Досуг родителей с детьми дошкольного возраста

Мероприятие с участием родителей, досуг «Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским народным фольклором (русская народная сказка)»

Опубликовано: 12:02:23 04-05-2015

Мероприятие с участием родителей, досуг

«Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским народным фольклором (русская народная сказка)»

Способствовать активному вовлечению родителей в содержательное общение с детьми нацеленное на нравственное развитие детей на материалах народного фольклора.

1. Мотивировать родителей к содержательному общению с детьми.

2. Продемонстрировать основные приемы выстраивания рассуждений с детьми на основе фольклорных материалов.

3. Включить родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

1. Беседа с родителями.

2. Открытое мероприятие с участием родителей «Сказка в каждый дом».

3. Совместное чаепитие.

1. Укрепление отношений между родителями и детьми.

2. Проявление у родителей и детей активности, инициативы в совместной деятельности.

3. Накопление опыта спонтанного участия родителей в роли игровых партнеров своих детей.

4. Умение переживать и выражать определенные эмоциональные состояния.

5. Обогащение словарного запаса детей и родителей.

Беседа с родителями

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время присоединиться к нашему мероприятию. Для начала я хотела бы немного рассказать о значении русского фольклора для формирования культуры и нравственности у детей.

Фольклор – это источник знаний о действительности, о человеке, а также средство формирования важнейших понятий о добре и зле, познания родного языка, родной речи. Фольклор формирует национальное самосознание, учит ребенка видеть мир через призму народной мудрости.

Семья является главным институтом формирования нравственной культуры ребенка, но родителям зачастую не хватает эффективных средств для осуществления данной функции. Для детей дошкольного возраста, которые положительно и с энтузиазмом относятся в сказке, она может стать именно таким инструментом.

Сказка, транслируя вековые ценности, пропагандирует и способствует развитию социальных навыков: дружелюбия, терпения, стремления помочь и порадовать близкого человека, общительности, внимательности, потребности делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердию.

Если у ребенка есть любимые сказки, то достаточно легко в той или иной ситуации приводя ему в пример какого-то героя или ситуацию, влиять на его поведение и принятие решений.

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки.

Желательно использовать иллюстрированные издания книг, фотографий, произведений прикладного искусства, открыток для формирования более детальных образов героев.

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения, формирующиеся и демонстрируемые в процессе игры. Именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития ребенка и являются базой для формирования умения общаться в коллективе сверстников. Игра является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений. В связи с этим полезно не только знакомить детей с фольклором, но и переносить его элементы в игру, чтобы дети могли вжиться в роль или как-то по-другому обыграть героев или ситуации.

Не меньшее значение имеют и беседы, проводимые с детьми по материалам сказок и былин, когда ребенок проводит аналитическую и оценочную деятельность по отношению к ситуациям и поступкам героев.

Вопрос 1: Как вы думаете, какие русские народные сказки являются наиболее полезными с точки зрения воспитания нравственности?

Вопрос 2: По какому принципу дети делят героев на положительных и отрицательных?

Воспитатель: У детей младшего дошкольного возраста в силу отсутствия жизненного опыта и несформированного логического мышления, способности к квалификации не очень активно идет процесс проведения ассоциативных связей, облегчающих принятие нравственных решений. Поэтому очень важно при работе со сказками, помогать им выделять ключевые признаки положительных и отрицательных героев, проводить взаимосвязи между реальными ситуациями и сказочными, обращать внимание, каким образом из них выходят сказочные персонажи и т.д.

Организуя занятия дома можно придерживаться определенной структуры, используя сказки для детей:

Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.

Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.

Третий этап. Лепка, рисование, аппликация по мотивам сказок.

Четвертый этап. Придумывание своих сказок, создание к ним иллюстраций.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

А сейчас, я приглашаю Вас на нашу открытую игру-сказку, элементы которой, мы надеемся, вы будете использовать при воспитании и совместном содержательном общении с ребенком дома! Добро пожаловать!

Открытое мероприятие с участием родителей «Сказка в каждый дом»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришли ваши родители! Чтобы вспомнить с вами старые добрые сказки и многому у них поучиться.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

Для начала мы проведем с вами разминку. Вы любите сказки и мультфильмы?

Воспитатель: А хорошо их знаете?

Воспитатель: А всех персонажей помните?

Воспитатель: Вот сейчас и проверим. Давайте поделимся на две команды.

(Помощник воспитателя делит детей на две команды.)

Кто первый поднимет руку, тот и отвечает. И приносит своей команде один балл.

(Воспитатель зачитывает загадки, а команды пытаются угадать героев.)

  1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше.

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена …(Крокодил.)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

5. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор

6. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин и приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник и на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок …

Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А теперь давайте попробуем угадать по волшебному предмету персонажа сказки.

Игра «Угадай сказку по подсказкам».

1. Назвать сказку о самопожертвовании, взаимопомощи, бескорыстии и великой силе медицины.

— «Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу».

— «Десять ночей подряд, Он лечит несчастных зверят».

— «Слава добрым докторам!» («Айболит»).

2. Назвать сказку, в которой во время именин чуть было не произошло убийство, но все закончилось свадьбой.

— «Дорогие гости, помогите!»

— «И никто даже с места не сдвинется: Пропадай-погибай именинница!»

— «Слава, слава Комару-победителю!» («Муха-Цокотуха».)

3. Назвать сказку о непослушных детях, о том, как они были наказаны и о победе добра над злом.

— «Но папочка и мамочка уснули вечерком. «

— «Мы от мамы убегать никогда не будем».

— «Ой, я буду добрей, Полюблю я детей!» («Бармалей».)

4. Назвать сказку о перевоспитании грязнули.

— «Ты один не умывался и грязнулею остался».

— «Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил».

— «Мылом, мылом, мылом, мылом, умывался без конца». («Мойдодыр».)

5. Назвать сказку, в которой совершается кража.

— «Наступила темнота, Не ходи за ворота».

— «Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите».

— «Здравствуй, солнце золотое!» («Краденое солнце».)

Воспитатель подводит итоги игры: А теперь давайте попробуем с вами раскрыть маленький секрет каждой сказки. Попробуем найти в ней золотое зернышко, ради которого сказка была написана. Ведь у каждой сказки есть своя цель – научить нас чему-то важному!

(Воспитатель делит родителей на несколько групп и выдает им отдельное задание: сформулировать в каждой сказке ее воспитательные цели – «Чему учит сказка?»)

— знакомство с понятием «дружба».

— научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.

— познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.

— воспитывать дружелюбие, гостеприимство.

— учить чувствам — любовь, ответственность, послушание.

— привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.

— воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.

— развитие приветливости и послушности.

Сказка 3 — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель восстанавливает вместе с детьми сюжет сказки на основе картинок и задает детям вопросы:

Воспитатель задает вопрос родителям и помогает обобщить ответы: чему же нас должна была научить эта сказка?

Предполагаемые ответы родителей:

— сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.

— Научить делать выводы на основании поступков героев.

— Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.

— Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми.

Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись! Пора провести сказочную спорт-разминку.

Вот ее мы посадили

И водой ее полили

Выросла репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

И из репы кашу сварим

И будем мы от репки здоровые и крепкие

Воспитатель: Хорошо вы ребята потрудились, да и родители немало! Сказка будет вами довольна! А теперь пора подкрепиться, нас ждет сказочный торт и много загадок.

(Воспитатель с помощником усаживают всех за общий стол).

Поддерживая беседу с родителями и детьми о любимых сказках и героях, воспитатель запускает игру. Один из родителей говорит какую-то фразу из сказки, по которой дети должны отгадать ее название.

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь»

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок»

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?»

«Спасите, нас съел серый волк»

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая»

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная»

Рефлексия родителей о проведенном мероприятии.

(Помощник воспитателя выставляет корзинку и отдельно кладет вырезанные из бумаги сердечки красного и синего цвета).

Воспитатель: Уважаемые, мамы и папы! Перед вами корзинка и сердечки из бумаги двух цветов, синего и красного. Если вам понравилось наше мероприятие, возьмите красное сердечко и положите в корзину, если не понравилось, пожалуйста, возьмите синее сердечко и также опустите в корзину. А мы с вами не прощаемся, а говорим до новых встреч! До свидания!

1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-144с.

2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-224с.

Сценарий совместного досуга для родителей и детей среднего дошкольного возраста к Дню Матери «Вечер в детском кафе».

Сценарий совместного досуга для родителей и детей среднего дошкольного возраста к Дню Матери «Вечер в детском кафе».

Цель: создание условий для вовлечения родителей непосредственно в образовательный процесс детского сада.

§ укрепить дружеские отношения родителей и детей группы;

§ помочь родителям ощутить радость от совместной деятельности с детьми, помочь установить эмоционально-тактильный контакт родителей с детьми;

§ воспитывать чувство любви и уважения к маме.

§ создать условия для развития творческих способностей детей и взрослых;

§ развивать партнерские, дружеские отношения между родителями и детьми группы.

§ формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

Оборудование: музыкальный центр, зал, оформленный в стиле «Кафе» — столики, меню и т. д., детские музыкальные инструменты.

Мамы сидят в зале за столиками «Кафе».

Под музыку входят дети с воспитателем.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие наши мамочки. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном кафе. Ведь именно в ноябре мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мамочек, кто пришел на наш вечер, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же, самым красивым, нашим мамам.

Мама-это небо! (руки вверх)

Мама-это свет! (руками вверху показываем фонарики)

Мама-это счастье (руки к груди)

Мамы — лучше нет (машем головой нет — нет)

Мама — это сказка! (большой палец Во)

Мама — это смех! (смеемся, улыбаемся)

Мама — это ласка! (гладим себя по голове)

Мамы — любят всех! (шлем воздушный поцелуй руками мамам)

Пусть этот праздник будет светлым! Пусть уходят печали и сбываются мечты, пусть люди всего мира дарят вам добро и улыбки! И нет ничего дороже на свете чем признания в любви к вам ваших детей.

1. Наши мамы – наша радость.

Слова нет для нас родней.

Так примите благодарность

2. Нынче праздник, нынче праздник

Праздник бабушек и мам

Этот самый добрый праздник

Осенью приходит к нам

3. Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше чем себя?

Это мамочка моя!

И всегда всё понимает.

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня мама!

5. Никогда не унывает,

Что мне надо, точно знает.

Если вдруг случится драма,

Кто меня поддержит? (все вместе) – Мама!

Дорогие наши мамы дети приготовили для вас подарки сделанные своими руками. ребята, поздравьте своих мам.

(дети садятся рядом с мамами)

На ваших столах есть необычное меню, в котором прописаны не блюда, а список номеров, которые мы приготовили вместе с детьми.

Посмотрите внимательно в это необычное меню, подумайте, чтобы вы хотели заказать. И я предлагаю из предоставленного меню сделать заказ по одному блюду на каждый стол. Для этого вам необходимо посовещаться и решить, что ваш столик будет заказывать. А узнать, какой по очереди будет заказ вашего столика поможет жеребьёвка. (мамы тянут жребий – капсулы от киндер-сюрприза, где стоят цифры от1 до 4).

Итак, уважаемые мамочки, право заказать первое блюдо предоставляется столику №.

Право заказать второе блюдо предоставляется столику №.

Исполняется заказанный номер.

Ведущий: А теперь пришла пора поиграть нам детвора!

Игра » Узнай чей голосок» Мамы встают в конце зала спиной к детям, воспитатель подходит к ребёнку, предлагает позвать: «Мама я сейчас в лесу, я зову тебя ау». Мама должна отгадать своего ребёнка.

Следующее блюдо нашего необычайного ужина заказывает столик № ___

Пришло время десерта, и его закажет столик № ___

Уважаемые гости, я предлагаю вам ещё одно блюдо, подарок от шеф-повара, которого нет в нашем меню. Ребята, я приглашаю вас ко мне.

Песня «Крепко-крепко маму поцелую»

8. Мы наш праздник завершаем,

Милым мамам пожелаем,

Чтобы мамы не старели,

9. Мы желаем нашим мамам,

Никогда не унывать,

С каждым годом быть всё краше

И поменьше нас ругать.

10. Пусть невзгоды и печали,

Обойдут вас стороной,

Чтобы каждый день недели,

Был для вас как, выходной.

11. Мы хотим, чтоб без причины,

Вам дарили бы цветы.

Улыбались все мужчины,

От вашей чудной красоты.

Самый ценный приз в своей жизни вы уже получили — это ваши дети. Спасибо вам, наши дорогие мамы, за то, что вы есть, за то, что вы пришли в наше кафе. Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, как это было сегодня!

Дорогие женщины! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки — от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, любовь, счастье! С праздником, дорогие наши мамочки! Музыкальная заставка.

Боди-тренинг. Сценарий совместного досуга детей и родителей «Я + мама» Сегодня в честь праздника «День Матери» я совместно с воспитателями средней группы «Пчёлки» провела боди-тренинг для мам и их детей. Цель:создание.

Фотоотчет совместного досуга детей и родителей «Осеннее кафе» В нашей группе состоялось открытие «Осеннего кафе».Приглашаю вас заглянуть к нам в гости. Скучно не будет! Окунитесь в непринужденную атмосферу.

Конспект досуга-праздника ко Дню матери для детей среднего дошкольного возраста «Мы рядом с мамочкой» Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье, сплочению коллектива.

Сценарий досуга для детей среднего дошкольного возраста и родителей «Красный, желтый, зеленый» Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Сценарий досуга «Осеннее кафе» для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения.

Сценарий праздника ко Дню матери «Моя мама лучшая на свете» для детей среднего дошкольного возраста Сценарий ко дню матери «Моя мама лучшая на свете» для детей среднего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Марасанова Татьяна Борисовна.

Сценарий совместного досуга «День матери» в старшей группе Сценарий совместного досуга «День матери» в старшей группe Цель: Создание у детей радостного, праздничного настроения, эмоционального подъема.

Сценарий совместного досуга детей и родителей в младшей разновозрастной группе «Мама — лучший друг» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей, создание условий для гармонизации детско-родительских отношений. Воспитатель.

Сценарий совместного досуга ко Дню матери «Мама, мамочка, мамуля!» Совместный досуг посвященный Дню матери «Мама, мамочка, мамуля!» Цель: создать праздничное настроение, способствовать становлению положительных.

Сценарий совместного развлечения родителей с детьми в форме кафе «Рядом с мамой не скучаю» для подготовительной группы Описание: предлагаю разработку сценария совместного семейного праздника для детей подготовительной к школе группы и их родителей на «День.

Игровой досуг для детей младшего дошкольного возраста «Мамин праздник»

МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида»

Выборова М.В., воспитатель

Конспект игрового досуга

II младшая группа

Цель: Обобщение представлений детей о мамином празднике.

1. Развивать слуховое внимание, умение соотносить речь с движением.

2. Закреплять умение последовательно выкладывать геометрические формы, чередуя по цвету.

3. Закреплять умение упорядочивать предметы по величине.

4. Развивать мелкую моторику рук, умение соотносить слова с движениями.

5, Закреплять умение группировать предметы по их назначению.

6. Закреплять умение последовательно проводить линию от маленького предмета к большому.

7. Воспитывать любовь к маме, желание сделать для неё приятное.

Картинки к игре «Бусы для мамы», разноцветные крышки, сборные игрушки, картинки с заданием, карандаши на каждого ребёнка, игрушечная чайная и столовая посуда, муляжи пирожков и овощей

Занятие по развитию речи «Мамин день», чтение художественной литературы

Девчонки и мальчишки!

Я Аринка, весёлая и забавная. Я очень люблю играть и появляюсь там, где много дружных ребят.

Мы дружные ребята,

Нам вместе хорошо,

Посмотрите, как красиво сегодня в нашем зале. Это потому что скоро праздник «Мамин день». В этот день поздравляют мамочек, бабушек, сестричек.

Мы рады празднику всегда,

Сейчас играть мы будем? (да)

Ребятки, а вы любите свою мамочку?

А в игре мы и узнаем, какие они, наши мамы. Если вы согласны со мной хлопайте в ладоши, а если не согласны – топайте ногами.

Словесно-дидактическое упражнение «Будь внимательным»

Наши мамы весёлые, добрые, пушистые, ласковые, нежные, милые, холодные, красивые.

Какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

Да, наши мамы самые красивые.

Я знаю, что мамочки в праздник очень любят наряжаться. Вот посмотрите на этот портрет. Какие красивые бусы у мамы. (показываю образец) Чтобы бусы получились нарядные, надо чередовать бусинки красная, зелёная, красная. А сейчас вы к своему портрету подойдите, бусы нарядные маме соберите.

Дидактическая игра «Мама наряжается, на праздник собирается»

(Дети подходят к скамейке. На скамейке разложены портреты мамы и коробочки с разноцветными крышками. Дети выкладывают бусы, чередуя по цвету)

Бусы маме мы собрали,

Будет мамочка у нас

Ребятки, мамы в праздник самые красивые, самые нарядные. А вот нам с вами надо подготовиться к празднику, порадовать наших мам. Ребята, а вы любите трудиться? А мамам своим дома помогаете? А игрушки сами убираете?

Мы знаем, у мамы немало хлопот,

Мы знаем, что часто она устаёт.

А чтобы в доме был уют

Уберём игрушки тут.

(Дети проходят к «комнате» и видят разбросанные игрушки: пирамидки, матрёшки.)

Арсений, собери пирамидку. Максимка матрёшку.

Дидактическая игра «Наведи порядок»

(Под музыку дети собирают игрушки, ставят на стол)

Таня, что ты собираешь? А ты, Артём? Ребята, а что мы все вместе собрали? (игрушки)

Организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста

Функции, задачи, виды оздоровительного семейного досуга. Особенности организации семейных туристических походов и прогулок. Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления здоровья детей, разработка рекомендаций для родителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Восточный государственный университет»

Кандидат пед. наук, доцент

Гарипова Инга Олеговна

Студент группы ДП-61

Либега Валерия Сергеевна

семейный оздоровительный досуг ребенок

Глава 1. Теоретические подходы к определению значения оздоровительного семейного досуга в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Общая характеристика семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи

1.3 Функции, задачи, виды оздоровительного семейного досуга

Глава 2. Содержание оздоровительного семейного досуга.

2.2 Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления здоровья детей

2.3 Организация семейных праздников с элементами физкультуры и спорта

Глава 3. Опытно — экспериментальные исследования

3.1 Констатирующий эксперимент

3.2 Формирующий эксперимент

3.3 Контрольный эксперимент

Актуальность. Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи сохранения здоровья населения, является досуг. Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов охраны здоровья и пробуждение личностной инициативы индивида в самосохранении на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. При содержательном досуге (развлечения, общение, игра, активный отдых, спорт и т. п.) человек восстанавливает физические силы и психическую энергию, которые ежедневно поглощаются трудом и другими неотложными занятиями. Более возвышенная деятельность в сфере свободного времени непосредственно связана с совершенствованием личности, раскрытием и развитием способностей и дарований, которыми обладает каждый человек. К ней относят такие виды занятий, как учёба, самообразование, общественная деятельность, техническое и художественное творчество, чтение и т. п. Следовательно, если каждый человек будет разумно использовать своё свободное время, то оно превратится в подлинное богатство, поможет ему стать высокообразованной, высококультурной и физически совершенной личностью.

Досуг в семье — это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

При этом хотелось бы отметить, что значительное количество молодых людей понятия не имеют как правильно с пользой для себя и интересом провести свободное время, а ведь это так важно для формирования физически и психически здоровой, высоконравственной, интеллектуально развитой личности, готовой к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

Характер организации семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Сегодня важно у современных родителей формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребёнка. В силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье ещё не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.

Таким образом, досуговая деятельность с ребёнком в семье является неотъемлемой частью семейного воспитания, т.к. во время совместных игр, развлечений взрослые наиболее контактируют с ребёнком, а это положительно сказывается на эмоциях ребёнка, что в свою очередь отражается и на здоровье.

Объектом исследования является физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье.

Предмет исследования — организация семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в анализе способов организации досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье.

Задачи дипломного исследования:

— изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

— определить основные формы организации досуговой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье;

— выявить умения родителей по организации досуговой деятельности с детьми в семье;

— разработать рекомендации для родителей для проведения семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Предполагаем, что семейный досуг может носить оздоровительный характер при соблюдении следующих условий:

— систематическом использовании в практике семейного воспитания средств оздоровления детей;

— применении различных форм организации оздоровительного семейного досуга таких как прогулки, походы, посещение спортивных зрелищ, чтение специальной художественной литературы;

— учете возрастных индивидуальных особенностей психофизического развития детей, их запросов и интересов в области физкультуры и спорта.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что полученные данные могут помочь ДОУ и семье в организации оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста.

Структура данной работы заключается в ведении, трех главах (двух теоретических и одной практической), заключении, списке литературы и приложениях.

В ведении мы описали суть данной исследовательской работы, краткое содержание которой заключается в актуализации. Выделены объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и практическую значимость дипломного исследования.

В первой главе мы попытались дать общую характеристику семейного досуга как сферы жизнедеятельности семьи, его оздоровительного, влияющего на сплочение всей семьи значения. Дали характеристику функциям, задачам, видам оздоровительного семейного досуга.

Вторая глава посвящена содержанию оздоровительного семейного досуга. Рассматриваются такие аспекты как семейные туристические походы и прогулки, использования различных игр в условиях семьи, особенности проведения семейных праздников с элементами физкультуры и спорта.

Третья глава — проведение эксперимента, с целью изучения особенностей организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе проведения экспериментальной работы проанализировали педагогическую документацию ДОУ, провели анкетирование родителей и детей, провели анализ полученных данных, сформулировали выводы.

В заключении мы подвели итоги проведенной нами работы, сделали выводы, касающиеся организации семейных оздоровительных досугов.

Список литературы состоит из 51 источника.

Глава 1. Теоретические подходы к определению значения оздоровительного семейного досуга в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Испокон веков подавляющая часть человечества, уделом которой был тяжёлый, изнуряющий труд, жила мечтами об отдыхе, отождествляя его с праздностью. В наши дни о свободном, то есть свободном от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и телевидению, проводят социологические опросы. И чем больше говорят и пишут, тем жарче становятся споры о том, что такое свободное время и что значит разумно его использовать. Причина подобного интереса состоит в том, что у нас заметно возрос объём свободного времени и мы в известной мере оказались застигнутыми врасплох, так как не были достаточно подготовлены к наиболее разумному его использованию.

С позиции современных исследователей (А.Б.Антонова, Т.С.Комарова, А.В.Даринского, М.Б.Зацепина, М.В.Созинова и др.) досуг — сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей.

Досуг — синоним словосочетания «свободное время». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать обобщенное определение. Итак, досуг- это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу и домой, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать досуг — показатель низкой культуры человека. С другой стороны, интересный досуг- средство всестороннего развития личности человека .К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность». Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.

Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Совершенствовать процесс семейного воспитания помогает обогащение содержания семейных традиций, которое так же способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между её членами, особенно между родителями и детьми.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т.д.) Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.

Семья выполняет определенные функции:

— Воспитательная — социализация молодого поколения;

— Хозяйственно — бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

— Экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

— Социального контроля — ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

— Духовное общение — духовное обогащение каждого члена семьи;

— Социально-статусная — семья занимает определенное социальное положение в обществе;

— Эмоциональная осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

— Досуговая — организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. В организации семейного досуга, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Одной из сфер жизнедеятельности, где наиболее плодотворно могут решаться задачи сохранения здоровья населения, является досуг.

Досуг — важнейшая составляющая семейной жизни для создания хороших внутрисемейных отношений. В семье необходим глубокий эмоциональный и духовный контакт с каждым членом семьи. Для создания дружеского, доверительного общения между всеми членами семьи важно создать атмосферу, в которой наиболее полно могли бы удовлетворяться разнообразные духовные запросы и потребности взрослых и детей. Здоровая и интересная организация свободного времени взрослых и детей укрепит и сплотит семью. Досуговые формы работы в семье научат ребенка интересоваться всем происходящим вокруг, самостоятельно мыслить, творить.

Досуг — немаловажное психотерапевтическое средство при разрешении семейных проблем. Выбранные интересные формы проведения свободного времени помогают снять напряжение, исправить плохое настроение, ликвидировать конфликт в семье. Досуговые формы способствуют родителям в передаче сыновьям и дочерям накопленных знаний, нравственных и культурных ценностей, важнейших норм и образцов поведения, традиций семьи.

Именно здесь может быть обеспечена активизация социальных механизмов охраны здоровья и пробуждение личностной инициативы индивида в самосохранении на основе выбора благоприятствующего образа жизни и разнообразных форм досуга. В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация её свободного времени, которая включает в себя семейный досуг.

Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. В основном он связан с проведением семейных торжеств, запланированных и неожиданных событий (победа в соревнованиях, выпуск из детского сада и т.д.). Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни.

Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье.

Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребёнку нормального развития и испытывают трудности. [43, 224с.].

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семенного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту к друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

В последние годы наравне с термином «рациональное использование свободного времени» всё чаще употребляется понятие «культура свободного времени». Каждый человек должен обладать хотя бы элементарной культурой свободного времени. Это значит, что свободное время необходимо заполнять разнообразными занятиями, которые приносят максимальную пользу как конкретному человеку, так и обществу.

На современном этапе проблемы семьи приобретают особую значимость. Статистика разводов, стрессовых состояний взрослого населения, вызванных конфликтными ситуациями в семье, рост детской преступности, наркомании, бродяжничества свидетельствуют о кризисном положении современной российской семьи, о наличии в ней дисфункциональных нарушений, снижающих уровень ее адаптивности, то есть способности противостоять нежелательным воздействиям окружающей среды.

Одним из действенных средств укрепления взаимоотношений в семье следует рассматривать совместную физкультурную деятельность. Занятия физическими упражнениями, как известно, снимают умственную и физическую усталость человека, восстанавливают его психологическое равновесие (Я.Л. Коломинский, 1976; И.В. Муравов, 1985; В.И. Зациорский, 1987; В.К. Бальсевич, 1988; Э. Ладингтон, 1999 и др.), что является необходимым условием для оптимизации процесса внутрисемейного общения. Помимо этого, семейные физкультурные занятия — это один из видов совместной деятельности, основным элементом которой является взаимное познание и влияние друг на друга (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 2002). Познать же другого члена семьи и через это познание исправить искаженное представление о нем — важнейший шаг к достижению взаимопонимания, которое всегда рассматривалось в качестве основы семейного счастья и благополучия (А.С. Макаренко; Н.Н. Обозов, 1979; К. Витек, 1988; И.И. Гуртовая, 1996; В.М. Дружинин, 1996; B.C. Торохтий, 1998 и др.).

Несмотря на большое количество исследований в области физической культуры и спорта, проблемы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с семьями требуют своего дальнейшего рассмотрения. В частности, практически неосвещенными остаются вопросы методики укрепления семейных взаимоотношений средствами физической культуры.

Между тем кризисное положение современной российской семьи и характерное для настоящего времени пассивное отношение большинства населения к физкультурным занятиям (Е.П. Кокорина, 2000; Л. Голубева, 2001) диктуют необходимость поиска новых способов внедрения физической культуры в повседневную жизнь семьи, нахождения таких форм и методов педагогического воздействия, которые смогли бы обеспечить полное использование гуманистического потенциала физической культуры, способного оказать существенную помощь в решении одной из центральных проблем современного общества — проблемы укрепления семейных взаимоотношений.

Результаты исследований и жизненная практика показывают, что значительное количество людей, особенно молодых, не знает, как с наибольшей пользой и интересом для себя и окружающих проводить своё свободное время. Оно не планируется, а намечаются лишь отдельные мероприятия, проведение отпуска. В целом в структуре его преобладают досуговые занятия развлекательного, восстановительного характера. Содержательно проводить свободное время, развивать способности личности помогает досуговая квалификация. Это значит, что каждый должен хорошо овладеть навыками различных занятий, выполняемых только в свободное время (например, фото делом, игрой на музыкальном инструменте, коллекционированием, занятием каким-либо видом физкультуры и спорта и т. п.). В рационально организованном свободном времени не может быть места пустому времяпровождению, то есть тем видам занятий, которые не развивают личность, а лишь препятствую её развитию (азартные игры, домино, ничегонеделание и т. п.)

1.2 Основные положения организации свободного времени

Организуя своё свободное время, следует руководствоваться тремя основными положениями.

Во-первых, должна быть направленность в освоении свободного времени. Каждый человек в определённые периоды своей жизни на первый план выдвигает те или иные устремления и желания, которые являются жизненными целями. Они должны служить основой для наиболее разумного использования свободного времени. Во-вторых, нужно стремиться к наибольшей эффективности свободного времени (коэффициент полезного действия, который получает человек от различных занятий). Сами затраты времени на ту или иную деятельность ещё не свидетельствуют, что время расходуется наиболее рационально. Любая досуговая, как и более возвышенная, деятельность должна выполняться с максимальной отдачей. В-третьих, должно присутствовать отношение человека к свободному времени как своему богатству. Не следует постоянно предпочитать книге её экранизацию или ограничивать своё «участие» в спорте посещением спортивных зрелищ. Некоторые полагают, что развлечения — это лишь когда развлекают. Преобладание такого стиля организации свободного времени в повседневной жизни угрожает росту культуры, формирует утилитарное, потребительское отношение к жизни, обедняет интеллект.

В организации свободного времени семьи есть своя специфика. Однако общие принципы здесь устойчиво сохраняются. Организуя семейный досуг, нужно прежде всего учитывать интересы всех членов семьи. Хорошо, если интересы и потребности супругов совпадают, а если нет? В таком случае нужно всё равно проводить свободное время вместе. Это будет расширять кругозор каждого и, если к этому стремиться, то со временем вырабатываются общие совместные привязанности, которые вовсе не исключают своих любимых зынятий. Лучше всего заранее продумать организацию свободного времени в будний или выходной день. Планирование здесь — хорошее подспорье. Но при этом следует учитывать, что в первые годы совместной жизни традиции семьи ещё только формируются, в дальнейшем они способны укрепить семейный очаг. Поэтому нужно пересмотреть свои прошлые привычки, стараться формировать новые, которые будут нести здоровье, бодрость обоим супругам. Очень важно, чтобы любая досуговая деятельность была пронизана общением. Общение делает совместный отдых ярким и надолго запоминающимся. Организуя семейный досуг, не забывайте о чувстве меры. Не следует на один выходной планировать слишком много занятий и мероприятий. Это приведёт к суетности, которая способна утомить больше, чем физический труд. Многие считают, что семейный досуг — это когда семья отдыхает дома (в квартире, на даче). Однако чрезмерное «одомашнивание» досуга лишь вредит членам семьи. Отдыхать можно на природе и спортивной площадке, в кинозале и в музее, в гостях у друзей и на концерте, на празднике улицы и в кафе. Но где бы вы ни отдыхали, нужно быть предельно внимательными друг к другу и заботливыми ко всему окружающему.

Организовывая своё свободное время, нельзя забывать о детях. С детьми целесообразно не только вместе отдыхать и развлекаться, но и привлекать их к таким видам использования свободного времени, как оказание помощи родителям в домашних делах, работа на приусадебном участке, совместное участие в субботниках и воскресниках и т. п. Используя часы досуга для игр, чтения, труда, занятий спортом, технического и художественного творчества, ребёнок развивается нравственно, умственно и физически. Активный, разумный досуг — важное средство сохранения и повышения работоспособности. Праздность способствует приобретению детьми дурных, привычек. К. Д. Ушинский писал, что у человека, не знающего, чем занять часы досуга, портятся и голова; и сердце, и нравственность.

В той семье, где о досуге ребёнка не думают, считают, что достаточно отправить детей на улицу, чтобы они там играли, дети могут стать плохими членами общества. Особенно важны в часы досуга серьёзные и сердечные беседы, в результате которых устанавливается дружеская связь между родителями и ребёнком, развивается общение. Дети любят проводить досуг в компании своих друзей. Некоторые родители, желая избежать шумаг не разрешают им играть дома, запрещают приводить в дом своих товарищей. Подобное поведение родителей безрассудно, так как ребёнку предоставляется опасная свобода времяпровождения. Вместе с тем нужно прививать ребёнку умение интересно и разумно проводить время одному. Это способствует развитию его индивидуальности. В часы досуга ребенок должен играть, читать, заниматься спортом, искусством, техникой.

В семье, где дети еще совсем маленькие и процесс формирования традиций семейного отдыха только начинается, хорошо, если молодые родители уже «с пеленок» вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них. Так, развиваются интересы и у детей. например, малыш, которого уже с года папа и мама берут с собой в рюкзаке в многодневный поход, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего берут с собой на занятия в спортивный или тренажерный зал, то, вырастая, он не останется равнодушным к спорту. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, обычно растет ребенок, чуткий к музыке, поэзии.

Ребенок любит проводить время дома в кругу друзей. Родители помогают им интересно использовать время для отдыха и развития. Дети все талантливы, и их способности можно и нужно развивать. Существует значительное количество центров досуга, домов творчества, клубов, студий. Техническое творчество доступно всем. Рукоделие привлекает даже мальчиков. Школы искусств, музыкальные школы, театральные студии, школы бальных танцев, спортивные секции, кружки иностранных языков и многое другое ждет ребят. На правительственном уровне подняты вопросы о спорте, который должен быть досуговым на всех этапах жизни детей и взрослых. [48]

Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах — семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, хотя это совсем не правильно.

Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм. Одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.

Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующее:

— дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания).

— домашние задания (позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми:

— встречи с родителями, конференции.

— совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.

Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребёнку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребёнка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Любой праздник — всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более, если в нём участвуют самые близкие люди — папа и мама.

Сочетание руководства взрослых с инициативой и самостоятельностью детей — условие разумного, полноценного досуга. Мелочная регламентация свободного времени детей может вызвать у них замкнутость и скрытность. Взрослые должны постепенно прививать детям навык к рациональной организации своего отдыха. Сформированная с детства привычка разумно использовать время поможет на разных этапах жизни интересно и содержательно проводить свой досуг.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А как показывают научные исследования: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше, что связано с неумением родителей правильно организовать свободную деятельность своего ребёнка, оказывающую непосредственное влияние на развитие движений у детей.

Таким образом, семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень. Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего в добрых традициях, постепенно формируется «образ семьи», который он проносит через свою жизнь, и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

1.3 Функции, задача и виды оздоровительного семейного досуга

В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие:

1. воспитание интереса к физической культуре и спорту. При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает проявлять интерес не только в процессу занятия физическими упражнениями, но и к своим достижениям. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослым, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой.

2. Формирование системы знаний о видах спорта, спортивных событиях в России и мире. Систематичное совместное с родителями посещение спортивных зрелищ, просмотр телетрансляций спортивных состязаний, знакомство с литературой о развитии олимпийского движения способствуют созданию у ребенка системы представлений о становлении и структуре физической культуры.

3. Воспитание интереса к народным традициям. Празднование Нового года, Рождества, Масленицы в каждой семье имеет свое специфическое содержание. При использовании элементов фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен при организации праздника появляется возможность знакомства ребенка с историей и культурой своего народа.

4. Приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья. Системное включение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физических упражнений в повседневную жизнь семьи формирует у ребенка потребность в их использовании, закрепляет полезные привычки.

5. Формирование интереса и воспитание уважения к семейным традициям вообще и к семейным традициям физического воспитания в частности. В каждой семье существует свой набор традиционных видов деятельности, реализуемых в различных областях жизни: досуговой, производственной, профессиональной, оздоровительной. При стихийном воздействии традиций на ребенка возможно прерывание преемственности опыта поколений, тогда как при стремлении к осознанному восприятию их значимости, вероятность их продолжения в будущей самостоятельной семейной жизни ребенка значительно возрастает.

6. Содействие сохранению и укреплению здоровья. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости.

Нами были определены следующие задачи совместных физкультурных занятий родителей и детей:

— содействие вербальному и невербальному общению родителя с ребенком;

— содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;

— обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;

— развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

— формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;

— повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.

К видам оздоровительного семейного досуга относятся:

— туризм, пешие прогулки;

— чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и спорте и последующая беседа о прочитанном;

— посещение спортивных зрелищ;

— семейные праздники с элементами физкультуры и спорта.

Туризм и пешие прогулки являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Они способствуют развитию настойчивости, выносливости, профилактики сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Кроме того, семейный походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят .

Прогулка с дошкольниками требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.

С детьми 5 — 6 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 30- 40 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2 — 3 детей, сходных по возрасту. На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.

Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2 — 3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.

На опушке леса, полянке можно предложить интересные игры, соревнования на полосе препятствий с тем, чтобы поддержать у детей хорошие настроение на оставшийся путь.

Чтение специально разработанных сказок и рассказов позволили создать у детей целостное представление о последствиях малоподвижности, несоблюдения гигиенических норм, вредных привычек.

После прочтения детям предлагалось высказать мнение о поведении персонажей, проанализировать причины их поступков и предложить свой вариант решения возникшей проблемы. Во избежание педагогических ошибок родителям предлагался ряд рекомендаций по использованию такой формы работы:

· Чтение должно проходить при участии всех членов семьи;

· Выбор темы произведений должен основываться на общих семейных задачах или существующих проблемах (частые простудные заболевания кого-то из членов семьи, плохой аппетит, отсутствие кутьтурно-гигиенических навыков, нарушения режима дня, длительный просмотр телепередач и видеофильмов, продолжительные компьютерные игры и т.д.);

· При чтении и обсуждении нельзя допускать прямых ассоциаций с негативным поведением своего ребенка, назиданий, упреков;

· Использовать проблемно-творческие игровые упражнения для детей: придумать свое окончание и начало уже знакомой сказки; переименовать героев в соответствии с особенностями их поведения; подготовить свои вопросы для обсуждения прочитанного; ввести в сказку новые сюжетные элементы; изменить сюжетную линию и, наконец, по аналогии придумать свою историю.

Посещение спортивных зрелищ также необходимый атрибут в организации семейного досуга. Это верный способ интересно провести свободное время всей семьей, а также привлечь внимание и развить интерес ребенка к данному виду спорта и спортивной жизни вообще. Посещение спортивных зрелищ также как и остальные формы семейного досуга будут содействовать укреплению всей семьи, развивать у детей любознательность, приобщать к миру спорта.

Всё большую популярность приобретают получившие в последние годы распространение в ряде городов праздники семьи, которые проводятся в трудовых коллективах или в микрорайонах: «Папа, мама, я — дружная семья», «Крепка семья — крепка держава», «А ну-ка, папы!» и др. Они способствуют воспитанию у детей высоких моральных качеств: коллективизма, товарищества, солидарности, ответственности и др., а их спортивный характер служит укреплению здоровья членов семьи.

Процесс подготовки к празднику сплачивает всю семью. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физкультуре и спорту. Если родители ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют простейшие физические упражнения, проявляют активность в составлении сценария, украшении площадки и т.п., то, безусловно, это является благоприятной почвой, на которой взойдут хорошие всходы — крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Таким образом, досуг и отдых — одна из наиболее динамично развивающихся сфер повседневной жизни большинства россиян. В этом контексте важнейшей задачей становится укрепление физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни, повышение качества педагогической работы в сфере активного отдыха.

Досуг играет большую роль для создания хороших внутрисемейных отношений. Здоровая и интересная организация свободного времени взрослых и детей укрепит и сплотит семью. Досуговые формы работы в семье научат ребенка интересоваться всем происходящим вокруг, самостоятельно мыслить, творить. В часы досуга ребенок должен играть, читать, заниматься спортом, искусством, техникой. Дети любят проводить время дома в кругу друзей. Родители должны помочь им интересно использовать время для отдыха и развития. Но, к сожалению, по данным научных исследований, сегодня физическим воспитанием детей интересуется не большее 20 % родителей. Для успешного привлечения всех детей к занятиям физическими упражнениями необходимо прежде всего убедить родителей в оздоровительной роли физической культуры. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому, поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

С детьми целесообразно не только вместе отдыхать и развлекаться, но и привлекать их к таким видам использования свободного времени, как оказание помощи родителям в домашних делах, работа на приусадебном участке, совместное участие в субботниках и воскресниках и т. п.

Сформированная с детства привычка разумно использовать время поможет на разных этапах жизни интересно и содержательно проводить свой досуг.

Глава 2. Содержание оздоровительного семейного досуга

2.1 Организация семейных туристических походов и прогулок

Выбор формы проведения выходного дня происходит в каждой семье с учетом её интересов, склонностей, возможностей. Наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Он служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил. В теории и практике туризма определены следующие его формы: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия кружков. Существуют и такие формы как слёты, туристские соревнования, сборы в туристских лагерях.

Решение задач физического воспитания в ДОУ осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; в туристских эстафетах, туристских полосах препятствий на физкультурных досугах и праздниках. Главной целью всех доступных для дошкольников форм туризма является оздоровление детей.

С учётом имеющихся определений даётся более точное понятие, определяющее сущность терминов «простейший туризм», «дошкольный туризм». Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.

Таким образом, многообразие форм туризма в условиях ДОУ представлено в трёх наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.

Применение средств и форм туризма не только в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей, но и в учебной работе, являются теми педагогическими условиями, которые отвечали бы данным требованиям. По определению А.М. Кондратова, «туризм с его непредсказуемостью ситуаций, которой лишена обстановка спортзала, стадиона, как ни какой другой вид физической культуры помогает развивать наблюдательность, решительность, смелость — качества, необходимые и в повседневной жизни. Занимающиеся туризмом развивают способность ориентироваться на местности». Данное определение подчёркивает возможность комплексного подхода к педагогическому процессу, позволяя охватывать все основные направления развития подрастающего поколения: оздоровительное, воспитательное, образовательное. Основные задачи оздоровительного направления в первую очередь решают проблему качественного улучшения физического состояния ребёнка.

Характеризуя туризм как средство физического воспитания, следует отметить, что он включает не только разнообразные по форме и содержанию двигательные действия, но и различные по содержанию виды туристской подготовки. Общая подготовка туристов включает широкий круг вопросов и разделяется на теоретическую и практическую (физическую) подготовку. Теоретическая подготовка тесно связана с географической, краеведческой, топографической подготовкой. Географическая подготовка включает комплекс знаний по физической географии. Краеведческая подготовка связана с приобретением знаний о родном крае. Топографическая подготовка — особый раздел теоретической подготовки, без овладения которым не могут быть решены задачи, связанные с разработкой и прохождением маршрута.

Важной стороной подготовки туристов является физическая подготовка. Различают общую и специальную физическую подготовку. Не менее важными сторонами туристской подготовки являются техническая и тактическая подготовка, которые взаимосвязаны и обеспечивают безопасность путешествия.

Оздоровительную направленность использования средств туризма можно объяснить прежде всего:

— воздействием постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма.

— возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения физкультурных занятий и активного отдыха.

— обеспечением тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.

Для решения задач данного направления в разделе теоретической подготовки у детей необходимо формировать знания и умения в области гигиены, медицины, физической культуры, туризма.

Таким образом, наиболее целесообразно включать в основные организационные формы физического воспитания дошкольников доступные средства и формы туризма для развития общей выносливости: ходьбу, бег, ходьбу на лыжах, подвижные игры туристской направленности. При этом желательно организовывать туристские занятия в ближайшей природной среде, учитывая приспособительные реакции организма ребёнка к физической нагрузке.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы и поездки способствуют укреплению семьи. Формируют у детей положительные нравственные качества, они расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки выживания в природной среде. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.

Таким образом, семейный отдых в виде туристических прогулок и походов имеет ряд компонентов, один из которых — физкультурно-оздоровительный.

Туризм — особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общение.

Туристический поход — форма организации туристской деятельности, предусматривающей преодолением достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижениям по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями, навыками и их использование.

Туристическая прогулка — форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 летнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке. Следующим этапом могут быть однодневные туристские прогулки в лес.

Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться. Готовность к походу определяется при наличии группового и личного снаряжения. В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание. Рацион питания определяется видом похода, его продолжительностью и возрастом детей. Нужно определить цели похода и маршрута. Обычно ставятся следующие цели:

Оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, укрепление иммунитета к простуде и инфекционным болезням, эмоционально-психологическое оздоровление).

Спортивно-тренировочное (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий. Тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию категорийных маршрутах).

Познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями).

Развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные).

Практические (сбор грибов, ягод, ловля рыбы).

Эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство, встрече и общение с друзьями).

Сборы в поход можно превратить в увлекательное мероприятие-игру, в которой каждый знает свою роль и творчески реализует её. Семьи, в которых сложились определённые туристские традиции могут проводить увлекательные самодеятельные туристские слёты, праздники на природе.

Лыжные прогулки с дошкольниками организуются с учетом возможностей детей и погодных условий. Необходимо соблюдать два условия: первое — уровень овладения ходьбой на лыжах. Если у ребенка небольшой «лыжный» опыт, то лучше совершенствовать его во дворе, в ближайшем к дому парке до тех пор, пока он не овладеет свободным скользящим шагом по лыжне, не научиться делать повороты, тормозить, подниматься на небольшие склоны. Второе условие — правильный подбор лыж, палок и креплений. высота лыж для дошкольника равняется росту ребенка. Палки не должны доходить до уровня плеч на 3-5 см и иметь удобные ременные петли, в которые легко проходят руки ребенка в рукавицах.

Продолжительность семейных лыжных прогулок должна быть не более четырех часов. В прогулку лучше отправляться при температуре воздуха не ниже 12°С и в безветренную погоду.

Пребывание на свежем воздухе никогда не может быть лишним. Важно только, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошное гуляние. Но время, свободное от обучения, сна и еды должно быть посвящено прогулкам. Плохая для прогулки с ребенком погода бывает исключительно редко (ливень, ураган, метель, +40°, -30°). И следует честно признать, что под понятием «плохая погода» часто скрыта откровенная родительская лень. Хотя, по большому счету, не только лень или занятость родителей виноваты. Достижения цивилизации — телевизор, компьютер, игрушки — все чаще и чаще приводят к тому, что пребывание в помещении самим ребенком рассматривается, как более предпочтительное.

Потребность в прогулках должна быть заложена с младенчества и восприниматься ребенком как норма, как обязательное условие разумного образа жизни. Понятно, что добиться этого можно лишь тогда, когда привлекательность пребывания на свежем воздухе выше, чем просмотр мультиков. Активные игры, лес, грибы, рыбалка, лыжи, санки и горки, — здорово, особенно если это нравится взрослым. Ведь трудно себе представить мальчишку, который предпочтет очередной киношный боевичок совместной поездке с отцом на рыбалку.

Бытовые заботы и профессиональная загруженность родителей не должны ограничивать детей. Обучение самостоятельному гулянию — не менее важно, чем правила хорошего тона. С самого раннего возраста следует стремиться к тому, чтобы предоставить ребенку максимальную самостоятельность — быть рядом, но не мешать познавать мир и не устраивать истерик по поводу мокрых ног и падений. Всегда желательны совместные игры с другими детьми.

Не так часто у современных людей сейчас есть возможность выбраться на прогулку всем вместе. И даже выходные многие родители поводят на работе, оставив детей у бабушек. Поэтому совместные походы всей семьей в парк или небольшой пикник часто становятся настоящим событием, которое ничто не должно омрачить.

Если планируется прогулка в парк, то нужно заранее объяснить детям, на каких аттракционах они могут кататься, а на каких еще рано из-за их возраста. Родители должны обязательно рассказать детям, как нужно вести себя в местах с большим количеством людей. Нужно объяснить, что нельзя подходить и гладить чужих животных, которых хозяева вывели на прогулку.

Если семья собирается на пикник, то нужно обязательно побеспокоиться о достаточном количестве провизии. Желательно, чтобы продукты были непортящимися или в герметичной упаковке, чтобы они не протухли на солнце. Обязательно нужно взять с собой мазь от насекомых, которые всегда водятся в траве и в лесу, и могут испортить любой отдых. Для того чтобы пикник прошел хорошо, надо взять с собой большое покрывало, на котором с удобством смогут расположиться все члены семьи. Семейные прогулки всегда доставляют радость всем членам семьи, а особенно детям. Поэтому родители должны как можно чаще находить время для небольших совместных походов на природу.

Источники:

http://a2b2.ru/methods/8171_meropriyatie_s_uchastiem_roditeley_dosug_nravstvennoe_razvitie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_v_oznakomlenii_s_russkim_narodnym_folklorom_russkaya_narodnaya_skazka/

http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-sovmestnogo-dosuga-dlja-roditelei-i-detei-srednego-doshkolnogo-vozrasta-k-dnyu-materi-vecher-v-detskom-kafe.html

https://infourok.ru/igrovoy-dosug-dlya-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-mamin-prazdnik-1966288.html

https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a2bd68b5d43a89521316d26_0.html