Филичева соболева развитие речи дошкольника

/ Филичева Шаховская Соболева Малышу три года

кафедра дошкольной дефектологии МПГУ

( зав. кафедрой профессор В. И. Селиверстов)’,

доцент кафедры логопедии МПГУ М. Ф. Фомичева.

Филичева Т.Б., Шаховская С.Н., Соболева А.В.

Ф53 Малышу три года: Учеб.-метод, пособие -М.: Соц.-полит. журн., 1995 — 46 стр.

В пособии рассматриваются вопросы формирования речи и различные психические процессы у детей 3-летнего возраста. Анализируются возрастные особенности внимания, восприятия, мыш­ления, памяти, поведения, общения.

В каждом разделе имеется конкретный практический материал, позволяющий оценить возможности ребенка, перспективы его развития. Представлен игровой материал, способствующий всестороннему развитию ребенка.

Пособие рассчитано на родителей, воспитателей, психологов, логопедов.

ISSN 0869-8120 (приложение к журналу)

ББК 74.3 «Социально-политический журнал»

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Как же надо «замесить» его, чтобы из беспомощного сущест­ва появилась многогранная и неповторимая человеческая личность? Чтобы стать «квалифи­цированным» родителем, надо знать не только правила ухода за малышами, но и особенности детской психологии, представлять себе ход ее развития, проблемы, которые встают перед ребенком на каждом возрастном этапе.

Ученые установили, что между отдельными возрастами нет жесткого разграничения, хотя каждый период имеет специ­фические особенности. На последующих этапах развития предшествующая ведущая деятельность (так называют деятельность выполнение которой приводит к формированию основных психологических достижений человека на данной ступени развития его личности) не исчезает, а продолжает оказывать существенное влияние на психическое развитие ребенка.

Почему для разговора с родителями мы выбрали именно трехлетний возраст? Это один из так называемых критических периодов развития ребенка, когда сдвиги в его развитии особенно заметны и значимы. Наблюдательные родители располагают многочисленным конкретным материалом о своих детях. Мы же остановимся на особенностях деятельности и поведения

Знание особенностей 3-летнего малыша, условно понима­емая норма развития — та точка отсчета, которую всегда надо

иметь в виду, не переоценивая, но и не преуменьшая возможностей малыша. Каждый ребенок развивается индивидуально, у каждого есть свои природные особенности, но есть в развитии детей и общие закономерности. Полного совпадения, конечно, быть не может, но все же развитие каждого ребенка должно примерно совпадать с установленными наукой общими закономерностями развития.

В последние годы количество детей в семье сокращается. Общий социальный фон приводит к тому, что детям уделяется очень мало внимания, а это не может не сказываться на развитии ребенка. Родителям важно знать и учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, чтобы методически грамотно, а не интуитивно руководить развитием малыша. Этим можно будет устранить и предупредить возможные отклонения в развитии ребенка.

На каждом возрастном этапе развития ребенок требует особого подхода. Характеризуя возраст, всегда надо учитывать ведущую для ребенка деятельность и соответствующее ей содержание коммуникативной деятельности (общения). Именно эти две главные составляющие (деятельность и общение) определяют уровень и направления психического развития ребенка. Ребенок развивается в процессе деятельности. Ведущая деятельностьосновной признак каждого возраста.

Хотя и нет строго определенных требований к срокам усвоения детьми определенных знаний и умений, тем не менее общие положения могут быть названы. Малышу уже (или еще?) три года. А какой он, этот трехлетний ребенок? Трехлетний малыш заметно увеличился в росте, весе, овладел правильной прямой походкой, нормально ходит, бегает, все основные виды движений совершает ловко и уверенно. Он уже

многому научился у вас, многое знает, умеет. Он правильно пользуется обиходными предметами (ложкой, ключом, веником, карандашом и т.д.), знает их назначение и название, научился говорить, играть, получать знания (в первую очередь от вас и из собственного опыта), в меру своих возможностей трудится, определенным образом относится к вам, себе и себе подобным, у него есть основные бытовые и гигиенические навыки, выработалось осознание своей нужности, ценности для других, состояние спокойной уверенности в себе и в вас.

Разумеется, многое в приобретении знаний и умений зависит от условий жизни и воспитания. Ребенок уже не так наивен и беспомощен, хочет и может быть достаточно самостоятельным (Я сам!). Сам одевается, обувается, умывается, хотя и не всегда аккуратно, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими овладел элементарными навыками самообслуживания и с удовольствием демонстрирует их.

Кажется, совсем недавно он лепетал первые слова, а теперь его речь связная и понятная. Оказывается, вы не только кормили ребенка, поили его, одевали, заботились о нем, но и учили его, раскрывали перед ним мир предметов и явлений, называли их, показывали действия с ними. Раньше вы его приучали к отдельным самостоятельным действиям, а теперь он сам заявляет о своей самостоятельности. Это очень ответственный, можно сказать, переломный момент в жизни ребенка.

До 3 лет у малыша преобладало наглядно-действенное мышление, а теперь оно постепенно сменяется наглядно-образным.

У ребенка развита подражательная деятельность, в игре он копирует действия взрослых и это доставляет ему удовольствие. Внимание! Ребенок копирует не только положительные, но и отрицательные действия. Будьте всегда начеку, когда ребенок

рядом, будьте внимательны к своим действиям и поступкам. Ваши действия для него — всегда пример!

У трехлетнего интенсивно развивается сенсорика — так называется чувствительность всех видов: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая. Закрепляются связи между рукой, ухом, глазом, и это очень важно для развития различных функций и умений.

Малыш понимает и говорит. Запас понимаемых слов (пассивный словарь) примерно в полтора раза превышает запас слов, употребляемых им (активный словарь вырос до 1200-1500 слов).

Ребенок пользуется речью как средством общения. Он понимает речь — инструкцию, речь — рассказ (а ведь именно в рассказах, сказках, стихотворениях так много информации для ребенка о предметах окружающего мира, о явлениях, действиях, отношениях). Появляется много вопросов: зачем? почему? как? где? Совершенствуется и звуковая сторона речи. Она включает в себя различение звуков и их правильное проговаривание.

К трем годам у ребенка достаточно развиты ощущения, восприятия, память. Вместе с познавательными процессами развивается мышление. И как раз качественный скачок в развитии мышления наступает тогда, когда ребенок овладевает активной разговорной речью. Мысль «оформляется», «раз­вертывается» в речи, находит опору в словах. Развитие мышления, воображения и речи происходит одновременно, параллельно, и называется это речемыслительной деятельностью.

Занимаясь с ребенком, взрослый учит его отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать, сравнивать предметы и картинки. А беседы с ребенком проводятся на самые обыденные

темы: по ходу игры, по поводу наблюдаемых явлений и т.д. Не забудем поговорить с ребенком и о прожитом дне: что было сначала, куда ходили, что делали. Такой разговор важен для развития внимания, памяти, мышления, планирования, речи.

В три года речь ребенка — средство общения и средство обобщения. И это связано с развитием мышления. Ребенок уже в полной мере понимает, что каждое слово «уже обобщает» (например, кошка — это не только та, живая, что сидит на крыльце, или игрушка, или изображение на картинке, а все предметы такого рода называются этим словом). Ребенок уже обращает внимание на цвет, форму, величину, те или иные качества предметов и явлений. Выделяет части, свойства, пространственное расположение предметов, может анализировать и синтезировать, сравни­вать, обобщать, противопоставлять предметы, определять их различия и общность.

Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что сравнение — основа мышления. Ребенок постепенно овладевает этими операциями, умственными действиями: учится разлагать предмет на составляющие части, видеть в целом его элементы, объединять единичные элементы в целое. Но малыш мыслит пока не так, как взрослый. Он не способен к развернутым словесным рассуж­дениям, объяснениям и умозаключениям. Мысль его не отделилась полностью от практических действий. Он не может заранее обдумывать свои действия, поступки или просто думать, ставить перед собой цель.

Иначе говоря, ребенок мыслит, действуя. Естественно, умственное воспитание начинается с практического ознакомления

с предметами. Ребенок, соприкасаясь с ними, активно исследует их свойства. Сначала у него накапливаются конкретные представления об отдельных предметах и явлениях, а потом формируются более общие представления и понятия, развивается логическое мышление.

Ребенку трех лет доступна ориентировка во времени и пространстве. Важно воспитывать у ребенка познавательные интересы, обогащать его впечатления, переживания, вызывать эмоциональное, заинтересованное отношение к предметам, игрушкам, действиям взрослого. Ведь произошли существенные изменения в психическом облике ребенка, изменилась его социальная позиция: он не только подражает вам, копирует взрослых, но и анализирует (хотя еще примитивно) действия свои и окружающих, пытается руководить вами, когда это связано с его потребностями и желаниями. Важной возрастной особенностью является обостренная потребность во внимании взрослого, в эмоциональных контактах с ним.

В три года ребенокуже усвоил свою половую принадлежность, знает, кто он — мальчик или девочка. И в своих подражательных играх воспроизводит дейст­вия мамы и папы, дяди и тети, представителей своего пола.

У ребенка в игре и в быту проявляются богатые и разно­образные эмоции, есть четко выраженные симпатии и анти

патии, привычки и привязанности. Через подражание взрослым идет обучение и воспитание малыша. К старшим детям ребенок относится с благоговением, любит их, радуется, когда они приглашают его в игру. К младшим — доброжелателен, опекает их, трогательно заботится о тех, кто меньше его. Трехлетний ребенок готов заплакать сам, если рядом плачет другой ребенок, выражая таким образом свое сочувствие, хотя еще не понял, что

Дети этого возраста проявляют сострадание ко всему живому. Плохо обращаясь на глазах ребенка с животными, мы тем самым причиняем страдание и ему. Важно закрепить нравственные переживания ребенка соответствующими словами и действиями («У мишки оторвалась лапа. Ему надо помочь. Зайка упал. Ему больно» и т.д.). Ребенок не должен расти безучастным, равнодушным к людским переживаниям и заботам («Не будем шуметь: у мамы болит голова». «Папа устал, дадим ему отдохнуть» и т.д.). Постепенно эмоциональный опыт ребенка пополняется новыми чувствами и переживаниями. Не успели высохнуть слезы, а малыш уже улыбается, с увлечением

следит за тем, что ему показывают или

Ребенку в три года очень важно одобрение

родителей. Это необходимо для развития у

него чувства самоуважения, стремления к

Я самосовершенствованию. Малыш хочет быть

лучше, чем он есть. Он с очень большим % Л старанием учится бегать лучше, прыгать выше,

ЦЛо 1 к У вы Р каться > рисовать. Он все хочет сделать ‘ ^ ‘ лучше. Не мешайте ему в этом и поощряйте его

попытки. И не забудьте отметить успехи, это тоже исключи­тельно важно. Ребенок считает себя хорошим, не разочаро­вывайте его, не срывайте на нем зло, если вы устали или у вас неприятность, если даже вы имеете все основания быть ребенком недовольными, если он своими проказами помешал вам или испортил что-то.

Ни в коем случае не говорите ребенку: ‘Ты плохой. Я тебя не люблю!» Эти слова очень ранят малыша и к тому же это неправда. Он хороший, ваш ребенок, и вы его, конечно же, очень любите. Видимо, было бы правильнее заметить: «Всегда ты был хорошим. Я тебя очень люблю. Но ты поступил плохо, ты меня расстроил».

Не унижайте ребенка, не оскорбляйте его, да еще при других. Вообще, дорогие родители, хвалить ребенка надо рсегда принародно, а вот делать ему замечания, порицать лучше наедине с ребенком, без свидетелей, высказывая спокойно свое недовольство и одновременно веру в возможность улучшения положения только ребенку. Это золотое правило воспи­тательной политики родителей, кстати, относится не только к трехлетнему ребенку, но и к детям любого другого возраста. Родительская вера в то, что их ребенок хороший и будет еще лучше, любовь к ребенку нужны малышу. Это обеспечит ему эмоциональную поддержку, поможет формированию правильных представлений о добре и зле, пополнит опыт его нравственных переживаний, который пока еще невелик.

В три года ребенок начинает формироваться как личность. Влияние взрослых в это время очень велико. Постепенно формируется тип поведения ребенка, его темперамент, который в определенной мере является врожденным, но это не значит, что неизменным. Правильнее говорить, что становление личностных

особенностей ребенка во многом зависит от сочетания биологических и социальных условий развития. Иногда ребенок бывает обидчив, расстраивается при легких порицаниях, сопротивляется всему, что исходит от взрослого, стремится настоять на своем. Иногда он настойчив в деятельности, в поступках, остро переживает неуспех в действиях или игре. А вот похвала за явный неуспех недопустима. Оценка должна соответствовать результатам деятельности. Желательно оценку сопровождать пояснением, разъяснением, что получилось хорошо, а что могло бы быть лучше. Это важно для развития самостоятельности и самокритичности ребенка. Правильнее объяснить оценку, а не отметить однозначно: хорошо или плохо. А все-таки как ваш ребенок относится к оценке со стороны взрослого? Не очень хорошо, если он безразличен к тому, как его оценивает взрослый. Полное отсутствие переживаний при неуспехе настораживает. Это своеобразная эмоциональная глухота ребенка — не лучшее из его личностных качеств и проявлений.

Важным занятием для трехлетнего ребенка является игра. Ее роль в его развитии и воспитании трудно переоценить. Основная цель детских игр — знакомство детей с жизнью и трудом взрослых. Это игры на бытовые, производственные и общественно-социальные темы. В связи с тем, что жизненный опыт трехлетних детей еще очень мал, в их играх преобладают бытовые сюжеты: кормление кукол, лечение их и т.д. Хорошо, если ребенок сам придумывает игры. Чаще всего взрослые подсказывают сюжеты и предлагают последовательно развертываемые игровые действия. Если игра не отвечает интересам ребенка, то следует руководить ею, но не навязывать ее.

В игре формируется замысел и план действия. Нет ничего

страшного, если этот план по ходу игры будет ребенком меняться. Начав что-то делать по ходу игры, ребенок может бросить действия и переключиться на другие. Такое отвлечение связано или с фантазией малыша, или неустойчивостью его внимания, деятельности, или ярким предметом, попавшим в поле зрения ребенка, а может быть и воспоминанием о нем. Неустойчивость внимания, нечеткость планирования игровых действий, повышенная отвлекаемость — все это возрастные особенности, проявляющиеся в игре. Сюжеты игр меняются, но иногда ребенок может многократно возвращаться к какой-то игре, неизменно получая при этом удовольствие.

В игре ребенок осваивает трудовые опе­рации, отражает жизнь животных, учится строить взаимоотношения и т.д. И очень важно, чтобы у трудовой деятельности был предметный результат! В отличие от более младших, у трехлетнего ребенка уже возникает ролевая игра, где ребенок берет на себя роль взрослых, воспроизводя действия и взаимо­отношения. Ролевое взаимодействие в игре максимально развернуто: трут морковку, варят обед, купают и потом вытирают куклу, а после этого укладывают ее спать и т.д. Большинство игр социальны по своему содержанию.

Игра постепенно усложняется, увеличивается количество ее участников. Ребенок уже играет не только один или со взрослыми, но и со сверстниками. Обратите внимание, научился ли ваш ребенок играть не только рядом, но и вместе с другими детьми, какую из ролей предпочитает получить ваш ребенок при их распределении. Одни стараются захватить роли получше,

стремятся быть командирами, диктуют свои условия. Другие -больше подчиняются, довольст­вуясь отводимой им ролью. А ведь так уже формируется и жизнен­ная позиция:активная или пассив­но-исполнительская. Развивающиеся взаимоотношения детей в игре перейдут потом в жизненные взаимоотношения. Разумеется, Не всегда, но все-таки.

Дети любят эмоциональные, шумные занятия. По ходу игры говорят или издают подходящие звуки: гудят за машину, говорят разными голосами за предметы, за животных, одушевляя порой и неодушевленные предметы. Жесты детей выразительны, мимика живая, поза говорящая. Движениями ребенок передает обозначения или назначения предметов, используемых в игре. Понаблюдайте, так ли ваш ребенок играет. Проанализируйте его игру, оцените уровень развития игровой деятельности. Учите детей играть, играя вместе с ним, помогая ему, подсказывая и показывая. Но ни в коем случае не перегружайте ребенка. Продуктивной для этого возраста может быть игра, продолжающаяся 10-15 минут.

В три года у ребенка продолжается развитие общих движений: он становится более ловким, самостоятельным. С удовольствием выполняет такие задания, как влезть на стул (табурет) и спрыгнуть с него, пройти по наклонной доске (ширина 15 см, длина 2 м), приподнятой на 30-35 см, перешагнуть через палку (высота 30-35 см), влезть на стремянку (высотой 1,5 м) и слезть

Ребенок бегает, сохраняя равновесие, изменяет по заданию направление и темп бега; ползает по прямой между предметами и вокруг них; катает и бросает мяч. При выполнении малышом упражнений следует особое внимание обращать на координацию его движений. Отметьте, как ребенок выполняет движения по показу, по словесной инструкции, под музыку. Для этого подойдут упражнения типа «делай, как я покажу», «делай, что я скажу», игры с мячом, прыжки в высоту, в длину, имитация полета птиц, походки лисы, медведя, «летит самолет», «едет машина», «идет поезд» и т.д.

Понаблюдайте, не испытывает ли малыш страха и неуве­ренности при перепрыгивании, перешагивании? Запоминает ли инструкции? Не путает ли направления? Может ли удержать позу в равновесии? Таким образом Вы сможете оценить особенности выполнения ребенком движе­ний, моторного развития ребенка, особенности его деятельности и поведения.

Подвижные игры детям доставляют большое удовольствие. Эти игры могут проводиться с мячом, скакалками, обручами, физкультурными приспо­соблениями (горки, качели, лесенка и т.д.). Полезно не только выполнять отдельные движения, но и слушать или проговаривать при этом простые потешки, стишки.

Вот некоторые из них:

Мы топаем ногами: топ-топ-топ, Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп, Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Мы руки подаем и бегаем кругом.

(Сопровождается соответствущими движениями). «Мы зайчики»

А теперь попрыгаем, ножками подрыгаем.

Вверх мы ручки поднимаем, вниз мы ручки опускаем,

В кулачки их крепко сжали, кулачками постучали:

Полетели птички, крылышками машут: вот так, вот так.

Полетели-полетели и на ветку птички сели: вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Зайке холодно стоять, зайка хочет поскакать.

(Сопровождается соответствующими движениями). «Лохматый пёс»

Его изображает один из детей, остальные ходят вокруг него:

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнул он нос. Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет.

(Пес просыпается, ловит разбегающихся детей).

Внутри круга несколько человек — мыши, остальные водят

Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловки, переловим всех сейчас!

(Мышки разбегаются, дети их ловят).

Таких веселых игр можно придумать много. Легкий текст проговаривают дети, а сложный — взрослый, проводящий игру.

Дети охотно принимают участие в музыкальных упражнениях: медленно идут по кругу, потом переходят на подскоки, быструю ходьбу, бег (темп задается музыкальным сопровождением).

Под музыку дети медленно идут по кругу, сначала на носках, потом на пятках. При этом хором проговаривают ( или взрослый):

Мы походим на носочках, А потом — на пятках, Будем весело скакать, Танцевать вприсядку!

Медленная музыка сменяется быстрой, и дети весело танцуют. «Белые лебеди»

Передвигаясь по кругу , дети произносят текст:

Лебеди, лебеди, белые лебеди. Лебеди летели и на воду сели. Сели, посидели, снова полетели. (Дети выполняют нужные движения)

«Танец осенних листиков»

Мы листики осенние, на ветках мы сидели, Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял. Закружилися, полетели и на землю тихо сели.

А могут быть и игры — инсценировки.

Например, кто-то из детей — сова, она «сидит на суку». Дети обращаются к ней: «Совушка-сова, ты большая голова». А сова отвечает: «На суку сижу, во все стороны гляжу, комаров, жуков ловлю. Лечу. «(и начинает ловить разбегающихся детей).

«Гуси, пастух и лиса»

Выбираются лиса и пастух, остальные дети — гуси.

Пастух: «Гуси,гуси,вы откуда?»

Гуси: «Га-га-га, га-га-га, все мы с юга, все мы с юга».

Пастух:»Гуси, гуси, вы куда?»

Гуси: Та-га-га, га-га-га, на зеленые луга».

Появляется лиса: » Летом гуся утащу и лисятам отнесу’ 1

(Гуси под музыку разбегаются, а лиса их ловит).

Не следует забывать про импровизацию, про фантазию детей. Пусть ребенок покажет, как он перешагивает ручеек, перепрыгивает лужу, переходит по широкому и по очень

узенькому мостику через речку и т.д.

А уж если ввести сорев­нование — будет совсем весело! «Кто быстрее собе­рет?» (на полу разбросаны шишки, листочки, кубики, шарики и т.д.). По команде дети начинают собирать. Задание можно усложнить: собрать одного цвета, одной формы.

«А кто быстрее добежит, возьмет и принесет?» (Соревнуются команды).

Физические упражнения, подвижные игры снимают мышечное напряжение, скованность, делают детей ловкими и контактными, активными и общительными. Многие игры развивают внимание, сообразительность, память.

Особо поговорим о развитии мелкой моторики пальцев рук. Для этой работы подойдут пирамидки, рассыпанные спички, которые надо собрать, нанизывание бусинок или пуговиц, завязывание и развязывание узелков, кубики, мозаика и игры с пальчиками без слов и в речевом сопровождении.

«Погладим котенка» — плавные движения

(3-5 раз) одной, затем другой рукой.

«Веселые маляры» — одновремен­ные движения кистей рук сверху вниз, а затем влево-вправо.

«Курочка пьет воду» — локти на столе, пальчики сложены в виде клюва, постукивание ими по столу.

«Качаем лодочку» — движения кистей рук в горизонтальном направлении.

Тема кандидатской диссертации

Тема докторской диссертации

Курсы текущего учебного года

Введение в логопедию.

Общее недоразвитие речи.

Предупреждение и преодоление специфических ошибок у школьников с недоразвитием речи.

Программы коррекционных дошкольных учреждений и условия их реализации в современных условиях.

Организация и содержание логопедической работы в условиях общеобразовательной организации.

Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова Основы дошкольной логопедии.Учебник. Эксмо 2015

Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др авторы.Логопедия. Теория и практика. Учебник Эксмо

Развиваем речь дошкольника . М. 2015 Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

В гостях у бабушки-Загадушки. М. 2015. Филичева Т.Б. Соболева А.В., Туманова Т.В.

Подготовка к школе детей с нарушениями речи. М. 2016 Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В.

Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности Журнал Современные проблемы науки и образования

Формирование связных высказываний у детей с первичной глазной патологией (косоглазием) и общим недоразвитием речи Журнал Современные проблемы науки и образования 2014. – № 4; URL:http://www.science-education.ru/117-13346Филичева Т.Б., Соколова Т.В. Туманова ТВ

Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи ЖурналСовременные проблемы науки и образования2014. – № 6; URL:http://www.science-education.ru/117-133461,5 .Филичева Т.Б., Туманова ТВ, Гущина Ю.Р.

Повышение квалификации

Профилактика речевых расстройств с использованием речевой аппаратуры Интон, 2016.

Преодоление речевых расстройств с помощью речевой аппаратуры Интон, 2016.

Государственные и ведомственные награды

Дополнительная информация

Т.Б. Филичева является ведущим специалистом России в области дошкольной и коррекционной педагогики, автор более 170 монументальных научных работ, в том числе монографий, специальных программ, учебников и учебно-методических пособий. Автор таких известных изданий, как: «Логопедия», «Основы логопедии», «Методическое наследие», «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» и т.д. Эти работы являются фундаментальными исследованиями в области коррекционной педагогики, имеют гриф Министерства образования и науки РФ, Института коррекционной педагогики РАО, академии постдипломного образования Санкт-Петербурга и т.д. Разработанные Т.Б. Филичевой учебные пособия пользуются популярностью у студентов Вузов, логопедов-практиков, изданы за рубежом. Научные разработки Т.Б. Филичевой широко внедрены в специальные учреждения России. Ученики Филичевой Т.Б. и последователи созданной ею научной школы работают по всей стране и за ее пределами (включая ближнее и дальнее зарубежье).

Академик Международной славянской Академии им. Я А. Коменского, ведущий специалист в коррекционной педагогике по версии международной энциклопедии «Who is who of professional and busines swomen».

Главный редактор журнала «Логопедия сегодня», член редакционной коллегии журнала «Дефектология».

Филичева соболева развитие речи дошкольника

Программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. (старшая группа детского сада) (Т. Б. Филичева, Г.

В программе освещается система коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основ­ные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возра­ста и их психологические особенности; изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грам-матических компонентов языка, связной речи; отражена спе­цифика коррекционно-воспитательного процесса, преемствен­ность в работе логопеда и воспитателя.

Подготовительная группа (планирование и результаты). программа Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях.

Второй год обучения ( подготовительная группа) В подготовительных группах для детей с общим недоразвитием речи (второй год усвоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание как в. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7. Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического Дошкольники старшей и подготовительной группы дошкольникам с ОНР – I,II,III уровня групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. речи в условиях специального детского сада Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Содержит указания по ведению документации логопеда. Рекомендована Министерством образования РФ. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Филичева Т. Б. Чиркина Г.

В. Коррекционное обучение и вос­питание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М. Лавра, 1993. В пособии изложена программа обучения и воспитания детей со 2-3-м уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом.

Обучение по программе направлено на ус­транение речевого дефекта, а также на предупреждение возмож­ных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недо­развитием. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Содержит тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обуче­ния.

Даны рекомендации к использованию лексического материа­ла. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

Гриф МОРФ. Филичева Т. Б. Чиркина Г.

В. Подготовка к школе детей с об­щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М. Альфа, 1993. В пособии освещаются основные этапы логопедической рабо­ты с детьми 6-го и 7-го года жизни в группах детей с общим недо-. ______________________ ВОПРОС 4 _______________________ 35.

развитием речи. Даны методические приемы логопедического об­следования детей, определены содержание и принципы построе­ния индивидуальных и фронтальных логопедических занятий.

Со­держатся лексический материал, который используется в коррек-ционном обучении, конспекты логопедических занятий. Книга адресована логопедам, воспитателям дошкольных образователь­ных учреждений, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов. Филичева Т.

Б. Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.

Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специаль­ных дошкольных учреждениях). Пособие предназначено логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в старшей группе. Представлены психо­лого-педагогическая характеристика детей, программа коррекцион­ного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-граммати-ческого строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Приложение содержит разделы с рекомен­дациями по работе воспитателя и музыкального работника в группе для детей с ОНР, а также родителям для домашней работы.

Гриф МОРФ. Жукова Н.

Си Мастюкова Е. М.

,Филичева Т. Б. Преодоление об­щих недостатков речи у дошкольников. М. Изд. «Социаль­но-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994. В пособии рассматриваются общие закономерности развития дет­ской речи в норме и в условиях ее нарушения, раскрывается специ­фика процесса усвоения родного языка при нарушении развития речи.

Описаны способы выявления этих нарушений и даны методические рекомендации по коррекции речи. Адресовано логопедам и воспита­телям детских садов, родителям, студентам дефектологических фа­культетов. Гриф МО РФ.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М. Филичева Т. Б. Логопедия. Пре­одоления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда.

Екатеринбург: АРГД, 1998. — (Учимся играя). В книге излагаются современные представления об общем недо­развитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза, выделяются его варианты. В сравнительном плане рас­сматривается процесс усвоения ребенком языка в норме и при па­тологии, представлена система поэтапного коррекционного обуче­ния. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспи­тателей. Гриф МО РФ.

36_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ___________________. ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Филичева Т. Б. Соболева А. В.

Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, АРГО, 1996. Пособие содержит красочный картинный материал (демонст-рацирщшй и раздаточный) для формирования грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи у детей.

Предназна- ] чено для воспитателей всех видов дошкольных образовательных учреждений, родителей, готовящих детей к школе, дефектологов. ) а также для обследования и проведения индивидуальных и фрон­тальных занятий во всех типах групп детских садов специального назначения.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ. С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

(подготовительная к школе группа) (Г. А.

Каше, Т. Б. Филичева). Программа предназначена для логопедов и воспитателей подготовительных к школе групп, в которых воспитывают­ся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В ней определен объем знаний, умений и навыков, необ­ходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемый материал по формированию произ­ношения и усвоению элементов грамоты разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной катего­рии. Рекомендована Министерством образования РФ. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Каше Г.

А. Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недо­развитием фонематического строя речи: Подготовительная к школе группа. М. Просвещение, 1978.

Пособие включает программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, содержит рекомендации к планирова-. ______________________ ВОПРОС 4_________________________ 37. нию работы логопеда и воспитателя. Приведены подробные конс­пекты фронтальных логопедических занятий по формированию про­износительной стороны речи и навыков звукового анализа. Гриф МОРФ.

Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.

М. Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специальных дошкольных учрежде­ния). Предлагаемое пособие предназначено для воспитателей и лого­педов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим не­доразвитием (ФФН). Представленный материал содержит характе­ристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодоле­нию ФФН у детей. Гриф МО РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Каше Г. А. Филичева Т. Б. Дидактический материал по форми­рованию правильного произношения у детей дошкольного возраста. М.

Просвещение, 1990. Картинный иллюстрированный материал для формирования пра­вильного произношения и слоговой структуры слова. Даны рекомен­дации к использованию игровых фрагментов на логопедических за­нятиях.

Готовятся к изданию. ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Каше Г. А. Филичева Т.

Б. Программа обучения детей с фоне­тико-фонематическим недоразвитием (в подготовительной к школе группе). М. Гном и Д.

Предлагаемая программа предназначается для логопедов и вос­питателей подготовительной к школе группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В программе дана характеристика особенностей речевого развития детей с ФФН, определены основные задачи и методические приемы обследования и коррекционной лого­педической работы, раскрыто содержание работы по преодолению ФФН у детей. 38_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________. (В. И. Лотнова, Т. И.

Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /. Под ред. Т.

И. Гурович). Представляет универсальную комплексную систему разви­тия и воспитания детей в детском саду, разработанную на ос­нове достижений классической и современной дошкольной педагогики. Составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и стар­шего возраста.

Задача программы — начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обес­печение процесса начальной социализации и индивидуализа­ции в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отно­шения ребенка к окружающему миру. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Его реа­лизация достигается путем приобщения ребенка к изобрази­тельному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Целостность и единство разделов программы определяется связью ее трех магистраль­ных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности.

Программа ориентирует педа­гога на творческое отношение к работе. Количество учебных занятий и их продолжительность не регламентированы. Педа­гогу представлено право самостоятельно определять их место в режиме дня, а также решать, какое образовательное содер­жание может быть реализовано через совместную и самосто­ятельную деятельность детей в процессе игр или занятий. Программа составлена с учетом дифференцированного освое­ния содержания образования по уровням (высокий, средний, низкий по каждому разделу), которые являются ориентиром для педагога в конструировании образовательного маршрута ребенка. Учебные и методические пособия к ведущим разде­лам программы публикуются в серии «Библиотека програм­мы „Детство»» (издательство «Детство-Пресс», СПб.

Готовит­ся к выпуску третье издание программы. Рекомендована Министерством образования РФ. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под ред.

М. А. Васильевой). Базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М. Просвещение, 1983) и является ее адап­тированным вариантом для российских детских садов. Осно­вывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Главные задачи — ох­рана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспи­тание и подготовка детей к. школе — конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада: для 1-й и 2-й групп раннего возраста, для 1-й и 2-й младших, средней, старшей, подготовительной групп. Программа предусматривает органи­зацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строится по видам деятельности детей. Имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков. Рекомендована Министерством образования РФ. В 2004 году вышла усовершенствованная «Программа вос­питания и обучения в детском саду».

Авторы-составители (М. А. Васильева, В.

В. Гербова, Т. С. Комарова) постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции оте­чественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по ох­ране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее вос­питание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой дея­тельности. Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях совре­менных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятор-ных).

При этом составители Программы основывались на важ­нейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие». Составите­ли также имели в виду, что воспитание и психическое развитие. 40________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________. не могут выступать как два обособленных процесса, независи­мых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходи­мой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В.

Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта програм­мы выступает как важнейший результат успешности воспита­ния и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представ­ляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные ли­нии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нрав­ственного и эмоционального воспитания ребенка. Образова­ние рассматривается как процесс приобщения ребенка к ос­новным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Издание существенно дополнено и переработано; традици­онное содержание программы трансформировано и обогаще­но необходимой развивающей средой. Главный критерий от­бора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической как отечественной, так и зару­бежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариан­том преемственность в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нрав­ственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкие возможности для познавательного социального и личностного развития ребенка. Ведущие цели обновленной программы — создание благо­приятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями, подготовка ребенка к жизни в современном об­ществе. _____________________________ ВОПРОС 4 ___________________________ 41.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, дви­гательной, элементарно-трудовой. В программе раскрыты закономерности и особенности раз­вития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной спе­цифики программы для 1-й и 2-й групп раннего возраста струк­турно иные, чем программы дошкольных групп. Для достижения целей программы первостепенное значе­ние имеют:. • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и сво­евременном всестороннем развитии каждого ребенка;. • создание в группах атмосферы гуманного, доброжелатель­ного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;.

• максимальное использование разнообразных видов дет­ской деятельности; их интеграция в целях повышения эффек­тивности образовательного процесса;. • креативность (творческая организация) процесса воспи­тания и обучения;.

• вариативность использования образовательного матери­ала, позволяющая развивать творчество в соответствии с ин­тересами и наклонностями каждого ребенка;. • уважительное отношение к результатам детского творчества;. • обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и. • координация подходов к воспитанию детей в условиях. • обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;.

• соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждений начального образования, исключающей умствен­ ные и физические перегрузки в содержании образования ре­ бенка дошкольного возраста. Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправ­ленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

Педагогический коллектив самостоятельно выбирает, ка­кую комплексную программу утвердить на установочном пе-. 42________________ « ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ ________________. дагогическом совете, какие методики и технологии разви­вающего обучения использовать в работе с детьми. Практи­ка показала, что большинство дошкольных образователь­ных учреждений Санкт-Петербурга работает по программе «Детство» или по «Программе воспитания и обучения в дет­ском саду». Улучшение обеспечения детских садов учебно-методической литературой — условие эффективного решения проблемы со­временного качественного дошкольного образования*.

Аннотированный каталог-справочник «Дошкольное обра­зование в России» является первым официальным изданием, в котором системно представлена учебно-методическая лите­ратура по всем основным аспектам образования детей до­школьного возраста и подготовки их к школе. Цель каталога — отразить многообразие учебной литерату­ры по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избранным направле­нием образования детей.

В каталог вошли все действующие программы, рекомендованные Министерством образования РФ для детских садов, а также учебные и методические посо­бия (базовые к программам и универсальные), демонстраци­онные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Настоящий каталог адресован педагогическим работникам детских садов и учреж­дений, реализующим программы дошкольного и начального образования, специалистам органов управления образованием и институтов повышения квалификации, а также всем, кто при-частен к изданию и распространению учебной литературы. Федеральный перечень является необходимым инструмен­том сбора и выполнения заказа на учебную литературу, а также комплектования библиотечных фондов образователь­ных учреждений, высших и средних учебных педагогиче­ских заведений. Учебно-методические пособия в новом пе-. * Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М. Гном и Д, 2004.

44_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ______. речне структурированы в 7 относительно самостоятельных разделов. В 6 комплексно представлена учебная литература по всем основным направлениям развития личности ребенка до­школьного возраста. Это литература укомплектована в соответ­ствии со спецификой ее использования в педагогическом про­цессе ДОУ: представлены общеразвивающие пособия, пособия коррекционной направленности, пособия для подготовки де­тей к школе и для организации дополнительных образователь­ных услуг в ДОУ.

Учебные издания систематизированы в соответствии с ос­новными возрастными периодами дошкольного детства и их адресностью, то есть в каждом блоке каждого раздела подо­браны методики и технологии для детей и для педагогов. Впер­вые в перечень включены программа воспитания и развития ребенка в детском саду «Детство» (3—7 лет) с теми методи­ческими пособиями, которые получили федеральный гриф (№ 124—129), а также интегрированная программа интеллек­туально-художественного, творческого развития ребенка «Гар­мония развития» (авт. Д. И. Воробьева, № 130) с подпрограм­мой «Ритмическая мозаика» (авт. А. И.

Буренина, № 131). Кроме того, расширен перечень изданий для организации до­полнительных образовательных услуг в детском саду. Это усо­вершенствованный комплект пособий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте «По до­роге к азбуке» (тетради № 1—4; автор Р. Н. Бунеев, Е.

В. Буне-ева, Т. Р. Кислова, № 183). Сегодня логопеду не нужно тратить свое личное время на изготовление пособий, дидактического материала, так как есть выбор и возможность приобрести качественные красочные пособия, игры в магазинах.

• Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, выпустило «Сти- мульный материал» для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н. В. Серебряковой (2005). Стимульный материал предназначен для определения уров­ня развития психических функций (зрительного восприятия, памяти, мышления) детей от 1 года до 4 лет.

• Издательство ТЦ «Сфера», Москва, выпустило мето­ дическое пособие «Как провести логопедическое обсле­ дование детей 2—4 лет», авторы О. Е. Громова, Г. Н.

Со- ломатина (2004). Настоящее пособие предназначено для проведения обсле­дования звуковой стороны речи детей, начиная с раннего воз­раста, и содержит задания по обследованию произношения зву­ков раннего и позднего онтогенеза. Впервые представлено под­робное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов международного фонетического алфавита.

Разрабо­таны методические рекомендации для логопедического обсле­дования произносительной стороны речи, включая диагнос­тику звукового строя и слоговой структуры слова. • Обследованию объема пассивного и активного словарного запаса с опорой на картинки, грамматического строя речи, пись­менной и связной речи поможет «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т. П. Бессоновой, О.

Е. Гри­бовой (М. Аркти, 1998). Весь речевой материал подобран. 46________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ ________________.

в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сро­ков появления в речи детей, распределен по трем группам. Уровень А включает наиболее простой материал. Вербальный материал В наиболее сложный. Для уровня Б предлагается, соответственно, материал промежуточной степени сложности. Систематизация языкового материала по уровню сложнос­ти в рамках каждой пробы позволяет специалисту обследо­вать детей самого широкого возрастного спектра с различной степенью тяжести речевого дефекта и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в усло­виях индивидуальных и групповых занятий. • Игры и занятия, включенные в пособие «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (авторы А. Н.

Корнев, Н. Е. Старосельская; 1999), рассчитаны на детей в возрасте от полутора до 7—8 лет. Методическое руководство содержит описание дидактиче­ских игр и занятий по развитию связной речи, по формированию понимания речи и стихотворных текстов, внимания, памяти, логического мышления. Пособие состоит из двух брошюр: одна из них содержит разрезные картинки, другая — методическое руководство по использованию материала. Предложенный ил­люстративный материал может быть использован логопедом с целью обследования лексико-грамматического строя речи, связной речи, определения уровня сформированности психи­ческих функций — памяти, внимания, мышления.

У логопеда есть право самостоятельно подобрать дидакти­ческий материал, пособия и игрушки, продумать задания, ко­торые помогут получить достоверную информацию о разви­тии речевых и неречевых функций у каждого ребенка.

Источники:

https://studfiles.net/preview/1741868/

Филичева Татьяна Борисовна

http://afcgagarinets.weebly.com/blog/programma-filicheva-chirkina-onr-podgotoviteljnaya-gruppa