинки, валенки.
      2. Малина, земляника, вишня.
      3. Танкисты, пехотинцы, артиллеристы.
      4. Столяры, маляры, плотники.
      5. Дети, женщины, мужчины.
      6. Беларусь, Россия, Украина.
      7. Птицы, звери, рыбы.
      8. Деревья, травы, кустарники.
      9. Мясо, творог, хлеб.
      10. Выявляет уровень развития произвольности. Экспериментатор даёт ребёнку лист в крупную клетку с обозначенными по вертикали с интервалом 7 клеток тремя точками. Ребёнок под диктовку последовательно рисует три узора, начиная от обозначенных точек.

        Инструкция. Ты сейчас будешь рисовать узоры. Начинать нужно от верхней точки. Я буду тебе диктовать, а ты будешь рисовать.

        1. Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, а теперь продолжи узор сам, так, чтобы получился такой же.

        2. Одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, а теперь продолжи сам, так, чтобы получился такой же узор.

        3. Три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, а теперь продолжи сам, так, чтобы получился такой же узор.

        Оценка. Первый узор является тренировочным и не оценивается. За правильно выполненный второй и третий узор ставится по 1 баллу. Высокий уровень – 2 балла, средний уровень – 1 балл, низкий – 0 баллов.

        Диагностирует уровень развития моторики руки.

        Инструкция. Ребёнку предлагается проехать по дорожке, соединив изображение машины и дома. Проводить линию необходимо не отрывая карандаша от бумаги, соблюдая изгибы, не выходя за пределы дорожки.

        Оценка. Результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, темп проведения линии – быстрый и уверенный. Средний уровень: отмечаются 1-2 отрыва карандаша от бумаги, линия дрожащая, неуверенная или с сильным нажимом при медленном темпе проведения. Низкий уровень: частый отрыв карандаша от бумаги, неровная, дрожащая линия, почти невидимая, с многократным наведением по одному и тому же месту, выходы за пределы дорожки.

        Высокий уровень: 8-10 баллов.

        Средний уровень: 6-7 баллов.

        Низкий уровень: 0-5 баллов.

        Высокий уровень: 6-7 баллов.

        Средний уровень: 4-5 баллов.

        Низкий уровень: 0-3 балла.

        Высокий уровень: 19-24 балла.

        Средний уровень: 13-18 баллов.

        Низкий уровень: 1-12 баллов.

        Высокий уровень: 4-6 баллов.

        Средний уровень: 2-3 балла.

        Низкий уровень: 0-1 балл.

        Высокий уровень: 9-14 баллов.

        Средний уровень: 4-8 баллов.

        Низкий уровень: 1-3 балла.

        Высокий уровень: 6-10 баллов.

        Высокий уровень: 2 балла.

        Средний уровень: 1 балл.

        Низкий уровень: 0 баллов.

        Высокий уровень: отсутствуют выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, быстрый и уверенный темп проведения линии.

        Средний уровень: отмечаются 1-2 отрыва карандаша от бумаги, линия дрожащая, неуверенная или с сильным нажимом при медленном темпе проведения.

        Низкий уровень: Частый отрыв карандаша от бумаги, неровная, дрожащая линия, слабая, почти невидимая, с многократным наведением по одному и тому же месту, выходы за пределы дорожки.

        Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________________

        Источники:

        http://zdorove-rebenka.ru/diagnostika-detej/diagnostika-poznavatelnoj-sfery-detej.html

        http://kakvyrastitrebenka.ru/razvitie-doshkolnikov/kriterii-ocenivanija-urovnja-poznavatelnogo.html

        https://sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/testy-dla-detej-ot-0-do-1-goda/kompleksnaa-diagnostika-poznavatelnogo-urovna

        http://studbooks.net/1340498/psihologiya/diagnostika_poznavatelnyh_protsessov_urovnya_razvitiya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta

        http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/33-diagnostika-intellektualnogo-umstvennogo-razvitiya-detej/1242-diagnostika-urovnya-razvitiya-poznavatelnyx-sposobnostej-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta