Коммуникации в воспитании детей

Как воспитывать детей дошкольного возраста?

В основе воспитания дошкольников лежит грамотное общение между ними и взрослыми людьми. Именно во время раннего возраста у ребенка появляется острая потребность в коммуникации, которая не последнюю роль играет в формировании мышления, памяти и воображения. В это время дошкольники осваивают пассивную речь и устанавливают связи между предметом и словом, основной деятельностью становится сюжетная игра, в которой дети проявляют свое видение жизненного уклада.

Существует мнение, что недостаток внимания и неправильное воспитание в период раннего возраста представляют собой невосполнимую утрату для детской психики. Все, что недополучил ребенок в возрасте трех-семи лет, откладывает отпечаток на всю его последующую жизнь. Поэтому так важно изучить основные правила педагогического процесса.

Особенности развития ребенка дошкольного возраста

Чтобы методы воспитания соответствовали уровню развития дошкольника, следует знать основные особенности, которые отличают его в раннем возрасте от старших детей.

Дети раннего возраста развиваются очень быстро и в физиологическом плане, и в психологическом. Наблюдается заметное увеличение веса, роста и массы головного мозга. Кроме того, у них прослеживается глубокая взаимосвязь между развитием физическим и психическим. Если здоровье ребенка в норме, то и его ментальное развитие будет происходить активно. Но, несмотря на это, наблюдается повышенная ранимость. Дети дошкольного возраста еще плохо переносят дискомфорт. А это влияет на подверженность сменам настроения и разного рода заболеваниям. Развитие дошкольника трех-семи лет скачкообразное, но пластичность нервной системы дает возможность легко обучаться. Важный фактор – это эмоциональное развитие ребенка. В целом, его эмоциональное состояние является индикатором его общего состояния. Если дошкольник по большей части испытывает эмоции положительного характера, то развитие и обучение происходит быстрее, и наоборот. Потому в процессе педагогического воспитания так важно создавать положительный эмоциональный настрой. Важно отметить, что на состояние дошкольника во многом влияет его общение с взрослым человек. Недостаток данной коммуникации способен создать эмоциональную депривацию.

Если в первые годы жизни общение сводится исключительно к выяснению физиологических потребностей, то далее коммуникация является залогом новых знаний и впечатлений. Деловое общение между взрослым и ребенком возникает в процессе совместной деятельности. Дети раннего возраста очень подвижны, задают множество вопросов, на которые следует терпеливо давать ответы.

Основные правила воспитания детей раннего возраста

Рассматривая правила педагогического воспитания в современном мире, можно отметить, что некоторые методы прошлого давно устарели и больше не действуют как эффективные. Так, например, метод прививания чувства вины и стыда, принуждение и запреты потеряли былую привлекательность и рассматриваются у педагогов-психологов как крайне негативные. В настоящее время акцент создается на взаимном уважении между ребенком и взрослыми и доверительные отношения.

Основные правила, которые должны применять и педагоги, и родители:

  • Уважать ребенка и не допускать насильственных или уничижительных действий по отношению к нему;
  • Предоставлять свободу выбора, но под необходимым контролем;
  • Создавать все условия для качественного усвоения знаний и навыков детьми раннего возраста;
  • Помогать принимать решения с помощью объяснения недостатков и достоинств того или иного выбора;
  • Объяснять свои требования и прививать положительное к ним отношение;
  • Общаться в большом количестве. Общение – это ключ к взаимопониманию и развитию познавательных навыков, которые, кроме того, помогут сформировать и речь;
  • Поддерживать инициативность и начинания дошкольника, что позволяет выработке уверенности и ответственности;
  • Учитывать принцип единства воспитательной деятельности и требовать такого же подхода к воспитанию со стороны остальных взрослых;
  • Учитывать особенности возраста и индивидуальных способностей дошкольника;
  • Минимизировать запреты и пассивные ожидания со стороны ребенка;
  • Формировать самостоятельность с учетом возраста;
  • Быть примером для дошкольников, потому что дети раннего возраста очень восприимчивы и склонны к подражанию.
  • Воспитание дошкольников в процессе игры

    Так как дети раннего возраста проявляют большой интерес к игровым занятиям, а также проецируют в них свое видение мира, воспитание в процессе игры является одним из основных методов развития личности ребенка.

    Педагог должен правильно подобрать игры для соответствующего возраста, спроектировать их ход, но не нарушать детскую самодеятельность, которая образуется в процессе.

    Основными правилами подбора и организации игры является такие качества игрового процесса, как организованность, воспитательно-познавательное содержание, активность, творчество, понятные правила, которым дети могут подчиняться, грамотное использование игрушек и прочих материалов, позитивный настрой детей.

    В хорошей игре ребенок будет развивать волю, чувствительность, нравственность, поведение. В процессе грамотно организованной игры дошкольник получает новые знания или углубляет уже имеющиеся. Он учится переводить свои представления в действия в игре. Роль воспитателя – не мешать, а внимательно слушать, восполнять недостаток информации и разрешать трудные вопросы.

    В процессе игры совершенствуется активно-познавательная деятельность, получаются новые знания. Также во время игровой деятельности у детей можно сформировать особые нравственные качества, такие как патриотизм и правила поведения в обществе. У дошкольников вырабатывается инициативность и смелость.

    По своему содержанию игры могут сильно различаться. В сюжетно-ролевых вариантах детьми отображаются эпизоды литературных произведений, семейный быт, жизнь в социуме в целом (например, поведение в магазине или больнице).

    Одной из основных целей игры является усвоение дошкольниками определенных правил и способность им подчиняться. Дети раннего возраста еще могут плохо соблюдать правила, однако, даже дошкольники 3-4 лет способны запомнить около двух правил и применять их в игре. По мере взросления игры усложняются, соответственно, усложняются и правила.

    Другой не менее важной целью является социализация. Обычно дошкольники группируются в игре по два-три человека, и именно такой процесс педагогу необходимо поощрять. Следует делать все возможное, чтобы игры в группах принимали конструктивный характер: поощрять щедрость и взаимопомощь, обращать внимание на действия и результаты игры сверстника. Даже объединенные в группы дети не всегда могут согласовывать свои действия, и в задачи воспитателя входит помочь достигнуть взаимопонимания внутри группы, а иногда и распределить роли и действия.

    Особенное значение в развитии личности ребенка приобретают строительные игры, в которых дошкольники конструируют различные предметы. В групповой строительной игре дети учатся считаться с действиями сверстников, чтобы достичь общего позитивного результата. Задача воспитателя – поощрять и процесс, и результат, по возможности помогать избегать конфликтов внутри группы. Также важно грамотно организовать процесс уборки материала после игры.

    Так как дети раннего возраста очень активны и требуют подвижной деятельности, необходимо организовывать активные игры. В их процессе у дошколят также формируются нравственные ценности, так как обычно такие игры требуют подчинению особым правилам и согласованию их внутри группы. В задачи воспитателя входит организация подвижных игр в такой форме, чтобы каждый ребенок был задействован по максимуму. При этом личная инициатива педагога в процессе игры способствует подражанию со стороны детей. Подвижные игры – это еще и положительные эмоции, которые требуются для организации правильного процесса воспитания.

    Правила познавательной активности

    Как будет развиваться познавательная активность дошкольников, во многом зависит от педагога и от того, какие условия он для этого сможет организовать. Важно не только создать условия, но и развить интерес к такого рода деятельности. Плюсом является природная любознательность, которая отличает детей раннего возраста, и хорошая память, что также позволяет усваивать информацию. Однако чтобы дошкольник в равной степени усвоил все знаний, педагог должен соблюдать последовательность и системность. Это позволяет давать информацию по принципу усложнения.

    Систематичность заключается в том, что материал дается детям в виде единой системы, которая отражает окружающий мир. Большое значение имеет квалификация педагога, которая позволяет преподавать материал, понятный для детей определенного возраста. Материал для обучения должен предоставляться постепенно с учетом развития ребенка, его мышления, внимания и памяти. Для педагога важно уметь оценить способность дошкольников к обобщению, анализу и установлению логических связей между явлениями. Важно помнить, что познавательная деятельность имеет определенную цель, а именно, развить волю, память, внимание, целеустремленность. В идеале, если познавательная деятельность осуществляется с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, учитывая его способности и характер. Это же дает педагогу возможность узнать основные модели обучения, которые окажут наибольший эффект для каждого конкретного ребенка. Познавательная деятельность также должна строиться на принципе научности, то есть переходить от описания внешнего облика предмета к его функциональности.

    Чтобы закрепить знания ребенка, воспитатель должен уметь преподнести главную мысль в процессе обучения, показать взаимосвязи между объектами. А чтобы новые знания надежно закрепились в информационной системе дошкольника, педагог должен связывать факты с эмоциями и чувствами детей. Дошкольники очень восприимчивы и произвольно запоминают все, что окрашено яркими эмоциями.

    Методика воспитания дошкольников часто базируются на мелкой моторике. Это позволяет прекрасно развить мышление и ловкость рук. Дело в том, что на пальцах расположено много рецепторов, при воздействии на которые в мозг посылаются особые импульсы. Они распределяются по центрам, отвечающим за речь и движение. Именно поэтому дошкольная педагогика уделяет особое внимание мелкой моторике. Та, в свою очередь, часто бывает связана с творчеством. Например, лепка фигур из пластилина задействует и мелкую моторику, и воображение, и эстетическое чувство.

    Познавательная активность подразумевает под собой и формирование речи, первых навыков письма и математики. Эффективность речевых занятий связана с постепенным переходом от репродуктивных действий к творческим. Последние являются залогом развития словесно-логического мышления, основное формирование которого продолжится в школе.

    Педагог должен уделять основное внимание и коммуникациям внутри детских групп, что способствует лучшей социализации.

    В период дошкольного развития воспитатели должны уделять особое внимание развитию воображения. В данном случае важно учитывать возраст ребенка. Если у младшего дошкольника развитие воображения происходит благодаря наглядно-образному мышлению, то у старших дошкольников – уже благодаря зачаткам словесно-логического мышления.

    Правильный педагогический процесс обязательно содержит и эстетическое воспитание, которое затрагивает развитие воображения и творческих способностей. Правила эстетического воспитания представляют собой целый комплекс мероприятий, проводимых в детскому саду: от групповых занятий творчеством до инсценировок утренников и праздников. Для развития эстетики применяют музыкальные и танцевальные занятия, изобразительное искусство. Эстетическое воспитание может прививаться через созерцание природы и бережное к ней отношение. Нравственное воспитание детей – еще одно направление дошкольной педагогики, которое должно применяться повсеместно. В основе – метод воспитания посредством формирования уважения к посторонним людям, своей стране, чужим ценностям и устоям. В дошкольном возрасте педагог применяет трудовое воспитание, поручая детям выполнение различного рода общеполезных действий. Например, накрыть на стол или убрать со стола.

    Можно ли наказывать дошкольника?

    Несмотря на то, что одним из основных современных правил педагогики является проявление чувства уважения к ребенку и создания положительных эмоций для его развития, наказаний, порой, трудно избежать. Специалисты оценивают его как дополнительный, а вовсе не основной метод воспитания. Наказывать дошкольника следует только в том, случае, когда необходимо осудить отрицательный поступок.

    Cамо наказание должно формировать у дошкольника оценку поведения, а не вызывать моральные или физические страдания.

    Современные дети очень эмоционально реагируют на малейшее наказание, поэтому способ данного действия должен быть выбран воспитателем очень осторожно. В качестве наказания не следует применять изоляцию дошкольника от сверстников или осуждать прилюдно.

    В течение дошкольного периода физическое и психологическое состояние детей меняется очень быстро, и в качестве основополагающий правил выступает необходимость организовывать познавательный процесс в соответствии с этими особенностями. Педагог должен ориентироваться на детей и выбирать актуальные методики и приемы преподавания информации. При этом важно затрагивать эмоциональный план дошкольника, что позволяет ему лучше усваивать информацию. Воспитатель должен уметь грамотно дозировать познавательную, творческую и двигательную активность, прислушиваться к просьбам ребенка, отвечать на его вопросы. Однако воспитательный процесс – это не просто набор методов, а целая система, состоящая из них. Поэтому главное – варьировать методы, создавая эффективную систему воспитания и организуя творческий подход к обучению дошкольников.

    Сайт для воспитателей детских садов

    Информационно – коммуникационные технологии в экологическом воспитании дошкольников

    Потребительское отношение к природе – одна из глобальных проблем современности, и одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

    Береги свою планету –

    ведь другой, похожей, нету!

    В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы:

    — практические (игры, ребусы, загадки, акции);

    — наглядные (экскурсии, иллюстрации, репродукции картин, плакаты);

    — словесные (художественное чтение, беседы).

    Для проведения деятельности по экологическому образованию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности экологического содержания.

    В формировании экологической культуры у дошкольников используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические развивающие.

    Коммуникация — передача и восприятие информации. К числу наиболее ключевых функций языка относятся:

    — коммуникативная функция (язык, как средство передачи информации от одного человека другому);

    — эпистемическая функция (достоверная, научная);

    — познавательная функция (язык как средство хранения и переработки информации).

    В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход и к экскурсиям как основным приемам в экологическом образовании дошкольников.

    Возникли новые виды экскурсий – виртуальные (похожие, неотличимые), интерактивные.

    Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте.

    В образовательной деятельности по экологии на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим педагогом.

    Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация (одушевлённость — метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета), а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.

    В материалы таких экскурсий могут быть включены художественное слово и доступные для восприятия дошкольника научные определения, исторические факты.

    Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог совместно с дошкольниками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления; намечает творческие задания для них: нарисовать увиденное, создавая в рисунке образ или сюжет, добавляет двигательную деятельность – подвижные игры.

    Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.

    Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

    Например: «Экскурсия по лесным зонам Черноземья», «По озеру Байкал», «Экскурсия по заповедным местам родного края». «Экскурсия в удивительный мир природы». Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.

    ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом: дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный. Да.

    Однако обратим внимание на слова одного из древних подвижников Максима — исповедника, который говорил, что нет вещей дурных по своей природе, но есть вещи дурные по своему употреблению.

    Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры — это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».

    Настоящее формирование гуманной личности и экологическое воспитание проходит красной нитью через ознакомление дошкольников с живой природой и через приобщение детей к природе.

    Возможности компьютера позволяют заинтересовать детей, применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание образовательной информации. Задача педагога сделать компьютер своим помощником, но в то же время не навредить здоровью детей.

    Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома:

  • подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
  • создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
  • подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
  • обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов России и зарубежья:
  • возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
  • Общаясь на форумах с коллегами всей России, можно заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу по вопросу формирования у дошкольников экологической культуры.

    Создание своего сайта поможет представить накопленный опыт по экологическому воспитанию дошкольников коллегам, родителям и детям.

    Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Позволяет, не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию.

    Технические средства ИКТ применяемые в образовательной деятельности в ДОУ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон; телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

    К сожалению, не все детские сады могут позволить себе такое оснащение. И как следствие, не все воспитатели применяют их в работе, а зачастую и пользоваться ими не умеют. Современный мир не стоит на месте. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, заставляют педагога, помимо его воли, изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательном образовательном пространстве ДОУ, а соответственно и в экологическом образовании дошкольников.

    Сегодня ИКТ позволяет:

  • показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
  • в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  • В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательная деятельность в детском саду имеют свою специфику: она должны быть направлена на эмоциональность, яркость, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

    Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

    1. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2011.
    2. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н., и др. М.: Линка-пресс, 1988.
    3. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Фомичева О.С. М.: Гелиос АРВ, 2000.
    4. «Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет». Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.
    5. Коммуникации в воспитании детей

      Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.

      Музыкальный руководитель МБУ №139 д/с «Облачко» Митякова Елена Александровна г. Тольятти 2014

      На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация. Это связано с тем, что для современного общества основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Для педагогов важно с помощью информатизации создать условия для ребенка по адаптации в современной жизни. В данном случае необходимо решение ряда задач: техническое оснащение, разработка новых технологий обучения, создание дидактических средств, и т.д., которые будут определять этапы процесса модернизации системы образования.

      Информационно коммуникационные технологии — это процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.

      Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, принтера, аудио оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (технические средства). Сюда же относится и программное обеспечение (музыкальные энциклопедии, мультимедийная программа, “Шедевры музыки”).

      Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них уже невозможно. Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И педагогам важно помочь ребенку войти в мир новых технологий.

      Для этого нужно организовать процесс обучения так, чтобы на музыкальных занятиях ребенок занимался активно и с увлечением. Как раз в этом на помощь музыкальному руководителю наряду с традиционными средствами могут прийти и информационные технологии. Это позволит эффективней развивать все виды восприятия у детей: слухового, зрительного, чувственного, а так же задействовать все виды памяти: зрительную, образную, слуховую и др.

      С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

    6. сделать доступным материал для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
    7. расширить ряд музыкальных тем, делая их более понятными и доступными детям;
    8. обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
    9. активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
    10. развить интегративные качества дошкольника
    11. Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ базируется на следующих общедидактических принципах обучения:

      • принцип сознательности и активности;
      • принцип связи обучения с практикой;
      • принцип системности и последовательности;
      • принцип доступности;
      • принцип наглядности;
      • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
      • принцип полноты и целостности.
      • Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

        У музыкального руководителя есть возможность применять различные образовательные средства ИКТ на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

        Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

        Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты.

        Презентации должны быть понятны и доступны детскому восприятию. Их можно использовать во всех видах музыкальной деятельности:

        Восприятие музыки: показ портретов композиторов, иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Но больше всего дети любят смотреть видеоклипы. Их сейчас очень много по программному слушанию для всех возрастов.

        В музыкально-ритмических движениях использую видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – схемы танца и мнемотаблицы на перестроение, ориентировку в пространстве.

        В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.

        Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.

        Следующий вид деятельности – пение, которое начинается с дыхательной гимнастики. Здесь я использую упражнение «Подуй на листочки» (зимой на снежинки, весной на одуванчик).

        При пении песен использую видео иллюстрации, или заставки к детским песням, а так же видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона

        На развлечениях и праздниках можно использовать слайды для фона или включить видеоролики с героями.

        Очень важно соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в НОД

      • для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
      • для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
      • для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
      • для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
      • Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от детей.

        После просмотра обязательно — гимнастика для глаз.

        Учитывая требования СанПиНа примерная структура НОД с применением ИКТ в старшей группе может выглядеть так:

      • Приветствие 2 мин.
      • Восприятие музыки (видеоролик) 4 мин.
      • Упражнение на дыхание (анимация) 1 мин.
      • Распевание Упражнение (анимация) 1 мин.
      • Гимнастика для глаз 30 сек.
      • Пение 4 мин.
      • Музыкально-ритмические движения 4 мин.
      • Игра в оркестре (видеоролик) 4 мин.
      • Подвижная игра 3 мин.
      • Анализ НОД 1 мин.

    Общее время НОД – 25 мин.

    Применение ИКТ – 10 мин.

    Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей:

  • повысилась мотивация к обучению;
  • легче усваивается новый материал;
  • развивается ассоциативная память;
  • повысился познавательный интерес;
  • развиваются музыкальные способности;
  • обогащаются слуховые впечатления и представления детей;
  • активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки;
  • Диагностируя детей по всем видам музыкальной деятельности, я получила следующие результаты: За 2 года работы с применением ИКТ уровень музыкального развития детей с 50% усвоения программы, выросли до 91%.

    Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие», воспитанники превращаются в активных участников процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

  • Афанасьева, О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  • Беляков, Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  • Круглова, Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»
  • Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
  • Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
  • Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Под ред. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.
  • Петелина, Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям // Звуковые виртуальные студии. 2008. № 1.
  • Курсовая работа по педагогике «Воспитание детей в семье»

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.П. Чехова»

    Кафедра алгебры и геометрии

    ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

    отделения ФЗ 22 математика

    Блохина Александра Александровича

    доцент, кандидат педагогических наук

    Кирюшина Ольга Николаевна

    Дата сдачи«___» _________ 2014г.

    Дата защиты«___» _________2014г.

    Глава№1. Теоретические аспекты семейного воспитания

    1. Семья и её социальные функции 6

    2. Стили и типы семейного воспитания 9

    3. Воспитание детей в различных по структуре семьях 12

    Глава №2 Факторы, влияющие на формирование личности ребёнка

    1. Семья как фактор формирования личности 19

    2. Роль родителей в формировании личности ребёнка 29

    Список литературы 37

    Семья – ячейка общества, ей принадлежит главная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    Семья создает личность, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье детей. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

    От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

    Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

    Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

    В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

    К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решили рассмотреть проблему формирования личности в семье.

    Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

    Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

    А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).

    В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

    Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности.

    Объект исследования – профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания.

    Предмет исследования – процесс формирования личности в семье.

    Гипотеза: семейное воспитание является основой формирования и развития личности.

    1. Теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.

    2. Психолого- педагогическое обоснование семейного воспитания.

    3. Обосновать: процесс семейного воспитания как главнейший фактор развития личности.

    Курсовая работа состоит из введения, первой и второй глав и заключения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты семейного воспитания, подробно описываются функции, стили и типы семейного воспитания. Во второй главе идет подробное описание главных факторов влияющих на становление и развитие личности ребенка.

    Глава №1. Теоретические аспекты семейного воспитания.

    1.Семья и ее социальные функции.

    Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

    Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.

    Слово “брак” происходит от русского слова “брать”. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией — церковными.

    Брак — явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития — от полигамии к единобрачию.

    Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети (3, с. 321).

    Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи — бездетной.

    По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм.

    Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.

    Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

    Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

    Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйсвенно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

    Основными функциями по отношению к обществу являются:

    1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках одного государства.

    2. Воспитательная функция – передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

    3. Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и т. д.

    4. Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для общения с семьей.

    Функции семьи по отношению к человеку:

    Супружеская функция, родительская функция, организация быта. (Сластенин)

    Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

    — Воспитательная — социализация молодого поколения;

    — Хозяйственно – бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

    — Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

    — Социальный контроль – ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в обществе;

    — Духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

    — Социально-статусная – семья занимает определенное социальное положение в обществе;

    — Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

    — Эмоциональная осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

    2. Стили и типы семейного воспитания.

    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

    Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

    Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

    Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

    Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

    Существует 3 стиля семейного воспитания — авторитарный, демократический и попустительский.

    При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

    При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

    3. Воспитание детей в различных по структуре семьях.

    — Особенности воспитания единственного ребенка в семье

    На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры (2, с.86). Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного — единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

    Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут — неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так — то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

    Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

    Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка — скажут многие. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей — неволей они воспитывают эгоиста.

    Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

    Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

    Но этого может и не быть, так как в поведении с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

    — Специфика воспитания в многодетной семье

    Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей — свои трудности, проблемы.

    С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка — способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

    Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других — повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во — вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

    Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в однодетной, что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально-экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

    — Воспитание ребенка в неполной семье

    Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

    Разделению семьи или разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются плохо, даже если полны благих намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

    Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

    Очень часто после разделения семьи или развода мать вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

    Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок в момент разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Ребенка непременно нужно подготовить к уходу отца. Помогать ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас. Одна из наиболее распространенных ошибок — чрезмерная опека матери над сыном.

    Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

    Если родители не живут вместе, если они разошлись, то очень болезненно отражается на воспитании ребенка. Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто ненавидят друг друга и не скрывают этого от детей.

    Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно. Можно скрыть от детей и свою неприязнь и свою ненависть к бывшему супругу. Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он уже не может благотворно влиять на свою старую семью, то уже лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

    Вопрос о структуре семьи — вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно.

    Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитывать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение.

    Глава №2 Факторы, влияющие на формирование личности ребенка.

    1.Семья как фактор формирования личности.

    Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

    В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

    В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

    В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

    Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

    Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.(1,стр.31)

    Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

    Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

    В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

    Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

    Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

    Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж и жена находят счастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

    К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

    Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.(6,стр.133)

    Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

    Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

    С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а, следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

    После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг к другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы, проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности, возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака, и в некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаев молодые люди справляются сами.(8,стр.70)

    Рождение ребенка — значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее о вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для супругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей — матери и отца; вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки. В данном случае такой подготовкой является беременность. Будущие родители постепенно в мыслях и воображении подготавливаются к перемене, которая должна произойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им приходится серьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов начинают формироваться установки на будущего ребенка. Здесь имеют значение такие факторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание одного из родителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем может отразиться на воспитании.

    Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.(17, стр.351)

    Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку, прежде всего, нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без эмоциональной чрезмерной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.(5, стр.56)

    С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

    Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

    В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем, используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

    Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.

    Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

    Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.(19, стр.79)

    Источники:

    http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/osnovnye_pedagogicheskie_pravila_vospitaniya_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

    https://dohcolonoc.ru/stati/8928-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii.html

    http://doshkolnik.ru/ikt-deti/12260-ispolzovanie-informacionnokommunikacionnyh-tehnologiiy-v-muzykalnom-vospitanii-doshkolnikov.html

    https://infourok.ru/kursovaya-rabota-po-pedagogike-vospitanie-detey-v-seme-524720.html