Дымковская игрушка дошкольного возраста

Как появилась дымковская игрушка. История для детей и взрослых

Дымковская игрушка – одна из визитных карточек не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.

Дымковская игрушка. История

Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!

Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка. Козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане — изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины.

Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка. История, для детей и взрослых небезынтересная, так рассказывает о возникновении этой традиции.

Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.

В конце девятнадцатого века изготовление дымковских игрушек прекратилось. И только в тридцатых годах двадцатого века возродилось вновь.

Технология, по которой делалась дымковская игрушка

История, для детей и взрослых рассказанная, поведала о том, когда и с какой целью делались расписные глиняные фигурки на Вятчине, но в ней не было сказано о том, как они изготавливались.

Лепили их из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок — геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Дымковская игрушка в наши дни

Сегодня старинный вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это такой же символ родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре города Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным названием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей России.

Будем надеяться, что еще долгие годы мы, наши дети и внуки будут любоваться этими веселыми и нарядными статуэтками.

«В мастерской дымковской игрушки»

Автор: Надежда Луговская

  • Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам
  • Закреплять представления о процессе создания игрушек
  • Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.

Панно «Зима», иллюстрации «Народная игрушка», дымковские игрушки, глина, стеки, вода, доски, кисти, салфетки, технологические карты по лепке.

«Ой мороз, мороз », «Барыня», «Частушки» (народная)

Звучит песня «Ой мороз, мороз ». Дети входят в зал.

У дороги ели спят в инее седом

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

вьется голубой дымок

Словно в дымке все кругом,

И село родное люди

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Всё игрушки — непростые,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски.

Простой, казалось бы, узор.

А отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слав,

Заслужив на это право!

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Что же это за игрушки – дымковские?

Выходят девочки в костюмах «Барыня» и исполняют

«Игрушкины частушки» П. Синявского

Наши руки крендельком,

Щеки, словно яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

всех на свете краше,

С лентами да бантами

Мы гуляем с франтами.

Мы гуляем парами,

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся.

Мы и вам понравимся!

Понравились вам веселые барыни? А где мы можем познакомиться с другими дымковскими игрушками?

Я приглашаю вас в музей народной игрушки. Здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками народных умельцев.

(дети рассматривают и называют знакомые игрушки)

А сейчас, чтобы проверить ваши знания, мы поиграем.

Д/и «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать последнюю и обосновать выбор)

Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

— Из чего делают дымковские игрушки?

— Какие еще нужны материалы?

— Какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят, одевают фартуки и садятся на рабочие места

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание!

(на плакатах – образцы и приемы лепки). Выбирайте, что хотите слепить.

Какой должна быть игрушка, чтобы её удобно было расписывать? (обследование)

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать!

Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске глины.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

— Все ли игрушки ладные?

— Чья работа больше все нравится? Почему?

— Какая игрушка самая аккуратная?

— А кто придумал и слепил что-то своё?

Предложить выбрать игрушки, которые можно отправить на обжиг и роспись.

Звучит русская народная мелодия «Барыня»

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

Дети танцуют, по окончании музыки уходят из зала.

Айы______________ аптасы__________________ к?ні________________________

Образовательные области: Коммуникация

Задачи: 1. Ввести словарь детей слова обозначающие приветствие,прощание учить употреблять словосоответвие справилами русского языка,учить обрашаться к взрослым на вы

2. Учить вежливому обращение со сверстниками.

3 Воспитывать интерес к художественному слову.

Билингвальный компонент: с?леметсізбе-здраствуйте,сау болы?ыз-до свидания

Материал: Фотография детей в маленьком возрасте

Психогимнастика: Ласковое солнышко. Дети составляют букет и называют его «ласковое солнышко».

Дети встают в круг, улыбаясь, здороваются и каждый называет свое доброе слово.

Предлагает осмотреть групповую комнату, туалетную комнату и раздевалку.

(на основе освоения предметного мира, развивает умение выделять существенные и несущественные признаки предметов).

Предлагает назвать или, если дети затрудняются, сам называет предметы групповой комнаты, спальни, туалетной комнаты и раздевалки.

Знакомит с назначением предметов, если дети самостоятельно не могут выделить эти признаки.

Предлагает выработать простые правила хранения игрушек.

Отрабатывает умение ориентироваться в помещении группового комплекса в игре «Пойдемте, куда скажу»

Проявляют интерес к экскурсии по групповому комплексу.

Переходят из комнаты в комнату.

Рассматривают и обследуют предметы в каждой комнате.

Отвечают на вопросы.

Называют предметы, их общие признаки, назначение.

Рассказывают, как использовать комнаты и предметы по назначению

Показывают и рассказывают, где хранить игрушки, где хранятся верхняя одежда и обувь.

Участвуют в обсуждении, выстраивают короткие доказательства о назаначении предметов (например, это мыло, мы моем им руки).

Следят за объяснением

Складывают предметы (например, предметы верхней одежды и обуви в шкафы для раздевания)

Предлагают правила хранения игрушек, обсуждают их

Упражняются в умении ориентироваться в помещении группового комплекса

Дети внимательно слушают воспитателя

Побуждает называть одним словом комнаты.

Участвуют в игре, повторяют название комнат, предметов и их признаков.

Предлагает ответить на вопросы:

«Как мы помогли Айгерим лучше узнать нашу группу?»

«Какие правила мы сегодня придумали?».

Радуются, что помогли Айгерим.

Закрепляют правила хранения игрушек

Прощаются с Айгерим.

Отвечают на вопросы, выделяя основные действия: показали, рассказали.

Знать: слова, обозначающие знакомые предметы:

(например, стол, стулья, окно, двери, игрушки и т.д.).

Иметь: навыки общения в индивидуальной и групповой работе.

Уметь: отвечать на вопросы воспитателя, поддерживать разговор.

Просмотр содержимого документа

Технологическая карта №1 Бекітемін:____________

Айы______________ аптасы__________________ күні________________________

Образовательные области: Коммуникация

Раздел: Развития речи

Задачи: 1. Ввести словарь детей слова обозначающие приветствие,прощание учить употреблять словосоответвие справилами русского языка,учить обрашаться к взрослым на вы

2. Учить вежливому обращение со сверстниками.

3 Воспитывать интерес к художественному слову.

Билингвальный компонент: сәлеметсізбе-здраствуйте,сау болыңыз-до свидания

Материал: Фотография детей в маленьком возрасте

Психогимнастика: Ласковое солнышко. Дети составляют букет и называют его «ласковое солнышко».

Предлагает осмотреть групповую комнату, туалетную комнату и раздевалку.

Для чего эта комната?

Какие предметы есть в этой комнате? Какие они?

Для чего они нужны?

Предлагает назвать или, если дети затрудняются, сам называет предметы групповой комнаты, спальни, туалетной комнаты и раздевалки.

Знакомит с назначением предметов, если дети самостоятельно не могут выделить эти признаки.

Проводит игры «Что это», «Куда что положить»

Предлагает выработать простые правила хранения игрушек.

Отрабатывает умение ориентироваться в помещении группового комплекса в игре «Пойдемте, куда скажу»

Проявляют интерес к экскурсии по групповому комплексу.

Переходят из комнаты в комнату.

Рассматривают и обследуют предметы в каждой комнате.

Отвечают на вопросы.

Называют предметы, их общие признаки, назначение.

Рассказывают, как использовать комнаты и предметы по назначению

Показывают и рассказывают, где хранить игрушки, где хранятся верхняя одежда и обувь.

Участвуют в обсуждении, выстраивают короткие доказательства о назаначении предметов (например, это мыло, мы моем им руки).

Следят за объяснением

Складывают предметы (например, предметы верхней одежды и обуви в шкафы для раздевания)

Упражняются в умении ориентироваться в помещении группового комплекса

Дымковская игрушка дошкольного возраста

Автор: Степашкина Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБУ ЦРР 78 «Незабудка».

Получить в детстве начало

эстетического воспитания – значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Н.Б. Халезова, «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007г.

Т.С.Комарова, Т.А. Ратанова, «Народное искусство в воспитании детей» М.1997 г.

Т.Г. Казакова «Развитие у дошкольников творчества» М.1985 г.

И.Я.Богуславская «Русская глиняная игрушка» Л.1975 г.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в жизни общества, так как оказывает на него всесторонне воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью социальной культуры. Эмоциональность, поэтическая образность его близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. И основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего, а художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Дымковская игрушка отличается предельной простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепития, ярмарочных гуляний, веселых каруселях продолжают жить вековые традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Особая красочность и нарядность ее дополняется ромбиками сусального золота, которые присущи только ей. Дымковская игрушка отличается пластической формой.

Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние народного промысла Дымковская игрушка на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Эстетическое воспитание в детском саду является ежедневной работой во всех видах деятельности ребенка.

Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу — дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Дымковская игрушка, жизнерадостная по колориту, живая и динамичная по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, поражает своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Знакомство с дымковской игрушкой помогает сформировать устойчивый интерес к лепке, рисованию.

Рисование на объемной игрушке намного труднее, чем на листе бумаги, придется немало потрудиться, чтобы дети правильно оформили свои работы. Хотя детские работы далеки от совершенства, им присущи все характерные признаки дымковской игрушки.

Работа по изготовлению игрушек способствует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она направлена на обогащение и развитие речи детей.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Это мнение подтверждают исследования и наблюдения, согласно которым каждый ребенок изначально — кинестетик. Ощущения рук — его главная модальность восприятия. Новорожденный узнает мир «наошупь». Дети дошкольного возраста обучаются, начиная с умения работать руками, а это — в свою очередь способствует развитию мозга и дальнейшей обучаемости [23].

Приобщение детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой в развитии художественной культуры — Дипломная работа

ГЛАВА I Теоретические и методические основы декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста …7

1.1. Исследования отечественных педагогов в истории развития народных промыслов…7

1.2. История дымковской игрушки….9

1.3. Современные возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с дымковской росписью….13

1.4. Художественная организация среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народной игрушкой….18

Приобщение детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой в развитии художественной культуры…22

2.1. Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства…22

2.2. Анализ результатов исследования….…27

2.3 . Психолого-педагогические выводы….29

Список используемой литературы….….34

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как уникально — комплексной системы,, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.M. Лобок и др.).

В отечественной педагогике 20 века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа».

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства (Р.А. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (НА. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, ТС. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.).

В настоящее время в дошкольной педагогике. актуализировались проблемы использования дымковской росписи как культурно — педагогического феномена в развитии дошкольника (Т.И. Алиева, И.Я. Базик, Л.Д. Вавилова, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вешкурцева, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, И.Э.Куликовская, Г.В. Лунина, Л.Ф. Обухова и др.). В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания дымковской росписи, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников (Т.С. Комарова, Л.В.

Компанцева, В.Т. Кудрявцев и др.), в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Н.Н. Вересов отмечает дымковскую роспись, как источник получения детьми информации о мире. Следует выделить разнообразие дымковских образов. Поэтому для более осмысленного усвоения детьми Курсовая работа:

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Дымковская игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Игрушка выполненная своими руками несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, а также учит видеть и понимать окружающую жизнь.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окр

Список используемой литературы

1. Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов – М., 2005.

2. Богуславская И.Я. Русская народная глиняная игрушка. – Л., 1975.

3. Большая советская энциклопедия. – М., 1955.

4. Василенко В.М. Народное искусство. – М., 1974.

5. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М., 2000.

6. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей дошкольников. – М., 1999.

7. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

8. Деньшин А.И. Русская народная игрушка. – М., 1929.

9. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития. – М., 1986.

10. Жилкова В.Ф. Проблема воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста : Квалификационная работа. – М., 2003.

11. Закон РФ «Об образовании». – М., 1992, 2000.

12. Ильина Т.В. Игрушка – не игрушка! – М., 1964.

13. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997, 1999.

14. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.

15. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.

16. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.

17. Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.

18. Лихачев Л.С. Прошлое – будущему. – Л., 1985.

19. Маерова К., Дубинская К. Русское народно-прикладное искусство. – М., 1990.

20. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1997, 2000.

21. Народные художественные промыслы России. – Альбом. / Сост. И.И. Уткин. – М., 1984.

22. Некрасова М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности. – М., 1983.

23. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.

24. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1989.

25. Нудженко Т.В. Возможности народной игрушки в математическом развитии ребенка дошкольника : Квалификационная работа. – М., 2003.

26. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. Пособие для воспитателя и заведующей детским садом. – И., 1982.

27. Пантелеев Г.Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада. – М., 1976.

28. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1895.

29. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.

30. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.

31. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – М., 1988.

32. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.

33. Сакулина Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада. – М., 1947.

34. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2003.

35. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.

36. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М., 2006.

37. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. – Л., 1970.

38. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – М., 1972.

39. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М., 1973.

40. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

41. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

42. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. – М., 1967.

43. Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М., 1985.

44. Широкова Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) : Квалификационная работа. – М., 2003.

45. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.

46. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

Консультация для родителей » «Дымковская игрушка» » Воспитатель первой квалификационной категории Зойкина Лариса Александровна

Опубликовано: 14:09:46 20-03-2016

Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству (Н. А. Ветлугина).

Эстетическое воспитание детей – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности только лишь в детском саду не приведёт к желаемым результатам. Поэтому родителям необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начиная приобщать детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковская игрушка — это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Уважаемые родители, предлагая Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества! Для этого воспользуйтесь моими советами:

• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.

• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.

• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Источники:

http://fb.ru/article/128936/kak-poyavilas-dyimkovskaya-igrushka-istoriya

http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex18.htm

http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/znakomstvo

http://www.detsadclub.ru/16-vospitatelu/rabota-s-roditelyami/1130

http://studbooks.net/1741740/pedagogika/vyvod

http://www.zachetik.ru/112984

http://a2b2.ru/methods/18899_konsultaciya_dlya_roditeley__dymkovskaya