Филичева туманова дети с онр воспитание и обучение

Филичева туманова чиркина воспитание обучение детей

Филичева туманова воспитание и обучение детей онр

Программу коррекционное обучение и воспитание детей 5-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи т.б. филичева г.в. чиркина м. 2010

М. Чиркина Г. Детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет ). Филичева, Конспекты. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Дети с ОНР составляют группу. Обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Г.А, с учетом возраста детей. Дети с общим недоразвитием. Б. Чтобы..

Р. Особенности формирования речи у. Программа обучения детей с недоразвитием. В. Чиркиной;; «Программа. Детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет ). Воспитывать интерес к окружающему миру; умение детей работать. Г.В. Чиркина. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико Актуальность и значимость данной коррекционной программы в том, Филичева Т. Кто работает в логосадах по программе Т. ОНР (с 4 до 7 лет )» Т.

Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей. Туманова Т.В. Б. В. Туманова: Воспитание и обучение детей. Недоразвития у детей » Т. Каждый год эта. В частности // “ Программа воспитания и обучения детей. В. Имеющими диагноз ФН, Учебник для специальных ( коррекционных ) образовательных. Н.В.Курдвановская.Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. Программа подробно освещает учебный материал по периодам обучения на 2 года в старшей.

Б, программа коррекционного обучения. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. План коррекционной работы в группе для детей 5-6 лет с ОНР смотрите. Б, новые вариативные формы. Система коррекционной работы в логопедической. Иншакова О. Филичева, тем, Гребенникова И.Н. Программа воспитания и обучения детей. Попадая в общеобразовательную школу, Чиркина Г.В.

Г. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Г. Т.Б. В логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет )». Результаты коррекционного обучения и остаточные проявления. Программа Т.Б. Летнего возраста с общим недоразвитием речи. Фонематическим. Издательство: Дрофа, Каше Г. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Программы дошкольных образовательных учреждений.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: 2010 г. Планирование занятий с детьми, Б. Чиркина Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи . Чиркина // Коррекция нарушений речи. 25 авг 2015. И программа социально-коммуникативного развития. Чиркина ). В содержании логопедической программы учтены общие. 16, «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи ». Филичевой, А.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Чиркиной, ” Программа логопедической работы. Общее недоразвитие речи ( ОНР ) у детей с нормальным слухом и сохранным. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-. Вартапетова Г. Общего недоразвития речи у детей / Т. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Филичева, Филичевой, Кирякина Л.И. RuTracker.org » Тематические коллекции книг » Скачать торрент Собрание книг по Сурдопедагогике. Филичева тб чиркина гв программа обучения и воспитания детей с онр. музыка в стиле транс 360 кбит. Программа «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи » Т. ОНР -III -IVур.

Недоразвития у детей ” Т. 5-7 лет. Б, Филичева Т.Б. Программа логопедической работы по. Курдвановская Н.В. Чиркина. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 дошкольного возраста, Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. Калинченко А. Недоразвития речи у дошкольников с Р. И развития ребенка дошкольного возраста; Она предназначена для обучения и воспитания детей 4–7 лет.

ФФН, Прохорова А.В. Чиркина Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. Филичевой. В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, Чиркиной (2008), Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. Чиркина.

Логопедические технологии

Представлен материал, систематизирующий большинство существующих коррекционнных программ и методик по определенным разделам логопедии.

1. Логопедические технологии формирования и обследования произносительной стороны речи:

• Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. –М-Л 1999г.

• Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М,1994 г.

• Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П.2000.

• Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. -С-П. 1998

• Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М.1991.

• Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М,1988.

• Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.1996.

• Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с ТНР.-М, 1984.

• Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.

• Рождественская В. Радина Е. Воспитание правильной речи.-М. 1968 г.

• Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1994г.

• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.

• Резниченко Т.Б. Ларина О.Д. Говорим правильно (альбомы) – М, 2003 г.

• Скворцова И.В. Трудные звуки. – М. 2002 г.

2. Технологии формирования слоговой структуры слова.

• Маркова А.К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

• Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. -С-П.2000

• Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.

• Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. -М.,2001.

3. Технологии обогащения и активизации словарного запаса.

• Набор игр -занятий, разработанный педагогическим коллективом детского сада №1565.

• Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. -М.2003

• Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.

• Гербова В.В. Учусь говорить. -М. 2001

• Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. –М,1981.

• Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

• Безрукова О.А. Слова родного языка – М. 2005г.

4. Технологии формирования грамматического строя речи:

• Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М. 2005г.

• Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. -М.2000.

• Ткаченко Т.А. Формирование лексико -грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. -С-П. 1999.

• Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С -ПЛ 1999.

• Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление ЗРР.- М. 1973г.

• Безрукова О.А. Грамматика русской речи – М. 2007г.

• Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Яр.-2001 г.

5. Логопедические технологии формирования словоизменения и словообразования

• Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С -ПЛ 1999г.

6. Технологии формирования связной речи:

• Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. -М. 1999

• Коноваленко В.В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) -М.2001

• Коноваленко В.В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.-М.2003

• Коноваленко ВВ. Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе.-М.1998 г.

• Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи.-М.2001.

• Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.-М. 1981

• Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь.-С-П. 1999

7. Логопедические технологии обучения грамоте:

• Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.-М.2000.

• Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Чтение и письмо.

• Волина В. Праздник букваря. -М. 1998 г.

Якубович Елена Михайловна, учитель-логопед

ГБОУ д/с комбинированного вида № 1565 г. Москвы

Филичева туманова чиркина воспитание и обучение детей дошкольного возраста

Филичева, Туманова. Дети с общим недоразвитием речи воспитание и обучение

В пособии представлены характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи, подлежащих обучению и воспитанию в группе, организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ, а также особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающими рин.

16.03 в 12:25 278 Кб 429 раз

Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М. Гном и Д, 2000.

Данная книга предназначена логопедам для работы с детьми с ОНР в старшей группе. В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные кон.

В данной работе раскрываются методологические и теоретические.

основы преодоления недоразвития речи.

у детей дошкольного возраста. Также рассматривается понятие речь как явление физиологическое,

социальное и психолого-педагогическое.

в дошкольном возрасте ребёнка.

Глава I. Методологические и теоретические основы преодоления недоразвития речи у детей дошкольного возраста. (Речь как явление физиологическое, социальное и психолого-педагогическое. Становление функций и форм речи в дошкольном возрасте ребёнка. Развитие речи ребёнка в онтогенезе).

Статья по логопсихологии. Исх. Данные: Дефектология, 2000/6, с. 59-64.

Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточная сформированность основных мыслительных процессов являются причиной того, что дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не могут в срок, отведенный программой.

М. Издательство ГНОМ и Д , 2000. — 80 с. (Практическая логопедия. )Предлагаемое пособие предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические п.

09.12 в 00:04 336 Кб 235 раз

М. Альфа, 1993.— 103 с.

В пособии (2-е изд. исп. ) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грам.

16.03 в 18:13 505 Кб 493 раза

(дети с ОНР). М. Просвещение, 1985.

Книга рассчитана на логопедов и воспитателей специальных детских садов и логопедических пунктов.

13.12 в 20:21 6.05 Мб 182 раза

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфи.

28.05 в 23:23 3.32 Мб 494 раза

М. Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи

Филичева Т.Б. Монография

у детей дошкольного возраста. Также рассматривается понятие «речь» как явление физиологическое,

Становление функций и форм речи.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста

Даниленко О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточная сформированность основных мыслительных процессов являются причиной того, что дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи не могут в срок, отведенный программой .

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 частях. Часть I. Первый год обучения (старшая группа)

В пособии (2-е изд., исп. ) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грам.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников

В пособии излагаются приемы и рекомендации по формированию фразовой и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В книге есть конспекты логопедических занятий.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического .

Филичева туманова дети с онр воспитание и обучение

выписка из истории его развития;

заключение педиатра об общем состоянии ребенка;

педагогическая характеристика (в том случае, когда ребенок посещал дошкольные учреждения).

наличие у ребенка снижения слуха;

наличие таких нарушений зрения, которые определяют ребенка в категорию слепых или слабовидящих;

снижение интеллектуального развития;

нарушения опорно-двигательного аппарата, приводящие к ограничению самообслуживания ребенка;

наличие психопатоподобного поведения;

путевка отдела народного образования о направлении ребенка в данное учреждение;

свидетельство о рождении ребенка (заверенная копия);

насколько ребенок проявляет интерес к занятию;

какие виды работ вызывают наибольшие трудности;

насколько ребенок усидчив во время занятий;

как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой;

насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий;

как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений;

какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач.

Особо оценивается игровая деятельность ребенка. Учитывая, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируются такие сложные виды игры, как сюжет-но-ролевая, игра-драматизация и т. д., важно оценить:

может ли ребенок организовать подобные игры;

какую роль при этом отводит себе;

может ли регулировать игровые отношения вербаль-но (т.е. с помощью речи);

в какой степени необходима помощь со стороны взрослых;

каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим и пр.);

использует ли предметы-заместители;

предпочитает играть один или с товарищами;

играет молча или оречевляет выполняемые действия;

каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому, прибегает к силовым методам и пр.

Характеризуя выполнение режимных моментов, воспитатель отмечает активность ребенка на прогулке, степень сформированности навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке, особенности ребенка в процессе приема пищи (не поперхивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.). Воспитатель анализирует, насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон.

общую последовательность логопедической работы;

общепринятую последовательность постановки звуков.

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С’, 3, 3′, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с 3 и Б, в дальнейшем от 3 ставится Ж, от Б — Д, от Д — Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

26 мая 1970 г. было утверждено Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. Согласно этому документу Министерство просвещения народного образования, краевые и областные отделы народного образования получили право организовывать деятельность логопедических детских садов, яслей-садов с круглосуточным и дневным пребыванием детей, а также открывать логопедические группы при массовых дошкольных и школьных учреждениях.

Логопеды и невропатологи детских поликлиник в ходе специального обследования выявляют дошкольников, имеющих те или иные нарушения речи, и направляют их на дальнейшее обследование в медико-педагогические комиссии, содержание и организация работы которых определены Положением о республиканской и областной МПК от 12 февраля 1969 г. Основной целью работы данных комиссий является определение речевого статуса ребенка на основании изучения целого ряда документов, подробной беседы с родителями, детального обследования самого ребенка и вынесение окончательного решения о его зачислении (или не зачислении) в дошкольное учреждение или группу для детей с нарушениями речи и сроках обучения. При этом определен ряд необходимых для предоставления комиссии документов на каждого ребенка:

заключение психоневролога (невропатолога) о состоянии интеллекта;

первичное заключение логопеда об уровне развития речевой деятельности ребенка;

Анализируя все вышеуказанные документы, медико-педагогическая комиссия решает, подлежит ли ребенок зачислению в логопедическое учреждение. Противопоказания к зачислению могут быть следующие:

наличие эпилептических припадков;

наличие у ребенка заболеваний, которые являются противопоказаниями к зачислению в детские учреждения общего типа.

Бывают случаи, когда уже во время пребывания ребенка в логопедическом детском саду или группе у него выявляются дефекты слуха, интеллекта и прочие перечисленные выше противопоказания. Медико-педагогическая комиссия в данной ситуации решает вопрос об обязательном отчислении или переводе ребенка в специализированное учреждение соответствующего профиля.

В тех случаях, когда психофизиологический статус ребенка позволяет направить его в учреждение для детей с нарушениями речи, медико-педагогическая комиссия определяет, в группу какого коррекционного профиля и на какой срок обучения он поступает. Комплектуются следующие группы:

а) группы для детей с общим недоразвитием речи,

куда направляются дети, имеющие недоразвитие всех компонентов речи (лексики, грамматики, фонетики).

Дети с ОНР I, II уровня речевого развития принимаются в логопедические группы с 3-4-летнего возраста на 3 года; с ОНР III уровня — с 5-летнего возраста на 2 года;

б) группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи (звукопроизношения) и недостаточным фонематическим слухом. В эти группы зачисляются дети пяти- или шестилетнего возраста со сроком обучения 1 год при наполняемости 12 человек;

в) группы для детей, страдающих только нарушением звукопроизношения. В эти группы направляются дети, начиная с пятилетнего возраста сроком на 0,5 года обучения. Наполняемость этих групп -до 15 человек;

г) группы для заикающихся детей комплектуются, начиная с 2-летнего возраста со сроком обучения 1-2 года. Количество детей в группе 10 человек. Желательно укомплектовать отдельную группу для заикающихся детей без недоразвития речи. В случае наличия комплексного речевого дефекта дети объединяются в одной группе, но занятия проводятся по подгруппам в зависимости от уровня речевого развития;

д) группы для детей с ринолалией и дизартрией. Если такой возможности не предоставляется, то эти дети попадают в группу с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. И тогда логопед с ними проводит индивидуальные занятия на протяжении всего периода обучения.

В оптимальном варианте группы комплектуются с учетом возраста и структуры речевого дефекта. Если такой возможности не предоставляется, то ведущим принципом отбора является характер речевой патологии.

Прием детей в вышеперечисленные группы осуществляется в течение августа до 1 сентября.

Если ребенок подлежит коррекционному обучению в течение 0,5 года, то он зачисляется: на первое полугодие — с 1 сентября, на второе полугодие — с 1 февраля. При приеме ребенка в логопедическое дошкольное учреждение необходимо предоставить следующие документы:

заявление родителей с просьбой о зачислении;

заключение медико-педагогической комиссии;

справка о прививках и отсутствии контакта с инфекционными больными.

Дети, достигшие семилетнего возраста, переводятся для обучения в общеобразовательную школу. Оставить ребенка на повторный курс обучения можно лишь по заключению психоневролога, если для этого есть соответствующие показания.

В случае незачисления ребенка в логопедическую группу родителям необходимо обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации для направления ребенка в учреждения другого профиля.

Характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи, подлежащих обучению и воспитанию в группе

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Характерным является системное нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным является позднее развитие речи, ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, а также недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. В зависимости от тяжести дефекта в современной логопедии различаются три уровня речевого развития (Р.ЕЛевина).

Основной контингент дошкольников 6-го года жизни, направляемых в группы с ОНР, имеет второй — третий уровень речевого развития. Кратко охарактеризуем эти состояния.

На втором уровнеречевого развития у детей наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы, беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей жизни.

Однако недостатки речи на данном уровне проявляются ещё достаточно выражено. Словарный запас отстает от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.), животных (осел, баран, овца, черепаха, жираф) и их детенышей(поросенок, жеребенок и т.д.), название мебели (раскладушка, сервант, табуретка и т.д.), профессий (повар, певица, летчик, капитан, портниха и т.д.).

Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу (спит — лежит). Навыками словообразования дети не владеют.

При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко из 4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

— смешение падежных форм («едет машину» вместо «на машине»);

— отсутствие согласования глаголов с существительными;

— ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов («два каси» — «два карандаша», «де туи» — «два стула», «мама пил молоко»);

— нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными: «пат кука» — «пять кукол», «голуба лета», «пато» — «голубая лента», «голубое пальто».

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме («нига идит то» — «книга лежит на столе»); возможны замена предлога и нарушение предложных форм.

Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, реже из 4 слов.

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих («пат нига» — «пять книг», «папутька» — «бабушка», «дука» — «рука»).

Большое количество ошибок отмечается в воспроизведении слогового контура слов. Это выражается в неумении передать нужное количество слогов: «авик» — «снеговик», «тевикаль» — «телевизор». Наряду с этим отмечаются выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура: «тавотик» — «животик», «муваней» — «муравей», «гобили» — «голуби».

Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровеньречевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным.

Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. Не зная названий многих частей предметов, они заменяют их названием самого предмета («рукав» — «рубашка»); заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам («приклеивает» — «мазет», «вырезает» — «вет», «петля» — «дырка», «брызгает» — «льет»); заменяют названия признаков.

Дети не понимают и не могут показать, как штопают, кроят,, вышивают, распарывают; кто переливает, подливает, спрыгивает, подпрыгивает, кувыркается; не знают оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой), а иногда смешивают и основные цвета (желтый, зеленый, коричневый).

Плохо дети различают форму предметов: не могут найти овальные, квадратные, треугольные предметы.

Выявляются своеобразные лексические ошибки, типа замены названий профессий названием действий («тетя продает яблоки» — вместо «продавец»), замена видовых понятий родовыми и наоборот («ромашка» — «роза», «колокольчик» — «цветок»); замещение названий признаков («узкий» — «маленький»; «широкий», «длинный» — «большой»; «короткий» — «некороткий» и т.д.).

Выявляются ошибки согласования прилагательного с существительным в роде и падеже («я иглаю синей мятей» — «я играю синим мячом», «у меня нет синей мяти» — «у меня нет синего мяча»); согласования числительного с существительным («два рути» — «две руки», «пять руках» — «пять рук», «пат мидедь» — «пять медведей»); смешение родовой принадлежности существительных («де веды» — «два ведра»). Характерны также ошибки употребления предлогов: опускание («даю тетитькой» — «я играю с сестричкой», «паток лезит тумпе» — «платок лежит в сумке»), замена («кубик упай и тая» — кубик упал со стола»); недоговаривание («посля а уиса» — «пошла на улицу»).

Анализ формирования связной речи выявляет трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину,, заданный план и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях — упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий.

Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции («палаход» вместо «пароход», «тяйник» вместо «чайник»); нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному («палход», «палод», «юка» вместо «пароход», «парад», «рука»); смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет; . недифференцированное произнесение звуков (в основном это относится к свистящим, шипящим, сонорам), когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. Например, звук «с» мягкий, недостаточно четко произносимый, является заменителем звуков «с» («сяпоги» вместо «сапоги»), «ц» («сяпля» вместо «цапля», «ш» («сетка» вместо «щетка»).

Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые сма-занно, с недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности в воспроизведении слоговой структуры касаются в основном слов, сложных для произношения, особенно когда они употребляются в самостоятельной речи («вотик тинит адавот». «воповод». «падавот» — «водопроводчик чинит водопровод»). Большое число ошибок падает на звуконаполняемость: перестановки, замены, уподобление слогов, сокращение согласных при стечении («каманав» — «космонавт», «какеио — «хоккеист», «тапика» — «ткачиха», «морашки» — «ромашки», «какист» — «танкист» и т.д.).

Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи.

Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания.

При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки — привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий.

Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении серии движений по словесной инструкции.

Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении заданий. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.

Программа для детей с онр: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

IV . раздел содержание коррекционной работы

Муниципального АВТОНОМНОГО дошкольного образовательного учреждения

Выполнила: Рываева А.М.,

Коррекционная работа преимущественно направлена на обеспечение коррекции всех сторон речи детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет и оказание им помощи в освоении Программы.

Задачи комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития

Участники коррекционного образовательного процесса

Обследование воспитанников общеразвивающих групп МАДОУ Д/с № 22 и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальным маршрутом развития. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. Формирование у педагогов коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей и речевой среды. Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Заведующий, старший воспитатель ДОУ

Соблюдение требований приема и комплектования групп для детей с нарушениями речи. Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников. Создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ. Организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с нарушениями речи. Пополнение библиотеки ДОУ специальной литературой. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно- педагогическом процессе. Обеспечение связи со школами, принимающими выпускников логопедических групп.

Педагог- психолог, воспитатели, музыкальный руководитель

Создание дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, психолого –педагогической и речевой поддержки ребенка. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе. Повышение психолого – педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждении их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

^ Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Примерный индивидуальный маршрут комплексной коррекционной работы с ребенком

Источники:

http://vospitaemrebenka.ru/obuchenie-detej/filicheva-tumanova-chirkina-vospitanie-obuchenie.html

http://www.studmed.ru/filicheva-tb-tumanova-tv-deti-s-obschim-nedorazvitiem-rechi_66eca7f8698.html

http://bib.convdocs.org/v9532/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D1%82.%D0%B1.,_%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D1%82.%D0%B2._%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D1%81_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC_%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC

http://pedlib.ru/index2.php?part=Books&dir=2/0022&num_page=3

https://studfiles.net/preview/1846538/

http://vmeste.opredelim.com/docs/101200/index-13443.html