Курсовая физическое развитие дошкольников

Курсовая работа: Физическое воспитание дошкольников

Изучение особенностей методики и содержание занятий физической культурой детей дошкольного возраста.

Рассмотреть возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника.

Раскрыть методику обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Метод анализа литературных источников.

Объем и структура работы

Работа изложена на 34 странице печатного текста. Включает в себя перечень условных обозначений, введение, 2 главы, заключение и список использованных литературных источников. Для написания работы было изучено 16 источников научно- методической литературы.

ГЛАВА 1. Возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника

1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста

У ребёнка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества.

Таким образом, понимание особенностей развития нервной системы ребёнка позволяет педагогам посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему.

За период раннего дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки.

За первый год жизни рост ребёнка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным.

Масса тела ребёнка на первом году жизни утраивается по сравнению с массой при рождении. После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2 – 2,5 кг. К 6 – 7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребёнка.

Окружность грудной клетки при рождении – 32 – 34 см. В течение первых 3 – 4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5 – 3 см в месяц, затем прирост её снижается. В конце года она составляет около 0,4 – 0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки увеличивается на 12 – 15 см. Примерно так же происходит увеличение грудной клетки за весь остальной период дошкольного детства.

Величина окружности грудной клетки зависит от упитанности, физического развития и подготовленности ребёнка.

Окружность головы при рождении ребёнка примерно 34 – 35 см. В первые 9 месяцев она увеличивается на 3 – 3,5 см в квартал. В дальнейшем её рост резко замедляется, возрастая в течение 2 – 3 года жизни на 1 – 1,5 см в год. Изменение окружности головы в раннем возрасте определяется увеличением массы головного мозга. Под воздействием физических упражнений улучшается не только физическое развитие ребёнка, его телосложение, но и развитие и совершенствование массы головного мозга.[11]

Костная система ребёнка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. [14]

Физическое развитие дошкольников курсовая

Реферат: Физическое развитие детей дошкольного возраста

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Жизнь человека – это непрерывный процесс развития. Первые шаги и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова и развитие речевой функции, превращении ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы, усложнение рефлекторной деятельности – это только примеры из огромного числа непрерывных изменений организма.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста, а меняются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.

Список использованной литературы:

1. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма. – М. «Медицина», 1973.

2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М. «Просвещение», 1978.

3. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. – М. «ФиС», 1988.

4. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Человек. – М. «Просвещение», 1974 Бесплатно скачать реферат Физическое развитие детей дошкольного возраста в полном объеме

1. Реферат: Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся

Как показывают специальные исследования, резкое увеличение двигательной активности учащихся (до 30 и более часов в неделю) при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 тысяч.

2. Реферат: Физическая культура часть общей культуры общества

На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успе.

3. Реферат: Физическая организация файловой системы

Представление пользователя о файловой системе как об иерархически организованном множестве информационных объектов имеет мало общего с порядком хранения файлов на диске. Файл, имею.

4. Реферат: Физические и динамические свойства астероидных семейств

Снующие между планетами невидимые простым глазом астероиды образовали сложную систему в Солнечной системе. Они образовались около 4,5 млрд. лет назад, когда рождалась Солнечная сис.

5. Реферат: Физические мутагены

Здоровье нынешних будущих поколений людей в значительной степени зависит от того, какой генетический груз получен в наследство от предыдущих, какое количество мутаций накоплено чел.

6. Реферат: Физические свойства новых и сверхновых звезд

Иногда на небе появляются новые звёзды: они вспыхивают, достигают необыкновенно яркого блеска, а потом в течение нескольких недель или месяцев угасают, изредка вспыхивают вновь, но.

7. Реферат: Физические условия на Луне

Луна – естественный спутник Земли и самое близкое к Земле небесное тело и потому изучено лучше всего, но несколько тысячелетий назад с каким изумлением следил первобытный человек з.

8. Реферат: Физическое воспитание в системе образования и его проблемы

Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. В Республике Беларусь оно функционирует и ра.

9. Реферат: Физическое воспитание и здоровый образ жизни учащихся

Курсовая работа состоит из введения, обзора литературы, описания методов исследования, есть глава собственных исследований, выводов, списка литературы. Во введении обоснована акту.

10. Реферат: Физическое здоровье

Чем старше становится человек, тем больше он задумывается над своим здоровьем и начинает понимать, какое это благо быть здоровым и тем больше начинает его ценить. Как средство озд.

11. Реферат: Физическое развитие детей дошкольного возраста

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого челов.

12. Реферат: Физическое строение Солнца

Солнечная корона — самые внешние, очень разряженные слои атмосферы Солнца. Во время полной фазы солнечного затмения вокруг диска Луны, который закрывает от наблюдателя яркую фото.

13. Реферат: Физкультура и здоровый образ жизни

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровь.

14. Реферат: Филогения беспозвоночных

Благодаря высокой организации инфузорий (ядерный дуализм, наличие ресничек, четкая дифференциация всех органоидов в клетке, половой процесс – конъюгация и т.п.), многие специалисты.

15. Реферат: Философия М. Монтеня

Монтень не питает иллюзий насчёт существующих обычаев и законов, которые чаще всего «создаются дураками, ещё чаще людьми, не справедливыми из-за своей ненависти к равенству.

16. Реферат: Философия Николая Кузанского

Основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии. Кузанец, испытавший влияние развивающегося естествознания, а также гума.

17. Реферат: Философия Аврелия Августина

Августин — автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», в котором, опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красота представляет собой единство в многоо.

18. Реферат: Философия в системе наук

Важнейшей чертой философского знания является наличие слоя постоянных проблем от Древнего мира до наших дней. Конечно, вопросы, задаваемые философами, изменяют трактовку от века к.

19. Реферат: Философия войны в романе Война и мир

В центре романа Л.Н. Толстого «Война и мир»находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский народ, показавшей всему миру его мощь и силу, выдвинувшей.

20. Реферат: Философия Гегеля

Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой культуре, нельзя не признать, что занятое им место в ряду гениев мысли – одно из самых почетных. Его философский авторитет.

21. Реферат: Философия Демокрита

Таким образом Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот эксплицитно сформулированное понятие причины и развивает систему материалистического детерминизма.

Рефераты по рубрикам:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Понятие физическое воспитание и его развитие. Метод круговой тренировки. Анализ программ по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 12.05

Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Организация режима жизни детей. Закаливающие процедуры и специальные упражнения. Развитие у ребенка потребности в физическом совершенстве и осознанного отношения к своему здоровью.

контрольная работа, добавлен 29.09

Особенности физического воспитания как средства реабилитации, коррекции и адаптации, основы его организации. Формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков на уроке физической культуры. Физическое воспитание во внеурочное время.

курсовая работа, добавлен 16.06

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

реферат, добавлен 13.11

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастные особенности их развития. Характеристика средств физического воспитания, его основные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

курсовая работа, добавлен 10.02

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка как основа формирования личности. Задачи детского сада по физическому воспитанию дошкольников. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечение физического и психического благополучия.

контрольная работа, добавлен 11.12

Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, основные используемые механизмы и приемы. Формирование нравственных понятий детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

курсовая работа, добавлен 20.10

Характеристика общих особенностей развития детей от трех до семи лет. Симптомы кризиса 3-х лет . Образовательные задачи физического воспитания дошкольников: укрепление здоровья, формирование двигательных навыков и способности к трудовым операциям.

курсовая работа, добавлен 22.10

Особенности и проблемы физического развития детей дошкольного возраста. Структура оздоровительной работы детского сада. Структура работы с родителями, направленной на физическое оздоровление дошкольников в условиях детского дошкольного учреждения.

курсовая работа, добавлен 24.03

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Понятие и основные критерии эстетической воспитанности. Художественное развитие ребёнка. Воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

курсовая работа, добавлен 24.09

Взгляды ученых педагогов на двигательную активность. Особенности формирования и средства совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Исследование двигательных умений у детей старшей дошкольной группы, анализ результатов.

Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста, его главные цели и задачи. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, значение физической культуры в процессе разработки данной системы.

курсовая работа, добавлен 13.05

Социально-педагогическое значение физического воспитания детей. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития дошкольников. Средства и методы физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

контрольная работа, добавлен 24.09

Основы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности детей, развитие их физических качеств. Формирование двигательных качеств младших школьников: средства физического воспитания, адаптация к нагрузке.

Организация условий физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особенности разностороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического, трудового. Комплекс упражнений. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников.

дипломная работа, добавлен 20.10

Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

курсовая работа, добавлен 24.06

Значение физического воспитания детей первого года жизни. Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 до 12 месяцев. Физкультурные праздники как демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями.

презентация, добавлен 23.12

Анализ педагогической литературы и систем по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Особенности формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста. Условия формирования представлений о природных памятниках.

курсовая работа, добавлен 22.01

Место и роль физкультуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания дошкольников. Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей дошкольного возраста подвижным играм.

дипломная работа, добавлен 21.07

Определение сущности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования. Воспитание у ребенка привычки к чистоте, аккуратности, порядку. Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду.

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Физическое развитие детей дошкольного возраста Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые проходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. От момента рождения до взрослого человека ребенок приходит через определенные возрастные периоды. Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства сопротивляемость организма.

Жизнь человека – это непрерывный процесс развития. Первые шаги и дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова и развитие речевой функции, превращении ребенка в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной нервной системы, усложнение рефлекторной деятельности – это только примеры из огромного числа непрерывных изменений организма. Возраст Мальчики Девочки Длина тела (см) Масса (кг) Длина тела (см) Масса (кг) 0,1 1 2 3 4 5 6 7 49,6 – 54,3 73,3 – 77,4 83,4 – 89,5 95,5 – 99,1 97,1 – 107,4 103,9 – 114,8 110,3 – 121,2 117,3 – 127,3 3,1 – 3,9 9,5 – 11,3 11,4 – 14,1 12,6 – 16,9 14,5 – 20,1 16,5 – 21,0 18,7 – 24,5 20,4 – 28,8 48,9 – 54,0 71,1 – 76,9 81,1 – 87,6 90,1 – 97,5 98,8 – 107,6 104,4 – 114,2 109,3 – 122,1 115,9 – 126,9 2,9 – 3,7 8,7 – 10,8 11,1 – 13,8 12,5 – 16,0 15,1 – 19,9 16,0 – 22,7 17,7 – 25,1 20,3 – 28,0 Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность.

Периоды усиленного роста, а меняются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка. Из таблицы видно, что наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни.

Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75 – 80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она.

Продолжение на след. странице

Наблюдение ЗА Физическим Развитием Детей Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожден¬ных особенностей, а также от условий

3 Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития дошкольников 5 Возрастные особенности детского организма 7 Раздел II. Условия нормального развития и укрепления здоровья детей 9 Режим дня ребенка 9 Питание 9 Воспитание культурно-гигиенических

Введение Глава 1. Теоретическая предпосылка развития игры. 1.2. Игра – творческий процесс 1.3. «Природа» игры 1.4. Психологическая характеристика игровой деятельности 1.5. Проблемы и игра 1.6. Развивающие игры и их условия. Глава 2. Проявление предметной

Глава I. Речевое развитие дошкольников и проблемы речевого недоразвития. 1.1.Современное состояние проблемы речевого развития при норме речевого развития и общем недоразвитии речи в литературе. 1.2.Характеристика дошкольного возраста и этапы развития

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка — это путь к успешной сдаче.

Белорусский государственный университет

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

Курсовая работа на тему:

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Перечень условных обозначений. 3

ГЛАВА 1. Возрастные особенности развития организма ребёнка-дошкольника. 6

1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста…………………………….………………………………………….6

1.2 Особенности возрастного развития физических качеств………………..9

ГЛАВА 2. Методика занятий физической культурой детей дошкольного возраста……………………………………………………………..………..12

2.1 Задачи и средства физического воспитания ……………………….…12

2.2 Формы организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста……………………………………………………. 15

2.3.Принципы обучения в системе физического воспитания……………………………………………………………………18

2.4.Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием……………………………………………………………….…21

2.5 Содержание занятий физической культуры с детьми дошкольного возраста. 25

Список использованной литературы……………………………………….33

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

ДАД — диастолическое артериальное давление

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

САД — систолическое артериальное давление

ТиМФВ – теория и методика физического воспитания

УГГ — утренняя гигиеническая гимнастика

ФВ — физическое воспитание

ФК — физическая культура

ФН — физическая нагрузка

ФУ — физические упражнения

ЧСС — частота сердечных сокращений

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.[13]

Методика развития физических качеств детей дошкольного возраста

Рассмотрение основных принципов физического воспитания дошкольников. Методики определения уровня развитости двигательных качеств у детей. Ознакомление с комплексами упражнений, направленными на развитие быстроты движений, ловкости, силы и выносливости.

Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и исследование влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Методика и этапы развития физических качеств: ловкости, выносливости, силы. Эффективность упражнений.

Становление двигательных функций и физических качеств ребёнка. Подвижная игра как средство воспитания детей дошкольного возраста, ее влияние на деятельность всех систем организма, развитие морально-волевых качеств. Педагогическое руководство игрой.

Психологическая, физиологическая характеристика и разновидности физических качеств, формы, условия и факторы их проявления. Средства и методы развития силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости. Особенности проявления скоростных качеств.

Психолого-педагогическая сущность развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Накопление и обогащение двигательного опыта, скоростно-силовых качеств и выносливости у детей. Использование разнообразных подвижных игр на занятиях.

Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей 6-7 лет. Методика развития физических качеств и двигательных навыков у дошкольников. Разработка программы развития физических качеств дошкольников, основанной на использовании подвижных игр.

Общая характеристика особенностей развития двигательных качеств дошкольников. Особенности строения ОДА дошкольников. Методика развития двигательных способностей у дошкольников при плоскостопии. Физическое воспитание детей и подростков с дефектами осанки.

Особенности физического развития детей, занимающихся гимнастическими видами спорта. Параметры развития основных физических и двигательных качеств. Взаимосвязь физических качеств детей младшего школьного возраста (7-9 лет), занимающихся акробатикой.

Роль и значение игры в развитии детей. Игры для развития силовых возможностей, быстроты и выносливости, ловкости и гибкости. Влияние подвижных игр на развитие познавательного интереса детей. Применение игр для детей на уроках физической культуры.

Характеристика двигательных способностей и методика развития гибкости, выносливости, ловкости, силы и быстроты. Тестирование двигательных способностей школьников на уроках физической культуры. Применение двигательных тестов в практической деятельности.

Физическая подготовка в баскетболе, развитие выносливости и гибкости, скоростных, силовых и координационных способностей. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, упражнения для развития физических качеств.

Развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных играх

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИССТРАЦИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

Кафедра теоретических основ

дошкольного и начального образования

Развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных играх

Исполнитель: Чухлова Наталья

студентка гр. 0761

Научный руководитель: Чугайнова О.Г.

Зав кафедрой: Абашина В.В.

Дата допуска к защите

Оценка и номер протокола

Глава 1. Теоретические и методические подходы к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика физических качеств и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте.

Особенности развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2 Способы организации и проведения подвижных и спортивных игр направленные на развитие физических качеств старших дошкольников

2.1 Сущность и специфика подвижных игр их влияние на развитие физических качеств старших дошкольников.

Сущность и специфика спортивных игр их влияние на развитие физических качеств старших дошкольников.

Условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных и спортивных игр

3.1 Исследование уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Формирование и развитие физических качеств дошкольников в процессе подвижных и спортивных игр.

Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

С точки зрения современных представлений исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно-практической деятельности. Иначе говоря, процесс социализации, формирования личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена прежде всего в различных формах двигательной активности, практическая реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека, как известно, в определенной мере повторяет историческую логику процесса формирования родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Значение подвижной игры и ее влияние на формирование двигательных навыков и воспитание личности подчеркивали Н.И.Пирогов, а позднее Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев. Крупнейший ученый – педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лейсгафт разработал теорию и методику подвижных игр и рассматривал игру как ценнейшее средство воспитания личности.

В практике дошкольного образования подвижные игры используются регулярно. Согласно исследованиям М. А. Руновой, традиционные подвижные игры для дошкольников, предлагаемые программами включают в себя разнообразные сравнительно простые по двигательному содержанию игры. Спортивные игры, которые позволяют осваивать движения более сложного порядка используются сравнительно редко, так как регламентируются строгими правилами трудными для понимания дошкольников. Выходом из этой ситуации является обучение дошкольников подвижным играм, включающим в себя элементы спорта.

Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий; поэтому большинство этих игр связаны с проявлением физических качеств: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

В литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина) подчеркивает­ся, что подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», совершенствуются функции различных ана­лизаторов.

Исходя из этого, мы определили тему курсовой работы: развитие физических качеств у старших дошкольников в подвижных и спортивных игр.

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр направленные на развитие физических качеств старших дошкольников.

Цель: теоретически обосновать, экспериментально проверить условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных играх для комплексного развития физических качеств у старших дошкольников.

Задачи: дать характеристику физических качеств и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте и особенности их развития у детей 5-7 лет; раскрыть сущность и специфику подвижных и спортивных игр, а также условия отбора содержания и планирования подвижных и спортивных игр; Экспериментально проверить методику использования подвижных и спортивных игр для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические и методические подходы к развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические

особенности развития дошкольников

Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрат ь физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.

Организм дошкольн ика интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста (см. таблице 1) [1].

Средние показатели физического развития дошкольников

(по данным 1992-1994 гг.)

Антропометрические показатели

Следует помнить, что ребенок с избыточным весом не может быть отнесен к категории хоро шо физически развитых детей. Даже при повышении массы тела на 15—20 % у детей снижается работо способность, повышается раздражительность, могут возникнуть нарушения опорно-двигател ьного аппарата.

Следует учитывать, что на протяжении дошкольного возраста накопление веса и увеличение роста колеблется — в одни периоды малыш быстрее вы тягивается вверх, а в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность [2].

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомически е особенности, а также функциональные возможности организма ре бенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять ра звитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Если малыш испыты вает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься — принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха [1].

Возрастные особенности детского организма

Дети в возрасте от двух до четырех лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

Двухлетние дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные по луприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитие м других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом [3].

К четвертому году жизни завершается анатом ическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок ле гко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц . Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые [4].

Забота о физическ ом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.

Раздел II. Условия нормального раз вития и

укрепления здоровья детей

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно вклю чает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

Дети трех—пяти ле т должны спать 12—13 часов в сутки (днем 1,5—2 часа), а старшие—11—12 часов (днем 1 — 1,5 часа). Если ребенок перенес какое-ни будь заболевание, имеет хронический недуг или быстро утомляется, ему нужно спать на 1—1,5 часа больше.

Значительное мест о в режиме дня дошкольника отводитс я прогулкам. Ребенок должен быть на свежем воздухе ежедневно не менее 3—4 часов зимой и 5—6 часов летом. Прогулки проводятся регулярно, независимо от погодных условий. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма малыша и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и глубокий сон [1].

Для того чтобы приучить ребенка к режиму дня, взрослым необходимо проявить последовательность и выдержку.

В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества , которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.

Одно из основных требований рационального питания заключается в том, что калорийность пищи, употребляемой ребенком ежедневно, не должна быть меньше суточной затраты энергии организмом. Детям трех—пяти лет ежедневно необходимо 1800 калорий, пяти—семи — 2500 калорий.

Дошкольников корм ят четыре раза в день, с перерывом в 3,5—4 часа. За это время желудок заканч ивает переработку пищи и освобождается от нее, пищеварительные железы начинают вырабатывать соки, у ребенка появляется аппетит. Суточная норма питания в процентн ом соотношении распределяется так: завтрак—калорийность около 20—25% суточной нормы, обед — 35—40%, полдник—10—15%, ужин — 20—25 %.

Если ребенок не получает необходимого количества пищи, организм его истощается, у него развивается малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов в пище может быть причиной различных заболеваний. Следует также помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются те взрослые, которые считают, что полнота ребенка — главный признак здоровья. Переедание порой приносит непоправимый вред: ребенок набирает избыточный вес, становится малоподвижным [1].

Следует помнить, что важными факторами, способствующими повышени ю аппетита, являются достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе и активная двигательная деятельность.

Воспитание культурно-г игиенических навыков

Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.

После утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Необходимо, чтобы после приема душа или умывания ребенок вытерся насухо.

Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюд ать летом.

Определенное вним ание следует уделить воспитани ю у детей культурно- гигиенических навыко в, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

Закаливание для дошкольников целесообразно начинать летом, когда температура воздух а выше, чем в другие периоды года и ее колебания не бывают резкими, а затем систематически проводить его в течение года. Однако средства и методы закаливания должны быть для разных детей разными. Одного ребенка сразу же приучают к сравнительно низким температурам, для других переход от теплого до прохладного должен быть постепенным, почти незаметным.

Закаливание воздухом. Воздух — наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения, где они находятся.

Можно организовать послеобеденный сон на свежем воздухе, если для этого есть соответствующие условия (веранда или широкий бал кон).

В любое время года ребенку полезны воздушны е ванны. При проведении таких процедур ребенок в течение определенного времени остается полностью или частично обнаженным. Воздушные ванны подразделяют на горячие (температура свыше +30°С), теплые ( + 24°. + 30 °С), индифферентные ( + 20°. + 24°С), прохладные ( +15°. + 20 °С) и холодные ( + 6°. + 15 °С). Осенью и зимой воздушные ванны принимают в хорошо проветренной комнате, во время утренней гимнастики сначала в майке и трусах, а по мере закаливания — только в трусах и босиком. Продолжительность первых воздушных ванн пять минут. Постепенно это время увеличивают, а температуру воздуха снижают.

Принимая воздушны е ванны, ребенок должен двигаться: выполнять гимнастические упражнения, играть в подвижные игры. Движения способствуют активизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дают наилучший оздоровительный эффект [5].

Закаливание водой. Водные процедуры достаточно просты, легко дозируются. Кроме того, всегда можно поддерживать нужную температуру воды.

Во время водных процедур организм приблизительно в 28—30 раз интенсивнее теряет тепло, чем при воздушных ваннах. Вначале кровеносные сосуды суживаются, кровь отливает во внутренние органы, кожа бледнеет и ребенок иногда даже ощущает озноб. Через некоторое время сосуды вновь расширяются, что способствует интенсивному притоку крови, кожа краснеет, температура тела повышается. Таким образом, происходит определенная тренировка как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Все это способствует укреплению организма. В связи с тем, что водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их рекомендуют применять после утренней гимнастики или дневного сна.

Водные процедуры начинают с умывания. Теплую воду постепенно охлаждают. Ребенок моет лицо, руки, шею и верхнюю часть груд и. Через некоторое время мо жно приступить к обтиранию тела смоченной в воде рукавичкой, губкой или влажным полотенцем. Все движения выполняют быстро и энергично. Процедура длится не более 1—2 минут. Затем вытираются сухим полотенцем до тех пор, пока кожа не покраснеет и не появится приятное ощущение тепла

Обливание из лейки или под душем прово дят после солнечной ванны ил и утренней гимнастики (когда ребенок привыкнет к обтиранию). Эта процедура считается более сильным средством закаливани я, чем обтирание, поскольку вода попадает сразу на все тело.

Высота падения во ды во время этой процедуры не должна превышать 40—50 см. Длительность обливания под душем пост епенно увеличивается от 15 до 35 секунд.

В дошкольных учреждениях все дети систематически (1 раз в год) проходят медицинское обследование , по результатом которого и определяется способ закаливания для каждого ребенка индивидуально.

Методика использо вания естественных факторов природы для ослабленных детей такая же, как и для здоровых дошкольников. Однако следует быть более внимательным к изменению дозировки закаливающих средств, учитывая принцип постепенности их воздействия.

Многочисленные пр имеры из практики работы дошкольных учреждений свидетельствуют о большой эффективности закаливающ их процедур в сочетании с режимом оптимальной двигател ьной активности для укрепления здоровья ослабленных детей [1].

Формирование осанки и профилактика плоскостопия

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до шести-семи лет. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возни кнуть различные нарушения осан ки, которые характеризуются такими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т. д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

Среди начальных дефектов осанки чаще всего наблюдается так называемая вялая осанка. Это нарушение возникает из-за недостаточного развития мышц спины и живота. Ребенок с такой осанкой часто меняет положение тела и имеет утомленный вид.

Предупредить дефе кты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольных учреждениях в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении всего дошкольного периода ребенка учат правильно сидеть, стоять, ходить и спать в соответствующей позе.

Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнени я утренней гимнастики с последующим обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.

Чтобы дошкольники научились во время ходьбы сохранять правильную позу, они должны выполнять такие упражнени я: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с пе ском весом 500 г (2—3 мин), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2—4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать [6].

Обучая детей мета нию предметов на дальность и в цель, добиваются, чтобы они выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей выполн яют броски более сильной рукой (в основном правой), вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статик о-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причино й нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого — патологических дефектов осанки.

Любое патологическое изменение стопы отрицате льно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода. При значительной деформации вся стопа касается опорной поверхности. Часто плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу.

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массир овать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении [1].

Систематическое выполнение дошкольниками разнообразн ых физических упражнений, оптимальные гигиенически е условия их быта, закаливание организма сп особствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Раздел III. Методические указания к проведению занятий по физической культуре с

детьми дошкольного возраста

Структура и организация занятий

Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 — 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 30 — 40 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

Физические заняти я с детьми в дошкольных учреждениях имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.

Дети во время занятий должны быть в физкультурной форме: в майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.

Воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь перед началом занятия и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место [2].

Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:

      вводную (18 % общего времени занятия);

    основную (67 % общего времени занятия);

    заключительная (15 % общего времени занятия).

    Цель первой части занятий — ввести организм в состояние подготовленн ости к основной части. В первой части занятия предлагают ся упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задани я. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

    Вторая часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой [1].

    Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации дв ижений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

    Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием игра ют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметам и используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).

    В зависимости от того, какой инвентарь будет ис пользован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

    В основной части занятия используютс я игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки» [6].

    Третья, заключительная часть занятия небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность [1].

    Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательн ой подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

    Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз).

    Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

    Я считаю, что, планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

    помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);

предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;

избегать длительного статического положения, ожидания;

методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;

давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;

умело вызывать у ребенка положительные эмоции;

учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

По содержанию и методам проведения занятия они могут быть игровыми, сюжетными и смешанными.

Игровые занятия отличаются тем, что для решения задач по дбираются подвижные игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях.

Сюжетные занятия (двигательный рассказ) повышают интерес детей к движения м. Сюжетные занятия по физической культуре также состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставит ся игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др.

В основной части занятия у детей фо рмируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способно сти. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенно сть сюжета.

В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, малыши настраиваются на самостоятельную игру.

Смешанные занятия состоят из гимнастических упражнений (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения) и подвижных игр. Гимнастические упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в форме игровых упражнений [6].

Периодически преп одавателям полезно проводить контро льные занятия. На них проверяется уровень двигательных навыков и физических качеств детей, выявляются их склонности и интересы. В разных типах занятий количество частей и их последовательность остаются неизменными и не зависят от содержания занятия, т. е. использованных гимнастических и спортивных упражнений, подвижных игр.

Подбор физических упражнений и организация занятий

с детьми разных возрастных групп

Однако следует по мнить, что то или иное движение появляется и формируется у одних де тей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

Занятия по физической культуре в группе раннего возраста (1 — 2 года) предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.

Дети второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и слишком длительное повторение без изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.

Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движен ие в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.

Дети этой возрастной группы еще не ориентируются в пространстве. Поэтому различные перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.

Мышление детей вт орого и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласован ность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.

В начале на занятиях дети ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом [3].

Виды движений для детей от двух до четырех лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении младшего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.

Во вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движ ения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.

Количество общера звивающих упражнений также может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной и той же, а усложняются они за счет изменения исходного положения ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.

В старшей группе (5 — 7 лет) при выполнении общеразвивающих упражнен ий перед детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различны е исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой (большой, малой), соблюдать направление движения и т. д.

На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении [7].

Методические рекоменда ции к проведению

физических занятий на улице

Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части). Однако в проведении физкультурных занятий на прогулке имеются и некоторые специфические особенности.

На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр. Воспитатель по своему усмотрению может также включить упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем. В условиях зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.

Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.

Наибольшая вероят ность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с уменьшением площади опоры — ходьба по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом — у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.

С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю» и т. д. [1, 5, 7].

Раздел IV. Физическое воспитание дошкольника Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Основные ис пользуемые средства: физические упражнения, использование естественн ых сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среды), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Знание закономерностей влияния физических упражнений на организм и научная методика их выполнения помогают достичь цели физического воспитания.

Естественные силы природы выступают средствами закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования. Осуществляется физическое воспитание по трем направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.

Каждый день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

Утренняя гимнасти ка является хорошим средством в проф илактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих упражнен ий укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развитии больших мышечных групп.

Используются упра жнения неимитационные и имитационные (образные), в которых дети как бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем.

Утреннюю гимнасти ку следует разнообразить уп ражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.

Комплексы утренней гимнастики для детей трех — пяти лет состоят из 4—6 упражнений, для детей шести-семи лет—из 6—8 упражнений. Младшие дошкольники повт оряют их 4—6 раз (прыжки — 8—12 раз), а старшие— 8—10 раз (прыжки 18—24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),— 6 раз [7].

Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах или на балконе, на улице.

Утреннюю гимнасти ку начинают с кратковременной энерги чной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождат ь счетом — «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан). Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.

Во время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.

Во время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [7].

Дошкольникам трех -четырех лет не рекомендуется часто дава ть стойку ноги врозь, так как это отрицательно сказывается на формировании свода стопы (может привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4—5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

Подбирая упражнен ия для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища — сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки).

Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медлен ной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.

Во время выполнен ия упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражн ение четко и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.

При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие — носков ног.

При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.

Утреннюю гимнасти ку желательно выполнять под музыкально е сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразите льному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

Если ребенок пере нес какое-нибудь респираторное, инфекционное заболевание, ему временно могут быть противопоказаны физические упражнения. В этом случае следует проконсультироваться у врача в отношении возможности выполнения ребенком комплекса утренней гимнастики [1].

Источники:

https://infourok.ru/kursovaya-rabota-fizicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-1998859-page2.html

http://kakvyrastitrebenka.ru/razvitie-doshkolnikov/fizicheskoe-razvitie-doshkolnikov-kursovaja.html

https://infourok.ru/kursovaya-rabota-fizicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-1998859.html

https://allbest.ru/k-2c0a65635a3bc78a5d43a89521306d27.html

https://works.doklad.ru/view/4qheAPVpx3s.html

https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-64707