Духовно-нравственное воспитание дошкольников опыт работы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • экология
  • Наше Подмосковье , Социально значимый проект
  • консультации для воспитателей
  • Правовое воспитание
  • Конспект организованной образовательной деятельности
  • Актуальные задачи педагогики
  • тестирование
  • Здоровьесбережение
  • портал » Педагоги онлайн»
  • » Наше Подмосковье» Проект » Добро»
  • Институт новых технологий в образовании . Омск 2017г.
  • Всероссийское тестирование 02.2017
  • Из опыта работы
  • Использование полифункциональной среды сенсорной зоны в работе педагога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

На ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации: СМИ, школа, детский сад, кино.

В воспитании россиянина , гражданина и патриота особенно важная роль принадлежит дошкольному образованию . Именно с детского сада начинается формирование этих понятий

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа. Сегодняшние дошкольники – будущее нашей страны. Их завтрашний уровень духовно – нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

Что же мы имеем ввиду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», » честь», «Родина».

Воспитание гражданина — это целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувства хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, воспитывать любовь и уважение к людям. Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей; отношение людей .Чтобы пробудить у дошкольника духовные чувства, необходимо знакомить детей с достопримечательностями своего города, рассказывать им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живет. Мир природы своей необычайностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивления, радость,, пробуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Необходимость научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации .

Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения..

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо уменьшает значимости этой работы позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.

Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение особенно, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план (а может, и далее) ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение ко окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы). И как бы естественной перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом отстранить детей от негативных проявлений со стороны сверстников, воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.

Я начала работать по данному вопросу с детьми II младшей группы. В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;

создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия;

приучать детей общаться спокойно, без крика;

формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;

учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;

В течение учебного года я работала над выполнением этих задач, используя различные формы и методы.

Во-первых, это НОД: речевое развитие, социальный мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное). Почти всегда на занятии в гости к детям приходил сказочный герой, создавалась проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить печенье для гостей, которые пришли к зайке, рябину для птиц, т.к. им зимой нечего есть и т.п.

На НОД по социальному миру «Моя семья» дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; я подвела детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка».

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как Петрушка и матрешка играли» (матрешка играет с петушком. Подбегает Петрушка, вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка веселится, играет с петушком. Я спрашиваю у детей: Почему матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В течение года с детьми проводились различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Рита отняла игрушку у Олеси, Влад ударил Савву и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

1) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др.;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерску», «строителей», «семью». Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам. Главную роль в игре я брала на себя.

Также мной использовались дидактические игры («Я и мое поведение», «Азбука настроений», «Наши чувства и эмоции», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Аня и Ксюша хорошо расчистили от снега тропинку к веранде; или девочки очень хорошо постирали кукольное белье. «Теперь куклы будут в чистых платьях, и всем ребятам будет приятно с ними играть»).

Мной велась ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречала вернувшегося после болезни ребенка, предлагала помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагала помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

В своей работе я использовала литературу, имеющуюся в методкабинете и Программу «Истоки», к которой прилагаются книги «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». В книгах помещены произведения фольклора (р.н. сказки, песенки, хороводные игры, считалки, загадки и т.д.), даются подсказки родителям, педагогам, как использовать тот или иной материал. По этим книгам я работала с детьми на занятиях (как часть занятия), во время бесед, при ознакомлении с художественной литературой, во время индивидуальной работы с детьми по ним предлагалась работа с детьми дома. Например, на занятии по социальному миру «Моя семья» я использовала хороводную игру «Вышла курочка гулять», во время беседы о маме – стихи и песни о маме, хороводную игру «Помощники». После прочтения стихотворения «Доброта» предлагала детям поразмыслить: В чем проявляется ваша доброта? После рассказа «Елка» детям задавался вопрос: А как вы заботитесь о своих родных и близких?

Мной было проведено родительское собрание «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», на котором я познакомила родителей с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей II младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме, также были даны рекомендации родителям по воспитанию у детей нравственных качеств. На собрании родители обменялись опытом семейного воспитания по проблеме, ими были выполнены письменные сообщения с использованием фото. Также родителям для ознакомления была предложена выставка методической и художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию. Родителями были даны положительные отзывы о работе с детьми по программе «Истоки».

В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагались консультации «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего ,что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно — нравственной личности ребёнка.

Список используемой литературы:

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004

Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005

Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008

Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010

Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010

Сайт для воспитателей детских садов

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация»), экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
  • В ДОУ оборудован кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

    — литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

    — литература для родителей и педагогов;

    — аудиокассеты и видеоматериалы:

    — демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

    — игры по духовно-нравственному воспитанию;

    Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

    — православные праздники в детском саду;

    — продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

    — консультативный и информационный материал для родителей;

    — игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

    Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

    — игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

    дидактических: «Православные праздники»

    конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

    словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

    В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

    — продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

    — театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

    В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

    Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

    В православном уголке для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: («Храмы Шебекинского района», «Святые места России», «Православные святые»).

    Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

    В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

    Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

    — чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

    — цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

    — знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

    — тематические выставки детского творчества.

    — знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

    — экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

    — экскурсии на природу (красота Божьего мира);

    — слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

    — постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

    Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

    — анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

    — чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

    — бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

    — занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;

    — заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

    — творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

    — совместные мероприятия детей и мам.

    В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

    Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры», которая представлена следующими разделами:

    • «Как жили люди на Руси»;
    • «Декоративно-прикладное искусство»;
    • «Устное народное творчество»;
    • «Народная игра»
    • Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

      Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуж­дение с детьми подобранного в соот­ветствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каж­дое занятие предполагает использова­ние в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Про­дуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

      Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

      Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

      В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

      Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

      Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

      Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

      Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди — это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

      В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,

      на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

      Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

      В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

      Список использованной литературы:

      1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
      2. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. —
      3. С-Пт., 2005
      4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. — М., 2008
      5. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
      6. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010
      7. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010

      Духовно-нравственное воспитание дошкольников опыт работы

      Крылова Светлана Анатольевна

      Воспитатель МБДОУ комбинированного вида детский сад №14 «Дельфинята» г.Коломна, Московская область

      В условиях современного образовательного пространства возросло внимание к проблемам теории и практики социально-нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте закладываются базовые качества высоконравственной личности, которые являются фундаментом дальнейшего развития, о чем свидетельствуют исследования А. Н.Леонтьева, В, С.Мухиной, С. Г.Якобсон, В. Г.Нечаевой, Т. А.Марковой[1, 2, 7]. Главными этическими ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Эти качества воспитываются через ознакомление с православной культурой.

      В советское время религиозное самосознание формировалось только в семье. Современное общество, познав негативные последствия атеизма, приводящие к разрушению личности, начинает осознавать необходимость сохранения и передачи православных традиций нашего народа следующему поколению. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для социально-нравственного воспитания детей. В различных видах деятельности через эмоционально чувственное восприятие происходит формирование нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

      Достижение ребенком необходимого уровня этического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Особенность расположения нашего ДОУ в живописной местности, близость культурных и духовных центров, способствует воспитанию духовности и эстетического вкуса, формированию творческой личности.

      Актуальность: Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

      Характеризует человека, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира. В Детском саду можно создать условия для развития гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически образованной личности

      способной к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

      Новизна данного подхода заключается в комплексном решении задач в формировании у детей этических ценностей, эстетических интересов, художественных потребностей и творчества в соответствии с ценностями православной культуры и через ознакомление с окружающим миром.

      Цель воспитания: развитие личности ребенка дошкольного возраста в духовно-нравственном и эстетическом направлении.

      Решая следующие задачи:

      — приобщение детей к прекрасному через знакомство с православной культурой и искусством (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.).

      — формирование у них представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия окружающего мира;

      — воспитание у детей нравственного чувства, милосердия, сострадания,

      сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго,

      гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи.

      -формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей и творчества.

      Особенность организации практической работы заключается в том, чтобы детям открыть образы окружающего мира — мира Божьего, православные нравственно-этические ценности, основанные на любви к ближнему через знакомство с традициями православной культуры, произведениями религиозного искусства, фольклора, детской литературы, сохраняя возможность индивидуального развития каждого ребенка.

      Реализация социально-личностного воспитания осуществляется через следующие формы работы с детьми:

      — Экскурсии, целевые прогулки;

      — Посещение краеведческого музея г.Коломна с целью знакомства с духовными ценностями и историей родного города;

      — Знакомство с историей храма, внешним и внутренним убранством;

      — Знакомство с живописью на библейские сюжеты;

      — Чтение (художественной литературы по духовно-нравственной тематике);

      — Слушание (духовной и классической музыки, колокольных звонов, колыбельных песен);

      — Творческая художественная деятельность детей;

      — Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников;

      — Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях;

      — Оформление наглядно-иллюстративного материала «Моя семья».

      Содержание непосредственно образовательной деятельности:

      Раздел I. Тема: «Наш красивый добрый мир».

      Занятия данного блока открывают детям путь к эстетической и религиозной стороне познания окружающего мира, обращают внимание на богатство, красоту и разнообразие жизни, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения.[4]

      Раздел II. Тема: « Устроение отношений в мире».

      Занятия проводимые на основе чтения литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения), экскурсий, творческих выставок учат детей пониманию целесообразности устроения окружающего мира, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены человеческие отношения. Прекрасное — пробуждает доброе. Самые главные отношения, связывающие все живое в мире — это отношения любви, доброты, сопереживания, милосердия, заботы. Дети знакомятся с христианскими этическими нормами-заповедями, правилами жизни на основе которых был устроен мир. Учат ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.[5]

      Раздел III. Тема: «Устроение отношений в нашей жизни».

      Эти занятия помогают ребенку создать отношения в окружающем мире: с его семьёю, родным домом, природой и животным миром. Воспитывают любовь, уважение, развивают у дошкольников умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; учат ориентироваться в правилах и нормах культуры. Дети стараются следовать примерам благочестивой жизни. [6]

      Анализ мониторинга целенаправленной деятельности по социально-нравственному воспитанию дошкольников показал увеличение количества детей с положительными интегративными качествами личностного развития.

      Таким образом, социально-нравственное развитие через ознакомление с православной культурой соответствует принципам, выраженным в Концепции модернизации российского образования: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе ».[3]

      1. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: Издательский центр «Академия»,1999.

      2. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1984.

      3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-Москва,2002.-28 с.

      4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

      5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо-плохо. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

      6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.

      7. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей-М.: Педагогика, 1984.

      Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

      Надежда Каюмовна Белобородова

      Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

      Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

      Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности. Что делать в данной ситуации? Как сберечь человека? Как сделать так, чтобы ребёнок внутренне был свободен, а внешне воспитан?

      Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с детства, с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Но одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Не знают, как люди работали, отдыхали, как украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие ценности были превыше всего. Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей, что они являются носителями русской культуры, воспитывать ребят в национальных традициях, патриотами. Приобретение ребёнком культурных и вечных ценностей, нравственности, целомудрия способствует развитию его духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций и общего развития и укореняется в ребёнке при реализации комплексного подхода к воспитанию. Примером такого подхода является русская культурная традиция. Во-первых, она предлагает проверенную веками народную мудрость воспитания и образования. Во-вторых, материал, предлагаемый детям, уже пропитан духовностью и нравственностью. Наши традиции – это вся наша история, классические произведения писателей, композиторов, художников, писавших не только картины, но и иконы. Это люди, прославившие своим трудом и подвигами нашу Родину.

      Находясь в долгих поисках решения данной проблемы и интересного направления работы с детьми, я остановилась на самом важном – воспитании духовно-нравственных качеств личности, как одной из составляющих частей патриотического воспитания. На занятиях, в беседах на основе только предметных картинок чувствовалась нехватка соприкосновения с предметами старины. Так родилась идея создания мини – музея: «Русская изба», где все экспонаты (русский народный костюм, предметы быта, доспехи войнов, традиционные атрибуты праздника) могли бы демонстрироваться в действии, использоваться на занятиях, праздниках и театральных представлениях.

      Изучение такого мини-музея надо начинать с младшего дошкольного возраста. Малыши приходят в музей, как в сказку: все предметы здесь расписные и необыкновенные. Ребята по-настоящему проживают время и манипулируют с предметами (мы знаем уже, что сказка оказывает на ребёнка познавательное, воспитательное и положительное психологическое воздействие).

      Сказка здесь вообще звучит по другому: ребята приходят в гости к деду с бабкой, а иногда и к внучке, знакомятся с домашними животными, помогают ухаживать за ними – косят сено, кормят. Колют дрова, помогают носить воду из колодца в расписных вёдрах на коромысле, печь пироги в печке, варят кашу в чугунке, прибирают и, сидя за столом, пьют чай из самовара, молоко из крынки. Колыбельные песни не только поют, но ещё при этом покачивают куколку в люльке (зыбке, подвешенной к потолку.

      Ребята инсценируют, импровизируют, разыгрывают, поют. Рассматривают атрибуты к праздникам («Театр вертепа», «Иконы и храмы», «Старинные постройки», «Великие люди»). Ребята рисуют, танцуют, лепят, конструируют, играют на музыкальных инструментах. Отгадывают загадки, читают потешки, пословицы, скороговорки, дразнилки. Играют в народные и дидактические игры, словесные, хороводные, игры-забавы, выполняют различные задания, упражнения.

      Дети средней группы знакомятся с обычаями русского народа, активно приобщаются к народному творчеству, искусству, ремеслу: создают атрибуты, активно трудятся, прядут пряжу на прялке, знакомятся со спицами, лепят фигурки, посуду. Бабушка рассказывает о семье, о нравственных устоях: старших надо слушаться, уважать, обращаться на «вы»; братья и сёстры ответственны друг за друга; в семье нужен мир и лад.

      Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчиной и женщиной, но и между поколениями одной семьи. Это формирует у мальчиков необходимые черты хозяина, кормильца. А у девочки – матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции.

      Дети подготовительной группы пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников, расписывании глиняных фигурок.

      Дети постепенно усваивают правила поведения в музее, узнают новые слова, знакомятся с традициями семьи, бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делиться впечатлениями об увиденном. Получают информацию о великих людях, прославивших Россию.

      Сейчас, спустя два года со дня открытия музея, уже видно, что «общение» с экспонатами по-особому затрагивает детскую душу, чего не было, когда ребята просто рассматривали картинки. Впечатления от исторических сведений, от предметов и действий с ними позволяют детям ощутить причастность к истории народа, а подготовка к народным праздникам и их проведение доставляют огромную радость. Здесь без всякого напряжения решаются педагогические задачи – познавательные, развивающие и воспитывающие. Дети знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, обрядами, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Важно, чтобы дети знали об истинных духовных ценностях народа, о людях, которые сделали служение своему Отечеству главным делом и смыслом всей своей жизни.

      Осуществляется социализация детей. Дошкольникам прививаются этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни, ребята учатся взаимодействовать со сверстниками и детьми других возрастов, так как такие праздники организуются одновременно для всех возрастных групп. Конечно, в данном направлении ведётся работа с педагогами и родителями воспитанников. Родители получают необходимую информацию по интересующим их вопросам, охотно принимают участие в различных мероприятиях группы и детского сада, оказывают необходимую помощь, интересуются жизнью детей в детском саду, с удовольствием посещают тематические собрания.

      Опыт работы «Духовно-нравственное становление личности как организация жизнедеятельности в современных условиях» Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна,.

      Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

      Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

      Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

      Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями русского народа».

      Вызвать интерес у педагогов к русским народным традициям; желание использовать знакомство с русскими народными традициями в работе с дошкольниками по воспитанию доброты и любви друг к другу, своей стране, окружающему миру.

      Содержимое разработки

      Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями русского народа».

      Цель: вызвать интерес у педагогов к русским народным традициям; желание использовать знакомство с русскими народными традициями в работе с дошкольниками по воспитанию доброты и любви друг к другу, своей стране, окружающему миру.

      Автор: Зуева Е.И. воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко», г.Урюпинск.

      Оборудование: льняной шпагат или бечева;

      ситец однотонный для передника, цветной для платья, белый для

      заготовки для глазок;

      картон, ножницы, тарелочки.

      Здравствуйте, уважаемые коллеги!

      Сегодня я представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями русского народа».

      На мой взгляд, в настоящее время, необходимо уделять особое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

      Я провела исследование с детьми своей группы, которое показало, что знания детей о традициях и предметах русской народной культуры очень размыты, не дифференцированы. Из диагностированных 20 человек — 13 имели начальный уровень.

      Изучив возможности духовно-нравственного воспитания для знакомства детей с русскими традициями, я сформулировала цель своей работы, как просветительскую, то есть познакомить детей с русской народной культурой, пробудить к ней интерес.

      Для достижения цели поставила следующие задачи:

      1.Воспитание интереса и любви к народному творчеству, обычаям, традициям;

      2.Формирование у воспитанников чувств собственного достоинства, как представителя своего народа;

      3.Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения.

      Свою работу построила с учетом следующих принципов:

      1. Доступность – содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

      2. Гуманистичность – ребенок является активным субъектом совместной деятельности с воспитателем, основанный на сотрудничестве;

      3. Системность – последовательное усвоение знаний, приобретение навыков в системе;

      4. Деятельность – знания, усвоенные в процессе обучения, используются во всех видах деятельности;

      5. Интеграция – реализация задач происходит через интеграцию разных видов деятельности (познавательную, продуктивную, художественно-творческую, двигательную, трудовую);

      6. Непрерывность и преемственность – воспитание в семье и ДОУ на основе сотрудничества.

      Работа по теме велась мною в системе по трем основным направлениям:

      Первое направление, работа с воспитанниками — представлена следующими формами работы: работа с народным календарем, предпраздничные посиделки, праздники, познавательные беседы, комплексная непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества, игровая деятельность детей. Оформление наглядной и стендовой информации.

      Второе направление — укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием и повысить уровень грамотности всех членов семьи по данной теме.

      Третье направление — взаимодействие с педагогическим сообществом и общественностью (педагогами ДОУ; поддерживаем связь с Иереем Покровского Кафедрального собора отцом Рустиком — участие в совместных мероприятиях — таких как: Рождественское песнопение, «Рождество»; с Урюпинским краеведческим музеем –

      экскурсии, мастер-классы, конкурсы.

      Для успешной реализации намеченных целей и задач были внесены дополнения в предметно-пространственную развивающую среду группы:

      — мною создано пособие – народный календарь, Изучая его, дошкольники приобщаются к нравственным основам культурного наследия своего народа, узнают о предстоящих народных праздниках;

      — для работы с детьми и родителями были созданы картотеки: «Народные сказки», «Загадки, пословицы, потешки», «Книга кулинарных пасхальных рецептов», «Рождественские колядки», «Народные игры»; оформлены альбомы: «Верба», «Рождество»; собрана библиотека красочных книг художественной литературы («Детям о семье», «Детям о прощении», «Детям о любви», др.); собрана небольшая видеотека (мультфильмы, презентации по теме), по многим литературным произведениям имеются СD-диски с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен;

      — разработанные мной дидактические игры: «Подбери предмет», «Писанки», «Создай свой узор» способствовали закреплению полученных детьми знаний и обогащению их практического опыта;

      — в развивающем центре по патриотическому воспитанию собраны материалы по родному краю, стране, коллекция кукол в русских народных костюмах, матрешки, подвижные игрушки-забавы;

      — имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок и сценок к народным праздникам;

      — организована выставка поделок, изготовленных детьми совместно с родителями, к таким календарно-обрядовым праздникам, как Пасха, Вербное Воскресенье, Рождество, Осенины.

      Большое место в приобщении детей к народной культуре занимало знакомство с народными праздниками и традициями. Эта работа осуществлялась мной путём создания проектов: «Осенины», «Великий Покров», «Рождество», «Светлая Пасха» — это позволило комплексно изучить и подготовиться к народному празднику и привлечь родителей к участию.

      Подводя итог, хочу отметить, вся проведённая мной работа способствовала ознакомлению детей с культурой русского народа, что в свою очередь обеспечило личностный рост каждого воспитанника.

      По результатам диагностики у детей повысился уровень духовно-нравственной культуры – на окончание исследования высокий уровень составил – 41%, средний уровень – 59%, начальный уровень – 0%.

      У родителей появился устойчивый интерес к совместной деятельности по данной теме, от них были получены благодарности и положительные отзывы. И без их помощи работа с детьми по теме была бы не столь плодотворной.

      Источники:

      https://gudinova-ozds2.edumsko.ru/articles/duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkol_nikov_iz_opyta_raboty

      https://dohcolonoc.ru/cons/3668-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyakh-fgt.html

      http://doshkolnik.ru/nravstvennost/1665-nravstvennoe-vospitanie-d.html

      http://www.maam.ru/detskijsad/duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-773985.html

      https://videouroki.net/razrabotki/opyt-raboty-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-doshkol-nikov-posriedstvom-oznak.html