Методика обучения детей дошкольного возраста прыжкам

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ

Обучение прыжкам идет целостным методом, т. е. прыжок каждый раз выполняется без выделения составляющих его двигательных действий. Но воспитатель обращает внимание детей на тот элемент, который еще плохо получается, например отталкивание одновременно обеими ногами или приземление на носки.

Овладению сложными видами прыжков с разбега помогают подводящие упражнения. Так, выработке энергичного отталкивания способствует прыжок вверх с доставанием высоко подвешенного предмета, прыжки через линии, прыжок с разбега на возвышение — впрыгивание.

Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких; предохраняет от развития плоскостопия.

На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше или выше. Главное — правильно приземлиться, не потерять равновесие. В процессе обучения малышей используется близкий им образ — зайчики, мячик, воробышки. Детям 5— 6 лет уже можно объяснить, почему надо приземляться мягко. Впоследствии они убеждаются, что спрыгивать на прямые ноги неудобно. Поэтому старшие дети должны выполнять приземление легко, уверенно, одним слитым движением. Мягко опустившись сначала на носки, перейти затем на всю стопу и выпрямить ноги.

Воспитатель варьирует задания, добиваясь от детей правильного приземления во всех упражнениях: подскоках на месте и в движении, прыжках в высоту и в длину.

Важным элементом прыжка является отталкивание от опоры. Оно должно быть достаточно сильным, энергичным, а главное — своевременным, быстрым, иначе даже большая мощность толчка, но в замедленном темпе не приведет к нужному результату — ребенок не перепрыгнет палку, канавку.

Основная ошибка при овладении прыжком с места — отталкивание последовательно одной и другой ногой. Наблюдается также отталкивание одной ногой и подтягивание к ней другой в момент приземления. Не следует сразу добиваться от ребят сильного толчка. Надо прежде повысить физическую подготовку детей, развить силу мышц и умение регулировать мышечное усилие. Частое выполнение упражнений в прыжках убеждает детей, что при спрыгивании оказывается достаточным небольшой толчок, направленный вверх-вперед; перепрыгивание пенька, канавки требует более сильного отталкивания.

В прыжках с разбега главное внимание следует уделять хорошему сочетанию разбега, толчка одной ногой (правой или левой) и приземлению одновременно на обе ноги. Дети должны научиться основам техники прыжка, и только после этого воспитатель может сказать о длине шагов при разбеге, точности отталкивания. Ребенок выполняет прыжок с разбега в привычном для него темпе, с более удобного для себя расстояния при разбеге, свободно взмахивая руками. Если направлять внимание ребят на положение рук при разбеге, то, как правило, качество прыжка ухудшается. Для ребенка создаются дополнительные трудности, он не может сразу овладеть хорошей координацией различных мышечных групп. Только после появления уверенного энергичного отталкивания и мягкого приземления можно напомнить детям о взмахе-рук. Однако при показе прыжка даже маленьким детям воспитатель должен выполнить прыжок правильно, со всеми составляющими его элементами: предварительно отвести руки назад, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести их вперед при приземлении и опустить. Движения рук постепенно появляются у детей при систематических упражнениях в прыжках, естественности их выполнения, свободного и непринужденного отталкивания, увеличении длины прыжка.

При выполнении упражнений в прыжках необходимо обеспечить место приземления. Малыши могут спрыгивать на песок, взрыхленную землю, снег. Для старших детей, особенно в прыжках с разбега, следует иметь на участке или физкультурной площадке прыжковую яму, в зале — гимнастический мат, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки. Спрыгивать на траву небезопасно — можно поскользнуться. Желательно использовать и близлежащую школьную спортплощадку.

Хорошо спрыгивать с невысоких пеньков. Надо только убедиться в том, чтобы рядом не было сильно выступающих над землей корней. Детям нравится спрыгивать с лежащего дерева, но оно не должно быть сгнившим, трухлявым (часто бывает под хорошей на первый взгляд корой березы прогнившая древесина). Для спрыгивания, перепрыгивания можно использовать и камни с плоской поверхностью, но предварительно надо проверить их устойчивость. Не рекомендуется прыгать с мокрых камней, особенно в обуви. Любят дети спрыгивать с невысокого бережка в мелкую воду, поднимая брызги. Но при этом надо проверить дно, убедиться в отсутствии острых предметов. В зимнее время полезно спрыгивать со снежных валов, бугорков высотой, соответствующей данной возрастной группе.

Для прыжка в длину необходимы наглядные ориентиры, конкретные препятствия — бумажная полоса, две палочки, небольшая канавка и т. п. Их введение активизирует детей. Постепенное увеличение препятствия в соответствии с возрастающими силами ребенка вызывает у малыша стремление правильно прыгнуть, придает ему уверенность, развивает смелость, решительность.

Прыгать со скакалкой следует на свободном от травы месте. Прыжки с разбега хорошо использовать при перепрыгивании кустика травы, земляного бугорка, снежного кома, канавки, дерева.

Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.

Методика обучения прыжку в длину с разбега

Особенности выполнения движения детьми

Педагогические требования при обучении движениям

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Дети могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением. Дети могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: взрыхлить верхний слой в прыжковой яме

Учить детей примерно определять длину, доступную для выполнения прыжка

Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки

Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность

Обращать внимание на технику выполнения, при приземлении на глубину приседа, на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню.

Разбег не должен превышать 4 – 5 м.

При большем разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться.

Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.

Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).

Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления, и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.

Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом, согнув ноги, (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.

ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С МЕСТА (через шнур, небольшой кубик) И С РАЗБЕГА (не менее 50 см) требует приземления вначале на носки с последующим перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора (см. рис).

Методика обучения детей дошкольного возраста прыжкам реферат

Особенности методики обучения прыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста средствами художественной гимнастики — страница 18

обращали на труды, посвященные закономерностям роста, развития физических качеств и формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста, который способствует гармоническому развитию личности. Тестирование уровня физической подготовленности Целью тестирования, проходившего в соответствии с рекомендациями (С.О.Филиппова 2008) является определение уровня физической подготовленности. Тестирование прыжков через

скакалку Целью тестирования являлось определение у детей старшего дошкольного возраста умения прыгать через короткую скакалку и выявление ошибок. Оценка элементов техники представлена на таблице 1.Стоимость качества элементов техники: 0-не выполняются, 1-выполняется частично одна из фаз, 2-выполняется частично более двух фаз, 3-полное выполнение элементов техники. Таблица 1 Оценка формирования элементов техники прыжка через

скакалку Фазы прыжков 1 фаза 2 фаза 3 фаза 4 фаза Элементы фазы Вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях Плечо остается почти в неподвижном состоянии Движение совершают кисти Небольшое сгибание ног в коленных суставах Выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание Полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги Корпус при

прыжках через скакалку сохраняет прямое положение баллы Ф.И. До эксперимента После эксперимента до после до после до после до после до после до после до после до после 1. Бахшиев Рамиль 1 1 0 0 0 0 1 1 1 1 1 2 1 1 0 1 5 7 2. Быстров Роман 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 24 24 3. Выжигина Маша 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 8 9 4. Жуков Саша 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 5. Злобин Гоша 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 0 1 1 1 0 0 3 4 6.Насибулина Вер 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 2 0 0 4 5 7.Стрельцов Даня 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 2 0 1 3 5 8. Федорчук Арина 0

0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 1 1 9. Александрова Лера 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 4 4 Методы математической статистики Определение достоверности различий по критерию Вилкоксона при внутригрупповой оценке физической подготовленности. Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента двух независимых выборок. Определение достоверности различия по критерию знаков. 2.2 Организация исследования В педагогическом эксперименте участвовали

фоновая и экспериментальная группы. Эксперимент проводился на базе дошкольных учреждений №85 Калининского района и №116 Фрунзенского района. Всего участвовало 18 детей старшего дошкольного возраста. Фоновая группа, посещающая детский сад №116 Фрунзенского района, включала детей с нарушением речи. Экспериментальная группа по составу была представлена соотношением – 5 мальчиков и 4 девочки; фоновая группа – 7 мальчиков и 2

Реферат Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Текст реферата Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Страница: 20 из 21

положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты,

туловище наклонено вперед, руки отведены назад в стороны).

Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед —

вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время

приземления ребенок приседает и выносит руки вперед в стороны,

обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление (рис. 2)

Обучение детей прыжку в длину с места следует начинать с трех лет,

после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и

с продвижением вперед (как зайчики, мячики и т. д.). В этом возрасте

дошкольники уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в

доступной для них форме, и могут довольно точно повторить показанное

им движение. Вначале ребенку предлагают прыгать через «ручеек» (ширина

15 см), выложенный из двух лент или скакалок. Это обусловливает

выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее

дифференцируют мышечные усилия [3].

Дети младшего возраста прыгая в длину с места, обычно приземляются на

пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких

сотрясений и травм, на место приземления кладут мягкий коврик.

Дошкольникам четырех лет прыжки уже знакомы. Перед ними ставится

задача добиться более высокого качества прыжка. Ребенок прыгает через

«ручеек», ширину которого увеличивают до 40— 50 см. Отдельные

элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

Дети пяти лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений:

прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до

60— 70 см, прыжки с продвижением вперед, как лягушки (4— 6

раз подряд). Причем движение у ребенка получается лучше, если он

отталкивается не в полную силу. Расстояние между лентами «ручейка»

увеличивают постепенно, регулируя этим мышечные усилия детей во время

Для детей шестисеми лет наиболее сложным элементом в прыжке является

приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с

максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной

стадии «#149; полета»), приземляется жестко на пятки, часто с потерей

равновесия. Поэтому внимание его акцентируют на мягком и устойчивом

приземлении. Дошкольники этого возраста прыгают в длину с места на

Прыжок в глубину (с невысоких предметов). Обучать данному прыжку

следует тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места.

Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с

места. Различие состоит, лишь в характере отталкивания и в степени на

грузки на опорнодвигательный аппарат при приземлении. Детей

трехчетырех лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво

приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент

или скакалок выкладывают «дорожку» (ширина 20 см) на расстоянии 50 см

от стульчика (высота 15 см), с которого выполняется прыжок, предлагают

ребенку точно приземлиться на «дорожку».

С детьми пяти лет прыжок в глубину совершенствуют

Copyright 2010-2014 WorldReferat.ru — All Rights Reserved.

Методическая разработка по физкультуре на тему:

Методика обучения дошкольников прыжкам

ПРЫЖОК — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов, и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение.

— прыжки в длину с места,

— прыжки в длину с разбега,

— прыжки в высоту с места,

— прыжки в высоту с разбега.

ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство.

Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление.

Умением прыгать в длину с места дети самостоятельно овладеть не могут. При специальном же обучении этому движению дети довольно быстро усваивают его. В возрасте 2,5 лет дети прыгают в длину с места на расстояние от 10 до 25 см, к 3 годам — на расстояние 25—40 см. За этот период происходят и значительные качественные изменения: появляется энергичный толчок, приседание перед прыжком, приземление на две ноги.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ В ДЛИНУ С МЕСТА

— У детей недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы;

— Они могут принимать в полёте более плотную группировку, затем выпрямлять ноги перед приземлением;

— Могут самостоятельно подготовить место к физкультурному занятию: сделать препятствие для прыжка, повесив верёвочку или положив прут на распорки

— Учить детей примерно определять высоту, доступную для прыжка;

— Учить сочетать разбег и толчок, выполнять весь прыжок без остановки;

— Воспитывать активность, инициативу, самостоятельность, смелость, быстроту мышления, сообразительность

— Не следует добиваться большой высоты прыжка, лучше обращать внимание на технику выполнения; — При приземлении обращать внимание на глубину приседа;

— Детям трудно удержать равновесие при глубоком приседе;

— Обращать внимание на мягкое эластичное приземление с носка на всю ступню;

— Разбег не должен превышать 4 – 5 м;

— При большом разбеге детям трудно рассчитывать расстояние, правильно сделать толчок и приземлиться. Вначале высота прыжка должна быть небольшой (15 -20 см), затем больше (30 -40см). Для прыжков в высоту используется верёвка длиной 3 – 3,5 м

ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности:

— прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги;

— то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх;

— прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет, согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.

На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).

ДЕТИ 7 ЛЕТ совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а высоту— до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.

Инновационная методику обучения детей дошкольного возраста основам нотной грамоты Развиваем играя , способствующая разви.

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями

Практические задания по методике обучения дошкольников физическими упражнениями Гуси-лебеди (средняя группа ) Цель игры. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать.

Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста.

Овладение элементами игры в баскетбол детьми дошкольного возраста.

Консультация для педагогов ДОУ Методика обучения дошкольников решению задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовит.

Актуальность методики заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководст.

Методика обучения дошкольников монологам — повествованиям с использованием серий сюжетных картин.

Обучение детей дошкольного возраста прыжкам через скакалку

Обучение детей дошкольного возраста прыжкам через скакалку

Игры и игровые упражнения со скакалкой

Прыжки через скакалку, конечно, никогда не станут олимпийским видом спорта. Никто, даже самый большой любитель этой формы двигательной активности, не сможет назвать ее спортом. И, тем не менее, это одно из самых эффективных вспомогательных упражнений. Оно совмещает в себе эффективность аэробного длительного непрерывного бега, атлетическую мощь различных прыжков и прыжковых специальных упражнений, эстетичность танцев и напоминает нам об увлечениях детства. Прыжки через скакалку используют для разминки, укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп; они помогали развитию как аэробных, так и анаэробных возможностей организма. Прыжки через скакалку являются прекрасным средством тренировки сердечно – сосудистой системы, дыхательной системы, развивают общую выносливость и координацию движений. Эта форма двигательной активности доступна всем, в том числе и детям, может выполняться как на открытом воздухе, так и в помещении

Как правильно подобрать скакалку для детей

В диаметре скакалка должна быть не тоньше 0,8 или 0,9 см. Если она будет тоньше – она будет слишком легкой и ее будет трудно крутить; если толще – то наоборот, тяжело. Она должна быть достаточно длинной, чтобы касаться каждый раз пола в тот момент, когда туловище выпрямлено и руки находятся на уровне бедер. Для того чтобы определить правильную длину скакалки, ребенок должен взять ее за ручки и наступить в середине стопой. Когда ребенок ее натянет, концы должны касаться подмышек. Остальную длину необходимо срезать. Когда скакалка слишком длинная, то трудно контролировать движения. Если скакалка слишком длинная, и вы завязали на ней узлы, чтобы укоротить, может произойти удар по телу тот же, что и от удара камнем. Ребенок в этом случае никогда не возьмет скакалку в руки.

В детском саду можно сделать скакалки двух – трех видов, которые должны отличаться по цвету и по длине, тогда каждый ребенок будет знать свою скакалку и не придется каждый раз подбирать ему скакалку и затрачивать на это время.

Ребенку, которой хорошо овладел приемами в прыжках на скакалке можно предложить пользоваться скакалкой немного большей длины, чем обычно.

Техника захвата скакалки за ручки

Захват руками за ручки скакалки осуществляется свободно, без напряжения, развернутыми пальцами вперед, а сама скакалка свисает с внешней стороны рук. Ручка скакалки направлена вниз и зажата между большим пальцем и остальными. Каждый раз проверяйте правильный захват скакалки ребенком!

Техника вращения скакалки

Вращение скакалки производится только кистями слегка согнутых рук, а не всей рукой. Локти при этом свободно опущены и вместе с плечевыми суставами только поддерживают вращение. Чтобы добиться положительного результата при вращении скакалки в начале обучения я учу детей только перебрасывать скакалку вперед и назад, держа руки в стороны! Постепенно в процессе обучения ребенок самопроизвольно будет держать руки чуть согнутыми в локтях.

Чем быстрее вращается скакалка, тем интенсивнее работают кисти рук. При замедленном движении скакалки руки слегка разводятся в стороны.

1. Сложить скакалку вдвое, переложить в правую (левую) руку, рука со скакалкой направлена точно в сторону, другая на поясе. Вращать скакалку кистью вперед или назад. Ребенок может вытягивать руку, поднимать плечи.

2. Если позволяют условия, я предлагаю детям сложенную скакалку вдвое держать в обеих руках и одновременно вращать вперед (назад).

3. Скакалка находится сзади, руки направлены точно в стороны, вращать скакалку вперед (назад, перекидывая через себя. Руки держать в стороны, вращать кистью.

4. Вращение скакалки в парах, здесь я слежу за одновременным вращением вперед или назад, работает только кисть.

Техника прыжков через скакалку

Начиная обучение я предлагаю детям прыжки на месте. Прыгать не продвигаясь ни вперед, ни назад. Я слежу, чтобы руки, слегка согнутые в локтях, были расположены по бокам. При выполнении прыжков туловище следует держать выпрямленным, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание. Дыхание при прыжках задерживать нельзя.

Следует постепенно добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. Для этого надо оттягивать пальцы ног, а приземляться сначала на носки, затем на короткое время опускаться на всю стопу. На приземление я обращаю особое внимание. Нужно Мягко приземляйтесь на подушечки пальцев и стараться отталкиваться большими пальцами ног. Когда ребенок приземляется обращаю внимание на то, чтобы он слегка согнул колени, и никогда высоко не отрывался от пола, достаточно подпрыгнуть на 10 — 20 см. Каждая стопа должна приземляться на одно и тоже место. Не надо выполнять лишних энергичных движений, которые изнуряют организм.

В периоды отдыха между прыжками, я предлагаю детям небольшую дыхательную гимнастику, так как ЧСС должна оставаться в «зоне безопасности».

Методика обучения прыжкам через скакалку

Знакомить детей со скакалкой я начинаю с трехлетнего возраста. В основных движениях я использую скакалку наглядно, выкладывая из неё круги, дорожки, ручейки для перепрыгивания и перешагивания, делаю барьер для подлезания, чтобы дети видели этот предмет. Затем я предлагаю малышам пробежать под вращающейся скакалкой, перешагивает через вибрирующую и приподнятую скакалку, далее ребенок сам вращает скакалку вперед – назад с попыткой перешагнуть и перепрыгнуть через нее, когда она впереди.

В средней группе я предлагаю детям самим вращать и перешагивать, а затем перепрыгивать через скакалку вперед и назад удобным для них способом: переступанием с ноги на ногу или прыжком на 2 ногах.

В старшем дошкольном возрасте я добавляю ко всем предыдущим упражнениям упражнения в паре дети начинают с вращения скакалки, постепенно переходя к прыжкам, также перепрыгивают разными способами: на месте и в движении, в досугах я предлагаю детям эстафеты и подвижные игры со скакалкой («Удочка», соревнования с индивидуальными прыжками.

Для того чтобы заинтересовать ребенка скакалкой и избежать трудностей, на середину я привязываю яркий бантик и даю название игре «Летающая бабочка». Поначалу ребенок может почувствовать себя нескладной неумехой, поэтому я всегда стараюсь поддерживать интерес у ребенка и почаще подбадриваю его. Прыжки на скакалке это тяжелая утомительная работа для детей, поэтому необходимо чаще менять и разнообразить двигательную деятельность. Например, дети вращают скакалку, затем бегут с ней, кладут на землю, перепрыгивают через нее разными способами.

Очень важно заинтересовать прыжками через скакалку мальчиков – это необходимое для них упражнение, развивающее прыгучесть, ловкость и выносливость, для этого я стараюсь чаще организовывать подвижные групповые игры и соревнования со скакалкой.

Прыжки через скакалку – очень напряженная форма физических упражнений, особенно в самом начале, поскольку здесь нельзя начинать медленно и регулировать темп. ЧСС поднимается очень быстро, поэтому заниматься этой формой двигательной активности нельзя тому, у кого какое – либо сердечное заболевание или другие недуги, при которых недопустимы высокие показатели пульса.

Опасность получить травму при занятиях прыжками через скакалку небольшая, но все же правильно подбирайте обувь, которая должна быть легкой и удобной. Для того чтобы избежать растяжения икроножных мышц и связок голеностопа, я предлагаю детям выполнять специальные упражнения с вращением голеностопного сустава, скручиванием стоп, упражнения на растягивания икроножных мышц, а также упражнения для мышц пальцев ног.

Упражнения со скакалкой

1. Вращение скакалки вперед – назад (для детей 3 -7 лет).

2. Вращение скакалки вперед и прыжок на двух ногах через скакалку (для детей 3 – 7 лет).

3. Прыжки на двух ногах через скакалку (для детей 5 -7 лет)

4. Прыжки на одной ноге через скакалку (для детей 5 – 7 лет).

5. Прыжки с выбрасыванием одной ноги вперед, другая сзади (для детей 4 -7 лет)

6. Прыжки с поочередным подскоком с ноги на ногу с чередованием ног (для детей 6 – 7 лет)

7. Прыжки с вращением скакалки назад, на двух ногах и с ноги на ногу (для детей 5 -7 лет)

8. Прыжки с вращением скакалки вперед, ноги скрестно (для детей 5 -7 лет).

9. Вращение скакалки сложенной вдвое низко над землей с быстрым перешагиванием, а в дальнейшем перепрыгиванием (для детей 3 – 7 лет).

10. Прыжки через скакалку руки скрестно (для детей 5 – 7 лет).

11. Прыжки через скакалку с продвижением вперед, с выбросом одной ноги и с перескакиванием с ноги на ногу (для детей 5 – 7 лет).

12. Прыжки через скакалку в паре (для детей 6 – 7 лет)

13. Прыжки на месте через длинную скакалку, низко двигается над землей вперед – назад (для детей 4 – 7 лет).

14. Пробегание под вращающейся скакалкой (для детей 3- 7 лет).

15. Прыжки через длинную скакалку с забеганием и убеганием во время ее вращения (для детей 5 -7 лет)

16. Прыжки через длинную скакалку в паре на месте и с забеганием (6 -7 лет).

Консультация для родителей: «Организация ФВ в семье» Организация физического воспитания детей в семьеУ каждого из родителей есть желание видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми.

Тема «Насекомые». Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект физкультурного занятия для детей 6-7 лет (со скамейками, короткими скакалками). Тема недели «Насекомые». Задачи: учить сохранять.

Консультация «Методика обучения прыжкам в младших группах»

«Методика обучения прыжкам в младших группах»

Островская В. А. – воспитатель,

МАУДО «Центр развития ребёнка –

г. Ялуторовск, 2014г.

Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка.

Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают камешки, палочки, лужи.

При выполнении прыжков усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.

Прыжок — один из видов основных движений – относится к скоростно-силовым упражнениям.

Существуют разнообразные виды прыжков , в детском саду применяются:

— подскоки на месте;

— подскоки с продвижением;

— прыжки с места и с разбега в длину и в высоту;

— прыжки с высоты, или, как их еще называют, в глубину;

— прыжки со скакалкой, как разновидность подскоков.

В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение.

В каждом прыжке различают четыре фазы движения:

Смысл подготовительной фазы — создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков

с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.

Фаза отталкивания — наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега — одной ногой.

В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.

В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.

Приземление надо тщательно отрабатывать.

Основная задача этой фазы прыжка — погасить скорость поступательного движения

и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3—7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения

и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку.

Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.

Все виды прыжков требуют высокой координации движений. Особенно прыжки, связанные с преодолением препятствий, и прыжки с разбега, когда разбег приходится сочетать с отталкиванием в обозначенном месте и дальнейшим переходом через планку.

Обучение прыжкам осуществляется в определённой последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, и завершают – прыжком в высоту и в длину с разбега.

Во второй младшей группе основная задача при выполнении всех видов прыжков— приучать детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, как бы немного приседая

и тотчас снова выпрямляясь. На другие элементы прыжка — исходное положение, толчок

и взмах руками в младших группах обращают меньше внимания.

Начинать обучение детей прыжкам следует с подпрыгивания на двух ногах на месте .

При этом им показывают, что подпрыгнуть можно повыше, если оттолкнуться от земли посильнее носочками так, чтобы ноги выпрямились.

Доступны детям данного возраста и легкие подскоки с небольшим продвижением вперед на определённое расстояние, в точно обозначенное место.

Подскоки на месте с заданием коснуться ладони поднятой руки воспитателя, «поймать комара», позвонить в бубенчик и т. д. приучают детей подпрыгивать повыше, взмахивая руками вверх. Организуя эти упражнения, воспитатель следит, чтобы предмет, до которого должен дотянуться ребенок, находился на доступной высоте и был расположен несколько впереди ребенка. Если он находится за головой, ребенок, подпрыгивая вверх, резко запрокидывает голову назад, чтобы увидеть предмет. Это может привести к падению.

Вводится прыжок вверх с места через невысокое препятствие , что требует уже более энергичного толчка вверх.

Осваивают дети прямой галоп .

Упражнения в спрыгивании (прыжки в глубину) также доступны детям младших групп. Высота должна быть небольшой, так как они не умеют еще мягко приземляться. Начинать спрыгивание можно с высоты 10—12 см. Спрыгивание не должно занимать много места

в работе с малышами, так как стопа детей еще не окрепла. Воспитатель напоминает детям, что, спрыгивая с высоты, надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носочки,

и сгибать колени, смотреть вперед, а не под ноги. Прыгать надо тихо-тихо, чтобы «неслышно было».

Прыжки с места в длину начинают разучивать тоже с очень простых заданий. Дети перепрыгивают сначала через линию, начерченную на земле, через шнур, скакалку, положенные на пол, т.е., используют зрительные ориентиры. Затем им дают задание перепрыгнуть через две линии, начерченные параллельно на расстоянии 10—15 см одна от другой. Постепенно расстояние между линиями увеличивается, но детям еще не дается задание прыгнуть как можно дальше. При приземлении следует избегать чрезмерно глубокого приседания: оно может привести к падению на спину.

Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, на пример в подвижных играх.

— Начиная с первой младшей группы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например, «Мой весёлый, звонкий мяч».

Во второй младшей группе прыжки в длину с места используются в подвижной игре

«С кочки на кочку».

Упражнения для детей 3 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, «как зайчик».

3. Прыжки в обруч с плоским ободом, который лежит на коврике (траве), и выпрыгивание из него.

4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 20—35 см), который выложен из двух скакалок (лент).

Методика обучения прыжкам детей дошкольного возраста

Характеристика, виды, техника и элементы прыжков, их типы по принципу координации, значение для физического развития ребенка. Особенности выполнения данных скоростно-силовых упражнений детьми разных возрастных групп. Последовательность обучения прыжкам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»

По «Теоретические и методические основы физического воспитания»

Тема: «Методика обучения прыжкам детей дошкольного возраста»

Студентки 1 курса 1В группы

Уласевич Ирины Петровны

Специальность: 050144 «Дошкольное образование»

4. Методика обучения прыжкам детей раннего и дошкольного возраста

Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, так как, все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Раннее детство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья.

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания.

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.

Многочисленными исследованиями доказано, что становление навыков в жизненно важных движениях наиболее эффективно происходит в дошкольный период жизни человека. Если этого не произошло, то в школьные годы обучение детей основным движениям растягивается на более длительное время.

Формирование навыков в разных видах движений у дошкольников начинается с первого ознакомления с определенным движением и заканчивается (условно) тогда, когда ребенок выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил. Рассмотрим методы обучения детей основным движениям.

прыжок силовой упражнение обучение

1. Значение прыжков для физического развития ребенка

Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.

Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.

2. Характеристика, виды прыжков

Прыжок — один из видов основных движений — относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки со скакалкой.

Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положения, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую: исходное положение помогает правильно выполнить замах (при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета.

Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега — одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха или разбега. Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом.

Длина и высота траектории полета, которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении — погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.

Прыжки можно разделить на 2 типа по принципу координации:

1. Прыжок толчком двумя ногами — требует симметричной координации ног и рук (то есть действия обеими ногами сразу). 2. Прыжок толчком одной (с разбега) — требует больше перекрестной координации, а при приземлении на две ноги — симметричной.

Для чего необходимо такое разделение?

Дело в том, что при выполнении прыжков с предельным усилием дети смешивают две, в общем-то, противоположные техники, в результате — не могут добиться толкового результата ни в одном варианте. Поэтому следует разделять эти упражнения по времени: например сегодня прыгаем толчком двумя, завтра — с разбега.

С самого начала необходимо требовать четкого выполнения техники, то есть — добиваться четкой координации движений, которая как раз и управляется головным мозгом и формирование которой способствует формированию нейронных связей, следовательно — развитию соответствующих отделов ЦНС.

Рис. 1 Прыжок в длину с места

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед — вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед — в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление.

Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10—15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.

Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.

Для детей 6—7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

Рис. 2 Прыжок в глубину (с невысоких предметов)

Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении.

Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц стопы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).

Детей 3—4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «дорожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок, и предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку». Такое задание требует от детей правильного отталкивания вперед — вверх. В этом возрасте дошкольники должны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совершенствование его продолжается в следующих возрастных группах. У детей 5 лет прыжок в глубину формируется и совершенствуется в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обусловленное место — на «тропинку» или лист бумаги (картона) размером 20×30 см, прыжок с высоты 20—25 см с правильным выполнением всех его элементов.

С детьми 6—7 лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях. Высота его постепенно увеличивается до 30—40 см. При выполнении данных прыжков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой — со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.

Рис. 3 Прыжок в длину с разбега

Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5—6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх; в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.

Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6—8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега — до 10 м.

Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.

Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).

Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.

Рис. 4 Прыжок в высоту с места

Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом согнув ноги (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега — 10—12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.

Прыжок в высоту с места нелегко дается детям, потому что им трудно преодолевать вес собственного тела и поднять его над землей. Поэтому в младшем возрасте сначала делается прыжок через шнур, палку или обруч, а затем предлагают прыгать через горизонтальную веревочку, высота которой увеличивается от 5-7 до 10-15 см.

Для прыжка в высоту с места ребенок встает на расстоянии 10-15 см от веревочки лицом к ней. Сначала он поднимает руки вперед-вверх и сам поднимается на носки, затем опускает руки вниз-назад, полуприседает и, опираясь на всю стопу, наклоняет туловище вперед. После этого, резко разгибая ноги, делает взмах руками вперед, отталкивается двумя ногами и перепрыгивает через веревочку. В полете обе ноги сгибаются в коленях. Приземляться нужно на носки полусогнутых ног с переходом на всю ступню. Руки выносятся вперед — в стороны.

Когда дети освоят этот прыжок, можно давать задание — прыгать боком. С поворотами направо и налево; толчком двумя ногами с места на различные предметы

Рис. 5 Прыжок в высоту с разбега

Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (перешагивание, перекат, перекидной), так как при этом возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега согнув ноги является самым приемлемым для детей 5—7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.

В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны. Детей 5—6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку высотой 10—15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх; прыжок с 3—5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30—35 см с 6-метрового разбега.

На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).

В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.

Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м, а высоту — до 50—55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.

Рис. 6 Прыжки со скакалкой.

Прыжки со скакалкой укрепляют мышцы и суставы ног, внутренние органы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают координацию, ритмичность, ловкость. Быстроту. Глазомер, выносливость.

Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5—7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.

Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.

Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1—2 мин). Длительность непрерывных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1 мин.

3. Особенности выполнения прыжков детьми разных возрастных групп

Упражнения для детей 3 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, «как зайчик».

2. Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку (ленту), которая лежит на коврике возле носков ног.

4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 20—35 см), который выложен из двух скакалок (лент).

Прыжки в длину с места через ветку, лежащую на земле, канавку или тропинку шириной 25—30 см. Прыжки с бугорков, пеньков высотой 15—20 см. Подпрыгивания на обеих ногах вверх с доставанием веток деревьев и кустов.

Упражнения для детей 4 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, поворачиваясь постепенно вокруг себя на 360°, руки на поясе.

2. Прыжки на месте — ноги вместе, ноги врозь.

3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 1,5—2 м.

4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 35—50 см).

5. Прыжки в глубину с невысоких предметов (10— 15 см).

Упражнения для детей 5 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90° за один прыжок.

2. Прыжки на месте — ноги скрестно и с ноги на ногу.

3. Прыжки на месте, энергично отталкиваясь обеими ногами и пытаясь достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 5—8 см выше поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки последовательно через 2—3 веревочки, которые лежат параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3—4-обруча).

5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 2,5—3 м.

6. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 50—70 см), приземляясь на мягкую опору (коврик, песок).

7. Прыжки с бревна (скамейки, куба) высотой 15— 20 см, приземляясь мягко и устойчиво.

8. Прыжки на обеих ногах через неподвижную скакалку прямо и боком.

9. Прыжки в длину (80—100 см) с разбега 4—5 м.

10. Прыжки в высоту (30—35 см) с разбега 3—4 м.

Прыжки в длину с места через канавку, ветку, шишки и другие невысокие (до 5—10 см) предметы. Прыжки в длину (с холмиков, пеньков, бревна шириной 20—25 см).

Подпрыгивания на обеих и одной ноге с доставанием веток, продвигаясь вперед на 2,5—3 м. Прыжки в длину с разбега через неширокие канавки (40—50 см).

Упражнения для детей 6 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и 180° за один прыжок.

2. Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.

3. Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный на 10—12 см выше поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 70—80 см).

5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.

6. Прыжки с высоты 30—35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место (лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места отталкивания).

7. Прыжки на обеих ногах через длинную скакалку, которая качается, прямо и боком.

8. Прыжки через короткую скакалку толчком обеих ног и поочередно—на правой и левой.

9. Прыжки в длину (130—150 см) с разбега 6—8 м.

10. Прыжки в высоту (35—40 см) с разбега 4—6 м.

Прыжки в длину с места и разбега через канавку шириной 60—80 см, приземляясь на мягкий грунт. Прыжки в глубину (с пеньков, бревна толщиной 25—35 см) и с продвижением вперед на обеих ногах на расстояние 3—4 м. Прыжки через невысокие (20—30 см) кочки, кустики и другие препятствия.

Упражнения для детей 7 лет

1. Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.

2. Прыжки на месте и с разбега, стараясь достать предмет, подвешенный на 15—20 см выше поднятой вверх руки ребенка.

3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 90—100 см).

5. Прыжки с высоты 40—45 см прямо и поворачиваясь на 90° (приземляясь боком к бревну, скамейке).

6. Прыжки через длинную скакалку, которая вращается.

7. Прыжки через короткую скакалку произвольным способом.

8. Прыжки в длину (150—180 см) с разбега 8—10 м.

В зимний период, несмотря на некоторую ограниченность движений тепло одетых детей, значительное количество основных движений можно совершенствовать во время прогулок. Они с удовольствием ходят по тропинкам, проложенным в глубоком снегу, или по следам взрослых, стараясь поставить свою ногу на отпечаток, который оставлен на чистом снегу: Чем глубже снег, тем сложнее выполнить эти движения.

Для разнообразия упражнений в равновесии и прыжках рекомендуется ходьба по снежным валам (кучки плотного снега). Ребенок продвигается по ним боком (приставным шагом) или прямо, поднимается на вал, а затем сбегает или спрыгивает с него.

Дошкольники 5—7 лет охотно прыгают через небольшие снежные кучки с места и разбега в высоту (40—50 см) с разбега 6—8 м.

Совершенствуя основные движения в естественных условиях во время прогулок, можно придумать много интересных упражнений и игровых заданий с учетом интересов и физических возможностей каждого ребенка. Творчество взрослых в этом отношении не должно ограничиваться приведенными рекомендациями. Стимулирование двигательной деятельности детей и насыщенность прогулки интересными упражнениями значительно повышают оздоровительную ценность ее и эффективность влияния на физическое развитие дошкольников.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребенка формируются и совершенствуются основные движения. Изменяется также и отношение к ним. Интерес к самому процессу движений постоянно увеличивается, поскольку с возрастом движения становятся все увереннее и координированнее.

Навыки в основных движениях, сформированные у ребенка до 7 лет, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования их в школе, способствуют овладению сложными и разнообразными видами двигательной деятельности в повседневной жизни.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка — подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка — прыжок в длину с места, с разбега и завершают — прыжком в высоту с места и разбега.

При обучении детей спрыгиванию воспитатель показывает и объясняет, как нужно выполнять упражнение. Сначала детям дается очень маленькая высота (5 см), поэтому не требуется сильного замаха (взмаха) и толчка. Все внимание ребенка обращается на приземление. Затем высота предмета увеличивается (в старшей группе до 40 см) и обращается внимание на движение рук при замахе и толчок, на приземление с прямой спиной и сохранение равновесия после приземления.

Старшим детям предлагают спрыгивать в определенное место, например за линию или в кружок, расположенные на расстоянии 15—20 см от того предмета, с которого прыгает ребенок. Такое задание требует от детей умения соразмерить силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитать точность приземления в определенное место. По мере овладения детьми техникой прыжков с высоты задания усложняются, например: прыгать боком, с хлопками и т. д.

В связи с тем, что детям во многом присуще конкретное, предметное мышление, им непонятно высказывание — прыгнуть как можно дальше или бросить как можно дальше. Им это «дальше» нужно сравнить с конкретным расстоянием. Поэтому ребенку нужно ставить ясную цель.

Можно, например, начинать прыгать с детьми 3 лет с места толчком двумя через обруч 60 см. Это называется — прыгать через лужу. Как правило, больше половины детей поначалу не могут перепрыгнуть такое расстояние. Можно взять другой ориентир (отметить прыгалкой, веревкой, мелом, шарфиком, рисунком на коврике — на что хватит фантазии). Можно допускать временно двойной прыжок на двух — в обруч и из обруча, мотивируя тем, что, прыгнув в лужу, нужно сразу из нее выпрыгнуть. Но тут такая особенность — при занятиях в группе детей можно поставить в пример умеющего прыгать. Если же занятия индивидуальны, то лучше применять доступное расстояние, чтобы ребенок обязательно перепрыгнул.

Прыгать желательно на мягкое покрытие (мат, матрац) на улице — травка, песочек и в обуви.

К прыжкам с разбега можно подходить к 4 годам. Прыгать так же на мат с короткого разбега (3-5 м) через тот же обруч. Обязательное условие — техника: разбег, толчок одной ногой, приземление на две ноги приседая. Нельзя падать на руки, попу и т.д. Постепенно размер обруча увеличивается. Дети любят прыгать.

В дошкольном возрасте, примерно с 5 лет, можно учиться прыгать в высоту. Прыгают в высоту — с прямого разбега способом согнув ноги. То есть точно таким же способом, как и в длину с разбега. Обычно рекомендуют прыгать через натянутую веревочку. Однако дети боятся зацепить веревку и упасть, боятся, когда качается стойка, на которой эта веревка крепится, отсюда — невозможность показать нормальный результат. Лучше соорудить из старых пластиковых бутылок простую пластиковую имитацию кустиков и травы высотой 30-40 см. На улице можно прыгать через кустики. Можно делать и повыше — зависит от результата ребенка. В чем разница? Дело в том, что такое препятствие демонстрирует ребенку безопасность прыжка, даже если он зацепится. Нужно показать, что нога может свободно проходить через эти «кустики». Он перестанет опасаться прыгать и будет проявлять свои способности полнее.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

1. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М: Академия, 2002г. — 320с.

2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М: Просвещение, 1986г. — 280с.

3. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М: Просвещение, 1984г. — 208с.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М: Академия, 2001 — 368с

Источники:

http://www.detskiysad.ru/fizvos/284.html

https://studfiles.net/preview/2229186/page:7/

http://kakvyrastitrebenka.ru/obuchenie-detej/metodika-obuchenija-detej-doshkolnogo-vozrasta-2.html

http://www.maam.ru/detskijsad/-obuchenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-pryzhkam-cherez-skakalku.html

https://infourok.ru/metodika-obucheniya-prizhkam-v-mladshih-gruppah-1536859.html

https://otherreferats.allbest.ru/sport/00361124_0.html