Художественно эстетическое развитие дошкольников по фгос

  • Главная
  • Детский сад
  • Задачи художественно эстетического развития дошкольников по фгос
  • Внедрение ФГОС посредством модернизации основ системы образования в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития

    Приоритетное направление ДОУ художественно – эстетическое развитие детей, и в связи с этим главной задачей нашей работы — максимальное развитие личности каждого воспитанника, формирование ее готовности к дальнейшему саморазвитию.

    Образовательная программа ДОУ разработана на основе:

    1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    2. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Под редакцией Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной. Развивающая среда нашего ДОУ выступает как важный компонент – составляющей интеграционного пространства, стержнем которого является искусство. Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация

    детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно,

    согласовано по цвету, форме, величине и т. п. с у четом этих требований обустроены групповые комнаты нашего ДОУ, холлы и территория, музыкальный, физкультурный залы, картинная галерея, зимний сад, экологическая тропа и спортплощадка. В ДОУ ведется кружковая работа: «Бисероплетение», «Квилинг», «Бумагопластика», «Хореография», «Спортивный танец» и «Театральная гостиная». Кружковая работа проводится по желанию педагогов, 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста.

    Мы используем связи с консультационными, дополнительного образования учреждениями города и района. В ДОУ действует выездной пункт библиотеки, где проводятся литературные беседы, выставки книг.

    Коллектив ДОУ участник мероприятий района и города, Сибирской ярмарки, фестиваля детского творчества, дважды занимали первые места в профессиональном конкурсе «Воспитатель года», с 2008 года участвуем в мероприятиях района совместно с ТОС.

    В соответствии с современными требованиями и в рамках происходящих изменений в образовании мы разработали образовательную программу ДОУ. В соответствии с принципами, выдвигаемыми ФГОС к основной образовательной программе.

    В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников мы постарались отразить в Вариативной части программы следующие элементы современного искусства:

    1. Архитектура («застывшая музыка»)

    2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

    3. Художественная литература

    4. Музыкальное искусство

    6. Театральное искусство

    7. Эстрадное искусство

    9. Цирковое искусство

    10. Декоративно-прикладное искусство

    11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

    12. Компьютерное художественное творчество и др.

    Художественно – эстетическое воспитание в нашем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

    Основная цель приоритетного направления: формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

    Решить которую, мы стремимся через задачи:

    1. Организовать детский быт в соответствии с эстетическими требованиями

    2. Приобщать детей к сокровищнице мировой культуры и искусства и пробуждать творческую активность ребенка

    3. Развивать познавательные способности воспитанников

    4. Создавать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области художественно — эстетического воспитания.

    5. Оказывать помощь в устранении, смягчении негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека.

    В своей работе опираемся на принципы художественно – эстетического развития:

    Принцип всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.

    Принцип тесной взаимосвязи художественно-эстетической деятельности детей с окружающей жизнью, искусством.

    Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, мы выделяем

    следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

    – эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные

    основы эстетической культуры личности;

    – художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и

    художественно-практическом выражении, формирующее культуру

    личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

    эстетическое самообразование и самовоспитание,

    – воспитание творческих потребностей и способностей.

    особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:

    индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,

    видение проблем, преодоление стереотипов и др.

    Основной принцип, который лежит в основе реализации приоритетного художественно — эстетического направления это синтез искусств, который реализуется в следующих формах работы: полихудожественные занятия, театрализованную деятельность, ознакомление с искусством (В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, развлечения, досуги, театральные конкурсы, выставки детского рисунка, выставки, в ДОУ постоянно действует картинная галерея. Все эти формы работы включены в учебный план вариативной части программы и являются обязательными для выполнения педагогами. Они включены в режим дня, как совместная деятельность во вторую половину дня и в вечерние часы Так образовательная деятельность дополнена занятиями по ознакомлению с искусством на 9 часов в год в каждой возрастной группе, полихудожественными на 9 часов в год во вторых младших и средних группах и на 18 часов в старших и подготовительных. литературными вечерами на 9 часов в год со второй младшей, театральными вечерами на 9 часов в год со средней, экскурсии в природу на 4-5 часов в год во всех возрастных группах.

    С самого раннего возраста через игровую деятельность мы приобщаем ребенка активному к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт

    формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к

    действительности и к искусству.

    Уже с 2-3 – летнего возраста, детей приобщают к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым, утверждая их в понимании того, что

    красота – дело рук человеческих.

    Организуем занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации, так называемый прием «Ожившая кукла». Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог — психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

    Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность.

    Эстетическое воспитание ребенка происходит не только в детском саду, но и дома с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда, его родители не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Поведение окружающих, настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. В нашем учреждении ежегодно планируется совместная деятельность с родителями воспитанников, отвечающая интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

    Работа ведется в трех направлениях:

    — работа с коллективом ДОУ по организации новых форм взаимодействия с семьей,

    — повышение педагогической культуры родителей;

    — вовлечение родителей в деятельность ДОУ, обмену опытом

    Консультативная работа проводится в следующих направлениях: здоровьесбережение, познавательное, художественно-эстетическое через формы деятельности: наглядно-информационные, досуговую деятельность, совместная деятельность, индивидуальную работу.

    Формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов, так и нетрадиционные формы (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, выставка родительских работ по изо деятельности, организация работы родительского комитета, традиционный день рождения ДОУ, общение в группах «В контакте» интернета) .

    Где предоставляем возможность окунуться родителям в мир искусства. В каждой группе имеются материалы, по культуре поведения, культуре речи, изобразительному творчеству, музыке, игре. Работа с родителями захватывает каждую образовательную область:

    Например «Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;

    Таким образом, качество понимается нами, как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы, являющимся основным показателем его интеллектуальном и физическом развития личности, и способствующему самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

    После окончания пяти лет образования в ДОУ дети могут выделять некоторые виды мирового художественного наследия, сформирована эмоциональная отзывчивость на произведения искусства. Различают человеческие эмоции и могут определять, контролировать свои. Дети активно используют полученные изобразительные навыки в самостоятельной деятельности, легко ориентируются в изобразительных средствах, основных жанрах музыки, театра, различают некоторые особенности архитектуры, совместные достижения детей и родителей выражаются в многочисленных проектах, реализуемых в ДОУ и в показателях педагогической диагностики.

    Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к

    творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и в искусстве, таким образом, полностью решая задачи художественно – эстетического развития воспитанников дошкольного учреждения.

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников

    Художественно-эстетическая деятельность дошкольников

    Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

    Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. » является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

    Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

    В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни — эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

    Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

    Основные компетенции педагога:

    обеспечение эмоционального благополучия через:

    — непосредственное общение с каждым ребёнком;

    — уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

    В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н. А. Ветлугина, З. Н. Грачева, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др., отмечалось, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н. А. Ветлугина выделяет эту деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности

    К художественно-эстетической деятельности относится:

    • Восприятие художественной литературы.

    • В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей

    • специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

    Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

    — Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

    Задачи обучения в первой и во второй младшей группе

    • Готовить детей к посещению театра;

    • Способствовать развитию певческих навыков;

    • Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

    Задачи обучения в средней группе:

    • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

    • Познакомить с архитектурой;

    • Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

    • Обогащать представления детей об искусстве;

    • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

    Задачи обучения в старшей группе

    • Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

    • Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

    • Познакомить с произведениями живописи;

    • Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

    • Учить создавать сюжетные композиции;

    • Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

    • Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;

    • Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;

    • Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;

    • Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

    • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

    • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

    ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

    Все перечисленные характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

    1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru

    3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdo-journal.ru

    4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М. – Академия, 2001.

    5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

    6. Концепция дошкольного воспитания.

    8. ФГОС. – М. — Центр педагогического образования 2014.

    9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-culture.ru

    — Тесная связь с искусством.

    — Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

    — Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

    — Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

    — Создание эстетической развивающей среды.

    • Готовить к восприятию произведений искусства;

    • Приобщать к декоративной деятельности;

    • вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

    • познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

    • научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

    • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя

    • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

    • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

    • Продолжать развивать интерес к лепке;

    • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

    • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

    • Знать особенность изобразительных материалов.

    Задачи обучения в подготовительной группе

    • Формировать основы художественной культуры;

    • Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

    • Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;

    • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;

    К завершению дошкольного образования (к 7 годам) :

    • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

    • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движения, может контролировать свои движения и управлять ими;

    Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

    — ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др. ;

    — ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

    Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

    1.. Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) — Режим доступа:http://www.egpu.ru

    2. Закон об образовании в Российской Федерации.

    3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье — Режим доступа:http://sdo-journal.ru

    4. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М. — Академия, 2001.

    5. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. — Режим доступа:http://www.ifap.ru

    7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

    8. ФГОС. — М. — Центр педагогического образования 2014.

    9. Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности — Режим доступа:http://www.e-culture.ru

    муниципальные документы

    документы образовательной организации

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

    Художественно-эстетическое развитие дошкольниковосуществляется по направлениям и решает цели и задачи:

    Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

    Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

    Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.

    Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

    2. Изобразительная деятельность.

    Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

    Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

    Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

    3. Конструктивно-модельная деятельность.

    Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

    Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, какую часть работы будут выполнять.

    4. Музыкальная деятельность.

    Приобщение к музыкальному искусству; Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

    Развитие музыкальных способностей, поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

    Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

    Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

    Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

    МБДОУ ЦРР – д/с №3 «Звездочка»

    Наводная Елена Валерьевна

    «Реализация художественно — эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных стандартов»

    Цель: формирование у педагогов профессиональной компетентности

    освоения образовательной области «Художественное творчество»

    в условиях реализации ФГТ.

  • выработать систему работы по художественно-эстетическому развитию детей, с учетом новых ФГТ;
  • способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности;
  • развивать художественно — творческие способности воспитанников посредством интеграции различных видов деятельности;
  • повышать активность и творческие проявления педагогов в
  • обобщении, распространении педагогического опыта.

    Содержание образовательной области «Художественное творчество»

  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
  • удовлетворение потребности детей в самовыражении.
  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование) ;
  • развитие детского творчества;
  • Цель:Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно — творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Задачи:Развитие восприятия формы и цвета;

    Развитие мелкой моторики рук

    Сочетание творческой деятельности, упражнение для тренировки пальцев с речевым развитием детей.

  • В возрасте 1-3 лет любой ребенок – уникальная личность. Он стремится все исследовать, все попробовать, он способен оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства. В этом возрасте уже можно приобщать ребенка к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие мира.
  • Малыши 1-3 лет воспринимают художественное занятие как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них увлекательнее само занятие, а не результат.
  • Для ребенка творчество – это процесс, а не результат.
  • Задача взрослого – создать малышу полноценное и безопасное условие для развития творческих способностей.
  • Примерное распределение занятий на год по рисованию, лепке, конструированию.
  • Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
  • Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастерами, ворсом кисти) . Учить следить за движением карандаша по бумаге.
  • Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
  • Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
  • научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
  • научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
  • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.
  • Лепка
  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
  • Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.) .
  • Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.) , сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники) ; делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце) . Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок) , два шарика (неваляшка) и т.п.
  • Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку,
  • Общими задачами обучения конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:
  • Научить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соединять концы палочки, сплющивать шар , сминая его ладонями обеих рук;
  • Научить прищипыванию, вытягиванию отдельных частей из целого куска;
  • Научить создавать образцы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
  • Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.
  • Способствовать развитию пространственных соотношений.
  • Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.) .
  • По окончании игры приучать убирать все на место.
  • Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
  • Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
  • Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.) .
  • Научить сооружать постройки по образцу, по собственному замыслу;
  • Научить различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок) , использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина) ;
  • Научить выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
  • Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.

    Для работы необходимо выбирать разнообразные цвета и оттенки. Нужно помочь ребенку сравнить различные варианты. Что позволит пробудить в ребенке эстетическое чувство и научить видеть красоту.

    В ходе работы ведутся непрерывные беседы с ребенком. Такая деятельность стимулирует его речевую активность, речевое подражание, настоящий диалог с игрушечным персонажем.

    Важно, чтобы он чувствовал уважение к своим творениям. Почаще хвалите малыша. Такое отношение побуждает ребенка к деятельности и достижению результата.

    Ознакомление с окружающим.

    Для работы отбираются сюжеты близкие опыту ребенка. Это уточняет уже усвоенное знание. В ходе работы ребенок узнает много нового, закрепляет знания о цвете, величине и форме.

    По результатам работы, наметились определенная положительная динамика в художественно-эстетическом развитии детей:

  • результатам работы у малышей формируется сенсорный опыт. Дети начинают различать цвета,
  • формируется пространственное понятие (вверх, вниз и др.) ,
  • развивается познавательная деятельность, расширяется представления детей об окружающих реальных предметов, соответствующих их восприятию,
  • развивается речевое и игровое общение детей, обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание и память,
  • дети радуются своим рисункам, называют то, что нарисовано.
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников

    Здравствуйте дорогие коллеги!

    Мы рады Вас приветствовать в нашем дошкольном учреждении, приоритетным направлением которого является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

    Ключевая роль детского сада с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой активности.

    Направления художественно-эстетического развития дошкольников обозначены в федеральных государственных стандартах дошкольного образования.

    Одной из задач является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром.

    Программа направлена на:создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

    Образовательная область художественно – эстетическое развитие.

    Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылокценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

    Акцент в работе ДОУ по данному направлению сделан на развитие у детей интереса к музыке, литературе, изобразительному и другим видам искусства, приобщение детей к миру прекрасного. Определена тематика занятий с учетом имеющихся условий, взаимосвязи с другими видами деятельности, общественно-значимыми событиями в жизни группы, детского сада, города, региона, страны.

    Специфика художественно — эстетического направления определяется включением в процесс образования детей дошкольного возраста региональных факторов, имеющих историческое, художественное, географическое, природно-экологическое, этническое, культурное своеобразие. Региональное содержание образования способствует реализации основных дидактических принципов: доступности, наглядности, связи образования с жизнью.

    Одним из средств художественно-эстетического развития дошкольников является использование красоты природы окружающего мира. При этом используются разнообразные формы взаимодействия с детьми с учетом их возраста, интересов, а также активного участия родителей дошкольников. Главное – непосредственный и разнообразный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Дети узнают, что красота природы может передаваться в разных видах искусства: музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, народном декаративно-прикладном искусстве, скульптуре и т. д.

    Успешное решение задач художественно-эстетического развития дошкольников зависит от многих условий:

  • Построение художественно-эстетической развивающей среды в дошкольном учреждении.
  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
  • Активное участие родителей в воспитательном процессе.
  • Индивидуальные особенности ребенка.
  • Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

    Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников и поставили перед собой цель — развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

    Для получения ожидаемых результатов нами создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

    •обновление содержания образования (выбор новых технологий) ;

    •создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды) ;

    •организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями) ;

    •координация работы с другими учреждениями и организациями.

    И соответствует зпринципам:

    1. Принцип развивающего образования

    Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Наша работа с детьми, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

    • специально организованное обучение;
    • совместная деятельность педагога и детей;
    • самостоятельная деятельность детей.
    • Взаимодействие с детьми осуществляем с учетом дифференцированного подхода и включаем разнообразные формы и методы работы:

      Статья (старшая группа) на тему: Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством проектного метода в ДОУ

      Опубликовано 24.01.2015 — 11:09 — Козлова Марина Григорьевна

      Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников

      посредством проектного метода в ДОУ

      На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) , Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. . Огромными возможностями обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационной деятельности для повышения качества образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

      В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития в ДОУ. Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребенка. Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

      Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

      Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

      В наше время проблема художественно — эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

      Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

      Задачами образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

    • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;
    • становление эстетического отношения к окружающему миру;
    • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
    • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
    • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
    • Изобразительная деятельность — важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

      В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

      Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел) , поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

      По продолжительности они бывают:

    • краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели) ;
    • средней продолжительности (2-3 месяца) ;
    • долгосрочные (на несколько учебных лет) .
    • Структура любого проекта включает в себя:

    • тему проекта (название)
    • тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)
    • цель проекта
    • работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)
    • форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)
    • результат проекта (оформление результатов, анализ) .
    • Формы, используемые в работе над проектом:

      Другие статьи по теме:

      Развитие художественно творческих способностей дошкольников

      Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев.

      Художественно эстетическая деятельность дошкольников

      Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №.

      Презентация на тему художественно эстетическое развитие дошкольников

      Художественно эстетическое развитие дошкольников

      Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей Презентация на тему: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» («Развитие творческих способност.

      Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста

      Технологии художественно эстетического развития дошкольников

      Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди.

      Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м.

      Художественно-эстетическое развитие дошкольников Художественно-эстетическая деятельность дошкольников 2 СЛАЙД. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возрас.

      Рабочая программа по ФГОС «Музыка» (часть первая) Пояснительная записка Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обесп.

      Источники:

      http://raguda.ru/ds/zadachi-hudozhestvenno-jesteticheskogo-razvitija.html