Физическое развитие и воспитание детей

Что такое физическое развитие. Спорт и физическое развитие

Спорт и физическое развитие – важная часть общечеловеческих ценностей, что обеспечивает в наибольшей степени высокий уровень укрепления здоровья, воздействуя на духовный мир. Упражнения – это основное средство развития физической культуры. Они могут выполняться в любом возрасте, сильными и слабыми, здоровыми и больными, инвалидами и людьми с отклонениями в развитии.

Основы развития закладываются с самого рождения, поэтому при оценке здоровья подрастающей нации показатели формирования являются обязательными. Изучение физического здоровья проводится у новорожденных, подростков, взрослого населения. Это важно, чтобы определить характеристику поколений разного возраста.

Что такое физическое развитие? Один из важнейших показателей здоровья. Это закономерности возрастного развития, по которым определяется уровень здоровья и функционирование всех систем в организме. В каждом возрасте человек растет согласно определенным законам, и отклонения от норм указывают на имеющиеся проблемы в здоровье. На физическое развитие влияют нервно-психическое, интеллектуальное состояние, комплекс медико-социальных, природно-климатических, организационных и социально-биологических факторов.

В течение всей жизни человека происходят изменения функциональных свойств в организме:

  • длина и масса тела;
  • емкость легких;
  • окружность грудной клетки;
  • выносливость и гибкость;
  • ловкость и сила.
  • Укрепление организма идет или стихийным путем (естественное возрастное), или целенаправленным, для чего создается специальная программа физического развития. В нее входят упражнения, рациональное питание, правильный режим отдыха и труда. На уровень развития влияют наследственность, индивидуальные особенности и возможности организма человека, условия жизни и географическая среда.

    Масса тела, рост и пропорции запрограммированы генетическими механизмами, и при правильном формировании их изменение будет идти в определенной последовательности. Но есть факторы, нарушающие ее:

    • нарушения во внутриутробном развитии;
    • неблагоприятные социальные условия;
    • плохое питание;
    • пассивный образ жизни;
    • наличие вредных привычек;
    • экологические факторы.
    • Влияние внешних факторов

      Физические показатели развития могут изменяться под действием внешних факторов. Нарушение деятельности внутренней секреции приводит к гигантизму, карликовому росту, неравномерному росту. Рахит, гипотрофия, туберкулез, дизентерия являются причинами замедленного роста, плохой прибавки в весе, ослабления тонуса мышечной массы, нарушения осанки, плоскостопия. Это значит, что физическое развитие и здоровье тесно связаны между собой.

      Для получения норм у детей выводятся определенные стандарты для каждой географической широты отдельно. Для этого обследуются большие группы малышей по одинаковым возрастным, половым и национальным признакам. Стандарты могут меняться под воздействием материального и культурного уровня жизни населения.

      Эти стандартны необходимы для оценки развития ребенка как отдельной личности, а также детских и подростковых коллективов. Жизнь человека – это постоянный процесс изменений, который состоит из следующих последовательных этапов: созревание, зрелость, старость.

      Спорт является составной частью физической культуры, в которую входят упражнения для укрепления организма. Это соревновательная, игровая и организационная деятельность, направленная на проведение таких мероприятий. Спорт – это развитие, здоровье, жизнь. Каждый день сторонников его становится больше, что, безусловно, радует. Потребность в движении и состязаниях сопровождала человека на всех этапах эволюции, поэтому развитие физической культуры и спорта начинается еще с древних времен.

      В основе формирования физической активности лежит потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и ведение здорового образа жизни.

      Спортивное воспитание

      Что такое физическое развитие и зачем нужен спорт человеку? Значение его в жизни человека сложно переоценить, поэтому любовь к этому занятию нужно прививать с самого детства. Вредное влияние окружающей среды, плохого питания и психоэмоциональных нагрузок родители могут компенсировать спортом. Кроме того, специальные упражнения помогут скорректировать нарушения в физическом развитии детей, в частности проблемы с опорно-двигательным аппаратом и плоскостопием. Также тренировки помогают:

    • набрать недостающую мышечную массу;
    • снизить вес;
    • бороться с искривлением позвоночника;
    • скорректировать осанку;
    • повысить выносливость и силу;
    • развить гибкость.
    • Что такое физическое развитие подростка? Невооруженным глазом можно заметить некую неловкость в их поведении и нескладность фигуры. Это особенность физического развития – трубчатые кости растут быстро, а мышцы медленно. Поэтому подростки так резки в своих движениях: они не умеют их координировать, тем самым принося массу неудобств себе. Они не замечают излишнюю жестикуляцию и размахивание руками при ходьбе.

      Неловкость, неаккуратность и порывистость движений увеличиваются при перевозбуждении. Физические упражнения и регулярные тренировки борются эффективно с этим недостатком. Также подросток способен управлять своим психологическим состоянием и движениями, это значит, что важно уделять большое внимание физическому развитию.

      Подросток может выдерживать большие нагрузки и длительное напряжение, что кажется невозможным. Это объясняется большим энтузиазмом и интересом к работе, когда не замечаются усталость и время.

    • быстрый рост сердца не соответствует росту массы тела;
    • изменения в сосудистых системах приводят к недостатку притока крови к головному мозгу, поэтому подросток ощущает частые головокружения и быстро утомляется;
    • медленное развитие легочного аппарата;
    • развитие нервной системы является причиной раздражительности, заторможенности или сильного возбуждения.

    Физическое воспитание

    Что такое физическое развитие и воспитание? Оно заключается в комплексе оздоровительных упражнений и мер, воздействующих на укрепление тела и духа. Основная задача воспитания – оздоровление, формирование экономных движений, накопление человеком двигательного опыта с раннего детства и переноса его в жизнь.

    Аспекты физического воспитания:

  • посильные нагрузки;
  • подвижные игры;
  • грамотный режим дня, рациональное питание;
  • личная гигиена и закаливание.
  • Для чего необходимо физическое воспитание ребенку?

    Результаты от физических нагрузок могут быть заметны сразу и через некоторое время. Воспитание позитивно воздействует на организм ребенка, развивая его природные данные, чтобы в будущем он легче переносил стрессовые ситуации и смену обстановки:

  • развиваются личностные качества, закаливается характер;
  • формируется позитивное отношение к жизни, активные люди чувствуют всегда себя счастливее;
  • формируется негативное отношение к вредным привычкам.
  • Физическое воспитание, физическое развитие необходимы для совершенствования человека, его личностных качеств и гармоничного развития. Это важный компонент каждого этапа образования и обучения. Систему физического воспитания относят к категории социальных систем, потому как в ней достигаются социально значимые цели, необходимые для развития не только отдельного человека, но и всего общества.

    Физическое развитие, здоровье тесно взаимосвязаны. Активный образ жизни избавит от проблем с артериальным давлением. Без физических нагрузок кости теряют эластичность и становятся хрупкими, появляется жировая прослойка, которая с возрастом набирает массу и становится причиной многих проблем, связанных со здоровьем. Пассивно живущий человек подвержен депрессиям и эмоционально неустойчив.

    Занятия спортом должны быть умеренными, а программа физических упражнений составляться с учетом индивидуальных особенностей, возможностей организма и возраста. Умеренные упражнения приводят к развитию мышечной массы, ловкости, выносливости и гибкости, а чрезмерные нагрузки — к переутомлению и истощению. Культ здоровья вводится во многих странах, он и развитие физической культуры довольно хорошо поощряются государством материально и морально.

    Развитие и здоровье человека – это не только наличие или отсутствие какого-либо заболевания, но еще и гармоничное физическое совершенствование, соответствующее возрасту. Для определения этих критериев есть специальные группы физического развития, в основе которых лежат состояние здоровья, функциональные отклонения, морфологические нарушения и хронические заболевания. Применяется методика антропометрических исследований:

    1. Морфологические признаки. Рост, вес, окружность грудной клетки.
    2. Функциональные признаки. Мышечная сила рук, емкость легких, экскурсия грудной клетки.
    3. Соматоскопические признаки. Форма грудной клетки, позвоночника, ног, степень жироотложения.

    Физическое развитие детей определяется также по биологическим признакам: моторике, формированию зубной системы, ростовым и речевым процессам, половому созреванию у подростков.

    Программа, разработанная Международным комитетом по стандартизации тестов физической готовности, определяет работоспособность и физическое развитие человека. Для этого проводится медицинское обследование, определяется реакция организма и разных его систем на физическую нагрузку, изучается состав тела согласно корреляции с работоспособностью.

    В обследовании используется два метода – соматоскопия (внешний осмотр), антропометрия (измерения).

    Глава 1. Характеристика понятий физическое воспитание

    1.1 Определения понятий: «физическая культура», «физическое воспитание»

    Самым широким понятием, из всех понятий теории физического воспитания является физическая культура. Оно включает в себя содержание всех рассмотренных ниже понятий.

    Физическая культура-это часть общей культуры, совокупность достижений общества в области физического совершенствования человека, накопленных в процессе общественно исторической практики (А. В. Кенеман). К материальным ценностям относятся: спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, бассейны и др.), инвентарь, (специальная одежда, обувь и др.). К духовным ценностям принадлежат: наука, произведения искусства.

    Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движением, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий (рис.1). Таким образом, физическое воспитания — это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека.

    Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека в течение индивидуальной жизни.

    Физическая подготовка — прикладная направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности.

    Физическая подготовленность — это уровень развития двигательных навыков, умений, физических качеств.

    Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень физического развития и высокая степень здоровья (А. В. Кенеман).

    Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека (Ж.К. Холодов).

    При обучении движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.

    Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей.

    Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать.

    В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и силу этого более результативным.

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста имеет единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до семи лет)

    Физического воспитания детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. В соответствие с этим теория физического воспитания детей раннего возраста познает общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

    Теория физического воспитания детей определяет задачи физического воспитания, раскрываем их сущность, наиболее эффективные средства, методы, формы организации всего пресса физического воспитания.

    Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всею воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

    Рабочая программа по самообразованию по теме: «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста»

    МО МБДОУ ДС «Теремок» Утверждаю:

    Протокол № 1 от 30 сентбря 2016г. Заведующий МБДОУ ДС

    Приказ № ___ от 30.09.2016г.

    Рабочая программа по самообразованию

    по теме: «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста»

    Воспитателя: Логвиновой Виктории Сергеевны

    1. Пояснительная записка

    2. Цели и задачи реализации программы

    3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    4. Возрастные и индивидуальные особенности детей

    5. Планируемые результаты освоения программы

    6. Перспективный план

    7. Используемая литература

    Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии снормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

    − Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г

    − Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

    − Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации праваДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

    − СанПиНом 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций»

    − Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольногообразования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерстваобразования и науки Российской Федерации);

    — П рограммой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

    − Авторской программой «Театр физического воспитания и оздоровлениядетей дошкольного и младшего школьного возраста» (под редакциейН.Н.Ефименко);

    — основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования;

    — разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;

    — сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

    — направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

    — обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    — строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми;

    — основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования;

    — обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;

    — учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

    — направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

    Используя все возможности физического воспитания, укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять индивидуальные возможности и формировать морально-этические (духовные) основы.

    Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни.

    Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

    Формировать интерес и любовь к спорту.

    Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются егопсихические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развитияощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнееосуществляется его развитие.

    Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.

    Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

    Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:

    1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).

    2.Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.

    3.Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).

    4.Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути.

    5. Театр физического воспитания дошкольников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).

    6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).

    7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.

    8. Создай тренажеры сам.

    9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.

    10. Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.

    Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходячий, лазательный, беговой, прыжковый.

    В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазанье выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н. Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений, как ползание, со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями в лазанье. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные в жизни ребенка и взрослого человека предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).

    Как утверждает автор: «В Природе уже давным-давно все есть — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют 7 золотых формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к тому, что любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным; начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз; начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей (с «позы эмбриона»); в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»; все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких; чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение, тем естественнее быстрые и резкие движения; для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественными являются медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные движения.

    К оригинальной авторской программе выпущено пособие «Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста ».

    В методических рекомендациях к программе отражен авторский подход к планированию физического воспитания дошкольников. Планирование автор разделил на два уровня — большое (стратегия работы на год, на квартал) и малое (тактика работы с детьми на одном или нескольких занятиях). Повторно-кольцевой принцип планирования позволяет одно и то же кольцо двигательных режимов (от упражнений в позе лежа до бега и прыжков) повторять в течение учебного года трижды, но всякий раз на более высоком уровне.

    Весь учебный год с сентября условно автор делит на три цикла: осенний (подготовительный), зимний (подводящий) и весенний (закрепляющий). В качестве документации большого планирования предлагается в помощь педагогу план- график занятий по физической культуре с младшей до подготовительной группы включительно. Поурочный рабочий план автор считает необязательным.

    Принципами большого планирования физического воспитания дошкольников являются:

    1) чем меньше возраст детей (1-3 года), тем более естественными для них будут горизонтальные положения (лежа на спине, животе, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях), и наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее вертикальные (ходьба, бег, подскоки, прыжки, лазанье);

    2) в каждой возрастной группе от осеннего цикла к весеннему и летнему приоритетность основных движений видоизменяется от горизонтальных положений к все более вертикальным;

    3) принцип «павлиньего хвоста» позволяет применять сформированные в течение года навыки в основных движениях в новых, нестандартных, игровых условиях на физкультурных развлечениях в летний период.

    Документом «малого планирования» автор предлагает считать план-конспект занятия. Н. Н. Ефименко отмечает, что не имеет смысла письменно формулировать к

    каждому занятию те или иные задачи, совсем необязательно, чтобы все виды задач (оздоровительные, развивающие, воспитательные, образовательные) решались на одном занятии. Таким образом, вместо традиционных задач предлагается обозначать преобладающий двигательный режим. Также в пособии определены требования к оформлению плана-сценария занятия, которые сводятся к тому, чтобы подробно изложить сюжет занятия-спектакля, графически представить оформление зала и приложить к конспекту рисунки всех упражнений, выполненные на отдельных листах.

    В методических рекомендациях отражены планы — сценарии занятий по физической культуре для дошкольников (8 занятий для детей старшей и подготовительной групп), оригинальная форма работы с детьми — горизонтальный пластический балет — «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа, предлагаются конспекты занятий и праздника.

    В методических рекомендациях автор раскрывает новые формы применения музыки в дошкольном учреждении. Поскольку классическая музыка несет в себе оздоровительно-профилактическую направленность, то она должна звучать в дошкольном учреждении и утром, и после дневного сна. Музыка на занятии по физической культуре не всегда должна звучать постоянно — музыкальное сопровождение может быть частичным. Так, для создания в начале занятия соответствующего фона предлагается музыка тихая, спокойная, для повышения внимания детей — с постепенным увеличением громкости, во время «финального пика» — громкая по звучанию, а в конце занятия — тихая. Уделяется внимание тому, что голосовое озвучивание движений и цветомузыкальное сопровождение на занятии положительно влияют на качество движений детей. Так, автор предлагает цветовое сопровождение основных двигательных режимов (сидячему режиму соответствует коричневый цвет и т. д.).

    Представляет интерес и выдвинутая автором идея о разнополом физическом воспитании детей. Автор отмечает, что дошкольная педагогика ориентируется в основном на среднестатистического ребенка, а не на мальчика и девочку. Поэтому предлагается в отдельных фрагментах занятия по физической культуре делить детей на «мальчиковую» и «девичью» подгруппы, подбирать такие двигательно-игровые ситуации, которые способствовали бы формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек — гибкость, ловкость, у мальчиков — силу, выносливость, быстроту) и позволяли бы детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера принадлежит мальчику. Также автор предлагает характеристику мужской и женской двигательной активности, перечень типичных игр для мальчиков и девочек.

    Программа ориентирована на инструкторов по физической культуре, воспитателей, руководителей ДОУ.

    Формы физического воспитания и основные варианты их применения вДОУ

    Традиционные и инновационные формы физического воспитания, которые рекомен дуются для дошкольного образовательного учреждения:

    утренняя гимнастика пробуждения (ГП) (зарядка);

    забавные физкультурники (ЗФ);

    горизонтальный пластический балет (ГПБ) (или пластик-шоу);

    занятие по физической культуре (физкультурная сказка) в помеще нии;

    самостоятельная двигательно-игровая активность детей (свободный стиль);

    занятие по физической культуре на улице (ландшафтная физкультур ная сказка);

    традиционное занятие по физической культуре в водной среде;

    занятие по плаванию в стиле акватеатра;

    индивидуальное занятие с ребенком (мини-группой детей);

    гимнастика пробуждения (ГП) после дневного сна (в условиях спальни);

    этюды по ритмике;

    этюды по пластике;

    этюды по пантомиме;

    подвижные игры (народные, спортивные, придуманные);

    малый (или упрощенный) туризм: пешие переходы по пересеченной местности, преодоление определенных естественных препятствий, ориентировка в пространстве и др.;

    эстафеты (с участием двух и более команд);

    соревнования в определенном (адаптированном для дошкольников) виде спорта;

    малая Олимпиада для дошкольников (соревнования в детском мно гоборье);

    сдача тестовых нормативов (мониторинг физического развития детей);

    этюды по трудотерапии;

    этюды по лечебной хореографии;

    этюды по гидрокинезотерапии (гидрокоррекции);

    физкультурные коррекционные этюды;

    занятие по коррекционному физическому воспитанию;

    оздоровительные тренинги по пластик-шоу для сотрудников ДОУ (прежде всего, педагогического персонала, непосредственно рабо тающего с детьми);

    занятия по пластик-шоу для беременных женщин (будущих мам, которые приведут своих детей в данный детский сад).

    В своей основе программа ориентирована на традиционную структуру, предусматривающую базовый компонент дошкольного образования и региональный компонент. Варианты использования тех или иных форм физического воспитания в ДОУ зависят от регионального компонента, т. е. конкретных условий в данном ДОУ. Выделим лишь несколько при меров таких типичных региональных особенностей:

    в ДОУ имеется отдельный специализированный физкультурный зал;

    физкультурный зал совмещен с музыкальным залом;

    физкультурный зал отсутствует;

    в ДОУ имеется специализированный бассейн, со всеми необходимы ми коммуникациями;

    бассейн в ДОУ отсутствует;

    в ДОУ есть мини-стадион на улице;

    мини-стадиона в ДОУ нет;

    сельские малокомплектные ДОУ, когда в одной группе находятся разновозрастные дети (с разницей в возрасте в 1—3 года);

    в ДОУ имеется ставка инструктора по физической культуре;

    физическое воспитание детей проводят воспитатели (ставка инструктора отсутствует).

    Принципы и подходы в организации образовательного процесса

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Возрастные особенности детей

    от 4 лет до 5 лет

    В возрасте 4–5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.

    Прибавка в росте за год составляет 5–7 см, массы тела – 1,5–2 кг. Рост (средний) четырехлетних мальчиков – 100,3 см, а пятилетних —107,5 см. Рост (средний) девочек четырех лет – 99,7 см, пяти лет– 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в четыре года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять—17,8 кг и 17,5 кг соответственно.

    При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.

    При оценке физического развития детей учитываются не только абсолютные показатели, но и пропорциональное их соотношение: вес – рост, объем головы – объем грудной клетки и др. С возрастом, естественно, эти показатели изменяются. Так, объем грудной клетки увеличивается интенсивнее, чем объем головы.

    Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4–5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.

    Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали удобные позы, но и почаще их меняли.

    Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

    В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

    Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей среднего дошкольного возраста наибольшее. Это происходит за счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа. Мышечная сила возрастает. Сила кисти правой руки за период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков – от 5,9 до 10 кг, у девочек – от 4,8 до 8,3 кг.

    Организуя двигательную деятельность детей, воспитатель должен предоставлять каждому ребенку возможность активно участвовать в играх любого вида. Сюжеты игр для прогулок подбирает такие, чтобы ребята использовали всю площадь зала или участка.

    Необходимо дозировать двигательную нагрузку детей при выполнении разных видов упражнений. Например, ходьба на лыжах не должна превышать 15–20 мин., с перерывом на отдых. Отдыхая (2–3 минуты), дети могут постоять на лыжах, посмотреть на заснеженные деревья. В хороший летний день можно совершить с детьми прогулку на расстояние не более 2 км при условии обеспечения короткого отдыха через каждые 20 мин. пути и в середине экскурсии – привал в сухом тенистом месте длительностью до получаса.

    Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий важна правильная дозировка физических упражнений, укрепляющих мышцы спины, шеи, рук, ног – не более 5–6 повторений.

    Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп, например, при выполнении трудовых поручений: так, во время уборки сухих листьев вес груза на носилках не должен превышать 2,5 кг. Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на физкультурных занятиях использовать упражнения с мячами, кубиками, флажками; в быту учить ребят пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть много); в играх предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.

    Органы дыхания. Если у детей 2–3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900—1000 см3), причем у мальчиков она больше, чем у девочек.

    В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни увеличивающаяся к 4–5 годам подвижность грудной клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это – результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия проводились в теплое время года на воздухе.

    Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.

    Сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4–5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29.

    Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, нарушении координации движений и могут наблюдаться у детей на физкультурных занятиях. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной мышцы восстанавливается.

    Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система является основным регулятором механизмов физиологических и психических процессов.

    Нервные процессы – возбуждение и торможение – у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4–5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межанализаторных связей и механизмов взаимодействия сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процессе выполнения гимнастических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания.

    Незавершенность строения центральной нервной системы объясняет большую чувствительность у дошкольников к шуму. Если фон шума в группе составляет 45–50 децибел, может наступить стойкое снижение слуха и утомление. В дошкольных учреждениях необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, разговаривать негромко.

    На пятом году жизни, особенно к концу года, развивается механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы. Повышается самостоятельность действий, умозаключений. Однако нервные процессы у ребенка еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. Так, при нарушении привычных условий жизни, утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения.

    Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремя остановиться, изменить направление или темп движения и т. д.

    СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ

    В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю в

    спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют

    закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств

    (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений,

    пространственной ориентации и укреплению их физического и психического

    Продолжительность занятия по физической культуре:

    до 10 мин. — 1-я младшая группа

    до 15 мин. — 2-я младшая группа

    20 мин. — средняя группа

    25 мин. — старшая группа

    30 мин. — подготовительная к школе группа

    Из них вводная часть:

    (беседа вопрос-ответ «Здоровье», «Безопасность»):

    1,5 мин. — 2-я младшая группа,

    2 мин. — средняя группа,

    3 мин. — старшая группа,

    1 мин. — 1-я младшая группа,

    4 мин. — подготовительная к школе группа.

    Основная часть (обще развивающие упражнения, основные виды

    движений, подвижная игра):

    8 мин. — 1-я младшая группа,

    11 мин. — 2-я младшая группа,

    15 мин. — средняя группа,

    17 мин. — старшая группа,

    19 мин. — подготовительная к школе группа.

    Заключительная часть (игра малой подвижности):

    1 мин. — 1-я и 2-я младшая группа и средняя группа,

    2 мин. — старшая группа,

    3 мин. — подготовительная к школе группа.

    Планируемые результаты освоения программы

    Качество – это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

    Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.

    Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).

    Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

    Классификация качеств на физические, личностные и интеллектуальные условна, так как для формирования любого качества требуется системное развитие ребенка: физическое и психическое (личностное и интеллектуальное).

    Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение.

    Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие — промежуточные результаты.

    Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Формирование «социального портрета» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования осуществлялось также по следующим основаниям:

    — по принципу интегративности, или возможности формирования качества в ходе освоения всех или большинства образовательных областей;

    — в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития в ходе освоения Программы был правильно организован;

    — с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы;

    Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

    Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

    Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

    Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

    Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

    о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

    о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

    об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

    о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

    о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

    Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

    умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Овладевший необходимыми умениями и навыками.

    У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной подпериод освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:

    — соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

    — возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы;

    — проверяемости (достоверности подтверждения их достижения).

    Определение результатов освоения Программы в конкретном возрастном подпериоде невозможно без знания особенностей развития детей соответствующей возрастной группы, а также планируемых результатов освоения Программы в предыдущих возрастных подпериодах дошкольного детства.

    Физическое воспитание: понятие, средства

    Понятие физического воспитания

    На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

    Физическое воспитание — это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

    Система физического воспитания — это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

    В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

    Физическое (телесное) развитие — комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

    Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

    Физическое формирование — это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

    Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

    Физическая культура — вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

    Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

    Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

    Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

    Физическое совершенство — это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

    Средства физического воспитания

    В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

    на первый заказ!

    Физические упражнения и процедуры — это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

    Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

    Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

    В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

    Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

    Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

    Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

    Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

    Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

    В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

    Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

    Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества — аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

    Значение физического воспитания

    Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

    Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

    Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

    Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

    Источники:

    http://fb.ru/article/246769/chto-takoe-fizicheskoe-razvitie-sport-i-fizicheskoe-razvitie

    https://studfiles.net/preview/3299793/

    https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-samoobrazovaniyu-po-teme-fizicheskoe-vospitanie-i-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1254309.html

    https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/fizicheskoe_vospitanie_ponyatie_sredstva/