Конспект для дошкольников по развитию речи

Конспекты занятий по развитию речи

Развитие речи в детском саду

Этот раздел посвящен развитию речи. Здесь будут находиться материалы, основной акцент которых будет направлен именно на эту тему: занятия по развитию речи в детском саду, по художественной литературе, интегрированные занятия с «речевым» уклоном, в общем все, так или иначе связанное с развитием речи и мышления дошкольников. В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Любой из конспектов Вы можете скачать одним файлом, для этого нужно перейти на соответствующую страницу.

Некоторые из занятий этого раздела являются комплексными и ссылки на них находятся в разделе «Комплексные занятия», также многие из занятий по ознакимлению с природой содержат в себе элементы развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому, если Вы не нашли тут нужный материал, то стоит обратить внимание и на другие разделы нашего сайта.

Надеемся, что наши материалы помогут Вам в работе с дошкольниками в детском саду. Не всем детям легко даются навыки речевого общения, многие из них с трудом учатся говорить, но грамотный воспитатель, вооруженный хорошим материалом, может творить с детьми настоящие чудеса.

Конспекты занятий по развитию речи дошкольников, расположенные в этом разделе нашего сайта, доступны для скачивания в виде документа Ворд.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не означает, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Заметили какие-то неточности, недоработки или у Вас есть какие-либо замечания по работе сайта? Пожалуйста, сообщите нам об этом. А также, если у Вас есть собственные идеи, занятия, материалы, авторские методики и наработки, то поделитесь ими с другими, напишите нам через форму обратной связи, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «В мире профессий»

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «В мире профессий»

Программное содержание: Закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т. д., об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы; разучить стихотворение «Мой мишка» с помощью мнемотаблицы. Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку с символом. Воспитывать интерес к различным профессиям.

— беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,

— настольная игра «Кому что нужно»,

— словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,

-разучивание стихов с помощью мнемотаблицы «Молоточком я стучу», «Детский сад».

— рассматривание схемы «Профессии», сюжетно – ролевые игры «Шоферы», «Магазин».

Словарная работа: активизация словаря: фалендоскоп, трос, весы, работник торговли, работник автомобильного транспорта и т. д.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, картинки с изображениями станций на слайдах, слайды с профессиями,, конверты, карточки с изображением профессий (врач, продавец, воспитатель, водитель, схема «Профессии», мнемотаблица «Мой мишка» на слайдах, предметные картинки орудий труда врача, продавца, воспитателя, водителя, почтальона.

— Я Вас приглашаю, отправится в путешествие, которое называется «В мире профессий». Скажите, на каком транспорте можно поехать путешествовать? (На поезде, на самолете, на автобусе).

— А я предлагаю, отправится на поезде.

Дети заходят в группу «паровозиком» под звуки паровоза. Садятся на стулья.

— Впереди нас ждет много и интересного, нам предстоит пройти 6 станций вместе Путешествие у нас будет не простое, помогать нам будет компьютер, он будет объявлять наши станции.

Станци я№1 (Показ слайда №1) «Кто эти люди?»

— Станция называется «Угадай кто эти люди?»

Тот, кто знает правильный ответ – поднимите руку вверх.

Воспитатель показывает профессии на слайдах: врач, продавец, воспитатель, водитель, художник, парикмахер, учитель повар, милиционер. Дети называют профессии. Звучит аудиозапись звука паровоза

Станция №2 (показ слайда). («Работа разных людей», «Кто, где работает и т. д.).

— На этой станции мы с вами вспомним, кто, где работает, и соединим стрелочкой профессию с местом работы (парикмахер — парикмахерская). После этого нужно показать свою карточку и сказать, что парикмахер работает в парикмахерской.

Для начала давайте с вами вспомним, какие здания изображены на данных карточках (больница, детский сад, магазин, гараж).

Воспитатель предлагает детям 5 карточек, разложенных на столе, на каждой из которых изображена профессия и различные здания: больница, и т. д. Дети выполняют задание. Звучит аудиозапись звуки паровоза.

Станция №3 (показ слайда). «Кому нужны эти вещи?»

Здесь разложены инструменты для людей разных профессий. Мы с вами сейчас посмотрим, правильно ли они разложены

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Звучит аудиозапись звуки паровоза

Станция №4 (показ слайда). «Что умеют делать люди разных профессий».

— На этой станции мы с вами поиграем в игру, которая называется «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Правила игры: один ребенок встаёт в круг Все остальные угадывают действие ребёнка которое он будет выполнять и показывать его без слов. Ведущий спрашивает у детей: «Где вы были, что вы делали?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» и показывают задуманное действие (взвешивают на весах, слушают пациента, читают книгу, водят машину, одеваются на прогулку). Звучит аудиозапись звуки паровоза

Станция №5 (показ слайда). «Расскажи про профессию».

На этой станции мы будем составлять небольшой рассказ по схеме, про профессию. Тот, кому Буратино даст конверт, составляет связный рассказ по схеме про ту профессию, которая изображена на конверте (врач, продавец, почтальон, водитель, воспитатель).

Схема – ваш помощник. Давайте вспомним, что обозначает каждый квадратик:

3. Что делает человек данной профессии.

4. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).

Послушайте, какой рассказ у меня получился…. Звучит аудиозапись звуки паровоза

Станция № 6 (показ слайда). «Стихотворная».

— Кто догадался, что мы будем делать на этой станции? (Учить стихотворение).

Мы будем учить стихотворение, которое называется «Мой мишка».

А поможет нам в этом вот эта табличка – подсказка, которая поможет запомнить каждое слово (разбор символов по мнемотаблице).

Стихотворение З. Александровой:

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить, И платочек положить.

— Ребята, я хочу с вами поиграть с вами в игру, которая называется «Кем быть». Вставайте все в круг.

Я когда выросла стала — воспитателем. А теперь узнаем, кем будете вы…

Дети по очереди передают мяч друг другу и рассказывают, кем они хотят стать.

«Когда я вырасту, я буду…» Звучит аудиозапись звуки паровоза

Станция «Детский сад» (Показ слайда с изображением детского сада).

— Ребята, а какая это станция. (Детский сад).

Ну, вот мы и в детском саду.

Вам понравилось путешествие?

Где мы с вами путешествовали?

Что больше всего понравилось?

Какая профессия вам нравится больше всего? (ответы детей)

— О чем мы сегодня говорили? профессиях)

Конспект»Педагогические условия развития речи дошкольников»

Педагогические условия развития речи дошкольников

На основании многолетнего наблюдения за развитием речи детей выделяетсятри основных периода становления детской речи.

Первый период: от 1 года 3мес. до 1года 10мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются.

Второй период становления детской речи: от 1 года 10мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

Третий период становления детской речи: от 3 до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы языка. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становится устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация. Происходит использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных, образование глаголов от других частей речи, усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах, употребляется одно деепричастие (сидя), предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

создание развивающей предметно-пространственной среды;

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно уделяться развитию словаря. Проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно должна идти работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. Необходимо выполнение ряда задач:

1. Развитие словаря.

Обогатить словарь ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить.

Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной (диалогической речи).

Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой.

Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.

На музыкальных занятиях необходима работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Необходимо ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагогам необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Понятие метода обучения речи, закономерности усвоения родной речи, как уже сказано, состоят в том, что речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей:

1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи — артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;

2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. понимать их как смысловые элементы речи;

3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их;

4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планирования поведения человека. Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.

Методом обучения называют действия обучающего и обучаемого, выполняемые с целью передачи знаний от одного к другому.

Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы:

метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения),

метод имитации, который заключается в том, что и обучающий и обучаемый — оба говорят одно и то же, но говорят по-разному: обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми, артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь, а обучаемый слушает и повторяет, имитирует его речь, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т. д.). Для воспитателя при этом важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребенка (не «сюсюкать», не «лялякать»).

Этот метод начинают применять на самой ранней возрастной ступени и продолжают на всех последующих (не только в детском саду, в школе, но и в зрелом возрасте). Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребенком во время выполнения бытовых процедур, допустим, во время купания ребенка.

Метод имитации используется при обучении речи детей и более старшего возраста, практически — во время любой игры. Во время игр предметных дети перекладывают, бросают, показывают, подталкивают, ощупывают, заводят, наблюдают предметы и называют их качества, действия. При этом воспитатель должен разговаривать с ребенком, задавать ему наводящие вопросы. «Какой это шарик? маленький? синий?», «Эта машина едет? остановилась?», «Как сигналит автомобиль? паровоз? пароход?» — спрашивает взрослый. Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе воспитатель: «Маленький», «Едет», «Би-би!», «Ту-ту!», «Гу-у-у!» Тем самым расширяется лексика ребенка.

Игра – основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия, проводимые с детьми должны быть выстроены в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие), объединенные одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его целям. Главная задача этих игр – дать детям возможность применить имеющиеся знания и навыки.

Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности. Использование таких обозначений (модель) в младших группах детского сада позволяет обобщить ребенку свой непосредственный опыт, так как основными средствами, которыми ребенок овладевает в данный период, являются сенсорные эталоны, обогащение словаря и др.

Для обучения составлению описательного рассказа в средних группах педагоги используют схему – план, разработанную Т.Ткаченко и Л.Ефименковой. Например, для описания предметов в скобках изображены следующие символы:

Цвет – красное, желтое, синее, зеленое цветовые пятна.

Форма – геометрические фигуры

Величина – две игрушки контрастной величины (большой и маленький). Кроме понятий «большой — маленький», педагоги используют «высокий — низкий», «длинный — короткий», «толстый — тонкий».

В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).

Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия через речь с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой проявляются черты личности, может материализоваться мечта, а главное, в ней может появляться чувство защищенности. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут.

При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

В младших группах детского сада эффективно используется такая технология, как «Погружение», в старших группах использование этой технологии усложняется тем, что «погружение» происходит конкретно в тему или предмет.

В практике воспитатели ДОУ считают проведение интегрированных занятий, которые повышают интерес у детей к содержанию задач занятия. Целью таких занятий является познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей, реализации потребностей в самовыражении в творческих видах деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве. В результате происходит быстрое овладение чтением, богатая речь, и грамотное письмо в школе, эффективная социализация детей в современном обществе. Интеграция происходит по нескольким направлениям:

Ознакомление с окружающим.

Подготовка к обучению грамоте.

В младшей и средней группах содержание занятий основывается на разделе ознакомление с окружающим миром, который интегрируется с развитием речи, включающим обогащение словаря, развитие грамматической стороны речи, фонематического слуха. В каждое такое занятие включен какой – либо вид продуктивной деятельности: создание коллективной работы с использованием оригами, придумывание продолжения сказки по прослушанному фрагменту музыкального произведения, придумывание и изображение характеров героев через движение, атрибуты, создание конструкций из строительного и подручного материала и т. д.

В старших группах воспитатели создают условия формирования грамотного письма в школе: развиваются фонематический слух и умение анализировать звуковую сторону речи, формируется мотивация чтения, закладываются основы правильного чтения (все дети овладевают слоговым чтением, а некоторые начинают читать целыми словами) и грамотного письма, укрепляются мышцы кистей рук и совершенствуется мелкая моторика, продолжается формироваться произвольность, дошкольники получают первые навыки работы в тетради. При этом интегрированные занятия должны сохранять форму увлекательной игры.

изучение состояния устной речи детей;

оно заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей. Ежегодно в феврале специалистами МБДОУ проводится логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий полуторагодовалый -двухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не удивляет воспитателей.

В случае, если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить на ПМПК, педагогам МБДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов МДОУ и родителей.

участие родителей в речевом воспитании детей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

— Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).

— Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогом-психологом, ст. воспитателем, заведующим МБДОУ.

— Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

— Показ открытых занятий по развитию речи.

— Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

— Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Итак, существует шесть закономерностей, влияющих на развитие речи у дошкольников:

1. Родной язык усваивается, если усваивается «материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребенка. Развиваются кинестезические (речедвигательные) ощущения.

2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковые значения разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развивается мышление, воображение ребенка.

3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребенка.

4. Родной язык усваивается, если развивается чувство языка, т. е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с нормой) владение всеми компонентами языка. При этом развивается память ребенка.

5. Письменная речь усваивается, если ее опережает развитие устной речи, если она является как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи в графическую. При этом развиваются все познавательные способности, эмоции и воля ребенка.

6. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребенка было проведено в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения ее ребенком идет быстрее и легче.

Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.

Конспект по развитию речи

Конспект по развитию речи

Указания к составлению конспекта занятия

(за основу взяты дисциплины «Методика развития речи», «Логопедия»)

Подготовка к составлению занятия:

1. Определить программное содержание (в коррекционных методиках цели или задачи) занятия, опираясь на:

· программу воспитания и обучения детей (непосредственно разделы «развитие речи» и «ознакомление с окружающим»);

· ранее составленный групповой перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе;

· время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников, выборов и т.п.);

· дефект речевого развития детей;

· уровень развития детей, входящих в группу;

· ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с ребенком;.

Определившись с подготовительным этапом составления конспекта занятия, переходим к составлению чернового варианта конспекта занятия.

2. необходимо сформулировать программное содержание (для конспекта по логопедии — цели или задачи), которое, как и на всех видах занятий будет включать в себя три вида основных задач: образовательная (обучающая),развивающая, воспитательная (на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи – коррекционная).

Логичнее начинать формулировать задачи в логопедических конспектах с коррекционной, в других с образовательной:

1. Коррекционные (указывается работа над ведущим (первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной работы. Пример:«Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и фразах».

2. Образовательные (здесь мы можем расширять знания, обогащать представленияо предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

3. Развивающие (применительно к дисциплинам «логопедия» и МРР, развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, чаще развивают психические процессы – зрительную, слуховую, тактильную, двигательную внимание, память, восприятие и пр.).

4. Воспитательные предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). Пример: «Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы».

o Каждой из перечисленных задач может быть несколько на одном занятии, но общее количество задач не менее 3-х для обычных конспектов и не менее 4-х для логопедического конспекта.

o При оформлении конспекта, не следует подписывать какого вида та или иная задача (образовательная, воспитательная и т.п.).

o Каждую задачу необходимо нумеровать отдельно, не совмещать несколько задач (Ошибочный вариант формулирования задачи: «Развивать внимание, память, дружелюбие, любовь к прекрасному»).

o Каждая задача начинается с глагола несовершенного вида, то есть, отвечающего на вопрос «Что делать?» (Н-р: «Развить фонематический слух …» — ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух …» — правильный вариант).

o Задачи формулируем подробно, со всеми необходимыми пояснениями (н-р: «Развивать фонематический слух» — ошибочный вариант, «Развивать фонематический слух: умение выделять первый звук в слове» — правильный вариант).

o Избегать при формулировке задач слов:

ü «УЧИТЬ», т.к. учить = познакомить + расширить + уточнить + закрепить + упражнять + совершенствовать + систематизировать + обобщить + и т.д. Подбираем наиболее точный глагол;

ü «ФОРМИРОВАТЬ», т.к. с точки зрения одних авторов это слово несет излишне авторитарный подтекст для современной гуманистической педагогики, а с точки зрения других отражает физиологическую сторону процесса развития, без участия педагога.

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следуетподобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи. Следует обратить внимание, что обязательно, вначале составляется программное содержание (на основе учета потребностей ребенка или группы детей) и лишь потом, текст конспекта занятия.

4. Следующий шаг — подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно, деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провестипредварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Последнее, что необходимо предусмотреть, так это – индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы и эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).

Само занятие начинается с первой (вводной или вступительной) части, которая длится 3-5 минут и включает в себя:

— Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

— Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

— Разворачивание сюжета занятия, если он предусмотрен.

— Сообщение цели занятия.

o На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты;

o очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме;

o при оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой I начало первой части, полностью слова «вводная часть» и т.п., указывать не следует.

Таким образом, цель данной части занятия – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом или целью. Длительность её определяется соответственно возрастной группе. (Посчитайте сами, не забудьте от времени занятия отнять время итоговой и вводной части).

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой II начало второй части, полностью слова «основная часть» и т.п., указывать не следует..

o Необходимо, чтобы перед каждым заданием воспитатель формировал перед ребенком мотив для деятельности (поможем Незнайке, расколдуем город, узнаем, кто из нас самый ловкий, порадуем маму).

o Во время хода основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам,

o По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна (желательно) согласовываться с темой или сюжетом занятия.

o Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не воспитатель. Воспитатель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

o Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. Например: разучивание артикуляции – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок.

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

Третья часть – итоговая. (до 3 –5 минут) Включает в себя:

— Обобщение, = вспоминание что делали, чем занимались, которое в младших группах делает воспитатель, а в старших, сами дети, по вопросам воспитателя. «Что больше всего понравилось… Какое задание было самым трудным… В какую игру научим дома играть папу…, Что запомнилось,…, Что удивило…?) Воспитатель обобщает ответы детей. Пример. Восп: «какое задание мы выполняли первым?». Дети: «Мячик кидали…». Восп.: «Правильно, мячик кидали и вспоминали названия домашних животных».

— Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что громче всех отвечал, руку поднимал, не выкрикивал и т.п.). Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними.

— Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, художественное слово, прослушивание музыкального произведения), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет; устойчивый познавательный интерес к данной тематике, посредством поручений, рекомендаций, советов.

— Выход в другой вид деятельности. Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, а давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала».

o При оформлении конспекта обязательно отмечать цифрой III начало третьей части, полностью слова «итоговая часть» и т.п., указывать не следует..

После составления, исправления и проверки черновика конспекта занятия, оформляется чистовой вариант по нижеизложенной схеме.

o Особое внимание следует уделять аккуратности, наглядности, доступности оформления конспекта занятия.

ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Вначале конспекта или на титульном листе указать:

v Методику (предмет) по которой составлен конспект. Пример: логопедия; или методика развития речи.

v Раздел методики (нарушение речи для логопедического конспекта. Пример: дислалия, или развитие связной речи.

v Вид занятия (этап коррекционной работы). Пример: составление описательных рассказов по картине или этап автоматизации в словах и фразах.

v Тема занятия + сюжет. Пример: пересказ сказки «Заюшкина избушка» / «Развеселим Зайку» или (при дислалии указываем звук над которым работаем) «Звук «р» / «Помощь Незнайке».

v Возрастная группа детей. Пример: старшая группа.

v Индивидуальное или подгрупповое занятие. Пример: фронтальное занятие.

v Автор конспекта + группа, курс, университет/колледж или координаты, где конспект был взят. Пример: Иванова И.И. 303 гр., 3 курс, педагогический колледж ДВГУ; или Гербова Л.Д. кн. «Развитие речи детей» стр. 64.

Далее или на втором листе должны быть указаны:

ЦЕЛИ (если конспект логопедический) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ (если конспект по иным методикам):

Коррекционная (само это слово писать не следует)

Образовательная (само это слово писать не следует)

Развивающая(само это слово писать не следует)

Воспитательная(само это слово писать не следует)

П О Д Г О Т О В К А К З А Н Я Т И Ю

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Пример: «Заучивание чистоговорок со звуком «р»».

1. Зеркала — 10 шт.

2. Мягкая игрушка «Котёнок» 1 шт.

3. Карандаши зеленые и синие – по количеству детей.

4. Изображения домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, баран.

1.Воздушный шар – 1 шт.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: указываются имена детей и вид работы, в котором данные дети будут обязательно задействованы. Пример: «Миша К. – качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить за интонацией при выражении благодарности за услугу».

ПЛАН (для плана занятия или для плана-конспекта)

ХОД РАБОТЫ (для уже проведенного занятия):

I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ(организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).

II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ (последовательное решение всех поставленных задач).

III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (подведение итогов занятия (обобщение), оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).

Сайт для воспитателей детских садов

Конспект занятия по развитию речи. Тема «Магазины»

Цель: уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; закрепление навыков правильного произношения; закрепление навыков словообразования и словоизменение.

• Продолжать учить различать на слух слова с определенным звуком, выделять первый звук в слове;

• Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

• Продолжать учить детей описывать предмет;

• Упражнять в составлении рассказа по картине;

• Учить употреблять слова — антонимы;

Мягкие игрушки: ежик и лисёнок.

Резиновые· игрушки: овощи и фрукты.

Дидактический материал: электроприборы.

Сюжетная картина: «электроприборы».

Картинки: лиса, лисёнок, ёжик.

Воспитатель загадывает детям загадки:

1. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

2. Хитрая плутовка,

Пушистый хвост – краса

Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель вносит игрушки: лисенка и ёжика. Они здороваются с ребятами.

Игрушки говорят: «Мы услышали, что вы говорили о нас».

Воспитатель: «Да, я загадывала детям загадки о вас, вы же наши друзья. Вы весь год приходили к нам на занятия. Вот и сегодня вы пришли снова, чтобы узнать чему же вы нас научили». Сегодня вместе с нашими друзьями мы отправимся по магазинам.

Давайте вспомним названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,

«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи — фрукты» и т.д.)

• Кто работает в магазине? (Продавцы)

• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)

• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т.д.)

Сначала мы с вами отправимся в магазин «Овощи — фрукты»

• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)

• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т.д.)

• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т.д.)

Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте (овоще).

Например: Апельсин — это фрукт, он оранжевого цвета, круглой формы, растет на дереве. Также можно рассказать о лимоне, яблоке, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще по желанию детей).

• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде — на грядках, а фрукты в саду — на деревьях и кустарниках)

Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах: яблоко, гpуша, банан, помидор, капуста, лук и т.д.

Игра «Назови ласково»:

Баклажан — баклажанчик и т.д.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка . кожура.

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто куда.

Воспитатель спрашивает у детей: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?» (Для того, чтобы расти крепкими и здоровыми, в них много витаминов).

Ёжик и лисёнок хвалят детей, говорят какие они молодцы.

Воспитатель предлагает детям отправиться в другой магазин «Электроприборы».

• Назовите, какие электроприборы вы знаете? (Дети называют электроприборы: утюг, телевизор, пылесос, электроплита, холодильник и т.д.)

• Для чего нужен каждый из этих электроприборов? (Ответы детей: каждый ребенок рассказывает о каком-либо электроприборе)

— Холодильник нужен для того, чтобы хранить в нем продукты;

— Фен нужен для того, чтобы сушить волосы;

— Электроплита — чтобы готовить еду;

— Магнитофон — слушать музыку;

Вентилятор — вентиляторы и т.д.

Рассматривание сюжетной картины «Электроприборы» (Дети дают описание картины)

Раз, два, три, четыре —

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся —

К телевизору усядемся.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями).

Ёжик и лисёнок хвалят детей. Предлагают рассмотреть картинки с их друзьями, и рассказать каких они видят их друзей на картинках.

Лисенок — веселый, радостный, красивый, счастливый.

Лиса — хитрая, злая, красивая, нарядная.

Ёжик — добрый, веселый, счастливый.

Игра: «Скажи наоборот»

Итог занятия: Ёжик и Лисёнок благодарят за знания детей, не зря они приходили весь учебный год в гости. На прощание зверята дарят детям подарки.

Занятия по развитию речи для дошкольников

Занятия по развитию речи для дошкольников

Предлагаю вашему вниманию систему занятий по развитию речи, разработанную для деток раннего возраста 2 — 3 лет.

Цель предложенных занятий — углубление, систематизация и обобщение знаний крохи по любой лексической теме. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:

— развитие речи (звуковая и фонетическая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика); сенсорных представлений;

— элементарных математических представлений;

— продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

Игры, способствующие развитию общей моторики, проводятся при возникновении первых признаков утомления. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребенка продолжают развиваться психические процессы:

— восприятие — учится анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;

— внимание — сосредоточиваться на предметах, явлениях, действиях;

— память — слуховая, зрительная, тактильная;

— мышление — от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Упражнения на формирование воздушной струи.

Задание на формирование лексико-грамматического компонента языка, связной речи.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Формирование графомоторных навыков.

Вариативность структуры занятий зависит от:

— индивидуальных возможностей малыша;

— психомоторного и речевого развития;

— типа нервной деятельности;

— личностных черт характера.

Занятия целесообразно многократно повторять, учитывая особенности обучения детей раннего возраста. Успешное обучение ребенка происходит только на высоком эмоциональном фоне и при заинтересованности ребенка. Большое количество частей позволяет удерживать внимание детей продолжительное время, не утомляя их. В каждое занятие включены разные виды деятельности, которые могут проводиться как самостоятельные занятия.

Артикуляционная гимнастика для малышей раннего возраста (1 — 3 года)

Оборудование: игрушечные репка, лопатка, лейка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лошадка.

Логопед. Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот ), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки.) Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя пя пя.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот. высунуть язык, подышать, как собачка.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает. (Показать язычок, спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же ее разбудил. (Открыть рот, язы чок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)

Оборудование: игрушечные домик, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу.) Вокруг теремка был забор, вот такой. (Упражнение «Заборчик».) В домике окошки — вот такие. (Открыть рот.) Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются.) Увидела мышка теремок, постучала: т- т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя пя.) Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу.) Скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок, стучится: т-т-т. Спрашивает: «Кто в теремочке живет?» — «Я, мышка-норушка, заходи в теремок». Зашла лягушка в теремок, и стали они с мышкой печку разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами.) Мимо скачет зайка, прыг-скок. (Поднять язычок вверх, опустить вниз.) Пустили и зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает. (Облизать нижнюю губу влево- вправо.) Стала и лиса жить в теремке. Идет по лесу волк, воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперед.) Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок «смотрит» влево-вправо.) Пустили и волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает. (Облизать верхнюю губу сверху вниз.) Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу. Теремок заскрипел — х-х-х — и развалился. Все звери разбежались.

«Сказка про мальчика Петю»

Оборудование: игрушечные Петя (кукла бибабо), дом, лошадка, дудочка, кораблик.

На поляне дом стоит. (Показать крышу ладошками.) Ну а к дому путь закрыт. (Ладошки вместе — ворота.) Мы ворота открываем (развернуть ладошки ), быстро к дому подбегаем. (Стучать ладошками по коленкам.) В дверь стучимся: тук-тук-тук. (Стучать кулачком по ладошке.) Кто- то к нам идет на стук… Из домика выглядывает Петя. Петя улыбается, целует мамочку. (Улыбочка — «трубочка».) Открыл Петя окошко (открыть рот ), выглянул на улицу, посмотрел налево, направо, вверх, вниз. (Язычком выполнять движения влево-вправо, вверх-вниз.) Увидел Петя, что на улице хорошая погода, и решил погулять. Открыл Петя дверь, она заскрипела: н-н-н, и вышел на улицу. Мальчик сел на лошадку и поскакал. (Цокать язычком.) Скакал-скакал и увидел качели. Захотел Петя покачаться. (Язычок вверх-вниз.) Дальше поехал Петя и приехал в гости к бабушке. Бабушка ему пирожки печет. (Шлепать по языку губами пя-пя-пя.) Пирожки вкусные, сладкие, Петя облизывается. (Облизать язычком губы.) Стал Петя бабушке на дудочке играть: у-у-у. А потом он сел на корабль и поплыл домой, корабль загудел: ы-ы-ы.

Цель: закрепление знаний о знакомых игрушках — мяче, мишке, неваляшке.

  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • формирование воздушной струи;
  • уточнение произношения гласных звуков;
  • развитие слухового восприятия;
  • пробуждение желания подражать слову взрослого;
  • развитие умения слушать стихотворение, договаривать недостающие слова;
  • формирование импрессивной речи.
  • Оборудование: кукла Петя, разноцветные перья; мяч, мячики маленького размера с различными наполнителями и без; коробка с неваляшками для каждого ребенка; коробка с отверстием сверху, игрушечные дом, мишка, волчки для каждого ребенка, пособие «Половинки», кубики; паста для лепки, формочки; картинки с изображением игрушек.

  • Приветствие. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с логопедом поют песенку: «… (имя), привет, привет!»
  • Артикуляционная гимнастика (см. «Сказка про мальчика Петю»).
  • Формирование воздушной струи: дуем на разноцветные перышки.
  • Фонетическая ритмика: показываем, как Петя поет — а-а-а, играет на дудочке — у-у-у, кушает — ам, охает — о-о-о.
  • Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Замок».
  • Логопед. Ребята, Петя нам коробку принес. Что там лежит? Неваляшки. Как они поют? Дин-дон.
  • Логопед демонстрирует действия с неваляшкой, сопровождая их звукоподражанием дин-дон. Затем выполняет эти же действия вместе с детьми, добиваясь повторения звукоподражания дин-дон.

    1. Логопед (показывает детям мяч). Посмотрите, какой мяч. Он круглый и большой! Что это?
    2. Дети среди картинок ищут те, на которых изображен мяч.

    3. Динамическая пауза: «Мячик развлекается, по полу катается». Дети под музыку перекатывают друг другу мяч.
    4. Развитие слухового восприятия: логопед высыпает из коробки мячики с наполнителем и без. Дети проверяют, гремит мяч или нет, затем складывают их все в коробку с отверстием вверху.
    5. Логопед. Ребята, я слышу, что кто-то плачет! (Достает мишку.) Как мишка плачет? «Э-э-э».

    Читает стихотворение «Уронили мишку на пол…». После этого логопед рассказывает стихотворение повторно, дети подсказывают слово.

    Ребята, давайте пожалеем мишку.

  • Динамическая пауза: танец с мишкой.
  • «Мишке пора в лес». Дети строят дорожку из кубиков, мишка уходит: «топ- топ».
  • Варианты заданий Лепка из пасты. Игра с волчками. Собирание разрезных картинок («Половинки»).

    Цель: расширять представления об окружающем, формируя знания об осени. Задачи:

    • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
    • уточнение произношения звука [б];
    • формирование импрессивной речи: развитие понимания пространственного значения предлогов на. под; развитие фразовой речи;
    • развитие активного словаря;
    • формирование графомоторных навыков.
    • дом; кукла Петя; бубен; металлофон, перышки; картинки с изображением осенних пейзажей, туча из картона; краски, бумага и кисточки для рисования для каждого ребенка; бумажные листочки желтого и красного цвета; цветная бумага; белка; ежики, гриб; дерево из плотного картона с отверстиями; прищепки; деревянные шарики с отверстием и шнурки для каждого ребенка.

      Артикуляционная гимнастика (см. «Сказка про мальчика Петю»).

      Формирование звукопроизношения: «Петя нам сегодня бубен принес. Петя поиграет на бубне: б-бб».

      Логопед (показывает картинки с изображением осенних пейзажей ). Наступила осень. Осенью часто идет дождь. Дует ветер. Листочки опадают. Птички улетают.

      Далее возможны варианты заданий в зависимости от уровня речевого развития детей. Логоиед может попросить показать картинку по заданию. Например: «Покажи, где идет дождь?» Можно предложить детям подсказывать слово в соотвествии с изображением на картинке. Например: «Осенью часто идет…».

      Логопед (показывает детям тучу)

      Осень в гости к нам пришла,

      Тучу к деткам привела.

      Играя на металлофоне, показывает, как капает дождик: медленно — «кап… кап… кал…» или быстро — «кап-кап-кап». Дети должны угадать, как капает дождик.

      Динамическая пауза: игра «Дождик».

      Дети рисуют красками на бумаге дождик способом приманивания.

      Игра с листочками. Логопед раздает листочки каждому ребенку, дети раскладывают их на гриб, под дерево, на стульчик, на пол и т.д.

      Посмотри, лес какой:

      Он и светлый и грибной.

      Детки одни в лесу

      Дети (прячутся за листочками). Ау (ку-ку).

      Логопед спрашивает: «Чей листочек?» Ребенок отвечает: «Мой».

      Логопед показывает детям белочку, дети рассматривают, показывают, по возмож ности называя части тела. Педагог объясняет, что осенью белочка запасает орехи, и предлагает ей помочь. Дети нанизывают «орешки» на шну рочки, а потом отдают белочке: «На, белка». В гости приходит ежик, дети делают ежику колючки из прищепок. После этого помогают «надевать» грибочки на иголки.

      Дети рвут цветную бумагу и подбрасывают.

      Ранний возраст (от 0 до 3 лет) — очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

      Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о Нем.

      В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

    • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
    • К 1,5 — 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
    • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
    • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
    • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
    • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
    • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
    • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
    • В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

      Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

    • Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
    • Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
    • Использовать прием дополнения детского высказывания.
    • Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
    • Использовать прием «лесов»: взрослый начинает — ребенок продолжает.
    • Петь песенки.
    • Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
    • Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
    • Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

    Речевая азбука для родителей

    Артикуляционная гимнастика — гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

    Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина — би-би. А вот собака — авав»). Не позволяйте ребенку говорить быстро.

    Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

    Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

    Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

    Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

    «Золотая серединка» — вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

    Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, — прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: где? кто? когда? что делает? и т.д.

    Источники:

    http://vospitatel.com.ua/category/rech.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-srednei-grupe-po-razvitiyu-rechi-tema-v-mire-profesii.html

    https://infourok.ru/konspektpedagogicheskie-usloviya-razvitiya-rechi-doshkolnikov-1603781.html

    http://logoprofy.ru/publikatsii/publikatsiya/konspekt-po-razvitiyu-rechi.html

    https://dohcolonoc.ru/conspect/908-konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-tema-magaziny.html

    Занятия по развитию речи для дошкольников