Духовно нравственное воспитание детей в семье

Родительское собрание: «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе»

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Формировать культуру общения родителей и детей.

Формировать у родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Вступительное слово кл. рук.

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало большое количество людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Старушка что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что делает старушка, но родители велели им держаться от нее подальше. Старушка улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

И только когда старушка умерла, люди узнали, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которым дети могли поранить ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей жизни.

Сегодня мы будем рассуждать о семейных ценностях, о нравственных качествах, которыми стремимся наделить детей, о роли семьи в формировании безопасной среды ребёнка, о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Ведь сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят нам тепло и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Обсуждать данную проблему мы будем в форме

World Café (Мировое Кафе) – это технология организации дискуссии в малых группах в непринужденной обстановке.

«Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном.

«Не отсиживайтесь» — вносите свои мысли, мнения, размышления.

Говорите без задних мыслей и от всего сердца.

Слушайте, чтобы понимать.

Связывайте и соединяйте идеи.

Слушайте всех, слушайте все вместе.

Играйте – не сидите стороннем зрителем.

Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!

1 группа работает над вопросом

Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?

2 группа работает над вопросом

— Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по-вашему, нам мешает и как семья может это преодолеть?

3 группа работает над вопросом

— Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка? (беседа, контроль)

Выводы: зачитать записи на скатерти.

Нашу встречу хочется закончить притчей.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома. Какие чувства он вызывает у наших детей? Ра­дость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.

А теперь составим букет качеств, которые являются важными для духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Я желаю, чтобы мой ребёнок был отзывчивым…

Проект решения собрания:

1. Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности обстоятельно анализировать и правильно оценивать свои действия и поступки.

2. В жизнедеятельности классного коллектива и семейных сообществах всячески поддерживать процесс становления и проявления неповторимой индивидуальности личности ребенка, его социально полезные устремления и начинания.

Духовно-нравственное воспитание в семье (стр. 1 из 21)

История педагогической мысли.. 6

История мировой педагогической мысли. 6

История русской педагогической мысли. 15

Православная педагогика как общественное явление.. 20

Значение духовно-нравственного воспитания.. 27

Семья и брак как залог достойного воспитания в православии.. 35

Взгляды на брак в Ветхом и Новом Завете. 36

О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям 36

Отношение семейного воспитания и православной школы. 43

Принципы семейного воспитания.. 45

Когда начинать воспитание ребенка. 45

Ничто не заменит ребенку семью.. 46

Родители учатся вместе с детьми. 47

Как воспитать религиозность у детей. 48

Почему дети теряют веру в Бога. 49

Как сохранить или возвратить у детей веру в Бога. 52

Как ребенок должен узнавать Христа. 55

Как происходит у молодежи отход от Христа. 55

Как происходит перелом в религиозной жизни. 56

Основные принципы духовного воспитания. 57

Семейное воспитание детей в духе православия.. 58

Воспитание самых младших детей. 58

Средства религиозного воспитания детей среднего возраста. 61

Список использованных источников.. 74

«Знание без любви есть зимнее солнце,

которое не оживляет и не возвращает.

Итак, аще кто учится, аще учит,

с любовию сие да творит».

Архиепископ Феофан Полтавский

Когда речь заходит о воспитании, педагогике, то сталкиваешься с таким фактом: большинство людей считает себя в этой области крупными специалистами. Им кажется, что их личный, субъективный опыт для этого вполне достаточен, хотя в лучшем случае они прочитали лишь несколько популярных педагогических брошюр.

На самом деле перед нами глубокое и опасное заблуждение. Так воспитывать детей не менее опасно, чем лечить людей по адаптированному домашнему лечебнику. Заболевает человек — и его начинают со "знанием дела" пичкать лекарствами, а потом, когда положение больного резко ухудшается, бегут за врачом или вызывают "неотложку". Но в процессе воспитания все обстоит гораздо сложнее, так как результаты некомпетентного вмешательства проявятся не сразу, а спустя много лет, когда исправить ошибку уже очень трудно, если вообще возможно.

Либеральные реформы, начатые в нашей стране более десяти лет назад, затронули все области нашей жизни, в том числе и сферу воспитания и образования. Реформаторы прекрасно осознают, что их будущее во многом зависит от того, какую систему ценностей удастся привить подрастающему поколению.

Незадолго до "перестройки", в отечественной педагогике начало распространяться довольно странное явление — новаторство. Продолжается оно и по сей день под названием "авторская педагогика". Звучит вроде бы красиво. Кто же будет оспаривать ценность новаторства? — Оно необходимо в любом деле. Но подлинное обновление возможно лишь при условии, если оно опирается на традицию . Тогда мы имеем дело с "творческим традиционализмом". Если же идеей обновления, новаторства прикрываются те, кто преследуют цель девальвировать многовековой духовно- нравственный опыт народа, его предание-традицию, то это уже совсем другое дело.

Можно ли педагогику без Христа вообще считать педагогикой? На этот вопрос блестяще отвечает К.Д. Ушинский: «. Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».

Из этих слов явствует, сколь велики роль и цена православного воспитания и православной педагогики вообще. У нее нет альтернативы. Либо православная педагогика, стоящая на адамантовом фундаменте церковного учения, либо безответственное и злонамеренное экспериментирование с детьми, основанное на духе отрицания и пустоте, т.е. нигилизме. Третьего не дано. Отсюда очевидна мера ответственности православного священника, который по своей природе не только служитель алтаря и проповедник, но и учитель.

О просветительской, воспитательной роли православного духовенства замечательные слова находим у А.С. Пушкина в его «Заметках по русской истории XVIII в.»: «. Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер. В России влияние духовенства столь же благотворно, сколько пагубно в землях римско- католических. »

От священнослужителей сегодня напрямую зависит, будет ли православное воспитание играть в обществе заметную роль или нет. И ни один священник не имеет права говорить, что я, дескать, не педагог, у меня другое служение. К сожалению, не все священники понимают важность и свою ответственность в процессе воспитания детей.

В XIX веке К.Д. Ушинский говорил о том, что «прежде всего и более всего наше народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях. ». Еще актуальнее это звучит сегодня. Поэтому каждый священнослужитель обязан задать себе вопрос: если не я, то кто? — Ответ будет очень жестким: если не ты, то нигилист-сатанист!

Так называемый дух времени, современный научно-технический прогресс делают все возможное, чтобы исключить самопознание человека, не дать ему углубиться в самого себя, прийти к себе, к своему духовному центру, то есть стать личностью. Здесь необходимо заметить, что на католическо-протестантском Западе тоже употребляется термин "личность", но означает он совсем не то, что на православном Востоке.

На Западе под личностью подразумевается индивид, стремящийся к независимости (автономности) от Бога и по возможности от людей. Индивид — это крайний эгоист, то есть человек внешний. Православная Церковь учит, что личность характеризуется, прежде всего, соборностью сознания и способностью пожертвовать всем и даже самой жизнью ради Бога и ближнего. Личность есть "внутренний человек", раскрывающийся в жертвенной любви. «Всякий человек за всех и за вся виноват», — говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых». Дух и смысл соборности замечательно переданы в стихотворении К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) «Молитва»:

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем.

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою кровью,

Безкорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

К сожалению, за более чем десятилетний период либеральных реформ в нашей стране, индивидуалистическое миропонимание охватило значительную часть общества. Можно приводить множество примеров. Вот один из недавних. Во всем "цивилизованном" мире развивается так называемое "движение феминизма", современного вида женской эмансипации. Суть этого движения не сложна: освобождение женщины от оков семьи, христианской морали и уравнение ее в правах с мужчиной. Недавно было опубликовано интервью с одной из лидеров феминистского движения в России. В этом интервью она, в частности, рассказывала о своих родителях. Ее отец работал преподавателем марксистской философии в Москве. Во время одной из сталинских чисток он был сослан на поселение в Муром. Его жена (мать феминистки), бросив диссертацию, не раздумывая, поехала за своим мужем. На вопрос корреспондента: «А вы бы поехали?» эмансипированная дама ответила: «Никогда в жизни. У человека есть собственная биография, она не должна заключаться в том, чтобы быть приложением к мужчине. И как можно с Арбата в Муром?» Для нее нравственный поступок матери, ее супружеская верность не только не пример, она это прямо осуждает. Вот психология атомизированного индивида-отщепенца. В этой связи на память приходит древняя индийская мудрость: «Если хочешь уничтожить род — разврати женщину этого рода».

У современного человека остается все меньше времени и возможностей на раскрытие в себе "внутреннего человека" и подчинение ему "внешнего". Напротив, все делается для того, чтобы внешний человек, безразличный к нравственности, подчинил себе, точнее подавил в себе нравственную личность. Внешнему человеку противопоказана нравственная рефлексия, являющаяся характерной особенностью души, живущей по закону обратной перспективы. Внешний человек живет по закону прямой перспективы, для него задуматься — означает потерять все. Он существует по принципу, очень точно подмеченному одним современным поэтом: «Тот, кто задумался, пропал. ». Поэтому внешний человек должен быть все время в материальном движении, любая остановка причиняет ему нестерпимую душевную боль. Эта боль могла бы быть спасительной для человека, потому что без нее нельзя обрести смысл жизни. И вот несчастный внешний человек загоняет себя в полный тупик, поскольку нравственной боли, страдания он боится, а от безудержного, как бы "спасительного" веселья, в конце концов, впадает в отчаяние. По этому поводу находим очень точные слова у Г.К. Честертона: «Отчаяние приходит не тогда, когда ты пресытился страданием, а когда ты пресытился весельем».

Говоря о педагогике, нельзя не обратить внимания на глубинную связь воспитания с изначальным планом Бога о человеке и мире. Согласно церковному учению, Бог сотворил человека по Своему Образу и Подобию. Человек-Адам должен был постоянно совершенствоваться, уподобляться Богу, для того чтобы стать Сыном Божиим по благодати, поскольку, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «Адам был создан с телом, однако вещественным, а не духовным еще. ».

Иными словами, человек должен, сохраняя покорность и верность Богу и Его заповеди, воспитываться , то есть питаться Благодатью Святого Духа , свободно восходить от силы в силу, «обоживаться» и в результате получить дар Богосыновства. Поскольку человек поставлен господином над всей земной тварью, то ему, по плану Божьего домостроительства, вменялось в обязанность воспитывать, то есть питать и облагораживать земной мир во всем разнообразии его растительных и животных форм.

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности. Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Классный час на тему духовно-нравственного воспитания

?Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества.?

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами. Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».

Духовность и нравственность — определение понятий

?Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека. В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися». Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.

Церковь также привлекается к воспитанию нравственности

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.
  • Концепция духовно-нравственного воспитания

    Формирование нравственного поведения ребенка в семье

    Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность. Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.

    Нравственное воспитание в семье закладывает основу

    Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

    ?Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

    Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным. Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.Роль родителей и школы в воспитании

    Роль родителей и школы в воспитании нравственной личности

    К основным элементам нравственных потребностей относятся:

    1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
    2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
    3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

    Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

    Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения. В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.

    Ценности духовно-нравственного воспитания дома и в школе

    В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

    • Азбука нравственности.
    • Учимся быть культурными.
    • Твори добро.
    • Нравственный поступок.
    • Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

    • Золотое правило нравственности.
    • Нравственные идеалы.
    • Нравственный человек и его здоровье.

    Презентация в старших классах на тему «Гордость России»

    Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

    Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

    Роль учителя в нравственном воспитании детей

    Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

    Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.

    Учитель проводит беседу на классном часе

    Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

    Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

    Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

    Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

    Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание в семье»

    « Нравственное воспитание в семье »

    «Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

    не лекциями и наставлениями,

    а прежде всего той атмосферой,которая царит в семье»

    Цель: обсудить с родителями основные правила и законы нравственного воспитания ребенка в семье.

    I. Вступительное слово учителя о Д.С.Лихачеве.

    II. Нравственное воспитание в семье.

    III. Работа с ситуациями.

    IV. Семейный плакат

    V. Работа с памяткой «Дети учатся жить»

    VI. Подведение итогов.

    Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей», готовит раздаточный материал «10 семейных заповедей», «Законы нравственного воспитания в семье» и памятку «Дети учатся жить. »

    Тема сегодняшнего собрания неразрывно связана с нравственным воспитанием в семье.

    Итак, нравственный человек, кто это?

    Наше общество нуждается в ярком нравственном примере — примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины.

    Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких людей являлся Д.С.Лихачев.

    Указом президента Р.Ф. В.В. Путина «О праздновании 100-летия со Дня рождения академика Д.С. Лихачева» 2006 год объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования — Годом академика Д.С. Лихачева.

    Жизнь Лихачева — это история России. Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

    Эрудиция Д.С.Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в тоже время, образно, ярко, делает его работы не просто книгами, но значительными явлениями всей нашей культурной жизни.

    Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классической филологической науки. Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, Величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения.

    Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально.

    Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

    Им сформулированы 9 заповедей, которые заслуживают того, чтобы их напомнить:

    1. Не прибегать к убийству.

    2. Не начинать войну.

    3. Не считать свой народ врагом других народов.

    5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

    6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

    7. Уважать идеи и чувства других людей.

    8. Уважать своих родителей и предков.

    9. Сохранять и уважать их культурное наследие.

    Глубина и значение этих мыслей находят практическое подтверждение в современных условиях.

    II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

    История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

    Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

    Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья — ребёнок — общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Сущность нравственного воспитания

    Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

    Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания.

    Что же представляет собой нравственное воспитание?

    семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании

    основную, долговременную и важнейшую роль.

    Итак, семья — ребёнок — нравственность — вот цепочка, интересующая нас.

    Чувства — движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

    Чувства — источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

    Чувства — источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

    Чувства — действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

    «Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания — понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

    Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

    Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации -такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

    Нравственные потребности начинаются

    1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

    затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

    2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей — нравственная

    установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а

    приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с

    того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок

    всегда будет стремиться к добру.

    3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей

    является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем

    Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

    Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

    III. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

    Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

    ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

    СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

    ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

    СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

    ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

    СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

    ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

    СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

    ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

    ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

    Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие.

    Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

    1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

    2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование

    продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего

    ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с

    анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

    3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

    Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

    Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

    Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего — Родины».

    Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

    У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

    Цель и мотив воспитания ребёнка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

    Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

    Нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

    Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

    Духовно-нравственное воспитание личности в семье

    Духовно-нравственное воспитание личности в семье. Общешкольное родительское собрание 10 классов.

    Обществознание 10 класс

    «Социальная структура общества» — Социальная группа. Предписанный – дается человеку обществом. В современном обществе сняты ограничения на социальные перемещения – открытое общество. Статус указывает на место человека в обществе. Церковь. Классовый подход. Нисходящая вертикальная мобильность: разорение, понижение в должности. Существование неравенства не снимает вопроса о социальном равенстве.

    «Региональная политика» — Регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства. Объекты региональной политики. Субъекты региональной политики. Формы региональной политики. Денежно-финансовые. Проблемные регионы. Причины отставания В.Сибири и Д.Востока. Регионы и региональная политика. 10 класс Основы регионального развития. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Задачи региональной политики. Производственные.

    «Парикмахер» — Цель: Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Занимается: стрижкой, укладкой, покраской, Химической завивкой волос. История парикмахерского искусства. Содержание : Инструменты. Назначение профессии. Экскурсия. Выполнила ученица 10 класса: Крылова Евгения. При раскопках были найдены сосуды с косметикой . Познакомиться с профессией парикмахер.

    «Традиции семьи» — «А мне очень понравился детский праздник у Йогеля. Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Правильно сформулированными требующими решения ясными. Выбрать нужный ответ. Рауты Русские балы. Престижное образование работа жильё автомобиль деньги. Званые обеды Семейные чаепития. Проблемные вопросы должны быть. Праздники. А вот как ответили мои учащиеся: Ценности по наблюдениям социологов.

    «Скинхеды» — S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) — «Скинхеды против расовых предрассудков». Одним из первых названий субкультуры было «Hard Mods». Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. В конце 70-х и в начале 80-х годов популярной стала музыка Oi! — дальнейшее развитие панк-рока. O?ila — «наследие», англо-сакс. Прополитичное движение.

    «Готы субкультура» — Готическая субкультура. Рубеж XIX – XX вв. в России эпоха Серебряного века Русской культуры. Анкх. Созерцание прекрасного, самосовершенствование… 45% опрошенных «готов» не имеют цели в жизни. Декаданс (от франц. «Готика» для каждого своя. Большинство людей в «готике» привлекает мистическая основа. Готика-состояние души. Объектом исследования данной работы является молодежь. Утрачивались прежние смыслы существования.

    Духовно-нравственное воспитание

    Современное образование при его лицемерии не может защитить детей от безнравственности и преступности, несмотря на огромные педагогические усилия: прогнила система. Спасти их может только православное воспитание. В, казалось бы, избыточном потоке информации для современного педагога существует острый дефицит самых необходимых знаний — по духовно-нравственному образованию. Окончательно разочаровавшись в системе.образования, потеряв надежду на позитивные перемены, родители всё более активно начинают искать альтернативные варианты массовой школе. Один из наиболее приемлемых вариантов — создание альтернативной школы, которая успешно развивается в России и принадлежит во многих регионах страны к элитным учебным заведениям, – это православные школы и гимназии. В некоторых регионах они процветают более 20 лет, накопив огромный опыт выживания, методического мастерства и духовно-нравственного воспитания.

    На первом этапе необходимы современные образцы документации для юридического статуса образовательных организаций. Мы — за возрождение нравственности, семейное воспитание, просвещение родителей, преподавание православной культуры в школе. Чтобы педагогам восполнить эту область знаний, предлагаем вступить в нашу группу и наладить живой обмен научными и практическими материалами. Напоминаем вам, уважаемые педагоги, что мы отвечаем за вверенных нам детей перед самим Творцом. Место: Курган, Россия

    22 270 записей к записям сообщества

    Просим откликнуться руководителей и педагогов этих образовательных учреждений, поделиться опытом работы по становлению и развитию русской школы, дать советы и рекомендации тем, кто только начал такую работу или готовиться реализовать свою мечту.

    На первом этапе необходимы современные образцы документации для юридического статуса образовательных организаций. Мы — за возрождение нравственности, семейное воспитание, просвещение родителей, преподавание православной культуры в школе. Чтобы педагогам восполнить эту область знаний, предлагаем вступить в нашу группу и наладить живой обмен научными и практическими материалами. Напоминаем вам, уважаемые педагоги, что мы отвечаем за вверенных нам детей перед самим Творцом.

    Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»

    Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»

    • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

    • Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.

    • Довести до понимания родителей ценности передачи подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

    • Укреплять и поддерживать связь с семьей, установливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.

    • Сохранение духовно-нравственных семейных ценностей;

    • Довести до сознания родителей о необходимости нравственного воспитания;

    • Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания своих детей;

    • Пробудить у родителей интерес к процессу образования в детском саду

    • Совершенствовать взаимоотношения с родителями, расширять сферу совместной деятельности.

    1. Знакомство с Бессоновой С. В. (подменный воспитатель)

    2. Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»;

    3. Выступление Гостюхиной Т. В о правилах посещения детского сада;

    4. Требования по пожарной безопасности; (раздать листовки + фото на сайт).

    5. Разное (поблагодарить родителей в помощи ремонта, раздать на выбор дид. игры, заполнить заявление от родителей о возможности забирать другими лицами.

    Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.

    Прежде всего я хотела бы вам раздать семечко. Подержите его у себя до конца нашего собрания.

    «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

    Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».

    Перемены, происходящие в России в последние время, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. В связи со вступлением в силу ФГОС актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности детей. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены.

    Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

    Сегодня мы с вами и поговорим на тему: «Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье».

    Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы: Как вы понимаете нравственное воспитание? Что такое духовное воспитание? И почему они объединены через дефис?

    Воспитание — навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

    Нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания.

    Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в

    семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании

    «Духовность — свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

    Итак, семья — ребёнок — нравственность — вот цепочка, интересующая нас.

    Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли.

    Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему и плохому у родителей.

    При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными.

    Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

    Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.

    Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

    В начале собрания, я вам раздала семечко. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения, прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус. И как с этим семечком, которое кто-то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто – то положил в карман и забыл, а кто-то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ.

    Желаю вам удачи в воспитании детей Любовью.

    Выступление сотрудника Пожарной части.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

    Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравсивенное воспитание дошкольников Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы) Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№313 Борисовой Елены Анатольевны Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет) 17 декабря 2015г. в МБДОУ «Детский сад №14» состоялся семинар для воспитателей Городецкого муниципального района в рамках сетевой модели.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

    Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для воспитателей Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения.

    Нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник.

    Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Проект духовно — нравственного воспитания дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая.

    Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети — Цели:.

    Источники:

    https://videouroki.net/razrabotki/roditelskoe-sobranie-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-i-shkole.html

    http://mirznanii.com/a/173197/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme

    Классный час по духовно-нравственному воспитанию

    https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-nravstvennoe-vospitanie-v-seme-1251485.html

    http://5klass.net/obschestvoznanie-10-klass/Dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-seme/001-Dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-lichnosti-v-seme.html

    https://vk.com/clubmorality

    http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-tema-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-v-seme.html