Как изобразительная деятельность влияет на развитие ребенка

Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности: с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения, речи).

Работа с детьми ведется в нашей группе по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем художественному творчеству. Ведь именно в дошкольном возрасте, более чем когда-либо, изобретательная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать ее в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка. Кроме этого, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она открывает перед детьми много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для ребят.

В своей работе мы столкнулись с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. Опробуя на практике разные методики и техники, мы пришли к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет нам достигнуть наилучших результатов при обучении детей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Учитывая эти проблемы, мы ставим, при работе с детьми, следующие цели и задачи.

Целью использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности является формирование у детей с множественными нарушениями развития системы первоначальных изобразительных навыков и умений. В процессе практической деятельности для реализации цели определены общие

  • Развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
  • Развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
  • Формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
  • Развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;
  • Знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
  • Обучение детей приемам рисования и с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой, помазком);
  • Создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

    Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
  • Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь;

    Приспособления: подвижные и стационарные , для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы );

  • Формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя в свободном положении) при помощи специальных приспособлений (в свободном, при помощи мягких модулей, или в фиксированном положении, когда это необходимо);
  • Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

    Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками до начала обучения мы проводим обследования детей для выявление изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем мы составляем перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. При составлении плана учитываем индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Работа с детьми ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинирование уже освоенных техник.

    Обучение дошкольников с ОВЗ, изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения мы рассматриваем как актуально и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин “нетрадиционный” подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить нечто важное для него.

    Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

    Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применению нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования различные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.

    Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами. Кручение и смятие бумаги, размазывание пластилина пальцем по бумаге, рисование пальцем, а не кистью, захват щепотью (тремя пальцами) мелких или сыпучих материалов-значительно укрепляют мелкую моторику детей.

    На занятиях по рисованию, лепке и аппликации с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей. Усвоения названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывание в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков.

    Благодаря регулярному использованию нетрадиционных техник на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, мы способствуем более точному формированию сенсорных представлений, таких, как цвет, форма, величина, ориентировка на листе бумаги, так как многократное повторение материала в разных видах деятельности облегчает детям запоминание и перенос усвоенных знаний. Изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.

    К достоинствам нетрадиционных художественных техник относится и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.

    По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений-стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.

    Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности — весьма перспективное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И если тебе нравиться, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми — нужно с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

    Автор: Смирнова Ирина Ивановна

    Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.

    1. Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.

    2. Классификация методов обучения.

    3. Методика использования приемов обучения в разных возрастных группах детского сада.

    Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка дошкольника.

    В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

    Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

    Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

    Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

    Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

    Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

    Рисование, лепка, аппликация виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

    Изобразительная деятельность это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

    При организации восприят

    предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

    Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

    Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

    На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

    Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

    Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

    Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

    В процессе изобразительной деятельности сочетается

    умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества желание получить результат, создать определенное изображение.

    Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

    Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

    Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

    Влияние изобразительной деятельности на развитие эстетической культуры ребёнка.

    Автор: Костылёва Татьяна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида N54 «Огонёк» г. Мурманск.

    Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.

    В нашей работе мы рассмотрим рисование для детей, так как это самый доступный вид художественного творчества.

    Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

    Рисование — вид изобразительной деятельности, основное назначение которого — образное отражение действительности. Рисование — одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

    Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы.

    На мой взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

    Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны — обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Но воздействие на душу и ум состоит не только в этом. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.

    Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

    Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

    Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

    При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

    Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

    Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

    На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

    Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

    Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

    Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

    Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

    Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

    Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

    Рисование как вид изобразительной деятельности должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

    В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

    В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

    Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

    Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

    Занимаясь рисованием дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На занятиях по рисованию происходит развитие творческих способностей детей, также они усваивают названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений и явлений при исследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связанной речи и личностное развитие ребенка. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

    При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность. Впервые нарисовать – большое счастье для трехлетнего малыша. В процессе выполнения лепки или рисунка, ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны, что положительно влияет на развитие личности ребенка.

    Роль воспитателя в развитии ребенка научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия – один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

    Правильное развитие мелкой моторики у детей учит ребят приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую – с просветами). Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

    Здесь важная роль воспитателя для развития ребенка состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски – гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.). Овладение техникой рисования развивает моторику детей, позволяет им свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки!

    Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.

  • Г.Б. Кибишева программа «Вдохновение»,
  • И.А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений,
  • Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»,
  • Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»,
  • Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина «Комплексные занятия по развитию творческих способногстей дошкольников».Ростов на Дону: «Феникс», 2003
  • М.М. Безруких «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству».Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001
  • Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка

    Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

    Дата публикации: 08.04.2016

    Статья просмотрена: 741 раз

    Библиографическое описание:

    Яковлева Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67-70. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/ (дата обращения: 24.04.2018).

    В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

    Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.

    Особенностью изобразительной деятельности является то, что результат ее (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать.

    Исследования ученых (Л. С. Выготский, Б. М. Теплова, Е. А. Флерина, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и др.) показывают, что занятия рисованием в детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.

    Художественное развитие дошкольника, которое происходит в изобразительной деятельности, обусловлено наследственными и врожденными факторами, осуществляется на фоне роста и созревания организма и зависит от социокультурной среды.

    Л. С. Выготский писал о том, что движущей силой развития ребенка является обучение как необходимый путь «присвоения» им общечеловеческих способностей. При этом важно, чтобы система обучающих занятий была ориентирована на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции.

    Что такое детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Зачем крохе ею заниматься?

    Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!

    Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизирует детскую изобразительную деятельность игра. Сказочные сюжеты возбуждают воображение, а рассматривание художественных произведений обогащает новыми изобразительными средствами. Важно поддерживать в ребенке интерес к изобразительной деятельности в течение всего дошкольного детства. Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы — главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность.

    Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте ребенка. Рисование — это один из важных средств в познании мира, развитии знаний эстетического восприятия, так как непосредственно связано с творческой самостоятельно-практической деятельностью дошкольника.

    Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

    Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

    Изобразительная деятельность дошкольников — это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

    В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

    Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

    В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие, у ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала — все это требует еще и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.

    Изучение изобразительной деятельности детей имеет большую историю, существует множество различных теории, начиная с рассмотрения рисунка как средства педагогического воздействия и кончая признанием за ним серьезного диагностического и прогностического значения.

    В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает. Для ребенка рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний.

    Посредством рисунка устанавливается контакт при наличии замкнутости, негативистических тенденций у больных детей, которые либо сами мало говорят, либо не хотят обсуждать свои переживания.

    Художественное творчество детей представляет интерес не только для педагогов, искусствоведов, но и для психологов, педиатров, психоневрологов, дефектологов. Анализ творчества ребенка может многое дать для понимания его внутренних переживаний и служить диагностическим целям.

    Для руководства изодеятельностью детей основой является данные педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения, т. к. известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов по детскому рисунку входит определение таких методов воспитания и обучения, которые наилучшим образом влияли бы на развитие детей. Для этого нужно хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребенка.

    Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет дает основание правильно строить — работу с детьми, т. е. определить содержание, метода и приемы их воспитания и обучения. Знания психологии ребенка помогают лучше понять его склонности, желания, выявить способности; знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям. Необходимо знание высшей нервной деятельности детей, которая определяет все психические процессы в том числе и способность к творчеству. Нужно знать, что для ребенка дошкольного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация руки и глаза, быстрая утомляемость. Основной недостаток детского мышления заключается в хаотичности, отрывочности знаний, в неумении детей объединять отдельные частные результаты мыслительных действий в целостный продукт.

    В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни — жизни природы, людей, вещей, явлений и т. д.

    Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка. Это самый первый вид, который осваивает маленький человечек. Ребенок не может еще ни читать, ни писать, но уже с удовольствием на бумаге вырисовывает каракули. Если поддерживать и направлять ребенка в этом занятии, можете добиться развития тела, души, ума. Поэтому так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельности. Важно научить детей видеть прекрасное, богатство и красоту природы, ценить различные произведения искусства. Так же в процессе рисования развивается зрительно-двигательная координация, ручная умелость к письму.

    Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребёнка. С раннего детства любят рисовать. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения он приближает к игре.Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперёд мозгом человека. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их в образы и представления.

    Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь и красота окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

    1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 1999. — 344 с.
    2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. — М.: Мозаика — Синтез, 2006
    3. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. — 264с.
    4. Иванова О. Л., Васильева И. И. Как понять рисунок и развивать творческие способности ребёнка. — СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.; Сфера, 2010. — 92 с.
    5. Как изобразительная деятельность влияет на развитие ребенка

      Изобразительная деятельность специфически влияет на развитие детей. Благодаря ей ребенок переходит от диффузных (неопределенных) графических образов, которые выступают как признаки подобных групп предметов. Развитие изобр ражувальнои деятельности требует от ребенка совершенствования восприятия и мышления, умение смотреть и видеть, передавать предметный мир за изобразительными законами. Со своей стороны она стимулирует личностное роста ребенка, поскольку, например, использование цвета улучшает восприятие мира, расширяет спектр ее эстетических чувств, углубляет й їх.

      С деятельностного точки зрения рисунок является материальной опорой внутреннего плана деятельности, а процесс рисования — способом психотерапии. По словам. Л. Выготского,»художественное воспитание — фон жизнедеятельности»водить ини, ее рисунок — переход от символа к знаку. Поскольку изобразительная деятельность непосредственно касается развития мышления, на основании рисунков можно продиагностировать развитие мышления младенцевслення дитини.

      Особое значение рисования в развитии ребенка подчеркивал. Д. Бльконин, причисляя его вместе с лепкой в ??продуктивных видов деятельности: рисование дает возможность выразить цвет и форму предмета; лепным ния — воплощает объемную форму, но не обеспечивает отображение цвета конструирование — передает соотношение частей предмета. По его словам, в раннем детстве предметное восприятие еще не достаточно ро сочлененные, поэтому цвет, форму, величину и другие признаки ребенок воспринимает не изолированно от предметов, которые ими обладают. Следовательно, эти виды деятельности имеют особое значение для развития восприятия и мышления я младенцевини.

      Выделенные признаки предмета становятся содержанием особых представлений проформу, цвет, величину, объем, количество, что открывает возможности для мыслительного оперирования ими, различия и т.д.

      Отношение взрослых к первым попыткам детского творчества должен быть особенно тактичным. В его проявлениях недопустимы насмешки, выражения вроде»ты не умеешь рисовать»При этом важно помнить что ребенок, взяв карандаш или краску, преследует свои цели, которые могут существенно отличаться от представлений о них взрослого. Поэтому примитивная, с его точки зрения, работа может быть значимой для ребенка, а прекра сна — наоборот. Эту особенность подчеркнул. Л. Выготский, который утверждал, что ценность художественного воспитания заключается в том, что оно создает, а не формирует знания и навыки. Другую (экспрессивную) особенность ди тячого рисунка отметила. Л. Обухова: в рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, в нем можно увидеть, что является основным и второстепенным для нее, есть эмоциональный и смысловой центр смисловий центри.

      Конструктивная деятельность дошкольника

      К началу дошкольного детства малыш умеет создавать некоторые элементарные построения. Однако, конструирования еще не стало самостоятельным видом его деятельности. Правда, элементы конструктивных действий заметны в»ее г игре, в которой они имеют вспомогательное значение. Часто ребенок в простой способ объединяет несколько деталей, предоставляя им игровое значениезначення.

      Конструктивная деятельность состоит течение 4-5-го года жизни ее целью является создание конструкций, которые изображают различные предметы и ситуации. Она может происходить вне игры или в связи с игрой при этом конструктивные замыслы приобретают самостоятельное значение и зачастую подчиняют себе декабряру.

      Конструирование предусматривает сооружение строений, в котором осуществляют взаимное расположение частей и элементов, объединяя их разными способами

      Результатом этого процесса является определенный реальный продукт. В этом смысле конструктивная деятельность похожа на другие ее виды (рисование, лепка), однако предусматривает специфические приемы обследования (выделение в основных частей, опорных деталей, их размещения и т.п.), соответствующие способы, приемы обследования и построения конструкцииї.

      Конструирование всегда направлен на решение определенного конструктивно-технического задания, связанного с организацией пространства, установлением взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии к определенной логики. Важно, чтобы результат конструирования отвечал требованиям реальной сооружения и выполнял ее назначение: стул изготовить так, чтобы на него можно было посадить куклу, городов — чтобы по нь м могла»проехать»машина. Это означает, что строение, хотя и создается не для практического использования, в ней должны воспроизводиться основные элементы и функции реальной строения. Для развития конструктивно й деятельности в раннем детстве важным является умение наделить устройство определенным содержанием. Этому учит малыша взрослый. Когда вел»построил»мост, взрослый должен отметить:»Какой красивый, высокий мост. По нему по едет машина»Этим он побуждает ребенка к соответствующим игровых дикає дитину до відповідних ігрових дій.

      В дошкольном возрасте, по наблюдению. А. Давидчук, развиваются такие две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности:

      1) конструирование-изображения. Внешним проявлением его является увлеченность ребенка процессом конструирования, равнодушие к тому, будет использована конструкция в игре. Ребенком движет стремление все время создавать но ове конструкции, а не интерес к результату этой деятельностиі;

      2) конструирование для игры. Конструирование, имеющий в основе игровой мотив, вроде конструктивно-технического творчества взрослых, ведь подчиняется практическому назначению строения, при создании которой необходимо учитывать функциональные условия, например построен корабль должен содержать всех моряков время детское конструирования имеет определенную специфику. Если каждый элемент конструкции взрослого вы кону фиксированную функцию, связан с другими в единое целое, то по детской, он может не соответствовать всем требованиям к реального объекта. Часто конструкция подобна него общими контурами, формой, в днако ей недостает многих элементов, а во время игры ребенок может в зависимости от сюжета изменить ее назначениення.

      Основным моментом конструирования является аналитико-син-тетичних деятельность по обследованию предметов, результатом которой является познание структуры объекта и его частей, учета логики их соединения, выяснения спосо обу конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не просто зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Он обследует не только основные озна ки предметов (форма, пропорция, величина и др.), но и их специфические конструктивные свойства (устойчивость, равновесие, протяженность и т.д.). На основе анали-тико-синтетической деятельности ребенок планирует процесс к онструювання, создает замысел. Успешность его реализации во многом зависит от ее умения планировать и контролировать процесс конструированиявання.

      Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. При правильной организации этого процесса 3-4-летний ребенок называет предметы, выделяет их основные части, некоторые детали; 4-5-летняя — — хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает размещение относительно друг друга. Старший дошкольник может самостоятельно проанализировать образец или конструкцию (выделить части, зьясува ты их назначения и пространственное размещение), находит интересные конструктивные решения, планирует этапы создания собственной конструкции; 6-7-вещь-на ребенок уже анализирует конструкцию предмета с практической по рассмотрения. Выделяя части, она устанавливает их функциональное назначение, соответствие формы, величину, местонахождение, а также думает о ситуации, в которых будет использоваться конструкцииція.

      Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника

      Источники:

      https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/vliyanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoy-deyatelnosti-na-razvitie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-683229

      https://lektsii.org/16-42224.html

      http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac/konsultac2815.html

      https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10185/

      https://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/vpliv_zobrazhuvalnoyi_diyalnosti_psihichniy_rozvitok_doshkilnikiv.htm