Либеральный метод воспитания

Характеристика стилей семейного воспитания

Тема «Характеристика стилей семейного воспитания» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо воспитывать и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия семейного воспитания можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания:

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
    • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).
    • Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

      Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля.

      Попустительский стиль и его характеристика

      Либеральный стиль и его характеристика

      Авторитарный стиль и его характеристика

      Демократический стиль и его характеристика

      Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей, у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

      Беспорядочное чередование стилей, непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей.

      Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

      Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

      Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

      Либеральный или, как его иногда называют свободный стиль воспитания, характеризуются тёплыми отношениями родителей с детьми, а также отсутствием жёсткой дисциплины. До второй мировой войны в германских семьях применялся, в основном, авторитарный стиль воспитания, требовавший полного и беспрекословного подчинения. Поэтому такой метод воспитания позволил вырастить целое поколение, которое в силу полученного воспитания позволило придти к власти Гитлеру, Для того, чтобы такое не повторилось в будущем, большинство немецких семей перешли к либеральному стилю воспитания детей.

      Родители─ либералы сознательно ставят себя на один уровень с детьми. Ребёнку предоставлена абсолютная свобода: ему следует всё постичь самому, без посторонней помощи, основываясь только на собственном опыте. Практически никаких ограничений на поведение детей не устанавливается. Реальную поддержку и помощь родители почти не оказывают. Но и больших успехов в жизни от своих детей либеральные родители не ожидают. Со временем дети из либеральных становятся инфантильными, у них нередко наблюдается состояние тревожности и отсутствует чувство независимости. Став взрослыми, эти дети избегают брать на себя ответственность, а поведение их часто носит импульсивный характер

      У либеральных родителей, как правило, тёплые доверительные отношения с детьми. В основном родителей волнует, смогут ли они дать возможность своим детям выразить себя с творческой стороны полностью раскрыть индивидуальность, и твёрдо верят, что такую шанс им предоставить, то это сделает их детей счастливыми. Либеральные родители, как правило, не устанавливают жёстких правил поведения детей в семье, часто бывают непоследовательными в отношениях с детьми, отчего те иногда ведут себя излишне раскованно. Дисциплина в таких семьях почти отсутствует. Более того, создаётся впечатление, что сами дети отдают приказы своим либеральным родителям, из-за чего влияние детей в либеральной семье постепенно растёт. Настоящей ответственности за судьбу своих детей либеральные родители не чувствуют, т.к. не возлагают на своих детей особых надежд

      Практика показала, что дети из либеральных семей часто бывают несчастны в личной жизни, чаще других сталкиваются с различными психологическими проблемами: депрессиями и разными фобиями. Среди детей, прошедших либеральное воспитание наблюдается повышенная склонность к насильственным действиям, их легко втянуть в антиобщественные деяния. Исследования, проведённые психологами, показали, что прослеживается прямая связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди несовершеннолетних, употреблением наркотиков и алкоголя, ранней половой жизнью.

      Привыкнув управлять своими либеральными родителями, дети уверены, что с помощью манипулирования окружающими, они могут добиться всего, что хотят. Дети из либеральных семей, опираясь на неверную мысль о том, что они обладают контролем над родителями, хотят в дальнейшем также манипулировать и всеми окружающими. Позже дети плохо учатся в школе, чаще нарушают дисциплину, пытаются обойти установленные правила.

      4.3. Методы и стили воспитания

      Чем труднее учителю, тем легче ученику.

      Методы воспитания– это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью:

      организации воспитательной среды;

      создания условия для самоорганизации их жизни;

      психолого-педагогических воздействий на сознание и поведение;

      стимулирования их деятельности;

      инициации процесса самовоспитания.

      Методы воспитания имеют ряд признаков. К числу таковых следует отнести:

      1. Целенаправленность.Каждый отдельный метод – особым образом организованная педагогическая деятельность, ориентированная на решение неких специфических задач и достижение целей воспитания.

      2. Детерминированность. Любой метод воспитания детерминирован объективными природными и социальными свойствами психики человека (анатомическими особенностями строения мозга, его биохимической активностью, скоростью и качеством интеллектуальных операций, интенсивностью чувств, облигатными и факультативными потребностями, доминирующими интересами, мотивами поведения, привычками и т.п.).

      3. Специфическая функциональность. С помощью одного метода невозможно достичь целей воспитания и даже решить целиком педагогическую задачу. Специфика метода определяется его педагогической функцией и объективными возможностями. В соответствии с функцией метода и теми свойствами человека, которые обусловили выбор данного метода, подбираются средства и приемы воспитательного воздействия.

      4. Ограниченная универсальность. Каждый метод воспитания влияет на формирование личности в целом, но играет доминирующую роль в преимущественном развитии, изменении или устранении лишь определенных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не решает всех задач воспитания и не является универсальным.

      К условиям эффективности методов воспитанияследует отнести опору на психологию воспитанников как цельных личностей, взаимодействие воспитанников и воспитателя, личный интерес воспитанников. Трудность классификации методов воспитания связана с тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства их осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя, воспитанников).

      Ю.К. Бабанский, отмечая, что методы обучения являются одновременно и методами воспитания, предложил выделить следующие их группы:

      методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, эвристи-ческие, индуктивные, дедуктивные);

      методы стимулирования и мотивации учения (похвала, поощрение, создание ситуации успеха и пр.);

      методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, лабораторный и программированный и др.).

      В.А. Сластенин предложил классификацию общих методов осуществления педагогического процесса, которая имеет следующий вид:

      1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера;

      2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, иллюстрация и демонстрация, лабораторная работа, репродуктивный и проблемно-поисковый методы, индуктивный и дедуктивный методы;

      3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание и пр.

      4) методы контроля эффективности педагогического процесса: специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольная и лабораторная работа, машинный контроль, самопроверка и др.

      Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей – учебной, трудовой, организационной, бытовой:

      методы организации и самоорганизации детского коллектива: коллективные перспектива, игра, единые требования, самоуправление, соревнование, самообслуживание;

      методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздей-ствия – метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания, постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтная ситуация;

      методы детской самодеятельности – методы самоорганизации:

      духа (самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение);

      чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание);

      воли и поведения (самоограничение, самоконтроль, самостимулирование;

      методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию:

      обращение к сознанию – пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения;

      обращение к чувству – к совести, достоинству, самолюбию, чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости и т.п.;

      обращение к воле и поступку – требование, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

      Существует традиционное деление общих методов воспитания (они же называются методами педагогического общения) на три группы:

      1) методы формирования сознания личности – рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;

      2) методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения – приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

      3) методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение, наказание, соревнование (Ю.К. Бабанский).

      В педагогической теории и практике наиболее традиционными принято считать методы убеждения, упражнения, поощрения, воспитания на личном примере, принуждения. Охарактеризуем каждый из них.

      Метод убеждения– основной метод воспитания – это воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитанников. Обеспечивает формирование мировоззрения на основе апелляций к опыту, чувствам, эмоциям, интеллекту. Эффективность метода убеждения определяется наличием необходимой и достаточной информации (фактов, цифр); профессиональными пропагандистскими навыками воспитателя (не исключающими его искренней убежденности); возможностью обсуждения проблем в условиях дискуссий; наличием практических примеров (личного показа, показа опыта других). Существует убеждение словом и убеждение делом. Эти методы различаются по путям, средствам и формам. Убеждение словом предполагает такие пути, как доказательство, опровержение и разъяснение, а средствами являются логические выводы, цифры и факты, примеры и эпизоды практической деятельности. Факт обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием.

      Убеждение делом («проповедь действием»)предполагает такие пути, как убеждение воспитанника на личном опыте и на опыте других людей; из форм убеждения важны поступки и действия воспитанников и воспитателя, а также оперативные события окружающей действительности. Происходит слияние личного опыта с опытом других.

      Метод упражнения– это система отрегулированного поведения воспитанников в типичных ситуациях: организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, позволяющей накапливать опыт адекватного поведения в обществе. В результате развиваются индивидуальные качества, формируются положительные привычки, а также вырабатывается самостоятельность чувств, мыслей, поведения и пр. Выполнению упражнений всегда предшествует усвоение теоретического материала и инструктаж воспитателя. Это позволяет воспитанникам осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально-личностного творчества. Метод упражнения предполагает соблюдение порядка обучения, выполнение познавательных задач, общественных поручений, задач деятельности.

      Условиями эффективности метода упражнения являются: связь с другими методами воспитания, обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений, обеспечение оптимальных условий деятельности, последовательность, систематичность и разнообразие упражнений, постоянный контроль и оценка результатов деятельности.

      Метод примера– это целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров. Целью такого воздействия является создание основы для формирования идеала коммуникативного поведения; стимулов самовоспитания; средств самовоспитания. Положительный пример – понятие конкретно-историческое – это такое действие, качество человека, приемы и способы достижения целей деятельности, которые являются социально одобряемыми и соответствуют доминирующему идеалу. Пример оказывает различные (стабильные длительные и сиюминутные), но всегда координирующие воздействия на поведение человека в конкретной ситуации. Координирующее воздействие обеспечивается тем, что внимание обращается на нравственно и эстетически привлекательные образы, моральное сознание которых характеризуется внутренней уверенностью и устойчивостью.

      По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

      примеры непосредственного влияния (личный пример воспитателей, пример сверстников, пример поведения значимых других из окружения воспитанника);

      примеры опосредованного влияния (из жизни исторических личностей, истории собственного этноса и истории государства, из произведений литературы и искусства).

      Основными условиями эффективности метода примера в воспитании являются высокая личная примерность воспитателя, общественная ценность примера, реальность достижения целей, пропаганда принципов жизни своей группы, близость или совпадение с интересами воспитанников, яркость, эмоциональность, заразительность примера, его сочетание с другими методами.

      Метод поощрения – внешнее активное стимулирование, целями которого можно считать закрепление достигнутых результатов и побуждение к активной, инициативной творческой деятельности, а также нравственную саморегуляцию и появление способности критически оценивать свои поступки. Поощрение – вид моральной санкции. Функции поощрения: возникновение положительных эмоций и оптимистических настроений, формирование и поддержание здорового социально-психологического климата, стимулирование творческих стремлений и сил и т.п. Реакция на поощрение – знак состояния личности, куда входят самолюбие, честолюбие, подлинные мотивы деятельности, направления развития. Существует авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив или только начатое дело. Считается, что такой аванс усиливает стимул деятельности.

      Основными условиями эффективности метода поощрения являются его обоснованность и справедливость, поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности, своевременность, разнообразие поощрений, постепенное возрастание значимости вида поощрений, торжественность акта поощрения, его гласность.

      Метод принуждения– система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

      Основные формы принуждения – это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета («табу») обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в выполнении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

      Условиями эффективности метода принуждения являются применение метода принуждения только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, достижение глубокого осознания провинившимся своей вины, современность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

      Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка; вызывает нравственные переживания; подавляет индивидуальность, активность личности; может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

      Существуют методы не только прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и стереотипы поведения воспитанников.

      Рассмотрим стили воспитания и обучения, выделенные в современной педагогике.

      Стиль – это метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например стиль обучения, стиль воспитания.

      Стиль воспитания– это метод, прием управления воспитательным воздействием на воспитанника со стороны воспитателя. Следует различать авторитарный, демократический, либеральный и попустительский стили.

      Авторитарный стильхарактеризуется высокой центрацией руководства, доминированием единоначалия, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношении между людьми и является основным путем передачи социального опыта новому поколению.

      Демократический стильхарактеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и др.

      Либеральный стильхарактеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания.

      Попустительский стиль характеризуется своего рода равнодушием со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности.

      Дисграфия – проблемы с письменной речью. Встречается у 5 -15% младших школьников и у 3-7% детей 10-16лет.

      Проблема решается, если ребенок вовремя попадает в руки специалиста – логопеда или нейропсихолога.

      Ребенок допускает ошибки на письме из-а своего неправильного произношения, т.е. пишет так, как говорит. Например, если в устной речи отсутствует четкое произношение звуков «Ш» и «Щ» , то и при написании они будут смешиваться.

      Ребенок пишет так, как слышит. Часто проблемы с фонематическим слухом ( ребенок не слышит отдельные звуки или слышит искаженно) также приводят к акустической дисграфии. Ученик заменяет буквы в сильной позиции, т.е. при явном звучании:

      Связана с несформированностью пространственных представлений и синтезом информации от разных анализаторов. Еще одна причина — ученик не умеет проводить звуковой анализ слова.

      Зеркальное написание буку после 8и лет, недописывание элементов букв в простых соединениях, перестановка буку или слогов, смешивание слогов и букв из разных слов в одном слове ( например, «ясный день» — «ядный сень»), слитное написание предлогов или, наоборот, написание приставок отдельно от корня ( в явных случаях, где не нужно использовать правила – например, при коснулся)

      Решение проблемы – игры и упражнения, развивающие пространственные представления, закрепление умения проводить языковой анализ слова, разбирать состав слова.

      Неправильное употребление окончаний, предлогов, ошибки при изменении слова по падежам, числам, трудности согласования слов между собой. Заучивание правил не дает никакого результата. При этом устная речь ученика бедная, используются простые предложения, без сложных грамматических конструкций. ( например, «по дорожках сада»)

      Решение проблемы – ребенку необходимо больше читать, пересказывать прочитанное, формулировать вопросы к тексту, полезно заучивать стихи.

      Проявляется при списывании. Ученик заменяет буквы, близкими по написанию:

      Иногда может проявляться «удвоением» букв : Ггрибы, Ппирог.

      Связана с нарушением движений. Проявляется в недописывании слов, появлении лишних слов, двойных и даже тройных букв, пропуск букв или слогов. Является следствием нарушения контроля за собственными движениями. Но часто такие ошибки – признак неврологических нарушений (повышенный или сниженный тонус руки, быстрая утомляемость, т.д.)

      Если наряду с ошибками при письме у ученика неразборчивый, неровный почерк, чересчур мелкий или размашистый – необходимо обратиться к неврологу

      Решение проблемы: перераспределение учебной нагрузки, изменения в режиме дня, укрепление здоровье, развитие мелкой и крупной моторики.

      Ребенка необходимо направить к логопеду или нейропсихологу,если, помимо перечисленных выше признаков, у него ПОСТОЯННО наблюдаются:

      ü Отсутствие пропусков между словами и предложениями;

      ü Устойчивое несоблюдение границ полей, правил переноса

      ü Частые случаи повторения одной и той же буквы ( «ПИРОП вместо ПИРОГ»)

      ü Ошибки в ударных слогах («УЧЕТЕЛЬ» вместо «УЧИТЕЛЬ»)

      Логопеды и нейропсихологи считают, что детям – дисграфикам нельзя снижать оценку за перечисленные выше ошибки – необходимо совместными усилиями решать проблемы и навсегда избавляться от дисграфии.

      Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

      Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

    • дисциплинарная стратегия;
    • тепло и забота;
    • стиль общения;
    • ожидание взрослости и способности контролировать себя.
    • Четыре стиля воспитания

      Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

      При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

      Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

      Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер — и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

      Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

      Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

      Попустительский (индифферентный)

      Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

      Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

      Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

      • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
      • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
      • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
      • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.
      • Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», — поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. — «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

        Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

        Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

        К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

        Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

        Ограничения и критика

        Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные — например, темперамент ребенка.

        Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители — детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

        «Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», — пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». — «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

        Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.

        Либеральный метод воспитания

        Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

        Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие — обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

        Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

        Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

        Индифферентный (попустительский) . Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

        Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания:

        Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети ), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.

        Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

        Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

        Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

        В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

        В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания . В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

        На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

        Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

        Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

        Шведский психиатр: «Из рук вон плохо воспитываете детей, товарищи! Ребенок — не фарфоровая кукла…»

        Современных детей воспитывают гораздо мягче, чем воспитывали нас. Строгое воспитание осталось в прошлом. Методы становятся всё более либеральными, родители пытаются стать для ребенка больше другом, чем наставником, а о наказании за проступок говорят как о психической травме для ребенка. Но способны ли такие методы подготовить ребенка к реальной жизни?

        Шведский психиатр и автор нескольких книг Дэвид Эберхард считает, что либеральное воспитание вредит и детям, и родителям. И «Так Просто!» делится с тобой его взглядом на эту проблему.

        Современные методы воспитания

        Известный психиатр считает, что нынешнему поколению не хватает строгости и жесткости воспитания. Родители становятся заложниками общества, в котором ребенок возносится на пьедестал. Из-за этого вырастает целое поколение избалованных, инфантильных детей, у которых нет ни капли уважения к взрослым. Они не готовы жить в реальном мире, не готовы мириться с его законами, ведь в реальной жизни всё не так, как было в детстве.

        Сам Эберхард сейчас воспитывает восьмерых детей, так что его выводы сделаны явно не на пустом месте. В прошлом году на русском вышла его нашумевшая книга «Дети у власти», которую мы рекомендуем прочитать всем родителям.

        Вот к чему приводит либеральное воспитание, когда родители не наказывают детей, а разрешают им всё, на что те укажут пальцем. Родители перестали вести себя как ответственные взрослые. Они стараются быть друзьями своим детямй, отчаянно пытаются быть идеальными, не отваживаясь перечить или устанавливать границы. Но у кого в таком случае ребенок должен учиться?

        И пусть в нашей стране таких семей пока не так много, но их станет больше, ведь европейские течения понемногу доходят и до нас. Тем не менее уже сейчас многие узнают себя в этом портрете.

        Родители неохотно выносят проблемы с воспитанием из семьи, им постоянно кажется, что для своего ребенка они делают недостаточно. Они приходят уставшие с работы и готовят на ужин то, что хочет ребенок, только чтобы не вступать с ним в дискуссию. Позволят ребенку подольше посидеть возле телевизора по той же причине.

        Дэвид Эберхард говорит по этому поводу: «Я не говорю, что это неправильно. Я говорю лишь, что жизнь родителей не должна вращаться только вокруг ребенка. Нет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно влияет на будущее детей, что они становятся более успешными или беззаботными во взрослой жизни».

        Психиатр считает, что семья вовсе не должна быть демократичной. Отношения между взрослыми и детьми — это отношения мастера и ученика. Тут не может быть демократии, тут один учит, а другой слушает. Родители старше, у них больше опыта и знаний, поэтому именно они и устанавливают правила.

        Дети не фарфоровые куклы, и не нужно к ним так относиться. Их нужно готовить к реальной жизни, где всё обстоит несколько иначе. Критика, замечания, наказания — всё это нужно детям.

        Эберхард говорит: «Родители на Западе боятся сейчас всего, полагая, что даже малейшая критика может травмировать ребенка. Они больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: “Не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь”, — потому что боятся, что девочка тут же ударится в другую крайность вплоть до анорексии. При этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это».

        Нет ничего плохого в желании защитить ребенка, оградить его от опасностей и разочарований. Вот только есть огромный риск с этим переборщить. Сверхопека пагубно сказывается на детях.

        Психиатр говорит: «Если мы хотим получить компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. В возрасте шести лет ребенок уже способен на это, даже в городе с интенсивным движением транспорта. Родители не допускают этого, но в то же время предлагают ребенку принимать решения или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми».

        Родители совершенно не готовят детей к взрослой жизни, дурача их тем, что с ними никогда не случится ничего плохого, что всё и всегда будет хорошо, а они пуп земли. Из таких детей вырастают дерзкие паршивцы, которые не могут реально оценить свои способности, ведь родители никогда не говорили им, что они делают что-то плохо. Конечно же, ты сам решаешь, как правильно воспитывать детей. Вот только фокусировка на ребенке — не самый лучший метод воспитания в мире.

        Не нужно переходить из одной крайности в другую и тут же начинать третировать ребенка, наказывать по мелочам. Нет, нужно просто найти золотую середину. К каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход, свою методику воспитания, которая поможет вырастить достойного и хорошего человека.

        А что ты думаешь по этому поводу? Считаешь ли ты, что либеральное воспитание разрушает детей? Делись с нами в комментариях!

        Источники:

        Характеристика стилей семейного воспитания

        http://www.child-hood.ru/index.php/educating-child-pre/842-liberal-parenting-style.html

        https://studfiles.net/preview/5749686/page:21/

        http://www.r-vmeste.ru/vseznaiki/Vnimanie-Disgrafiya.html

        Стили воспитания

        http://www.r-vmeste.ru/vseznaiki/Stili-vospitaniya.html

        https://takprosto.cc/sovremennye-metody-vospitaniya/