Формирование ууд у детей младшего школьного возраста

«Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС. (Выявление одарённости у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки)».

На что должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми.

Содержимое разработки

Муниципальное казенное образовательное учреждение Озёрская средняя общеобразовательная школа им. Сергея Аникина.

«Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС. (Выявление одарённости у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки)».

Подготовил: учитель МКОУ Озёрская

СОШ им. Сергея Аникина

Елена Юрьевна Смирнова.

I. Формирование УУД, построение урока музыка в рамках ФГОС………………………………………………………………………3

1.1. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения»……………………………………. 3-4

1.3. Развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД)…………………………………………………………………….5-7

1.4. Структура уроков музыки…………………………………………7-8

1.5. Учебно-методический комплект…………………………………….8

II. Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки……………………………………………..9

2.1 Методы выявления одарённых детей………………………………..9

2.2. Музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей………………………………………………………………………10

Список используемой литературы и электронных ресурсов………….11

«Только эмоциональное пробуждение

разума дает положительные

результаты в работе с детьми…»

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря овладению учащимися универсальными учебными действиями, создающими возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

I. Формирование УУД, построение урока музыка в рамках ФГОС.

1.1. Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения».

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

В своей работе я использую программу «Музыка» для 1 – 7 классов, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Программа составлена в соответствии с основными положениями музыкально – педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование

музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:

воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, формирование знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

1.2. Содержание программы.

Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В нашей школе дети обучаются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализировав программу «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение программы, был сделан вывод, что эта программа соответствует современным требованиям.

Ученики обеспечены учебниками и рабочими тетрадями, а учитель, кроме выше перечисленного, использует в своей работе хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала. Преподавание музыки в современной школе требует от учителя использование на своих уроках информационных компьютерных технологий (ИКТ).

1.3. Развитие у школьников универсальных учебных действий (УУД)

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

формирование уважительного отношения ккультуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Они обеспечивают учащимся возможность научиться:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео — и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

Они обеспечивают учащимся умение:

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К ним относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1.4. Структура уроков музыки.

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока; универсальные учебные действия;

Проверка домашнего задания (в случае, если оно задавалось);

Актуализация знаний: подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи;

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);

Вокально – хоровая работа: начинаем с установки «Если хочешь сидя петь», упражнения на дыхание «Прибой» (У-О-А-О-У), на дикцию (мимическая зарядка «Улыбнулись уточке», различные скороговорки, распевка «До – это домик, ре – это речка, ми – это мишка, фа – фасоль, соль – сольфеджио, ля – лягушка, си – синичка, до – это дом», далее следует работа над песней (разучивание слов, мелодии, работа над характером);

Поведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

1.5. Учебно-методический комплект.

Е.Д.Критская «Музыка» учеб. для учащихся 1-4 классов:/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.4-е изд.-М.: Просвещение,2012.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» — рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов. 3-е изд. М.: Просвещение,2012.

II. Выявление одаренности у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки.

2.1 Методы выявления одарённых детей.

Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, присуще именно ему, которое получаем путем разносторонних наблюдений. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.

На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми?

Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.

Детям в начальной школе очень нравится слушать произведения Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт». Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela),и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшее в воображении, образы героев и цветовые ощущения).

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.

2.2. Музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей.

Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов;

способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма — способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа в школьной вокальной студии «Звонкий голосок».

В заключении хотелось бы отметить, то, что не всегда одаренный ребенок может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были, лишь положительные эмоции.

Список используемой литературы и электронных ресурсов.

1.Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. М.: Просвещение, 2011. Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

2. Е.Д.Критская «Музыка» учеб. для уч-ся 1-4 классов:/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.4-е изд.-М.: Просвещение,2012.

3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка» — рабочая тетрадь для учащихся 1-4 классов 3-е изд. М.: Просвещение,2012.

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста (стр. 1 из 4)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа, таким образом, должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» (УУД) означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:

— носят надпредметный, метапредметный характер;

— обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

— лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

— обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Необходимость формирования универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоидентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

— необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

— возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Учитывая данное положение, основу формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста составляет процесс развития личности. Качество развития личности определяется характером и многообразием видов УУД: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать, «что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения и смыслообразования, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта должно происходить посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта:

· предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю. »);

· предметных и общепредметных умений («Я умею. »);

· творчества («Я создаю. »);

· в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь. »).

При формировании личностных универсальных учебных действий учителю рекомендуется ориентироваться на следующие критерии сформированности:

1) внутреннюю позицию школьника, мотивацию учения, гражданскую идентичность, адекватную самооценку;

2) структуру ценностного сознания;

3) уровень развития морального сознания;

4) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

5) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

При формировании регулятивных УУД учителю рекомендуется опираться на такие показатели :

• выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Урок по формированию УУД у детей младшего школьного возраста по окружающему миру на тему «Где зимуют птицы?» (1 класс)

Урок по формированию УУД у детей младшего школьного возраста

Выполнила: Чекмаева Т. И., учитель начальных классов

МБОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района РМ

Тема: Где зимуют птицы?

Цели: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелётных.

Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.

Л – личностные УУД

Р – регулятивные УУД

П – познавательные УУД

К – коммуникативные УУД

— Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

— Расширять знания учащихся о птицах, зимующих и перелётных.

— Учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления.

— Воспитывать заботливое отношение к птицам.

— Формирование в сознании учеников единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Оборудование и используемые учебные пособия:

А. А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 1 класс. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.

Таблица «Зимующие птицы», картинки с изображением зимующих птиц.

Птицы России: Начальная школа / Сост. Т. Н. Ситникова. М.: ВАКО, 2010. (Школьный словарик).

А. А. Плешаков.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.

Долгожданный дан звонок,

Ну-ка, проверь, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

О каком времени года я говорю?

Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.

— Как вы догадались, что речь идёт об осени?

Игра «Найди ошибки»

— Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

Самоопределение к деятельности.

— С наступлением холодов меньше становится корма для животных и птиц.

Давайте послушаем разговор скворца и цапли.

-Что ты такая печальная, цапля?

— Ах голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик важно вышагивал, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький воробьишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучей мороз. Может быть, это правда?

— Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на Земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

— Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

-Прочитайте тему урока на с. 16 учебника.

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

-Что вам уже известно о птицах?

— Попробуем выяснить, почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими.

(Дети считают, загибая отдельно каждый палец)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Эта — развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Продолжение работы по теме урока.

Выявление причин перелета или зимовки птиц.

Посмотрите на рисунки. Почему птицы разделены на две группы?

– Те птицы, которые улетают в теплые края на зиму, называются перелетными птицами.

А тех птиц, которые остаются на зимовку, называют зимующими птицами.

– Назовите перелетных птиц.

– Назовите зимующих птиц.

— Посмотрите за окно, каких птиц вы видите?

Таблица «Зимующие птицы»

— Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

— Как можно помочь птицам зимой?

– Почему же некоторые птицы улетают на юг?

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

– Больше или меньше их стало с приходом осени? В какую погоду их становится меньше?

– А чем еще питаются птицы?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для одних основным кормом служат насекомые, для других – плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Мы видим синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, так как здесь легче отыскать корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Продолжение работы по теме урока.

Беседа, работа по учебнику. Работа в парах.

— Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете.

— Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17

— Куда улетают ласточки?

— Что вместо колец в последнее время используют ученые?

— Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17.

Игра «Узнай птицу». (Учитель читает описание птицы. Задача детей – как можно быстрее узнать её. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание дочитывается до конца.)

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички – воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше дома. Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама обычно сидит ночами, а папа – днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.

Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это не так, как все птицы. Она не вьёт гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнезда других птиц. Эта птица – большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.

Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на этих птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а ля отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом.

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые.

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 14). Работа в группах.

— Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.

— Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя.

№ 2 (с.14-15). Работа в парах.

— Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.

— Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц?

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Брыкина Е.К., Немкина Е.С.

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в дошкольном и младшем школьном возрасте. Раскрываются основные вопросы содержания, формы, методы и приемы ознакомления детей с окружающим миром. В работе дан сравнительный анализ организации учебной деятельности у дошкольников и младших школьников.

Formation of universal cognitive learning actions of pre-school and primary school children through their acquaintance with the environment

This article discusses the features of forming of the universal cognitive learning actions of pre-school and primary school students. The article reveals major issues of content, forms, methods and techniques of introducing children to the world around them. The paper presents a comparative analysis of the organization of educational activities in pre-school and primary school students.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Брыкина Е.К., Немкина Е.С.,

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром»

i| 3. Мониторинг качества школьного языкового образования (иностранные

о Р языки): Монография / Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, Н.С. Трухановская,

^ cd 4. Об образовании в РФ. Федеральный закон № 273-Ф3. URL: http://standart

§ ^ edu.ru (дата обращения: 12.03.2017).

о| 5. Рязанова Е.И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе //

к — Актуальные задачи педагогики: Материалы VI междунар. науч. конферен-

о ции (г. Чита, январь 2015 г.). Чита, 2015. С. 93-96.

Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром

В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в дошкольном и младшем школьном возрасте. Раскрываются основные вопросы содержания, формы, методы и приемы ознакомления детей с окружающим миром. В работе дан сравнительный анализ организации учебной деятельности у дошкольников и младших школьников. Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, преемственность, исследовательская и проектная деятельность в начальной школе, интеграция, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Формирование универсальных познавательных учебных действий в настоящее время является одной из актуальных проблем педагогики в связи с изменениями требований к воспитанию и развитию детей как в дошкольном, так и в начальном образовании.

Под познавательными универсальными действиями понимаются общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, «добывание» информации из любого источника, в том числе и из информационного пространства, осознанность чтения), логические (анализ,

синтез, сравнение, классификация, аналогия, построение логических Е цепочек рассуждения, установление причинно-следственных связей) § ¡< и действия по самостоятельной постановке и поиску различных путей g ° решения проблемы (А.Я. Асмолов). I i

Необходимо не просто дать детям минимальный набор знаний, уме- | g ний, навыков, а научить их определенным способам действий, кото- о § рые помогут при решении любых учебных, а впоследствии, и жизнен- S vg ных ситуаций. В исследованиях Н.Г. Аквилевой, З.А. Клепининой, с С.Н. Николаевой, О.Т. Поглазовой, Н.А. Рыжовой и др. показывается, что овладение детьми универсальными учебными действиями способствует не только формированию «умения учиться», но и является важным элементом социализации дошкольника и младшего школьника.

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки познавательных универсальных учебных действий, а именно познавательный интерес (проявляющийся в многочисленных вопросах), мотивация к деятельности (ребенок в игре копирует действия взрослых и возникает желание учиться), умение сравнивать, обобщать и сопоставлять предметы, созданные человеком и природой (пытается самостоятельно сделать выводы, иногда неправильные, т.к. обосновывает их на основе личного опыта).

В младшем школьном возрасте эти компоненты играют важную роль в успешности усвоения научных знаний об окружающем мире. В начальной школе познавательные универсальные учебные действия уточняются, конкретизируются, расширяются. Так, например, в дошкольном возрасте ребенок усваивает понятия «дерево, куст, травянистое растение». В младшем школьном возрасте эти понятия уточняются, ребенок учится классифицировать отдельные объекты по разным основаниям: растение может быть хвойным или лиственным, дикорастущим или культурным. Кроме этого, происходит углубление полученных в дошкольном возрасте знаний о видах растений, их строении и размножении. Дополнительно вводятся знания об особенностях ухода за дикорастущими и культурными растениями. Ребенок учится определять растение в ту или иную группу по основным признакам (наличию коры, количество стволов), а не опираясь только на видимые данные (высота, количество стволов).

Воспитатель детского сада, отмечает Н.А. Рыжова, должен подвести детей к тому, чтобы младшие школьники были готовы к восприятию, обобщению и конкретизации тех знаний, которые они получили в процессе дошкольного детства. Это происходит в непосредственной образовательной деятельности (на занятиях), прогулках, наблюдениях, играх, в процессе ознакомления с различными видами искусств (изобразительное искусство, музыка, литература и т.д.). По мнению таких авторов,

как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева и др., игра, искусство и наблюдение являются наиболее важными средствами ознакомления детей с окружающим миром.

Преемственность в формировании познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром обеспечивается единым подходом в формировании познавательного интереса, создании развивающей среды образовательных учреждений (школы и детского сада) и используемых педагогами методов и приемов обучения.

Н.Ф. Виноградова, О.Т. Поглазова и другие видят преемственность в дошкольном и начальной образовании в формировании системы природоведческих представлений, в умении сравнивать и обобщать несколько объектов природы по различным признакам, в дальнейшем развитии положительного отношения к объектам природы. Часто случается, что в первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки, что создает определенные трудности в усвоении ребенком научных знаний. Кроме этого, сложность в обучении создает также отсутствие у ребенка сформированного умения анализировать, синтезировать и сравнивать объекты природы. Примером может служить преемственность программ «Ступеньки детства» и УМК «Гармония»; «Ступеньки» и УМК «Школа 2000»; «Преемственность» и УМК «Школа России» и др.

Исследования Н.Г. Аквилевой, Н.Ф. Виноградовой, О.В. Дыбиной, З.А. Клепининой, С.А. Козловой, С.Н. Николаевой, А.А. Плешакова, О.Т. Поглазовой, Н.А. Рыжовой и других говорят об особенностях использования разнообразных форм, методов и приемов ознакомления с природным и социальным окружением ребенка. Формирование познавательного интереса (как компонента универсальных учебных действий) в дошкольном и младшем школьном возрасте достигается ими в процессе подбора взрослым интересных и доступных для ребенка объектов окружающего мира и различных способов организации деятельности детей: наблюдение (Н.Г. Аквилева, З.А. Клепинина, С.Н. Николаева и др.), исследовательская и проектная деятельность (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.И. Савенков и др.), моделирование и интеграция (М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова и др.).

Основой получения конкретных знаний об окружающей действительности является наблюдение. Эта форма активно используется как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Наблюдение позволяет ребенку понять, что окружающий его мир познаваем, нужно только научиться замечать даже небольшие изменения. Если говорить о методике организации наблюдения, то она не сильно отличается в детском

саду и начальной школе. Отличия будут связаны с выбором объекта для Е наблюдения и длительностью самого процесса. Правильная организа- § ^ ция наблюдений и опытов также влияет на формирование компонентов 5 ° универсальных учебных действий. Большую роль в организации опытов | 1

и наблюдений играет правильная постановка вопросов, выбор объекта * <§

исследования в соответствии с возрастом, активность детей в проведе- о рд нии опыта или наблюдения, применение приемов, привлекающих их чю внимание (Н.Г. Аквилева, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Золотова, З.А. Кле- с пинина, А.Н. Леонтьев, С.Н. Николаева и др.), что ведет за собой формирование познавательного интереса.

Если нет возможности пронаблюдать объект в природе, то на помощь приходят мультимедийные технологии, которые оказывают влияние и на прочность формирования познавательных универсальных учебных действий (Е.С. Немкина, Н.Б. Тихонова и др.). Важно только использовать их в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Чтобы мультимедийные технологии не оказывали вредного влияния на здоровье ребенка, должны соблюдаться санитарные и педагогические условия их использования.

Исследовательская деятельность является основой получения детьми знаний в начальной школе. Ученые отмечают ее высокую эффективность для установления причинно-следственных связей в живой и неживой природе. Начинать использовать исследовательскую деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий необходимо в детском саду. Но эта форма работы в дошкольных образовательных учреждениях имеют свою специфику: ограниченность по времени, ограниченность в объектах исследования, исследования проводятся под руководством и непосредственном участии взрослого.

В начальной школе детям предоставляется большая самостоятельность и активность в исследовательской деятельности. Примером может служить изучение состояний и свойств воды. В дошкольном возрасте через опыт дети определяют, что вода не имеет формы, цвета, запаха и имеет три состояния (лед, вода, пар). Состояния воды они наблюдают через действия педагога. В начальной школе учитель организует самостоятельное изучение детьми свойств воды: без цвета, без запаха, без вкуса, прозрачна, течет и принимает форму сосуда. К ним добавляется исследование воды как растворителя.

Эффективным для формирования познавательного интереса и развития познавательных действий дошкольников и младших школьников становится деятельность моделирования, которая представляет собой особую группу знаково-символических действий. При использовании

1 I моделирования дети преобразуют чувственную форму в модель с выде-

¡2 ё ленными существенными характеристиками объекта изучения либо пре-

2 у образуют модели для выявления общих свойств (А.Г. Асмолов).

Модели, создаваемые детьми под руководством педагога, могут 1 отражать: структуру реального объекта (строение растения), структуру

^ ^ обобщенного понятия (насекомое), структуру сложного понятия (пого-ю да), процесс (круговорот воды в природе), превращение (состояние воды), взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепочка) и др.

Исследования (А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, О.Т. Поглазова, А.И. Савенков и др.) показывают, что проектная деятельность в настоящее время может использоваться и используется как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте для развития познавательных универсальных учебных действий. Основные требования к организации проектной деятельности совпадают. Необходимо отметить, что проекты, как правило, носят кратковременный характер, проблема обычно формулируется взрослым, этап защиты выражается в обсуждении или создании продукта деятельности (рисунки, аппликации, объектные конструкции и др.) Отличительной особенностью этой деятельности в начальной школе является создание индивидуальных проектов.

В исследованиях Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной, Е.К. Брыкиной и др. авторов интеграция рассматривается как средство развития познания и творческих способностей детей. Под интеграцией понимается взаимодействие различных видов деятельности и искусств. Например, изучая воду, рассматриваются не только три состояния воды, но и звуки воды, изображение воды в картинах художников и произведениях композиторов. В дошкольном возрасте дети сначала наблюдают за объектом, выделяют его основные особенности и свойства. Эти знания обогащаются и закрепляются в процессе создания детьми образа в рисунке, лепке, аппликации и конструировании. Такая последовательность позволяет сформировать у ребенка следующие компоненты универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать объекты окружающего мира, делать выводы. В начальной школе интеграция происходит на разных уровнях: с точки зрения искусства, науки и практического применения в жизни. При знакомстве с народными промыслами дети узнают или уточняют знания о них, как в детском саду, так и в начальной школе. Отличие в том, что младшие школьники могут создавать индивидуальные сообщения или презентации по данному виду искусств.

Игровые приемы также влияют на качество и прочность формирования познавательных универсальных учебных действий. Большой эффективностью обладают в работе с детьми дошкольного возраста игровые обучающие ситуации С.Н. Николаева.

Игровые обучающие ситуации наиболее эффективны в процессе сравнения живого и неживого (реалистический образ, игрушка) животного (игра с игрушкой-аналогом), при введении в занятие литературного персонажа (игра с литературным персонажем), при организации игры-путешествия. Все это положительно влияет на формирование познавательного интереса, умения находить сходство и различие в многообразии окружающего мира. Однако не все эти ситуации применимы в работе с младшими школьниками.

Любая игровая ситуация на уроке должна быть методически оправдана и органически вписываться в сценарий урока.

Применение моделирования, экспериментирования, проектов, интеграции в работе с детьми повышает их познавательную активность, влияет на развитие дошкольников и младших школьников в целом, способствует повышению уровня наблюдательности и любознательности.

В практике дошкольного и начального образования встречаются следующие проблемы: часто воспитатель дает знания не в полном объеме или, наоборот, забегая далеко вперед. И то, и другое отрицательно влияет на формирование у ребенка познавательных универсальных учебных действий. Иногда воспитатель и учитель начальной школы стараются как можно больше рассказать ребенку, ограничивая его в «открытии новых знаний». И учителю и воспитателю необходимо знать программу подготовки детей на предыдущем и последующем этапах с тем, чтобы получаемые ребенком знания не носили абстрактного характера и работали на осуществление преемственности на разных ступенях обучения.

1. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с разными материалами. М., 2002.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под общей ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2015 (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).

3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М., 2014.

4. Немкина Е.С., Сухобрус Е.В., Шарун О.В. ИКТ как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // Современное начальное образование: вуз — школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. З.Б. Редько. М., 2012.

5. Поглазова О.Т. Особенности педагогической интеграции в начальном образовании (на материале курса «Окружающий мир» для начальной школы): Монография. М., 2004.

Источники:

https://videouroki.net/razrabotki/formirovaniie-uud-postroieniie-uroka-muzyki-v-ramkakh-fgos-vyiavlieniie-odarionn.html

http://mirznanii.com/a/280433/metodicheskie-rekomendatsii-po-formirovaniyu-universalnykh-uchebnykh-deystviy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta

https://www.metod-kopilka.ru/urok_po_formirovaniyu_uud_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu-1710.htm

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-pri-oznakomlenii-s