Консультация развитие связной речи дошкольников

  • Главная
  • Воспитание
  • Развитие связной речи дошкольников
  • Консультация для родителей «Формирование связной речи дошкольников».

    Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка .

    Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

    Дети черпают из сказок множество познаний: первые представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

    С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

    Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

    Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

    У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

    Связная речь — один из компонентов устной формы речи детей.

    Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

    — логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

    — функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

    — психологических — отнесенность речи к сферам общения;

    — грамматических – отнесенность речи к структуре языка .

    Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

    Речь считается связной, если для нее характерны:

    — содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится) ;

    — точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию) ;

    — логичность (последовательное изложение мыслей) ;

    — ясность (понятность для окружающих) ;

    — правильность, чистота, богатство (разнообразие) .

    Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

    Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

    На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка .

    На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

    Главное — обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого.

    Педагогический совет «Пути формирования связной речи у дошкольников»

    Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

    1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

    2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

    3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.

    4. Активизировать деятельность педагогов.

    Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

    Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

    Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

    Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

    Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

    — односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

    — бедность речи. Недостаточный словарный запас;

    — замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

    — бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

    — неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

    — отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

    — отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

    1. Аналитическая справка по итогам тематического «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

    Цель: выявить состояние воспитательно — образовательной работы педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

    Тематический контроль был проведен по следующим направлениям:

    1. Оценка планирования работы

    2. Обследование уровня развития детей

    3. Оценка профессиональных умений педагогов

    5. Оценка форм взаимодействия с родителями.

    2. Консультация «Развитие связной речи в дошкольном возрасте».

    В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

    Что означает термин «связная речь», каково значение связной речи, какие выделяют формы высказывания, каковы особенности развития связной речи в дошкольном возрасте, какие выделяют средства развития связной речи.

    3. Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

    Детский фольклор дает нам возможность не только на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, но и решать практически все задачи методики развития речи. Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи, он служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

    Что означает термин «фольклор», каково влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

    4. Консультация «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста».

    Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

    Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина — это прием наглядного моделирования.

    Что означает термин «наглядное моделирование», каковы цель и задачи метода «наглядное моделирование», актуальность использования метода «наглядное моделирование», что в себя включает данный метод.

    5. Практическая часть. — Деловая игра.

    Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.

    Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

    1. Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы)

    Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

    Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

    Изложение прослушанного произведения (пересказ)

    Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

    Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

    То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

    Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

    Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

    Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

    Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

    Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

    Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

    6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

    7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

    Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

    8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)

    Дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

    Словесное творчество выражается в разных формах:

    — в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

    — в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

    — в сочинение стихов

    Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

    «Я пришёл сегодня в сад,

    Очень Слава мне был рад.

    «Наконец зима настала,

    при ознакомлении с окружающими ;

    в процессе труда;

    во время праздников и развлечений;

    во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.

    Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература.

    Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

    Речь дошкольника развивается в стихийных условиях . Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию.

    Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи детей, повышает их речевую культуру.

    Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи дошкольников.

    Для ребенка хорошая речь — залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

    Необходима система обогащения и развития речи детей.

    Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал — словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста

    Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка- дошкольника.

    Первоначально воспитатель должен начать с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.

    Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.

    Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:

    – подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

    – подача произведения детям;

    – сочетание нескольких произведений на одном занятии;

    – структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

    – беседы в связи с чтением;

    – время и место чтения;

    – техника художественного чтения и рассказывания.

    При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию

    На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

    – психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

    – содержание и форма стихотворения;

    – приемы, используемые на занятиях;

    – индивидуальные особенности детей.

    Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей

    Игры и упражнения для развития связной речи.

    Цель:учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

    Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

    «Сравни разных зверят»

    Цель:учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

    Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.— Мишка большой, а мышка. (маленькая) . Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый) ? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая) ? Что любит Мишка… (мед, малину) , а мышка любит. (сыр, сухарики) . — Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие) . Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким) . А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий) . Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня. (маленькая) ; красный карандаш длинный, а синий. (короткий) , зеленая лента узкая, а белая. (широкая) ; одно дерево высокое, а другое. (низкое) ; волосы у куклы Кати светлые, а у Тани. (темные) . У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это. одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда) , развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки) , соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд) . Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба. (плывет) ; дом строят, суп. (варят) ; мяч сделан из резины, карандаш. (из дерева) . Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки. (ложки, вилки) ;кофта, платье. (рубашка, юбка, брюки) . На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки) .

    Цель:выделять начало и конец действия и правильно называть их.

    Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.) . Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

    «Кто что умеет делать»

    Цель:подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

    Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2) . Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

    Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

    «Кто назовет больше действий»

    Цель:подобрать глаголы, обозначающие действия.

    — Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

    «Как сказать по-другому?»

    Цель:заменять многозначные слова в словосочетаниях.

    — Скажи по-другому! Часы идут. (ходят) . Мальчик идет. (шагает) . Снег идет. (падает) . Поезд идет. (едет, мчится) . Весна идет. (наступает) . Пароход идет. (плывет) . Закончи предложения. Мальчик пошел. Девочка ушла.

    Люди вышли. Я пришел. Саша идет медленно, а Вова идет. Можно сказать, что он не идет, а.

    Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

    Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

    «Это правда или нет?»

    Цель:находить неточности в стихотворном тексте.

    — Послушай стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

    Теплая весна сейчас,

    Развитие связной речи у дошкольников

    По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.

    Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.

    Что такое связная речь?

    Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

    В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

    Формирование связной речи у дошкольников

    Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

    Основными средствами развития связной речи являются:

    В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

    Игры на развитие связной речи

    Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

  • мяч – большой, резиновый красный, легкий;
  • огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

  1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
  2. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

  • мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
  • у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
  • у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.
  • Упражнения по автоматизации звуков в связной речи

    Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.

    В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

    Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других. В этом помогут артикуляционные упражнения. Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.

    Ребенку демонстрируются карточки с изображениями. Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук. Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.

    Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

    Статьи по теме:Развитие певческих навыков у дошкольниковКаждый родитель мечтает вырастить ребенка, талантливого в какой-либо сфере: науке, творчестве или, например, пении. Но даже, если вы обнаружили певческие навыки у ребенка, необходимо знать, как их развивать.

    Об этом и пойдет речь в нашей статье.Развиваем мелкую моторикуОказывается, для лучшего и более быстрого развития речи и мышления ребенка, необходимо развивать его тактильные ощущения с самого раннего возраста. Как развивать?

    Конечно, с помощью игрушек, которые вы найдете на полках магазинах или среди предметов домашнего обихода.Как слепить кошку из пластилина?Малыши очень любят лепить из пластилина всевозможных зверушек. Но не всегда у них получается то, что они задумывают.

    Помочь им в ваших силах. В нашей статье мы расскажем и дадим мини мастер-классы по лепке кошек, которые наверняка понравятся вашим деткам. ­вристический метод обученияСовременное обучение предполагает множество подходов и методик, позволяющее раскрывать потенциал учеников и развивать их способности.

    Одним из таких методов является эвристическое обучение, о котором мы расскажем в нашей статье.Не знаешь, что надеть? Стань модной немедленно!

    Ваше имя *Адрес электронной почты *Другие статьи:Джиджи Хадид обхитрила своих поклонников, одев парик Фанаты привыкли видеть Джиджи Хадид с копной густых золотистых волос. На церемонию American Music Awards модель пришла с совершенно другой прической — коротким боб-каре.

    Однако оказалось, что с длиной ее пшеничных локонов все в порядке.Чарли Шин выгоняет своих детей из дома в Беверли Хиллз Чарли Шин нуждается в деньгах и занялся сбытом недвижимости. Он продает свой особняк и намерен выгнать бывшую жену Брук Мюллер с сыновьями из другого дома и переехать жить туда с новым бойфрендом.Премия American Music Awards прошла в Лос-Анджелесе Вчера в Лос-Анджелесе состоялось торжественное награждение победителей музыкальной премии American Music Awards.

    Мероприятие прошло с грандиозным размахом ведь на сцене Microsoft Theater собралось множество звезд. Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter

    Развитие связной речи дошкольников в детском саду.

    Из опыта работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе первой квалификационной категории Коровиной Ирины Владимировны, Дубна, Московская область

    Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами.

    Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) .

    Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью.

    В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты) .

    В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов.

    Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

    Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях) .

    Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

    Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

    Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

    Развитие связной речи происходит:

    — во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;

    — в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы)

    — в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования) ;

    — в семье (взаимодействие детей и их родителей)

    Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.

    В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи. В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь)

    В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему) .

    С целью развития монологической и диалогической речи в практике педагоги нашего ДОУ применяют разнообразные педагогические технологии: o- игровые

    Другие статьи по теме:

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре.

    Развитие познавательной деятельности дошкольника Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

    Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си.

    Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формиров.

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами.

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

    Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников

    Развитие предпосылок связной речи у детей раннего возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида второй категории детский сад «Теремок» ст. Буранная. Развитие.

    Дидактическая игра в развитии познавательных способностей дошкольников Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №60 «Иволга» Управлени.

    Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В пр.

    Авторские дидактические игры по развитию речи для дошкольников Дидактическая игра «Что для чего» Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределенной формы, конструкции сложнопо.

    Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образователь.

    Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»

    В консультации "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"собрано все самое главное.Презентация будет очень полезна педагогам и родителям.

    Просмотр содержимого документа

    «Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»»

    Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»

    Гацко Екатерина Михайловна

    Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

    Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Понятие «связной речи» относят к монологической и диалогической речи

    Что значит развитие связной речи?

  • Связную речь на современном этапе развития науки рассматривают как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение.
  • Само текстовое сообщение является сложной речевой единицей высшего порядка, которая отражает диалектическое единство двух планов: внутреннего (семантического) и внешнего (языкового), каждый из которых строится на основе собственных единиц и правил их объединения.
  • РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – Есть цель и средство практического усвоения языка.
  • Оценка коммуникативных умений общения

  • Активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является инициатором общения );
  • Умение слушать и понимать речь;
  • Умение строить общение с учётом ситуации;
  • Умение вести диалог;
  • Лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми;
  • Ясность и последовательность выражения своих мыслей;
  • Использование форм речевого этикета.
  • Особенности коммуникации у детей с нарушением речи.

  • Незаинтересованность в контакте, отсутствие мотива общения, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
  • Познавательная сфера не сформирована, детям приходиться больше слушать взрослого, у них нет возможности высказывать свои мысли, чувства, рассуждения, задавать вопросы.
  • Преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 — летнего возраста, дети испытывают трудности в организации собственного речевого поведения.
  • Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, не учитываются существенные признаки явлений.
  • Затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, так как игровые умения развиты слабо, игра носит манипулятивный характер.
  • Методы развития связной речи (репродуктивные, продуктивные)

  • рассматривание изобразительной наглядности
  • чтение и рассказывание художественных произведений
  • заучивание наизусть
  • пересказ
  • беседа
  • рассказ
  • дидактические игры
  • игры-драматизации
  • инсценировки, дидактические упражнения
  • пластические этюды, хороводные игры
  • Приёмы обучения связной речи

  • Речевой образец
  • Повторное проговаривание
  • Объяснение
  • Указания
  • Оценка детской речи
  • Комментирование действий, показ и рассматривание предмета .
  • Выполнение действий с предметами
  • Просьбы, поручения
  • Повторение за взрослым слов, словосочетаний, предложений.
  • Вопросы – ответы.
  • Опосредованное общение через игрушки (предметы).
  • Многократное проговаривание речевого материала.
  • Задачи развития связной речи у детей

  • 1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).
  • 2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
  • 3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов — загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).
  • 4. Развивать выразительную речь детей.
  • 5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).
  • 6. Развивать воображение и творческое мышление.
  • 7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.
  • Формирование связной речи осуществляется

    • в процессе разнообразной практической
    • при проведении игр
    • при проведении режимных моментов
    • в процессе наблюдения за окружающим
    • на специальных коррекционных занятиях
    • Методы обучения диалогической речи

    • Беседа
    • Чтение литературных произведений
    • Словесные поручения.
    • Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов:
    • на трансформацию содержания беседы в диалог;
    • на составления диалога по речевой ситуации.
    • Разнообразные игры:
    • Сюжетно-ролевые игры
    • Словесные дидактические
    • Подвижные игры
    • Игры-инсценировки и игры-драматизации
    • Методика развития монологической речи

    • Обогащение словарного запаса (активного, пассивного).
    • Формирование грамматических категорий.
    • Обучение пересказу.
    • Работа над составлением описательных и повествовательных рассказов:
    • рассказы детей по готовому образцу;
    • рассказы по восприятию;
    • рассказы по памяти;
    • рассказы по воображению (творческие);
    • сравнительно-описательные рассказы
    • Обучение рассказу по картине.
    • Обучение рассказу по серии картин.
    • Разучивание стихотворений.
    • Отгадывание загадок.
    • Развитие речи в игре: дидактической, сюжетно-ролевой, драматизации
    • Форма обучения в системе проведения логопедических занятий

    • Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия .
    • Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

    • — практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
    • — формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
    • — подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
    • — дальнейшее развитие связной речи.
    • Форма обучения связной речи в системе работы детского сада

    • Ознакомление с произведениями художественной литературы.
    • Труд и развитие речи.
    • Занятия изобразительной деятельностью и развитие речи.
    • Музыкальные занятия и логоритмические упражнения и развитие речи.
    • Игра и развитие речи:
    • сюжетно-ролевая,
    • дидактическая,
    • подвижная.
    • Режимные моменты, экскурсии и развитие речи.
    • Праздники, развлечения, досуги и развитие речи.
    • Одним из необходимых условий дальнейшего развития ребенка является создание мотивации общения, формирования стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

      Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.

      Несформированность связной речи детей с нарушением речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.

      «Средства развития связной речи дошкольников» (Сообщение – консультация для воспитателей)

      «Средства развития связной речи дошкольников»

      Сообщение — консультация для воспитателей

      учитель-логопед Лакеева Л.В.

      Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

      В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

      Средствами развития связной речи являются:

      Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

      Язык сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, выразительностью, наличием несложных форм прямой речи. Работа со сказкой помогает детям обучиться творческому рассказыванию, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями.

      Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы. Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

      Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

      Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

      Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.

      Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказах текстов, использование схем для описания

      одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики,

      Метод моделирования, разработан Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым.

      В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

      Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

      Их можно использовать для:

      • обогащения словарного запаса,

      • при обучении составлению рассказов,

      • при пересказах художественной литературы,

      • при отгадывании и загадывании загадок,

      • при заучивании стихов.

      Использование традиционных методов и приемов в развитии связной речи не всегда дает нужных результатов. Но жизнь идет вперед! Поэтому мы применяем в работе над развитием связной речи у дошкольников современные образовательные технологии – это технология ТРИЗ и ИКТ.

      Нетрадиционные приемы развития связной речи детей на основе технологий ТРИЗ

      К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная воображением самого ребенка. Именно творческое рассказывание приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности — учебе, так как представляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

      Компьютерные технологии органично занимают место нового универсального технического средства обучения и развития.

      В развитии речи дошкольников информационно – коммуникативные технологии используются следующим образом:

      1) Использование компьютерной наглядности при обогащении словаря, развитии связной речи, лексической стороны, при составлении высказываний (компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками: привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

      2) Создание интерактивного материала по развитию речи, использования его в работе с детьми. Этот материал создается под определенные задачи работы, например, дифференциация звуков – презентация «Звуки», расширение словаря – презентации «Игрушки», «Животные» и т. д.

      3) Создание интерактивных моделей для развития связного высказывания.

      Источники:

      http://raguda.ru/vs/razvitie-svjaznoj-rechi-doshkolnikov.html

      https://kopilkaurokov.ru/logopediya/presentacii/konsultatsiiarazvitiiesviaznoiriechiudoshkolnikovsnarushieniiemriechi

      https://multiurok.ru/blog/sriedstva-razvitiia-sviaznoi-riechi-doshkol-nikov-soobshchieniie-konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei.html