Культура поведения детей школьного возраста

Воспитание культуры поведения детей младшего школьного возраста через занятия по этикету на ГПД

Общаясь, люди создают друг друга.

Школа — главный помощник в становлении личности ребёнка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. Мои первоклассники находятся в школе в течение всего дня: с 9 часов утра до 12.20 — уроки, с 12.30 до 19.00- группа продлённого дня(количество детей- 26). Здесь они учатся, отдыхают, участвуют в различных мероприятиях. Именно на школьных занятиях, занятиях группы продлённого дня закладываются основы культуры поведения ребёнка.

Культура поведения учащихся — тема актуальная в наше время. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывает опрос родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, своему опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний.(37:% родителей имеют высшее образование, 46:% — среднее специальное(имеют мамы)8%среднее специальное(имеют папы ).88%пап-рабочие). Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Надо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка (им ещё шесть с половиной или семь лет). Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны педагогов, одноклассников, ребят из других классов. И они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?

В школе закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.

В основе моих занятий на группе продлённого дня — игровая технология обучения и воспитания , технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.

Использую разные виды: по характеру ситуации и информации. Технология игр включает три компонента: организационную форму; сам процесс; деятельность воспитателя. Занятия небольшие, так как дети маленькие, но очень активные. Технология сотрудничества, сотворчества предполагает использование таких методов как совместная деятельность, всевозможное сотрудничество ребёнка и воспитателя. Организация прогрессивного мероприятия включает поиски ответов на вопросы. Воспитатель — это старший друг, помощник, советчик ребёнка. Главным результатом будет способность ребёнка перенести самостоятельно приобретённые знания, умения в новые ситуации, принимать и совершенствовать себя.

Воспитание культуры поведения первоклассников через занятия по этикету на ГПД

Через занятия по этикету на ГПД формирую и развиваю навыки культурного поведения детей младшего школьного возраста. (Этикет — установленный порядок поведения, форм обхождения. Словарь русского языка С. И. Ожегов).Этикету нужно учиться,-так я говорю детям. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться в магазине, театре, библиотеке, знакомиться, как общаться с детьми ).Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию. Какие формируются навыки культуры поведения согласно таблицы «Формирование навыков культуры общения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

Целью данного направления (культуры поведения) является представление детям различных форм вежливого общения между людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности.

Конечные результаты: дети овладеют приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова», научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности. Получат представления о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, научатся культурно вести себя за столом,в общественных местах, усвоив основные правила этикета. Вырабатываемые навыки: дети смогут правильно использовать вежливые слова в процессе общения, вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли, общаться , самостоятельно опрятно есть, соблюдая правила.

Эффективность: после изучения правил этикета дети получат знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Научатся правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

Структура занятий: Все занятия я распределила на 3 группы. 1-я группа — Секреты «волшебных слов».

Темы занятий:

  • Что такое этикет?
  • Школа вежливости: формулы приветствия на русском языке; как правильно попросить прощения; прощание перед сном; утреннее приветствие;вежливая просьба;
  • Как разговаривать по телефону?
  • Поздравления и пожелания.
  • 2-я группа-Поведение в общественных местах.

    Темы занятий:

    • в детской библиотеке (школьной, районной);
    • в поликлинике;
    • в общественном транспорте (автобусе);
    • в театре, кино, на концерте;
    • в парикмахерской;
    • в школьной столовой, кафе, магазине;
    • на прогулке, экскурсии
    • на уроке, перемене.

    3-я группа- Культура общения.

    Темы занятий:

    • знакомство;
    • поведение за столом; в гостях;
    • разговор с младшими; с незнакомыми;
    • обращение к взрослому человеку;
    • об уступчивости , утешение.
    • у постели больного;
    • разговор о животных
    • дружная семья;
    • как порадовать маму?
    • несколько » вредных» советов;
    • о дружбе;
    • прощание с близкими перед отъездом.
    • Всего — 32 занятия.

      Первая группа занятий- «Секрет волшебных слов» Дети знакомятся с вежливыми словами, формулами приветствия, прощания: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спасибо, благодарю, спокойной ночи, извините, разрешите, пожалуйста, добрых снов, всего хорошего(копилка воспитателя). Вежливые слова- «кладовая» русского языка, основа этикета. Идет постоянное системное закрепление данных слов по утрам, когда дети здороваются с учителями, друг с другом, со взрослыми, которые приходят в школу. Также при уходе из школы дети говорят слова прощания. (Между собой дети чаще употребляют слова привет и пока). Постоянно в речи детей звучат слова спасибо, пожалуйста. На сегодняшний день нет ребенка, который бы не знал волшебных слов, но есть дети, которые забывают употреблять эти слова. На занятиях использую стихи (А.Я.Яшин «С добрым, утром», Осеева «Волшебное слово»), отрывки из рассказов. Очень нравится детям занятие «Разговор по телефону», где они учатся вежливо общаться по телефону друг с другом, правильно приглашать к телефону, если трубку возьмет взрослый. Умеют звонить по телефонам экстренной помощи и знают эти номера (01,02,03,04).Вежливый ребенок меньше всего конфликтует. Мы должны помнить слова М. де Сервантеса: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого,как вежливость». Пример занятия дан в приложении №1.

      Вторая группа — поведение в общественных местах.

      Школа — социокультурное пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается культурно, духовно.

      В результате процесса сотрудничества, сотворчества с учреждениями села ребята повышают свой культурный уровень, учатся вести себя в общественном месте, знакомятся с новыми социальными ролями.

      Какие решаем задачи?

      • развитие навыков общения,
      • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения, поступков окружающих.
      • Примеры форм занятий:беседа-игра по этикету (библиотека); кружок «Затейник»(РКЦ); кружок «Экология в играх»; соревнования, конкурсы.

        Мотивация: дети зарабатывают баллы, получают призы.

        Третья группа — культура общения или речевой этикет.

        Задачи:

        • воспитание интереса к окружающим людям;
        • развитие чувства понимания людей через слово, мимику, жесты;
        • развитие самоконтроля — это задача одна из трудных, т.к. ребенку трудно оценивать собственное поведение, свое эмоциональное состояние.
        • В группе есть дети, которые требуют особого внимания, они могут агрессивно вести себя по отношению к другим детям. Есть дети, которые любят, чтобы слушали только их, очень обидчивые. О поведении этих детей приходится говорить очень часто, надо делать это ненавязчиво, у них ранимая психика. Плохие поступки детей никогда не остаются без внимания. Дети и сами видят, что и кто сделал что-то не так, многие могут прямо сказать об этом однокласснику, сделать замечание, т.е. оценить поведение товарища. По теории Берна выделяются три типа поведения ребенка:

          Спонтанный ребенок — поведение естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное.

          Приспосабливающийся ребенок — поведение беспомощное, боязливое, уступчивое.

          Бунтующий ребенок — поведение протестующее, бросающее вызов «Я это делать не буду!»

          По всем видам поведения есть дети в группе, но их надо принимать такими, стараться помогать им. Просматривается в их поведении узкая социальная мотивация: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими. Мы сами должны контролировать свое отношение к ребенку, как мы с ним общаемся. С психологической точки зрения содержание общения может быть многообразным по ролевым позициям.

          Отношение воспитателя к ребенку, как «родитель-дитя», т.е. если мы говорим ребенку ты — плохой и т.д., то этими словами мы заранее программируем ребенка на все плохое, дурное (что недопустимо).

          Отношение воспитателя к ребенку; как «родитель-взрослый» (например, попросить ребенка прибрать в классе, кабинете, но не указывать, как это делать, ребенок это делает сам).

          Отношение воспитателя к ребенку, как «взрослый-родитель». (Попросить ребенка помочь в чем-то словами: Я прошу тебя. Здесь ребенок уже помощник, защитник интересов воспитателя.

          Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

          Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В широком смысле — это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимика, жесты, поза, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, утешение, поздравление .

          Речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. В основе обучения младших школьников этикету лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый — и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Такая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для школьника: дом, школа, общественный транспорт, театр, поликлиника.

          Поступление в школу связано для детей с освоением новой роли — роли ученика и новой формой общения — делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в раздевалке, в библиотеке . Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками.

          Ребенок учится быть добрым, отзывчивым, ответственным, учится любить, дружить, прощать, сострадать. Воспитатель через эти занятия учит детей видеть все положительное, хорошее, полезное. Важно, чтоб ребенок не просто видел, а старался впитать в себя. Легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь, ребенок впоследствии будет хорошим сыном, дочерью. Возьмём тему «Разговор с животными и о животных». 1 — занятие — посещение живого уголка; 2 — занятие — дети приносят фотографии домашних животных, рассказывают о них, рисуют животных, потом читают сказки и рассказы о животных.(приложение № 2).

          Каждое занятие — это сценарий, оно носит занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных норм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети чувствуют себя достаточно раскованно: свободно говорят, смеются, двигаются.Совместно с детьми мы выработали правила добрых отношений: называть друг друга по имени, а не по фамилии; только доброжелательная интонация и добрая улыбка; веселая мимика; желание помочь друг другу.

          Роль занятий по этикету

          Через занятия по этикету дети осваивают этические нормы, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим (в наше время общество испытывает необходимость в таких гуманных ценностях), учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Данные нравственные понятия, которые формируются через занятия по этикету,-неотъемлемые черты личности.

          Из опыта работы могу сказать, что дети с удовольствием работают на занятиях, владеют «волшебными словами», умеют вести себя в общественных местах, со взрослыми и одноклассниками. Большинство детей могут адекватно оценить поступки других, могут помочь, могут осудить. Они открыты и любознательны. Но первоклассники должны знать и помнить, что в школьном пространстве есть определённые правила поведения, которые они должны выполнять А.воспитатель должен придерживаться следующих заповедей: быть требовательным, но добрым; уметь определить, что хотите от ребенка; разбирать с ребенком его правильные и неправильные поступки; дать ему почувствовать, что вы верите ему; оценивать поступок, а не личность; предоставить самостоятельность; не предпринимать воздействий в плохом настроении; быть последовательным.

          Доклад «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

          Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

          1. Значение нравственного воспитания дошкольников.

          Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равно­душие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума.

          На мой взгляд, вопросам воспитания маленького человека, особенно в пос­леднее время, отводится довольно скромное место.

          А между тем именно в этом возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. «Ввести ребёнка в сложный мир челове­ческих отношений — одна из важнейших задач воспитания» — писал В.А.Сухомлинский.

          Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзыв­чивость на доброе, хорошее и неприязнь к злу формируется с детства. Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутрен­нюю культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребёнке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать, разви­вать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому-то доброе дело.

          Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребёнок усваи­вает первую школу общения с близкими. Второй такой школой является детский сад, где ребёнок приобщается к окружающей жизни и у него сформировываются нравственны е основ ы обще­ния.

          Воспитание благородных и глубоко нравственных чувств, умение жить с людьми и проявлять заботу о них осуществляется всей системой воспитания.

          Сердечность, доброта отношений, способность соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями других — это школа воспитания внимания, пре­дупредительности, доброжелательности, уважения к старшим и заботы о младших. Это и воспитание ответственности за своё поведение, поступки. У детей поступок опережает его осознание. Дети чутки к призыву совершить добро, но важно, чтобы за призывами сердца была осознанная потребность и волевое усилие противостоять злу, появлению отрицательных черт: эгоизма, потребительского отношения и жела­ния получить что-то только для себя.

          Конечно, воспитание культуры поведения детей невозможно без привлече­ния родителей. Формы этой работы самые разные: беседы, собрания, консультации и многое другое.

          Совместное и последовательное осуществление задач воспитания в детском саду и семье — одно из решающих условий формирования правильных отношений, умения жить с людьми. При предъявлении требований к поступкам, поведению де­тей нужно руководствоваться мерой необходимого и возможного, учитывать то, что формирование нового не происходит «с ходу», требует времени, как бы вызревания нового в чувствах и поведении ребёнка. Недопустимо перенасыщение сознания и чувств ребёнка чрезмерным обилием фактов, сведений, сложных объяснений. Нельзя допустить, чтобы важное, но ещё недоступное детям превращалось в обыч­ное, будничное, не затрагивало чувств, а оставалось лишь усвоением слов.

          Всё это поможет осуществить индивидуальный подход к формированию у детей навыков и привычек культурного поведения, уважительного отношения к взрослым, дружеских взаимоотношений, моральных представлений о добре, дружбе , справедливости, честности, скромности, о нашей Родине и людях труда, поможет в воспитании бережного отношения к вещам.

          2. Развитие способностей дошкольников в различных видах деятельности.

          Названные задачи нравственного воспитания осуществляются в разных ви­дах деятельности: в общении ребёнка со взрослыми и детьми в быту, в разных жиз­ненных ситуациях, на занятиях и в играх (подвижных, сюжетно-ролевых, дидакти­ческих).

          Из наших детей должны вырасти только хорошие люди, трудолюбивые, ра­чительные, экономные хозяева. Поэтому большое внимание уделяю бережному отношению ко всему тому, что окружает ребёнка: к вещам, игрушкам, хлебу, кни­гам, продуктам питания, общественному достоянию, дому, двору, улице, детскому саду, скверу, к результатам человеческого труда и родной природе.

          Помочь познать цену хлеба помогают детям беседы и рассказы, наблюдения за трудом хлеборобов, художественная литература, пересказы событий дня из газет, радио- и телепередач о выращивании хлеба, а главное пример правильного отношения к хлебу самих взрослых.

          Воспитывать ребёнка надо не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным нашим положительным постоянным примером и игрой. Игра, труд, за­нятия, общения с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он приобретает опыт моральных отно­шений, усваивает правила поведения, культуру речи, у него формируется эмоцио- нально-нравственное отношение к окружающему миру.

          Всё это особенно важно для детей этого возраста — шестого года жизни.

          Пришло время подумать о формировании у мальчиков правильного понима­ния мужского достоинства, способности защищать и покровительствовать, преодо­левать посильные трудности, а у девочек — формировать смелость, настойчивость, умение постоять за себя, развивать у них черты женственности — доброту, мягкость, деликатность, нежность, трудолюбие, аккуратность, умение сопереживать. Ведь се­годняшний мальчик — это будущий мужчина, а маленькая девочка — будущая жен­щина.

          Что-то случилось со всеми нами, за многое предстоит бороться, многое вос­станавливать, в том числе и вежливость, её форму. Незадолго до смерти А.В.Эфрос в статье «О благородстве» писал: «Мне кажется, мы слишком опростились. .Мы слишком опростили искусство, мы слишком опростили собственную жизнь, мы по­теряли форму».

          Вежливость, как форму речевого поведения, приходится отстаивать. Потому что она нужна и тому, кто вежлив, и тому с кем вежливы; здесь выигрывают обе стороны: и «я», и «ты». Вежливо говорящий оберегает и собственное достоинство, и достоинство другого человека, а значит и общества.

          Так что за вежливость стоит бороться. А если не бороться, то все мы просто перестанем быть вежливыми. И тогда это место будет занято всем тем, чему проти­вопоставляется вежливость — проявления неуважения к человеку (это и высокоме­рие, и заносчивость, и спесь, и грубость, и хамство).

          Один из путей борьбы с этими явлениями — вежливый ответ, мягкость, терпи­мость. И хотя это не везде достигает цели, зато человек сохраняет своё достоинство.

          Вежливость — это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру че­ловека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм.

          Таким образом, и понятие «вежливость» перерастает свои узкие, кажущиеся рамки, становясь пусть внешним — отражением внутренней нашей культуры и ду­ховности, которые естественно вытекают из нравственно-моральной образованности и социальной воспитанности каждого из нас.

          Вот почему, объясняя детям, как? для чего? зачем? человек обязан вести себя так или иначе, нужно стараться пробудить их нравственные чувства, их духовность, гу­манизм, деликатное, доброе отношение к людям.

          Именно сейчас надо воспитывать в ребёнке отзывчивость и деликатность, за­ботливость, тактичность и сочувствие к знакомым и незнакомым людям. Мы взрос­лые воспитываем эти качества в детях собственным своим положительным приме­ром и дружеской похвалой, одобрением. При всей требовательности, нельзя ску­питься на ласку. У ребёнка появляется чувство эмоционального благополучия. Толь­ко тогда наша требовательность приучит к необходимому порядку, к дисциплине.

          Вежливость ребёнка проявляется в его умении правильно вести себя, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, ха­рактере общения с окружающими.

          Поэтому ребёнку нужно знать эти правила и уметь выполнять их. Он должен освоить следующие навыки:

          навыки, связанные с личной опрятностью;

          с культурой еды — поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами;

          с культурой общения с взрослыми и сверстниками — дома и в обществен­ных местах;

          с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.

          Как прививать навыки вежливого поведения? Систематическая, планомерная работа (а не от случая, к случаю) несомненно, принесёт свои плоды.

          Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребё­нок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.

          Многие правила поведения усваиваются детьми по подражанию. Благодаря правилам ребёнок уясняет и осмысливает, как вести себя дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Он усваивает правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правила поведения за столом, а также в процессе различной деятельности — в играх, на занятиях, в труде. В этом плане очень важно создать вежливую, добрую, терпимую, сочувственную и ласко­вую атмосферу в группе.

          И учитывая возраст, воспитание необходимо начинать с создания духа игры, с причудливо-живой сказки, чтобы питать собой фантазию, творчество и живую наблюдательность ребёнка.

          Именно игра и сказка должны стать добрыми и надёжными помощниками педагога в общении с детьми. Такими добрыми помощниками являются книги, живопись, театр, музыка, радио, газеты. Дети должны научиться сами думать и рассуждать над увиденным или прочитанным, развить свой вкус искусством и общением с приро­дой; постараться обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому и в первую очередь к людям.

          Нужно больше играть с ребёнком, играя учить культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребёнка к дисциплине, порядку, труду.

          Готовить ребёнка к школе (тоже в игре) ибо за игровым этапом следует учеб­ный этап детства. Собственно, любознательность его, жадное стремление к знаниям пробуждается гораздо раньше. Уже в возрасте от трёх до пяти лет дети становятся «почемучками», а к шести годам ребёнок готов не только к случайным «почему», но и к постоянным систематическим занятиям.

          Психически и физически каждый ребёнок развивается в достаточной степени своеобразно. Но разнообразные игры, объединяющие детей, трудовые поручения, непосредственно образовательная деятельность , наблюдения, экскурсии, увлекательные дела, совместные беседы способствуют рождению общих интересов.

          Необходимо воспитывать привычку быть занятым. Ведь это скажется в даль­нейшем, в умении самостоятельно распределять время на учебный труд (год) и отдых, на занятиях и обязанностях по дому. В этом поможет игра. Ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведёт себя так, как этого требует роль. Например, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того требует коллективный замысел.

          Подобные действия, связанные с самоограничением желаний, ребёнок осу­ществляет с удовольствием. И в этом особая сила воздействия игры на нрасвенно- волевую сферу ребёнка. Игра же, которая нарушает удобство окружающих, не мо­жет расцениваться как деятельность нравственная, поэтому в этом случае, нужно всегда переключа ть внимание детей на игры, требующие от них сосредоточенности и ти­шины. Это приучает ребёнка уважать дела старших, вырабатывает деликатность, умение определять, где и во что играть, сообразуя свой замысел с делами окружаю­щих.

          Источником, обогащающим игру, являются наглядно-изобразительные средства (картины, альбомы, маленькие картинки , ).

          Истории в картинках являются первой азбукой для ребёнка, дают возмож­ность легко переводить изображения в слова, иногда в рассказ, способствуют пони­манию идеи, вызывает переживание детей.

          Знакомство детей с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обога­щает его, приобщает к творческому отношению к людям и к окружающему миру.

          В своих рисунках (также как и в игре, лепке, аппликации) дети отражают пе­реполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное или в мире, котором живут.

          Рисунок, также как и игра, приучает малыша мыслить, фантазировать, актив­но переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь воспитывают и форми­руют культуру чувств, культуру восприятия в мысли ребёнка.

          Через рисунки мы понимаем их проблемы, страхи, радости и сложности их развития, а это значит — мы получили новые возможности для разумного воспитания детей. А чтобы увлечение ребёнка послужило добру, при каждом удобном случае посоветовать маленькому художнику подарить его самый-самый замечательный рисунок (поделку, аппликацию) бабушке, товарищу, сестрёнке.

          Воспитание искусством включает воспитание музыкой (пусть на первых по­рах простые детские песенки) и литературной (тоже детской). Оно должно быть избирательным.

          Каждый увиденный по телевизору фильм, каждая прочитанная сказка, детс­кий спектакль следует внимательно обсудить вместе с ребёнком. Расспросить, какие герои и почему ему понравились, а какие нет. Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя. Так, мы приучаем детей культуре восприятия, воспитываем их чувства и разум, приобщаем к прекрасному, к природе, знакомим с архитектурой нашего города, рассказываем о замечательных людях, которые жили и теперь живут на нашей Земле.

          Питает душевное богатство детей и художественная литература для детей. В произведениях К.Чуковского, С.Маршака, Л.Кассиля, К.Паустовского; в сказках П.Бажова сказочное сочетается с реальным, разворачиваются чудесные приключения, необычайные истории, совершенствуются необыкновенные путе­шествия. В поступках и действиях героев сказок заложены многие моральные осно­вы: находчивость, упорство, трудолюбие, доброта, бескорыстная помощь.

          Сказка — любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастичес­ком, игровом жанре легче всего преподнести ребёнку высокие нравственные исти­ны. Всё это влечёт детей. Во многих произведениях, обращённых к детям, нарисова­ны близкие и понятные образы, и с детьми говорят о самом важном: о любви к своей Родине, об уважении к старшим, о том, что нужно уметь радоваться радостью друго­го, сопереживать в горе, помогать в беде. Художественная литература используется как средство развития человечности, добра и справедливости, чувства гражданст­венности. В связи с этим нужно обращать внимание на отбор произведений, методи­ку чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формиро­вания у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих пред­ставлений в жизнь и деятельность детей. Художественное произведение затрагивает душу детей, вызывает сопереживание, сочувствие герою.

          Дети старшего дошкольного возраста очень любят незатейливые, но поучительные рассказы Н.Носова, особенно «Огурцы», «Фантазёры», «Карасик» и другие. Рассказы о Дениске и его друзьях В.Драгунского тоже не оставили детей равнодушными. Они прекрасно понимают, юмор, правильно оценивают поступки героев. После прочте­ния таких произведений дети активно начинают рассказывать о подобных смешных ситуациях из своей жизни.

          Поступки героев заставляют задуматься детей о состоянии души, пережива­ниях, о характере, о совести, о сложности различных ситуаций.

          Самой природой заложено в маленьком ребёнке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его. Чтобы найти его сложностей своё место в жизни. И в этом плане сказка — один из лучших помощников ребёнка, так как сказка не только мудрая «ложь», но и всегда ещё игра.

          И там, где «тесно» в рамках обычной образовательной деятельности , на помощь приходят куклы: Петрушка, Буратино, Незнайка, мальчик Гоша, фея Вежливости. Или персонажи сказки Л.Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» в виде пальчикового театра в некоторой степени помогают, подсказывают в такого рода воспитательной игре. Это Фея Здрасте. В кармане её передника дети находят шуточ­ные замечания или упражнения, которых не мало в этой книге и которые ребёнок должен преодолеть, оценить свои поступки. Оценка может быть не только в балах или звёздочках, а может вывешиваться на стене или вручаться оценкой — маской.

          Если дети хорошо себя ведут, появляется улыбающаяся маска феи Здрасте. Если слегка нашалили — маска одного из гномов. Если ведут себя совсем из рук вон плохо, на стене появляется изображение дракона.

          А ещё в работе над воспитанием культуры поведения, вежливости очень помогает опыт Нины Пикулевой «О вежливости — с вами вместе». Система поэтических уроков, которые можно использовать из её книги рассчитана на ребятишек 5-7 лет, прекрасный возраст фантазёров, не расстающихся со сказкой. С пом о щью несложных реквизитов, поэтических и прозаических произведений, созда­ния очень знакомых детям ситуаций (в гостях, на празднике, обращению с телефо­ном, поведение в лесу), в спокойной (без апломба) беседе, простом разговоре, без назиданий и увещеваний, дети учатся добру, культуре поведения, вежливости.

          Формирование нравственных ценностей целесообразно посредством технологии «Метод проектов». Такие мини-проекты, как «Правила поведения», «Представления о вежливости», «Культурный человек» и др., помогут у знать детям новые правила поведения . Результатом могут стать групповые альбомы рисунков, фотографий, в которых дети отразят свои представления и поступки о вежливости , благородстве и т.д.

          В работе по нравственному воспитанию нужно использ овать те методы, которые соответствуют возрастным особенностям детей.

          Все эти методы можно условно сгруппировать так:

          Первая группа методов обеспечивает создания у детей практического опыта общественного поведения.

          К ним относится метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения, воспитание нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступить в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относится к вещам и т.п. Детей приучаю т к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о более младших, о старших, к правдивости, скромности.

          Приучение можно осуществля ть с помощью упражнения , при этом побуждение к поступку, действию, сочетаются с влиянием на чувства ребёнка, на его сознание . Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность в общении со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих к таким поступкам. Например, дети старшей группы должны уже уметь принять гостей, реализуя свои знания и умения, проявив вежливость, внимание и заботу о маленьких. Или, например, должны решить, кому из детей дать игрушку в первую очередь, учитывая, что один из них долго болел и только сегодня пришёл в детский сад.

          Метод приучения даёт наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей, наблюдения за взаимоотношениями.

          Можно использовать и показ действия, с помощью которого формируется самостоятельность , и метод организации деятельности . Это коллективный труд детей (уборка, посадка, подкормка птиц, изготовление игрушек и других предметов для подарков взрослым к 8 Марта и др.). Трудовая деятельность п омога ет воспитанникам правильно оценивать и общие результаты и трудовые усилия каждого .

          Тоже можно сказать и об игре , особенно ролевой, так как эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми.

          Во всех случаях выделяется цель, которая может быть достигнута детьми. Использу ются методы не только прямые, но и косвенные, т.е. скрытые от детей. Это осуществляется не прямым указанием, а созданием ситуации, котор ая заставля е т ребёнка подумать, как правильно поступить. Допустим, можно сообщить детям, что пора заканчивать игру и собираться на прогулку, но предварительно предл ожить подумать, что нужно сделать, прежде чем начать одеваться.

          Вторая группа методов направлена на формирование у детей нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы на этические темы, чтение художественных произведений и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, мультфильмов .

          Эти средства, методы и приёмы применяю т , во-первых, при организации непосредственно образовательной деятельности . Здесь в системе даются наиболее сложные знания, которыми должны овладеть все дети. Сформированные в ходе образовательной деятельности представления о ценных моральных качествах человека, о явлениях общественной жизни послужат необходимой основой для формирования морального отношения ребёнка к окружающей жизни.

          Во-вторых, эти методы активно использу ются в организации режимных моментов . Это — беседа, разговор с детьми и вопросы, к детям побуждающие к ответу («Что бы ты сделал, как поступил, если бы. мальчик упал и расшиб ногу?») («Что бы ты показала знакомой девочке, если бы она приехала в твой родной город в гости, куда бы её повела?»); картинки на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т.д.

          Методы второй группы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений, превращение моральных пред­ставлений в мотивы поведения. Этому способствуют сочетание занятий словесно- наглядного характера с практической деятельностью детей. В связи с усвоением во время бесед, чтени я книг первых понятий о моральных качествах (например, прав­дивость, трудолюбие) подбираю тся игры, упражнения, трудовые задания, в ко­торых дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить зна­ния и моральные чувства.

          Используя эти методы, не только знакомят детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участики каких-то событий, о которых шла речь в беседе, но и включаю т детей в обсужде­ние и анализ того практического опыта, участниками которого они были сами.

          Можно использовать меткие сравнения из любимых художественных произведений, например, таких как «Мойдодыр» и «Федорино горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А.Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского, «Неумейка» Я.Акима и др.

          Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют («Когда я ем — я глух и нем», «Кончил дело — гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Я — последняя буква в алфавите») .

          В повседневной обычной жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания детей. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими.

          Хороший пример — серьёзный помощник в воспитании. Ребёнок по собственной воли подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Поэтому надо воспитывать собственной воспитанностью, своим разумом и своими чувствами.

          Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с представлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под вниманием воспитателя и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. Только в этом случае можно считать , что правила поведения, стали для ребёнка нормой.

          Статья (старшая группа) по теме:

          культура поведения детей дошкольного возраста

          Методические рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста

          Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

          Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.

          В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

          Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:

          Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

          Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

          Гуманизация воспитательного процесса.

          Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.

          Личностно деятельный подход.

          Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.

          Единство воспитательных воздействий.

          Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.

          Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.

          Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.

          Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста:

          • формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
          • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
          • познакомить с правилами культуры поведения;
          • воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
          • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
          • В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.

            Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.

            Кроме этого, при формировании культуры поведения необходимо придерживаться определенных этапов:

            I этап: Диагностика сформированности уровней культуры поведения.

            – Методика № 1. Изучение коммуникативных умений.

            Цель: выявить сформированность коммуникативных умений у детей.

            – Методика № 2. Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности.

            Цель: выяснить степень сформированности организаторских умений ребенка в совместной деятельности со сверстниками и влияние этих умений на взаимоотношения со сверстниками.

            – Методика № 3. Изучение навыков культуры общения.

            Цель: выявить навыки культуры общения ребенка, выяснить какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками, как часто возникают конфликты и как ребенок их решает.

            – Методика № 4. Серия бесед на тему «Культура поведения, речи детей».

            Цель: выявить знания детей о культуре поведения в различных ситуациях, уступать друг другу, поступиться со своими желаниями в пользу товарища; выявить понимание детьми слов дружба, товарищество, честность.

            II–III этапы: Задачи, содержание и методы по формированию культуры поведения, процесс формирования.

            Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание (стр. 1 из 4)

            2. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду

            3. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы)

            Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

            Многие учёные, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.

            Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.

            Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

            При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

            Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу — и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

            Вместе с тем нравственные проявления детей старшего дошкольного возраста отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, более тонкого их применения.

            Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

            В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.

            1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания

            Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

            Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

            Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

            Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

            Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

            Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах, быту.

            Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребёнка нужно учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

            Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

            Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

            С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

            Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

            Ребёнок раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр. В старшем дошкольном возрасте значительную роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребёнка, его стремление самостоятельно оказывать помощь другим.

            Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.

            Учтём особую восприимчивость детей – дошкольников – поэтому важно, чтобы они видели положительные примеры.

            На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или к группе детей, — он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.

            Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, определим в чём же состоит необходимость привития, воспитания её у ребёнка. Продолжая в старшем дошкольном возрасте развивать культуру поведения, заложенную ещё в раннем возрасте, родители и воспитатели должны помнить, что ребёнок в этом возрасте готовится к ному этапу своей жизни – школьному обучению. Поэтому на них ложится большая ответственность в формировании у детей навыков поведения, осознанного, активного отношения к порученному делу, товарищества.

            Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» — вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

            Не стоит забывать ещё одно самое ценное, общёё для всех правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются неохотно. Однако не стоит каждый случай неприветливости рассматривать как факт проявления невежливости.

            Источники:

            http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538816/

            https://infourok.ru/doklad-vospitanie-kulturi-povedeniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1517009.html

            http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/05/kultura-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

            http://mirznanii.com/a/174490/kultura-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-ee-vospitanie