Эстетическое воспитание дошкольников авторы

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к реализации современной модели дошкольного образования путем повышения доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития, определили новые подходы к содержанию дошкольного образования. В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности, в рамках новых ФГОС нашел подтверждение в основной образовательной программе дошкольного образования. В качестве тематического модуля образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» дошкольного образования выделяют «Художественное творчество», которое формирует культуру личности ребенка, его развития и способности, развивает познавательные интересы в совместной изобразительной и конструктивной деятельности. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе, должны «пронизывать» учебно-воспитательный процесс, выходя в более углубленную работу художественно-эстетической направленности. Они предполагают развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.). Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства.Но, пожалуй, именно область « Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно – образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения , творческого начала. Обобщенных способов создания изображения, без чего невозможно развитие изобразительной деятельности, интеллектуальных и сенсомоторных способностей.(Комарова Т.С.-стр.5-сборник статей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»-2015 г.»)Программные требования (программа «Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) к организации художественно-эстетического развития дошкольников подчинены обыгрыванию народных игрушек и пред­меты промыслов: глиняные игрушки (дымковская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, живот­ные, свистульки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисе­ром, аппликацией одежда; расписная посуда; мебель). Рассматривают некоторые простые элементы росписи (кольца, дуги, квад­раты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы живот­ных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т. п.) и человека (барышни, нянь­ки). «Изобразительная деятельность» – это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд, при этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Детское рисование всегда вызывает интерес многочисленных исследователей. Ученые различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон, искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества, психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей, задумываясь над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.

Приобщение детей к национальной и мировой художественной культуре, изобразительному искусству и народным творческим традициям, развитие эмоционально-эстетических и познавательных способностей, творчества, стимулирование их личностных проявлений, формирование субъектной пози­ции (позиции субъекта творческой деятельности «Я — творец») и в опреде­ленном смысле формирование основ «эстетической картины мира» (Р. М. Чумичева) и эстетического отношения к действительности.

Уже к старшему дошкольному возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям самостоятельно намечать замысел, отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить в ней собственные чувства, переживания. Дети способны предварительно рассказать о сюже­те будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, на­метить средства выразительности, которые позволят наиболее полно рас­крыть художественный образ. Освоенные изобразительные техники позво­ляют создавать интересные выразительные работы, более детализирован­ные и оригинальные образы, передавать индивидуальные черты предметов, людей, животных, найти свой способ создания изображения. В процессе художественно-творческого развития и воспитания детей тес­но интегрированы три взаимосвязанных «объекта познания» — «мир искус­ства» (с его особым образным языком), «мир красоты» окружающей дей­ствительности (природы, предметного, социального окружения) и «мир соб­ственного творчества». Ребенок осваивает своего рода параллель — красо­ту мира и его отражение в художественном образе. При этом он отражает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и часто использует для этого «подсмотренные» в художественных произве­дениях «секреты», выбор методов художественно-творческого развития детей, — соотноше­ние «обучения (обученности, технике рисунка)» и творчества. В дошколь­ном возрасте «качественный» рисунок (разработан­ный, «правильный» с точки зрения используемых средств выразительности) не всегда можно оценить как «творческий». И наоборот: часто работы инте­ресные, оригинальные по замыслу проигрывают по «правильности» и «технике». Данный аспект — частный случай извечной проблемы соотношения «исполнительства» и «творчества» — находит отражение в формулиров­ках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества».

Дошкольники начинают проявлять инициативу, самостоя­тельность и индивидуальность в процессе освоения искусства, восприя­тия эстетически привлекательных объектов, собственной творческой эсте­тической деятельности. В 6-7 летнем возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы. Через обученность, которую дети получают в дошкольном учреждении, познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды воспитателя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме.

Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является пример родителей, дедушки и бабушки и других родственников, а затем детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Дети с удовольствием рисуют, лепят, создают аппликации и кон­структивные постройки, по своей инициативе экспериментируют с изобра­зительными материалами с целью создания более выразительного образа, интегрируют виды деятельности. Проявляются индивидуальные предпочте­ния в создаваемых образах, используемых материалах, воспринимаемых видах искусства, предметах и образах. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении доста­точно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических уме­ний позволяет дошкольникам аккуратно и точно использовать инструменты и материалы, планировать деятельность и создавать изображения в доста­точно сложных техниках (граттаж, кляксография, монотипия, ниткография, ажурная аппликация, элементы квиллинга, коллаж, конструирование из при­родного материала). В современном эстетическом воспитании взаимодействие ребёнка с культурой расссматривается как смысловое общение с опорой на художественный язык разных видов искусства. Основополагающими смыслами и ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм,правдолюбие, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.(Лыкова И.А. Статья «Современный ребёнок и культура»,стр.17.-2015г.» ).

Приобретенный художественно-эстетический опыт позволяет старшим дошкольникам глубоко понимать художественный образ, представленный в художественном произведении, пояснять использование средств вырази­тельности, эстетически оценивать изображение, высказывать собственные предпочтения, ассоциации, собственное понимание художественного обра­за, настроения произведения. «Подсмотренные» в произведениях искусства приемы, способы создания изображения дети 6—7 лет начинают переносить в свои работы, а также понимают ценность произведений изобрази­тельного искусства. Появляются собственные творческие увлечения — коллекционирование, рукоделие.

Наличие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. С дошкольного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев в своих работах отмечает, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «. одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление». А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру – один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования». Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли».

На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание — это не только путь развития детской одаренности, но и путь к самореализации личности, способ ее адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению. Одним из таких факторов способствующих развитию личности является эстетизация среды. Главная задача эстетизации среды сводится к «достижению гармонии между создаваемой человеком «второй природой» и естественной природой. Следующий фактор эстетического развития личности – эстетизация быта. А.С. Макаренко утверждал «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы». По утверждению В.А. Сухомлинского «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе», Эстетика поведения и внешнего облика, – не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность воспитателя. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в дошкольном образовательном учреждении. Действующая в дошкольном образовательном учреждении программа по «Художественному творчеству» в подготовительной группе предусматривает занятия декоративно-прикладным искусством как одним из факторов эстетического воспитания детей. В программе выделяются четыре основных вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения детьми творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ. Дети знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., т. е. дошкольники начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей еще в младшем дошкольном возрасте. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни», так как именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в изобразительном искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. В этом особая сила и своеобразие изобразительного искусства: его содержание должно быть присвоено дошкольником как собственный чувственный опыт. На основе этого происходит развитие познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости и проявление эстетических чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. Изобразительное искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится ведущим средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы. «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития дошкольного образования. Ведь изобразительное искусство – это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.

Таким образом, дошкольный возраст – это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Эстетическое воспитание дошкольников авторы

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хабибуллина Эльвира Рифатовна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

— максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

— взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

— интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

— уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

— организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

— вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака — лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Методы, задачи эстетического воспитания дошкольников и подростков. Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогического воздействия на ребёнка. Целью эстетического воспитания является развитие у ребёнка способности воспринимать прекрасное. Эстетическому воспитанию детей в ХХ веке уделялось много внимания. Разрабатывались и реализовывались программы эстетического воспитания как в дошкольных, так и в школьных образовательных учреждениях. Эстетическое воспитание в семье. Ребёнок учится воспринимать прекрасное не только в детском саду или в школе.

Большая роль в этом процессе принадлежит родителям. Как научить ребёнка видеть и слышать, понимать и ценить то, что его окружает? Что может сделать родитель для эстетического воспитания и развития ребёнка?

Самое главное, что должен усвоить родитель – не заставлять ребёнка. Нельзя насильно заставить человека понимать красоту, как и нельзя заставить любить. В эстетическом воспитании нет места принуждению.

Не нужно каждую неделю в обязательном порядке ходить в Эрмитаж и Русский музей, а дома каждый день читать книги по искусству и рассматривать художественные альбомы. Ребёнка можно «наполнить» знаниями, но цель эстетического воспитания гораздо шире, чем набор знаний. Цели и задачи эстетического воспитания. Следующий момент, который нередко упускается, – эстетическое воспитание точно не ограничивается искусством. Видеть и понимать красоту природы – важная составляющая эстетического воспитания ребёнка. Гармония природы не может сравниться с тем, что создал человек. А дети чувствуют эту гармонию гораздо лучше, чем взрослые.

Краски и звуки природы, разнообразие форм учат ребёнка понимать красоту. А наблюдательность ребёнка поможет не упустить главное. Слушать пение птиц не хуже, чем слушать симфонический оркестр, а наблюдать за закатом можно не только в картинной галерее. Красота вокруг нас, она повсюду.

Нужно её только увидеть. Так что основа эстетического воспитания – видеть то, что нас окружает, будь то камешек или веточка, капля воды или шум водопада, облака или радуга. Научившись любить природу, ребёнок будет получать удовольствие и от произведений искусства.

Эстетическое воспитание присутствует и в быту. Если ребёнок живёт в среде, где принято красиво сервировать стол и аккуратно есть, эстетическое воспитание происходит естественно, без принуждения. Если взрослые дома аккуратно одеты и причесаны – вот оно эстетическое воспитание. Грамотная речь, хорошие манеры родителей – всё это помогает ребёнку научиться себя вести. Эстетическое воспитание ребёнка – точно не сумма знаний, умений и навыков. Это не умение рисовать или играть на музыкальном инструменте, хотя, конечно, это тоже важно. Эстетическое воспитание – это умение видеть красоту и гармонию в окружающем мире и создавать эту гармонию вокруг себя.

Что такое эстетическое воспитание дошкольников? Эстетическое воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью развить у него способность видеть красоту окружающего мира, а также развитие способностей к творчеству, искусству и созиданию. Такое воспитание, как правило, начинается с первых лет жизни ребенка. Эстетическое воспитание дошкольников — это довольно широкое понятие. В него входят: развитие эстетического отношения к окружающему миру, природе, быту, искусству, труду, общественной жизни. Предметом данного вида воспитания является развитие в детях с помощью средств искусства художественного восприятия внешнего мира.

Это составная часть общего коммуникативного воспитания детей. Особенно тесно оно связано с моралью и нравственным воспитанием. Знакомство ребенка с красотой окружающего мира не только развивает его ум и чувства, но к тому же способствует развитию фантазии и воображения. Задачи эстетического воспитания – это развитие у ребенка эстетического восприятия мира, фантазии, чувств, представлений, творческих способностей, вкусов. Ребенок с самых первых месяцев жизни, еще не осознавая того, тянется ко всему яркому, красивому, необычному и привлекательному.

Например, очень радуется блестящим и ярким игрушкам, разноцветным предметам. Эти предметы вызывают у ребенка чувство заинтересованности.

Но когда ребенок подрастает, ему по- прежнему необходимо эстетическое воспитание. Комплексное эстетическое воспитание дошкольников должно проводиться не только родителями, но и в частных дет садах или центрах дошкольного образования. В них работают профессиональные педагоги, которые помогут ребенку с приобщением к прекрасному. В эстетическом воспитании дошкольников важно все: цвет, звук, форма, запах. Поэтому такое развитие требует довольно большой сенсорной культуры. Ребенок воспринимает прекрасное в совокупности запахов, линий, красок, форм.

1.Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников. Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия. 3.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства. Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников. 2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей.

Эстетическое воспитание дошкольников. Автор: Мосина Наталья Владимировна. Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании.

Однако восприятие только тогда становится эстетическим, когда оно приобретает эмоциональную окраску, когда к нему проявляется какое- то отношение со стороны ребенка. Эстетическое восприятие – это совокупность чувств и эмоций, проявление радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия. При этом воспитатель частного дет сада должен только направлять ребенка в его эмоциях, оставляя ребёнку свободу выбора в творчестве.

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук. Эстетическое воспитание дошкольников. Выполнил: Парамончева М.В. Теоретические основы проблемы эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Эстетическое воспитание дошкольников

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 4399 раз

Библиографическое описание:

Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119-125. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2011/ (дата обращения: 24.04.2018).

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, речевая, художественно – речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

— эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

— детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

— художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

— вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

— индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путейразвития творческих способностей каждого ребёнка;

— всеобщность эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, выражающаяся в том, что эстетическим воспитанием и художественными деятельностями охватываются все дети без исключения. Это не означает, конечно, что не надо дифференцировать детей, выделять одаренных и дополнительно проводит занятия с детьми, проявляющими повышенный интерес, например, к изобразительной деятельности. Так же следует выделять детей, испытывающих затруднения в овладении той или иной деятельностью.

В качестве важного принципа следует назвать и широкое использование созданных детьми произведений в жизни группы, детского учреждения в целом, чтобы дети видели нужность созданного ими. Дети должны участвовать в создании декораций к играм-драматизациям, к праздникам, изготовлять детали костюмов, готовить инсценировки, песни, хороводы и др. дети могут изготовить детские дидактические и настольно-печатные игры и т.п.

Работа по эстетическому воспитаниюдолжна осуществляться в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Принимая детей в группу, воспитателю следует спрашивать детей о том, что они видели по дороге в детский сад, предлагать описать виденное, подчеркнуть, что особенно понравилось. Можно расспросить детей и об их любимых сказках, стихах, если будет подходящая ситуация, прочитать им стихотворение, рассказать о том, что сам видел, идя в детский сад. Такое содержательное общение необходимо детям. Оно будет стимулировать желание увидеть красоту окружающей жизни. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота.

Чтобы решать задачи эстетического воспитания, педагог должен знать, что такое творчество вообще и какова специфика детского творчества. Это позволит ему тонко и тактично поддерживать детскую инициативу, обучать детей творчеству, именно обучать, так как само по себе творчество может развиться лишь у отдельных индивидов.

Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Результат творчества взрослых – новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. Ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение его творчества ограничивается созданием нового для себя, и этим определяется значение творчества для формирования личности. Но есть и объективное значение детского творчества – общество заинтересованно в творческом развитии каждого.

Известный дидакт И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определённых знаний и овладения навыками и умениями.

Учитывая всё сказанное, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание объективно значимого (для ребёнка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры), придумывание к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе изображения формообразующего движения, образов героев сказок – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д.), проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации и т.п., а так же способы, пути решения задач (изобразительной, игровой, музыкальной).

Из данного определения становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т.е. необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Для малыша творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: например, к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику – верёвочку и т.п. Творческий подход к изображению может выразится в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребёнок рядом (по своей инициативе) рисует жёлтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клювика выводит тонкие волнистые линии: «Птичка поёт, — объяснят он, — это её голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки продуктов детского творчества.

В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Темы предстоящего изображения, рассказа, рисунок танца могут быть определены самим ребёнком или предложены воспитателем (конкретное же решение определяется только самим ребёнком). Чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Исследования в области изобразительного творчества показывают, что первоначально дети 3-х лет только в 30 – 40% случаев могут создать задуманное ими самими. Остальные же меняют замысел и, как правило, называя, что они хотят нарисовать в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года, при условии систематических занятий с детьми у 70 – 80% ребят замысел и воплощение его совпадали. Причина такого явления заключается, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел, малыш далеко не всегда может соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями. А поэтому, взяв в руку карандаш или кисть, и поняв своё неумение, он отказывается от первоначального замысла.Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2. Создание детьми образа.Изображение, рассказ по теме, названной воспитателем, не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают, тогда, когда изображение создаётся по замыслу детей, когда даётся лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребёнка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования лепки, аппликации.

3. Анализ результатов тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат своей деятельности. По окончании занятия все созданные детьми изображения выставляются на специальном стенде. Это даёт возможность каждому увидеть работы всех детей группы, понять разнообразие решений, увидеть свою работу среди других. Дети сами могут выбрать те изображения, которые им больше всего понравились, обосновать свой выбор. При тактичном, направляющем внимание детей, действий педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения.

Развёрнутый анализ детских работ не обязателен на каждом занятии. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Так, если дети изготовляли украшения для ёлки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить вместе с ними на ёлку и отметить, что все игрушки хорошо смотрятся. Если дети создавали коллективную композицию, то по её завершении следует обратить внимание детей на то, как красива общая картина, и предложить им подумать, как можно дополнить её и сделать ещё богаче и интереснее. А если дети украшали платья ля куклы, то их лучше «развесить в магазине», чтобы кукла или насколько кукол могли выбрать понравившееся.

Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (чем старше дети, тем больше их надо активизировать): выслушивать их мнение, советоваться с ними. Например, поговорить с ними о том, какую сказку выбрать для драматизации, предложить подумать, какие предметы могут понадобиться для оформления группы, зала, что можно найти в готовом виде, а что нужно сделать самим, какие детали костюмов для персонажей сказки необходимы. Важно ставить детей в позицию не послушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и её осуществления.

Творческий характер деятельности требует создания непринуждённой обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по-разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию, или взглянуть в окно, чтобы увидеть цветы на участке детского сада, стоящие по близости или вдалеке дома, идущих людей и т.п. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности.

Не следует так же требовать от детей поднятия руки для ответа. Вполне допустимы естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания. Словом, обстановка должна быть свободной, непринуждённой.

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приёмов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связанна с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.

Неуместны замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включением игровых приёмов, сказочных эпизодов, стихов, песен, предложением придумать что-то необычное, новое, своё, загадочное.

Повышению интереса к занятиям и созданию радостной, творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, — подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для групповой комнаты, зала, атрибутов для игр и т.п.

Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы. Созданию положительного настроя способствует и уважительное, бережное отношение воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.

Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить, что любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона. Руководство этой деятельностью, прежде всего, требует творческого подхода к ней самого педагога. Творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством определяется знанием специфики той или иной художественной деятельности, её образного эстетического характера, что не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации, но с необходимостью требует такого разнообразия и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, ещё сопровождают занятия с детьми.

Подобные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незнания специфики творчества, либо от её игнорирования.

Особо следует остановиться на таком важнейшем средстве эстетического воспитания, каким является природа. Будучи средой обитания человека, природа заключает в себе огромные возможности разностороннего воздействия на человека, на формирование его личности. И чем раньше будет осуществляться целенаправленное общение ребёнка с природой, тем более глубокий след оставит она в душе ребёнка, определяя его гуманистическую направленность и духовное развитие.

Восприятие природы, изменчивость её объектов в зависимости от освещения, от времени года, от степени зрелости и др. способствуют развитию воображения детей, образного эстетического восприятия, формированию образных представлений. Рассказывая о природе, воспитатель может подобрать яркие, поэтические строчки из произведений поэтов и писателей. Особая роль в развитии эстетических чувств, представлений, воображения, эстетического вкуса принадлежит изобразительному искусству, в котором воплощены эти образы. Большого внимания в работе с дошкольниками заслуживает знакомство детей с произведениями художников – иллюстраторов детских книг. Каждый художник изображает природу по – своему, в свойственной только ему манере, что обогащает и эстетическое восприятие детей, и их творчество.

Решение задач эстетического воспитания средствами природы не происходит само по себе, а требует целенаправленной деятельности педагога: при наблюдении за объектами и явлениями природы, при отражении полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности, и прежде всего в изобразительной (в рисовании,лепке, аппликации).

В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней, с животным и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных, растений всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об объектах природы, обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Дети с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках, лепке или аппликациях. Особый же интерес у них вызывает изображение живых существ: бабочек, жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, видели их изображения в детских книгах. Знакомя детей с изображениями животных, важно обратить внимание на различие манеры художников. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая, например, мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный более жесткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами и орнаментированные детали костюмов). Совсем по – иному изображает зверей Т. Маврина. Её манера – условная волшебная сказочность. Её животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, условные мазки и линии, передающие мех, подчёркивают их сказочность.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных и тем самым доставить им радость от того, что им удалось, необходимо организовать восприятие детьми животных.Они могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, зверофермы, в цирке, на скотном дворе, на улице. Но живой объект находится в движении, что, с одной стороны, увлекает ребёнка, а с другой – не всегда позволяет вынести из наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, местоположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, в иллюстрациях. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное. Научится изображать животных для детей очень важно – это поможет им в дальнейшем создавать иллюстрации к сказкам.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомления детей с природой обогащает и знания детей о природе, и их изобразительное творчество. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально — положительное отношение детей и к природе, и к изобразительной деятельности. Развиваются так же внимание (по образному выражению «ворота в мир познания») и память.

Чтобы полноценно и целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание детей педагогу надо иметь представление о конечном результате, т.е. о том, что же должны приобрести дети в период посещения дошкольного учреждения. В общих чертах этот результат можно было бы представить в таком виде. Выделенные показатели даны усреднённо: очень низкие результаты могут быть только у детей много болеющих, нерегулярно посещающих дошкольное учреждение, или детей с задержками психического развития. Получение более высокихрезультатов в области эстетического воспитания не должно ограничиваться.

Художественная культура личности.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности. В области эстетического восприятия искусства и действительности:

— видеть и отмечать красотупроизведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

— знать имена и некоторые произведения 2-3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

— знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;

— знать и называть произведения народного искусства: 2-3 русские народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2-4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские).

В области художественно-творческой деятельности:

— у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно – прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;

— у детей следует формировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

— следует так же сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т.п.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области изобразительного искусства и изобразительной деятельности:

— знать имена 2 – 3 художников – живописцев и 1 – 2 картины каждого;

— знать имена 2 – 3 художников – иллюстраторов детской книги;

— знать 3 – 5 видов изделий народного декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские);

— знать основные формы – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы такой формы;

— знать 7 цветов спектра и по 3 – 4 оттенка или разновидности цветов (например, красный, розовый, малиновый, бардовый; зелёный, салатный, болотный);

— знать изобразительные материалы: для рисования – карандаши (простой, графитный, цветные), краски – гуашь, акварель; цветные восковые мелки, пастель, сангина; для лепки – глина, пластилин, пластическая масса; для работы с бумагой – бумага разнообразного цвета, разной фактуры;

— уметь создавать изображения предметов разных форм, передавая пропорции и характерные детали, по-своему выражая образ;

— уметь использовать различные средства выразительности: линии разного характера, формы разной величины и пропорций, цвет – его разновидности и оттенки, композиционные средства (располагать изображение на листе бумаги в соответствии с их пропорциями, передавать отношенияпо величине между предметами при изображении сюжетной картинке, передавать загораживание одних изображений другими);

— уметь пользоваться различными инструментами и материалами при создании изображений (разнообразными кистями, красками, карандашами, ножницами и др.), использовать их выразительные средства при передаче предметного образа, декоративного или природного.

В области музыки:

В начальный период обучения:

— проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчётливо произносить слова, между короткими музыкальными фразами брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него; прислушиваться к голосу других, согласовывать свои действия с другими;

— проявлять интерес к русской народной песне;

— выражать желание слушать русские народные песни и петь их;

— выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки (громкая – тихая), высоту звука (высокий – низкий), ритм.

На уровне старшего дошкольного возраста:

— эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (маршевую, плясовую и др.);

— проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;

— различать весёлую и грустную мелодии;

— проявлять интерес к народной и классической музыке;

— знать русских композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена);

— проявлять желание слушать разную музыку и определять её характер (спокойная, весёлая, грустная, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);

— уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчётливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

— уметь петь под музыку без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;

— знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;

— уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования:

— знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества;

— понимать, в чём сущность профессии архитектора;

— понимать зависимость внешнего вида здания от его назначения;

— знать архитектурные сооружения разного назначения (на примере зданий, находящихся поблизости от детского сада и дома, где живёт ребёнок);

— называть свойства архитектурных сооружений: польза, прочность, красота; видеть красоту архитектурных сооружений;

— выделять выразительные средства архитектуры: красота и выразительность формы зданий и сооружений и их отдельных частей, величинных отношений (их гармоничное сочетание), используемые архитектором украшения;

— выделять среду, в которую включено здание, называть её составляющие, определять их как красивые или некрасивые;

— различать форму деталей деревянных и пластмассовых наборов для конструирования, называть такие, как куб (кубик), кирпич, брусок, призма (трёхгранная), пластины;

— определять степень их устойчивости, возможности использования при возведении построек;

— проявлять интерес к изготовлению разных подделок из бумаги (сгибая, разрезая, склеивая её);

— проявлять стремление украшать созданные изделия, используя знакомые элементы дымковской росписи.

Особенности обучения детей дошкольного возраста.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на всестороннее развитие личности ребёнка. Цель обучения систематическая передача детям элементов общественно-исторического опыта человечества. Разумеется, весь социальный опыт не может усвоить ни один человек, тем более ребёнок. Учитывая это, учёные выделили основные его элементы, усвоение которых необходимо для всестороннего развития личности.

Для осуществления любой деятельности необходимы знания,точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормального осуществления деятельности одних знаний недостаточно. Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребёнок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определённым образом шнурки в дырочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не выработаются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь. Отсюда следует, что важными компонентами усвоения опыта являются навыки и умения, которые ребёнок тоже усваивает в процессе обучения.[5]

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре.

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, её место в жизни ребёнка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

В теорию игры значительный вклад внесла Н.К. Крупская. Подчёркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, — писала она, — игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». [1, с. 207]

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребёнок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность ещё не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путём приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [2, с. 373]

Своеобразие игры как деятельности детей.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. [3]

Выдающийся режиссёр и актёр К.С. Станиславский в книге «Работа над собой» характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живёт в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать. [4, с.170]

Н.К. Крупская «О дошкольном воспитании», с.207;

А.С. Макаренко Сочинения, т. IV , с. 373;

Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности. 2002г. «Дошкольное воспитание» и 2010г. «Воспитание в дошкольных учреждениях» В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др., Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986 – 415с.

К.С. Станиславский «Работа актёра над собой» Москва, 1954г.

Л.Ф. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия» 1997г. – 240с. – ISBN 5-7695-0137-5

Источники:

https://e-koncept.ru/2016/56838.htm

https://www.adou.ru/conference_notes/75

http://resursupdates.weebly.com/blog/esteticheskoe-vospitanie-doshkoljnika

https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2011/