Механизм неблагоприятного нравственного формирования личности преступника

Механизм преступного поведения

Изучая «личность преступника», криминологи должны понять каков механизм преступного поведения личности преступника.

Механизм преступного поведения — это взаимодействие психических процессов и состояния личности с внешней средой, определяющее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных.

Изучение механизма преступного поведения личности преступника позволяет объективно исследовать это явление в процессе его взаимодействия с внешней средой, принимая во внимание все этапы криминального поведения: формирование мотивации, принятие решения о совершении преступления и исполнение принятого решения.

Криминологами выделяются два уровня взаимодействия личности и внешней среды: среда как обстановка, условия неблагоприятного нравственного формирования личности и как конкретная ситуация совершения преступления.

Применительно к первому уровню речь идет о сочетающих или сменяющих друг друга, как правило, длительных воздействиях на индивида различных типов (видов) социальной микросреды, семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой и т. д.

Конкретная жизненная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств жизни данного лица перед совершением преступления, которые в качестве внешних условий влияют на его противоправное поведение.

Механизм взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией может быть различным: в одних случаях человек попадает в нее, в других — ищет и находит, в третьих — создает сам.

Внешняя среда, образующая ситуацию совершения преступления, имеет множество проявлений и признаков. По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на:

заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения);

возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.

Данная ситуация может быть распространена территориально (например, стихийное бедствие) или локализована ограниченным пространством (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (затянувшиеся семейные неурядицы) либо быть кратковременной (ссора пассажиров в общественном транспорте). По содержанию различаются ситуации конфликтные, характеризующиеся открытым столкновением интересов, позиций, острых противоречий (например, ситуация массовых беспорядков) и проблемные, которые содержат определенные трудности в достижении цели (например, нехватка средств для приобретения какой-либо вещи).

Криминологи отмечают, что за последнее время характер ситуаций совершения многих преступлений, прежде всего, под влиянием макроусловий жизни общества претерпел существенные изменения, более того появились ранее не известные, качественно новые ситуации (например, заказные убийства, преступные посягательства, связанные с деятельностью коммерческих банков, террористические акты, захваты заложников и т. п.), а также преступления, совершаемые люмпенизированными слоями населения, безработными, беженцами.

Нередко большой вклад в создание криминогенной ситуации вносит потерпевший от преступления. С этим обстоятельством связана разработка виктимологических проблем преступности.

Виктимология — это самостоятельное направление в криминологии, исследующее жертву преступления, ее связь и взаимоотношения с преступником на стадии до, во время и после совершения преступления. Виктимология изучает преступное поведение под углом зрения обусловленности такими качествами потерпевшего, которые создают предпосылки стать жертвой преступления. Поэтому в изучении причинного комплекса индивидуального преступного поведения нельзя не учитывать воздействие виктимологического аспекта.

Следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация необязательно приводит к совершению преступления. Решающая роль принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений. Поэтому важно исследовать условия совершения конкретных преступлений.

Центральным звеном в этой причинной цепочке является мотивация, которая включает процесс возникновения, формирования мотива преступного поведения и его цели. В качестве основы формирования мотива выступают потребности и интересы личности. Именно через их призму воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности и интересы являются продуктом связи человека с внешней средой. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемый результат определенного действия.

Криминологи и психологи считают, что существенным элементом механизма преступного поведения является воля. Она понимается как сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внешних и внутренних трудностей.

При принятии решения о совершении преступления происходит прогнозирование возможных последствий реализации возникшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки, собственных возможностей и других обстоятельств, а также выбор средств.

Далее наступает стадия его исполнения — собственно завершение преступления. Но фактическая реализация решения может отличаться от запланированной, например, при изменении внешней ситуации. Так, при активном сопротивлении потерпевшего грабеж может перерасти в разбой или, наоборот, последует отказ от доведения преступного намерения до конца.

Для правильной оценки преступного деяния предполагается выяснение того, как фактически выглядел процесс порождения преступного поведения на каждом из указанных этапов, под влиянием чего преимущественно сформировались мотивация и решение — устойчивых характеристик личности либо сложной, необычной ситуации.

Тема 2. Механизм совершения корыстных преступлений

Понятие причин и условий совершения корыстных преступлений. Их взаимосвязь с общими причинами преступности. Механизм совершения коры­стных преступлений. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиоб­щественных привычек и взглядов в генезисе индивидуального преступного по­ведения: их связь с условиями нравственного формирования личности и кон­кретной ситуацией совершения корыстных преступных деяний.

Условия неблагоприятного нравственного формирования личности коры­стного преступника. Отрицательное влияние на нравственное формирование личности различных видов социальной макро и микросреды. Основные черты криминологической характеристики личности корыстного преступника. Струк­тура личности корыстного преступника. Социально-демографическая характе­ристика личности корыстного преступника. Показатели соотношения лиц жен­ского и мужского пола среди корыстных преступников. Соотношение различ­ных возрастных групп корыстных преступников. Характеристика уровня обра­зования лиц, совершивших корыстные преступления. Семейное положение и его изменение у лиц, совершивших корыстное преступление, воздействие этого фактора на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеристика личности корыстных преступников по социальному положению и роду занятий.

Понятие криминогенной ситуации, ее разновидности и роль в соверше­нии корыстных преступлений. Объективное содержание и субъективное вос­приятие ситуации субъектом корыстного преступления. Влияние социальных и психологических особенностей корыстного преступника на восприятие ситуа­ции и поведение в ней. Повод к совершению корыстного преступления и его криминогенное значение.

Виктимология – учение о потерпевшем от корыстных преступлений и его поведение. Классификация потерпевших по социально-демографическим, профессиональным и социально-правовым признакам. Значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия и повода совер­шения корыстного преступления. Роль аморального, неправомерного поведения потерпевшего в корыстных преступлениях. Понятие и виды виктимного пове­дения лица.

Методические рекомендации по изучению темы

Изучая самостоятельно данную тему, студенты должны уяснить понятие причин и условий совершения корыстных преступлений, их взаимосвязь с общими причинами преступности, а также механизм совершения коры­стных преступлений. Изучая роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиоб­щественных привычек и взглядов в генезисе индивидуального преступного по­ведения, следует знать, что лицам, совершающим корыстные преступления, свойственны такие общие нравственно-психологические признаки, как односторонняя примитивно-потребительская ориентация, преувеличенное представление о роли материальных благ, негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан.

При анализе условий неблагоприятного нравственного формирования личности коры­стного преступника следует обратить внимание на отрицательное влияние на нравственное формирование личности различных видов социальной макро и микросреды, основные черты криминологической характеристики личности корыстного преступника, с учетом ее психологических особенностей. Давая обобщенную характеристику личности преступников, совершающих корыстные преступления, следует иметь в виду, что ими являются лица, существенно различающиеся по возрасту, социальному статусу, нравственной деформации личности, ее антиобщественной ориентации. Исходя из этого различия необходимо уяснить типы корыстных преступников, предлагаемые учеными, рассмотреть струк­тура личности корыстного преступника. Студенты должны представлять социально-демографическую характе­ристику личности корыстного преступника, показатели соотношения лиц жен­ского и мужского пола среди корыстных преступников, соотношение различ­ных возрастных групп корыстных преступников, характеристику уровня обра­зования лиц, совершивших корыстные преступления. А также степень воздействия семейного положения на формирование личностных качеств, направленность и устойчивость преступного поведения. Характеризуя причины неблагоприятного нравственного формирования корыстного преступника необходимо учитывать характеристики личности по их социальному положения и роду занятия.

Давая понятие криминогенной ситуации, студенты должны знать ее разновидности и роль в соверше­нии корыстных преступлений, объективное содержание и субъективное вос­приятие ситуации субъектом корыстного преступления, а также влияние социальных и психологических особенностей корыстного преступника на восприятие ситуа­ции и поведение в ней, повод к совершению корыстного преступления и его криминогенное значение.

В самостоятельной работе по данной теме студенты должны отчетливо представлять тот фактор, что механизм корыстного преступления включает в себя также и учение о потерпевшем и его поведении, которое в науке криминологии именуется виктимологией. Характеризуя потерпевших от корыстных преступлений, студенты должны уметь классифицировать их по социально-демографическим, профессиональным и социально-правовым признакам, понимать значение провоцирующего и иных видов виктимного поведения потерпевших как условия и повода совер­шения корыстного преступления. Необходимо учитывать роль аморального, неправомерного поведения потерпевшего в корыстных преступлениях, понятие и виды виктимного пове­дения лица.

Неблагоприятные условия формирования личности преступника.

Неблагоприятные условия формирования личности преступника. — раздел Юриспруденция, Понятие, предмет, метод и система курса криминологии Процесс Формирования Личности Принято Рассматривать Как Социализацию, То Есть.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, то есть процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальных ориентаций, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций.

Можно выделить первичную социализацию (социализация ребенка) и промежуточную (переход от юношество к зрелости, период с 17-18 лет до 23-25 лет). Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции на те или иные проблемы.

Семья – это главное звено формирования личности. При выяснении причин совершения преступления учитываются не только данные о неблагополучных или неполных семьях, об отношениях между родителями, об их объективно неблаговидном, иногда противоправном поведении, об эмоциональном отношении к ребенку, его принятии или отвергании ими.

Недостаточное внимание, низкая частота общения детей и родителей (гипоопека) нередко вызывает у первых эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личнсоти. Следствием этого может быть отставание в развитии интеллекта, нарушение психического здоровья, плохая успеваемость в учебе, совершение аморальных и противоправных поступков.

Кроме этого, родители могут сами нередко демонстировать пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, являть собой образцы аморального поведения (постоянно пьянствуют, учиныют хулиганские действия, совершают хищения и другое). Поэтому подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки.

Криминогенное значение может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутсвии целенаправленного нравственного воспитания, окружающие заботятся об удовлетворении только материальных потребностей ребенка в ущерб духовности, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм.

Отвергание родителями ребенка, необеспечение его родительской заботой и попечением могут иметь место в явной, открытой и скрытой формах.

Это негативное поведение окружающих может привести к формированию на бессознательном уровне у ребенка тревожности и беспокойства, страха небытия, несуществования. Этот страх может иметь два уровня: страх смерти (высший уровень) и постоянное беспокойство и неуверенностьь (низший уровень). Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, свое биологическое существовавние – отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, от субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Если тревожность сохраняется на уровне постоянного беспокойства и неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социальное существование, совершая корыстные и корыстно-насильственные преступления.

Огромное влияние на формирование личности преступника оказывает и негативное влияния неформальных групп сверстников.групповая сплоченность и постоянное общение позволяют членам этих групп устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто вражбедное и чуждое. Под влиянием группы у ее участников формируются установки и ценностные ориентации, включающие в себя способы разрешения возможных жизненных ситуаций и проблем. Влияние группы значительно, так как данный человек ценит свое участие в его жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, а их отношения друг к другу и их оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной сфере. То сеть влияние микросреды осуществляется не только на ум и волевую сферу человека, но и на его чувства и эмоции.

К микросреде относится также трудовой коллектив, бытовое окружение.

Негативное влияние на формирование личности оказывает не только микросреда, но и явления и процессы, наблюдаемые в обществе в целом (то есть влияние макросреды). К таким явлениям относят: безработицу, негативное влияние кинофильмов и СМИ, литературы, наличие в обществе проявлений национализма, расизма.

3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Большинство преступлений совершаются в результате действия этой причины, имеющей криминальный характер.

Жизненная ситуация – это явления и процессы, которые негативным образом воздействуют на сознание конкретного человека и являются поводом или толчком к совершению им преступления, вызывают немерение, решимость совершить то или иное преступление.

Таким образом, жизненная ситуация является причиной, а не условием, способствующим совершению преступления.

Анализ ситуации преступления, как отмечает Е.Г. Горбатовская, «характеризуется определенным состоянием или поведением потерпевшей стороны и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей стороны. При этом важно определить, что явилось определяющим в этом взаимодействии – ситуация или личность, и почему личность оказалась в сложной ситуации.»

Г.М. Миньковский предлагает разграничивать жизненные ситуации по источнику возникновения ситуации, в которой принимается и реализуется решение о совершении преступления. Выделяются следующие жизненные ситуации:

1) заранее создаваемые преступником в целях облегчения совершения преступления (например, нарушение системы учета и контроля в учреждении в целях безнаказанного совершения хищения);

2) сосздаваемые по вине преступника, но не преднамеренно (например, в результате употребления им большого количества спиртных напитков);

3) возникающих в результате аморальных и противоправных деяний иных лиц;

4) вызванные экстремальными ситуациями природного, техногенного, социального характера;

5) возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.

Профессор А.Б. Сахаров предлагает разграничивать ситуации на:

ü проблемные, характеризующиеся трудностями в достижении личностью тех или иных целей, удовлетворении потребностей и интересов, не носящих антиобщественного характера;

ü конфликтные, создаваемые в результате открытого столкновения антиобщественных интересов, взглядов личности с другими субъектами.

Криминологический интерес представляет оценка ситуации с точки зрения социального контроля:

1. затрудняло ли его состояние совершение преступления, препятствовало ли ему;

2. облегчало преступное поведение;

3. было нейтральным.

Если человек совершал преступление, преодолевая определенные преграды, нейтрализуя усилия свидетелей помешать совершению преступления, это может характеризовать его криминальную позицию как продуманную и активную, и одновременно – позволяет выяснить почему социальный контроль оказался недейственным в соответствующей ситуации.

Некоторые криминологи придают большее значение жизненной ситуации, нежели антиобщественному сознанию. В 1976 году вышла книга «Жертва – соучастник преступления» (Фаттах), в которой высказывалось мнение, что криминологи не неправильном пути, так как изучали личность преступника, вместо того, чтобы изучать личность жертвы. Большинство преступлений вызвано неправомерным поведением потерпевшего, который создает жизненные ситуации. Некоторые жертвы притягивают преступников, как ягненок волка. Есть прирожденные жертвы преступлений.

В некоторых зарубежных странах правоохранительные работники также придают значение жизненным ситуациям. Принимаются специальные меры воздействия на потерпевших – например, законы, предусматривающие штраф за оставление вещей в автомобилях, которые провоцируют лиц на совершение преступления.

Жизненная ситуация может длиться мгновение (тяжкое оскорбление), минуты, часы, сутки, недели, месяцы.

4. Условия, способствующие совершению преступления.

Условия, способствующие совершению преступления – это явления, которые не могут вызвать совершение преступления. Криминогенное значение однако их весьма велико.

Во многих случаях без этих условий не могло быть совершено преступление.

Все эти условия можно поделить на две группы:

ü условия, которые способствуют или облегчают формирование антисоциальной личности;

ü условия, способствующие достижению преступного результата (например, отсутствие охраны, контроля).

К обстоятельствам второй группы можно отнести:

— недостатки в деятельности органов власти и управления;

— недостатки в деятельности правоохранительных органов;

— недостатки в деятельности общественных формирований.

Некоторые явления могут играть двоякую роль: роль причины и роль условия, способствующего соверщению преступления. Статья 90 УПК РБ. Однако, на практике условия, способствующие совершению преступления установить достаточно лечко, тогда как причины – зачастую остаются невыявленными по конкретным уголовным делам.

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие, предмет, метод и система курса криминологии

Понятие криминологии ее задачи и основные функции. Предмет криминологии его основные элементы. Методология криминологической науки.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Неблагоприятные условия формирования личности преступника.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука криминология среди других общественных наук, и юридических в том числе, сравнительно молода. Отчет ее существования начинается примерно со второй половины ХIХ века.

Предмет криминологии, сформировавшийся к настоящему времени, неоднозначен. Кудрявцев выделяет объект и предмет. Объект – это преступность как явление, причины и услови

Методика криминологических исследований — это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях

Большинство ученых делят криминологию на общую и особенную части. Некоторые однако не делят. Общая часть включает в себя общетеоретические вопросы (предмет, метод, зад

В 1917 году создаются органы статистики во главе с ССУ, в том числе и отдел моральной статистики, который вел учет совершенных преступлений, преступников, СУ и другие явления. Эти данные публиковал

1. Понятие преступности, ее признаки. 2. Основные показатели (характеристики) преступности. 3. Латентная преступность. Последствия преступности. &nbs

Выделяют 4 показателя преступности: · состояние; · уровень; · структура; · динамика. Состояние является количественным показ

Преступность можно поделить на 2 группы: — Официальная (количество зарегистрированных преступлений правоохранительными органами); — Скрытая

В дореволюционной России было два направления: · Биологическое; · Социальное. Биологическое направление в России было престувлено

1. Причины и условия конкретного преступления. 2. Неблагоприятные условия формирования личности преступника. 3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении пр

1. Понятие личности преступника. 2. Структура личности преступника. 3. Классификация и типология преступников. 1. Понятие

Жертва преступления стала объектом криминологических исследований лишь со времени второй мировой войны. Такие составляющие преступления, как «жертва» или «преступник», классики и позитивисты рассма

Преступность изучается прежде всего для того, чтобы можно было эффективно воздействовать на причины и условия, способствующие совершению преступлений, а тем самым – предупреждать совершение новых п

Чтобы предупредительные меры были эфективными, они должны отвечать определенным требованиям: 1) требованиям законности (не должны ущемлять прав, свобод и законных интересов граждан, наруша

Субъекты: — государство (при принятии нормативных актов); — государственные органы (органы власти и государственного управления); — хозяйственные органы; — право

1. Криминологическая информация. 2. Прогнозирование в криминологии. 3. Методы криминологического прогнозирования. 4. Криминологическое планировани

Прогнозирование преступности является анализом вероятности преступных действий и процессов, в основе которого лежит изучение эмпирических данных и учет тенденций этого развития от прошлого к настоя

Планирование позволяет осуществлять прогрессивные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на б

В обобщенном виде характеристика несовершеннолетних преступников по половому составу сводится к следующему: = доля лиц мужского пола среди преступников (90-95 %) всегд

Микросреда. Формирование личности начинается с рождения в семье, в первые 5 лет закладываются основы личности: 1. совершение родителями, другими родственникам

Общесоциальные меры: 1. повышение материального уровня жизни людей, в том числе и семей, в которых имеются дети (повышение заработной платы, пенсий, стипендий, пособий

Общие причины коренятся в противоречиях общественного развития, в неблагоприятных тенденциях в экономике, в недостатках социально-духовной сферы, просчетах в воспитательной работе. Непосре

Специальные меры: · внедрение в практику оперативной диспетчерской связи жилищно-эксплуатационных контор, предназначенной для осуществления контроля с помощью технических средств за входам

Криминологическая характеристика личности насильственных преступников и хулиганов складывается из 3 основных блоков: 1) социально-демографические параметры; 2

В целом те же причины. Специфические непосредственные причины: 1. корыстная мотивация (более 10 % убийств); 2. наличие представлений о допустимости н

Механизм неблагоприятного нравственного формирования личности преступника

1. Сущность и содержание понятия личности преступника, его соотношение с другими смежными понятиями

Личность преступника всегда была одной из центральных проблем всех наук криминального профиля и в первую очередь криминологии.

Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Можно поэтому сказать, что эта личность — основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным обьектом предупредительного воздействия. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии.

История этой науки свидетельствует о том, что наиболее острые дискуссии криминологи вели и ведут как раз по поводу личности преступника. В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий.

Все эти вопросы имеют большое практическое значение [Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., «ЮРИСТЪ», 1999, с. 124.].

Вместе с тем рассматриваемое понятие “личность преступника” — это не отражение конкретного преступника, а абстрактное операционное понятие, включающее в себя главные черты и свойства, присущие тем, кто совершил уголовно наказуемое деяние. Различные юридические науки изучают (и соответственно определяют через понятие) человека в разных правовых состояниях: уголовное право оперирует понятием “субъект преступления”; уголовный прцесс — “подозреваемый”, “обвиняемый”, “подсудимый”; уголовно-исполнительное право — “осужденный” и т.д. Специфические для каждой науки цели обусловливают пределы, в которых необходимо изучение личности.

Криминология нуждается в комплексном, системном взгляде на личность именно человека, социальная и правовая специфика которого связывается с фактом совершения преступления (с учетом действия целого комплекса причин и условий), а не с конкретным процессуальным положением его на разных стадиях уголовного процесса. Криминология изучает: как личность формировалась, как взаимодействовала с внешними условиями в конкретной ситуации, что привело ее к совершению преступления.

Одной из особенностей понятия “личность преступника” является ограниченность во времени. Это обусловливается его непосредственной связью с такими правовыми категориями, как преступление и наказание. О личности преступника можно говорить с момента совершения преступления. Определение момента исчезновения свойств личности преступника — более сложная проблема, и он не всегда совпадает с окончанием срока отбытия наказания или снятия судимости. Доказательство — рецидив преступлений. У каждой конкретной личности имеются свои особенности социализации и преступного поведения, отношения к содеянном, а также к мерам воздействия (наказанию, профилактическим мерам). К тому же применяемые к личности меры воздействия сами могут оказаться разными по качеству и эффективности.

Итак, говоря о личности преступника, следует иметь в виду личность человека, совершившего преступление в результате сложного взаимодействия внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, иными словами — среды и личности [Криминология и организация предупреждения преступлений. М., Академия МВД России, 1995, с.82.].

Таким образом, под личностью преступника в криминологии принято понимать совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение [Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998, с. 84.].

Здесь же необходимо отметить, что личности преступника присущи определенные негативные свойства, сформировавшиеся в процессе жизнедеятельности. Однако было бы глубоким заблуждением считать, что личность преступника исчерпывается только такими чертами. Испытывая как неблагоприятные, так и положительные воздействия в течение всей жизни, оставаясь, как правило, включенной в систему отношений со многими социальными группами (не только теми из них, которые обладают антиобщественной ориентацией), личность преступника таит в себе известное количество и положительных свойств.

Именно такое понимание личности служит базой для обоснования необходимости и возможности предупредительного воздействия на личность, которое связывается с задачами нейтрализации, ослабления, а по возможности даже ликвидации отрицательных качеств за счет опоры на положительные и развитие последних. Квинтэссенцией такого понимания звучат слова И.Канта: “Никого нельзя сделать лучше иначе, как через остаток того добра, который в нем имеется” [Иммануил Кант. Соч. в 6-ти томах. Т.3. — М., 1964, с.201.]. Именно социально обусловленные и социально значимые качества человека и должны быть включены в понятие личности при том, что сами качества могут быть как положительными, так и отрицательными [Криминология и организация предупреждения преступлений. М., Академия МВД России, 1995, с.84.].

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях ее профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения. При этом, однако, личность преступника является центральной в том смысле, что ее криминогенные особенности первичны, поскольку выступают источником, субъективной причиной преступных действий, а поэтому именно они, а не действия или поведение, должны быть объектом профилактических усилий. То, что эти внутренние особенности могут привести к совершению преступлений, составляет сущность общественной опасности личности преступника, а само преступное поведение — производное от них. Если говорить о целенаправленной коррекции поведения, то его можно изменить, если указанные особенности останутся прежними [Криминология. Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. М.,1995, с.82-83.].

Таким образом, психологическая структура личности включает прежде всего социально обусловленные черты, определяемые как индивидуальными особенностями психических процессов, так и приобретенным опытом. К этим свойствам относятся направленность личности, ее моральные качества, знания, навыки, привычки, уровень личной культуры. Кроме того, в психологическую структуру личности входят индивидуальные особенности отдельных психических процессов (памяти, мышления, эмоций, воли), а также темперамент, порой — патологические изменения психики.

Хотя индивидуальные свойства темперамента и особенности психических процессов сами по себе не определяют побуждений человека к действию в определенном направлении, но для того, чтобы понять содержание сознательной деятельности человека, необходимо учитывать свойства личности в целом, включая и особенности психических процессов [Личность преступника. Под ред. В.Н.Кудрявцева, Г.М.Миньковского, А.Б.Сахарова. М., 1975, с.155.].

Сказанное, разумеется, отнюдь не означает игнорирования внешних социальных факторов, ненужность их изучения и учета. Во-первых, криминогенные черты личности формируются под воздействием названных факторов. Однако, закрепленные в личности, они превращаются в самостоятельную силу, преуменьшать значение которой не следует. Во-вторых, совершению преступления могут способствовать, даже провоцировать на это, ситуационные обстоятельства, внешняя среда. Но, как известно, одна и та же ситуация воспринимается и оценивается разными людьми по разному. Стало быть, в конечном итоге в механизме индивидуального преступного поведения личность преступника играет ведущую роль по отношению к внешним факторам. Поэтому совершение преступления точнее было бы рассматривать не столько как результат простого взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией, в которой они выступают в качестве равнозначных партнеров, сколько как следствие, реализация криминогенных особенностей личности, которая взаимодействует с ситуативными факторами.

Такое понимание общественной опасности не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество может быть реализовано в поведении, а может и не быть, что зависит от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению, даже исключить его [Криминология. Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. М.,1995, с.83.].

Негативные личностные свойства, сложившиеся под воздействием неблагоприятных условий нравственного формирования личности, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления (криминогенную ситуацию). На этом уровне взаимодействия личности со средой обусловленная неблагоприятными нравственными условиями формирования способность и готовность совершить преступление под воздействием ситуации реализуются в действительность. Механизм взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией может быть разным; в одних случаях человек попадает в нее, в других — ищет и находит, в третьих — создает сам [А.И. Алексеев. Криминология. Курс лекций. М., 1998, с.101.].

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для криминологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Наличие отличительных черт личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Отсутствие их у некоторой части преступников не снимает вопроса о необходимости изучения и их личности как носителя причин преступного поведения. Однако основная масса преступников отличается определенными особенностями.

Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды [Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. М., «ЮРИСТЪ», 1999, с.126.].

Причиной совершения преступлений является, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяются ряд подструктур [Криминология. Под ред. А.И. Алексеева, МВШМ МВД СССР, 1989, с. 100-101.] или групп.

Первую группу составляют социально-демографические признаки (пол, возраст, семейное и должностное положение, уровень материальной обеспеченности, признаки, связанные с наличием или отсутствием места жительства и пр.). Социально-демографические свойства личности преступника сами по себе не криминогенны. Но они связаны с условиями формирования личности и ее жизнедеятельности, взаимодействуют с ними, с потребностями и мотивацией, с социальными ролями личности. Поэтому социально-демографические свойства являются существенным компонентом обобщенного представления о личности преступника и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики.

Выборочные криминологические исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что среди преступников значительно больше мужчин (около 85 %), чем женщин (их около 15 %).

Возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. По данным МВД России, немногим более половины преступлений совершают лица в возрасте 16-29 лет, но наиболее криминогенной группой населения, выделяемой в статистике, являются лица в возрасте 30-49 лет: их доля в структуре преступности доходит до 47 %. Последние совершают около 36 % особо тяжких и 35 % тяжких преступлений. Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц несовершеннолетние составляют 14-15 %. Наименьшая доля среди преступников падает на лиц старше 60 лет.

По признаку профессиональной принадлежности преступники распределились следующим образом. По-прежнему, если анализировать разные виды преступлений, наблюдается доминирование лиц рабочих профессий среди совершивших умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования, хулиганство.

Во вторую группу признаков структуры личности преступника можно включить уровень: образования, знаний, умственного развития и пр.

Характеристика образования лиц, совершивших преступления, имеет криминологическое значение, поскольку связана с культурой личности, ее социальным статусом, кругом контактов, жизненных планов и возможностей их реализации. Уровень образования преступников в целом немного ниже, чем у лиц, не нарушающих закон. Образовательный уровень коррелирует с видами преступлений.

Самый низкий уровень образования у лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления. Выше у лиц, совершающих должностные и экономические преступления. Вместе с тем и у них констатируется деформированность нравственной и правовой культуры, а также служебной психологии.

К третьей группе признаков в структуре личности преступника можно отнести нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и связи (социальные роли), интересы, потребности, наклонности, привычки.

Поскольку материальные и духовные потребности у преступников формируются в условиях, неблагоприятных для нормального развития и воспитания, они также приобретают социально-ущербный характер. Неразвитость навыков полноценного культурного межличностного общения влечет преувеличение со стороны таких лиц значение алкоголя. На самом же деле происходит нравственное и физическое разрушение человека, что способствует усилению его социальной и психологической деградации, конфликтности, развивает предрасположенность к попаданию в криминогенные ситуации, решению конфликтов с помощью насилия.

Дефекты воспитания, антиобщественная направленность личности преступника не способствуют наличию у нее всех общественно полезных взаимодействий, характерных для законопослушной личности, соответствующей по возрасту, полу, уровню образования и профессии. Не получив полноценного воспитания, многие преступники испытывают затруднения в построении собственной семьи, взаимоотношениях с супругом, детьми. Личность, лишенная нормальных взаимоотношений, ориентируется на группу единомышленников, для которых также характерна антиобщественная ориентация [Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. c.94-95.].

К четвертой группе признаков структуры личности преступника можно отнести психические процессы, свойства и состояния личности.

Исследования показывают, что неблагоприятные условия формирования личности преступника обуславливают наличие таких характерных для современного преступника черт его личности, как эмоциональная неустойчивость и недисциплинированность, конфликтность, неадекватное реагирование на внешние раздражители, несовпадение субъективного восприятия и оценки опасностей, исходящих от внешнего окружения, с реальным состоянием; легкая внушаемость, подверженность негативному воздействию как со стороны сверстников, так и старших по возрасту, особенно обладающих криминальным опытом; стремление к объединению с лицами, близкими по системе ценностей, групповой корпоратизм [Криминология и организация предупреждения преступлений. М., Академия МВД России, 1995, с.91.].

В этой связи для таких личностей очень важно самоутверждение как в собственных глазах, так и на социально-психологическом уровне (одобрение со стороны референтной группы) [Побрызгаева Е.В. Типология лиц, совершающих разбойные нападения. // Криминологические проблемы преступного поведения. М., 1991, с. 27.].

Пятой группой охватываются социально значимые биофизиологические признаки личности: состояние здоровья, особенности физической конституции и др.

Такая особенность, как врожденный физический дефект, сама по себе не может служить детерминантом формирования личности преступника, но несет в себе определенный психотравмирующий потенциал и соседствует у ряда лиц, совершивших преступление, с такими чертами, как замкнутость, обидчивость, агрессивность, злобность, зависливость, жестокость, существенно осложняющими межличностные отношения такого человека, усиливающими антиобщественную направленность личности [Криминология и организация предупреждения преступлений. М., Академия МВД России, 1995, с.92.].

Таким образом, рассмотрев структуру личности преступника, ее признаки и их группы (блоки), следует отметить следующее. Представления, полученные в процессе анализа понятия личности преступника и ее структуры позволяют говорить о личности преступника как определенном социальном типе, существующем наряду с типом законопослушного человека.

Криминологическое изучение личности преступника посредством анализа ее структуры дает ключ к пониманию процессов мотивации и механизма преступного поведения, прогностическим выводам о возможном будущем поведении личности и даже о развитии преступности, что является фундаментальным условием целенаправленности, конкретности и эффективности всех видов предупреждения преступлений [Там же, с.96.].

Одна из коренных проблем изучения личности преступника — соотношение социального и биологического. Эта проблема имеет научное, практическое, правовое значение. От ее решения во многом зависит обьяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с нею. Отношение к биологическим факторам представляет собой основу некоторых криминологических теорий. Важность указанной проблемы тем более необходимо подчеркнуть, что и в современной криминологии иногда высказываются утверждения, что биологические детерминанты играют столь же существенную роль, что и социальные [Криминология. Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. М., «ЮРИСТЪ», 1999, с. 141.].

Специфическим для криминологии основанием интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной (в том числе и бытовой) преступности, рецидива, преступности несовершеннолетних, неосторожной преступности, связанной с использованием источников повышенной опасности, а также потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения преступлений на основе максимальной увязки их с личностными особенностями преступников [Криминология.Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., «БЕК», 1998, с. 121-122.].

В криминологии изучение преступника, личности преступника подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью.

Каковы же аспекты и пределы криминологического изучения преступника? И в ХХ веке, как в эпоху Ломброзо, эта проблема решалась неоднозначно.

Клиническое направление при изучении преступности и преступника далеко себя не исчерпало. Оно существует и развивается, хотя все больше учитывается социальный фактор [Эти позиции традиционно были сильны в Италии, но профессор криминологии неапольского университета Ф.Склафани оценивает современное развитие там криминологических теорий следующим образом: «Этиологические научные изыскания отрицают любые косвенные теоретизирования относительно преступления, которые основываются лишь на индивидуальных или социальных причинах, они развиваются по пути создания сложных гипотез, интегрирующих антропологические и социологические направления, синтеза познавательного и научного наследия различных криминологических школ». ( Склафани Ф. Криминологические исследования в Италии. // Криминологические исследования в мире. М., 1995, с. 72.).]. Во Франции один из наиболее ярких его представителей — профессор Пинатель [Pinatel J. Criminologia. Paris, 1970.].

Дискуссия о соотношении биологического и социального в личности преступника имела непосредственный выход на практику. Автор работы “Об организации криминологической службы в ФРГ” Г.Рименшнейдер отстаивал идею порождения преступления сочетанием предрасположения субьекта к преступной деятельности и влияния окружающей среды. При этом, отдавая предпочтение биологическому фактору, он делал вывод о ведущей роли при изучении преступника психиатра, психолога, применения биотехнических приемов, тестов (1961 г.).

В истории криминологии, в том числе новейшей, известно немало социобиологических теорий, которые объясняли преступность врожденными биологическими факторами (хромосомными нарушениями, антропометрическими и физиологическими особенностями и т.д.) [Криминология. Под ред. Н.Ф. кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., «БЕК», 1998, с. 124.].

Так, в начале 60-х годов Буза и Пинатель писали, что антропологическая теория, рожденная ломброзианским учением, утвердила существование наследственной предрасположенности к преступности. Такая предрасположенность состоит “в некотором специфическом содержании, которое еще не определено”. Позднее это стало связываться с хромосомами.

Исследования ученых в Англии, США, Австралии и других странах выявляли повышенный процент хромосомных аномалий среди обследованных преступников по сравнению с контрольной группой. Если в среднем кариотип ХVV встречался среди населения примерно в 0,1 — 0,2 % случаев, у специально подобранных групп правонарушителей они отмечались в 2 % и более.

Определенный “взрыв” среди отечественных криминологов в 70-е годы вызвали публикации профессора И.С. Ноя из Саратова, который писал: “Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения”. [Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975, с. 107.]

В.П. Емельянов сделал следующий вывод: “Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением. Причина преступности — это синтез различных явлений социального и биологического свойства. ” [Емельянов В.П. Преступность среди лиц с психическими аномалиями. Саратов, 1980, с. 33.].

И.С. Ной, В.П. Емельянов имели активных сторонников из числа известных отечественных генетиков: В.К. Эфроимсона, Б.Л. Астаурова, Д.Н. Беляева.

Наряду с антропологическим в криминологии всегда существовал и преобладал другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного поведения. В начале ХХ века А.А. Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление — преступление постоянными свойствами природы человека, в том числе “преступного человека” [Марксизм и уголовное право. М., 1928, с. 31.].

По мнению А.А. Герцензона , криминологу незачем погружаться в глубинную сущность личности, искать биологические истоки поведения [Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970.]. Ф.М. Решетников отмечает, что трактовка преступления как симптома биологических или психологических недостатков преступника означает игнорирование действительной природы преступления как социального явления, порожденного социальными же причинами.

При рассмотрении такой сложной проблемы, как соотношение социального и биологического в личности преступника, необходимо иметь ввиду одно исключительно важное соображение.

Поскольку речь идет о личности, о роли этих факторов можно говорить лишь на личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне ее их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений , социальное качество человека , сформированное воспитанием, средой.

Таким образом, и социальное, и биологическое репрезентированы, представлены в психике человека.

Изучение вопроса о соотношении социального и биологического в личности преступника требует многостороннего подхода с использованием достижений философии, социологии, психологии, биологии, криминологии и других наук, рассмотрения человека не с абстрактно-антропологических позиций, а как продукта конкретно-исторического процесса. В этом смысле человек имеет общественную природу, а личность может формироваться только при условии включения индивида в систему общественных отношений. Социальный характер жизнедеятельности человека — его отличительная черта. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины [Криминология. Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е.Эминова. М., «ЮРИСТЪ», 1999, с. 141.]

Наука криминология, изучая личность преступника, особое внимание уделяет познанию типологии и классификации лиц, совершивших преступления. Это имеет как теоретическое, так и практическое значение. Профилактическое воздействие правоохранительных органов на преступников не может быть целенаправленным и эффективным без учета типологической характеристики последних.

Криминологической наукой накоплен значительный опыт разработки типологий личности преступника. В то же время до сих пор не существует какой-либо универсальной типологии, поскольку каждый автор, дифференцируя личности преступников, кладет в основу этой дифференциации свои типообразующие признаки. Например, А.Б. Сахаров, учитывая зависимость преступного акта от степени антиобщественной направленности личности, его совершившей, выделял пять типов: “случайные”, “ситуационные”, “неустойчивые”, “злостные”, “особо опасные” [Сахаров А.Б. Личность преступника и типология преступников // Соц. законность. 1973. № 3.].

Подобные типологии, в основу которых были положены степень общественной опасности личности и ее криминогенной активности, были также предложены в свое время А.Г. Ковалевым, Г.М. Миньковским, С.Б. Алимовым и др.

По направленности самого преступного поведения К.Е. Игошев выделял типы насильственного, корыстного и насильственно-корыстного преступников [Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.].

А.И. Долгова, В.Д. Ермаков и Н.В. Беляева разработали типологию личности преступника, основанную на взаимосвязи типа микросреды с типом деформации поведения. Ими выделялись следующие типы: с устойчивой преступной деформацией поведения, с нравственно-правовой деформацией поведения и с нравственной деформацией поведения [Долгова А.И., Ермаков В.Д., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников // Вопросы борьбы с преступностью, М., Вып. 24, 1976.].

Для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего необходимо отметить, что классификация и типология, при всей их схожести, не одно и тоже.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, стремится отобразить их строение, выявить их закономерности. В теоретическом отношении типология по сравнению с классификацией представляет собой более высокий уровень познания. При построении типологии, в отличие от классификации, не требуется вычленения всех без исключения типов, составляющих части познаваемого объекта.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.

Классификация — это система соподчиненных понятий, классов объектов, какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связи между этими понятиями или классами объектов. При классификации объекты всегда разделяются по единым основаниям. Так, в одной и той же классификации нельзя делить часть преступников по признакам возраста, а часть, скажем, по повторности совершенных преступлений. Кроме того, в классификации должны быть представлены все группы классифицируемых объектов, а не только часть их [Криминология. Под ред. И.И. Карпеца, В.Е. Эминова. М., «Манускрипт», 1992, с. 76.].

Таким образом, классификация преступников — это распределение их по группам исходя из определенных критериев. Личность преступника отличается от личности не преступника общественной опасностью. Содержание (характер) общественной опасности зависит от доминирующей мотивационной направленности преступного поведения. Степень же общественной опасности личности варьируется в зависимости от стойкости и глубины этой направленности.

Поэтому решающее значение имеет классификация преступников по двум критериям.

1. По характеру и содержанию мотивации можно выделить следующие группы преступников:

  • а) с негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности, ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности (насильственный тип личности );
  • б) с корыстной направленностью (корыстный тип);
  • в) с заведомо пренебрежительным отношением к своим гражданским и трудовым обязанностям;
  • г) с легкомысленно-безответственным и небрежным отношением к требованиям и обязанностям (неосторожные преступники);
  • д) с ориентацией на абсолютный приоритет потребностей близких и своих собственных;
  • е) с ориентацией на необходимость удовлетворения элементарных жизненных потребностей.
  • 2. По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленности личности в выделенных выше группах преступников следует различать:

    • а) лиц, впервые совершивших преступления в результате случайного стечения обстоятельств и в противоречии с общей характеристикой всего предшествующего поведения (случайные преступники);
    • б) лиц, впервые совершивших преступления под воздействием неблагоприятных условий формирования и жизнедеятельности личности, но в целом характеризуемых (например, в трудовом коллективе, в быту), помимо этого преступления, больше положительно, чем отрицательно (ситуационные преступники);
    • в) лиц, совершивших преступления впервые, но допускавших раньше правонарушения и в целом характеризуемых преимущественно отрицательно (неустойчивые преступники);
    • г) лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее судимых;
    • д) субъектов особо опасного рецидива и других особо злостных преступников (профессиональных, членов преступных сообществ).
    • Выделенные группы лиц, совершающих преступления, не исчерпывают возможностей классификации по данным критериям и должны рассматриваься лишь как основные. Кроме того, они не всегда выступают в чистом виде. Возможны их различные сочетания [Криминология.Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., «БЕК», 1998, с. 132-133.].

      Обобщая материалы, имеющиеся по данной, весьма сложной криминологической проблеме, можно классифицировать преступников следующим образом.

      1. Последовательно-криминальный тип. Для него характерны самая высокая степень криминальной “зараженности”, стойкая по глубине и широкая по охвату личности антиобщественная ориентация, достигающая уровня преступной установки. Совершение преступлений для этих лиц стало привычным стилем поведения, во многих случаях — своеобразной профессией. Во взаимодействии “личность — среда” ведущую роль играют укоренившиеся антиобщественные взгляды и привычки, сформировавшиеся, как правило, в результате сильных деформаций условий нравственного формирования и более или менее длительной преступной “карьеры”.

      Может совершать преступления вопреки ситуации, устраняя при необходимости такие ее элементы, которые мешают достижению преступного результата. В рамках данного типа выделяются преступники с преобладанием либо агрессивно-насильственной, (например, убийцы- “маньяки”, серийные сексуальные преступники), либо корыстной мотивации (воры, мошенники), а также полимотивированные — соединяющие стойкую корыстную мотивацию со склонностью к насилию, нередко в его самых дерзких, жестоких формах (наемные убийцы, члены бандитских группировок, преступных сообществ).

      К последовательно-криминальному типу, как к его своеобразному, не вполне логичному ответвлению, следует отнести и так называемых асоциальных преступников. Это — лица с устойчивой линией преступного поведения, многократно совершающие преступления главным образом в силу моральной деградации, обесценения в социальном аспекте качеств личности. Для них характерны примитивные интересы или даже их полное отсутствие, сниженный интеллект, безволие, ощущение жизненной бесперспективности. Большинство асоциальных преступников не имеют постоянного места жительства, не поддерживают связей с родственниками (или не имеют их), занимаются бродяжничеством, нищенствуют. Их преступное поведение обычно отличается импульсивностью, примитивным характером действий, своего рода мелочностью, неквалифицированными способами совершения и сокрытия преступлений. В то же время они могут по самым ничтожным поводам совершать особо опасные преступления вплоть до умышленных убийств. Отрицательные нравственно-психологические черты у рассматриваемой категории преступников зачастую отягощены хроническим алкоголизмом, наркоманией, психопатологическими отклонениями.

      2. Ситуативно-криминальный тип. Формируется по общему правилу в противоречивой среде, сочетающей позитивные и негативные влияния.

      Соответственно как бы раздвоена и их личность: положительные качества уживаются с отрицательными, причем последние чаще преобладают. Для взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией характерен некий усредненный вариант, при котором довольно значительные личностные дефекты, сочетаясь с соблазняющей, провоцирующей и иной криминогенной ролью внешних обстоятельств, приводят к выбору преступного варианта поведения. Действие вопреки ситуации, тем более ее создание в целях совершения преступления, не характерны. Решающее значение в генезисе преступного поведения имеет именно взаимосвязь, взаимодействие, взаимодополнение отрицательных признаков личности с негативными характеристиками среды (ситуации). В рамках данного типа также возможно выделение подтипов по критерию мотивации преступных действий и другим признакам.

      3. Ситуативный тип. В известном смысле по основным криминологическим параметрам противоположен первому из выделенных (последовательно-криминальному). Нравственные дефекты выражены незначительно. Характерными признаками являются: идейно-психологическая слабость, социальный инфантилизм личности, отсутствие интеллектуальных, эмоциональных и волевых ресурсов, необходимых для того, чтобы успешно справиться со сложной ситуацией. В генезисе преступного поведения решающую роль играет криминогенная ситуация, причем чаще всего полностью навязанная извне, а не вытекающая из предшествующего поведения, всего образа жизни данного лица. При отсутствии криминогенного давления ситуации слабо выраженная антиобщественная ориентация может привести к совершению правонарушений непреступного характера, аморальных действий либо постепенно сойти на нет. Так же, как в двух предыдущих случаях, в рамках данного типа возможна дифференциация преступников по мотивам поведения и другим признакам.

      4. Случайный тип. Эти преступники, встречающиеся сравнительно редко, по своим личностным качествам практически не отличаются от тех, для кого характерно устойчивое законопослушное поведение. Однако и им присущи какие-то негативные черты, относящиеся не столько к самой личности, сколько к ее проявлениям в конкретной ситуации: отсутствие осмотрительности, беспечность, чрезмерная импульсивность и т.п. Преступники данного типа нарушают уголовно-правовые запреты при общей положительной направленности их личности. Преступление для них не линия или стиль поведения, не закономерный результат криминогенного взаимодействия личности и ситуации, а скорее досадный (хотя и виновный) эпизод, следствие неблагоприятного стечения объективных и субъективных обстоятельств [Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998, с.106-109.].

      Изучение личности преступника в системе органов внутренних дел осуществляется в двух основных направлениях: научном и практическом.

      Для изучения личности преступника в практических целях используются в основном те же источники и методы получения и обработки информации, которые применяются в целях анализа преступности и ее причин.

      Источниками информации о личности преступника для органов внутренних дел служат: статистические отчеты; документы первичного учета; материалы уголовных дел и другие документы, содержащие сведения о преступлении и преступнике; лицо, совершившее преступление; потерпевший; члены семьи преступника, другие родственники, друзья, окружение по месту жительства и месту работы.

      Существует несколько источников использования данных статистики в криминологических исследованиях:

    • материалы ведомственной статистики (МВД, прокуратуры, суда);
    • результаты специальных криминологических исследований, полученные на основе уголовно-статистического анализа, в результате обработки данных криминологических опросов, а также различных документов;
    • данные других отраслей статистики (экономической, демографической, социально-культурной);
    • материалы социологических исследований.
    • Наиболее распространенным способом сбора криминологической информации является метод статистического наблюдения. Он позволяет выделить общие типичные черты преступности и преступников, которые проявляются в форме статистических закономерностей. Основными формами статистического наблюдения являются отчетность и специально организованные статистические исследования.

      Широкое распространение при сборе криминологической информации получили методы конкретных социологических исследований преступности и преступника. При проведении таких исследований для сбора криминологической информации широко применяются: опрос (анкетирование, интервьирование), наблюдение и социальный эксперимент.

      Изучение личности преступника должны дополнять признаки, которые можно разделить на четыре группы:

    • 1) признаки, характеризующие направленность посягательств (по видам совершаемых преступлений);
    • 2) признаки, характеризующие устойчивость антиобщественного поведения (по повторным преступлениям, по рецидиву, по правонарушениям, совершенным во время отбывания наказания и после его отбытия);
    • 3) признаки, характеризующие соучастие в преступной деятельности;
    • 4) признаки, характеризующие степень общественной опасности преступников и совершенных ими преступлений (по мерам наказания, примененного к ним) [Криминология и организация предупреждения преступлений. М., Академия МВД России, 1995, с. 118.].
    • Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

      1. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

      2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).

      3. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям). Изучение личности преступников по социально-демографическим признакам преследует цель выявить статистические связи этих признаков с признаками, характеризующими общественную опасность преступников (внутренние статистические связи) и с аналогичными характеристиками населения (внешние статистические связи).

      4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях личности. При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний и т.п.); черты характера (замкнутый или общительный, легкомысленный и т.п.); волевые качества (настойчивость, решительность и т.п.); потребности и интересы (в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности и т.п.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к азартным играм, употреблению спиртных напитков и т.п.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, знание обычаев и нравов криминальной среды и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, туберкулез и т.п.).

      5.Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, материальная обеспеченность, круг общения и т.п.) [Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1998, с.111-112.].

      Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего милиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений.

      Источники:

      http://studbooks.net/1073372/pravo/mehanizm_prestupnogo_povedeniya

      https://studfiles.net/preview/5267566/page:4/

      http://allrefs.net/c7/3voa5/p11/

      http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/krim/P3.htm