Этапы формирования культуры личности

Этапы формирования личности

В детском и подростковом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, гармоничной системы отношений с окружающим миром. Многие наши проблемы, трудности и болезни связаны с особенностями воспитания и развития человека. Поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и мероприятия наиболее продуктивны, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.

Существуют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский возраст (до 3 лет), дошкольный (3—6 лет), младший школьный (6—11), средний школьный (11—15), старший школьный возраст (15— 17 лет).

В раннем детском возрасте развитие личности протекает в семье. На этом этапе ребенок усваивает простейшие навыки и умения, овладевает языком как средством общения, выделяет свое «я» из окружающего мира и противопоставляет себя окружающим, учится управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых. Важность этого периода развития ребенка состоит в том, что он усваивает тип отношений, сложившихся в семье, претворяя их в черты своей формирующейся личности. В течение первых лет жизни формируется эмоциональное отношение ребенка к окружающему миру, которое проявляется в том, как много и по поводу чего ребенок улыбается или плачет, чего боится, чему радуется и т. д. Следует помнить, что дефицит общения ребенка с матерью нарушает его эмоциональное развитие, поэтому рекомендуется избегать даже кратковременных разлук (поездки в отпуск, командировки и т. д.) с ребенком по крайней мере до достижения им 2—3 лет.

Дошкольный возраст характеризуется включением ребенка в группу ровесников (чаще всего в условиях детского сада). На этом этапе ребенок усваивает нормы и способы одобряемого родителями и другими взрослыми (воспитателями) поведения в условиях взаимодействия с другими детьми, стремится найти в себе что-то, выделяющее его среди других детей: либо позитивно, в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, при этом ориентируясь на оценку не столько детей, сколько взрослых. Вместе с тем многие дети болезненно реагируют на помещение их в ясли.

Специалисты доказали, что в возрасте до шести месяцев малыши адаптируются к яслям безболезненно, однако в последующем может выявиться отставание ребенка в развитии, прежде всего эмоциональной сферы: снижается эмоциональная чувствительность, ослабевает способность к сопереживанию и отзывчивости, что в будущем вызовет проблемы в межличностном общении, может привести к формированию негативных изменений в эмоциональной сфере, к возникновению невротических расстройств, трудностям создания своей семьи и т. д.

Определение малыша в ясли, начиная с семимесячного возраста, является для него психотравмирующим фактором: происходит болезненное для ребенка отторжение от матери. После 2 лет привязанность к матери, как правило, уже не носит столь зависимого характера, что облегчает ребенку адаптацию к условиям детского сада. Решая вопрос о помещении ребенка в садик, следует помнить, что беспокойство при разлуке с матерью у девочек сохраняется до 2,5 лет, у мальчиков — до 3,5 лет.

В раннем детстве ребенок переживает первый кризис! кризис 3 лет. Проявляется он прежде всего в негативизме по отношению к требованиям родителей, причем ребенок бывает негативистичен и к тем требованиям, которые совпадают с его желаниями.

За кризисом 3 лет начинается дошкольный период, где доминирует игровая деятельность. В игре моделируются человеческие отношения, ребенок усваивает ролевые формы поведения. Игра является той деятельностью, в которой перед ребенком открывается весь внешний мир.

В младшем школьном возрасте ребенок входит в группы одноклассников, учится строить новые отношения, усваивает более сложные нормы и поведенческие правила, В этом возрасте формируется отношение к себе, окружающим людям. Особое влияние оказывает на развитие ребенка учительница, которая, выставляя ему отметки, оценивая его учебную деятельность, влияет на взаимоотношения ребенка с его родителями и сверстниками, формирует их отношение к нему и самооценку ребенка. К концу пребывания в младших классах отношение к себе все чаще определяется взаимоотношениями в классе, со сверстниками, групповые оценки становятся важнее мнения взрослых. Ведущей деятельностью в этом возрасте является не игра, а учение.

По данным американских психологов, 35—40 % взрослых людей страдают от застенчивости и испытывают трудности в общении. Специалисты считают, что источником чрезмерной застенчивости являются, как правило, те формы воспитания, когда родители постоянно сдерживают детей или делают им замечания по поводу того, что они что-то делают либо говорят не так.

Специфической особенностью подросткового периода является то, что развитие подростка протекает параллельно в различных группах сверстников, конкурентных для него по своей значимости (школа, двор, спортивная секция и т. д.). Общение со сверстниками становится наряду с учением ведущей деятельностью. В этом возрасте отчетливо выражена потребность «быть личностью», самоутвердиться. При этом существуют достаточно выраженные противоречия между оценками и требованиями сверстников и родителей, вообще взрослых.

С началом полового созревания подросток становится более импульсивным, появляются немотивированные колебания настроения, конфликтность. Родителям надо учитывать эти изменения. Чрезмерная опека с их стороны приводит к развитию несамостоятельности и агрессивности, а чрезмерная свобода может обусловить эгоистические и асоциальные тенденции. Необходима доверительность в отношениях с родителями, что благотворно влияет и на эмоциональную сферу подростка, и на стиль общения с людьми. В эти годы подросток переживает кризис переходного возраста. Жан-Жак Руссо говорил, что человек рождается дважды, что период полового созревания и является вторым рождением. Подростковый кризис — один из самых сложных. В это время происходит понижение ценности общения в семье и повышение значимости общения со сверстниками. Родители должны знать эту психологическую закономерность и вместе с тем помнить, что снижение авторитета взрослых носит временный характер.

Главная особенность юношеского возраста — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. В юности завершается формирование личности, происходит профессиональное самоопределение.

Опыт медиков и педагогов свидетельствует, что порой вся жизнь человека определяется его детством. Многие черты характера взрослого человека, интересы, поведение находятся в прямой зависимости от условий и содержания воспитания. Ребенок—увеличительная линза зла: малейшее зло, которое есть вокруг него, он многократно преломляет и увеличивает, и это не может пройти для ребенка бесследно.

Развитие культуры чувств на уроках литературы

Этапы формирования эстетической культуры личности. Понятие о культуре чувств, возможность их развития у школьников. Методика развития чувства сострадания и любви к природе на примере урока литературы по теме: «Сказки русских и зарубежных писателей».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Уильям Шекспир в контексте английской культуры и мировой литературы. Краткий обзор его жизненного и творческого пути. Особенности развития европейской литературы ХХ века. Анализ популярных произведений поэта и драматурга в контексте школьной программы.

Начало развития эрзянской литературы. Проблема описания материальной культуры по литературному источнику. Богатый песенный материал, сказки, пословицы, загадки Мордовии. Мордовия в творчестве М. Горького, Мельникова, В.Г. Короленко, С.А. Есенина.

Значение уроков по творчеству зарубежных писателей для углубления знаний по литературы. Методы и приемы в изучении зарубежной литературы. Взаимосвязь и взаимодействие национальных литератур. Конспект урока по зарубежной литературе.

Тема любви в произведениях зарубежных писателей на примере произведения французского писателя Жозефа Бедье «Роман о Тристане и Изольде». Особенности раскрытия темы любви в произведениях русских поэтов и писателей: идеалы А. Пушкина и М. Лермонтова.

Процесс становления сатирической литературы XVII в. Пословицы и поговорки в работе Аввакума «Житие». Особенности смеховой культуры Руси, развитие новой литературы. Татищев и его философские воззрения. Вклад М. Ломоносова в развитие отечественной культуры.

Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

Фабула пьесы «Варшавская мелодия» драматурга Леонида Генриховича Зорина. Неизменность чувств, любви и предательства. Чувства героев, оттенки человеческих отношений, зарождение любви, ее развитие и высшая точка взаимопонимания и нежности друг к другу.

Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной американской литературы. Творчество Дэниела Киза как образец «продуманной» литературы». Анализ взаимоотношения человека и личности в рассказе «Цветы для Элджернона».

Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести «О Петре и Февронии» как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

Формирование культуры личности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Новикова Л. А.

Дается формирование культуры личности . Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями . Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели

Formation of person culture

The formation of person culture is defned. The formation of person culture is based on enrichment of cultural and spiritual values. The author mentioned the infuence of education on the given goal achievement.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Новикова Л.А.,

Текст научной работы на тему «Формирование культуры личности»

готовить подрастающее поколение к жизни в современном обществе с его быстро меняющейся конъюнктурой, воспитывать в молодых людях дух самостоятельности, предприимчивости, готовности постоянно усваивать новое.

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. -1994. — № 1. — С. 32-48.

2. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь. -Ростов-на-Дону, 2005. — 672 с.

3. Информационный террор //Фонд стратегической культу-

ры. 2005. http://fsk/rustrata.ru/print.php?nid=6909 (дата обращения: 11.02.2009).

4. Bell. D. The coming of Post-Industrial Society. N-Y, 1973, 185 h.

5. Toffler A. Freviews and Premises. N-Y., 1983. 138 p.

6. Масуда Е. «Информационно-компьютерное» понятие. -Токио, 1965. — 192 с.

7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие. — М., 2005. — С. 262-263.

S. Пудов А.Г., Новиков А.Г Менталитет японцев и техногенная цивилизация. — Якутск, 2008. — 207 с.

9. Новиков А.Г. Социальная структура якутского общества: история и современность // Политико-социальные проблемы развития общества. — Якутск, 2008. — С. 39-40.

Topical problems of philosophy in XXI century

The range of topical philosophic problems in XXI century was under view. The author emphasizes the points connected with extension and restriction rights, freedom and possibilities of people in the modern world.

Key words: political authority, conflict, democracy, society, civilization, values, modernization, national originality, globalization, information society, economy.

УДК 377.4 Л.А. Новикова

формирование культуры личности

Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели.

Ключевые слова: личность, культура, образование, культурные ценности, духовные ценности, гуманизм, развитие, педагогика, воспитание, интеллигентность.

В своем развитии образование ориентируется на образ культуры XXI века как «диалога и взаиморождения прошлых, настоящих и будущих культур» (М.М. Бахтин) [1].

Формирование личности возможно только в условиях гуманизации образования, реализации принципов личностно-ориентированной педагогики. Исходным понятием разных концепций личностного образования является понятие личности как цели и фактора образования. Образование — часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой, — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Человек живет в многомерном пространстве культуры. С личности начинается и личностью завершается процесс культурного воспроизводства.

НОВИКОВА Людмила Александровна — к.п.н., зам. заведующего отдела аспирантуры ЯГУ E-mail: dissov54@mail.ru

Так, личность, по мнению А.Н. Леонтьева, — не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся» [2]. В связи с этим формирование культуры личности — это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности.

Психологический аспект теории развития личности, представленный в трудах многих отечественных психологов: Л.С. Выготского [3], А.Н. Леонтьева [2], С.Л. Рубинштейна [4] и др., вызывает особенный интерес к проблеме формирования культуры личности. В основе развития личности лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени.

С.Л. Рубинштейн рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения [4].

Д.И. Фельдштейн утверждает, что личность развивается, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно значимая деятельность [5].

Личность человека формируется под влиянием существующей в обществе программы поведения, а этой программой является культура [6].

Культура человека — это степень человеческого совершенства, достигнутого путем воспитания, выращивания в себе всего лучшего, что выработало человечество за свою многовековую историю, всего того, чем может и должен обладать человек. Поэтому выделяют не только внутреннюю культуру, обращенную преимущественно к душевным качествам человека, но и культуру внешнюю как форму проявления внутреннего, духовного мира личности [7].

Понятие «культура» трактуется широко. На обыденном уровне она понимается как образец, на который должны равняться люди. Культуру также отождествляют с образованностью и интеллигентностью, квалифицируют как определенное качество личности. На теоретическом уровне она рассматривается как специфическая характеристика общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу [8].

Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Мир ценностей — это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности [1].

Итак, становление личности невозможно без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур. М.М. Бахтин считает, что любая культура существует не сама по себе, а во взаимодействии с другими [1].

Расслоение людей по уровню доходов изменило возможности приобщения к культуре, увеличило социальное расстояние между ними. Значительно снизилась социальная роль интеллигенции в просвещении, многие произведения классической культуры и искусства не воспринимаются, предпочтения оказывают массовой

культуре, сенсациям «желтой прессы». Все это достаточно известно, но не уменьшает необходимости поиска человеком средств и путей решения острых социальных и культурных проблем. Именно поэтому столь велика роль образования в преодолении негативных тенденций. Народы и этносы обеспокоены проблемами сохранения культурного наследия, поддержания уникальности самобытных культур

Дефицит культуры вызывает особую тревогу и беспокойство, ибо становится глобальным бедствием, свидетельством утраты духовных ориентиров и ответственности перед настоящим и будущим. Основополагающим в развитии и воспитании психологических и социальных черт личности является позитивное взаимодействие с людьми различных культур.

Решение данной задачи лежит в формировании культуры личности, зиждется на гуманности, милосердии и терпимости, а развитие способности к внутреннему преображению — это путь воспитания духовности, путь возрождения российской интеллигенции [9]. Главными задачами стали сохранение единого пространства культуры, развитие новых форм работы и укрепление базового потениала для дальнейшего прогресса.

Л и т е р а т у р а

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. — М., 1986. — 423 с.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983. — 118 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.

В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1989. — 485 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. — 206 с.

6. Крутоус В.П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале). — М.: Просвещение, 1989. — 84 с.

7. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования // Теория и практика высшего педагогического образования: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. Сластенина В.А. — М.: Прометей, 1993. — 117 с.

8. Здравосмыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М.: Политиздат, 1986. — 223 с.

9. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: монография. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. -170 с.

Formation of person culture

The formation of person culture is defined. The formation of person culture is based on enrichment of cultural and spiritual values. The author mentioned the influence of education on the given goal achievement.

Key words: personality, culture, education, culture values, spiritual values, humanism, development, pedagogics, upbringing, refinement.

Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости
  • Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

    В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

    Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

    Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

    Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

    Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

    Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

    Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

    На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

    Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

    Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

    Фазы становления личности:

    Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

    На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

    Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

    Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

    Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

    Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

    Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

    Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.
  • Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

    Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

    Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

    Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия
  • В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

    Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

    Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

    Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

    • От двенадцати до восемнадцати лет
    • Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

      Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

      Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

    • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет
    • Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

      Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

    • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость
    • Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

    • мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
    • трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.
    • Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

      О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

      Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

    • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.
    • В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

    • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
    • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.
    • Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

      В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

      1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
      2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
      3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
      4. воля – способность достичь цели;
      5. эмоции – душевные волнения и переживания;
      6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
      7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

      Этапы формирования культуры личности

      (Кликните мышью по фотоаппарату для входа в галерею D810/800E/800)

      Этапы формирования личности. Часть 7

      Первоочередные задачи детской психологии и дошкольной педагогики — формирование гармонически развитой личности и воспитание ее социальной направленности. Исследованиями личности в разных аспектах занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин. Особый интерес представляет исследование, изучающее взаимосвязь личности и мышления (Д.Б. Богоявленская, Т.Н. Овчинникова).

      В основе формирования личности лежат развитие самосознания и предличностные образования, которые закладываются уже в младенческом возрасте. Еще Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер. Малыш живет в социальной среде, и первые его потребности в еде, сне, гигиеническом уходе, тепле обеспечиваются взрослым, ухаживающим за ним (рис. 15).

      Большое значение для дальнейшего развития ребенка имеют потребности получения новых впечатлений. Но совершенно особое значение получает возникновение социальной потребности — общение с другим человеком.

      Все проявления малыша находятся в ситуации, связанной с ухаживающими взрослыми. Основным новообразованием младенческого возраста является психическая общность матери и ребенка. В исследовании М.И. Лисиной отражено формирование общения детей со взрослыми как фактор развития личности ребенка.

      Первая форма общения — ситуативно-личностная — формируется в возрасте от 0 до 6 мес. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, вызывает эмоциональное общение в виде «комплекса оживления» в ответ на обращение взрослого.

      Во взаимоотношениях матери и ребенка выявляется специфическая активность со стороны последнего. Он отвечает матери, инициативно привлекая ее внимание к себе. Инициативность в проявлении младенца к ухаживающему взрослому — важнейший фактор развития личности ребенка, в дальнейшем играющий роль формирования социального развития в познавательной деятельности.

      На этом фоне в возрасте от 6 до 12 мес. возникает вторая форма общения — ситуативно-деловая — общение на фоне практической деятельности взаимоотношений взрослого и ребенка.

      В возрасте овладения ходьбой появляются возможности непосредственного общения с окружающими предметами. Малыш находится во власти зрительных восприятий, побуждающих его к действиям. В связи с этим на 2-м году жизни у детей часто воздают конфликты со взрослыми, чьи запреты иной раз вызывают у них протест. Это проявление кризиса 1-го года жизни малыша. Ребенок трудно управляем, и требует особого внимания со стороны взрослого в удовлетворении своих потребностей. В процессе деятельности, жизненных ситуаций малыш начинает отделять себя от окружающих предметов, понимая, что он сам представляет собой совершенно другое. Центральную роль в самоопределении ребенка играет выявление своих возможностей. У малышей появляется чувство самоценности.

      На протяжении 2-го года жизни формируется очень важное свойство ребенка. Малыш начинает контролировать свои действия, опираясь на позицию взрослого, оценивает свою деятельность. Часто, уже хорошо понимая слово «нельзя», ребенок сам себе дает установку — говорит «нельзя», но делает то, что ему хочется, так как запреты пока еще очень сложны для малыша. Но ориентировка на поведение взрослых и их установка у него уже начинает формироваться.

      Овладение речью позволяет от чисто практического общения перейти к третьей форме общения — внеситуативно-познавательной, когда детей все больше привлекают явления, происходящим в социальной среде. Это характерно для ребят более старшего возраста — от 2 до 6—7 лет.

      К концу 3-го года жизни у ребенка возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости. Наступает кризис 3-х лет. Отечественный психолог Л.И. Божович связывает новообразование кризиса 3-х лет с появлением системы «Я-представлений» о себе.

      Составляющие концепции этой системы следующие:

    • когнитивная — представление индивидума о самом себе;
    • оценочная — восприятие того, как, по его мнению, его оценивают другие;
    • поведенческая — эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе.
    • Дети постепенно усваивают родительские ценности, предлагаемые взрослыми, однако ребенок проходит этот путь непросто, что проявляется кризисом 3-х лет, который описан Л.С. Выготским. Это переходное состояние выражается следующими особенностям в поведении ребенка:

    • проявление негативизма (стремление сделать наоборот);
    • упрямство (не потому, что хочет, а потому что потребовал);
    • строптивость (бунтует против привычных правил);
    • своеволие (желание все сделать самому).
    • Кризис 3-х лет — закономерный ход развития личности ребенка. В этот период утверждается собственное «Я». Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам и испытывает желание поделиться своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых и одобрение его действий с их стороны рождает чувство собственного достоинства. Формирование личности ребенка — одна из первостепенных задач, стоящих перед семьей и образовательными учреждениями. И хотя имеются определенные закономерности развития, не стоит забывать, что каждый ребенок уникален как личность — и это нужно учитывать при его воспитании.

      Переход на другие статьи методического пособия:

      Основы информационной культуры и ее роль в формировании личности

      Роль информационной культуры в структуре деятельности современного человека и обзор факторов ее определяющих. Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности. Исследование уровня информационной культуры школьников 5 – 6 класса.

      Соглашение об использовании материалов сайта

      Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.

      Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Этапы информатизации общества. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации. Исследование вопроса информационная культура школьников 5–6 класса. Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры.

      Понятие «гуманитарная культура». Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности. Знание человека о своей сущности — ядро гуманитарной культуры, ее индивидуализирующая функция. Нормы поведения, ценностные ориентации человека и общества.

      Понятие и структура творчества. Особенности работы творческой личности с информацией. Творческая деятельность как одно из определений человеческой сущности. Принципы оценки культурного уровня современного человека. Характеристика информационной культуры.

      Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности. Влияние средств массовой информации — печати, радио, телевидения — на детей. Теоретические положения подготовки учителей, внедрения программы формирования информационной культуры учащихся.

      Организационная культура как основа жизненного потенциала любой организации. Понятие и структура личности по Фрейду. Основные этапы формирования личности, факторы ее развития. Роль восприятия в повышении культуры труда работников общественного питания.

      Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психологов. Исследование влияния телевидения и чтения литературы на развитие личности подростка. Социализация личности подростка в условиях современности.

      Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

      Значение жизненных ценностей, любви и свободы в формировании личности. Движущие силы учения. Особенности воспитательного потенциала художественного творчества в условиях малого города (деятельности ГУ «Дворец культуры имени Максима Горького» г. Борисова).

      Духовная культура личности. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности. Элементы духовной культуры, которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации. Процесс профессионального самоопределения. Мир материальных предметов.

      Психолого-педагогическая характеристика структуры личности. Основные виды потребностей. Главные способы умственных действий. Формирование духовного мира и культуры личности как необходимость для формирования развития коммуникативных качеств учащихся.

      Формирование экологической культуры

      Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

      (повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

      Формирование экологической культуры обучающихся на основе их исследовательской деятельности по биологии

      Тарасова Валентина Михайловна

      МБОУ лицей №32 г.Белгорода

      Глава 1. Теоретические основы формирования экологической

      1.1. Сущность понятия «экологическая культура»…………………………. 5

      1.2. Этапы формирования экологической культуры личности………………8

      Глава 2. Методика формирования экологической культуры

      2.1. Формирование экологической культуры личности обучающихся………10

      2.2.Формирование экологической культуры обучающихся

      Стремительно развивающиеся движение за охрану природы охватило весь мир. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание школьниками экологических проблем составляет важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам — важнейшая мера преодоления экологической опасности.

      Проблема формирования экологической культуры школьников занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н.Вересов, Л.И.Грехова, Н.С.Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и другие исследователи. Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г.Иоганзен, Е.Е.Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования средней школы.

      В современной педагогической науке под экологической культурой личности человека понимается утверждение в сознании и деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками решения социально-экономических задач без ущерба для окружающей среды и здоровья людей, это потребность и умение следовать режиму экономии как общенародному делу [14].

      Подлинная культура, по сути своей, всегда формировала чувство красоты, истины и добра.

      Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное.

      По определению философов, «экологическая культура — это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой.

      Цель исследования: разработка методики организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время как средства формирования экологической культуры личности обучающихся.

      Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

      В соответствии с темой, целью исследования определены следующие задачи:

      1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования экологической культуры в педагогической теории.

      2. Выявить пути формирования экологической культуры личности.

      3. Разработать и экспериментально апробировать систему воспитательной работы по формированию экологической культуры личности учащихся экспериментального класса.

      Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры

      1.1. Сущность понятия «экологическая культура»

      Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; психолого-педагогические представления о формировании компонентов культуры как процессе, осуществляемом в совместной деятельности и общении; современные концепции экологического образования, определяющие его содержание, организационные формы и методы образовательного процесса; идеи педагогической интеграции, гуманизации образования и управления образовательными системами.

      Теоретической основой исследования являются: фундаментальные труды, направленные на решение проблем развития образовательных систем, учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, Г.Селевко, М.И.Шилова и др.); современные исследования в области экологического образования (Л.П.Буева, Я.И.Габаев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.); положения о сущности экологической культуры, ее ведущих признаках и путях формирования, которые раскрываются в трудах ученых-педагогов И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельковского Н.Н.Моисеева и др.

      Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. В основе исследования лежат идеи и принципы педагогической деятельности Якиманской Ираиды Сергеевны – доктора психологических наук, профессора, руководителя лаборатории РАО. Данная технология открывает широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его четко определенными этапами на основе конкретного субъективного опыта, сугубо индивидуального, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.

      К началу ХХ I века в отечественной педагогике широко распространяется ориентация на общечеловеческие ценности, задачи гуманизма и экологизации образования становятся проблемами государственной важности. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» [3], Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» [5], Закон РФ «Об образовании» [2] – определили экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного направления совершенствования всей системы образования в Российской Федерации. В Концепции общего среднего экологического образования [14] указывается: «Цель экологического образования – становления экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, — направлены на формирование и развитие экологического сознания личности». «Национальная стратегия экологического образования РФ» (2002) определила цели, задачи, принципы и основные направления экологического образования.

      В своем исследовании мы опираемся также на педагогические взгляды профессора БелГУ И.Ф. Исаева, в которых определяется «цель формирования экологической культуры школьников воспитании бережного, ответственного отношения к природе». [10].

      Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что экологическая культура представляет собой экологическое мировоззрение личности, основанное на общечеловеческих ценностях, являющихся результатом педагогической деятельности по формированию экологических знаний, общечеловеческих ценностных ориентаций и экологического поведения.

      Основной педагогической целью нашей работы является формирование экологического сознания личности, при котором ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества. [10].

      Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Если современная образовательно-воспитательная практика сможет привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и Природе, развить способность предвосхищать и предупреждать негативные экологические последствия собственной деятельности, тем самым будут заложены основы для решения глобальных экологических проблем.

      Экологическое воспитание школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

      Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

      1.2. Этапы формирования экологической культуры личности

      Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии Природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны. Миссию экологического воспитания, таким образом, принимает на себя школа в лице ее учителей.

      В формировании экологической культуры личности учеников учитель опирается как на логическую так и на эмоциональную сторону методов. В каждом разделе курса биологии последовательность изучения взаимодействия общества и природы включает пять этапов.

      На первом этапе у школьников формируются мотивы необходимости и желания, стремления и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. В процессе рассмотрения разных сторон единства человека (человечества в целом и конкретного лица) и живой природы устанавливается общественно и лично значимая универсальная ценность биологических систем как части природы и зарождаются (или поддерживаются) познавательная потребность и интерес к экологии.

      На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. Познавательная потребность на этом этапе развивается на основе исследовании деятельности человека, как экологического фактора.

      На третьем этапе достигается осознание учащимися исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения в условиях государств с различным общественным строем на основе международного сотрудничества.

      На четвёртом этапе раскрываются научные основы оптимизации взаимодействия человека и общества с экологическими системами на базе идей охраны природы, управляемой эволюции и преобразования биосферы в ноосферу.

      Пятый этап — практический — является важнейшим в формировании ответственного отношения учащихся к природе. На этом этапе обеспечиваются реальный вклад учащегося в дело сохранения среды обитания человека, овладение нормами и правилами поведения в природной среде.

      Основными видами практической работы учащихся, являются следующие:

      1. Изучение и оценка состояния природного края: описание и оценка состояния экосистемы, почвы, воздушной среды;

      2. инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации.

      3. Охрана природы: участие в проектировании ландшафта, создание учебных экологических троп; защита природы от разрушения.

      4. Пропаганда экологических знаний; разработка и изготовление плакатов, проведение лекций, экскурсий. В процессе практической деятельности учитель использует такие методические приемы, как поручение, задание, создание специальных ситуаций, с помощью которых учащиеся овладевают разными видами общественно полезной деятельностью экологического характера.

      На уроках биологии у учащихся формируются убеждения, что Природа – целостная саморегулирующаяся система. Педагогу важно при этом дать учащимся по возможности наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования. Внеклассная работа по биологии в школе требует от ребенка достаточно развитой способности экологического мышления.

      Глава 2 . Методика формирования экологической культуры личности обучающихся

      2.1. Формирование экологической культуры личности обучающихся

      Цель экологического образования и воспитания — формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры. Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две «стратегические» задачи: Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды. Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области. Исходя из этих задач, выбираются методы работы: Учебная деятельность — рефераты, устные журналы — способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления.

      Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры — формируют опыт принятия экологически целесообразных решений. Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы — служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

      Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.

      Первый уровень — экологическое просвещение — обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс- информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).

      Второй уровень — экологическое сознание — предусматривает формирование категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).

      Третий уровень — развитие экологической культуры — приносит осознание учащимися взаимодействия «природа-человек» как ценности. [14].

      2.2. Формирование экологической культуры учащихся лицея №32 г.Белгорода

      Формирование экологической культуры учащихся лицея №32 г.Белгорода ведется через различные формы и методы работы. Мы исходим из того, что интеллект и нравственность развиваются в гармонии тогда, когда ведется целенаправленная работа по освоению содержания образования повышенного уровня и используются адекватные содержанию формы, методы. В этих целях в лицее организованно научное общество, факультативы, кружки. Лицеисты включаются в тематические экологические практики в каникулярное время, участие в научно-практических лицейских конференциях, во Всероссийских программах. Целенаправленная работа по организации исследований совместно и под руководством ведущих ученных естественно-географического факультета БелГУ позволяет:

      -формировать у лицеистов ценностное отношение к знаниям

      -осваивать технологию исследовательской деятельности, методики ведения экспериментальной работы, вести мониторинг

      -развивать умение работать с источниками научной литературы

      -обучаться самостоятельной творческой деятельности, делать выводы, искать противоречия в наблюдаемых явлениях определять пути их решения.

      Формы экологической работы в лицее различные :

      1. Исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучения состояния воздуха, воды, почвы и др.);

      2. Конкурсные (выставки плакатов, рисунков, , проведение экологических олимпиад и др.);

      3. Игровые (эко – случай, эко – бумеранг и др.);

      4. Познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);

      5. Продуктивные (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций).

      Развитию экологического мировоззрения очень способствует проектная деятельность школьников.

      Проектная деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи.

      Участвуя в проектной деятельности, учащийся узнаёт много новой интересной и познавательной информации, которая к тому же, может пригодиться ему при дальнейшем изучении данного предмета в школе.

      Источников информации для проекта чаще всего достаточно много, школьник учится ориентироваться в обилии информационных источников, выделять главное и второстепенное, критически оценивать источники информации. Таким образом, благодаря выполнению проекта у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы, формируется определённая система взглядов и убеждений, то есть мировоззрение.

      Темы проектной деятельности школьников чаще всего связаны с изучением богатств природы, растительного, животного мира, человека, проблемой охраны природа и человеческого здоровья в неблагоприятных экологических условиях города.

      Вовлечение ребят в выполнение проектных работ такого типа способствуют формированию у них бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к сохранению природных богатств и жизни вообще.

      Цель проектных работ с экологической точки зрения: формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Экологическая культура в свою очередь включает в себя: систему экологических знаний и умений как основу экологической грамотности, систему ценностей как нравственную основу поведения, систему экологически оправданных поступков в природе.

      Таким образом, проектная деятельность обеспечивает расширение кругозора учащихся, способствует проявлению активности и инициативности ребят, даёт возможность продемонстрировать свои способности. Через проектную деятельность происходит формирование экологического мировоззрения учащихся. [7].

      Методами научно- исследовательской работы стали: мониторинг, эксперимент, обработка результатов.

      Научно- исследовательская работа лицеистов строится с учетом возрастных особенностей учащихся и включает ряд этапов:

      Этап подготовительный. На организационном заседании происходит распределение тем научно- исследовательских проектов, выбор учащимися. Основная роль принадлежит руководителю, от его опыта, таланта, знаний и терпения зависит сменится ли первоначальный пыл юного исследователя на вдумчивую работу над темой научного проекта.

      На подготовительном этапе происходит сбор предварительных данных об объекте изучения, подбирается методика, оборудование, изучается литература.

      Этап экспериментальный. В процессе экологических практик, полевых исследований, закладки опытов учащиеся проводят фенологические наблюдения, замеры, делают описания объектов исследования. Учащиеся готовят коллекции, гербарии, определяют с помощью определителя видовой состав растений. Проводится умозаключительная аналитическая работа по выявлению причинно- следственных связей, закономерностей. Этот период может занимать 2-3 года т.е. вегетационных периода, десятки повторностей.

      Этап отчетный. Составляется отчет об исследовательской работе или научно- исследовательский проект по следующим разделам: введение, актуальность темы, цели и задачи исследования, литературный обзор, экспериментальная часть (описание методики исследования, постановка эксперимента, построение таблиц, диаграмм, графиков, фотографий), выводы и рекомендации, список литературы. [6].

      Каждый исследователь докладывает о ходе своей работы на заседании научного общества не более двух раз. И только когда работа завершена, ученик выступает на общелицейской конференции перед широкой аудиторией, он может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне. Это заставляет ученика более тщательно прорабатывать выступление, использовать наглядность, оттачивать свои ораторские способности, отвечать на вопросы из аудитории.

      Лучшие учащиеся с научно- исследовательским проектами принимают участие в областной конференции на базе лицея №10, который является региональным центром. Самые лучшие работы учащихся получили выход во Всероссийские программы «Шаг в будущее», «Первые шаги», «Юность. Наука. Культура».

      Наиболее эффективно формированию интеллектуально-нравственной культуры личности учащихся способствует деятельный подход к обучению, когда ребенок ведет поиск информации и выступает в роли исследователя, а не пассивного слушателя. Самостоятельная исследовательская деятельность позволяет ученику не только овладеть необходимыми знаниями и умениями для познания окружающего мира, но и формирует мировоззрение и активную жизненную позицию. Самостоятельно изучая выбранный объект, или проблему, учащийся приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания.

      Организуя исследовательскую деятельность учащихся, следует исходить из того, что изучаемый объект или проблема должны рассматриваться с различных сторон, с позиций разных наук и во взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция таких наук, как биология, экология, химия, дает возможность взглянуть на объект через призму различных дисциплин. Такой подход важен для целостного восприятия природного объекта и лежит в основе законов познания.

      Выбирая объект для исследовательской работы в городе Белгороде, мы обратили внимание на такое сообщество как парк, который имеет не только важное экологическое значение, но и историческую и эстетическую ценность; а также практическую значимость для настоящего и будущих поколений. Кроме того, это будет частицей малой Родины ребят, что-то близкое и родное, то, к чему их сердца не останутся равнодушными. Городской парк находится в 5-ти минутах ходьбы от лицея №32. В этом парке многие ребята бывали с детства, гуляли с родителями, ходили на экскурсии с учителями. Чтобы внести свой вклад в сохранение парка, мы решили провести исследовательскую работу на его территории, выявить экологическое состояние атмосферного воздуха методом биоиндикации. Это и стало темой экологической летней практики учащихся 8-го класса с профильным изучением биологии.

      Работа в микроколлективе позволяет ученикам легче и быстрее освоить исследовательскую деятельность получая поддержку и советы сверстников. К важным результатам такой работы следует отнести формирование коммуникативных качеств, необходимых умений и навыков социального поведения, умение слушать собеседника, не конфликтовать, быть подчиненным и организатором, рационально распределять работу между членами коллектива.

      Для проведения исследовательской работы были выбраны самые доступные, безопасные и результативные методики, которые могли выявить экологическое состояние парка, факторы воздействия, биологическую ценность живых организмов территории парка, отношение населения к этому природному комплексу. Часть используемых методик была взята из литературы: Т.Я. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг» [9], С.В. Алексеев «Практикум по экологии» [8], С.Е. Мансурова, Г.Н. Кокуева «Школьный практикум. Следим за окружающее средой нашего города». Некоторые методики разработаны самими учащимися под руководством учителя.

      Было определено несколько направлений исследовательской деятельности: изучение флористического и фауностичексого состава в городском парке е антропогенное воздействие; изучение экологического состояния воздуха методом лихеноиндикации, наблюдения в природе; статистическая обработка результатов, изучение истории создания парка. Изучая историю создания парка, учащиеся узнали, что парк был заложен после войны в 1948 году, как место общественно-культурного отдыха горожан.

      Современное состояние этой территории оставляет желать лучшего. Основную часть мусора составляет бумага, металлические банки, пакеты от чипсов, бутылки из-под воды, пива, окурки. Это свидетельствует об интенсивном посещении парка жителями и об их культуре. Сильное влияние на состояние парка оказывает близость крупного промышленного предприятия «Энергомаш», загруженная автострада по улице Б-Хмельницкого. Выхлопные газы автотранспорта увеличивают содержание углекислого газа в воздухе, а также ионов свинца.

      В прилежащем к улице секторе парка «лишайниковая пустыня», т.е. степень распространенности эпифитных лишайников низкая. Наиболее благоприятная среда для их развития – центральная часть парка, она – экологически благополучная. Природа парка достаточно разнообразна и богата, и заслуживает бережного отношения к ней. Описывая травянистый покров по маршрутной методике, учащиеся выявили 40 видов растений, 5 видов из которых занесены в Красную книгу Белгородской области (это чина весенняя, ветреница лютичная, купена многоцветная, хохлатка плотная, пролеска сибирская). Наземные позвоночные животные в парке достаточно многообразны и представлены: 15 видами птиц, 4 видами рептилий и амфибий, 3 вида млекопитающих. Беспозвоночные представлены многочисленными видами классов насекомых, паукообразные, различными типами червей, моллюсков и др. Отмечено 16 видов деревьев, самые распространенные из которых – клен остролистный, дуб черешчатый, липа сердцевидная, ясень высокий, сосна обыкновенная, береза бородавчатая, вяз гладкий. Для выявления значимости парка, как культурного ландшафта, учащиеся провели социальный опрос, касающийся потребности населения в данном природном комплексе, была составлена анкета, включающая вопросы о целях посещения парка. В ходе анкетирования было опрошено 200 горожан, главной причиной посещения назвали близкое расположение парка к центру города, к месту жительства. Городской парк является излюбленным местом отдыха горожан или прогулок с детьми.

      По итогам экологической практики, учащимися была составлена карта парка, где указаны «лишайниковые пустыни» и экологически чистые секторы даны рекомендации гражданам. Составлен экологический проект по итогам исследовательской работы и был представлен на общелицейской конференции, своей актуальностью вызвал большой интерес у учащихся, а также на областной конкурс «Я – гражданин!».

      Кроме коллективной, научно-исследовательская работа учащимися выполняется индивидуально по интересам. Тема обсуждается с учителем биологии, который руководит творческой работой юного исследователя.

      Исследовательская деятельность учащихся основывается на: жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы); наглядности (можно увидеть, потрогать); ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится). [12].

      Работа осуществляется в трех направлениях: на уроке; во внеклассной работе; при работе с родителями.

      На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 — 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Образовательный процесс в школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы.

      Исследовательскую работу мы используем на уроках биологии. Так в 8 «А» прошел открытый урок по теме «Состав крови», что бы донести до сознания учащихся понятие о гипотоническом, гипертоническом, изотоническом растворах, индивидуально 2-м учащимся было дано задание исследовательского характера.

      Ι опыт — кусочки картофеля и моркови в дистиллированной воде выдерживались сутки. Они разбухли, стали плотными, т.к. молекулы воды из раствора проникли в клетки.

      ΙΙ опыт — кусочки были помещены в концентрированный раствор NaCI . Они сморщились, молекулы воды из клеток устремились в раствор.

      Учащиеся вспомнили законы физики, нарисовали клетки обоих случаев, и затем нетрудно было понять, почему больным переливают изотонический или физиологический раствор, все лекарства для внутреннего введения готовят на физрастворе.

      Был изучен вопрос об осмотическом давлении. На вопросы:

      — Почему человек находясь в море без пресной воды погибает?

      — Почему происходит обезвоживание организма?

      — Почему вредна соленая пища?

      Учащиеся отвечали правильно.

      Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.

      Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них являются: наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма; опытно – практическая работа на пришкольном участке; изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе; фенологические наблюдения; изготовление наглядных пособий по различным разделам; разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.

      Современная действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует исследовательская деятельность учащихся. Школьники изучают не просто объекты, явления, а анализируют связи между явлениями, их взаимозависимость.

      Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца.

      Благодаря исследовательской работе, ученик входит в культуру взрослых. Подросток выступает не как объект процесса присвоения культуры, а как субъект и активный участник реальности. Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире.

      Принципиальное отличие мышления подростка от взрослого заключается лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта.

      Отработка и закрепление навыков экспериментальной и исследовательской работы, знаний ландшафтной экологии проводится, кроме того, при организации работы пришкольного участка на котором учащиеся школы высаживают цветы и различные сельскохозяйственные культуры, ухаживают за деревьями и кустарниками садово-паркового комплекса школы.

      Учителя лицея №32 не только учат, мы скорее учим учиться, используя для этого все возможности. Сегодня, когда наука, техника развиваются стремительно быстро, учим своих питомцев использовать свои знания, развиваем умение работать с информацией, выбирать необходимое, уметь сгруппировать и обобщать, обновлять собственный запас знаний.

      Научно- исследовательская работа дает возможность одаренным ученикам проявить себя, мы не ограничиваем в выборе темы исследования, выявляем одаренных учащихся, их таланты. Наша цель- подготовка выпускника умеющего мыслить самостоятельно, принимать нестандартные решения, отвечать и защищать свои действия, свои выводы.

      Научная работа с ученической скамьи поможет воспитать выпускника интеллигентного и образованного, является важным фактором при подготовке в ВУЗ, в выборе профессии. Выигрывает выпускник т.к. он приобретает знания навыки, которые пригодятся всю жизнь, в какой отрасли он бы не работал: это самостоятельность суждений, умения концентрироваться постоянно обогащать свои запас знаний, умение целенаправленно и вдумчиво работать.

      Общество получает достойного гражданина, который обладая вышеперечисленными качествами сможет эффективно решать задачи поставленные перед ним.

      Формирование экологической культуры личности становится важнейшим элементом учебно-воспитательного процесса. Экологическое образование становится обязательным для всех, как овладение письмом.

      Экологические знания необходимы каждому человеку. Формировать экологическую культуру личности ученика, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе призвана школа.

      1. Конституция РФ

      2. Федеральный закон РФ от 1992г. «Об образовании».

      3. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002г.

      4. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1994г.

      5. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994.

      6. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся//Исследовательская работа школьников. 2002. №1 с 24.

      7. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно-методическом обеспечении экологического образования.-Методист,2002. №2 с 28.

      8. Алексеев, С.В. Практикум по экологии: Учебное пособие [для углубленного изучении я школьного курса экологии] С.В. Алексеева, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев [общ. ред. С.В. Алексеева]./М.:АОМДС,1996. – с 189.

      9. Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Практикум по экологии. М.:Просвещение, 1988. — 85с.

      10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.:Школа-Пресс,1997.-512с.

      11. Степанченко, Ю.В. Новые горизонты экологического образования: биосферно-центрический подход.//Стандарты и мониторинг в образовании,2006, №3, с. 12.

      12. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ//Развитие исследовательской деятельности учащихся:Методический сборник. – М.:Народное образование, 2001.

      13. Хусаинов, З.А. Основы формирования экологической культуры учащихся.– Инновации в образовании,2005, №2, с.66.

      14. Экологическое образование школьников/под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. – М.,1983.

      Источники:

      http://lektsii.org/9-33833.html

      http://otherreferats.allbest.ru/literature/00148609.html

      http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-lichnosti

      Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

      http://ejeweek.ru/show_item.php?id=251

      http://otherreferats.allbest.ru/psychology/c00079098.html

      http://tvm.web-box.ru/formirovanie-ekologicheskoj-kultury