Кто хочет взять ребенка в семью

Вы хотите взять приемного ребенка?

Психологические особенности детей-сирот разного возраста

Если у вас все-таки появилось такое желание, то вероятнее всего вы продумали некоторые моменты предстоящих перемен в вашей жизни и вполне осознаете, что большая часть вашего личного времени будет посвящена ребенку. И ваш семейный бюджет, наверняка, подвергся тщательному анализу в реальном времени и на длительную перспективу в будущее. И, все-таки, это не самые главные вопросы. К рассуждениям о затратах или увеличениях семейного бюджета в случае опеки, усыновлении приемного ребенка мы вернемся в другой статье.

А сейчас поговорим о морально-этической стороне этого вопроса. Для того, чтобы не нанести душевной травмы ребенку, не отчаяться реализовать себя как родитель, вам, решившимся на этот шаг, необходим хотя бы минимум знаний о социально-психологических особенностях детей-сирот.

1). У меня нет детей, а в каждой нормальной семье они есть;

2). Мне скучно и одиноко в этой жизни;

3). Моему ребенку нужен братик или сестричка;

4). Надо для кого-то зарабатывать деньги;

5). Чтобы в старости было кому кружку воды подать, ТО – вы не готовы быть приемным родителем, дайте себе время, решение ваших проблем лежит в другой плоскости.

1). Мое сердце переполнено любовью, у меня есть потребность подарить эту любовь маленькому ребенку не ожидая ничего в замен;

2). Ребенок — радость в семье, а трудности и проблемы – это повседневная жизнь, они проходят и забываются;

3). В жизни сделано много ошибок;

4). Пришло время их исправлять, подарить дом и любовь брошенному ребенку – это искупление грехов, очищение и труд для души, ТО, ответ ДА.

Именно в этом возрасте большинство детей усыновляют.

Преимущества: С первых дней жизни ребенок получает полноценное эмоциональное общение, родительскую любовь и тепло – легче присходит адаптация ребенка в новой семье и это способствует своевременному развитию всех познавательных и физиологических процессов. Даже в самом идеальном детском доме персонал не в силах уделить столько времени и душевных сил младенцу для его полноценного развития. И очень часто при внешне благополучном состоянии, ребенок, испытывающий «эмоциональный голод» в раннем детстве вырастает духовным «калекой».

Недостатки: В младенчестве не всегда проявляются возможные родовые патологии и неблагополучная наследственность. Многие, особенно молодые пары, проявляя высший пилотаж образованности и осведомленности, с большой тщательность «отбраковывают» младенцев при малейшем намеке на отклонения в физическом развитии. Слушайте свое сердце! Любовь, забота, самопожертвование – это не пустые слова, они способны сотворить чудо, и гадкий утенок может стать прекрасным лебедем !

Таких детей одинаково часто усыновляют и берут под опеку.

1). Дети, с рождения, воспитывающиеся в государственных учреждениях.

Особенности таких детей в том, что они вообще не знают, что существует такие явления, как семья, мама, папа, братья, сестры. В большом коллективе детского дома есть много людей – они разные, кто-то пожалеет, поиграет, кто-то обидит, накажет. Ребенок приспосабливается к этой среде, его поведение в корне отличается от поведения «домашнего» ребенка, но для него оно нормально, он просто не знает: «Как по- другому?» Такой ребенок мало задает вопросов, не так любознателен, как мы привыкли, не настолько эмоционален, при этом у него может оказаться вполне потенциальный интеллект и неординарные способности. Он как «замороженный», и только сила вашей любви и терпения способны растопить этот лед. Этим детям надо в два раза больше уделять внимания и времени, чем обычным домашним детям, чтобы наверстать упущенное. Через несколько лет проживания в семье, как правило, эти дети ни чем не отличаются от своих сверстников.

2). Дети, рожденные в семье, но по каким то причинам, оказавшиеся в государственном учреждении.

Как правило, это социальные сироты, родители которых лишены родительских прав. Не смотря на то, что это неблагополучные семьи, у таких детей все-таки есть минимальный социальный опыт, они помнят (на подсознательном уровне точно) что есть мама, папа, родные люди. Возможно, некоторые модели поведения искажены, но все-таки они есть. Не исключена плохая наследственность. Воспитывая такого ребенка, вам придется накладывать новый опыт на прежний, и очень важно, чтобы новый опыт сопровождался более яркими сильными эмоциями, тогда прежний опыт будет замещен. Для таких детей требуется немного больше времени для того, чтобы он вжился в семью, стал вам родным. Это как веточка-дичек, которую срезали и привили к плодовому дереву – сначала поболит, но обязательно привьется и пойдет в рост.

Дети, с рождения, воспитывающиеся в государственных учреждениях. Таких детей, как правило, берут под опеку, или на домашнее воспитание в патронажную семью.

Со временем они научаются жить в детском доме — своей «большой семье», и даже, извлекать из этого выгоду. Они понимают, что вокруг не мало хороших людей, и они готовы поучаствовать в их жизни, во многом помочь, но до определенной степени. Даже самая хорошая воспитательница уходит домой к своим детям и ее не бывает рядом, может в самый нужный момент. Любовь этих детей трудно заслужить, потому что они никому не верят. Они социально старше своих сверстников, потому что испытали в своей жизни нелюбовь, боль разочарования, одиночества в толпе людей. Но они совершенно беспомощны в социальной среде и в быту, коллективная жизнь накладывает отпечаток на поведение ребенка. Такие дети не имеют понятия о совершенно простых вещах, например, чай воспринимается в целом как сладкий напиток прозрачного коричневого цвета, но о том, как он делается- они могут и не знать. Эти дети не жадные, но эгоистичные, они пожалеют бродячую собаку, но могут проявлять жестокое равнодушие к сверстникам или взрослым. Психика детей-сирот надломлена, свои истинные чувства они прячут. Они могут имитировать чувства к вам, таким образом, манипулируя вами в своих интересах, практически так же поступали с ними. Воспитание сироты – подвиг, не всегда люди, взявшие на себя такую ношу справляются с ней. Те, кто не опускает руки и не отказывается от приемного ребенка, не просто достоин уважения, говорят «приводя в свой дом сироту, вы приводите в него ангела»

Дети, попавшие на воспитание в государственное учреждение в сознательном возрасте, прожившие достаточно времени в неблагополучной семье немного отличаются от категории в данной возрастной группе. У многих уже сформированы вредные привычки и асоциальные формы поведения. Дети-бродяги, воришки, алкоголики. Большинство из них непреодолимо тянет в прежнюю среду обитания, моральные нормы не сформированы, это самая трудная категория детей и самая трудновозвращаемая к социально-благополучной жизни. Такие дети являются «миной замедленного действия». В обществе, где много брошенных и обездоленных детей появляется много брошенных, одиноких, несчастных стариков. Мы сами расплачиваемся за свое равнодушие, наивно считая, что нас это не касается, что несчастный ребенок за забором никогда не окажется рядом с нами, не повлияет на наше благополучие… Трудными подростками, оставшимися без родительского внимания, в основном, интересуются только представители органов опеки, либо волонтеры, остальные добропорядочные граждане, в лучшем случае, предпочитают не замечать проблемы. И, если, кому-то приходит в голову мысль об усыновлении, то данная категория сирот, даже не будет рассматриваться. Но очень оптимистичным явлением нашего времени являются семейные детские дома, эта форма воспитания гораздо ближе и по форме и по содержанию к настоящей семье. Осиротевшие дети в старшем возрасте нередко находят семейное тепло и любовь именно в таком доме.

Если Вы, прочитав статью, не засомневались и не передумали взять приёмного ребенка в семью;- Вы на правильном пути.

Методические материалы по подготовке приемных родителей скачать

Опека над детьми. Как взять ребенка под опеку: пошаговая инструкция

К сожалению, не всем детям везет получать родительское тепло, внимание и заботу. Существует множество причин, по которым это данное ребенку от природы право не может быть реализовано. Опека над детьми или их усыновление — это формы семейного воспитания, каждая из которых призвана защитить ребенка, дать ему все необходимое для личностного становления в обществе. При этом они обладают определенными особенностями.

Опека над детьми — это особенная форма их защиты. Действительна она для ребят до 14 лет. Опекун при этом берет на себя обязанности по защите личных и имущественных прав ребенка, оберегает его от негативного воздействия третьих лиц, помогает расти и развиваться в соответствии с требованиями общества.

Попечительство — это практически такая же форма семейного воспитания, однако возрастная категория детей меняется. Сюда уже входят ребята от 14 до 18 лет.

Усыновление — это нечто иное. Будущие опекуны уже будут выполнять все обязанности родителей, а также пользоваться их правами. Они также могут изменить имя и фамилию ребенку. То есть эта форма защиты является самой серьезной и предполагает немало особенностей.

Какие дети могут получить опеку?

Итак, как уже говорилось, не каждый ребенок может надеяться на то, что его родители будут добросовестно выполнять свои обязанности. Есть также случаи, что родные просто отказываются от малыша, оставляют его в роддоме или отправляют в интернат. В таком случае он имеет право на получение заботы от других людей. Перед тем как взять ребенка под опеку, нужно понять, может ли он надеяться на такую форму воспитания. Итак, установление попечительства может быть сделано для таких категорий:

  1. Дети, потерявшие своих родителей (они умерли).
  2. Если мама и папа лишены родительских прав или ограничены в них.
  3. Предыдущие опекуны признаны недееспособными на основании решения суда.
  4. Если родители злостно уклоняются от обеспечения и воспитания своих потомков.
  5. Если мать и отец не могут выполнять свои обязанности вследствие тяжелой болезни, длительного пребывания за границей или в местах лишения свободы.
  6. Если родители применяют насилие по отношению к своему ребенку.
  7. Некоторые нюансы в установлении опекунства

    По общему правилу осуществляется процедура по месту регистрации ребенка. В этом случае государственному органу гораздо проще выяснить, почему малыш остался без родительской заботы.

    Бывает и так, что опека над детьми может доверяться лицу, проживающему в другой стране. Такое положение вещей регулирует действующее законодательство. Максимальный срок, в который ребенок должен быть устроен в специальное учреждение или семью, составляет 30 дней. Хотя бывают ситуации, когда органы опеки не могут осуществить все действия так быстро. Исключительные случаи тоже предусмотрены в законодательстве.

    Человек, который взял на себя ответственность, получает удостоверение опекуна. Оно позволяет ему пользоваться предоставленными Семейным кодексом правами. В это же время в государственных органах должно быть заведено личное дело на подопечного. Естественно, уполномоченные лица должны следить за тем, как опекун выполняет свои обязанности.

    После достижения ребенком 14-летнего возраста форма воспитания переходит в другую — попечительство. Причем делается это автоматически, без предоставления дополнительных документов.

    Как видите, опека над детьми — это непростой процесс, который характеризуется огромной степенью ответственности.

    Куда следует обращаться?

    Для того чтобы получить такой статус, нужно подать заявление в соответствующие органы. Однако для начала надо узнать, куда следует подавать документы. Итак, если вы видите, что в семье происходит насилие над детьми или родители не могут (не хотят) выполнять свои обязанности, вы можете обратиться в полицию, а также в орган опеки и попечительства. Последний напрямую подчиняется главе местной или районной администрации. То есть все решения утверждает именно это должностное лицо. Причем документ, который выдает администрация, действителен на всей территории государства.

    Кроме того, вам придется столкнуться с отделом народного образования, который будет проверять достоверность ваших данных и все документы, которые вам необходимо будет собрать. Нужно отметить, что заявление следует писать по месту проживания ребенка.

    Опека и попечительство над детьми – это серьезный шаг. Даже если вы в этом случае не становитесь полноправными родителями, все равно обязуетесь воспитывать, защищать подопечного и помогать ему.

    Какие документы требуются?

    Перед тем как взять ребенка под опеку, следует обязательно понять, хотите ли вы этого. Принудительно вас никто не может заставить брать на себя такую ответственность. Тем более вы должны рассчитывать на свои возможности. Естественно, вам также придется собрать пакет документов. В него входят:

  8. Заявление претендента, где он изъявляет мотивированное желание начать процедуру оформления опеки.
  9. Заверенная копия паспорта будущего опекуна.
  10. Краткая автобиография.
  11. Характеристика с места работы, а также от соседей.
  12. Справка о доходах.
  13. Документ, подтверждающий наличие жилой площади с указанием ее размера.
  14. Справка о наличии финансового лицевого счета.
  15. Документ о несудимости.
  16. Справка из поликлиники о состоянии здоровья.
  17. Заверенные копии свидетельства о браке, а также свидетельств о рождении родных детей.
  18. Письменное соглашение всех членов семьи претендента.
  19. Отчет органа опеки о том, подходящие ли условия в том помещении, где будет проживать ребенок.
  20. Этот перечень является общим. Однако если вами будут оформляться опека и попечительство над детьми, то местная администрация может потребовать еще какие-либо бумаги.

    Особенности социальной опеки

    Если ребенок попал в учебное или интернатное заведение специального типа, то всю ответственность за него несет администрация. То есть государство в полной мере обязуется обеспечить и удовлетворить все потребности детей, которым не может быть установлена опека в семье.

    В некоторых случаях эту процедуру начать невозможно. Например, в семью не могут отдать:

  21. Сирот, которым требуется длительное лечение.
  22. Детей-инвалидов с серьезными физическими или психическими отклонениями.
  23. Обязанности опекуна в этом случае выполняет директор учебного заведения. Если же у ребенка есть родители, но он находится на государственном обеспечении, то администрация обязана поддерживать с ними контакт. Мать и отец могут навещать свое чадо за исключением некоторых случаев (малыш серьезно страдает после визитов родных и т. д.). Если же есть опекун, но он поместил подопечного в интернат и длительное время не общается с ним, то администрация может инициировать прекращение опеки.

    Кто не вправе начинать процедуру?

    Есть люди, которые не могут взять на себя подобную ответственность. Опека детей-сирот не предоставляется:

    1. Несовершеннолетним.
    2. Недееспособным (если есть решение суда).
    3. Людям, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью.
    4. Серьезно больным лицам.
    5. Людям, которые в свое время были ограничены в родительских правах или лишены их.

    В этих случаях учебным заведением осуществляется опека детей. Фото таких малышей размещаются в СМИ в надежде, что кто-то захочет взять их в семью.

    Естественно, ребята, которые остались без заботы родителей, ничем не отличаются от других детей. Они обладают теми же правами и должны выполнять такие же обязанности. Защиту подопечных в этом случае обеспечивает не только законодательство нашего государства, но и Конвенция ООН.

    Итак, опека и попечительство несовершеннолетних детей предусматривают обеспечение таких прав:

  24. Воспитание в семье. Причем ребенок должен получить среднее образование, вправе заниматься любимыми делами (хобби), всесторонне развиваться.
  25. Материальное обеспечение, а также хорошие условия проживания.
  26. Моральная поддержка взрослых, их забота, эмоциональное общение.
  27. Право на собственные доходы и установленные законом льготы.
  28. Право на жилое помещение.
  29. Защита чести и достоинства, собственных имущественных и неимущественных прав.
  30. Естественно, ребенок также имеет обязанности. Например, он должен отвечать за свои поступки, а также за причиненный им вред.

    Права и обязательства опекунов

    Те люди, которые возьмут на себя такую ответственность, тоже защищены законом. Социальная опека детей предусматривает такие права взрослых:

  31. Самостоятельно определять методы и способы воспитания.
  32. Получать помощь от органов опеки и попечительства.
  33. Получать ежемесячное материальное пособие на содержание детей в установленных законом размерах. С другой стороны, такая форма воспитания является безвозмездной.
  34. Что касается обязанностей, то они следующие:

  35. Обеспечивать всестороннее воспитание ребенка, его обучение.
  36. Дарить подопечному любовь, заботу и внимание. Обеспечивать эмоционально-психологический комфорт в семье.
  37. Защищать имущественные и неимущественные права ребенка в установленном законом порядке.
  38. Нести ответственность за действия и причиненный вред подопечного, который не достиг возраста 14-ти лет.
  39. Поддерживать контакт с биологическими родителями детей, если они есть и желают этого.
  40. Следует учесть, что опека ребенка из детского дома предоставляет взрослым права в отношении него только временно. Они прекращаются по достижении подопечным совершеннолетия или заключения им официального брака.

    В каких случаях опека может быть прекращена?

    Таких случаев всего несколько:

  41. Нежелание опекуна выполнять свои обязанности.
  42. Плохое состояние здоровья, появление алкогольной или наркотической зависимости.
  43. Осуществление действий, которые нарушают интересы и права ребенка.
  44. Жестокое обращение с подопечным.
  45. Восстановление здоровья биологических родителей, их выход из мест лишения свободы. Однако в этих случаях не производится автоматический возврат в предыдущую семью. То есть вопрос решается через суд.
  46. Отказаться от опеки без причины взрослый не имеет права.

    Итак, теперь следует рассмотреть этапы проведения процедуры:

  47. Прохождение курсов обучения будущих опекунов.
  48. Определение того, какого именно ребенка вы хотите взять. При этом вы заранее должны установить с ним контакт при помощи личных встреч, на которые тоже следует получить разрешение.
  49. Сбор необходимых документов и подача их вместе с заявлением в местные органы опеки.
  50. Проверка личных данных претендента.
  51. Получение решения главы местной администрации. Оформление статуса опекуна.
  52. Получения соответствующего свидетельства и возможность забрать ребенка домой.
  53. В принципе, это основные этапы проведения процедуры. Учтите, что дети, находящиеся под опекой, уже получили психологическую травму. Так что постарайтесь максимально окружить их теплом и заботой.

    Что такое усыновление?

    Эта форма семейного воспитания является самой ответственной. Дело в том, что дети в этом случае получают не только семью и материальное обеспечение. Между ними и усыновителями устанавливаются родственнее связи. Если опека обеспечивает возможность возврата ребенка в родную семью, то в данном случае это невозможно.

    Естественно, такая процедура имеет свои нюансы. Усыновление проводится через суд после сбора необходимых документов, получения права быть усыновителем. Учтите, что такая форма воспитания предусматривает огромную ответственность.

    Усыновление и опека детей – это возможность для малышей получить ту заботу и ласку от взрослых, которая поможет им стать полноценными членами общества, способными выполнять социально полезные функции.

    Как взять в семью приёмного ребёнка? Отвечают психолог и многодетная мама

    На вопросы АиФ.ru отвечают консультанты «горячей линии» благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Марина Трубицкая и Марина Поливанова.

    Взять ребёнка в семью из детского дома — большой шаг, решиться на который бывает порой непросто. К чему готовиться будущим приёмным родителям, как выбрать ребёнка и какие нужны для этого документы, в интервью АиФ.ru рассказали консультанты «горячей линии» благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» — приёмная мама Марина Трубицкая и психолог Марина Поливанова.

    Надежда Кузьмина, АиФ.ru: Куда в первую очередь должны обратиться будущие приёмные родители, если решат, что хотят взять ребенка? Какие документы предоставить?

    Марина Трубицкая: Сначала нужно обратиться в органы опеки по своему месту жительства. Перед этим можно туда позвонить и уточнить приёмные дни и часы. Адрес и телефон органов опеки можно узнать на сайте министерства образования.

    На первой беседе в опеке вам дадут список документов, необходимых для того, чтобы стать приёмными родителями или усыновителями, и объяснят, где их можно получить и как оформить. При этом основными документами являются — справки о несудимости, о доходах и о состоянии здоровья. Когда документы будут собраны и закончится обучение в школе приёмных родителей, специалист органов опеки придёт к вам домой, посмотрит условия, в которых будет жить ребёнок, и затем выдаст заключение о возможности быть усыновителем или опекуном. С этим заключением уже можно искать ребёнка, которого вы возьмёте в свою семью.

    — Пожалуй, главный вопрос, где искать ребёнка?

    — Можно обратиться в органы опеки своего района или к региональному оператору банка данных о детях и написать заявление о желании принять ребёнка на воспитание в свою семью. В заявлении необходимо изложить просьбу — ознакомить с находящимися на учёте в государственном банке данных детьми, при этом указать, какого именно ребёнка вы хотели бы принять в семью — пол, возраст, другие данные. Также можно встать на учёт в органах опеки других городов и регионов.

    — Можно ли взять ребёнка из другого региона? Что для этого необходимо? Или процедура такая же, как если брать ребёнка из региона проживания?

    — Да, можно. Но в последний год в некоторых городах возникают проблемы с постановкой на учёт детей, приехавших из других регионов. Например, с декабря 2015 года Москва заключает договоры о создании приёмной семьи (с назначением вознаграждения приёмным родителями и выплатами на содержание детей) только при соблюдении двух условий:

  54. приёмные родители имеют постоянную регистрацию в Москве,
  55. на момент передачи в приёмную семью ребёнок состоял на учёте в органах опеки и попечительства Москвы как лишённый родительского попечения, т.е. либо имел постоянную регистрацию в столице, либо воспитывался в организациях для детей-сирот Москвы.
  56. Поэтому сегодня приёмным родителям и некоторым опекунам приходится обращаться в суд для разрешения этих проблем. Так как теоретически привезти ребёнка из другого региона можно, но на него отказываются платить пособия и зарплату приёмного родителя.

    — Нужно ли проходить курсы приёмных родителей, что они собой представляют?

    — Да, курсы необходимы для всех, кроме близких родственников детей (бабушек, дедушек, взрослых братьев и сестёр), а также тех, кто уже является усыновителями или опекунами. Школа приёмных родителей позволяет избавиться от мифов о сиротах и усыновлении, помогает лучше узнать особенности психологии травмированных детей, оставшихся без семьи, и методы реабилитации. В первую очередь школа должна помочь понять — нужно ли вам усыновление, и избавить от ошибок в общении с ребёнком. Кроме того, в курсе обучения предусмотрены юридические и медицинские темы, что также немаловажно. Я бы советовала супругам пройти подготовку вдвоём, даже если оформит опеку или усыновление только один из них. Это поможет достичь большего взаимопонимания в решении проблем.

    — За психологической поддержкой можно попробовать обратиться опять же в школу приёмных родителей, в которой вы проходили подготовку, или другую, которой вы доверяете. Кроме того, существует немало статей, литературы, вебинаров психологов по различным вопросам адаптации ребёнка, по особенностям поведения таких детей в разном возрасте. Где их искать? Например, на сайте фонда «Измени одну жизнь».

    Можно записаться на очную консультацию с психологом фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» по телефону 8(985) 999-49-45.

    Неплохо найти единомышленников с опытом усыновления в местных или общероссийских форумах и группах в соцсетях. Это поможет ощутить поддержку и найти пути выхода из проблем.

    — Какие есть обязанности у приёмного родителя и на что он имеет право?

    — Опекун имеет право и обязан воспитывать ребёнка, находящегося на его попечении, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В отличие от усыновителей, опекун не вправе препятствовать общению ребёнка с его биологическими родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такие встречи не отвечают интересам подопечного.

    Льготы и размер пособия приёмным семьям отличаются в зависимости от региона. Но есть и общероссийские меры поддержки. К ним относятся:

  57. единовременное пособие при передаче ребёнка в семью. Оно составляет порядка 15 000 рублей,
  58. возможность усыновителем при соответствующих условиях оформить материнский капитал.
  59. При этом в некоторых субъектах федерации установлена ежемесячная выплата при усыновлении. Также во всех регионах есть пособие на содержание ребёнка под опекой, но его размер везде разный. Кроме того, приёмные родители, в отличие от опекунов и усыновителей, в соответствии с договором имеют право на ежемесячное вознаграждение.

    — Люди боятся сложностей, что они не смогут справиться. Кто им поможет, если возникнут вопросы психологической поддержки, лечения, адаптации в семье?

    — Кроме государственных пособий, работы органов опеки и психологической помощи, приёмным семьям в сложных ситуациях помогают некоторые благотворительные фонды. Например, у фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» действует программа «Близкие люди». Она помогает в решении вопросов лечения и реабилитации детей с инвалидностью и особенностями развития. Бесплатные консультации можно получить по телефону горячей линии фонда: 8-800-700-88-05 или записаться на очную консультацию с психологом, дефектологом или юристом: 8 (985) 999-49-45.

    Марина Поливанова: В случае проблем, связанных с адаптацией, приёмные родители чаще всего идут к психологу учреждения, откуда «пришёл» ребенок. Иногда обращаются к школьному психологу, если ребёнок-школьник, но, как правило, он в сфере адаптации приёмных детей не совсем компетентен. Помогают также форумы приёмных родителей в интернете, где они делятся своими трудностями и советами. Есть также наша «горячая линия»: 8-800-700-88-05 (с 10.00 до 20.00 по московскому времени). Для жителей Дальнего Востока работает наш консультант во Владивостоке (с 02.00 до 10.00 по московскому времени, с 09.00 до 17.00 по Владивостоку).

    Мне, как психологу, неоднократно пришлось обсуждать с приёмными родителями трудности адаптации. При этом среди основных остаются проблемы, касающиеся взаимоотношений между членами семьи, учёбы. Но абоненты нашей «горячей линии» в основном из тех людей, которые уже вступили на путь преодоления сложностей. Какие-то неожиданные для себя вопросы они уже обсудили при прохождении школы приёмных родителей. Известно, что есть часть людей, которые по окончании школы не берут ребёнка. Это очень важный результат. Значит, курсы приёмных родителей помогли им осознать собственную неподготовленность, наивные и идеалистические представления о том, что такое опекунство и усыновление.

    Кто хочет взять ребенка в семью

    Дети – сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

    Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с:

  60. лишением их родительских прав;
  61. ограничением их в родительских правах;
  62. признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
  63. объявлением их умершими;
  64. отбывания ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  65. нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  66. уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  67. отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  68. в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
  69. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

    Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения – система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни.

    Дети, нуждающиеся в государственной защите – дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в социальной защите.

    Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; дети, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

    Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

    • образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома, школы – интернаты, центры образования);
    • учреждения социальной защиты населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
    • учреждения системы здравоохранения.
    • Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного – со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей – и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

      Опека и попечительство – форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.

      Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

      Патронатный воспитатель — совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание ребенка, переданного в патронатную семью на основании договора о патронатном воспитании.

      Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых – насколько возможно смягчить и восполнить утрату.

      Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» – ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось. Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это – жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут погибнуть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям и, одновременно, – уверенности в себе. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

      В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года.

      Стадии адаптации ребенка к новой семье

      Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года, и условно делится на три стадии.

      Первую стадию можно назвать «Идеализированные ожидания», – как у ребенка, так и у приемной семьи. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к старой среде (семье, интернату, детскому дому) еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась, привыкание к смене требований и правил трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления семьи и ребенка друг к другу.

      Достаточно часто в первые дни нахождения в замещающей семье дети требуют, чтобы их отвезли обратно в детский дом или приют. Подобное желание может быть продиктовано смесью разных чувств. Это и боязнь полной зависимости от малознакомых людей, и стремление сохранить контроль ситуации («я решаю, где мне быть»), и проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»), наконец, ребенок просто может соскучиться по людям, которые заботились о нем. «Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам.

      Так наступает стадия «Вживания», или собственно адаптации. Происходит простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. Кроме того, на этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

      1) дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье.

      2) дети колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью.

      3) вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи, ребенок может тосковать и злиться.

      Дети, таким образом, могут демонстрировать свои представления о том, как надо себя вести, проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых. Необходимо сказать, что, в отличие от начальной стадии, в это время заботящиеся взрослые уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенными. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей, уже не думает всерьез об уходе и больше доверяет приемным родителям. Главное достижение этой стадии, длящейся чуть более полугода, – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

      Таким образом, наступает некое «Равновесие», которое представляет собой третью стадию адаптации в семье, принявшей ребенка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной, реже обращается за помощью к специалистам. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее.

      Важно увидеть, чего ребенок от вас ожидает больше всего, что для него является самым необходимым. Понаблюдайте, как ребенок выражает свою любовь. Очень может быть, что он общается с вами так, как ему хочется, чтобы вы с ним общались. То есть он изъясняется на понятном ему «языке любви». Для того чтобы определить, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви, можно:

      1. Подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;

      2. Вспомнить, о чем он просит чаще всего;

      3. Обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется;

      4. Дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов.

      Дальнейшее движение семейной системы по стадиям жизненного цикла аналогично обычной семье с растущими детьми с присущими кризисами подросткового возраста и уходом.

      Как помочь ребенку адаптироваться?

      1. Объясните ребенку необходимость размещения в семье приемлемым образом.

      2. Сообщите о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.

      3. Признайте страх, тревоги ребенка, его печали о людях, оставленных позади, и неуверенность по поводу будущего.

      4. Сохраните его имя и фамилию, любимые вещи, допустимые привычки.

      5. Обеспечьте ребенка информацией о прошлом: каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен представлять, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках.

      6. Акцентируйте внимание на успехах, положительных событиях. Обозначайте негативные события, но сдержанно.

      7. Сохраните, насколько это возможно, контакты с кровной семьей и прежними знакомыми.

      8. Найдите ресурсы и сильные стороны в прошлом и настоящем ребенка.

      9. Признайте различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания этих различий.

      10. Помогите ребенку в построении моделей будущей самореализации, включая возможность последующего воссоединения с кровной семьей.

      Большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие к взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо. Однако простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком. Сохранение важных для ребенка связей с другими людьми, допустимых привычек, личных, в том числе памятных вещей, восстановление жизненной истории самого ребенка и сбор сведений о его семье, частично смягчают боль потери и способствуют формированию идентичности. Дети, разлученные с родителями, которых они помнят, страдают не только от разлуки, но и потому, что не получили «родительского благословения» на свой дальнейший путь, разрешения жить счастливо и убеждения в том, что они не виноваты в разрыве с семьей. Ребенок не может судить своих родителей, сохранение уважения к ним и благодарности за свою жизнь – естественное и необходимое чувство, отсутствие которого ведет к глубоким психологическим проблемам. Но это не значит, что ребенок должен повторять их ошибки. Именно из любви к своим родителям ему предстоит научиться справляться с трудностями и добиваться успеха, строить свою жизнь и отношения с людьми – то есть сделать то, чего хотели, но не смогли родители.

      Статья подготовлена специалистами БУСО УР «Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» (тел. 44-16-35)

      УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

      Интернет-проект Министерства образования и науки РФ

      Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

      Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

      Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью

      На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

      — дети, родители которых неизвестны;

      -дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

      — дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

      — дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

      Требования, предъявляемые к приемным родителям

      Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
    • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
    • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
    • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
    • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
    • Права и обязанности приемных родителей

      Опекун (попечитель) , приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

      — воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

    • заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
    • вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.
    • Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы , в том числе в суде, без специальных полномочий.

      Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

      Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях,

      Число детей, помещаемых в приемную семью

      Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

      Формирование приемной семьи.

      Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению № 3.

      Правовые последствия между приемными родителями и детьми.

      Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

      Порядок организации приемной семьи

      Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью , подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

      К заявлению прилагаются следующие документы:

    • Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
    • Характеристика с места работы;
    • Автобиография;
    • Документ, подтверждающий наличие жилья у лица ( лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение) ;
    • Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
    • Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью ( ссылка на приказ минз о мед освид ) .
    • Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем , должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.

      Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

      На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

      Учет личных качеств лиц, желающих стать приемными родителями

      Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

      Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем

      В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

      Согласие ребенка на передачу в приемную семью

      При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

      14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

      Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

      «По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

      Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

      Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

      «Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

      Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

      Министерство труда и социального развития Новосибирской области информирует о проведении отбора организаций, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

      30 брянских детей, оставшихся без попечения родителей, ищут заботливую семью. Об этом сообщает пресс-служба городской администрации.

      Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

      2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

      Источники:

      http://mamamoya.ru/vi_xotite_vzyat_priyomnogo_rebenka_v_semyu.htm

      https://businessman.ru/new-opeka-nad-detmi.html

      http://www.aif.ru/society/people/kak_vzyat_v_semyu_priyomnogo_rebyonka_otvechayut_psiholog_i_mnogodetnaya_mama

      http://www.izh.ru/i/info/14318.html

      http://www.usynovite.ru/adoption/fosterhome/