Лечение истерик у ребенка

Симптомы и лечение истерии у детей

Истерия относится к разновидностям невроза, который довольно часто наблюдается у детей. По мнению И. П. Павлова, для истерии свойственна функциональная слабость коры головного мозга с преобладанием подкорковых импульсов и слабостью второй сигнальной системы.

Симптомы истерии у детей

Согласно исследованиям Г. Е. Сухаревой, истерия у детей часто сопровождается астазией-абазией, для которой свойственно движение руками и ногами при полном нежелании ходить или стоять. У маленьких детей могут появляться аффективные состояния, которые сопровождаются вспышками гнева и злобы. Подобные припадки могут заканчиваться судорогами, их относят к аффективно-респираторным. Заболевание может проявляться параличом конечностей, отказом стоять и ходить, нарушениями слухового и зрительного восприятия, мутизмом, повышенной вентиляцией легких. Аналогичные симптомы истерии также могут встречаться у детей более старшего возраста. Для заболевания характерна театральность движений, массивность симптомов. В то же время полностью отсутствуют признаки органических поражений мозга. Параличи не отвечают локализации поражения с точки зрения анатомии, могут возникать и большие припадки, отличающиеся по клиническим проявлениям от эпилептических, причем характерных изменений при проведении ЭЭГ не наблюдается.

Психологическое исследование позволяет обнаружить у больного характерные для истерического типа черты: желание оказаться в центре внимания, ранимость. Дети требуют к себе внимания больше, чем сами этого заслуживают. Желание продемонстрировать себя сводится к указанным выше признакам и соматическим заболеваниям, истерия проявляется также в неожиданном поведении ребенка среди людей, придумывании любопытных историй, приукрашивании действительности, себя, клевете безо всякого повода.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

Лечение истерии у детей

Лечение истерии у детей, как и прочих расстройств соматического генеза, часто на удивление эффективно. Благотворно действуют простые внушения, ложные инъекции с применением плацебо, стационарное лечение на протяжение нескольких дней.

Наибольшая проблема возникает при правильном направлении в воспитании детей с истерическими чертами характера, в таком случае порой необходимо привлечение специалиста.

Течение заболевания во многом зависит от того, насколько удалось избавить ребенка от психотравмирующей ситуации или оградить его от воздействия неблаготворных факторов. Длительные и повторные психические травмы часто становятся причиной затяжного течения болезни, сопровождающейся частыми рецидивами.

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Причины истерик у детей

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.
  • В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

    Симптомы истерик у детей

    К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

    Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

    Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

    В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).
  • Лечение истерик у детей

    Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.
  • Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.
  • Прогноз и профилактика

    Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

    Причины, симптомы, стадии и тактика родителей при детских истериках

    Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

    Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

    Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

  • дефицит внимания со стороны взрослых;
  • малыш переутомился и устал (плохо спал ночью, часто просыпался);
  • нарушение режима дня (ребенок голоден или хочет спать);
  • малыш не может выразить словами свои чувства и желания;
  • ребенок не может получить от взрослых желаемого;
  • проявление характера;
  • физическое и психологическое состояние малыша вовремя или после болезни;
  • у некоторых детей возникает желание подражать взрослым и сверстникам (некоторые дети могут повторять за истеричными детьми или копировать поведение родителей);
  • потребность малыша получить эмоциональную или физическую разрядку;
  • нездоровая психологическая обстановка в семье;
  • взрослые пытаются отвлечь или оторвать малыша от интересного для него занятия;
  • в 3 года малышу дарят и покупают игрушки, которые ему не подходят по возрасту или у него что-то не получается в игре.
  • Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

    Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

    Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

    После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

    Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

    Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

    Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

    Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

    Типы нервной системы

    Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

    Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

    Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

    Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

    К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

    Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

    Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

    Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

    • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
    • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
    • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
    • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
    • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.
    • Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

      2 типа истерик у детей и правильная реакция родителей

      Новое об истериках и строении мозга ребенка

      Детские истерики — одна из самых неприятных сторон родительской жизни. Большинство родителей научены тому, что есть только один надежный способ реакции на истерику — игнорировать ее. Однако имеет смысл научиться различать истерики разного происхождения — ведь реагировать на них надо по-разному. Рассказываем, как связаны скандалы, которые закатывают дети, и развитие их мозга.

      Когда вы имеете представление о верхнем и нижнем мозге, вы можете заметить, что существует два типа истерик. Истерика верхнего этажа возникает, когда ребенок, по сути дела, произвольно решает ее закатить. Он делает сознательный выбор действовать таким образом, терроризировать вас и манипулировать вами, пока не получит то, чего хочет. Несмотря на весь драматизм и кажущиеся искренними мольбы, он способен мгновенно прекратить истерику, получив то, что требовал.

      Причина такой способности остановиться в том, что в этот момент ребенок использует верхний мозг. Он способен контролировать свои эмоции и телесные реакции, логически рассуждать и принимать здравые решения. Так, девочка, возможно, выглядит совсем потерявшей контроль над собой, когда истошно орет посреди супермаркета: «Я хочу те тапочки с принцессой сейчас!» — но вы обнаружите, что она контролирует ситуацию и просто манипулирует вами ради достижения желаемого исхода.

      Родителям, сумевшим распознать истерику верхнего этажа, остается лишь одна очевидная реакция: никогда не вступать в переговоры с террористом. Истерика верхнего этажа взывает к установлению жестких границ и ясных решений о том, какое поведение является приемлемым, а какое — неприемлемым. Правильной реакцией на подобную ситуацию было бы спокойное объяснение:

      «Я понимаю, что тебе очень понравились эти тапочки, но мне совершенно не нравится то, как ты себя ведешь. Если ты не остановишься прямо сейчас, ты не получишь тапочек, и мне придется запретить тебе идти сегодня на детский праздник, поскольку ты не умеешь себя вести».

      После этого очень важно осуществить объявленное наказание, если поведение не прекратилось. Обеспечивая ясные ограничения подобного типа, вы даете своей дочери возможность наблюдать последствия ее неприемлемого поведения и практиковаться в контроле над собственными побуждениями. Вы учите ее тому, что уважительное обращение, терпение и отсроченное удовольствие вознаграждаются, а противоположное поведение — нет. Это важные уроки для развития мозга.

      Если вы отказываетесь поддаваться давлению истерик верхнего этажа — независимо от возраста вашего ребенка, — вы перестанете сталкиваться с ними регулярно. Поскольку верхние истерики являются намеренными, ребенок перестанет обращаться к приемам такого типа, как только убедится, что они неэффективны, а иногда приводят к негативным результатам.

      Истерика нижнего этажа — нечто совершенно другое. В этом случае ребенок до такой степени расстроен, что не способен использовать свой верхний мозг. Ваш малыш становится настолько зол из-за того, что вы льете ему воду на голову, чтобы помыть волосы, что начинает кричать, выбрасывать игрушки из ванны и отчаянно махать кулачками, пытаясь вас ударить. В этом случае нижняя часть его мозга, в частности его миндалевидное тело, берет верх и держит в заложниках его верхний мозг. Гормоны стресса, наполняющие маленькое тело, мешают его верхнему мозгу функционировать полностью. В результате он буквально не в состоянии — по крайней мере, на данный момент — контролировать свое тело и эмоции, прилагать рассудок, учитывать возможные последствия, решать проблемы или принимать во внимание чувства другого человека. Он вышел из себя. Ворота перегородили путь к верхнему этажу, и он просто не может использовать весь свой мозг.

      Когда ваш ребенок находится в таком состоянии дезинтеграции и истерика нижнего этажа приняла масштабные размеры, необходима совершенно иная родительская реакция. Если в случае верхней истерики родителям следует быстро установить жесткие границы поведения, то соответствующая реакция на нижние истерики должна быть более ласковой и успокаивающей.

      Первое, что должны предпринять родители, — установить связь с ребенком и помочь ему успокоиться. Этого иногда можно достичь ласковыми прикосновениями и утешительными интонациями. Или, если он зашел настолько далеко, что может травмировать себя либо кого-то другого или что-то сломать, лучше взять его на руки, прижать к себе и спокойно говорить с ним, унося его с места событий.

      Вы можете экспериментировать с различными подходами, в зависимости от темперамента своего ребенка, но главное — вы должны утешить его. В этих случаях нет смысла говорить о наказании или приемлемости поведения. Он просто не в состоянии воспринимать эту информацию в момент истерики нижнего мозга, поскольку подобного рода разговоры требуют функционирования верхнего мозга, способного выслушивать и усваивать информацию.

      Затем, когда верхний мозг вернется на место событий, вы можете начать действовать, применяя логику и рассуждения («Тебе не понравилось, что папа так мыл тебе голову? Как ты хочешь, чтобы мы мыли тебе голову в следующий раз?»). Как только ребенок пришел в более восприимчивое состояние, можно поговорить о приемлемом и неприемлемом поведении и любых возможных последствиях («Я знаю, что ты очень рассердился из-за того, что вода текла тебе на лицо. Но нельзя никого бить, даже если ты очень зол. Ты можешь сказать мне словами: «Мне это не нравится. Пожалуйста, перестань»). Ваши воспитательные меры теперь способны поддержать ваш авторитет — что очень важно, — и вы можете реализовать их с позиций большей информированности и сочувствия. И ваш ребенок скорее усвоит этот урок, поскольку вы учите его в тот момент, когда его мозг станет восприимчив к обучению.

      Как знают опытные родители, для детей ясельного возраста ситуации, когда они выходят из себя, — не редкость. Если это случается с десятилетним ребенком, все выглядит по-другому, однако ребенок любого возраста (и даже взрослый!) подвержен захвату со стороны нижнего мозга в ситуациях эмоционального накала. Именно поэтому знание о верхнем и нижнем мозге — и о том, что истерики могут происходить на разных этажах, — способно помочь нам эффективнее приучить своих детей к дисциплине. Оно позволяет яснее видеть, когда следует проводить черту, а когда использовать ласковое сочувствие.

      Истерика у ребенка: причины и способы борьбы

      Практически каждый родитель хотя бы однажды чувствовал свою беспомощность перед малышом, бьющимся в истерике. Правильная реакция взрослых в такой ситуации – первостепенная задача, потому что важно не только остановить детский приступ ярости или отчаяния, но и оградить беззащитную психику ребенка от негативных последствий такого выпада.

      Для того чтобы четко знать, как именно реагировать на истерику ребенка, необходимо разобраться, почему малыш повел себя подобным образом. Причин возникновения детских истерик не так уж и много.

      Ребенок – существо чувствительное. Усталость, голод или даже неудобство от одежды может привести к возникновению стресса. В условиях подобного перенапряжения достаточно небольшого импульса – и малыш начинает истерить. Например, ребенок сидит в песочнице и спокойно играет, а родители решают увести его домой. Когда малыш отлично себя чувствует и его внутренней энергии хватает для перестройки интересов, он абсолютно спокойно реагирует на желания взрослых. Но если он устал и чувствует себя неважно, то вмешательство родителей в его игру может привести к истеричному выпаду.

      Понять, что кроха закатил истерику по причине стресса, совсем несложно. Как правило, подобные припадки возникают тогда, когда сами родители утомлены. И первая реакция взрослых на поведение ребенка в этом случае – гнев и недовольство. Проанализируйте свои чувства: если вы устали, а капризное поведение малыша раздражает и злит вас, остановитесь, не выплескивайте свои негативные эмоции на него.

      Реагировать на детскую истерику, возникшую по причине стресса, необходимо с любовью и самоотдачей. Ругать и пытаться воспитывать малыша в этом случае бесполезно. Кроху нужно просто обнять, взять на руки, отнести домой и как можно скорее удовлетворить его потребности – умыть, накормить, приласкать. Если такая истерика будет проигнорирована, у малыша может сложиться впечатление, что он никому не интересен и его нужды ни для кого не важны.

      Освобождение от чужеродного влияния

      Истерика у ребенка, возникшая по этой причине, напрямую связана с методом воспитания, принятым в каждой отдельно взятой семье. Если родители опираются только на мнение окружающих и общепринятые постулаты, пытаются «вылепить» из ребенка нечто удобное для них, результатом становятся многочисленные проблемы с психоэмоциональным состоянием и, как следствие, поведением малыша.

      Когда ребенку постоянно твердят о том, что можно делать, а чего нельзя, не обращая внимания на его особенности и характер, у крохи даже в полтора-два года могут возникнуть психологические зажимы, избавляться от которых он будет всеми силами. Истерики в этом случае – способ защиты от чужеродного (пусть даже родительского) влияния.

      Снятие нервного напряжения

      Распознать такую причину возникновения истерики очень просто. Если перед припадком малыш был там, где шумно и весело, если он переиграл с друзьями или долгое время общался с незнакомыми для него людьми, наверняка кроха перевозбудился или перенервничал. В таком случае истерика – своеобразное «выпускание пара».

      Чтобы припадков по этой причине не возникало, необходимо следить за тем, насколько спокойная обстановка окружает ваше чадо. Ну а если вы попали на какой-либо праздник, где шума, беготни и крика избежать не получится, почаще обнимайте малыша. В эти моменты его организм расслабится, и перевозбуждение не наступит.

      Необходимость телесного контакта

      Тело человека – сложный организм, покрытый сетью нервных окончаний. Для хорошего самочувствия эти окончания следует периодически стимулировать посредством поглаживания, массажа и прочих действий. Ребенок нуждается в телесном контакте не меньше, чем взрослый. И при нехватке такового будет добиваться его самыми разнообразными способами – как детской лаской, так и истерикой.

      Чтобы избежать припадков, причиной которых является недостаток соприкосновений, играйте с ним в контактные игры: «обнималки», «щекоталки». Имейте в виду, что чем меньше крохе лет, тем больше ему необходимы ваши объятия и прикосновения.

      Манипуляция окружающими

      Манипулятивные детские истерики устраиваются с одной целью – добиться от окружающих чего-то своего. Это именно тот вид истерики, который нуждается в применении воспитательных мер. И, в отличие от предыдущих разновидностей яростных припадков, игнорирующая реакция родителей вполне приемлема.

      Истерики, которые закатываются с намерением манипулировать, опасны для ребенка. Кроме негативного влияния на формирование характера, подобные выпады способствуют тому, что с возрастом антисоциальное поведение малыша уверенно закрепится и породит массу проблем в будущем.

      Возрастные особенности детских истерик

      С возрастом ребенок преображается как внешне, так и внутренне. Вместе с этим меняется характер и приоритетность причин возникновения детских истерик.

      Психика малыша полутора лет еще не устоялась, и поэтому истерика зачастую возникает на фоне усталости или нервного перенапряжения. Ближе к двум годам кроха, как правило, постигает смысл слов «нельзя» и «нет». В этом возрасте у ребенка начинается глобальная психоэмоциональная перестройка, он приобретает новый опыт, острее переживает конфликты.

      Именно в полтора-два года («первый возраст упрямства») покладистый и спокойный малыш может превратиться в строптивого и капризного скандалиста, который упорно отказывается выполнять какие-либо требования и отличается неприемлемыми для окружающих поступками. Зачастую необузданное поведение крохи двух лет вводит в ступор родителей: он царапается, кричит и кидается на стену.

      Бороться с истеричными выпадами ребенка мамы и папы не всегда готовы. Кажется, что легче уступить и выполнить то, чего хочет малыш двух лет. Но поддавшись однажды, будьте готовы к тому, что и дальше кроха будет добиваться своего с помощью истерики.

      Возраст трех лет у ребенка отличается тем, что он хочет почувствовать себя взрослым и самостоятельным, начинает осознавать, что он – личность. В это время появляется своеволие, крайнее упрямство, негативизм. Нередко такие перемены застают родителей врасплох.

      С малышом трех лет нужно вести себя особо: не заострять внимания на его поведении, не пытаться его сломить. Насильное изменение характера не приведет ни к чему хорошему, однако вседозволенность допускать также не стоит. Ребенок не должен прийти к выводу, что с помощью истерики он добьется всего, чего хочет. Оптимальное решение в этом случае – переключение внимания.

      Если в три года кроха склонен часто закатывать истерики, старайтесь не допускать ситуаций, когда он сможет ответить «нет». Родителям необходимо избегать прямых указаний, к примеру: «Мы идем в парк, одевайся!». Необходимо создать для маленького упрямца иллюзию выбора: «Будем гулять в парке или останемся во дворе?», «Хочешь поиграть в песочнице или покататься на горке?».

      Как правило, к четырем годам чрезмерные капризы и детские истерики стихают сами собой, поскольку ребенок учится выражать словами свои чувства и эмоции.

      Четыре года и старше

      Дети младшего дошкольного возраста очень наблюдательны: в четыре года они быстро осознают, что мамин запрет может снять папа или бабушка. Чтобы избежать бурной реакции на ваше «нет», необходимо четко определить для ребенка список запрещенных и дозволенных действий. Придерживаться этого порядка следует неукоснительно: если мама что-то запретила, то никто из домочадцев не должен вмешиваться и изменять установленное правило.

      Постарайтесь справиться с неадекватными выпадами ребенка еще в дошкольном возрасте. Ведь в школе ему предстоит масса новых открытий и впечатлений, и к этому времени лучше быть свободным от истерических припадков.

      Как себя вести во время истерики у ребенка

      Зачастую толчком к началу гневного выпада малыша становится каприз: «Дай, хочу, купи, уйди, не буду…». Если предотвратить приступ не удалось, соблюдайте основные принципы реагирования на детские истерики:

    • в момент припадка не пытайтесь утихомирить малыша, уговорить, обругать – это послужит стимулом к продолжению (а может и усилению) истерики;
    • не оставляйте кроху в одиночестве, находитесь рядом, в его поле зрения;
    • если маленький упрямец закатил истерику с целью что-то получить, не уступайте;
    • ни в коем случае нельзя прибегать к физическому наказанию – это усугубит состояние малыша;
    • используйте тактильный контакт – крепко обнимите кроху и, удерживая в своих объятиях, ласково повторяйте, как вы его любите.
    • Детские истерики в общественном месте заслуживают особого внимания. В этом случае родителям необходимо справится не только с бушующим ребенком, но и с осуждающими взглядами окружающих. Старайтесь не обращать внимания на посторонних, не привлекайте их к происходящему процессу. Пусть малыш, желающий получить новую игрушку, вдоволь повозмущается и потопает ногами. Спустя какое-то время ему самому надоест вести себя подобным образом, и истерика сойдет на нет.

      После того как страсти улягутся, не стоит отказывать малышу в ласке: успокойте его, возьмите на руки. Поговорите о том, что его так расстроило. Объясните, что вы любите свое чадо и вам нравится общаться с ним, когда он миролюбив и спокоен.

      Детская истерика: каприз или заболевание?

      Если капризы и истерики у ребенка стали постоянным явлением в вашем доме, стоит задуматься о том, нужна ли помощь специалиста. Обязательно следует обратиться к неврологу если:

    • истерики становятся более агрессивными и происходят все чаще;
    • во время истерики малыш задерживает дыхание или же теряет сознание;
    • ребенок приближается к старшему дошкольному возрасту (после четырех лет), но истерики не прекращаются;
    • во время припадка кроха ломает вещи, царапает себе лицо;
    • кроме истерик появляются ночные кошмары и страхи;
    • у малыша часто меняется настроение;
    • истерический приступ заканчивается рвотой, одышкой, внезапной вялостью.
    • Все эти признаки могут указывать на то, что у ребенка заболевание под названием «невроз». Истерический невроз у детей – достаточно распространенное явление, подвергнуться которому может абсолютно здоровый малыш, не имеющий никаких проблем с психикой.

      Если у крохи замечены признаки невроза, откладывать лечение нельзя ни в коем случае. В раннем периоде развития болезни истерический невроз поддается лечению и профилактическому воздействию. А вот если упустить момент, заболевание перейдет в хроническую форму и негативно повлияет на становление личности ребенка.

      Для профилактики возникновения неврозов у детей необходимо:

      1. Следить за качеством и количеством информации, которая поступает к ребенку (не допускать просмотров крохой по телевизору кровавых триллеров и криминальных передач).
      2. В присутствии малыша максимально спокойно общаться с другими людьми.
      3. Оберегать кроху от переутомлений, следить за соблюдением режима питания, прогулок и сна.
      4. И главное: дома ребенок должен чувствовать себя комфортно и уютно. Именно взаимоотношения в семье призваны стать инструментом, который поможет малышу преодолеть всевозможные трудности, возникающие на его пути.

      Если со здоровьем вашего упрямца все в порядке, корень проблемы истерических припадков – ошибки в воспитании или неправильная реакция близких людей малыша на его поведение. Не позволяйте крохе добиваться желаемого с помощью истерик. Старайтесь быть терпеливыми и находить компромиссы. Ребенок должен осознавать границы дозволенного, имея при этом свободное пространство. Позволяйте ему быть независимым, однако учите отвечать за свои поступки.

      Что делать родителям во время детских истерик: как успокоить ребенка 2-4 лет и как реагировать на постоянные «концерты»?

      Во время истерики ребенок теряет самообладание, и общее его состояние характеризуется как крайне возбужденное. Истерики у ребенка сопровождаются следующими признаками: плач, крик, размахивающие движения ногами и руками. Во время приступов малыш может укусить себя или рядом находящихся людей, падает на пол, наблюдаются случаи ударов головой об стену. Кроха в таком состоянии не воспринимает привычные слова и убеждения, неадекватно реагирует на речь. Этот период не подходит для объяснений и вразумлений. Осознанное воздействие на взрослых рассчитано на то, что в итоге он получит желаемое. Часто такое поведение приносит положительный эффект.

      Во время истерики ребенок характеризуется крайне нестабильным эмоциональным состоянием и способен на неадекватные поступки

      Чем старше малыш, тем больше у него появляется личных желаний, интересов. Порой эти взгляды расходятся с тем, что думают родители. Происходит столкновение позиций. Ребенок видит, что не может добиться желаемого и начинает злиться и нервничать. Такие напряженные ситуации и провоцируют появление истерических состояний. Перечислим основные факторы, влияющие на это:

      • малыш не в состоянии заявить и выразить свое неудовлетворение;
      • попытка привлечь внимание к себе;
      • стремление получить что-то нужное;
      • переутомление, голод, недосыпание;
      • болезненное состояние в период обострения заболевания или после него;
      • попытка стать как другие дети или быть похожим на взрослого;
      • результат непомерной опеки и излишней строгости родителей;
      • положительные или отрицательные поступки ребенка не имеют четкой реакции со стороны взрослых;
      • система поощрений и наказаний плохо отработана;
      • когда ребенка отрывают от какого-то увлекательного занятия;
      • неправильное воспитание;
      • слабая нервная система, неуравновешенное поведение.

      Увидев однажды подобное у своего малыша, родители зачастую не знают, как реагировать и как это остановить? Единственное желание в моменты приступов — чтобы они поскорее закончились и больше не начинались. Повлиять на их частоту могут именно родители. От их правильного и рационального поведения будет зависеть продолжительность подобных ситуаций.

      Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить — например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

      Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

      Как проявляются детские истерики? 2-3 года – возраст, характеризующийся следующими стадиями приступов:

      Сталкиваясь с этим неприятным явлением, мы понимаем, что ребенок взрослеет и проявляет свое «я». Только ответная реакция родителей не всегда бывает адекватной и грамотной, ведь им не хватает терпения, знаний, умения предупреждать подобные приступы. Большинство таких ситуаций требует выдержки и мудрости. Что же должны знать взрослые о детских истериках? Почему они случаются и как себя вести надо родителям, как реагировать? Сейчас узнаем.

      Понятия «каприз» и «истерика» очень близки. Но к первым дети прибегают для того, чтобы добиться невозможного в данный момент или желаемого. Например, дитя хочет шоколадку, которой в доме нет, начинает ныть, плакать, капризничать. Его поведение при этом ухудшается, но оно легко контролируемо, до стадии истерии капризы не доходят.

      А вот истерика представляет собой более сильную эмоциональную реакцию, которая начинается просьбой, отказом от определенных действий и заканчивается воем, битьем головой об пол, кулаками, расцарапыванием своего лица, порой присоединяются судороги и рвота. То есть это реакция, подкрепленная агрессией, когда дитя не контролирует свою моторику. Она возникают как ответ на неприятное известие, обиду, запрет, часто усиливается при внимании извне и при его исчезновении иногда прекращается.

      Почему у ребенка истерика

      Педиатры, в том числе и Евгений Комаровский, объясняют, что истерика у новорожденного ребенка в основном случается из-за боли в животике . Дитя адаптируется к жизни вне утробы матери, колики длительное время сопровождают процесс такой адаптации. Формирование плотного комочка кала, раздражение стенок кишечника вызывает боль, что малыш и проявляет сильным криком. Единственное, что можно предпринять при истерике у грудного ребенка — использовать специальные успокаивающие капли и набраться терпения, прижать дитя животиком к себе, помассажировать его. Как правило, до полугода подобные проблемы исчезают.

      У годовалого ребенкапоявляется много энергии, и он попросту не знает, каким образом ее использовать. А вот организм легче всего избавляется от нее криком, истериками. Избыточные эмоции у годовалого малыша выходят при помощи сильных движений тела, крика и плача. В этом возрасте он может орать не для того, чтобы добиться чего-то от папы с мамой, а потому что крик — это его физиологическая реакция на ситуацию, которая ему не нравится, не устраивает. Это ответ и протест, выражение своего «я». В год дитя переживает первый кризис развития. И как раз такие эмоциональные реакции являются проявлением становления маленькой личности.

      Ребенок еще и сам не знает, как прекратить подобный протест. Если в такой момент он и хочет чего-то, так это помощи. Взрослые должны помочь малышу справиться с потоком эмоций. А родители иногда начинают кричать на дитя еще громче, демонстрируя силу и свое превосходство. Вот этого делать категорически нельзя. Лучше помолчать и просто обнять малыша, поцеловать его, погладить по спинке, голове, дать любимую игрушку. Крик родителей и требование успокоиться могут лишь усилить эмоциональное возбуждение крохи. Это как подбрасывание дров в костер.

      Истерика у ребенка после купания является проявлением раздражения на сильный физический дискомфорт. И его причина — это чаще всего мытье головки. Детям не нравится, как мама льет им воду на голову. Вода попадает в глаза, дитя кричит, протестует, гормоны стресса наполняют маленькое тело. Дети не умеют терпеть и понимать, что эта процедура — необходимая.

      Иногда малыши просто не хотят покидать ванную и тоже протестуют таким образом. Родителям надо научиться договариваться с ребенком, а если это касается мытья головы, то, возможно, делать это вместе с папой или купить специальный козырек для купания, чтоб водичка не попадала в глаза малышу.

      Сильные эмоциональные реакции перед сном, истерики у ребенка при укладывании спать, случаются потому, что его заставляют прерывать интересные игры. И в этом случае надо, опять же, научиться договариваться с малышом, напоминать, что игрушки тоже хотят спать, и пора заканчивать общение с ними. Еще одна причина — отвыкание малыша от привычки засыпать вместе с мамой. Зная, что его будут оставлять в кроватке одного, он намеренно станет протестовать. Ведь рядом с родителями ему было гораздо комфортнее.

      Истерики перед сном и ночью во сне могут иметь и еще одну необычную причину. Если малыш здоров, днем подобных проблем с ним не возникает, а только вечером и ночью, то, возможно, о нем или о вашей семье кто-то нехорошо думает. Вечером людей одолевают старые обиды, тяжелые думы. Если отец семейства гуляет, то ночные детские истерики могут говорить о том, что другая женщина не дает жить спокойно вашей семье. А ее негативные мысли отображаются на энергетике самого слабого члена семьи. Он будет плакать по ночам и тогда, когда его мама увела отца из другой семьи.

      Ночные кошмары тоже бывают причиной плохого сна деток. Если среди ночи малыш орет и вдруг садиться в кроватке, показывая рукой куда-то, не давая связных ответов, то это и есть кошмар.

      Чаще всего такое явление характерно детям трех-пяти лет.

      Если подобные эпизоды происходят один-два раза в месяц, и днем признаков невротизации в поведении малыш нет, то беспокоиться родителям не нужно. Возможно, утром малыш расскажет вам свой страшный сон. Если бабушка, дедушка днем чем-то или кем-то пугают малыша, то ночью ребенок может видеть предмет своего страха. Поэтому о бабаях и прочем в воспитательном процессе стоит забыть.

      После болезнидети иногда тоже впадают в истерики, что до этого им характерно не было.Если заболевание было длительным, тяжелым, с температурой, интоксикацией, то у ребенка произошло истощение нервной системы. Педиатр Евгений Комаровский говорит о том, что детскому мозгу при тяжелой болезни очень тяжело. Поэтому нервное истощение у ребенка и проявляется истериками. Необходимо пройти курс успокоительной терапии, ну, а родителям просто набраться терпения.

      Что делать, если у ребенка истерика после отлучения от грудного вскармливания

      Мамино молоко и грудь — это природная защита крохи. И речь идет не только о формировании детского иммунитета и физиологической норме. Грудное вскармливание представляет собой процедуру защиты и успокоения малыша. Сколько бы времени ни кормила женщина дитя грудью, а отлучение от нее — сильный стресс. Дитя лишается покоя и психологического комфорта, который всегда испытывает у материнской груди.

      Очень часто мамочки рано отлучают малыша от грудного вскармливания. Неготовность ребенка к этому (например, в 3, 6 месяцев) будет сопровождаться истериками. Поэтому процесс отлучения должен быть грамотным.

      Если принято твердое решение об этом, то отлучать нужно постепенно. Сначала замените дневные кормления. Через несколько дней уберите кормление грудью перед дневным сном, затем и вечерние. Ночные нужно прекращать в последнюю очередь. Иначе истерик не избежать.

      Истерика у ребенка: как успокоить

      На улице, в магазине, в церквидети устраивают истерики, чтобы получить желаемое, и часто это делается показательно, чтобы привлечь внимание окружающих. Поэтому первый совет — лишить артиста зрителей, то есть вывести дитя из общественного места, но сделать это молча и спокойно. Если же, боясь осуждения окружающих, вы будете выполнять требования ребенка (например, покупая игрушку в магазине), то истерики станут нормой. Вы просто закрепите такую форму поведения малыша. Пусть дитя выразит недовольство, но ваша невозмутимость должна заставить его понять: такое поведение бесполезно.

      Если речь идет о сильном эмоциональном всплеске в церкви, то попробуйте просто крепко обнять дитя. Удерживайте его так, гладьте по голове, тихим голосом успокаивайте, обратите внимание на купол, красивые обрамления икон и другие привлекательные объекты. Когда ребенок просто устает ждать окончания Литургии, то можно вывести его на улицу на несколько минут. Это нормально, и осуждения в таких случаях бояться не стоит.

      В детском садуподобные реакции чаще всего происходят в период адаптации, привыкания к учреждению.Поэтому психологи советуют еще на этапе прохождения медкомиссии водить в садик малыша на прогулки, предварительно договорившись с воспитателем. Ребенок может погулять со всеми на детской площадке во второй половине дня. В присутствии мамы педагог может приобщить его к общей игре — это облегчит привыкание. В первые дни официального пребывания в саду мама может некоторое время поприсутствовать в группе. Порой причиной истерик может быть и утренняя спешка в детсад. Тогда постарайтесь укладывать и будить дитя раньше. Пусть позавтракает вместе с вами и больше времени проведет дома.

      В школе эмоциональные всплески у детей часто случаются от усталости, умственного перенапряжения, трудностей с усвоением материала. Если самостоятельно не удается выяснить, почему у детей школьного возраста возникает такое поведение, то поговорите с учителем, обратитесь к школьному психологу.

      Истерики у детей могут случаться и перед едой, если вы, к примеру, отрываете их от игр, мультиков, прочих интересных занятий. Так что в этом случае просто найдите компромисс. Папа с мамой уже должны знать о предвестниках истерик — хныканье, сопение, поджатие губ. Наблюдая подобные симптомы, старайтесь сразу же переключить внимание малыша. Любимая игрушка, книга, кошка помогут ребенку успокоиться, а обед пусть немного остынет.

      Когда же речь идет о нелюбимом блюде, то надо предварительно провести беседу с крохой, рассказать о пользе такой пищи, украсить порцию каши. Можно подумать и о других вариантах изменения отношения к таким блюдам или их подаче.

      Истерики без причины, до рвоты и посинения, если они постоянные, могут быть результатомзаболевания нервной системы. В этом случае следует обратиться к детскому неврологу. Проконсультироваться надо обязательно, если истерики учащаются и становятся агрессивными; продолжаются в возрасте после 4-х лет; дитя во время них наносит повреждения окружающим; когда они заканчиваются рвотой.

      Может быть, такие реакции — результат неблагополучия в семье? Не забывайте, что дети копируют поведение своих родителей. Их бурные истерики без причины на самом деле могут происходить после родительских скандалов или быть реакцией на физические наказания.

      У ребенка ужасные истерики: Комаровский

      Такие состояния у детей до трех лет Евгений Комаровский называет аффективно-респираторными приступами. Их проявление — спазм гортани при сильной эмоциональной нагрузке. Подобные приступы педиатр объясняет особенностями раннего дошкольного возраста и проявлением специфики обмена веществ (повышенной необходимости организма в кальции, недостаток которого и провоцирует спазм гортани).

      Также ужасная истерика может быть проявлением повышенной нервной возбудимости. Малыша надо показать опытному детскому невропатологу. Евгений Комаровский констатирует, что подобные эмоциональные всплески прекращаются после трех-четырех лет.

      Источники:

      https://www.ayzdorov.ru/lechenie_isteriya_deti.php

      http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hysteria

      https://odepressii.ru/deti/isterika-u-rebenka.html

      https://www.7ya.ru/article/2-tipa-isterik-u-detej-i-pravilnaya-reakciya-roditelej/

      http://szabotoi.ru/detskaya-psihologiya/isterika-u-rebenka

      Что делать родителям во время детских истерик: как успокоить ребенка 2-4 лет и как реагировать на постоянные «концерты»?

      http://nashidetki.net/vospitanie-detej/isterika-u-rebenka.html