Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения

Понятие и задачи формирования творчески активной личности ребенка. Выделение возрастных особенностей развития познавательной сферы младших школьников. Реализация учителями начальных классов задач по эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения.

Анализ педагогических средств воздействия, направленных на развитие познавательной активности школьников начальных классов с нарушением интеллектуального развития на уроках и внеклассных занятиях по трудовому обучению. Методическая разработка плана урока.

Теоретические аспекты и состояние исследований проблемы формирования самоконтроля у младших школьников. Психологические особенности младших школьников. Изучения опыта работы учителей начальных классов по формированию самоконтроля у младших школьников.

Понятие «академическое пение». Характеристика процесса обучения младших школьников академическому пению. Воспитание творческого отношения к музыке и вокальному искусству. Способы реализации учета возрастных особенностей обучения младших школьников.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки. Формирование интереса к народной музыке. Информационные технологии на уроках как средство активизации интереса к искусству. Использование различных видов музыкальной деятельности.

Особенности психического развития и формирования математических знаний, умений, навыков у младших школьников с трудностями в обучении. Методы и средства стимулирования познавательной активности младших школьников, условия эффективности их использования.

Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников. Психологические особенности развития младших школьников. Изучения опыта работы учителей начальных классов в развитии младших школьников с помощью сказок.

Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего возраста в контрольной и экспериментальной группах и сравнение результатов между собой.

Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность ученика на занятиях. Разработка комплекса мероприятий для повышения познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Теоретические основы патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы. Возрастные особенности младших школьников. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы. Важность среды урока музыки.

Поликультурное воспитание в образовательном пространстве Республики Мордовии. Специфика трудового воспитания школьников. Выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников. Разработка программы трудового воспитания школьников.

Анализ программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой и программы Т. М. Геронимус по трудовому обучению позволил выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках трудового обучения.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного труда напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразования материала в изделие. Причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме. По возможности в 1-2 классах вносить элементы игры. А самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует обязательно опираться на жизненный опыт ребенка, приобретенный в дошкольных учреждениях, а также и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения необходимо закреплять навыки культуры труда:

правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, — работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;

соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;

экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;

строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;

постоянно контролировать правильность выполнения задания;

находить ошибки и по возможности исправлять их.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, их количество, а также и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества. При этом следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего изделия.

Конструирование по тематическому заданию способствует развитию представлений, фантазии. Большое значение для конструкторских способностей и творчества имеют задания по условию – ребенок должен самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, что воздействует на развитие сообразительности, смекалки. Конструируя по замыслу, ребенок сам ставит перед собой задачи и находит правильные их решения. Такие задания дают возможность развитию конструкторских способностей, технического и художественного творчества.

Итак, проведенное анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Вместе с тем, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. Эта идея нашла отражение в проанализированной нами программе для начальной школы.

2.2 Направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения

Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили выделить следующие основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках трудового обучения: 1) создание благоприятных условий труда; 2) постановка цели труда; 3) выбор объекта труда; 4) эстетический анализ предметов. Рассмотрим содержание данных направлений деятельности учителя.

Значительную часть своего времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках труда, оказывает серьезное влияние на их развитие. Условия труда неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей и всегда положительно или отрицательно влияют на нее. Своими успехами в работе дети во многом обязаны правильно организованным условиям труда. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это богатейший источник эстетических воздействий на ребенка – активный воспитатель.

В наших школах нет специальных мастерских, предназначенных для проведения уроков труда в начальных классах. Отчасти это объясняется недостатком помещений, но основная причина коренится в недооценке предмета. Есть школы, где легко можно выделить необходимое помещение, однако эта перспектива не волнует ни руководителей, ни учителей. А такие комнаты, безусловно, необходимы. Хорошо оборудовав их, можно обеспечить проведение уроков труда на высоком методическом уровне, создать все условия для успешного осуществления эстетического воспитания младших школьников. При правильном понимании роли уроков труда в развитии детей многие наши школы имели бы отличные кабинеты для трудовых занятий. Пока они – приятное исключение. При отсутствии специальных мастерских в большинстве наших школ возникает вопрос: как обеспечить эстетические условия труда учащихся, проводя уроки трудового обучения в обычных классных комнатах?

Первое и необходимое условие – просторный и светлый класс. В таком помещении дети с удовольствием трудятся. При хорошей освещенности рабочего места меньше утомляются глаза, заметно повышается активность ребят и их успехи в работе. Чтобы решить проблему освещенности, недостаточно поставить мощные светильники или иметь в классе большие окна. Гораздо важнее добиться равномерности и мягкости освещения: резкий свет не менее утомляет и беспокоит, чем слабый. Равномерность освещения хорошо обеспечивает рассеянный свет. Здесь могут помочь обыкновенные оконные занавески. Например, занавески фисташкового цвета. Ослепительные лучи солнца падают на парты. Дети щурят глаза и с трудом выполняют задание. Учитель предлагает задернуть занавески – лучи рассеиваются, наполняя комнату мягким светом.

Заботясь о хорошем освещении классных комнат, нельзя забывать о цвете. Немало света в помещении добавляют или крадут краски, которыми покрашены стены, мебель. Самым светоносным цветом является белый. Белая поверхность отражает 80% падающего на него света. Но вряд ли можно положительно относиться к увлечению белым цветом. Ведь каждый цвет, помимо того, что он усиливает или ослабляет освещенность, оказывает еще и определенное, к тому же весьма сильное и неодинаковое воздействие на человека. Одни цвета действуют благоприятно, другие неблагоприятно. Одни – успокаивают, другие – возбуждают [15].

Есть большое число удачных цветовых сочетаний. Гармоничны сочетания трех цветов (триады): красный – синий – желтый, оранжевый – синий – желто-зеленый, зеленый – фиолетовый – желтый. Близкие по тону цветовые оттенки также могут давать гармоничные сочетания: светло-желтые и оранжевые, оранжевые и красные, красные и фиолетовые. Можно использовать сочетания производных от одного цвета, например: темно-голубой со светло-голубым, темно-зеленый со светло-зеленым и т.д. Хорошо выглядят пары дополнительных цветов: различные оттенки желтого и синего, оранжевого и голубого, красного и зеленого [1].

Все это нельзя не учитывать при покраске классных помещений. Дать рациональное цветовое решение классного помещения – значит обеспечить одно из важнейших условий труда, один из существенных факторов эстетического воздействия.

Эстетика рабочего места, предполагающая высокое качество инструментов, оборудования, материалов и культуру их содержания и использования – следующее эстетическое условие труда школьников. Требования, которым должны отвечать инструменты с точки зрения эстетического воспитания:

Прежде всего, инструмент должен доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом.

Инструмент должен быть удобен. Этим качеством он оказывает положительное эстетическое воздействие на детей. Если инструмент удобен, то учащийся с удовольствием работает, трудовые действия его точны, ритмичны, производительны, успеха он достигает легко, без лишнего напряжения. Неудобен инструмент – труд несет школьнику огорчение, гасит интерес к заданию, не дает желаемого результата.

Не меньшую роль играет качество оборудования (баночек для клея и для воды, коробочек для обрези бумаги и т. д.). Оборудование, как и инструмент, должно быть красивым и удобным. Для этого совсем не обязательно быть ему дорогостоящим. Какое-то оборудование дети могут изготовить сами [15].

Мало обеспечить себя инструментом, оборудованием, материалами, надо научиться культурно с ними обращаться, т. е. трудиться так, чтобы на парте был порядок, чтобы все было под руками и ничего не мешало работе. Каждого младшего школьника следует убедить в мысли, что уважающий себя и свой труд человек должен уделять внимание содержанию рабочего места, что культура рабочего места делает труд не только приятнее, но и успешнее.

Правильно организованные условия труда не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших школьников, способствуют достижению детьми высоких результатов в их занятии, но и активно формируют лучшие трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для них в любой сфере деятельности – и в учебе, и в труде.

Следующее направление – постановка цели труда. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает и учебную, и воспитательную, и предметную, и эстетическую, и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная, эстетическая, общественная – связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов труда.

Как правило, труд младших школьников носит учебно-воспитательный характер. Поэтому учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередное трудовое задание. Это определяет содержание учебной и воспитательной целей труда. Иногда учителя раскрывают их перед школьниками, иногда сознательно оставляют при себе. Кто из них делает правильно, а кто ошибается, можно судить, лишь учитывая конкретную педагогическую ситуацию, в которой поставлена цель.

Однако можно утверждать, что подчеркивание учебных и воспитательных целей ставит ребенка в позицию ученика, воспитуемого, что обедняет содержание детского труда, особенно его общественной направленности. Напротив, сознательное умолчание об учебных и воспитательных целях и подчеркивание предметной, эстетической, общественной целей труда насыщает труд детей той полезной игрой "во взрослого труженика", которая делает учебный труд оптимальным с точки зрения развития учащихся. Именно поэтому правильно поступают те учителя, которые оставляют учебные и воспитательные цели при себе, но, направляя деятельность школьников на успешное достижение предметной, общественной и эстетической целей, решают учебные и воспитательные задачи [15].

Уроки труда в основном связаны с изготовлением конкретных вещей. Привлечение внимания детей к выбранному объекту труда, демонстрация объекта с установкой на его изготовление – это постановка предметной цели труда. При постановке предметной цели труда нельзя ограничиваться названием объекта труда, а следует демонстрировать изделие-образец, которое помогает детям конкретно, точно представить цель своего труда.

Педагогическая задача при постановке эстетической цели – создать у школьников эстетическое отношение к объекту труда и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивого предмета. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации модели-образца.

Как известно, эстетическое восприятие конкретно-чувственное. В сфере прекрасного нет и не может быть абстракций. То, что недоступно чувственному восприятию, что мы не можем непосредственно видеть или слышать, остается за пределами нашей эстетической оценки. Именно поэтому нельзя пренебрегать демонстрацией модели-образца. Она рассчитана на побуждение переживаний школьников, вызванных созерцанием красивого предмета, мастерски сработанного человеком. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов труда. Немалое значение имеют разъяснения детям, почему надо делать вещи красивыми, например:

— Красиво делать значит окружать себя красивыми вещами, которые доставляют радость и наслаждение. Недаром говорят: красиво делать – красиво жить. Чтобы принести больше радости себе и людям – делай вещи красиво!

— Говорят, человек творит по законам красоты. Это значит, что бы он ни делал, он старается сделать красиво. Если ты хочешь стать настоящим человеком, в любое дело стремись вносить красоту.

— Даже в самом маленьком деле можно стать великим художником, если к делу относиться с любовью, творчески.

— Лучшая характеристика труженика – это предмет, сделанный его руками. Все прекрасное в человеке, прежде всего, раскрывается в труде. Ты покажи, как ты сделал,- я скажу, кто ты.

— Помни, ты тогда научишься понимать и ценить красоту предметов, тогда воспитаешь в себе высокий вкус, когда создашь по-настоящему красивый предмет. Ведь вкус лучшим образом развивается в труде, в труде по созданию красивых предметов. Делай красиво – разовьешь вкус!

Таким образом, постановка цели труда может и должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Всесторонне раскрытая цель выступает перед школьниками зримой и интересной. Характер постановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников [15].

Эстетическое воспитание на уроках труда в значительной мере связано и с выбором объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению трудового задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Разумеется, эффективность его будет зависеть от того, насколько педагогически правильно учитель его организует, насколько активно привлечет школьников к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявит к намеченному для изготовления изделию.

Очень важно активно включать самих учащихся в выбор объекта труда. Это не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изготовления вещам, но и становится актом общения детей с красотой предметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и, в частном, к намеченному для изготовления предмету.

Участие детей в выборе объекта труда может быть различным: беседы о вещах, которые хочется сделать на уроке, коллективный анализ письменных ответов учащихся на вопрос: "Что бы ты хотел сделать на уроках труда?"

Мало привлечь школьников к выбору объекта труда, необходимо помочь им подобрать такой предмет для выполнения, который смог бы служить источником эстетического воздействия на всех последующих этапах трудового процесса, возбуждал бы активность и желание проверить творческие способности, воспитывал вкус.

Объекты труда способствуют эстетическому воспитанию младших школьников на уроках трудового обучения в том случае, если они отвечают определенным требованиям.

Во-первых, объекты детского труда располагают различными возможностями эстетического воздействия на учащихся. Рассмотрим две группы предметов: предметы, различные по назначению, сложности, но одинаковые по мастерству исполнения, и предметы, одинаковые по назначению и различные по качеству выполнения.

Искусно сделанный из картона и бумаги различных сортов макет современной комнаты с гарнитуром мебели сравните с гирляндой флажков, тоже по-своему искусно выполненной. Первый объект труда располагает большими возможностями эстетического воздействия на школьников, прежде всего потому, что это результат более значимого творческого труда. Он активно способствует формированию чувства формы (так как предполагает анализ и оценку вещей различной сложности, знакомство с их конструктивными решениями); развивает чувство цвета (сопоставление цвета каждой детали и ансамбля в целом, связь между покраской предмета и его назначением); воспитывает чувство меры в цветовом решении и в орнаментовке. Гирлянда флажков тоже оказывает воздействие на детей, но, несомненно, меньшее.

Мы наблюдали, как в третьем классе при выполнении коробочки-куба учитель продемонстрировал неприглядный образец, наспех сделанный из невзрачного серого картона, с поверхностью весьма плохо обработанной, с изломами. Изделие не вызвало у детей интереса к предстоящей работе, не пробудило эстетического настроения. Под эстетическим настроением понимается эмоционально приподнятое состояние, вызванное созерцанием красивого предмета или успешной деятельностью по созданию его. Учащиеся по обязанности выслушали инструктаж учителя, по обязанности приступили к выполнению задания.

В другом классе на уроке, посвященном изготовлению этой же модели, был продемонстрирован привлекательный образец, аккуратно выполненный, дополненный разнообразными деталями. На школьников он произвел сильное впечатление, с увлечением они взялись за дело. На всех этапах работы чувствовалось их горячее стремление к эстетическим результатам труда. Два предмета, одинаковые по назначению, оказывают различное по силе воздействие на школьников: один порождает безразличие и нетребовательность к своей работе, другой заинтересованность и увлеченность, воспитывает вкус и стремление к высоким конечным результатам труда.

Следовательно, объекты труда имеют различные возможности эстетического воздействия на школьников в зависимости от своего внешнего вида. Но это не все. Эти возможности различны и в зависимости от характера трудового процесса, который они предполагают.

В одном из классов учительница раздала учащимся по листу бумаги и шаблоны и предложила сделать модель ракеты. Дети обвели карандашом шаблоны деталей, вырезали, склеили. Модели готовы. Ни анализа модели, ни планирования труда, ни анализа чертежа, ни осмысленной разметки, ни продуманной обработки материала, ни отделки. Учительница исключила из трудового процесса такие звенья, которые могли быть эффективно использованы с точки зрения эстетического воспитания.

Совсем иначе эта работа была выполнена в другом классе. Трудовой процесс здесь был не только насыщеннее трудовыми операциями, но и осмысленным, интересным, творческим. Дети под руководством учителя дали обстоятельный анализ изделия: установили из чего и каким образом сделана модель, дали ей оценку, т. е. попытались определить, нравится ли она и чем именно. При планировании не только определили содержание и последовательность трудовых операций, но и установили связь целесообразной последовательности с высокими результатами труда. При анализе чертежа, разметке школьники активно стремились осмыслить и сделать первые шаги в реализации конструкторского и технологического замысла. В противоположность предыдущему классу они сами давали цветовое решение, производя покраску ракет гуашью и лаком, сами предлагали и выполняли украшающие полосы и т. д.

Таким образом, осуществляя выбор изделий для изготовления на уроках трудового обучения, учитель, прежде всего, должен предъявить к ним требование: объекты труда должны обладать значительными возможностями эстетических воздействий на учащихся [15].

Во-вторых, изделие по своей технологии должно соответствовать уровню развития детей, чтобы изготовление его не было слишком легким или слишком трудным, чтобы процесс труда не представлял из себя ни бездумной игры, ни бесплодного мученичества, чтобы он был и напряженным и в то же время плодотворным и радостным. Если трудовое задание окажется слишком легким, оно не вызовет необходимого напряжения интеллектуальных и физических сил ребенка, а значит, лишит его возможности эффективного развития, радости созидания, творчества в процессе труд. Напротив, если оно окажется чрезмерно трудным, школьник потеряет веру в свои силы, в успех дела. Это погасит его интерес и творческое настроение, что недопустимо при эстетическом воспитании.

В-третьих, объекты труда должны быть разнообразными – таково следующее требование. Дети младшего школьного возраста не любят делать "одно и то же". Только разнообразные и содержательные поделки способны возбуждать и поддерживать интерес к работе. В классах, где уделяется труду значительное внимание, дети, как правило, живо интересуются тем, что они будут делать, с энтузиазмом встречают новое изделие и, наоборот, пассивно и неохотно включаются в работу, если приходится повторять однажды выполненное задание.

В-четвертых, все изготовленные на уроках изделия следует применять в практике – в школе или дома. В работе учителей начальных классов встречаются случаи, когда на уроках труда делаются бесполезные вещи. Это результат одностороннего внимания к выработке у учащихся лишь каких-то умений и навыков по выполнению тех или иных операций.

Труд для других, для общества активно способствует формированию эстетического отношения к общественной направленности труда, побуждает стремление своей работой принести пользу людям. Наоборот, работа для себя не только лишает труд общественной направленности, но и культивирует эгоистические тенденции в развитии школьников. К сожалению, многие учителя не видят или не придают значения этому различию [15].

Осуществляя систему эстетических воздействий на младших школьников на уроках труда, следует выделить в трудовом процессе и такой этап, как эстетический анализ изделия-образца, т. е. рассмотрение его с точки зрения того, что в нем является предметом нашего эстетического отношения.

Задача эстетического анализа – дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме. Значение этого этапа не вызывает сомнений:

школьник учится четкому выражению своего эстетического суждения о предмете; формулируя свое высказывание, он стремится глубже осмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему;

систематически выражая свое суждение, он активно упражняет свой эстетический вкус;

постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, особенно с оценкой учителя, учащийся обогащает свои представления о красоте предметов.

Все это, в конечном счете, активно способствует формированию желаемого эстетического идеала у школьника. Кроме того, значение эстетического анализа изделия-образца бесспорно и в другом плане, в плане достижения высокого качества результатов труда: вооружая детей более точным и осмысленным представлением о красоте объекта труда, он делает цель работы более ощутимой и доступной, он укрепляет возникшее стремление к высокому результату труда.

При эстетическом анализе следует привлекать внимание школьников к тем особенностям предметов, благодаря которым мы считаем их прекрасными. Какие это особенности? Те, в которых наиболее ярко запечатлелись творческие способности человека-созидателя. "Под красотой, — писал в свое время Горький, — понимается такое сочетание различных материалов, а также звуков, красок, слов, которое придает созданному, сработанному человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и радость перед их способностью к творчеству" [15; 31].

Эстетический анализ предмета можно успешно провести, если он будет прост и доступен младшим школьникам. Поэтому в начале работы учитель должен привлечь внимание детей к красоте формы, материала, отделки, не вникая в составляющие их компоненты. Только позднее приступить к постепенному их вычленению. Знакомя детей с некоторыми терминами, не нужно требовать от них обязательного оперирования ими, а заботиться о том, чтобы школьники при эстетической оценке предметов не упускали из виду явлений, обозначенных этими терминами.

Эстетический анализ может быть различен с точки зрения форм участия в нем школьников. Наиболее эффективным методом обучающего эстетического анализа следует считать беду с детьми, опирающуюся на максимальную активность учащихся. Беседы можно строить по-разному: или продумывать серию наводящих вопросов и, получая ответы на них, подводить детей к правильному пониманию красоты изделия, или перед школьниками ставить один вопрос: "В чем проявляется красота изделия?" — и, корректируя, дополняя, развивая мысли учащихся, достигать необходимой глубины анализа предмета.

Большого внимания заслуживают различные формы самостоятельного анализа. Например, при анализе модели ракеты три ученика получили задание проанализировать красоту модели: один — с точки зрения формы, другой – с точки зрения качества материала, третий – с точки зрения отделки. Дети до урока познакомились с моделью, а на занятии высказали свое мнение. Ребята дополнили выступающих. После высказываний учащихся учитель коротко резюмировал все сказанное.

Коллективный анализ, как правило, многогранно раскрывает красоту предмета, но иногда трудно установить, насколько глубоко видит красоту предмета каждый учащийся. С этой целью полезно практиковать письменные самостоятельные анализы. Они выполняются чаще всего во внеурочное время. Каждый учащийся имел возможность не спеша проверить свои способности к эстетическому анализу, выразить на бумаге свои суждения. Знакомясь с детскими работами, учитель видит глубину суждений каждого воспитанника. Разумеется, учитель должен не только знакомиться с письменными анализами, но, опираясь на них, продолжать целенаправленно воздействовать на школьников.

Эстетический анализ модели на уроках труда определенное место, он вполне доступен младшим школьникам и педагогически весьма эффективен. Благодаря эстетическому анализу объекта труда дети, во-первых, приступают к изготовлению очередного изделия с ярким и развернутым представлением своей задачи. Это помогает им не только наметить пути создания красивой вещи, но и на всех этапах создания изделия предъявлять к себе повышенные требования. Во-вторых, систематически вникая в красоту урочных изделий, в красоту отдельных предметов окружающего мира, младшие школьники воспитывают в себе интерес к прекрасному, эстетические вкусы, они развивают себя эстетически [15].

Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в эстетическом воспитании младших школьников, нужно правильно организовывать уроки трудового обучения, с учетом требований по всем рассмотренным направлениям деятельности учителя.

2.3 Опыт разработки и проведения уроков

В соответствии с изложенными выше требованиями нами были разработаны и проведены уроки трудового обучения в 1, 2, 3 и 4 классах. В данном параграфе будет представлен опыт их организации. Конспекты уроков приведены соответственно в приложениях 2, 3, 4, 5.

Тема урока, проведенного в первом классе, — "Аппликация". На этом уроке дети составляли композицию из объемных материалов. Образовательные задачи урока: продолжить формирование знаний и основных понятий по теме "Аппликация". Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе с материалами, усидчивость, умение работать в паре. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию детей.

В ходе вводной беседы дети сами сообщили, что они делали на прошлом уроке. Далее шел повтор пройденного материала. Учащиеся быстро вспомнили 3 способа подготовки листьев к работе. Из этого можно сделать вывод: дети были очень заинтересованы темой и хорошо усвоили материал прошлого урока.

Необычно происходила проверка готовности детей к уроку. Учащимся были предложены загадки, что вызвало большой интерес. А отгадки — это те предметы, которые должны лежать на партах у детей.

Этот урок интересен тем, что в нем были использованы специальные упражнения на развитие художественного воображения, предложенные в работе И. М. Шадриной [23], из серии "Представь и увидишь". Эти упражнения направлены на "раскрепощение" воображения, на устранение эмоциональных преград. Детям предлагалось представить и описать:

Какого цвета острая боль?

Какого цвета доброта?

Для детей эти вопросы были необычными. Но после ответа учителя на первый вопрос, они стали смелее давать ответы. Учащиеся были увлечены работой. Большинство выбрали тему "Зоопарк". В композиции присутствовали различные звери и птицы, некоторые из них – результат фантазии детей.

Так как дети учатся в первом классе, очень большое значение имела работа в парах. У учащихся вызвало затруднение то, что нужно было совместно решить, какую композицию выполнить.

Трудно было отобрать композиции для выставки. Все работы были достойны всеобщего одобрения. Лишь небольшая часть получила оценку 4, т. к. их работы были неаккуратными. Большинство работ получились красивыми и разнообразными. Большое значение имели упражнения на развитие воображения.

Тема урока, проведенного во втором классе – "Ремонт одежды, пришивание пуговиц". На этом уроке дети изготавливали подставку под чайник. Образовательная задача: научить правилам пришивания пуговиц. Воспитательная задача: продолжить формирование навыков безопасной работы с иголкой и ниткой. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

Во время вводной беседы было обращено внимание на то, как неопрятно и неряшливо выглядит одежда, когда пуговица оторвана.

Этапы пришивания пуговицы были представлены в виде красочных иллюстраций, что привлекло внимание детей. При показе и объяснении использованы: большая пуговица, иголка, толстая нитка, ткань. Пуговица, нитка и ткань отличались по цвету. Были учтены и все требования к объекту труда. Была представлена эстетически оформленная подставка, что вызвало у учащихся интерес к изготовлению изделия.

Так как подставка декоративная, то учащимся предлагалось использовать нитки и пуговицы разных цветов. Для этого учащиеся обменивались нитками между собой

Далее дети научились правильно выбирать длину нитки. Был приведен пример поговорки: "Длинная нитка – ленивая швея". Дети высказывали свои мнения в понимании этой поговорки. Учащиеся понимали, если выбрать длинную нитку, то она будет путаться, и изделие будет выглядеть некрасиво. В результате получились хорошие работы. Многим приходилось перешивать пуговицу. Дети видели свои ошибки.

Работы получились яркими, так как цвет деталей изделия не совпадал. Детям было приятно осознавать то, что они самостоятельно могут пришить пуговицу.

Тема урока трудового обучения в третьем классе – "Художественное моделирование путем сгибания". На этом уроке дети должны были с помощью техники оригами сделать цветок. Образовательные задачи: познакомить с искусством оригами; научить изготавливать цветок путем сгибания бумаги. Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость. Развивающие задачи: развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

В начале урока удалось заинтересовать детей с помощью рассказа учителя об истории оригами. Учащиеся были увлечены рассказом. Далее с использованием учебника учащиеся вместе с учителем пояснили условные знаки, которые используются при чтении схем оригами.

Образцы, представленные детям, соответствовали всем требованиям. Они были выполнены качественно, с удачным цветовым решением. При рассмотрении образца изделия учащиеся самостоятельно выделили детали, из которых состоит цветок.

Уделялось внимание тому, что изделие будет выглядеть красивее, если правильно выполнить разметку, аккуратно обращаться с бумагой, правильно и ровно складывать. Дети пытались выполнить работу в соответствии с поставленными требованиями, но не у всех работа с бумагой прошла успешно. Учащимся предлагалось самостоятельно выбрать расцветку бумаги. Дети использовали сочетание разных цветов.

Дети были увлечены работой. Терпеливо сгибали бумагу и соединяли элементы. Некоторые учащиеся, выполнив изделие, успели на уроке изготовить и другие фигуры самостоятельно (с искусством оригами они были знакомы ранее). А с помощью таких же элементов сделали звезду, человека и лебедя.

Работа с бумагой в технике оригами способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, логическому мышлению. При проведении данного урока были выполнены все поставленные задачи.

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения

В первую очередь уделялось внимание порядку на партах учащихся: "Положите все так, чтобы вам не мешало". Далее дети самостоятельно определили материал, из которого сделано изделие. Далее следовало подробное объяснение этапов изготовления изделия из соленого теста. Учащиеся активно помогали при построении последовательности этапов. Это говорит о том, они осознанно подходили к работе. Дети без помощи учителя смогли определить, какие детали являются основными, а какие дополнительными.

Был представлен большой теоретический материал, но он соответствовал уровню четвертого класса. Было дано дополнительное задание, которое дети с увлечением выполнили. Фигурки были дополнены различными красивыми элементами. Затем учащиеся снова приступили к изготовлению матрешки. Им предоставлялась свобода в выборе цвета краски.

В итоге получились красивые изделия. Дети вносили что-то свое, дополнительные детали. Учащиеся были довольны выполненной работой, хотя изготовление изделия заняло значительное время. Трудовой процесс был насыщен трудовыми операциями, а также был осмысленным, интересным и творческим.

Как уже говорилось ранее, на уроке в первом классе мы использовали специальные упражнения из системы тренировочных упражнений по развитию воображения И. М. Шадриной [23]. По мнению автора, уроки трудового обучения служат уникальной базой для формирования у школьников художественно-образных представлений и последующего воплощения их в реальный объект.

Система художественно-образных представлений базируется на психических процессах, таких, как: воображение, память, восприятие ребенком окружающей среды и эмоций, испытываемых в процессе создания образа. В методике формирования художественно-образных представлений больше разработаны процессы восприятия и зрительной памяти, т. е. способности отбирать и воспроизводить "в уме" известные образы, а также творческого воображения – способности преобразовывать зрительные представления, продуктивно комбинировать известные образы и создавать новые. Это очень важные этапы творческого процесса.

Для развития воображения можно применять специально разработанную систему предварительных тренировочных упражнений по развитию воображения. Задача этих упражнений – создать почву для последующих свободных творческих комбинаций, устранить эмоциональные преграды, "раскрепостить" воображение. При этом каждый урок начинается с организации установки на восприятие. Детям предлагается прослушать тихую музыку, включить приглушенный свет и попросить представить, что они находятся в таком месте, где им приятнее и спокойнее всего находиться [23].

Первая серия "Представь и услышишь" включает такие задания:

— Вы уже знаете, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, гром гремит, колокольчик звенит, свисток свистит и т. д. Все эти звуки вы не раз слышали, а попробуйте, используя свое звуковое воображение, представить:

Как звучит мягкое пушистое облако, если дотронуться до него.

Представьте и изобразите звук, который издает соленый огурчик.

Придумайте свой собственный звук, опишите его.

Многие ученики не сразу выполнят данную серию, и это естественно, так как малоразвитое воображение вытесняется ранее полученными сведениями и представлениями об имеющихся звуках в пространстве, тесно окружающем ребенка. Выполнению такого упражнения отводится на уроке 5-10 минут, затем учащиеся обращаются к основному заданию.

Вторая серия называется "Представь и увидишь"; задания в ней следующее:

— Вы уже знаете, что трава зеленая, небо синее, сигнал "стоп" красный, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. А какого цвета доброта? Используя свое зрительное воображение, представьте, опишите или нарисуйте:

Какого цвета смех?

Представь свой собственный цвет, например, какого цвета закат на чужой планете? [23].

Время работы 5-7 минут. Это характеризует наличие большого объема зрительной памяти у ребят.

Следующая серия "Представь и попробуешь" включает в себя следующие задания:

Каков на вкус солнечный свет? Попробуй описать его.

Каков на вкус вопросительный знак?

На инопланетном корабле вас угощают ужином, каков вкус совсем не знакомой вам пищи?

Придумайте собственный вкус [23].

Серия заданий "Представь и ощутишь запах". Задания следующие:

— Вам знаком тонкий аромат цветов, запах шоколадного торта или запах перца, от которого хочется чихать. Свойства многих веществ вам знакомы благодаря способности обоняния. Используя воображаемое обоняние, вы сможете представить запахи предметов или явлений, которые, казалось бы, и не имеют запаха. Представьте и ощутите этот запах:

Как пахнет лунный свет? Попробуйте описать этот запах.

Как пахнет ваша любимая ТВ-передача?

Представьте, что ваши любимые запахи находятся в бутылочках разных размеров, форм и цветов на волшебной полке в вашей комнате. Теперь представьте, что вы откроете бутылочки и глубоко вдохнете… Опишите ваши любимые запахи [23].

Урок серии "Представь и коснешься" сопровождается показом диапозитивов, заставляющих ребят забыть о месте своего пребывания в данный момент, так как задания требуют большого полета фантазии.

— Вы знаете, что котята – пушистые, сироп – липкий, лед – скользкий, наждачная бумага – шершавая. Эти и другие ощущения возникают при касании или, другими словами, благодаря вашему осязанию. Используя свое воображаемое осязание, вы сможете вспомнить ощущения, которые когда-то возникали у вас, или изобрести совершенно новые.

Вряд ли вы дотронетесь рукой до радуги, но в своем воображении вы можете это сделать. Представьте и вы прикоснетесь к радуге:

Что вы чувствуете, когда дотрагиваетесь до радуги? Опишите свои ощущения.

Что вы ощущаете, когда дотрагиваетесь до счастья?

Представьте, что вы в музее, где вместо таблички "Руками не трогать" висит табличка "Дотронься и почувствуешь". В этом музее очень много вещей, которые вам очень нравятся. Представьте, что вы закрываете глаза и прикасаетесь к ним по очереди. Опишите свои ощущения [23].

Серия заданий "Представь и почувствуешь". Задания, которые ученики выполняли, были следующими:

Представьте, что каждый из вас – одна большая ступня, у вас нет рук, ног, головы. Смешно, правда? Но задумайтесь и представьте. Вы идете босиком или на вас что-то одето? Песок сухой или мокрый? Вам приятно или не очень? Опишите, что значит быть ступней.

Представьте, что вы рука и гладите пушистого зверька, Щекочете ему животик, почесываете спинку. Ваш любимец – мягкий или немного колючий? Опишите свои ощущения, что значит быть рукой.

Представьте, что вы – язык и лижете мороженое на палочке. Вкусно? Мороженое твердое или уже начало таять? Много еще осталось или уже видна палочка? Опишите, что вы чувствуете, когда превращаетесь в язык.

На данное упражнение отводится 5 минут учебного времени. Для того, чтобы зафиксировать те представления, которые ребята получили при выполнении задания, можно им предложить написать небольшое сочинение на тему "Путешествие Божьей коровки".

Если вводить такие занятия на всех уроках труда, можно достигнуть больших, продуктивных результатов в развитии творческого мышления младших школьников. Самый продуктивный вид развития творческого мышления и эстетического развития ребенка вообще – это свободное творчество или творчество по собственному замыслу. Ребенок должен создать замысел будущего изделия, для чего необходима очень сложная преобразующая деятельность детского мышления и воображения, носящая творческий характер [23].

Для наиболее успешного эстетического воспитания детей, выработки у них творческого видения необходимо постоянно воздействовать на чувства школьников эмоциональными стимулами, проявлять заботу о том, чтобы уроки трудового обучения наполняли души детей радостью познания нового, удивлением своими творческими способностями. Труд детей на таких уроках всегда будет носить творческий характер и постоянно доставлять радость и эстетическое наслаждение.

Таким образом, во второй главе работы были выявлены и описаны основные направления эстетического воспитания на уроках трудового обучения в начальной школе: создание благоприятных условий труда; постановка цели труда; выбор объекта труда; эстетический анализ предметов. В данной главе также представлен опыт разработки и проведения уроков трудового обучения в начальной школе, в которых реализовано содержание данных направлений деятельности учителя.

Данная работа посвящена изучению возможностей уроков трудового обучения в эстетическом воспитании младших школьников.

Проведенное исследование показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

На этапе эмпирического исследования было проведено анкетирование, которое показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе трудового обучения. Их затруднил вопрос о методах работы учителя и вопрос о процессе труда, способствующем эстетическому воспитанию. Многие учителя при выборе объекта труда не учитывают такие факторы, как заинтересованность детей и внешний вид объекта труда. Респонденты понимают, что выполнение школой задач эстетического воспитания на сегодняшний день происходит неэффективно. Однако уровень работы школы в целом определяется качеством работы каждого учителя.

Вместе с тем, возможности эстетического воспитания на уроках трудового обучения весьма широки и разносторонни. На трудовых занятиях нужно вырабатывать трудовые навыки и эстетическое отношение к труду. Детям следует предоставить широкую возможность творить – изготовлять изделия, требующие понимания чертежа и правильной разметки материала, качественной обработки его, продуманного монтажа, определенного вкуса при подборе отделочного материала.

Было выявлено, что эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения осуществляется по следующим основным направлениям: создание благоприятных условий труда; постановка цели труда; выбор объекта труда; эстетический анализ предметов. К благоприятным условиям прежде всего относятся: гигиенические условия — просторный, светлый класс, цветовое решение; эстетика рабочего места — высокое качество инструментов, оборудования, материалов. Постановка цели труда должна быть использована как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Чем ярче и увлекательнее цель, тем результативнее труд школьников. Объекты труда должны отвечать ряду требований: привлекательный внешний вид, насыщение трудового процесса трудовыми операциями, соответствие уровню развития детей, разнообразие объектов труда и дальнейшее применение изделий. В процесс эстетического анализа предмета должны быть включены все учащиеся.

Предложенные в данной работе выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов, а также в процессе профессиональной практической подготовки студентов соответствующей специальности.

Воспитание учащихся в процессе трудового обучения / под ред. Т. Н. Мальковской. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М.: Педагогика, 1986. – 128 с.

Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: 1999. – 320 с.

Дубровина, И. В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. — М.: Академия, 1999. — 464 с.

Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Март, 2005. — 448 с.

Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. — М.: Просвещение, 1983. — 304 с.

Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.

Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.

Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

Мир детства: Младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с.

Немов, Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2: Психология образования / Р. С. Немов — 3-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 608 с.

Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. А. К. Дремова. — М.: Высш. школа, 1975. — 327 с.

Петрова, И. А. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4): Часть 2 / И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Печерский, М. С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах / М. С. Печерский. — М.: Просвещение, 1969. – 208 с.

Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый — М.: ВЛАДОС, 2002. — 256 с.

Система эстетического воспитания школьников /под ред. С. А. Герасимова. — М.: Педагогика, 1983 — 264 с.

Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. — М.: Логос, 2003. — 304 с.

Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 1988. — 175 с.

Уроки мастерства: учебник для 3-го класса. – Самара: Учебная литература, 2004. – 120 с.

Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. – Лениздат, 1961.- 128 с.

Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.

Шадрина, И. М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда / И. М. Шадрина // Начальная школа. – 2000. — №4. — с. 84-87.

Эстетическое воспитание в школе / под ред. Б. Т. Лихачева. — М.: Педагогика, 1980. — 136 с.

Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. — 304 с.

Анкета для учителей начальных классов

Мы проводим изучение особенностей работы учителей начальных классов по воспитанию эстетических чувств школьников на уроках трудового обучения. Ваши ответы на вопросы анкеты окажут большую помощь в совершенствовании организации воспитательного процесса в начальной школе. Просим Вас ответить на все вопросы. В вопросах, содержащих варианты ответов, обведите кружочком номер варианта, соответствующего Вашему мнению. Если предлагаемые варианты Вас не устраивают, то укажите свой вариант. В вопросах 4, 5, 6, 7 возможен выбор нескольких вариантов ответа. Фамилию можно не указывать.

Заранее благодарим за помощь!

Считаете ли Вы, что в процессе обучения в начальной школе должны решаться задачи эстетического воспитания?

2. Какие, на Ваш взгляд, школьные предметы имеют эстетический потенциал?_________________________________________________________

3. Взаимосвязь с какими дисциплинами способствует осуществлению эстетического воспитания на уроках трудового обучения?_________________

4. По Вашему мнению, эстетика труда предполагает:

а) творческий процесс, красоту действий;

б) красивые, качественные изделия как результат труда;

в) правильную организацию условий труда учащихся;

г) другое (укажите)_____________________________________________

5. На Ваш взгляд, процесс труда, способствующий эстетическому воспитанию, включает:

а) четкость, правильность действий;

б) творчество детей;

в) другое (укажите)____________________________________________

6. В чем заключается эстетика рабочего места учащегося?

а) красивое оформление;

б) порядок удобство, правильное расположение оборудования;

7. Что нужно учитывать при выборе объекта труда?

а) заинтересованность детей в изготовлении изделия;

б) внешний вид объекта труда;

в) возрастные особенности детей;

8. Какие методы работы учителя в большей мере способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения?____________

9. Оцените по 5-балльной шкале эффективность выполнения задач эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день:

Сообщите, пожалуйста, о себе:

а) среднее специальное;

Конспект урока трудового обучения в 1 классе по теме "Аппликация" (1 ч)

Изделие: Объемная композиция.

Образовательная: продолжить формирование знаний и основных понятий в теме "Аппликация";

Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с материалами, усидчивость, умение работать в паре;

Развивающая: развивать мелкую моторику рук, фантазию детей.

Оборудование: природный материал, пластилин, карточка со словом "композиция".

1. Вводная беседа.

2. Знакомство с понятием "композиция".

Источники:

https://allbest.ru/k-3c0a65625b3ad78a4d53b89521306c27.html

http://xreferat.com/71/6275-2-esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkol-nikov-na-urokah-trudovogo-obucheniya.html

http://xreferat.com/71/6275-3-esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkol-nikov-na-urokah-trudovogo-obucheniya.html