Экономическому воспитанию дошкольников

Экономическое воспитание старших дошкольников

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Теоретические подходы в экономическом воспитании.

1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье.

2.3. Сюжетно-дидактические игры с экономическим содержанием.

2.4. Методика экономического воспитания старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ на примере игры «МУЗЕЙ ДЕНЕГ».

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах «Дошкольное воспитание». Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.

Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?» — приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.[1]

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни — миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно — операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.[25]

Цель моей курсовой работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию экономического воспитания старших дошкольников.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования, конкретизировать содержание понятий «экономическое воспитание», «экономическая культура».

1. Изучение педагогической документации;

3. Наблюдение, беседы.

4. Изучение научно-методической базы.

Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

— списка литературы, использованной при написании работы;

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Теоретические подходы в экономическом воспитании.

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. [7]

В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался — не было в этом необходимости.

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее — он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.[32]

Нередко экономика подменяется:

— арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);

— ботаникой ( например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);

— в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.).

Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Скажем, под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.

Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.[32]

Экономика — это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает Валицкая А.П.

Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.

Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.[4]

Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 2498 раз

Библиографическое описание:

Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 39-41. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467/ (дата обращения: 23.04.2018).

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, социальный запрос родителей, результаты исследовательской деятельности и требования школы и современности подтвердили точку зрения о необходимости ранее социализации дошкольников средствами экономического воспитания, так как социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем взрослых.

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Обратимся к психологическим особенностям дошкольников, подтверждающим позицию относительно того, что такую работу необходимо начинать с пяти лет, то есть со старшего дошкольного возраста (Л. А. Венгер, А. В. Запорежец, М. И. Лисина, Р. Б. Стеркина и другие):

— у детей старшего дошкольного возраста проявляются попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, происходит существенный перелом в понимании причинности;

— происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающей, более эффективную адаптацию к социальной реальности;

— речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;

— с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание. Игра достигает высокого уровня развития, и в ней пятилетки активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними;

— к пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех — неуспех), то есть критическое отношение к себе и результатам своей деятельности;

— начинают проявляться мотивы рассудочного характера.

Выше перечисленные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, бесспорно, важны для формирования предпосылок экономического воспитания. Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников. Так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия. Проблема экономического воспитания находится в тесной взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка. И чем меньше возраст, тем она теснее.

Цель экономического воспитания: формировать у детей доступные экономические понятия; воспитать с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; воспитать уважение к тем, кто проявляет заботу о них.

Главная задача экономического воспитания состоит в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки.

Опыт показывает, что ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания.

Суть предполагаемого подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.

Комплексное исследование данной проблемы включает изучение таких вопросов, как содержание. Технология взаимодействия с семьей. Примерное содержание отражено в пяти основных темах:

1. «Моя семья» (семейная экономика)

2. «Мир денег» (деньги, цена)

3. «Мой город» (производство полезных товаров)

4. «Мир товаров» (основы маркетинга)

5. «Моя страна» (ресурсы)

Осваивая темы по экономическому воспитанию работу разделили на три этапа:

На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно — чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания, простейшие «языки».

На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты. Сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно — следственные связи, объясняющие характер увиденного.

На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них.

Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.

Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции. Выпускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей. Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения.

Значительное место отводится сказке. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Т. Л. Попова, Э. Успенский, О. И. Меньшикова и др.). Народные сказки, собиравшие вековой экономический опыт народа, используют для воспитания таких «экономических «качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых, развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно — позитивные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах. О купле — продаже, о бережливости, о добре, о богатстве и бедности, о жадности и зависти: «Кончил дело — гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Маленькое дело лучше большого безделья» и другие.

Логические и арифметические задачи, задачи — шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний используем ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.

Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл туда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

В дидактических играх «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров» уточняются и закрепляются предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Можно с полной уверенностью сказать, что дети полюбили рекламные игры после первого знакомства с ними. Они наперебой рекламировали лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества.

Беседа сопровождается стихами, загадками, вопросами и текстами, помогающими лучше усвоить материал. В доступной и увлекательной форме дети усваивают экономические знания.

Встречи. Для этого проводятся встречи с приглашением сотрудников детского сада, родителей, где происходит знакомство с различными современными профессиями.

Инсценировка, драматизация. Рекомендуются в процессе ознакомления детей с экономическими знаниями. Следует отметить, что необходимо использовать сказки с экономическим содержанием.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины и т. п) — это своего рода праздники — яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн — ринг». Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Таким образом, обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием способствует:

— формированию экономического сознания дошкольника;

— приближению к реальной жизни;

— пробуждению экономического мышления;

— получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;

— обогащению детского словаря;

— выработке таких качеств как: чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться, стремление доводить начатое дело до конца;

— возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

Ранее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке стратегий в индивидуальном порядке и в консолидированном виде для экономического региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

1. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей М., 1994

2. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

3. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх: пособие для воспитателей. Н.Новгород, 1994.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. Программа развития. М.,2002.

6. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.

7. Меньшикова О. И., Попова Т. Л., Кнышова Л. В., Экономика детям, большим и маленьким, М.,1994. Вып. 1–4.

8. Попова Т. Л., МеньшиковаО. И. Сказка о царице Экономике, злодейка инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. М., 1993.

9. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Учебно-методическое пособие. С-П.,2001.

10. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника: Методические рекомендации. Н.Новгород, 1999.

11. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1993

12. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников. Саранск, 1998.

13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Новгород. 1999.

14. Шатова А. Д. Дошкольник и. экономика: Программа. М., 1996.

15. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.

16. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М., 2005.

Экономическое воспитание старших дошкольников (стр. 1 из 4)

Глава 2. Анализ методических разработок по экономическому воспитанию старших дошкольников.

2.1. Экспериментальная микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Перспективный план реализации микропрограммы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2.4. Методика экономического воспитания старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ на примере игры "МУЗЕЙ ДЕНЕГ".

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Этот вопрос более десяти лет назад поднимался в журналах "Дошкольное воспитание". Но, на наш взгляд, проблематично он не звучал, так как основой экономического воспитания дошкольников являлись и являются задачи нравственно-трудового воспитания, которые ставит перед нами "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А.(1985 г.), а затем переработанная и дополненная Гербовой В.В. и Комаровой Т.С., и которые обязательно должны решаться в работе с детьми как раньше, так и в настоящее время.

Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" — приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело. Специальные экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу". В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.[1]

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

2. Определить содержание и средства экономического воспитания.

3. Разработать технологию экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучение продуктов детской деятельности;

Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме.

Данная курсовая работа состоит из:

— введения, которое раскрывает актуальность темы исследования, а также его цели и задачи;

— основной части, в которой раскрывается содержание темы и приводятся данные экспериментального исследования, проведенной в процессе игровой, учебной, трудовой деятельности воспитанников дошкольного учреждения. Одновременно осуществляется систематизация и оценка данных, полученных в ходе эксперимента;

— заключения, в котором приводятся и обосновываются выводы по ходу проведенного эксперимента и педагогические рекомендации;

Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Теоретические подходы в экономическом воспитании.

Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. [7]

В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.

Как сдать реферат, курсовую, дипломную на «Отлично»:

Заходим на сайт allRefs.net, вводим в поиск название нужной темы

Результат поиска выдает все готовые работы по Нашей теме

На их основе создаем нужную нам работу и сдаем ее на «отлично»

  • ТОП разделы
  • Рекомендуем

Некоторые научные специальности и разделы наук

  • Для поиска необходимого раздела, специальности и специализации науки введите

  • Общественные и гуманитарные науки

    Виды работ и материалов

    Лекции, рефераты, курсовые со всех ВУЗов:

    В нашей базе есть рефераты, контрольные, лекции, конспекты, методички, курсовые, дипломные работы со всех университетов СНГ и стран мира.

    А Вы знали о существовании wikikak.org – свободного поиска общего решения вопроса ли проблемы?

    Энциклопедия поиска решений Ознакомиться с wikikak

    Рефераты, конспекты, лекции, контрольные, курсовые, дипломные работы

  • Новые
  • Кто-то сейчас читает
  • Популярные
  • Технология подготовки и проведения визитов на высшем уровне

    Реферат. Зарубежное регионоведение. Особенности протокола визитов на высшем и высоком уровне. Основные положения государственной протокольной…

    Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Гносеология Платона».

    Демократія – форма управління, політичний лад, за якого верховна влада належить народові.

    Система национальных счетов (СНС), её развитие и применение в мире и РФ

    Экономическая безопасность. Система национальных счетов. Экономические операции в системе национальных счетов

    Гемоцитопоэз. Эмбриональное кроветворение

    Мезобластическое (внезародышевое) кроветворение, гепатолиенальное кроветворение, медуллярный период. English

    Славяно-Арийские Веды о строении Вселенной и истории Человечества

    Славяно-Арийские Веды. Наша Галактика. Индийские племена дравидов и нагов. Древние единицы измерений длины и времени

    Теорія тексту: Ознаки тексту; Рівні тексту; Функції тексту; Засоби здійснення функцій

    Є різні види текстів. Текст і психологія авторської творчості. Особливості тексту як цілісного утворення. Текст у виданні. Організуюча функція,…

    Тем, кто задумался о поступлении в магистратуру, филологический факультет

    Тем, кто задумался о поступлении в магистратуру, филологический факультет Национального исследовательского Нижегородского государственного…

    Экономическая информация

    Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. Роль…

    Развитие менеджмента как науки: школы менеджмента, представители. Система управление: понятие, типовые структуры систем управления. Уровни…

    Даты и термины по Истории ОГЭ, ЕГЭ

    С древнейших времен до начала 17 века. Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. Индустриализация. Государственная Дума.…

    Реферат з основ психодіагностики. Особливості діагностики конституційних диспозицій особистості

    Підходи до дослідження темпераменту. Методики діагностики темпераменту. Психодіагностика конституційних диспозицій – це діагностика вроджених…

    Экономическому воспитанию дошкольников

    ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    г. Лесосибирск, Россия

    Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Несмотря на то, что экономическое воспитание дошкольников за рубежом имеет длительную историю Д. Лассар, Б. Пэрэ (Франция), Д. Фридман (Канада) , Дж. Брунер, К. Гудмен, Р. Саттон (США) и др., в нашей стране внимание на экономическое воспитание дошкольников было обращено в последнее двадцатилетие. Н.Л. Беляева, анализируя экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, констатирует, что в дошкольной педагогике экономическое воспитание рассматривалось в контексте решения задач нравственного и трудового воспитания. Е.А. Сидякина отмечает, что в отечественной педагогике формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста долгое время не было предметом специального исследования [6], однако в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников значительно вырос. В современной дошкольной педагогике данную проблему изучают Л.С. Гумерова, Р.Р. Денисова, В.П. Макеенок, Е.О. Полосухина, Е.А. Сидякина, Е.М. Феденева, С.Г. Юсупова и другие авторы.

    Экономическое воспитание — это организованная педаго­гическая деятельность, специально продуманная система ра­боты, направленная на формирование экономического созна­ния детей. В процессе экономического воспитания ус­ваивается сумма понятий и представлений об экономике, производственных отношениях, труде взрослых.

    Бытует мнение: чем позже ребенок узнает, что такое деньги, в чем их значение, тем лучше. За рубежом подготовке подрастающего поколения к жизни труду, к умению зарабатывать деньги уделяется большое внимание (Оэртель, Френе и др.). По мнению исследователей экономические программы для дошкольников позволяют формировать экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе.

    В условиях общественного дошкольного воспитания решение экономического воспитания осложнено в силу отдаленности дошкольников от взрослой жизни. Это обстоятельство подтверждает идею необходимости тесной связи в экономическом воспитании детей двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения. Исследования А.Д. Шатовой в области экономического воспитания дошкольников показывают: у детей, поступающих в первый класс, в активном словаре свыше 25 понятий из области экономики, связанных с трудом и трудовой деятельностью людей [11]. Дети не только знают, но и соотносят эти понятия с соответствующими жизненными ситуациями: инструменты, работа, соревнования, завод, промышленность, производство, товары, сельское хозяйство, рабочие. Бытовые экономические ситуации в семье, квазиэкономические (в процессе сюжетно-ролевой игры) и экономические взаимодействия со сверстниками, образовательная работа по экономической социализации дошкольников в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Любой педагог может привести массу примеров активной включенности дошкольника в экономическую действительность, его интерес к экономическим ситуациям. Дети обсуждают цены на рынке, в магазине и даже в интернете, знают, что магазинах стоит дороже, понимают, что в социальных магазинах продукты стоят дешевле, некоторые из дошкольников имеют представление (30%, опрошено 20 дошкольников старшей группы) о валюте, курсе валют, так как с родителями посещали зарубежные страны.

    В формировании потребительского интереса активно участвуют разные социальные институты – семья, школа, общественность. Современные рыночные отношения вовлекли в свою сферу и дошкольников. Исследования показывают, сколь различны типы семей, их ценностные ориентации. И вот тут педагог детского сада является для дошкольника тем авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить многие экономические факты и явления.

    По мнению доктора философии Беверли Ноер Фельдмана, ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу. Ученый считает, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. «Когда я даю советы родителям, — отмечает он, — я всегда стараюсь показать, как вредно делать для детей слишком много вместо того чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег». Он выдвигает шесть правил экономического воспитания детей:

    1. Учить бережливости.

    2. Давать детям карманные деньги.

    3. Привлекать к работе по дому.

    4. Не использовать деньги для подкупа и наказания.

    5. Не делать тайны из семейного финансового положения.

    6. Рассказывать детям о своей работе.

    Важность каждого из названых правил всесторонне обосновывает Б. Фельдман. [11, 51]

    В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. Что могут знать дошкольники из области экономики? Это, прежде всего знания о труде и обо всем, что с ним связано. Однако реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах детского сада, так как труд – ведущая категория экономической науки.

    Полезно ознакомить дошкольников с предметами и результаты (продуктами) труда, видами индивидуального и коллективного труда, познакомить с финансовыми понятиями: цена, деньги, стоимость, действиями и операциями покупки и продажи, понятиями «дороже – дешевле», «больше – меньше», «выгодно – невыгодно», «выиграл – проиграл», «поменял», Ребенок должен знать, что такое магазин, касса, сбербанк. Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста А. Д. Шатова рассматривает, прежде всего, как один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания. Решение данной проблемы в необходимости с детских лет положить начало формированию экономического мышления, определенного отношения к предметному миру, окружающему ребенка, как совокупности ценностей, результатов труда человека. [11, 52]

    Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

    В научно – методической и справочной литературе недостаточно четко разграничено содержание экономических качеств: бережливости, рациональности, экономности. Часто одного качества подменяется другим (например, бережливость рассматривается как экономное использование средств, материалов). Анализируя методы и средства экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных экономических навыков, привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключать свет, когда выходишь из помещения, брать книги только чистыми руками, вытирать обувь перед входом в помещение, класть вещи только на свое место, не рисовать на стенах, столах и т.д. Неоценимую помощь воспитателю в работе по раннему приобщению детей к экономике оказывает специальная подборка художественной литературы, игр, картин, иллюстраций, разработка разнообразных ситуаций выбора («Как бы ты поступил?»). В этом плане интересна «Экономическая азбука для детей и взрослых» Ирины Шведовой.[12]

    Экономическое воспитание позволяет приблизить знания дошкольников к реальной действительности, дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, развитие общительности, чувства собственно достоинства, ответственности, стремления доводить до конца начатое дело, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, — вот задачи, которые решаются в процессе экономического воспитания дошкольников.

    Экономическому воспитанию в ДОУ всегда уделялось и уделяется самое серьезное внимание. В программах «Истоки», «Детство» и других рассматривается воспитание в данном направлении. Программа «Дошкольник … и экономика» целиком посвящена экономическому воспитанию. Дошкольное воспитание должно быть ориентировано на то, что уже в младшем дошкольном возрасте нужно знакомить детей с основами экономической культуры. В старшем дошкольном возрасте нужно формировать представления о процессах про­изводства и потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, о материалах и затратах труда при их производстве, предвидение положительных и отрицательных по­следствий вмешательства человека в природные и хозяйственные циклы; показывать правильные и бережливые способы ведения домашнего хозяйства; устанавливать простые связи между яв­лениями и предметами и др.

    Дети должны получать перво­начальные представления о хозяйственно-бытовом тру­де взрослых дома и в детском саду, о различных видах про­изводительного и обслуживающего труда, современных востребованных професси­ях, орудиях труда и машинах. Необходимо знакомить дошкольников с деньгами как измерителем ценности результатов труда, товара и услуги, с рекламой как способом информации, с материальным благополучием семьи, бюджетом, доходами и расходами. Детьми осознается направленность труда на заботу о детях, близких людях, взаимо­связь труда людей разных профессий, ценность любого труда людей. В дошкольном детстве формируется представление о структуре трудового про­цесса и его компонентов на примере конкретных процессов тру­да, взаимосвязи между качеством результата труда, физически­ми усилиями человека и используемыми им инструментами, тех­никой.

    Экономическое воспитание должно быть орга­нично вписано в образовательный процесс до­школьного учреждения. Важным при этом является обсуждение с детьми вопросов о труде и праздности, о лени и тру­долюбии, о возможности и необходимости честно зарабатывать деньги, об уважении к тем, кто умеет ответственно относиться к своим обязанностям, проявлять инициативу и творчество, аккурат­но и своевременно выполнять свою работу. Дошкольникам объясняют, что в результате труда людей появ­ляется продукт — вещь, предмет, изделие, проект, идея. Жизнь про­дуктов труда может продолжаться значительно дольше, чем их со­здателей. Одни продукты труда предназначены для быстрого ис­пользования, другие служат для эстетического и духовного совершенствования людей (книги, музеи, памятники, города). И те и другие продукты труда необходимы для жизни и составляют бо­гатство страны. Дети узнают, что за свой труд взрослые получают деньги, на которые можно купить все необходимое для жизни членов семьи. Количество денег определяет достаток семьи. Детям разъясняют понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики, говорят о том, как он складывается, что представляет собой доход (зарплата и премия родителей, детское государственное пособие, государственная пенсия пожилым, стипендия студентам) и расход на определенный период времени (кварти рная плата, оплата телефона, за электроэнергию и газ, плата за детский сад, расход на одежду, питание, покупку оборудования и мебели и т.д.). Обсуждаются вопросы о планирования семейном бюджета, детям объясняют, почему нельзя купить сразу все, что хочется, потратить деньги на развлечения, т.е. вводится понятие «расчетливость», необходимость согласовывать свои желания, по требности и возможности. Дети начинают понимать, что любой товар имеет свою цену. Прежде чем потратить деньги, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие покупки роди­телям приходится копить деньги, понемногу откладывая из общего бюджета семьи. Дошкольники узнают, что специальные учреж­дения — банки помогают людям сохранить и накопить деньги, по­лучать при этом проценты — часть от общей суммы вклада.

    Важным для экономического воспитания дошкольников является обсуждение вопросов кто такой хороший хозяин, как правильно распределять семейные доходы, планировать бюджет, предусматривать необходимые расходы семьи. В этом контексте детям становятся понятными требования соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться одеждой, вещами, утварью, помещением, экономно и с пользой расходовать воду, свет, материалы, так как все перечисленное нуждается в восстановлении или замене, если приходит в негодность. В этом случае нужно делать новые траты, вместо того чтобы использовать деньги на другие нужды. Правиль­ное использование в повседневной жизни самого необходимого не только определяет культуру быта, но и продлевает жизнь вещам. Широко используется в работе с детьми народная мудрость: по­словицы, поговорки, сказки. Они позволяют обогатить представ­ления дошкольников о качествах, которые осуждаются в обществе (неряшливость, расточительство, жадность, воровство, ложь) или, наоборот, достойны уважения (доброта, честность, щедрость, бла­городство, трудолюбие).

    Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы разнообразный наглядный материал (альбомы, книги, предметы, игрушки) иллюст­рировал обсуждаемые экономические вопросы. Педагог должен своим примером показывать детям образец поведения «разумного хозяина», бережно относящегося к вещам, умело оценивающего предложения и поступки детей с позиции экономической целесо­образности.

    Среди наиболее используемых методов в экономическом воспитании мы выделили наблюдение за трудом людей различных профессий (работа повара в детском саду, продавца в магазине, рабочего на стройке и др.), беседу на экономические темы («Как зарабатывают деньги», «Бюджет семьи», «Что такое карманные деньги», «Труд родителей» и др.), рассказ, пример, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, воспитывающие ситуации и другие методы. Наиболее эффективны в старших группах ДОУ и игры: «Аукцион», «Экономический КВН», «Дороже — дешевле», «Супермаркет» и др.

    Огромный интерес у современных детей вызывает реклама. Для работы с этим понятием воспитатель может подобрать разнообразные наглядные материалы (рекламные ролики, записи телереклам, печатную продукцию, которую публикуют в газетах, журналах, опускают в почтовые ящики). Хорошо, если реклама иллюстрирована и ее содержание созвучно опыту и интересам детей: реклама игрушек, косметики, детской одежды, компьютеров, сладостей, путешествий и т. п. Нужно учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на её приобретение»). На этом материале детей несложно подвести к пониманию рекламы как социального явления определенного назначения, познакомить с профессиями, которые необходимы в создании рекламы, ее распространении.

    Кульминацией занятий по данной проблеме является придумывание детьми собственной рекламы: «Если бы у меня бы было собственное дело!», «Народные промыслы» (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и т. д.). Это один из эффективных методов развития детского творчества, изобретательности, находчивости, предприимчивости, социальной ориентации, что очень важно для личностного становления ребенка.

    При знакомстве детей с понятием «деньги», используется наблюдение и дидактические игры: педагог показывает, как выглядят настоящие деньги, которыми люди расплачиваются в процессе разнообразных покупок, рассказывает, какие бывают деньги, и что зарабатываются они честным трудом; что существует производство денежных купюр и монет. Затем дети играют в «магазин», делают покупки, производят расчет с продавцом и т.д.

    В процессе работы можно оформить несколько альбомов, наглядных пособий по этой теме. Например, альбом нумизмата, альбом монет нашей страны, стран СНГ, стран дальнего зарубежья. Можно подобрать небольшую библиотечку о деньгах, бизнесе, сделать выписки из книг энциклопедического характера о происхождении денег. Очень полезно прочитать детям книгу Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Удачной является книга по экономике И. Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых» [12].

    Интересно и доступно пониманию ребят может быть организовано знакомство с содержанием понятия « бюджет». Желательно оформить цветную таблицу, например круг с расчерченными секторами и красочными картинками — на что семья расходует. В одном из секторов — банк, чтобы семья вкладывала деньги. Детям объясняется смысл вложения денег, понятия « проценты». Знания о деньгах могут быть использованы в разнообразных видах детской деятельности, как в детском саду, так и в семье: в дидактических и сюжетно-дидактических играх, при решении спе­циально придуманных педагогических задач, разбор ситуации.

    Особое значение имеют занятия по формированию у детей математических представлений, которые способствуют приобре­тению основ экономических знаний. Здесь заложена прямая связь и взаимообусловленность получаемых детьми сведений. Полезно использовать повседневные жизненные ситуации, связанные с деньгами: разговоры детей о перспективах покупок в семье, о том, что купил бы ребенок «если бы выиграл милли­он» или «если бы нашел кошелек. ».

    Следует поддерживать разговоры детей о посещении рынка: что понравилось, впечат­ление от того, как удалось поторговаться и купить дешевле. Тут необходимо объяснить, почему нельзя торговаться в магазинах. Очень полезны экскурсии всей группой в магазин, супермаркет, организа­ция общей недорогой покупки (пакет драже, карамели и т. п.).

    Предметами бесед с дошкольниками должны быть вопросы: почему люди всегда осуждали такие качества, как неряшливость, расточительность, жадность, такие явления, как воровство, ложь, а достойными считали доброту, честность, щедрость, благородство, трудолюбие, способность сочувствовать. При этом полезно использовать примеры народной мудрости: пословицы, поговорки, сказки.

    О смысле поговорок можно поговорить с детьми и при знакомстве с понятиями «труд», «работа» «бюджет»: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, тот сам не стоит и рубля», «Без труда – выловишь рыбку из пруда» и др.

    В зарубежной педагогике используются разнообразные приемы экономического воспитания дошкольников. Так авторы социально-ситуативной модели (Ф. Оэртель и др.) воспитания дошкольников предлагают различные дидактические единицы воспитания детей дошкольного возраста: «У каждого есть свой дом», «Мы знакомимся с окружающим миром» и др. Например, дидактическая ситуация «Мы делаем покупки» предполагает обсуждение и приобретение детьми умений делать планируемые покупки, а также тратить свои карманные деньги при наличии большого выбора в магазине. [ 13, 42 ] .

    В магазине дети учатся ориентироваться в ценах, деньгах, обращают внимание на упаковки, процедуру оплаты и др. Желательно в экскурсию по магазину включить посещение хранилища, склада. После посещения магазина, рынка воспитанники детского сада обсуждают увиденное, размышляют о том, как люди тратят деньги, что обычно покупают дети их возраста.

    Таким образом, экономическое воспитание дошкольников имеет определенное своеобразие в силу отдаленности от взрослой жизни. Это обстоятельство подтверждает идею необходимости тесной связи в экономическом воспитании детей двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения. Основы экономики, экономического воспитания – и это определенно – закладывается как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

    1. Беляева Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2011. № 8. С. 38- 43.

    2. Гумерова Л.С. Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения как условие экономического воспитания дошкольников //В мире научных открытий. 2012. № 2.4. С. 12-29.

    3. Липсиц И. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. — М., 1992.

    4. Лунева Г. Играем в экономику //Дошкольное воспитание. – 2003. № 10. С. 51-60.

    5. Макеенок В.П. Экономическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ //Педагогические науки. 2011. № 3. С. 43- 44.

    6. Сидякина Е.А Историко-педагогический анализ проблемы формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста в России и за рубежом //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 272-275.

    7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000.

    8. Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом: Учебное пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 1999.

    9. Шатова А. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. — Шадринск, 1994.

    10. Шатова А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. № 5. С. 4-10.

    11. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.

    12. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.

    13. Экономика для взрослых и детей. Сборник. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

    Источники:

    http://www.2vg.ru/pedagogika/ekonomicheskoe_vospitanie_starshix.html

    http://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8467

    http://mirznanii.com/a/177785/ekonomicheskoe-vospitanie-starshikh

    http://allrefs.net/c13/1lt8w

    http://www.rusnauka.com/21_SEN_2014/Pedagogica/3_170654.doc.htm