Механизм психического развития ребенка

Механизм психического развития ребенка

Взгляды Д.Б. Эльконина на природу и источники психического развития ребенка можно свести к следующему: все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом; присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельный характер — ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования. Д.Б. Эльконин разделил все виды деятельности ребенка на 2 группы: коммуникативные виды деятельности, относящиеся к генетически разным формам общения (в основе — лежат отношения, развертывающиеся в системе "ребенок — общественный взрослый"); предметные виды деятельности, относящиеся к генетически разным формам предметной деятельности (в основе лежат отношения в системе "ребенок — общественный предмет"). По мнению Д.Б. Эльконина. ход развития определяется движением от системы "ребенок — общественный взрослый" к системе "ребенок — общественный предмет", т.е. сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, а на этой основе осваиваются соответствующие виды деятельности.

Б.С. Братусь выдвинул гипотезу о том, что общий механизм, лежащий в основе развития личности в ходе всей жизни — противоречие между двумя сторонами деятельности субъекта — мотивационно-потребностной (смысловой) и операционно-технической (познавательной), т.е. закон чередования, периодичности разных типов деятельности в детском возрасте Д.Б. Эльконина можно распространить на весь онтогенез. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Социальная ситуация развития ребенка.

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка — совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о ситуации развития социальной в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований — особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие: 1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза — социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности; 2) статус социальный детства — историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка — систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Механизм психического развития детей дошкольного возраста

Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений. в которых он находится с окружающей его действительностью ( прежде всего социальной ) в тот или иной период своей жизни. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка. виды деятельности. приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития. т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми ( Выготский Л. С. 1984). Каждый возраст характеризуется специфической. единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития. мы сможем выяснить и понять. как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования. которые являются результатом возрастного развития ребенка .

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид ( тип ) деятельности .

Ведущая деятельность не появляется сразу. а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии. и прежде всего появление новых психических образований. виды ведущей деятельности :

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми. присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования. как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий .

2. Предметно — манипулятивная деятельность ребенка. характерная для раннего детского возраста ( от 1 года до 3 лет ).

3. Игровая деятельность или сюжетно — ролевая игра, — детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет .

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности ( трудовой. учебной. спортивной. художественной и т. д .).

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка. что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития .

Кризис развития – это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов .

Кризис имеет две стороны. Первая из них – разрушительная сторона кризиса. Возникновение нового непременно означает отмирание старого.

Факторы психического развития –Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез – это процесс индивидуального развития человека.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития:

– психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

– психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я — концепции и само-сознания личности;

– когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями The particularities of mental development of children of preschool age with severe cerebral motor disorders Текст научной статьи по специальности Психология

  • ТЯЖЕЛЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ,
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ ,
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ,
  • SEVERE MOTOR DISORDERS ,
  • CEREBRAL PALSY ,
  • PSYCHOLOGICAL POTENTIAL OF DEVELOPMENT

научной статьи по психологии, автор научной работы — Симонова Татьяна Николаевна

Статья содержит данные комплексного обследования детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича, выявляющего особенности их психического развития, психологические механизмы нарушений, их взаимосвязи, психологический потенциал развития.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Simonova Tatyana Nikolaevna

This article contains data of complex assessment of children of preschool age with severe cerebral motor disorders, about particularities of their mental development, psychological mechanisms and interrelations of disturbances, psychological potential of development.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Челябинского государственного педагогического университета , Симонова Татьяна Николаевна

Симонова Татьяна Николаевна Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями // Вестник ЧГПУ. 2009. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-dvigatelnymi-narusheniyami (дата обращения: 04.10).

Симонова Татьяна Николаевна Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-dvigatelnymi-narusheniyami (дата обращения: 04.10).

Симонова Татьяна Николаевна (2009). Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями. Вестник Челябинского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-dvigatelnymi-narusheniyami (дата обращения: 04.10).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Симонова Татьяна Николаевна Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями // Вестник ЧГПУ. 2009. №5 С.141-150.

Симонова Татьяна Николаевна Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями Вестник Челябинского государственного педагогического университета (2009).

Симонова Татьяна Николаевна (2009). Особенности психического развития детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями. Вестник Челябинского государственного педагогического университета

Механизмы психического развития ребенка.

Критерии рассмотрения возрастного этапа (Д. Б. Эльконин).

1. Социальная ситуация развития. Та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни.

2. Ведущий вид деятельности. Та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям.

Виды ведущей деятельности:

— Непосредственно эмоциональное общение ребенка со взрослыми. Присуще младенцу с первых недель жизни и до года. Обычно через маму или человека заменяющего мать. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

— Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста. От года до трех лет.

— Игровая деятельность (в том числе сюжетно-ролевая игра). Дошкольный возраст, от трех до шести.

— Учебная деятельность. От шести до десяти-одиннадцати лет.

— Общение подростков. От 10-11 лет до 15-16. Общение в разных ситуациях, не только в школе. Зависит от интересов. Это так же может быть художественная, спортивная и любая другая деятельность в которой может складываться общение.

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Далее уже идет трудовая деятельность, но уже не относящаяся к детской психологии.

3. Кризис развития — сосредоточение резких и капитальных качественных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка (Л. С. Выгодский). Это начало перехода от одного этапа развития к другому. Сущность каждого кризиса заключается в том, что происходит перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде (например, понимание ребенка, что можно иногда маме соврать), изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Каковы же причины кризиса? Источник возникновения кризиса — это противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности.

В целом выделяют четыре группы кризисов, но можно их обобщить в две группы:

— Кризис возникающий в 3 года и в 11 лет называется кризисом отношений.

— В 1 год и в 10 лет, называются кризисами мировоззрения.

4. Психологические новообразования.

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование – это 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Вывод. Развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы преодоления противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы как предыдущей, так и последующей стадии развития.

Проблема нормального и аномального развития.

Синонимом к понятию аномальное развитие является дизонтогенез. В 1927 г. Швальбе впервые употребил термин "дизонтогения", обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Аномальное развитие — это не дефектное, а своеобразное развитие не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительного, возникающих в силу приспособления этого ребенка к миру (Выгодский Л. С.).

Отклонение в развитии — различные формы нарушений или отклонений онтогенеза, включая их постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Лебединский В. В.).

В качестве синонима используются "дети с ограниченными возможностями", "дети с особыми нуждами". Но во всем мире используется термин "дети с особыми образовательными потребностями".

Отклоняющееся развитие следует понимать, как обычное развитие, протекающее в необычных, неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостность психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованности (Сорокин В. М.).

Вследствие, можно сказать, что относительно устойчиво у этих детей изменяются параметры и стороны микрогенеза (когнитивная, эмоциональная, регуляторная сфера). Прежде всего, эти нарушения проявляются в замедлении процесса социализации, т.е. усвоении культурно-исторического опыта.

Микадзе Ю. В. Три варианта психического развития:

1. Нормальное или нормативное развитие. Отсутствие неблагоприятных изменений в созревании организма нервной системы ребенка наличие благоприятной ситуации развития.

2. Отклоняющие (отличное от нормативного, но не достигшее патологической формы). Наличие неблагоприятных биологических и/или средовых факторов, действие которых может быть успешно компенсировано.

3. Патологическое, нарушенное или измененное развитие. Подразумевает наличие неблагоприятных, малокомпенсируемых биологических и/или средовых факторов действия, которых приводят к тем или иным расстройствам психической сферы и поведения.

Есть еще один подход.

Отклонение – отклоняющее поведение.

Идеальная программа развития (идеальный онтогенез) – это своевременное последовательное уровне-иерархическое формирование функциональных систем, которые между собой взаимосвязаны и синхронно изменяется в процессе своего развития.

Данные функциональных систем формируются в условиях идеальной детерминации трех факторов:

1. Идеальные внутренние генетические законы.

2. Идеальное воздействие окружающей образовательной среды.

3. Имманентно присущая развитию ребенка идеальная способность к присвоению образовательных воздействий, включений в их собственные психические структуры.

4.* Идеальная нейробиологическая (в том числе и соматическая) предуготованность и идеальное формирование и функциональная перестройка мозговой организации психических процессов.

Социально-психологический норматив (СПН) – система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Эти требования являются идеальной моделью. С этой точки зрения ребенок, который удовлетворяет этим требованиям (вне зависимости от «уровня» этих в данном случае образовательных требований) будет рассматриваться как условно нормативно развивающийся (в пределах своего СПН). В то же время любое изменение психической функции, выходящее за пределы области, коридора, определяемого данным конкретным СПН, следует оценивать как отклоняющееся развитие.

Отклоняющееся развитие – это выход психического развития в целом или его отдельных системообразующих компонентов, (структур, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива (условно-нормативного развития), определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, национальной/этнической ситуации вне зависимости от знака отклонения (опережение или запаздывание).

Уровневый подход. В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология — это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения. Пространство между двумя крайними точками заполняют так называемые пограничные состояния. Модель континуума, упомянутая нами, приобретает не формальный, а содержательный вид, если дополняется уровневым подходом. С точки зрения последнего в существовании человека выделяется три уровня его бытия — соматический, психологический и уровень морального самосознания. Неким вариантом «идеальной нормы» можно считать благополучие человека на всех трех уровнях его существования. Двигаясь в сторону патологии, мы должны пройти через разнообразные пограничные варианты «частичной нормы», т. е. случаи, когда неблагополучие касается одного или двух уровней существования человека (схема).

Идеальная норма – благополучие человека на всех уровнях его существования. В связи с этим используется термин типологический норматив.

Типологический норматив – совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – своего рода психологический синдром. Подобное определение может быть распространено как на отклоняющееся, так и на условно-нормативное развитие.

Механизмы психического развития;

Работая над проблемой периодизации, Л. С. Выготский писал: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка». Он предложил, как основания для периодизации, использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и появляющиеся в ходе развития психические новообразования, выявил переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми (Выготский Л.С.). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

А.Н. Леонтьев в 1944 году написал статью «К теории развития психики ребенка», в которой ввел понятие «ведущий тип деятельности». По его мнению, в связи с переходом от одного возраста к другому меняется место ребенка в системе общественных отношений, за ним стоит деятельность ребенка, которая является определяющей в его развитии. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и, прежде всего, появление новых психических образований. Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет на разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств. В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и разлитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение и несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л.С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития, цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих ею поведением. По мнению Л.И. Божович, причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыкедвух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания.Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризисноворожденности и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

Особенности протекания кризиса развития заключаются в следующем: во-первых, для него характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспитателям или врачам-педиатрам важно знать психологическую картину кризиса, а также индивидуальные особенности ребенка, накладывающие свой отпечаток на протекание кризиса. Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Выготский Л.С.). Конфликты со взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. Трехлетний ребенок на какое-то время становится упрямым, капризным, строптивым и своевольным. Семилетний ребенок в это время становится неуравновешенным, несдержанным и капризным. У тринадцатилетних подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер (Давыдов В.В.). В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

В то же время нужно иметь в виду, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Как отмечал А.Н. Леонтьев, «в действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдви­ги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига.

Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — процессом воспитания» (Леонтьев А.Н.).

Наличие кризисных периодов в развитии ребенкапредполагает существование стабильных периодов. Если для них характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития.

Психологическое новообразование. Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование это —

* во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

* во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С.).

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. По мнению Л.С. Выготского, оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты. Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).

Значимость понятия «психологическое новообразование» состоит в том, что появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов. А для врачей новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной постановки неверного диагноза и ошибочного лечения, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса.

Итак, подведем итоги анализа основных понятий, описывающих процесс психического развития ребенка. К ним относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы задачи и предмет возрастной психологии?

2. Какие факторы определили развитие возрастной психологии как науки?

3. Какие методы исследования используются в возрастной психологии?

4. Раскройте механизм психического развития.

5. Какие факторы влияют на психическое развитие ребенка?

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Биогенетический подход

Теории рекапитуляции. Это теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества. В центре внимания биогенетического подхода находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развитияоказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э.Геккель и И.Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадий, которые проходит данный вид в своем филогенезе. С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Основания этой концепции связаны с наблюдениями за детьми: роется ребенок в песочке — это пещерная стадия, выделяют также стадии охоты, обмена и т. д. Существовали и другие обоснования этого закона: например, процессы развития рисунка в истории человечества и в детстве очень схожи, процесс овладения речью ребенком связывали с ее историческим развитием (указательный жест, обрывки слов, простые предложения).

Наиболее ярко эта мысль была развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости. Первый из них – это период дикости. У ребенка в этот период наблюдаются стремления к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Следующий период – период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость. Преобладают игры в пленных, засады, прятки. Третий период – период пастушества. Выражен нежность к животным, стремление иметь собственное животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Четвертый период – земледельческий. Преобладающие увлечения – садоводческие. Последний период Гетчинсоном назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия – обмен, продажа, торговля.

Механизмы развития психики

Исследования процесса развития личности, факторов, оказывающих на него влияние, помогло выявить специфические механизмы, при помощи которых среда и наследственность влияют на ее содержание.

В результате исследований, проводившихся в разных психологических направлениях, было выявлено несколько основных механизмов развития — интериоризация, идентификация, отчуждение, компенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связана с саморазвертыванием индивидуальных задатков.

О механизме интериоризации. О механизме интериоризации писали многие ученые, анализировавшие способы присвоения и использования человеком значимых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм развития занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана прежде всего с прямым подкреплением действия (положительным или отрицательным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.

Открытие идентификации и ее роли в развитии психики принадлежит З. Фрейду, который подчеркивал роль идентификации с близким взрослым своего пола в процессе формирования супер-эго. Эмоциональная насыщенность процесса отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта идентификации, но и направляет развитие детей.

В дальнейшем исследования идентификации показали, что, как правило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упомянутого Фрейдом и не строится исключительно по признаку пола. Важным было и изучение того, как с возрастом расширяется этот круг, включая объекты более широкого социального окружения, а также стереотипы, поставляемые культурой и средствами информации.

Особое значение в процессе развития играет механизм компенсации, о котором писал А. Адлер. Важность этого механизма в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов (как интериоризация и идентификация), но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. Неудивительно, что на основе разных видов компенсации Адлер выстроил свою типологию личности детей.

Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в психическом становлении разных людей не одинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из них присутствует, выполняя свои функции.

5. Культурно-историческая теория развития психики (Л.С. Выготский)

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг.

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как — язык, письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация — вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" — это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций".

Другой аспект теории Л.С. Выготского — представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого — воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Выготским.

Автоматезированный — характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности.

Кризисы у детей лежат внутри отношений взрослого и ребенка. Они возникают там, где родители не вовремя или неграмотно реагируют на желание ребенка проявить свою самостоятельность. В хороших семьях, где у родителей разумная, согласованная позиция и воспитанием они управляют, возрастные кризисов у детей не бывает.

Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:

кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;

кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом

Тема: Механизм психического развития ребенка

Раздел 1: Понятие о развитии в специальной психологии.

1. Социальная ситуа­ция развития ребенка.

2. Ведущая деятельность.

3. Кризис развития.

4. Психологическое новообразование.

Литература: Аверин детей и подростков,- С.-Петербург, 1998.

Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения в ходе психического развития ре­бенка выделим основные составляющие.

1. Первым основным понятием механизма психичес­кого развития является так называемая социальная ситуа­ция развития ребенка. Это та конкретная форма отноше­ний, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного воз­растного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психи­ческие свойства и качества. Образ жизни ребенка обус­ловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрос­лыми (). Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией раз­вития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельнос­ти. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма пси­хического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность — это деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение ко­торой определяет возникновение и формирование у него ос­новных психологических новообразований на данной ступе­ни развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каж­дая новая социальная ситуация развития) характеризует­ся соответствующим типом ведущей деятельности.

При­знаком перехода от одной стадии к другой является изме­нение ведущего типа деятельности.

Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое раз­витие в рамках той или иной социальной ситуации.

Важ­но отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествую­щую.

Ведущая деятельность обусловливает основные из­менения в психическом развитии и, прежде всего, появле­ние новых психических образований. Современные дан­ные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми, присущее младенцу с первых недель жиз­ни и до года. Благодаря ему у младенца формируют­ся такие психические новообразования, как потреб­ность в общении с другими людьми, хватание как основа мануальных и предметных действий.

2. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3-х лет).

3. Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6-ти до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 лет до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эф­фекты в виде новых психических структур, качеств и свойств (психологические новообразования).

В рамках ведущей деятельности происходит трени­ровка и развитие всех психических функций ребенка, что, в конечном счете, приводит к их качественным изменени­ям.

Растущие психические возможности ребенка естествен­ным образом являются источником противоречий в сис­теме взаимоотношений ребенка с взрослыми. Эти проти­воречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

3. Кризис развития это следующий основной эле­мент механизма развития ребенка.

под кризисом развития понимал сосредоточение резких и ка­питальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в лич­ности ребенка. Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изме­нениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, являет­ся перестройка внутреннего переживания, определяюще­го отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, со­ставляющие суть кризиса, могут протекать в острой фор­ме, порождая сильные эмоциональные переживания, на­рушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одно­го этапа психического развития к другому.

Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противо­речие между возрастающими физическими и психически­ми возможностями ребенка и ранее сложившимися фор­мами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встре­чался с проявлениями таких кризисов.

Две стороны кризиса.

· Разрушительная сторона кри­зиса. Детское развитие включает в себя возникновение нового и отмирание старого.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка: возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Эти противоречия нередко принимают острую форму, порождая сильные эмоциональные пережива­ния, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возра­сте в рамках К. в. у детей наблюдается снижение успеваемости и рабо­тоспособности, ослабление интереса к учебным занятиям.

· Позитивная, конструктивная сторона кризиса — приобретение ребенком психологических новообразо­ваний.

Особенности протекания кризиса развития.

1. характерна неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смеж­ных возрастов. Поэтому родителям, педагогам, воспи­тателям или врачам-педиатрам важно знать психоло­гическую картину кризиса, а также индивидуальные осо­бенности ребенка, накладывающие отпечаток на его протекание.

2. характерна трудновоспитуемость детей в этот момент. В целом следует иметь в виду, что этап кризиса всегда сопровождается снижением тем­па продвижения ребенка в ходе обучения.

разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюцион­ные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпоха­ми революционного развития — возрастным кризисом.

Психическое развитие происходит в ре­зультате смены так называемых стабильных и критических возрастов.

В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К. в.

Если для стабильного возраста характерно прогрессивное развитие ребенка, то развитие самого кризиса носит негативный, разрушитель­ный характер.

Выготский описал следующие возрастные кризисы:

· кризис но­ворожденности — отделяет эмбриональный период развития от младен­ческого возраста;

· кризис первого года отделяет младенчество от раннего детства;

· кризис трех лет — переход к дошкольному возрасту;

· кризис се­ми лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

· кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. Н

4. Психологическое новообразование.

Именно в про­цессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа.

Психологическое новообразование — это,

· во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития, и определяющие сознание ре­бенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период времени.

· Во-вто­рых, новообразование — это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соот­ветствующий период времени, когда он становится исход­ным для формирования психических процессов и личнос­ти ребенка следующего возраста (по ).

Каждый возрастной период характеризуется специ­фическими для него психологическими новообразовани­ями.

Значимость этого понятия состоит в том, что по­явление принципиально новых психических характери­стик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педа­гогов или врачей.

Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением их уп­рямства или каких-то капризов. А для врачей, новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ре­бенка, могут стать причиной неверных диагностических решений и ошибочных лечебных мероприятий, особен­но если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса.

Вероятность диагностичес­ких ошибок в такие периоды возрастного развития уве­личивается, т. к. врач может не знать ни о вновь возника­ющих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению

Вывод: К основным понятиям, описывающим процесс психического развития ребенка относятся социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования.

Источники:

https://studopedia.org/9-92064.html

http://vospityvaem-detej.ru/psihicheskoe-razvitie-rebenka/mehanizm-psihicheskogo-razvitija-detej-doshkolnogo.html

https://studopedia.ru/12_76547_mehanizmi-psihicheskogo-razvitiya-rebenka.html

https://studopedia.su/14_108304_mehanizmi-psihicheskogo-razvitiya.html

https://studopedia.ru/14_50987_mehanizmi-razvitiya-psihiki.html

http://pandia.ru/text/80/018/14956.php