Масса головного мозга у новорожденного ребенка

Спинной мозг у детей заканчивается на уровне

Головной мозг и спинной мозг у детей

Головной мозг является самым большим органом новорожденного. Его масса составляет в среднем 1/8-1/9 массы тела, а к концу первого года жизни -1/11-1/12, тогда как у взрослого -только 1/40 массы тела. В детском возрасте мозг растет сравнительно мало: его масса увеличивается в 3,76 раза, а масса всего тела -в 21 раз. По внешнему виду мозг ребенка в общих чертах напоминает мозг взрослого, хотя борозды выражены слабее, некоторых совсем нет. Однако по своему микроскопическому строению мозг является незрелым органом. Ткань мозга у новорожденных очень богата на воду. Почти нет миелиновых оболочек нервных волокон, на разрезе серое вещество мало отличается от белой. Эта особенность головного мозга микроскопически определяется в 4-5 лет, когда он еще развивается морфологически. Но признаки незрелости в различных отделах выражены неодинаково. Зрелые есть старые в эволюционном отношении участки, содержащие жизненно важные центры (мозговой ствол и гипоталамус). Наиболее зрелой (морфологически и функционально) является кора большого мозга . Хотя она функционирует уже у новорожденного, значение ее в этом возрасте невелико. У новорожденных в функциональном отношении преобладает влияние таламопалидарной системы, вызывает рефлекторно-стереотипный и атетозоподибний характер движений. Впоследствии все большее значение приобретает функция полосатого тела и коры большого мозга, движения становятся координованишимы и целенаправленно, в поведении ребенка все большую роль играют условные рефлексы, которые начинают формироваться в первые месяцы жизни.

Спинной мозг в момент рождения является зрелым образованием. Относительно позвоночника он больше, чем у взрослого, доходя у новорожденных до нижнего края второго поясничного позвонка.

Спинномозговая жидкость новорожденного ребенка несколько отличается от спинномозговой жидкости старших детей. В 1 мл спинномозговой жидкости новорожденного ребенка насчитывается в среднем 15 клеток. Содержание белка может достигать 600-1000 мг / л, а у недоношенных детей -1500-1800 мг / л. Содержание клеток с возрастом постепенно уменьшается и составляет в С месяца независимую от возраста количество -4 клетки в 1 мл. Содержание белка также уменьшается, достигая минимума в возрасте 3-9 месяцев (200 мг / л). У детей до 10 лет верхняя граница нормы белка составляет 300 мг / л, а у взрослых -400 мг / л. Поскольку ГЭБ новорожденных детей проникнишее, соотношение между уровнем глюкозы спинномозговой жидкости и крови выше, чем у детей вне периода новорожденности. Оно составляет не менее 2/3, тогда как позже уровень глюкозы спинномозговой жидкости может равняться половине его уровня в крови.

Периферические нервы. Основной особенностью является сравнительно позднее миелинизация черепных нервов, которая заканчивается в 15-месячном возрасте, а спинномозговых -в 3-5 лет. Из-за отсутствия миелиновой оболочки или неполной миелинизации скорость проведения возбуждения по нерву в первые месяцы жизни снижена.

Вегетативная нервная система функционирует у ребенка с момента рождения, когда сливаются отдельные узлы и образуются мощные сплетения симпатической части -вегетативной нервной системы.

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

Спинной мозг — часть центральной нервной системы, расположенная в позвоночном канале. Условной границей между продолговатым и спинным мозгом считается место перекреста пирамидных путей и отхождения первого шейного корешка.

Спинной мозг так же, как и головной, покрыт мозговыми оболочками (см.).

Анатомия (строение). По длиннику спинной мозг делится на 5 отделов, или частей: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Спинной мозг имеет два утолщения: шейное, связанное с иннервацией рук, и поясничное, связанное с иннервацией ног.

Рис. 1. Поперечный разрез грудного отдела спинного мозга: 1 — задняя срединная борозда; 2 — задний рог; 3 — боковой рог; 4 — передний рог; 5—центральный канал; 6 — передняя срединная щель; 7 — передний канатик; 8 — боковой канатик; 9 — задний канатик.

Рис. 2. Расположение спинного мозга в позвоночном канале (поперечный разрез) и выход корешков спинномозговых нервов: 1 — спинной мозг; 2 — задний корешок; 3 — передний корешок; 4 — спинномозговой узел; 5—спинномозговой нерв; 6 — тело позвонка.

Рис. 3. Схема расположения спинного мозга в позвоночном канале (продольный разрез) и выхода корешков спинномозговых нервов: А — шейных; Б — грудных; В — поясничных; Г — крестцовых; Д — копчиковых.

В спинном мозге различают серое и белое вещество. Серое вещество — это скопление нервных клеток, к которым подходят и от которых отходят нервные волокна. На поперечном разрезе серое вещество имеет вид бабочки. В центре серого вещества спинного мозга находится центральный канал спинного мозга, слабо различимый невооруженным глазом. В сером веществе различают передние, задние, а в грудном отделе и боковые рога (рис. 1). К чувствительным клеткам задних рогов подходят отростки клеток спинномозговых узлов, составляющие задние корешки; от двигательных клеток передних рогов отходят передние корешки спинного мозга. Клетки боковых рогов относятся к вегетативной нервной системе (см.) и обеспечивают симпатическую иннервацию внутренних органов, сосудов, желез, а клеточные группы серого вещества крестцового отдела — парасимпатическую иннервацию тазовых органов. Отростки клеток боковых рогов входят в состав передних корешков.

Корешки спинного мозга из позвоночного канала выходят через межпозвонковые отверстия своих позвонков, направляясь сверху вниз на более или менее значительное расстояние. Особенно большой путь они проделывают в нижнем отделе позвоночного капала, образуя конский хвост (поясничные, крестцовые и копчиковый корешки). Передние и задние корешки вплотную подходят друг к другу, образуя спинномозговой нерв (рис. 2). Отрезок спинного мозга с двумя парами корешков называется сегментом спинного мозга. Всего от спинного мозга отходит 31 пара передних (двигательных, заканчивающихся в мышцах) и 31 пара чувствительных (идущих от спинномозговых узлов) корешков. Различают восемь шейных, двенадцать грудных, пять поясничных, пять крестцовых сегментов и один копчиковый. Спинной мозг заканчивается на уровне I — II поясничного позвонка, поэтому уровень расположения сегментов спинного мозга не соответствует одноименным позвонкам (рис. 3).

Белое вещество расположено по периферии спинного мозга, состоит из нервных волокон, собранных в пучки,— это нисходящие и восходящие проводящие пути; различают передние, задние и боковые канатики.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, и доходит до III поясничного позвонка. В дальнейшем рост спинного мозга несколько отстает от роста позвоночника. в связи с чем нижний конец его перемещается кверху. Позвоночный канал новорожденного по отношению к спинному мозгу велик, но к 5—6 годам отношение спинного мозга к позвоночному каналу становится таким же, как у взрослого. Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет, вес спинного мозга увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденности.

Кровоснабжение спинного мозга осуществляется передней и задними спинномозговыми артериями и спинномозговыми ветвями, отходящими от сегментарных ветвей нисходящей аорты (межреберные и поясничные артерии).

Рис. 1—6. Поперечные разрезы спинного мозга на различных уровнях (полусхематично). Рис. 1. Переход I шейного сегмента в продолговатый мозг. Рис. 2. I шейный сегмент. Рис. 3. VII шейный сегмент. Рис. 4. X грудной сегмент. Рис. 5. III поясничный сегмент. Рис. 6. I крестцовый сегмент.

Спинной мозг представляет собой длинный тяж. Он заполняет полость позвоночного канала и имеет сегментарное строение, соответствующее строению позвоночника.

В центре спинного мозга расположено серое вещество—скоп­ление нервных клеток, окруженное белым веществом, образован­ным нервными волокнами.

В спинном мозге находятся рефлекторные центры мускулатуры туловища, конечностей и шеи. С их участием осуществляются сухожильные рефлексы в виде резкого сокращения мышц (коленный, ахиллов рефлексы), рефлексы растяжения, сгибательные реф­лексы, разные рефлексы, направленные на поддержание опреде­ленной позы. Рефлексы мочеиспускания и дефекации, рефлектор­ного набухания полового члена и извержения семени у мужчин (эрекция и эякуляция) связаны с функцией спинного мозга.

Спинной мозг осуществляет и проводниковую функцию. Нерв­ные волокна, составляющие основную массу белого вещества, об­разуют проводящие пути спинного мозга. По этим путям устанав­ливается связь между различными частями ЦНС и проходит им­пульсация в восходящем и нисходящем направлениях. По этим пу­тям поступает информация в вышележащие отделы мозга, от ко­торых отходят импульсы, изменяющие деятельность скелетной мускулатуры и внутренних органов.

Деятельность спинного мозга у человека в значительной сте­пени подчинена координирующим влияниям вышележащих от­делов ЦНС.

Обеспечивая осуществление жизненно важных функций, спин­ной мозг развивается раньше, чем другие отделы нервной си­стемы. Когда у эмбриона головной мозг находится на стадии моз­говых пузырей, спинной мозг достигает уже значительных разме­ров. На ранних стадиях развития плода спинной мозг заполняет всю полость позвоночного канала. Затем позвоночный столб обго­няет в росте спинной мозг, и к моменту рождения он заканчива­ется на уровне третьего поясничного позвонка. У новорожден­ных длина спинного мозга 14—16 см, к 10 годам она удваивается. В толщину спинной мозг растет медленно. На поперечном срезе спинного мозга детей раннего возраста отмечается преобладание передних рогов над задними. Увеличение размеров нервных кле­ток спинного мозга наблюдается у детей в школьные годы.

39 Спинной мозг непосредственно переходит в стволовую часть головного мозга, расположенную в черепе (рис. 8). Прямым продолжением спинного мозга является продол­говатый мозг, который вместе с мостом мозга (варолиев мост) образует задний мозг. Его нервные клетки образуют нервные цент­ры, регулирующие рефлекторные функции сосания, глотания, пи­щеварения, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также ядра V—XII пар черепных нервов и парасимпатических нервных волокон, идущих в их составе.

Необходимость реализации перечисленных жизненно важных функций с момента рождения ребенка определяет степень зрело­сти структур продолговатого мозга уже в период новорожденно­сди. К 7 годам созревание ядер продолговатого мозга в основном заканчивается.

На уровне продолговатого мозга начинается ретикулярная формация, состоящая из сети нервных клеток, с которыми.кон­тактируют афферентные и эфферентные пути. Аксоны различных нейронов образуют множественные коллатерали, контактируя с огромным числом ретикулярных клеток. Один аксон может взаи­модействовать с 27 500 нейронов. Ретикулярная формация распро­страняется на уровень среднего и промежуточного мозга. В рети­кулярной формации выделяют нисходящую систему, регулирую­щую, под влиянием воздействия из высших отделов ЦНС, реф­лекторную деятельность спинного мозга и мышечный тонус. К ней относятся передняя часть продолговатого мозга и средняя часть варолиева моста. Восходящая система — структуры ствола, сред­него и промежуточного мозга — получает импульсы из спинного мозга и сенсорных систем, оказывает общее неспецифическое влияние на вышележащие отделы головного мозга. Ей, как будет показано дальше, принадлежит важнейшая роль в регуляции уров­ня бодрствования и организации поведенческих реакций.

40 В состав среднего мозга входят ножки мозга и крыша мозга. Здесь расположены скопления нервных клеток в виде верхних и нижних бугров четверохолмия, красного ядра, черной субстанции, ядер глазодвигательного и блокового нервов, ретикулярной фор­мации.

В верхних и нижних буграх четверохолмия замыкаются про­стейшие зрительные и слуховые рефлексы и осуществляется их взаимодействие (движение ушей, глаз, поворот в сторону раздра­жителя). Черная субстанция участвует в сложной координации движений пальцев рук, актов глотания и жевания. Красное ядро имеет непосредственное отношение к регуляции мышечного тонуса. Позади продолговатого мозга и моста расположен мозжечок. Моз­жечок—орган, регулирующий и координирующий двигательные функции и их вегетативное обеспечение. Информация от различ­ных мышечных, вестибулярных, слуховых и зрительных рецеп­торов, сигнализирующая о положении тела в пространстве и ха­рактере выполнения движений, интегрируется в мозжечке с влия­ниями от вышележащих отделов головного мозга, что обеспе­чивает реализацию плавного координированного двигательного акта, основанного на принципе обратной связи. Удаление моз­жечка не влечет за собой потерю способности к движению, но на­рушает характер выполняемых действий.

Лекарственные растения,обладающие гепатопротекторными свойствами и препараты на их основе

Печень – самая крупная железа системы пищеварения и главная фабрика по очистке организма от вредных продуктов обмена и всех чужеродных веществ. Ее клетки в процессе эволюции прис.

Функциональные расстройства у людей с повреждениями гипоталамуса

У человека нарушения деятельности гипоталамуса бывают связаны главным образом с неопластическими (опухолевыми), травматическими или воспалительными поражениями. Подобные поражения могут быт.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 4-5% населения земного шара страдает депрессиями, при этом риск развития большого депрессивного эпизода составляет 15-20%.

Процедура УЗИ головного мозга у новорожденных

УЗИ головного мозга, или нейросонографией принято называть метод исследования мозга и его структур, которые расположены в полости черепа, при помощи ультразвука. В большинстве случаев ультразвуковая диагностика предназначена для 1-3 месячных детей, у которых имеется открытый родничок или швы, сквозь которые ультразвук попадает в полость черепа.

Нейросонография направлена на оценивание состояния, наличия определенных дефектов или же патологических образований (кисты, гематомы пр.), размеров его отдельных частей после травм головы.

УЗИ – практически безвредный метод диагностики ребенка, который отличается отсутствием противопоказаний и побочных эффектов.

Почему данная процедура рекомендована преимущественно для детей от 1-3 месяцев до года?

У детей в возрасте от 1- 3 месяцев и до года кости черепа еще не полностью сформированы и в связи с этим не совсем плотно примыкают друг к другу, образовывая некие «окна» в УЗИ практике их называют родничками.

Под родничком следует понимать участок головы новорожденного, который не покрыт костной тканью, в связи с этим сквозь него хорошо проходит ультразвук. Это позволяет исследовать его структуру и обнаружить различные несоответствия с нормами.

Ультразвуковые волны без труда проникают через кожу головы, но не способны пройти сквозь кости. В связи с этим, провести исследование взрослому человеку не имеется возможности, поскольку кости черепа в этом возрасте расположены друг к другу довольно плотно и не пропускают ультразвук.

В большинстве случаев ультразвуковая диагностика выполняется сквозь передний родничок, который расположен между лобной и теменной костями. Исследование может быть выполнено через боковые роднички (височная область) затылочное отверстие, которое расположено под затылочной костью.

Как необходимо проводить диагностику?

Нейросонография – практически безвредный метод исследования, его назначают с самого рождения, для него не требуется специальная подготовка, введение наркоза, и прочее.

Нейросонография новорожденного представляет собой современный метод исследования, у которого отсутствуют побочные эффекты и противопоказания. Сделать УЗИ головного мозга необходимо в тех случаях если у ребенка отмечаются судороги, явления асфиксии и имеется родовая травма. Следует отметить, что данная процедура у младенца является недорогой, полезной и безвредной процедурой, которая не представляет никакой опасности и ее можно проводить начиная от 1- 3 месяцев до года.

Сделать УЗИ головного мозга необходимо и при пороках развития нервной системы и при менингите и даже при слишком быстром темпе роста головы ребенка.

Эти данные позволят специалисту – невропатологу не только поставить правильный диагноз, но и дать объективную оценку всему увиденному. Кроме этого, УЗИ для детей от 1- 3 месяцев не требует применения наркоза и позволяет контролировать процесс лечения.

В каких случаях рекомендуется проводить нейросонографию новорожденного?

УЗИ головного мозга необходимо проводить, начиная с 1 – 3 месяцев до достижения года. В этот период жизни такое исследование необходимо для подтверждения либо опровержения факта наличия каких-либо структурных патологий в головном мозгу. С целью наблюдения за некоторыми образованиями, которые расположены в полости черепа, необходимо провести несколько исследований с интервалом в 1–3 месяца.

Проведение УЗИ головного мозга необходимо для всех новорожденных, в том числе для недоношенных детей с низкой массой тела, а также для детей с необычной формой головы. Нейросонография для детей от 1 до 3 месяцев необходима и для установления конкретного диагноза при различных неврологических заболеваниях, например, судорожная готовность, мышечная слабость и задержка психомоторного развития.

Современная медицина рекомендует назначать УЗИ головного мозга всем новорожденным (от 1-3 месяцев до достижения 1 года), это необходимо для того, чтобы полностью исключить вероятность тех патологических состояний, которые могут проявиться после закрытия родничка.

С помощью ультразвуковой диагностики можно выявить огромное количество изменений в структуре, ведь многие заболевания протекают под видом клеточных, генетических и биохимических нарушений.

Итак, какие заболевания у детей от 1–3 месяцев до года можно выявить при помощи нейросонографии?

  • Наличие кист сосудистых сплетений;
  • Субэпендимальных кист;
  • Арахноидальных кист;
  • Наличие гипертензионного синдрома;
  • Гидроцефалию;
  • Пороки развития;
  • Внутричерепные кровоизлияния.
  • Нейросонография новорожденных (1-3 месяца) — это дополнительный метод исследования. Если говорить о его результатах, то оцениваются они только в совокупности с данными других исследований. Полагаться на результаты данного метода диагностики и назначать соответственное лечение некорректно, поскольку расшифровка нейросонографии не является конкретным диагнозом. Поэтому при выявлении каких-либо патологий требуется пройти дополнительный ряд исследований для подтверждения диагноза.

    Какими должны быть нормы исследования?

    Нейросонография является методом выявления видимых структурных изменений в мозговых тканях, его оболочке и прочих внутричерепных образованиях. Исходя из этого, «нормы» нейросонографии у новорожденных – это отсутствие признаков патологических изменений, которые могут быть выявлены при помощи УЗИ.

    Понятия «нормы» и «патологические изменения» в области нейросонографии у новорожденных (1-3 месяца) и детей до года относятся к достаточно сложной области медицины, поэтому специалист описывает увиденное при помощи специальных неврологических терминов. Интерпретация, то есть расшифровка данных УЗИ головного мозга должна проводиться только квалифицированным специалистом- невропатологом.

    Наряду с исследованием других органов, новорожденным делают и УЗИ головного мозга. Специалистам важно знать, в каком состоянии находится мозг новорожденного, все ли его отделы развиты должным образом, ведь от этого зависит дальнейшее здоровье и жизнь человека. К сожалению, во время беременности мозг ребенка может подвергаться негативным воздействиям, что в дальнейшем обязательно отразится на малыше. Хорошо, когда такие патологии выявляются на самых ранних этапах. Тогда у специалистов есть возможность свести негативные последствия к минимуму. Давайте выясним подробнее, что собой представляет мозг новорожденного и от чего зависит его полноценное развитие.

    Как выглядит мозг новорожденного?

    Головной мозг новорожденного является уменьшенной копией мозга взрослого человека. Его форма, отделы, а также распределение мозговой ткани на белое и серое вещество происходят еще на этапе внутриутробного развития. Тем не менее головной мозг новорожденного – это лишь начальный этап развития мозга человека. Он содержит в себе все необходимое для дальнейшего активного роста и развития. После рождения ребенка, его мозг растет бурными темпами. Это касается как увеличения мозга в размерах, так и развития всех его отделов. Так, к возрасту 6 месяцев, вес мозга новорожденного увеличивается в 2 раза. После полугода мозг растет уже более медленными темпами, но к трем годам масса мозга утраивается. Такого активного роста мозговой ткани, который происходит в первый год жизни малыша, не происходит больше в течение всей жизни человека.

    Мозговая ткань состоит из нейронов – особенных клеток. От тела каждого нейрона отходят отростки, получившие название аксоны. Аксон заканчивается древовидными отростками – дендритами. Именно посредством дендритов происходит взаимодействие нейронов между собой. Возбуждение от одной нервной клетки передается по аксону и дендритам остальным, в результате чего формируется необходимая реакция. По мере роста мозга происходит не столько увеличение количества нейронов, а увеличение их размеров, в частности удлиняются аксоны. Это позволяет осуществлять связь даже с удаленными отделами мозга, поскольку увеличивается количество межнейрональных контактов. Благодаря этому происходит рост и дифференциация структур головного мозга, что способствует психоэмоциональному развитию человека.

    Как ускорить развитие мозга новорожденного?

    Поскольку бурный рост мозга ребенка происходит в первые три года жизни малыша, именно в этот период он наиболее способен к обучению и получению новых навыков. Для того чтобы мозг новорожденного развивался должным образом, он должен быть обеспечен необходимыми питательными веществами. Это означает, что правильное питание играет ключевую роль в росте и развитии мозга новорожденного. Основным строительным материалов для клеток мозга является белок. Таким образом, задача родителей обеспечить сбалансированное питание для своего малыша.

    Еще одним важным моментом является внешняя стимуляция функций мозга новорожденного, которая происходит в процессе общения взрослых и ребенка. Должны быть созданы все условия для активного познания мира, в результате чего межнейрональные связи формируются гораздо быстрее. Если с самых первых дней жизни вести активный диалог со своим малышом, то развитие его мозга будет происходить быстро, что заложит прочный фундамент для дальнейшей жизни.

    Желудочки головного мозга у новорожденных

    В головном мозге новорожденных присутствуют особые структуры, которые называют желудочками. Желудочки головного мозга у новорожденных – это система полостей внутри мозга, которые заполнены спинномозговой жидкостью. Различают несколько типов желудочков мозга новорожденного.

    Боковые желудочки располагаются симметрично, с двух сторон от срединной линии. Левый желудочек называют первым, а правый желудочек называют вторым. Оба этих желудочка сообщаются с третьим желудочком.

    Третий желудочек мозга новорожденного располагается между зрительными буграми. Его стенки заполнены серым веществом мозга. В нем содержатся подкорковые вегетативные центры.

    Четвертый желудочек головного мозга у новорожденного находится между мозжечком и продолговатым мозгом. Он является остатком мозгового пузыря, который располагается сзади.

    Желудочки мозга новорожденного играют важную функцию в его работе, поэтому малейшее нарушение в их развитии самым негативным образом сказывается на всем мозге в целом.

    Заболевания желудочков мозга новорожденного

    величение объемов желудочков головного мозга новорожденного носит название гидроцефалии. Иногда объем этих структур может увеличиваться до весьма значительных размеров. Это заболевание очень редко развивается у взрослых и больше свойственно новорожденным. Увеличение объемов желудочков происходит вследствие скопления спинномозговой жидкости в полостях мозга. У ребенка увеличивается в объеме голова, что может быть заметно на УЗИ еще на этапе внутриутробного развития. Гидроцефалия может также быть диагностирована по таким проявлениям, как дрожание подбородка, подергивание ручек и ножек, нарушение пульса, бледность, непроизвольные движения глазных яблок. Если заболевание протекает в острой форме, то у малыша развивается сонливость, рвота, головные боли. Малыш становится малоподвижным, отстает в развитии.

    Лечение гидроцефалии у новорожденных

    Правильный диагноз может поставить только врач, в результате проведения комплексного медицинского обследования. Для диагностики используются такие методы, как нейросонография, компьютерная томография, МРТ, УЗИ головного мозга.

    Лечение гидроцефалии – оперативное. Очень важно, чтобы родители как можно быстрее приняли решение о проведении соответствующей операции, поскольку если в результате заболевания увеличится голова малыша, то она не вернется к нормальным размерам. Естественно, важно помнить, что давление увеличенных в размерах желудочков негативно отражается на психическом развитии малыша. Операция заключается в том, что лишняя жидкость из желудочков отводится в другие части тела, откуда она в дальнейшем свободно выводится из организма.

    Головной мозг человека, ребенка, отделы, строение, лечение головного мозга

    Головной мозг: строение, физиология, нарушения, заболевания

    Что такое головной мозг, encephalon, его значение?

    Головной мозг – это передний отдел центральной нервной системы. Головной мозг располагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма. Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.

    Филогенетически головной мозг – это передний конец нервной трубки. Онтогенетически головной мозг – это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.

    Строение головного мозга

    Большой, или конечный мозг представлен двумя полушариями, которые связаны между собой мозолистым телом, corpus callosum. Он состоит из нервных волокон, идущих поперечно из одного полушария в другое. Мозолистое тело обеспечивает единство функционирования обоих полушарий. При перерезке мозолистого тела каждое полушарие головного мозга начинает функционировать независимо друг от друга. Под мозолистым телом располагается свод, fornix. Кпереди от столбов находится передняя спайка, comissura anterior. Между передней частью столбов свода и коленом мозолистого тела находится тонкая вертикальная пластинка мозговой ткани – прозрачная перегородка. Между пластинками перегородки располагается щелевидная полость, которая не имеет эпендимальной выстилки. Ряд авторов называют ее 5 желудочком.

    Поверхность полушарий покрыта слоем серого вещества – это кора головного мозга. Под ней находится белое вещество и подкорковые ядра: стриопаллидарная система, экстрапирамидная система.

    Если сделать горизонтальный срез головного мозга через большие полушария на уровне таламуса и субталамических ядер, то можно увидеть следующие образования: шишковидное тело, верхний холмик, таламус, уздечка, задняя ножка внутренней капсулы, бледный шар чечевицеобразного ядра, скорлупа чечевицеобразного ядра, латеральная борозда, ограда, передняя часть внутренней капсулы, головка хвостатого ядра, столб свода, передний рог бокового желудочка, колено мозолистого тела, прозрачная перегородка, межталамическая спайка, чечевицеобразное ядро, наружная капсула, крайняя капсула, извилины островка, латеральная борозда, внутренняя капсула, субталамическое ядро, хвост хвостатого ядра, латеральное коленчатое ядро, красное ядро, серое вещество верхнего холмика, червь мозжечка.

    Головной мозг новорожденного, детей, ребенка, человека: строение, анатомия

    Головной мозг новорожденного младенца короче и шире, чем у детей школьного возраста и взрослого человека. Он лишен всех третичных и ряда вторичных борозд. К концу первого года жизни ребенка головной мозг увеличивается в 2 – 2,6 раза. К 3 годам – увеличивается в 3 раза. Масса головного мозга от рождения до взрослого периода развития увеличивается в 4 раза, а масса тела – в 21 раз.

    Масса правого полушария чаще всего больше массы левого полушария. После рождения наиболее интенсивно развиваются теменные и лобные доли. И из-за этого изменяется общая конфигурация головного мозга. В отличие от мозга взрослого человека у новорожденного нейроны различных слоев располагаются тесно рядом друг с другом, из-за этого радиальная исчерченность коры может отсутствовать. Единичные нейроны могут располагаться в субкортикальном белом веществе. В черной субстанции стволовых отделов головного мозга нейроны еще не имеют пигмента меланина, который появляется обычно к 3 – 4 годам. До 3 – 6 месяцев внеутробной жизни в коре мозжечка сохраняется наружный эмбриональный слой, который имеет название «слой Оберштейнера». Слой Оберштейнера состоит из медуллобластов и спонгиобластов. Поверхность нижних олив продолговатого мозга плода гладкая. После рождения ребенка оливы приобретают возвышения и затем заметно увеличиваются с возрастом. Практически постоянно у новорожденных в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы боковых желудочков обнаруживаются незрелые клеточные элементы, наличие которых ошибочно напоминает проявления Вирховского локального энцефалита. Незрелые клетки располагаются в субэпендимальном слое диффузно или в виде отдельных очагов. Иногда они прослеживаются вдоль кровеносных сосудов на значительном протяжении белого вещества. К 3 – 6 месяцам жизни ребенка эти клетки постепенно исчезают. Наличие в субэпендимальных отделах вентрикулярной системы большого количества незрелых клеток является дополнительным морфологическим признаком недоношенности плода.

    Как меняется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста?

    Если проследить, как изменяется масса головного мозга ребенка в зависимости от возраста, то можно заметить следующую картину. Если возраст ребенка от 3 до 8 дней, длина тела 49 – 50 см, то масса головного мозга будет 336 грамм. В 1 месяц рост ребенка 52 см, масса головного мозга – 360 грамм. В 3 месяца рост ребенка 56 см, масса головного мозга 520 грамм. В 6 мес при росте – 62 см, масса ГМ 670 гр. В 9 мес при росте – 67 см, масса ГМ 760 гр. В 1 год рост ребенка 73 см, масса головного мозга 960 гр. В 1,5 года при росте 79 см, масса ГМ 1045 гр. В 2 года при росте 85 см, масса ГМ 1070 гр. В 3 года при росте ребенка 89 см, масса головного мозга 1150 гр. В 5 лет при росте – 106 см, масса гм 1240 гр. В 10 лет при росте 132 см, масса мозга 1300 гр. В 12 лет при росте 145 см, масса мозга 1370 грамм.

    Физиология, работа головного мозга

    Физологически вся работа головного мозга строится на принципах иерархичности, целостности, системности и пластичности. Это принципы функционирования осуществляют все условные и безусловное рефлексы. Они способствуют протеканию сознательной психической деятельности человека. Принцип иерархичности заключается в том, что филогенетически более молодые отделы головного мозга осуществляют управление более высокого порядка, дополняя, но не подменяя собой функцию более древних в филогенетическом отношении отделов. В результате этого расширяются возможности организма в более тонкой дифференцировке каждого раздражителя каждым анализатором, а также осуществляется более адекватное восприятия общей картины мира на основе корреляции результатов деятельности многих анализаторов.

    Высшей формой выражения иерархического принципа является процесс кортикализации функций. С принципом иерархичности сочетаются принципы целостности и системности, которые заключаются в том, что головной мозг функционирует как единое целое со всех нервной системой, при этом получает афферентную импульсацию, осуществляет ее анализ и синтез, формирует поток эфферентных импульсов, которые определяют адекватную деятельность всех периферических органов. В результате формируется устойчивая система, обеспечивающая непрерывную информационную связь: центр – периферия – среда – периферия – центр. Под пластичностью понимается функциональная изменчивость нервных центров, которая отчетливо проявляется в процессе компенсации нарушенных функций головного мозга.

    Большую роль в нормальном функционировании головного мозга играет иррадиация возбуждения. Механизм обратной связи заключается в замыкании входа и выхода одного и того же элемента или системы. Механизм доминанты регламентирует взаимоотношения между нервными центрами.

    Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

    Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

    Лечение головного мозга в Саратове, в России

    Сарклиник проводит лечение ряда заболеваний, болезней центральной и периферической нервной системы в Саратове, в России у детей, подростков, взрослых, мальчиков, девочек, парней, девушек, мужчин, женщин, лечение головного мозга в Саратове. Аппаратные и неаппаратные методы лечения позволяют восстановить работу, функционирование нервной системы человека.

    УЗИ головного мозга новорожденных

    Эту процедуру врачи еще называют нейросонографией (НСГ). Она является самым ценным информативным методом исследования головного мозга, кровотока в его сосудах, выявления отклонений и патологий. Базируется метод на свойствах ультразвуковой волны. Итак, детально узнаем об этом.

    УЗИ головного мозга новорожденных: нормы, параметры, расшифровка

    Показатели нейросонографии новорожденного зависят о того, на какой неделе срока он появился на свет. Нормами ультразвукового исследования являются такие критерии:

    1. Борозды и извилины мозговых структур должны быть симметричными, цистерны и желудочки мозга четко просматриваемыми, однородной структуры (анэхогенными).
    2. Подкорковые ядра и таламус должны иметь среднюю эхогенность.
    3. Глубина переднего рога бокового желудочка составляет 1-2 миллиметра, а его тело — не более 4 мм.
    4. Не должно быть жидкости в межполушарной щели, а сама она в норме имеет размер 2 миллиметра.
    5. Однородностью и гиперэхогенностью характеризуются сосудистые сплетения желудочков.
    6. Величина третьего желудочка составляет от двух до четырех миллиметров.
    7. Отсутствие смещения стволовых структур.
    8. Размер большой цистерны составляет 3-6 мм.
    9. Расшифровку ультразвукового исследования головного мозга новорожденных проводит не врач-диагност, а детский невролог. И только он может назначать ребенку адекватную терапию, контролировать и оценивать динамику изменений развития мозга, прогнозировать имеющиеся патологии.

      Неврологу важно оценить цифры и показатели нейросонографии и сопоставить их с симптомами, которые проявляются у малыша. К примеру, увеличение одного из желудочков на несколько миллиметров может обойтись без медицинской коррекции, если другие показатели исследования соответствуют принятым нормативам.

      Чаще всего расшифровки нейросонографии свидетельствуют о таких патологиях:

    10. Расширение желудочков мозга. Констатируют, когда показатели глубины желудочка больше вышеприведенных. Это явный симптом гидроцефалии, то есть водянки мозга. Визуально у ребенка такая патология видна невооруженным глазом: выступающий вперед лоб, большая голова, выпуклые роднички. Гидроцефалия у малыша обычно возникает в результате кровоизлияний, внутриутробных инфекций (цитомегалии, токсоплазмоза), внутриутробных пороков развития плода. Тогда образуется большое количество спинномозговой жидкости (ликвора), либо она плохо всасывается. Возможен и застой в ликвороносных системах, в результате чего эта жидкость не может нормально продвигаться. Гидроцефалия — катализатор повышенного внутричерепного давления. У малыша может часто болеть голова, он устает очень быстро, отстает в психическом и физическом развитии. Водянка мозга подлежит лечению.
    11. Расширение субарахноидального пространства. Если оно превышает 3 миллиметра и сочетается у ребенка с такими клиническими симптомами, как повышение температуры тела, отказ от еды, срыгивание, то это может быть свидетельством арахноидита или менингита. Также патология может быть и свидетельством гидроцефалии.
    12. Кисты сосудистых сплетений. Они представляют собой клетки, которые выстилают желудок и вырабатывают спинномозговую жидкость. А киста — это маленькая полость, заполненная жидкостью. Они обычно не проявляются у малыша никакими внешними симптомами. В лечении такие образования не нуждаются, поскольку рассасываются самостоятельно.
    13. Арахноидальная киста. Представляет собой полость, заполненную жидкостью в арахноидальной оболочке мозга. Если размер кисты более 3 миллиметров, то она опасна тем, что сдавливает орган и вызывает эпилептический приступ. Такие патологии подлежат обязательной терапии, они самостоятельно не исчезают.
    14. Ишемический очаг в мозге. Так называют состояния, когда сосуды, отвечающие за питание конкретной зоны органа, частично или полностью утрачивают свои функции. Если эти зоны имеют большую площадь, то мозг частично атрофируется, что проявится отклонениями в развитии крохи.
    15. Если результаты УЗИ головного мозга малыша констатируют, что патологии присутствуют, то, скорее всего, невролог назначит профилактический или лечебный прием витамина D (Аквадетрима). Лекарство способствует скорейшему закрытию родничков. Однако когда внутричерепное давление у малыша повышенное, то Аквадетрим не назначают. Если отклонений в развитии детского мозга много, то невролог, скорее всего, предложит родителям госпитализацию крохи и назначит комплексное лечение. Патологии развития головного мозга требуют медицинского отвода от проведения прививок .

      Когда нужно делать УЗИ головного мозга новорожденных

      Назначает ультразвуковое исследование головного мозга врач-неонатолог при наличии соответствующих показаний.

      Для проведения процедуры предварительной подготовки не требуется. Нейросонография детям проводится, пока есть большой родничок. Манипуляцию можно делать в период бодрствования и сна. Даже когда малыш плачет, это не станет помехой для проведения процедуры.

      Важный момент! Если крохе будут проводить и нейросонографию, и допплерографию (исследование сосудов головного мозга), то необходимо, чтобы после кормления прошло полтора часа. Других требований для проведения манипуляции нет.

      Вредно ли УЗИ головного мозга детей до года: показания

      Если после появления на свет у крохи все в порядке, роды прошли успешно, то исследования мозга детям не проводят. Существуют такие показания к проведению этой процедуры в первые дни жизни:

    16. Рождение малыша раньше 36 недели беременности.
    17. Масса тела при рождении менее 2800 граммов.
    18. Оценка новорожденного по шкале Апгар составляет 7/7 или ниже.
    19. Наличие признаков поражения центральной нервной системы.
    20. Множество внешних пороков развития, к примеру, неправильная форма и размер ушей, выпуклость родничков, больше или меньше пальцев на руках.
    21. Когда после появления на свет малыш сразу не закричал или имелись родовые травмы.
    22. Если еще при беременности на УЗИ были видны патологии мозга.
    23. Наличие у матери судорожного синдрома.
    24. Затяжные или стремительные роды.
    25. Внутриматочная инфекция у роженицы.
    26. Длительный безводный промежуток (когда роды долго не начинались после отхождения вод).
    27. Гемолитическая болезнь новорожденного.
    28. Нейросонография назначается малышам в месячном возрасте, если на свет они появились с помощью акушерского пособия (вакуум-экстрактора, наложения щипцов) или при необычной форме головы , косоглазии , парезах, кривошеее, параличах, частом срыгивании, слишком беспокойном поведении.

      Малышам старше месяца ультразвуковую диагностику назначают для контроля над эффективностью назначенной терапии; при травмах головы и неврологических заболеваниях; после перенесенных энцефалита и менингита; при генетических и хромосомных недугах.

      После года, когда родничок затянется, детям при необходимости уже делают магнитно-резонансную томографию головного мозга.

      Родители детей, которым назначают такие процедуры, не должны переживать по поводу их влияния на общее состояние ребенка или причинения боли. Нейросонография — абсолютно безопасный информативный метод, причем безболезненный. Манипуляция не требует специальной подготовки малыша и его введения в состояние наркоза. Процедура может проводиться многократно. Она широко практикуется в педиатрии не только в нашей стране. Так что не стоит отказываться от нее, если на этом настаивает врач.

      Как проводится УЗИ головного мозга новорожденных

      Ультразвуковое исследование головы грудничкам проводят через большой или малый родничок. Реже это делают через большое затылочное отверстие, когда есть необходимость изучить структуру задней черепной ямки.

      Для проведения манипуляции дитя укладывают на кушетку. Папа или мама придерживают детскую головку. На зону большого родничка наносят немного проводящего геля. Затем на это место накладывают ультразвуковой датчик. Врач-диагност регулирует его расположение, что позволяет исследовать все структуры мозга. Порой датчик ребенку накладывают и на зону височной кости, ближе ко лбу. Это необходимо для более детальной оценки патологических образований в полости черепа. Специалист фиксирует все параметры и показатели, передает данные детскому неврологу. А тот уже общается с родителями по поводу выявленных патологий.

      Ультразвуковое исследование головного мозга — полезный и безопасный метод диагностики. Это недорогая и ценная процедура, которая помогает вовремя выявлять и корректировать отклонения в развитии малыша.

      Гидроцефалия (водянка) головного мозга у детей

      Гидроцефалия у детей – серьезное заболевание, в результате которого в желудочках и оболочках головного мозга происходит скопление спинномозговой жидкости. Обычно, ее диагностируют еще в грудном возрасте во время проведения планового осмотра у педиатра. Этот диагноз ставят в среднем 1 из 4 тысяч новорожденных. Благодаря тому, что врачи научились успешно лечить водянку головного мозга у детей, у малышей есть шанс на полноценную жизнь.

      Возникновение гидроцефалии

      Заболевание связано с нарушением баланса между производством и всасыванием спинномозговой жидкости.

      Головной мозг представляет собой целостную структуру с обильным кровоснабжением, состоящую из нескольких полостей – желудочков. Здесь расположено очень много сосудов, которые отвечают за выработку ликвора, который выходя из головного мозга, омывает спинной мозг и попадает в полость, покрывающую оба мозга. Этот промежуток имеет название – субарахноидальное пространство. Здесь расположены сосуды, через которые ликвор всасывается и выводится из мозговых оболочек, вместе с продуктами метаболизма.

      После этого, ликвор попадает в венозные синусы, которые крепятся к костям черепа. Всасывание ликвора сюда зависит от разницы между давлением внутри черепа и в синусах.

      К основным функциям ликвора принято относить:

    29. Защита головного мозга от различных травм.
    30. Выведение продуктов метаболизма из разных частей центральной нервной системы.
    31. Поддержка внутричерепного давления на оптимальном уровне.
    32. Обеспечение гомеостаза между ликвором и кровеносной системой.
    33. Благодаря совершению колебательных движений, спинномозговая жидкость способна влиять на состояние вегетативной нервной системы.
    34. Синтез ликвора происходит регулярно. В зависимости от возраста малыша, его в сутки вырабатывается от 40 до 150 мл. В составе жидкости имеются лейкоциты, электролиты и белок. Если возникает любое нарушение (избыточное образование, всасывание или отток) с ликвором, то у ребенка начинает развиваться гидроцефалия.

      Подробнее о патологии рассказывает врач-нейрохирург, д. м. н. Фаяд Ахмедович Фархад:

      Происходящий сбой в равновесии между синтезом и всасыванием жидкости или ее циркуляцией, приводит к повышению давления внутри черепной коробки. В результате этого, ликворные пространства расширяются. У новорожденных и грудничков, родничок которых еще не закрылся, увеличивается размер черепа. При этом головной мозг, испытывая давление начинает уменьшаться в размере. Позже начинают атрофироваться сдавленные участки, что приводит к проявлениям патологии.

      Гидроцефалия головного мозга у новорожденных диагностируется достаточно часто и связана с перенесенными инфекциями во время внутриутробного развития, заболеваниями ЦНС, родовыми травмами или опухолями головного мозга.

      В зависимости от возраста, выделяют такие причины развития патологии:

    35. Во время внутриутробного развития – нарушения в формировании и развитии нервной системы, генетические сбои и внутриутробные инфекции.
    36. У новорожденных и грудничков – перенесенные инфекции в период внутриутробного развития, нарушения в развитии структур мозга, родовая травма, опухоли и нарушения развития мозговых сосудов.
    37. У ребенка старше 1 года – кровоизлияния, опухоли мозга, генетические нарушения, последствия травмы или заболевания головного мозга воспалительного характера и нарушения в развитии сосудов, проходящих через мозг.
    38. К инфекционным причинам появления патологии относят такие заболевания:

    39. Цитомегаловирусная инфекция.
    40. Герпес.
    41. Эпидемический паротит.
    42. Краснуха.
    43. Токсоплазмоз.
    44. Гемофильная или менингококковая палочка.
    45. Нейросифилис.
    46. К гидроцефалии у ребенка могут привести различные пороки:

    47. Сужение канала между желудочками.
    48. Синдром Арнольда-Киари, при котором объемы задней ямки черепа и расположенных там структур не соответствуют по размерам. В результате патологии происходит сжатие структур костного кольца, что может стать причиной дыхательных нарушений, функционирования сосудодвигательного центра, что может привести к смерти.
    49. Врожденные нарушения в развитии отверстий, обеспечивающих отток спинномозговой жидкости из субарахноидального пространства.
    50. Аномальное развитие вен головного мозга.
    51. Наличие кист и других новообразований в субарахноидальном пространстве.
    52. Синдром Денди-Уокера – нарушения в формировании развитии мозжечков.
    53. К онкологическим причинам патологии относят:

    54. Опухоли мозга, его желудочков или черепных костей.
    55. Папилломы.
    56. Менингиомы сосудистого сплетения.
    57. К факторам риска, в результате которых возникает водянка головного мозга у новорожденного, относят:

    58. Преждевременные роды, случившиеся раньше 35 недели беременности.
    59. Маленький вес новорожденного – до 1500 кг.
    60. Узкий таз матери.
    61. Использование активных пособий в процессе родов (щипцы, вакуум и т. д.).
      1. Гипоксия во время внутриутробного развития или асфиксия плода в родах.
      2. Заболевания новорожденного в период внутриутробного развития.
      3. Перенесенные беременной инфекционные заболевания, среди которых токсоплазмоз, герпес, мононуклеоз, грипп и т. д.
      4. Наличие у беременной вредных привычек.
      5. Классификация заболевания

        Чтобы врач мог определить оптимальную схему устранения гидроцефалии головного мозга у детей, была проведена классификация заболевания. Для этого были использованы причины и признаки гидроцефалии у детей, состояние путей вывода ликвора.

        Исходя из периода возникновения, болезнь бывает:

        В зависимости от течения, гидроцефалия бывает:

      6. Острая – давление внутри черепной коробки стремительно увеличивается, а общее состояние малыша быстро ухудшается. Все происходит в течение 1-3 дней.
      7. Подострая – период ухудшения составляет 3-6 месяцев. За это время происходит поражение структур головного мозга.
      8. Хроническая – характеризуется медленным развитием болезни (более 6 месяцев). Чаще всего эта форма сопровождает открытую гидроцефалию.
      9. Исходя из морфологии, различают гидроцефалию таких видов:

      10. Открытую (сообщающуюся). В данном случае механизмы образования и всасывания спинномозговой жидкости нарушены и не соответствуют друг другу. Сообщение желудочков и пространства между мозговой оболочкой не нарушено. К развитию заболевания приводят: менингит, кровоизлияния, саркоидоз, опухоли в сосудистом сплетении, продуцирующего ликвор.
      11. Закрытую (окклюзионную). Происходит блокировка путей, по которым движется ликвор. Это наиболее распространенная и тяжелая форма болезни. К ее причинам относят: кровоизлияния, наличие кист, закупорка отверстий и стеноз сосудов.
      12. По выраженности патологию делят на:

      13. Компенсированную – когда диагноз подтвержден, однако проявлений заболевания не наблюдается и малыш развивается нормально.
      14. Декомпенсированную – ярко-выражены нарушения.
      15. Существует 2 степени гидроцефалии:

      16. Умеренная – есть мелкие изменения в мозговых структурах.
      17. Выраженная – характерно существенное увеличение ликвороносных путей, произошло изменение мозгового вещества.
      18. Опасность умеренной гидроцефалии состоит в том, что проявления могут полностью отсутствовать и родители могут не заметить проблемы, соответственно оставив ее без лечения. В то же время прогрессирование патологии продолжается.

        О том, как не пропустить развитие серьезных осложнений смотрите на видео:

        В зависимости от стабильности проявлений, гидроцефалия у детей бывает:

      19. Прогрессирующей. Проявления увеличиваются, а состояние малыша ухудшается.
      20. Стабилизировавшейся. Не наблюдается никаких изменений в состоянии пациента.
      21. Регрессирующей. Постепенно происходит исчезновение проявлений болезни.
      22. Проявления заболевания

        Гидроцефалия у новорожденных и ребенка старше 2 лет имеет разные симптомы.

        Как правило, в таком возрасте диагностирую врожденную гидроцефалию. Ее течение сложное со стремительным ухудшением состояния малыша, структуры головного мозга повреждаются. Если к гидроцефалии привели энцефалит или менингит, то говорят о хроническом течении заболевания.

        Особенность болезни у ребенка такого возраста обусловлены тем, что возможно смещение костей черепа и возникновение дополнительного объема головы, где накапливается жидкость. Следовательно, основной симптом – постоянно прогрессирующее увеличение объемов черепа в течение 3 месяцев не менее, чем на 1,5 см в первые месяцы жизни и более 9 мм ежемесячно до 1 года ребенка.

        Нормальная окружность головы новорожденного, превышает окружность груди на 1-2 см. со временем, примерно, к 6 месяцам это соотношение сравнивается. Но в случае, когда к этому возрасту голова ребенка превышает размер груди, это прямо указывает на развитие гидроцефалии.

        Среди других симптомов болезни у ребенка относят:

      23. Хорошо заметные вены на разных частях головы.
      24. Ребенок очень капризный, у него нарушается сон.
      25. Недостаточный набор веса.
      26. В 3 месяца грудничок не способен самостоятельно держать голову.
      27. Ребенок никогда не улыбается.
      28. Отставание в физическом развитии (ребенок поздно начинает сидеть, становиться на ножки и т. д.).
      29. Лоб увеличивается в размере.
      30. Кожные покровы головы очень тонкие.
      31. Мы не хотели публиковать этом ролик, но хотим показать насколько это страшное заболевание. На видео врожденная гидроцефалия до степени анэнцефалия:

      32. Родничок заметно выступает и пульсирует.
      33. Невозможность сфокусировать взгляд.
      34. Расходящееся косоглазие.
      35. Запрокидывание головки малыша назад.
      36. После кормления возникает частое и обильное срыгивание.
      37. Ноги в коленях плохо разгибаются.
      38. Опущение век.
      39. Появление белой полоски вверху радужки.
      40. Пассивное поведение ребенка во время кормления.
      41. Если гидроцефалия прогрессирует, то возникают:

        Проявления у ребенка старше 2 лет

        В таком возрасте, кости черепа не способны расширяться, давая дополнительный объем, поэтому симптомы будут другими:

      42. Головная боль после сна. Болезненность усиливается после стресса, дневного сна или нагрузок (физической, умственной).
      43. Во время приступа боли, возможно, кровотечение из носа, тошнота и рвота.
      44. Давящая боль в области глаз.
      45. Нарушение сна.
        • Нарушение координации движений.
        • Снижения тонуса мышц.
        • Гиперактивность.
        • Тремор подбородка.
        • Ходьба на цыпочках.
        • Судороги и потеря сознания.
      46. Неконтролируемое движение мышц.
      47. Повышенная раздражительность.
      48. Синие круги вокруг глаз.
      49. Диагноз гидроцефалия ставится на основе таких методов диагностики:

      50. Осмотр невропатолога. Врач измеряет окружность головы, сравнивая ее с окружностью груди, оценивает мышечный тонус и рефлексы. После рождения, врач может заметить и поставить диагноз гидроцефальный синдром.
      51. Окулист проверяет состояние глазного дна. Во время заболевания отмечается застойный диск на зрительном нерве.
      52. Магнитно-резонансная томография позволяет исследовать все участки головного мозга. Для детей младше 5 лет, диагностика проводится под наркозом.
      53. Нейросонография – делается грудничкам с незакрытым родничком. В результате исследования проверяются желудочки и другие мозговые структуры.
      54. Компьютерная томография.

      Если диагноз гидроцефалия у ребенка будет подтвержден, ему необходимо измерить внутричерепное давление при помощи вентрикулярной или люмбальной пункций.

      Для лечения ребенка применяется консервативная терапия или проводится оперативное вмешательство.

      Медикаментозная терапия

      При гидроцефалии ребенку нужно, прежде всего, снизить показатели внутричерепного давления, путем уменьшения продуцирования ликвора или ускорения его выведения. Такое лечение предполагает использование препарата «Диакарб». Одновременно с ним назначают «Панангин» или «Аспаркам».

      Если показатели внутричерепного давления высокие, необходимо применение лекарственных средств, обеспечивающих выведение из черепной коробки излишков жидкости. Для этого используют препараты с мочегонным эффектом: «Маннит», «Глицерин», «Фуросемид», «Лазикс». Одновременно с ними показано использование препаратов, которые стимулируют работу нейронов – «Кальция гопантенат», «Энцефабол» и т. д.

      Если терапия в течение 2 месяцев не дала своего результата, то ребенку необходимо оперативное вмешательство.

      Хирургическое лечение

      Очень часто, такой способ является единственной возможностью препятствовать прогрессированию гидроцефалии. Способ операции будет зависеть от стадии и формы болезни.

    62. Операция проводится тогда, когда есть возможность удалить препятствие в циркуляции ликвора (опухоль, киста, гематома и т. д.).
    63. В случае если опухоль проросла в мозговые ткани, то операция будет направлена на то, чтобы создать возможность двигаться ликвору. Для этого проводится шунтирование.
    64. Для отвода спинномозговой жидкости используют катетеры из силикона, направленные в полость брюшины. Такая операция имеет название – вентрикуло-перитонеальное шунтирование. Если спинномозговая жидкость отводится в область правого предсердия – операция имеет название вентрикуло-артериальное шунтирование.

      При эндоскопической вентрикулостомии использование эндоскопа может быть эффективным в случае окклюзионной гидроцефалии.

      Если внутричерепное давление стремительно увеличивается, а шунтирование представляет собой опасность для ребенка, то нейрохирург может провести наружное вентрикулярное дренирование.

      Прогноз для ребенка будет зависеть оттого, что привело к гидроцефалии и в каком виде проявилось заболевание, времени, которое прошло с момента возникновения патологии. При сообщающейся форме болезни прогноз обычно благоприятный. В то же время врожденная гидроцефалия легче, нежели приобретенная.

      При своевременном выявлении патологии и правильной терапии, жизни ребенка ничего не угрожает, но в некоторых случаях может пострадать ее качество (возникают нарушения зрения, слуха, речи или координации движений). Чтобы вовремя обратить внимание на наличие патологии и начать лечение, важно регулярно проходить осмотры у педиатра и невропатолога.

      Источники:

      http://zdorovijrebenok.ru/mozg-rebenka/spinnoj-mozg-u-detej-zakanchivaetsja-na-urovne.html

      Процедура УЗИ головного мозга у новорожденных

      Мозг новорожденного

      https://sarclinic.ru/index.php/o-kompanii/stati/104-zabolevaniya-nervnoj-sistemy/491-golovnoj-mozg-cheloveka-rebenka-otdely-stroenie-lechenie-golovnogo-mozga

      http://nashidetki.net/zdorove-rebenka/uzi-golovnogo-mozga-novorozhdennykh.html

      Гидроцефалия (водянка) головного мозга у детей