Физического воспитания детей с нарушением слуха

Методы воспитания детей с нарушениями слуха

В сурдопедагогике, основываясь на особенностях развития де­тей со слуховым дефектом и на классификации методов воспита­ния в общей и специальной педагогике, применяются в разных сочетаниях три ведущие группы методов.

1. Практически-действенные –приучение, упражнения, органи­зация воспитывающей деятельности, воспитывающие ситуации. Особое значение они приобретают в работе с младшими учениками, ко­торым свойственны недостаточный уровень речевого развития и незавершенность формирования конкретно-понятийного мыш­ления. Методы приучения и упражнения используются для воспитания устойчивых навыков социального поведения, сани­тарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и пр. Для закрепления приобретенных навыков и привычек исполь­зуется система упражнений. Эта форма воспитания может соче­таться с другими – требованием, словесным разъяснением, ин­дивидуальными беседами, поручениями и т. п.

2. Побудительно-оценочные – педагогические требования, поощ­рение, порицание, осуждение, наказание. Эти методы реализуются в сочетании с практически-действенными и сопровождаются доступными сло­весными поощрениями («хорошо», «верно», «молодец»), привле­кая внимание детей ко всему позитивному.

3. Информационные – разъяснение, беседа, примеры из окружаю­щей жизни, в том числе личный пример педагога и пр. Эти методы начинают приобретать большое значение в воспитании подростков и старшеклассников со слуховым де­фектом, так как они предполагают опору на их интеллектуальные и рече­вые возможности. Информационные методы способствуют фор­мированию осознанного отношения учащихся к нормам и пра­вилам поведения, к социальным и нравственным человеческим ценностям, учат оценивать собственные поступки, ориентируясь при этом на социальные и нравственные эталоны. Наибольшие трудности в реализации воспитательного потен­циала информационных методов возникают на начальном этапе школьного обучения, что обусловлено речевым недоразвитием младших учащихся, особенностями познавательной деятельности, бедностью их житейского и социального опыта. Восприятие воспитывающей информации и ее осознание во многом зависят от доступности содержания, продуманности ис­пользуемых языковых и визуальных средств.

Вы­бор методов воспитания определяется возрастными и индивидуальны­ми особенностями школьников, характером и степенью слухово­го дефекта, спецификой речевого развития и участием в воспита­тельном процессе семьи.

Задачи физического воспитания детей с нарушением слуха

физический воспитание слух коррекционный

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. В процессе работы по физическому воспитанию реализуется как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушениями слуха.

Решение оздоровительных задач — укрепление здоровье детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских осмотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома.

Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекций и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умений. Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развлечению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой материал предъявляется устно. Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвижных игр, выполнения упражнений. Использование речевого материала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспитателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действиями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоятельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у старших дошкольников оценки собственных возможностей, положительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает формирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях.

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха

Особенности физического воспитания детей с нарушениями слуха

Просмотр содержимого документа

«Физическое воспитание детей с нарушениями слуха»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №92» г. Ульяновск

Физическое воспитание детей с нарушенным слухом – это одно из самых важных направлений коррекционно-педагогической работы и находится в тесной связи с другими сторонами воспитания и обучения.

Правильное физическое воспитание создает фундамент для укрепления здоровья детей, а так же развивает их активность и повышает работоспособность, что служит базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Физическое развитие дошкольников с нарушениями слуха имеет своеобразие. У таких детей отмечается более низкие показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.

У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году у них отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.

  • Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим движениям взрослых .
  • Многим детям присущи нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий.
  • Для дошкольников характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.
  • Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности движений.

    В процессе работы по физическому воспитанию, помимо общих задач, реализуются специфические, обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с нарушенным слухом.

  • Укрепление здоровья детей
  • Содействие их физическому развитию
  • Закаливание
  • Чередование разных видов деятельности
  • Формирование движений и двигательных качеств — одна из важных и главных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка.

    Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма.

    Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения.

  • В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.
  • Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений.

  • Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих детей является развитие их ориентирования в пространстве.
  • Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.
  • В процессе физического воспитания у детей развивается речь и произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции.
  • Основными формами физического воспитания являются:

  • утренняя гимнастика,
  • подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями,
    • физкультминутки,
    • фонетическая ритмика,
    • музыкальные занятия,
    • занятия по физическому воспитанию.
    • Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает необходимый тонус.
    • Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя.
    • Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки.
    • Зарядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.).
    • Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

      Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах между занятиями. Это позволяет детям сменить вид деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

      В содержание прогулок могут включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.

      • Физминутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха.
      • Физкультминутки проводятся в середине занятия, после появления признаков утомления.
      • Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.
      • Взамен физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.

        Музыкальные занятия — одна из форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В содержание таких занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи.

      • Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической нагрузке. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.
      • Методы физического воспитания:

      • Показ — в процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах.
      • Помощь — В работе с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Выполняя различные движения, взрослый поддерживает ребенка
      • Действия по словесной инструкции выполняется после того, как дети усвоили движения. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно.
      • При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необходимо соблюдать ряд методических требований:

      • 1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и двигательных способностей ребенка;
      • 2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;
      • 3) упражнения с изменением положения головы в пространстве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;
      • 4) упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;
      • 5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после их освоения с открытыми глазами;
      • 6) в процессе всего занятия активизировать мышление, познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи
      • Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей.

        Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна.

        Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными).

        Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий. Каждое занятие обязательно содержит элементы обучения программным видам физических упражнений.

      • Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-304 с. — (Коррекционная педагогика)
      • Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).
      • Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб.заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
      • Особенности физического воспитания глухих и слабослышащих детей детей

        БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

        Выполнил: студент гр. 04183

        Проверила: Аюрова Эльвира

        Физиология глухонемых детей

        Планирование программного материала в учебном году

        Приёмы и методы обучения физическим упражнениям глухонемых детей

        Показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями

        «Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования…»

        Физиология глухонемых детей

        Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к це­лому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нару­шение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказыва­ется на развитии всех познавательных процес­сов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигатель­ных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Моро­зова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.).

        Глухим школьникам свойственны разнооб­разные нарушения в двигательной сфере, к на­иболее характерным относятся:

        недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;

        относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.);

        трудность сохранения статистического и дина­мического равновесия (В.А. Какузин, 1973 и др.);

        относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушки­на, 1986 и др.);

        замедленная скорость выполнения отдель­ных движений, всего темпа деятельности в це­лом по сравнению со слышащими (Б.М. Зай­цев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.);

        утрата слуха отражается и на уровне разви­тия физических качеств, в частности, по уров­ню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих бы­ла равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрас­ту достигала 53,3%) 1 .

        Особенности моторики глухих порождают­ся целым комплексом причин, одной из кото­рых являются нарушения функций отдельных систем организма.

        В многочисленных работах по этому во­просу указывается на значительную роль ве­стибулярного аппарата в развитии двигатель­ной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помо­щью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дис­функции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в ра­боте вестибулярного аппарата вызывают су­щественные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляют­ся своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих ве­стибулярными нарушениями.

        Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализа­торе изменяет не только функции вестибуляр­ного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глу­хих (Т.В. Розанова, 1962; А.О. Костанян, 1963).

        С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некото­рым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна (1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлек­торного ответа и у 43% отмечено невыражен­ное снятие тормозного влияния коры головно­го мозга. (Данный факт очень важен при про­ведении занятий физкультурой и спортом.)

        Таким образом, анализ литературы свиде­тельствует, что состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда при­чин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем мож­но утверждать, что особенности развития дви­гательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональ­ных систем и недостаточным развитием речи.

        Результаты проведенных исследований свидетельствуют о следующем:

        показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников;

        физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;

        вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

        Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

        недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

        относительная замедленность овладения двигательными навыками;

        трудность сохранения статического и динамического равновесия;

        низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

        низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп — сгибателей и разгибателей);

        замедленная скорость обратной реакции;

        невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

        Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

        И наконец, традиционное сложившиеся система физического воспитания молодёжи в школе для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.

        Проанализировав полученные данные пришли к заключению, что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом 2 .

        Мной была посещена специально-корекционная школа 1-го вида №1, г. Улан-Удэ. Встретившись с преподавателем, заслуженным работником физической культуры и спорта, Рыморевой Ольгой Васильевной, я узнал, что организация физического воспитания в школе включает в себя следующее:

        1. Проведение занятий, как правило тре­нирующей направленности, с широким ис­пользованием метода круговой тренировки (в процессе прохождения основных разделов программы), метода повторных и максималь­ных усилий с использованием умеренно боль­ших сопротивлений, а также метода стан­дартно — повторяющегося отягощения (в про­цессе занятий атлетической гимнастикой).

        2. Преимущественное внимание при развитии силовых качеств уделялось основ­ным, наиболее важным мышечным группам: спины, груди, плечевого пояса, живота и ниж­них конечностей.

        3. Уменьшение количества часов из основ­ных разделов программы с целью вынесения этих часов на занятия атлетической гимнасти­кой (всего 14ч.)

        4. Проведение по специальному расписанию экспериментальных уроков в конце учебного дня.

        5. Изменение структуры урока за счет прак­тически полного исключения его вводной части (кроме ознакомительных уроков). Это позволи­ло увеличить основную часть урока в среднем на 5 — 8 мин. Подобный подход был использован и в отношении заключительной части урока.

        Планирование программного материала в учебном году

        План-график урочных занятий по физиче­ской культуре на год составлялся на основе содержания экспериментальной программы и сетки учебных часов с учетом сроков прове­дения каждой четверти.

        В зависимости от сезонно-климатических условий школой использовались различные вари­анты распределения материала занятий в тече­ние года: параллельно-комплексный (когда ма­териал основных разделов программы сочетал­ся со специальными комплексами силовой направленности) и поочередно-избирательный (предметный) — когда поочередно внимание уделяют одному из разделов.

        На основе годового плана было составлено 58 планов-конспектов, в которых сформулиро­ваны основные задачи, средства и методичес­кие приемы их решения.

        Приемы и методы обучения физическим уп­ражнениям глухих и слабослышащих юношей

        Уроки физической культуры в школе глу­хих и слабослышащих имеют свои особеннос­ти. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.

        Учитывая психофизиологические особен­ности глухих и слабослышащих юношей, свое­образие развития их двигательной сферы, не­обходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на разви­тие индивида.

        В связи с этим курс обучения упражнениям силовой направленности необходимо условно делить на три этапа 3 .

        Первый этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изучен­ными упражнениями на уроках физической культуры.

        Второй этап педагогического воздейст­вия должен осуществляться за счет комплекс­ного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, кото­рые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения,

        Третий этап направлен на стабилиза­цию и совершенствование навыков выполне­ния упражнений в условиях повышения на­грузки и увеличения интенсивности занятий.

        На протяжении всех этапов основной ак­цент надо делать на развитие силовых качеств. При этом для успешного использования мето­дики необходимо применять следующие педа­гогические методы: практические (предписа­ние алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), сло­весные (объяснение, метод коррекции оши­бок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неоди­накова и зависит от задач конкретного урока.

        Так, на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отда­вать наглядным и словесным методам.

        Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упраж­нении формирование правильных двигатель­ных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения не­обходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок на осно­ве графической записи упражнения.

        В последнее время широкое распростране­ние получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических уп­ражнений будут одновременно использовать­ся методы слова и показа. Для учащихся, у ко­торых этот процесс затруднен в результате на­рушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целе­сообразным является поочередное примене­ние методов показа и объяснения. Это положе­ние находит подтверждение в исследованиях А.П. Гозовой (1989).

        Однако на начальном этапе обучения глухих юношей упражнениям силовой направленнос­ти несколько большее значение, на наш взгляд, необходимо уделять методам, предусматриваю­щим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи).

        После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фо­то) надо дать название упражнения, его основ­ных элементов (термины). Ученикам предлага­ется несколько раз повторить их вместе с пе­дагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятель­ность сигнальных систем, акцентировать вни­мание занимающихся на восприятии техниче­ской основы упражнения, закрепить ассоциа­тивную связь между зрительным образом уп­ражнения и обозначающим его термином.

        Таким образом, в результате применения методов наглядной информации (показ, демон­страция графического изображения упражне­ния) удается значительно интенсифицировать процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике выполнения силовых упражнений. Использо­вание методов наглядного восприятия в соче­тании со словесными способствует более осо­знанному выполнению комплексов упражне­ний, повышает интерес к занятиям.

        В процессе обучения глухих юношей ком­плексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмичес­ких предписаний. Под этим понимаются опре­деленные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика со­ставлений предписаний алгоритмического ти­па предусматривает разделение комплекса уп­ражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:

        точно указывать характер воздействия каж­дого упражнения;

        все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определен­ной последовательности.

        Выбор метода алгоритмических предписа­ний удобен прежде всего тем, что при обучении это дает возможность моделировать педагоги­ческий процесс. Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием на­глядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непре­рывно корректировать процесс обучения. Кро­ме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требу­ет от ученика постоянной активной работы на уроке.

        А.М. Шлемин (1981) отмечал, что из различ­ных типов программированного обучения наи­более эффективным является алгоритмизация двигательных действий.

        Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения состав­ляются предписания алгоритмического типа.

        Алгоритмы конкретных упражнений зано­сятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упраж­нения указывается его дозировка (см. рис. 1 — 6). Затем учащимся предлагается выпол­нить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обес­печения (использование дактильной и устной речи) и показа. Таким образом, метод предпи­саний опирается на методы обучения, извест­ные в физическом воспитании, которые объе­динены в определенную систему:

        управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых по­степенно исчезает необходимость во внешней информации;

        применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи физического воспи­тания и дает возможность управлять процес­сом обучения.

        Анализ специальной литературы позволяет говорить о необходимости речевого «обеспече­ния» уроков физической культуры. Результаты экспериментальной работы В.В. Дзюрича (1970) показали, что обучение физическим упражне­ниям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также спо­собствовать более быстрому и прочному освое­нию физических упражнений. Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, Н.Г. Байкина (1989) отмечает, что глухим учащимся мало известны многие глаго­лы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим юношам, занимающимся силовы­ми упражнениями, в процессе занятий необхо­димо предлагать называть упражнения, позво­ляющие решить конкретные задачи урока. Кро­ме этого, речевой материал обеспечивает усвое­ние глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и техни­ческих средств обучения. Применение различ­ных видов речи на уроках по силовой подготов­ке позволяет решать широкий круг задач. Вмес­те с тем следует заметить, что чрезмерное упо­требление речи на занятиях физической куль­турой приводит к значительному снижению мо­торной плотности урока, что позволяет гово­рить о недостаточной двигательной нагрузке.

        По мере освоения упражнений необходи­мость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается. Задачи закрепления и совершенствования учебного материала не­обходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление ос­новных положений на уроках по силовой под­готовке осуществляется в следующем порядке:

        название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание на­звания упражнения, последующее выполне­ние упражнения с соответствующей коррек­цией со стороны педагога.

        Таким образом, применение метода алгорит­мических предписаний с рациональным сочета­нием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить ка­чество выполнения силовых упражнений.

        Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование дан­ных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигна­ле) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения.

        Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.

        Показания и противопоказания к занятиям силовыми упражнениями

        Среди некоторых специалистов в облас­ти физической культуры бытует мнение о том, что юношам-инвалидам по слуху не ре­комендуется выполнять нагрузки, связан­ные с тяжестями. Однако в специальной литературе мы не обнаружили конкретных противопоказаний для глухих и слабослы­шащих к занятиям силовыми упражнения­ми. Практика показывает, что подобные за­нятия не только способствуют развитию двигательных качеств, но и повышают ин­терес самих учащихся к занятиям. 4

        Тем не менее наблюдения показывают, что глухие и слабослышащие, помимо глу­хоты, имеют сопутствующие заболевания и отклонения в здоровье. Подобное обстоя­тельство необходимо учитывать при заня­тиях.

        Известно, что некоторые виды спорта и, в частности, атлетическая гимнастика связа­ны с нагрузками на позвоночник. А наши ис­следования показали, что 86% юношей 15— 17 лет (из 90 обследованных) имеют те или иные нарушения в осанке в виде сутулости, различных видов сколиоза, плоской грудной клетки. Тем не менее занятия спортом даже при болезнях позвоночника (исключение составляют тяжелые заболевания и заболе­вания в острой форме) вполне допустимы.

        В качестве примера хочу привести всю ту же школу-интернат, в кружке ОФП руководитель Орлов В.В., занимается три раза в неделю с ослабленными детьми, с различными видами нарушения осанки, плоскостопия, сколиоза.

        К примеру представляю общие годовые задачи школы: 5

        Качественное усвоение программного материала учащимися через коммуникативную направленность на уроках и внеклассных занятиях.

        Совершенствование слухо-речевой среды в школе-интернате.

        Развитие элементов нацианально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе.

        Воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, обучение основам медицинских и психологических знаний.

        Совершенствовать работу по воспитанию у учащихся самосознания, самоорганизации, самореализации; культуры поведения на каждой возрастной ступени.

        Прекрасно со своей задачей справляются преподаватели физической культуры школы интерната. Результативно работают все спортивные секции школы-интерната под руководством Андреева С.Д., Орлова В.В., Калашникова Н.Ф.

        В течение года регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники (рук. Рымарева О.В.). В прошедшем учебном году борцы участвовали на различных турнирах городского и республиканского масштаба и показали хорошие результаты, проявив мужество и волю, настойчивость и достижение конечной цели. В первенстве по вольной борьбе среди школ-интернатов 1 и 2 видов, посвящённых «Дню инвалидов» 9 наших борцов стали чемпионами, 4 стали серебряными призёрами. В открытом первенстве ОГО БР ВФСО «Динамо» среди юношей Павлихин Стас занял 1 место, Мункуев Саша – 1 место, Цыренжапов Серёжа – 2 место.

        В республиканском турнире на призы афганца Батуева, пос. Оронгой и открытого первенства спортивных школ по вольной борьбе Мункуев Саша и Павлихин Стас заняли 4-е места. Также приняли участие в республиканском турнире на призы мэра города Айдаева Г.А., где Павлихин Стас Мункуев Саша, Цыренжапов Сергей заняли 4-е места, Маленьких Женя 6-е место.

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

        Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.-176 с.: ил.

        Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48.

        Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.

        Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. Произношение: школа глухих. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.: ил.

        А.И. Дьячков. Системы обучения глухих детей. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1981. – 241с.

        Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.

        Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной (общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.

        Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.-384с.

        1 Журнал «Дефектология», Ю.А. Пеганов, с 37.

        2 Журнал «Дефектология», Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников. №2, 1998. С37-49.

        3 Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 152-156с.

        4 Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др.; Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.-263с

        5 Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной (общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.

        Доклад «Особенности физического воспитания детей с нарушениями слуха».

        Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида для неслышащих детей г.Кызыла.

        «Особенности физического воспитания детей с нарушениями слуха».

        Докладчик: Домалай А.А.

        ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

        ПЛАН: 1. Физиология глухонемых детей 2. Организация занятий 3. Планирование программного материала в учебном году 4. Приёмы и методы обучения физическим упражнениям глухонемых детей 5. Показания и противопоказания к занятиям физическими упражнениями

        « Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он усовершенствования…» В.И. Флери.

        Физиология глухонемых детей . Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков (Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова,1973; В.Трофимов, 1980 и др.). Глухим школьникам свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся: — недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при владении навыком ходьбы у малышей (Н.А.Рац, 1947), и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки; — относительная замедленность овладения двигательными навыками (А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.); — трудность сохранения статистического и динамического равновесия(В.А. Какузин, 1973 и др.); — относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве (О.И. Кукушкина, 1986 и др.); — замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими (Б.М. Зайцев,1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.); — утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%). Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма. В многочисленных работах по этому вопросу указывается на значительную роль вестибулярного аппарата в развитии двигательной сферы. Так, Н.Л. Надеина (1989) с помощью специального исследования выявила различные проявления вестибуляторной дисфункции у 62% детей, имеющих нарушения слуха. Даже незначительные нарушения в работе вестибулярного аппарата вызывают существенные изменения моторики глухих. Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что количество глухих, у которых проявляются своеобразные особенности в двигательной сфере, превышает число лиц, страдающих вестибулярными нарушениями.Эти положения можно объяснить тем, что патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестезического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Т.В. Розанова,1962; А.О. Костанян, 1963).

        С точки зрения физиологии о состоянии двигательной сферы можно судить по некоторым неврологическим показателям. Данные, полученные в исследованиях Н.И. Букуна(1988), свидетельствуют о том, что у 64% глухих имеются резкие изменения характера рефлекторного ответа и у 43% отмечено невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. (Данный факт очень важен при проведении занятий физкультурой и спортом.)Таким образом, состояние двигательной сферы детей с нарушением слуха зависит от ряда причин. При этом в разных случаях любая из них может играть важную роль. Вместе с тем можно утверждать, что особенности развития двигательной сферы у глухих детей обусловлены тремя основными факторами: отсутствием слуха, изменением некоторых функциональных систем и недостаточным развитием речи. Результаты проведенных исследований свидетельствуют оследующем:

        — показатели физического развития глухих 15-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15-летних слышащих сверстников; — физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей; — вместе с тем уровень физической подготовленности 15-и17-летних глухих юношей практически остается неизменным. Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы: — недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; — относительная замедленность овладения двигательными навыками; — трудность сохранения статического и динамического равновесия; — низкий уровень развития ориентировки в пространстве; — низкий уровень развития силовых качеств(особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп — сгибателей и разгибателей); — замедленная скорость обратной реакции; — невыраженное снятие тормозного влияния коры головного м озга.

        Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.Проанализировав полученные данные пришли к заключению ,что в условиях учебного заведения методика физического воспитания глухих и слабослышащих юношей основанная на применении строго дозированных, локальных силовых упражнений включённых в основные разделы программы, будет способствовать не только эффект росту силовых качеств учащихся, но и двигательной подготовленности в целом. Организация занятий Организация физического воспитания в школе включает в себя следующее:

        1. Проведение занятий, как правило тренирующей направленности, с широким использованием метода круговой тренировки (в процессе прохождения основных разделов программы), метода повторных и максимальных усилий с использованием умеренно больших сопротивлений, а также метода стандартно- повторяющегося отягощения (в процессе занятий атлетической гимнастикой). 2. Преимущественное внимание при развитии силовых качеств уделялось основным, наиболее важным мышечным группам: спины, груди, плечевого пояса, живота и нижних конечностей. 3. Уменьшение количества часов из основных разделов программы с целью вынесения этих часов на занятия атлетической гимнастикой (всего 14ч.) 4. Проведение по специальному расписанию экспериментальных уроков в конце учебного дня. 5. Изменение структуры урока за счет практически полного исключения его вводной части (кроме ознакомительных уроков). Это позволило увеличить основную часть урока в среднем на 5 — 8 мин. Подобный подход был использован и в отношении заключительной части урока.

        Приемы и методы обучения физическим упражнениям глухих и слабослышащих юношей. Уроки физической культуры в школе глухих и слабослышащих имеют свои особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.Учитывая психофизиологические особенности глухих и слабослышащих юношей, своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида.В связи с этим курс обучения упражнениям силовой направленности необходимо условно делить на три этапа. Первый этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры. Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.

        На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие силовых качеств. При этом для успешного использования методики необходимо применять следующие педагогические методы: практические (предписание алгоритмического типа), наглядные (показ и метод графической записи упражнений), словесные (объяснение, метод коррекции ошибок). Роль этих методов в процессе выполнения упражнений силовой направленности неодинакова и зависит от задач конкретного урока.Так, на начальном этапе обучения силовым упражнениям желательно предпочтение отдавать наглядным и словесным методам.Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упражнении формирование правильных двигательных навыков заторможено уже в самом начале. Поэтому для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения необходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды речи, жестовую, дактильную, устную и письменную),предварительную коррекцию ошибок на основе графической записи упражнения.

        В последнее время широкое распространение получило положение о том, что обучение движениям может идти успешно только в том случае, если при объяснении физических упражнений будут одновременно использоваться методы слова и показа. Для учащихся, у которых этот процесс затруднен в результате нарушений одного из анализаторов (слуха), при обучении любым упражнениям наиболее целесообразным является поочередное применение методов показа и объяснения . Однако на начальном этапе обучения глухих юношей упражнениям силовой направленности несколько большее значение, на наш взгляд, необходимо уделять методам, предусматривающим наглядное восприятие учебного задания (показ упражнения и его графической записи). После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото) надо дать название упражнения, его основных элементов (термины). Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание вслух). Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем, акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения, закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим его термином. Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.

        В процессе обучения глухих юношей комплексам упражнений силовой направленности необходимо применять метод алгоритмических предписаний . Под этим понимаются определенные предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого. Методика составлений предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение комплекса упражнений на части, которые осваиваются в строгой последовательности. Эти предписания должны отвечать следующим требованиям:

        — точно указывать характер воздействия каждого упражнения; — все упражнения в комплексе должны быть взаимосвязаны и расположены в определенной последовательности. . Этот метод применим как к обучению умственным, так и к физическим операциям. Он обеспечивается наличием наглядной информации, осуществляемой по принципу обратной связи, что позволяет непрерывно корректировать процесс обучения. Кроме того, данный метод позволяет уменьшить «непроизводительную» трату времени и требует от ученика постоянной активной работы на уроке. Перед занятием для любого, относительно сложного и незнакомого упражнения составляются предписания алгоритмического типа.Алгоритмы конкретных упражнений заносятся в учебные карточки и сопровождаются графическими изображениями двигательного действия; кроме того, против каждого упражнения указывается его дозировка . Затем учащимся предлагается выполнить все упражнения в строго установленной последовательности на основе речевого обеспечения (использование дактильной и устной речи) и показа. Таким образом, метод предписаний опирается на методы обучения, известные в физическом воспитании, которые объединены в определенную систему:

        — управление коррекционно-педагогическим процессом на занятиях по силовой подготовке сводится к созданию необходимых условий для выполнения упражнения, при которых постепенно исчезает необходимость во внешней информации; — применение данного метода позволяет в комплексе решать задачи воспитания и дает возможность управлять процессом обучения. Результаты экспериментальной работы В.В. Дзюрича (1970) показали, что обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием словесной речи имеет большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений. Рассматривая роль речи в физическом воспитании глухих школьников, Н.Г. Байкина (1989) отмечает, что глухим учащимся мало известны многие глаголы, обозначающие двигательные действия. В связи с этим юношам, занимающимся силовыми упражнениями, в процессе занятий необходимо предлагать называть упражнения, позволяющие решить конкретные задачи урока. Кроме этого, речевой материал обеспечивает усвоение глухими учащимися названий учебного оборудования, тренажеров, инвентаря и технических средств обучения. Применение различных видов речи на уроках по силовой подготовке позволяет решать широкий круг задач. Вместе с тем следует заметить, что чрезмерное употребление речи на занятиях физической культурой приводит к значительному снижению моторной плотности урока, что позволяет говорить о недостаточной двигательной нагрузке.По мере освоения упражнений необходимость в применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается .Задачи закрепления и совершенствования учебного материала необходимо решать преимущественно на основе использования устной речи. Закрепление основных положений на уроках по силовой подготовке осуществляется в следующем порядке: название выполняемого упражнения, его выполнение учащимися и проговаривание названия упражнения, последующее выполнение упражнения с соответствующей коррекцией со стороны педагога.Таким образом, применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием наглядных и словесных методов, а также своевременная коррекция ошибок позволяет резко уменьшить их количество и повысить качество выполнения силовых упражнений. Обучение комплексам упражнений можно также проводить с использованием звуковой и световой сигнализации. Использование данных приемов позволяет создать тактильные (вибрация пола при громком звуковом сигнале) и зрительные ориентиры (световой прибор) для начала и окончания выполнения как отдельного подхода, так и самого упражнения. Использование данных приемов обучения позволяет задавать глухим юношам нужный темп движений, а также значительно повысить моторную плотность урока.

        К примеру представляю общие годовые задачи школы: 1. Качественное усвоение программного материала учащимися через коммуникативную направленность на уроках и внеклассных занятиях. 2. Совершенствование слухо- речевой среды в школе-интернате. 3. Развитие элементов национально- регионального компонента в учебно-воспитательном процессе. 4. Воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, обучение основам медицинских и психологических знаний. 5. Совершенствовать работу по воспитанию у учащихся самосознания, самоорганизации, самореализации; культуры поведения на каждой возрастной ступени. Учитывая все перечисленные особенности преподователи физической культуры нашей школы прекрасно справляются со своей задачей. Результативно работают все спортивные секции школы-интерната.(По футболу, по настольному теннису, по вольной борьбе и по национальной борьбе «Хуреш»). Занимается три раза в неделю с ослабленными детьми, с различными видами нарушения осанки, плоскостопия, сколиоза. В течение года регулярно проводятся соревнования и спортивные праздники, месячники внутри школы-интерната. В конце каждого учебного года проводятся спартакиада среди коррекционных школ. Наши ребята неоднократно занимали призовые места. В 2015-2016 г борцы участвовали на различных турнирах городского, республиканского,регионального и даже международного масштаба и показали хорошие результаты, проявив мужество и волю, настойчивость и достижение конечной цели. На первенстве России по вольной борьбе (спорт глухих) среди юношей в городе Владимир Сат Назын и Монгуш Сонам-Церин заняли II места. Монгуш Ай-Херел III место.

        Организация и проведение этих соревнований дает возможность улучшить работу по мотивации воспитанников школы-интерната на здоровый образ жизни, проводить целесообразную работу по воспитанию таких морально-этических качеств как достоинство, честь, порядочность, выдержка и товарищество

        Источники:

        https://studopedia.ru/2_26259_metodi-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-sluha.html

        http://studbooks.net/1840767/pedagogika/zadachi_fizicheskogo_vospitaniya_detey_narusheniem_sluha

        https://kopilkaurokov.ru/corect/presentacii/fizichieskoie_vospitaniie_dietiei_s_narushieniiami_slukha

        https://xreferat.com/103/2390-1-osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-gluhih-i-slaboslyshashih-deteiy-deteiy.html

        https://infourok.ru/doklad-osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-sluha-1028592.html