Факторы формирования личности это

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

— на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

— наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

— на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

— психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

• анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

• физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

• физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

• особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

• аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";

• предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

• обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

• способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

• содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

• является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

• дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

• создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Факторы формирования личности

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Фактор наследственности(Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества) АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.

Факторы формирования личности человека, развитие…

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Формирование личности человека.

Факторы влияния на формирование и развитие личности…

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Что из себя представляет процесс формирования личности? Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению. Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления.

Реферат — Биологические факторы формирования личности…

ВВЕДЕНИЕ.Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Личность и её основные факторы формирования

Природные особенности являются важными факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности: генотип человека; социальная среда; активность в деятельности и общении; жизненный опыт; природные факторы; уникальный индивидуальный опыт. Остановимся более подробно на их характеристике.

Факторы формирования личности. — Рефераты — Коллекция…

Формирование личности человека – это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти. Каждый день с нами происходит то, что как-то влияет на нас, чему-то учит, каким-то образом развивает.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Личностное развитие каждого человека обусловлено взаимным влиянием друг на друга определенных компонентов. Так, факторы, влияющие на формирование личности, а к ним следует относить: особенности воспитания, наследственность и практическую деятельность человека, создают немалый вклад в развитии индивидуальности каждого из нас.

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

< Предыдущая Оглавление Следующая > 5.2. Факторы развития и формирования личности Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Факторы развития личности | opace.ru

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Формирование личности человека. Факторы, процесс, условия…

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С. И. Ожегов). К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуе­мая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

Студопедия — Формирование личности: факторы, этапы…

Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости
  • Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

    В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

    Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

    Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

    Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

    Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

    Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

    Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

    На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

    Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

    Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

    Фазы становления личности:

    Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

    На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

    Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

    Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

    Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

    Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

    Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

    Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.
  • Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

    Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

    Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

    Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия
  • В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

    Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

    Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

    Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет
  • Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

    Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

    Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет
  • Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

    Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

    • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость
    • Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

    • мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
    • трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.
    • Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

      О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

      Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

    • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.
    • В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

    • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
    • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.
    • Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

      В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

      1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
      2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
      3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
      4. воля – способность достичь цели;
      5. эмоции – душевные волнения и переживания;
      6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
      7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

      Факторы развития личности

      Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

      Наследственность, как фактор развития личности

      Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

      Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

      Факторы развития личности: среда

      Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

      Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

      Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы их дети никогда не пережили того, что пережили они.

      Воспитание, как фактор развития личности

      Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

      Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

      Реферат: Личность и её основные факторы формирования

      Просмотров: 4958 Комментариев: 4 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

      4.Факторы формирования личности.

      5.Личность и общество.

      Список используемой литературы.

      Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

      Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества -стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть оттого, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

      Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. .Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

      Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

      Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие

      "жизненность", куда входят и духовные качества.

      Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

      Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию

      "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus* (рука). В русском языке слово

      "человек" имеет корень "чело" — лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

      Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

      Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то единого целого. Этот своеобразный "социальный атом", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле "и иди виды" все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм — философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

      Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

      Первый тип — "деятели" — охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Для таких личностей главное — активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

      Второй тип — "мыслители". Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.

      Третий тип — "люди чувств и эмоций", которые остро чувствуют, как

      "трещина мира" (Г.Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

      Четвертый тип — "гуманисты и подвижники", отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы

      "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом своей жизни милосердие. "Спешите делать добро" — этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

      В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной стержень. А для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких "кругов обязанностей" по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

      Хотя буддизм и отрицал наличие у человека души в европейском понимании, но индивид стремится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова вторая истина.

      Далее утверждается, что "истина преодоления страдания" состоит в снятии иллюзорных субъективных установок.

      Наконец, четвертая "истина пути" содержит описание восьми ступеней, на которых последовательно осуществляется контроль над сферой познания, поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

      Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования. Этим не исчерпывается диапазон данного понятия и очевидно, что большинство людей" сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поле его деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы. А, по словам Гегеля, истинная природа человека есть "свобода, свободная духовность".

      Выделяют, в первую очередь, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам

      Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека — украшение его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним. "

      Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он

      Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель

      выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.

      Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

      Зачастую она не только "держит" личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В знаменитом выражении Паскаля о человеке как "мыслящем тростнике" подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь

      (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

      Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности.

      Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее "расщеплению" или деградации.

      Личность — это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра — "Я". Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом "Я" есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовно-смысловой ее центр. Процесс соотнесения образа "Я" с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

      Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности — психологический стержень человека. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность.

      Слово "характер", употребленное в качестве синонима слову "личность", означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей.

      Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение индивида как личности.

      Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко ставят человека перед выбором и он не всегда следует самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.

      Новорожденный — уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью.

      Индивидуальность ребенка нарастает к двум-трем годам, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

      Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, — с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха — все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30 – 40 лет и застои(25

      зо, 40-45). Рубежами в жизни челове собственной семьи, рождение детей и т.п.

      Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности — итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

      Первая грань Я — это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат — тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я — об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

      Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально- ролевого Я ? характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов — и ничего кроме этого я не содержит.

      Третья грань — психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

      Четвертая грань Я — это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

      Наконец, пятая грань Я — это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками — и самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе.

      4.Факторы формирования личности.

      Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, которое преодолевало нормы родовой общности и делало человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму. Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

      ". Сущность "особой личности", — писал К. Маркс, — "составляет не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество. "

      Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность.’

      Индивидуальность — не просто "атомарность" человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

      Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.

      Личность — субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие — это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим

      Так, интеллектуальная зрелость личности выступает, прежде всего, как ее гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей, коллектива и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму.

      И эмоциональная зрелость личности формируется под решающим воздействием ее социальной активности. Эта зрелость отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к действительности, в ее способности к самоконтролю в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды. Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к другим людям, выработку собственной линии поведения и в то

      же время способность жить и работать в коллективе.

      Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков — к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. При этом вырабатывается умение подавлять импульсивные побуждения, отказываться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в будущем.

      Важнейший элемент становления личности — ее нравственное созревание.

      Предпочтительнее сознательное освоение выраженных обществом принципов свободы, справедливости, уважения к человеческому достоинству. Осознанное исполнение долга связано с понятием чести, без которого невозможно самоуважение.

      В целом в развитии личности можно выделить три важнейших уровня. На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения. На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения. На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей эпохи.

      На первый план здесь выступают качества индивидуальности, неповторимости в их общественно-историческом значении.

      В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению к внешним условиям. Личность — субъект своей жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы.

      Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

      В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность.

      Человек — продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое из этих определений, то понятие индивидуальности и личности ставят во главу угла самоусмотрение, благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни. Оба эти понятия используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.

      Смысловая близость терминов "индивидуальность» и "личность" — то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности — это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить и разные измерения того, что изменяется "социально значимыми качествами человека".

      К слову "индивидуальность" мы прилагаем такие эпитеты, как "яркая", "оригинальная". О личности нам хочется сказать "сильная", "энергичная",

      "независимая". В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности — скорее самостоятельность, или, как писал советский психолог СЛ. Рубенштейн ,

      «человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных ,единичных ,неповторимых свойств».Человек есть личность , поскольку у него есть свое лицо и поскольку даже в самых трудных жизненных испытаниях он не теряет лица.

      Понятие индивидуальности акцентирует на том, особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. При этом имеется в виду не просто внешний облик человека, а прежде всего комплекс его социально значимых качеств. Этот комплекс может быть более бедным у людей посредственных или однобоко оригинальных, обладающих односторонней и узкой одаренностью. С представлением же о развитой индивидуальности связывается наличие многообразия социальных качеств, сообщаемых человеку подлинную неповторимость.

      Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания.

      Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер.

      Призвание-не роль,не задача,которую человек может перед собой поставить.Вся его преднамеренность и воля должна быть, как раз направлена на то,чтобы «не препятствовать гению»,чтобы дарование-призвание «само в нем заговорило».Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе ничего удолетворяющего творца на свет не производит.

      Не иначе обстоит дело и с индивидуальной целостностью самого человека. Чтобы эта целостность образовалась, нужны многообразные целенаправленные усилия. Но не они строят индивидуальность: она сама строится, а точнее –сбывается, вырастает из зерна дарования в почве, которая разрыхлена.

      Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной дейтельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений. «Как само общество производит человека,так и он производит общество»,-писал К.Маркс.

      Проблему личности нельзя решать без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

      Связь личности и общества опосредована,прежде всего ,первичным коллективом:семейным, учебным,трудовым.Только через коллектив каждый его член входит в общество.Отсюда понятна его решающая роль-роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма,где личность складывается духовно и физически,где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников.

      Непосредственные формы общения, складываются в коллективе ,образуют социальные связи,формируя облик каждого человека.Через первичный коллектив идет отдача личного обществу и достижений общества-личности.И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом личностей; он сам формируется ими.Коллектив не естьнечто близкое,сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей.И в ней личность не тонет, не рассматривается, а выявляется и самоутверждается.Выполняя ту или иную общественную функцию,каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль.В развитом коллективе человек поднимается до сознания значимости своей личности.

      Если коллектив,вбирая в себя личность,сам сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом.Здесь надо различать коллективы формальные(официальные) и так называемые неформальные (неофициальные).Последние объединяются ,как правило, по интересам-это клубы,общества,секции.Здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений,отношениями дружбы,симпатии,в этих коллективах,как правило,выше творческое проявление сил.

      Ныне ,при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях производится политика создания трудовых коллективов,где все их члены были бы объединены также и по неофициальным признакам: в данном случае речь идет о способности людей, их собственной оценке своих возможностей и понимания каждым,что он действительно на своем месте и что он-необходимый, равноправный,равноуважаемый член коллектива.Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью,люди объединяются не только чисто производственными отношениями,а и другими интересами: политическими, нравственными,научными взглядами и мыслями,чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

      Поскольку каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия н даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и "проверяется на прочность" и коллектив, и каждая отдельная личность -дает ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.

      Человеческое общество — Это высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом, оно обладает высшим социальным авторитетом.

      Первичный коллектив — это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

      Общество не может безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и формируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся или же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.

      В связи с этим в обществе постоянно идет работа над определением идеалов, понимаемых как образцы, на которые должна равняться личность

      Наряду с идеалами, в обществе функционируют многочисленные "частные" модели личности, в которы учитывается, частности, профессиональные достоинства работников, как их понимает данное общественное в мнение.

      Лишение индивида общения отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно и" пня человека от общества и общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. Но еще ототпательное и страшное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В том плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти.

      Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтверждаться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях.

      Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность,

      — это не слова, а дела. И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно быть личностью, быть свободным, честным и принципиальным.

      Чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самим собой и людьми.

      Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

      Но как мы увидели, что конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, дай сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные

      концепции личности в сознании людей. "То чего недостаёт рабу, — писал Гегель- это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится "Я", его "Я" есть господин".

      Личность есть господин самого себя, — такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

      1.Спиркин «Основы философии»

      2.Гайдученок «Слово о личности»

      3.Кон «Открытие «Я»»

      4.Горелов « От расщепленного человека»

      5.Попов «Основы философии. Учебное пособие для ВУЗОВ»

      6.Кохановский «Философия. Учебник для высших учебных заведений»

      Источники:

      https://studfiles.net/preview/2983355/page:2/

      https://studme.org/61081/pedagogika/faktory_vliyayuschie_formirovanie_lichnosti

      http://www.chsvu.ru/faktory-formirovaniya-lichnosti/

      Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

      https://womanadvice.ru/faktory-razvitiya-lichnosti

      http://www.bestreferat.ru/referat-297006.html