Методика работы с детьми в дошкольных учреждениях

Методы работы с детьми в современных условиях

Методы работы с детьми в современных условиях

Китайская мудрость гласит, «не дай Вам Бог жить во времена перемен»

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным.

Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.

Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему: «Методы работы с детьми в современных условиях»

Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку …. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми, главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.

Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать.

В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В. М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора, путь к достижению конечной цели.

В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.

Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов:

— принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создания условий для активности. Самореализация дошкольника.

-принцип выбора (поиск наиболее эффективных методов работы)

-принцип доверия и поддержки (решая ту или иную задачу, в рамках выбранного способа и метода работы педагог помощник ребенку, а не просто старший наблюдатель)

Основываясь на этих принципах, я планирую каждый день своей работы с решением таких задач как:

1) какие современные методы, формы и принципы работы помогут мне вовлечь каждого ребенка.

2) эффективность и разумность подбора тех или иных методов работы с детьми.

Руководствуясь, современными разработками, я хотела бы предложить следующую классификацию методов:

Методы по источнику знаний:

1. Словесные. Этот метод подразделяется на виды: рассказ, объяснение и беседа. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать информацию детям.

2. Наглядные. Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций (показ детям иллюстрированных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске) и метод демонстраций (показ мультфильмов, слайдов и т. д.) В современных условиях уделяется внимание такому средству наглядности, как компьютер. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям.

3. Практические. Практические методы основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер.

Методы по характеру образовательной деятельности детей:

1. Информационно – рецептивный. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Однако при использовании этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

2. Репродуктивный. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

3. Проблемное изложение. Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.

4. Частычно – поисковый. Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

5. Исследовательский. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности.

6. Активные методы. Предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.

Консультируясь с опытными педагогами, я поняла, что все новое это забытое старое, не лучше, а представленное по-другому, плюс те маленькие изобретательские мелочи. Таким образом, в моей небольшой копилке работы появились новые формы: проекты, куклотерапия, игры – сказки, коллекции.

В заключении своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: развивающая предметно – пространственная среда, характер взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребенка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

1.Методика работы с детьми в уголке природы в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного озна­комления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к жи­вотным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1.Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям 3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными 4.Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.5. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности животных и растений. 6. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.7. чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

2-я младшая группа Растения с большими кожистыми листьями (для ухода), Растения с четко выраженными частями (фикус, герань).

Средняя группа Несколько экземпляров и разновидностей одного вида, Растения с разнообразными листьями (Герань обыкновенная и Герань зональная, Фиалка узумбарская)

Старшая группа Растения с разнообразными стеблями(Цисус, кактус, Китайский розан), Растения, по разному размножающиеся(Традесканция, Хлорофитум, Фиалка узумбарская), Растения, требующие разнообразного ухода (Цисус, Фикус, Бальзамин)

Уход за комнатными растениями

Удаление пыли (начиная с младшей группы, сначала наблюдение и повтор вместе с воспитателем; средняя — под наблюдением воспитателя, старшая — самостоятельно): Большие кожистые листья — Влажной тряпочкой; Мелкие кожистые листья – душ; мелкие – опрыскивание.

Рыхление (сухая поливка) (младшая – наблюдают, средняя – под наблюдением воспитателя, старшая — самостоятельно)Если на почве корка – полочкой для рыхления.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки Жи­вотных, впадающих в зимнюю спячку наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголке производят посадки, начиная с младшей группы (наблюдение, средняя и старшая – под руководством) лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень.. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезан­ными ветками деревьев и кустов. Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками (старшая группа).

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

2.Создание условий для экологического воспитания дошкольников на участке учреждения дошкольного образования.

Земельный участок детского сада— это место игр, прогулок и занятий. Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом,— весь день.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются кол­лективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повад­ками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок — необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада.

Требования к озеленению участка детского сада.

Составляя план озеленения участка, заведующий должен учесть следующие требования:

1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).

3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.

4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

Цветники на участке детского сада. Планировка, подбор цветочных культур.

Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны. В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге. Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре, по мере удаления к краям — растения средней высоты, по краю — очень низкие бордюрные.

Рабатки — это длинные, узкие клумбы, устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают низкорослые, рядами.

Зеленые газоны обязательны на прогулочных площадках, т.к. задерживают пыль и служат хорошим фоном для цветников.

Плодовые насаждения (деревья и кустарники) на участке детского сада возможны при наличии площади. Можно сажать группами или по-одному. Необходимы для знакомства и наблюдений во всех группах д/с, а также для привлечения птиц на участок.

Детский огород на участке детского сада.

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой или прямо на ней. У детей средней и старших групп огород общий.

Для выращивания с детьми на участке детского сада расте­ний следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе. Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Это лук, горох, бобы, редис.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры, только различных сортов. На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные, пряно-вкусовые, луковые, капустные, плодовые, корне- и клубнеплоды, бобовые и кукуруза . Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

Детский огород значительно расширяет круг детских представлений о растительном мире, приучает детей к труду, развивает их инициативу.

Привлечение птиц на участок детского сада в разные сезоны.

Если участок детского сада хорошо озеленён, можно круглый год наблюдать птиц. Один из способов привлечения птиц — зимняя подкормка. С наступлением осени многие птицы близко подлетают к жилью человека. Это воробьи, вороны, большие синицы, щеглы, снегири. В это время и нужно на участке установить кормушки и начинать подкормку.

3.Создание экологической тропинки на территории учреждения дошкольного образования. Методика работы с детьми.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

— детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

— составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов; выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; — фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); — изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; — составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях. План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием.

Паспорт экологической тропинки

Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.

В состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории.

Экологическая тропинка в здании детского сада

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому мы рекомендуем создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют поновому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад, фонтан и т.д.

Организация работы с детьми

Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель, то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

4.Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.

Места проведения: занятия,экскурсии; прогулки; уголок природы; сад, огород, цветник.

Первичные – проводят с целью ознакомления с новым объектом, формирования знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.

Повторные – используют для уточнения, дополнения, расширения представлений о животных, растениях, объектах неживой природы.

Обобщающие – для систематизации и обобщения знаний из предыдущих наблюдений (старшая группа)

Сравнительные – с целью сравнения знакомого с новым, выявления примет отличия и сходства (начиная со ср. группы).

Кратковременные – несколько минут

Длительные– за ростом и развитием, за сезонными изменениями

Распознающие – о разнообразии растений, животных, объектах неживой природы, о свойствах и качествах предметов и объектов природы.

Воссоздающие – восстановление картины целого по отдельным признакам (ср. и ст. группы).

Циклические – ряд взаимосвязанных наблюдений, где каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать новые стороны знакомого объекта.

Мл. группа – ВВОДНАЯ ЧАСТЬсюрпризный момент (момент ожидания); -рассматривание иллюстраций; -чтение стихотворения; ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ — Вопросы конкретные, констатирующие; -Включение обследовательских действий ;-проговаривание новых слов; -игровые приемы; -Имитация движения и звука; -трудовые поручения. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: — чтение стихотворения; -исполнение песенки-игра; — обобщающий рассказ воспитателя; -Поощрение всех детей.

Ср. группа: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: — сюрпризный момент; -чтение стихотворения; -загадывание загадки; -Привлечение прошлого опыта детей; -рассматривание иллюстраций. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: — вопросы конкретные и проблемные; -включение обследовательских действий; -сравнение двух объектов; -показ способов ухода; -Поручения поискового характера. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Обобщающий опрос по вопросам воспитателя.Ст.группа: ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Прямая постановка познавательной задачи; ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: -вопросы проблемные, поисковые; -Вопросы задания; -план ответа на вопрос; -сравнение; — поговорки, пословицы; -дидактические игры;-рассказ воспитателя ЗАКЛЮЧ ЧАСТЬ: -Обобщающий рассказ детей; -Дидактическая игра.

Методика работы с детьми в дошкольных учреждениях

Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить

одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

— развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).

Выделяют следующие группы методов:

— наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

— словесные ( беседа, рассказ, чтение х/л , объяснение, указание, педагогичес-

кая оценка, вопрос и т.д.)

— практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

— собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

— игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.

Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:

— работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;

— работа с педагогами;

— работа с родителями;

— работа в социуме;

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.

Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната .

Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля; наш солнечный луг; июльское разнотравье ; огороды и цветники.

Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.

Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

— КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

— обсуждение и проигрывание ситуаций;

— лаборатория юного эколога;

— составление экологических карт;

— ведение «Панорамы добрых дел»;

— ведение фенологических календарей природы;

— экологические выставки и экспозиции;

— день (неделя) экологического творчества;

— экологические праздники и фестивали;

— экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование — экосистем; соревновательные, игры — путешествия и т. д.);

— экологические тренинги; и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

Основные задачи педагога — вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. — М.: АРКТИ, 2004. — 320с.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.

3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 1999. — 224с.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. — 2005.- № 17.- С.11-15.

«Формы и методы работы дошкольного учреждения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией железнодорожника».

сюжетные игрушки железнодорожной тематики (паровозики, вагончики) . Действуя с которыми ребенок приобщается к ознакомлению с профессией . Используем показ — инсценировку » «Зайки едут на поезде» , сюжетно-ролевую игру «Едем с куклами в вагоне» .

Огромную роль играет ознакомление малышей с произведениями художественной литературы : тематические стихи, фольклорные произведения. В силу своей лаконичности, доступности детям данного возраста они вызывают эмоциональный отклик и желание взаимодействовать с взрослым.

Кто не помнит детского стихотворения «Едет, едет паровоз –

две трубы и сто колес.

Две трубы и сто колес-

Машинистом рыжий пес!

Чухи- чухи- чухи- чу…»

С каким удовольствием дети имитируют движения и звуки паровозика!

Рассматривание иллюстраций, книжек — малюток, использование имитационных движений приобщают детей младшего возраста к труду взрослых , создают предпосылки к развитию умения видеть все, что сделано человеком.

Разносторонним становится содержание обучения детей младшего дошкольного возраста . Особенности познавательной деятельности детей

(преимущественное значение наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, наличие в ней больших индивидуальных различий определяют формы и методы ознакомления детей с профессиями . В данном возрасте мы используем такие формы работы с детьми как занятия, целевые прогулки. Используем наглядные и игровые методы , разнообразные упражнения. На непродолжительной целевой прогулке к железнодорожной станции дети наблюдали, как отправляется электричка, слушали, как стучат ее колеса и гудит электровоз. Наблюдали, как ремонтируется железнодорожное полотно . Основная работа с детьми данного возраста проводится в группе . Воспитатели, используя словесные методы рассказы , чтение книг- начинают проводить целенаправленные беседы с детьми о профессиях пап и мам . Широко используются дидактические упражнения, сюжетно-ролевая игра «Поезд» . Много интересного дети узнают из подобранных воспитателями тематических иллюстративных альбомов. На фотографиях и иллюстрациях дети видят работу представителей разных железнодорожных профессий .

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания, складываются основные умственные умения и операции (сравнение, анализ, обобщение. классификация и др.) . Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения , расширить границы поставленных задач, разнообразить формы и методы работы с детьми по ознакомлению с профессиями . Широко используются познавательные занятия и поисковая деятельность детей . Дети старшей и подготовительной групп занимаются изучением истории железной дороги и созданием мини-музея, расширяют знания о разнообразии профессий железнодорожников и о значимости их труда. В процессе занятий дети сами создают макеты железнодорожных станций и путей , фантазируют будущее железной дороги .

Одной из форм профориентационной работы с детьми старшего возраста стало ежегодное поздравление шефствующих организаций с днем железнодорожника детьми и педагогами нашего сада. Творческая работа по подготовке таких встреч, активное участие детей формируют у них чувство сопричастности к будням и праздникам железнодорожников .

Методика работы с книгой в детском саду: семинар-практикум для педагогов

Цель: актуализация знаний педагогов о методике проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой и фольклором, о методах и приёмах работы с детьми, целях, задачах, методике и видах педагогического анализа.

Задачи: отработать навыки составления программ наблюдения для аспектного анализа занятия; способствовать развитию рефлексивных навыков, умения анализировать, вносить коррективы в собственную деятельность.

Занятие 1. Методика работы с книгой в учреждении дошкольного образования (теоретический семинар).

1. Методы ознакомления с произведениями на занятиях (методический доклад).

2. Приёмы формирования восприятия произведений (практические рекомендации по использованию эффективных приёмов).

3. Методика заучивания стихотворений (памятка).

4. Формы работы с книгой вне занятий (сообщение из опыта работы).

5. Обзор методической литературы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором «Эти книги помогут вам в работе».

6. Выставка-комментарий художественной литературы «Круг детского чтения».

7. Домашнее задание: составление карты анализа занятия по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

Занятие 2. Анализ и самоанализ современного занятия в учреждении дошкольного образования. Занятия по ознакомлению с художественной литературой как объект анализа (деловая игра).

1. Вводная часть «Анализ, самоанализ, рефлексия — это…» (блиц-анкета). Значение, формы анализа и самоанализа занятий (мотивация темы семинара заместителем заведующего).

2. Основная часть: работа в малых группах:

  • разработка карты анализа занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой;
  • просмотр занятия с детьми;
  • самоанализ педагога, который проводил занятие;
  • вопросы к педагогу и ответы на вопросы коллег с необходимым пояснением;
  • анализ занятия;
  • презентация выводов групп;
  • оценка работы экспертной группы;
  • выбор оптимального варианта анализа занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.
  • рефлексия «Продолжи предложение»;
  • подведение итогов работы заместителем заведующего.
  • 4. Домашнее задание: составление конспектов занятий по ознакомлению с художественной литературой и фольклором.

    Занятие 3. Знакомство дошкольников с художественной литературой (круглый стол).

    1. Диалог с целью анализа проделанной работы:

    • раскройте цель работы по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в учреждении дошкольного образования;
    • назовите особенности восприятия литературных произведений, характерные для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
    • в чём заключается подготовка воспитателя дошкольного образования к чтению, рассказыванию художественных произведений;
    • раскройте содержание критериев при выборе книг для чтения и рассказывания дошкольникам;
    • дайте характеристику методов и приёмов ознакомления детей с художественной литературой;
    • докажите необходимость «стихотворного» воспитания детей;
    • выделите основные отличия методики заучивания на память стихотворений в младшем и старшем дошкольном возрасте.

    2. Презентация конспектов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и фольклором.

    3. Решение тестовых заданий.

    Определите, в каком возрасте (младшем, среднем, старшем) используются следующие приёмы заучивания стихотворений, их выразительного чтения:

    Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Методики, тесты, опросники

    Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить общение с ним. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

    Проведение любой диагностики всегда связано с тем, с какой целью она проводится и как будут использованы ее результаты. Данное пособие представляет собой сборник разновозрастного диагностического инструментария, необходимого педагогам в условиях реализации ФГОС ДО : тесты, методики и опросники, позволяющие исследовать процессы образно-логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Умственные операции анализа и обобщения при диагностике готовности детей к школе помогут оценивать элементарные представления ребенка об окружающем мире, определять его умение рассуждать и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Предназначено психологам ДОУ, может быть полезно воспитателям и родителям для занятий с детьми.

    Диагностика в работе психолога 3

    Психодиагностика как психологическая дисциплина 3

    Диагностический инструментарий педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения 15

    Этические принципы и правила работы практического психолога образования 21

    Что такое «психологическое тестирование» 24

    Методика «Найди и вычеркни» 30

    Методика «Запомни и расставь точки» 36

    Методика «Красно-черная таблица» 38

    Методика «Проставь значки» 39

    Методика «Придумай игру» 41

    Методика «Придумай рассказ» 43

    Методика «Нарисуй что-нибудь» 45

    Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» 46

    Методика «Узнай, кто это» 49

    Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» 51

    Методика «Чем залатать коврик?» 54

    Мышление (образно-логическое мышление) 56

    Методика «Нелепицы» 56

    Методика «Времена года» 59

    Методика «Исключение лишнего?» (предметный вариант) 61

    Методика «Исключение лишнего» (словесный вариант) 63

    Методика «Исключение понятий» 65

    Методика «Кому чего недостает?» 66

    Методика «Раздели на группы» 68

    Наглядно-действенное мышление 71

    Методика «Обведи контур» 71

    Методика «Пройди через лабиринт» 75

    Методика «Вырежи фигуры» 79

    Методика на определение креативности (творческое мышление) 81

    Методика «Определение понятий» 82

    Методика «Сравнение понятий» 84

    Тест Гилфорда (модифицированный) 86

    Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) 87

    Субтест 2. Последствия ситуации 90

    Субтест 3а. Слова модификация для детей 5–8 лет 91

    Субтест 3б. Слова модификация для детей 5–8 лет 92

    Субтест 4. Словесная ассоциация 93

    Субтест 5. Составление изображений 95

    Субтест 6. Эскизы 97

    Субтест 7. Спрятанная форма 99

    Методика на определение уровня вербального (абстрактного мышления (по Й. Ерасеку) 100

    Прогрессивные матрицы Равена 102

    Методика «Узнай фигуры» 106

    Методика «Запомни рисунки» 108

    Методика «Запомни цифры» 110

    Методика «Выучи слова» 112

    Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти» 113

    Тест для оценки непроизвольной зрительной памяти 114

    Тест для оценки произвольной зрительной памяти 115

    Тест для оценки оперативной вербальной памяти 117

    Тест «Запомни фразы» 118

    Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию 118

    Методика «Выяснение пассивного словарного запаса» 119

    Методика «Расскажи по картинке» 122

    Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке» 122

    Методика «Определение активного словарного запаса» 127

    Методика «Назови слова» 129

    Экспресс-диагностика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет 131

    Диагностика леворукости 133

    В каком возрасте нужно определять ведущую руку 133

    Самые простые экспресс-способы диагностики леворукости 134

    Тесты ф. Кречмера 135

    Тесты М. Г. Князевой и в. Ю. Вильдавского 136

    Тесты М. Озьяс 139

    Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ноги 142

    Несколько правил проведения тестов рукости 143

    «Правополушарный или левополушарный?» 145

    Самотестирование для детей младшего и среднего школьного возраста 145

    Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки 147

    Методика «Домик» (н. Н. Гуткиной) 149

    Диагностика готовности к школьному обучению 152

    Методика проведения теста Керна-Йирасека 153

    Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака 157

    Методика «Определение мотивов учения» 178

    Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» 181

    Методика «Скульптура» 183

    Анкета школьной мотивации 185

    Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» 187

    Методика «Беседа о школе» (Нежнова Т. А.) 192

    Материал к методике «Беседа о школе» (фронтальный вариант) 196

    Методика изучения психосоциальной зрелости детей, поступающих в 1 класс, по тестовой беседе 196

    Методика Е. Е. Кравцовой «Да и нет» 199

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе а. Л. Венгера и др. 204

    Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7–9 лет) 215

    Этапы развития изобразительного мастерства ребенка 222

    Основные ошибки в интерпретации детских рисуночных тестов 227

    «Несуществующее животное» 229

    Тест «Рисование семьи» 238

    Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф-Харриса 278

    ISBN: 978-5-7057-2758-2, 978-5-7057-4056-7

    Серия: В помощь психологу ДОУ

    Источники:

    http://www.maam.ru/detskijsad/-metody-raboty-s-detmi-v-sovremenyh-uslovijah.html

    https://studfiles.net/preview/5707683/

    https://studfiles.net/preview/5707683/page:2/

    http://doshkolnik.ru/ecologia/9153-ecologiya-

    https://infourok.ru/formi-i-metodi-raboti-doshkolnogo-uchrezhdeniya-v-processe-oznakomleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-professiey-zheleznodorozhn-2380042-page4.html

    https://vscolu.ru/articles/metodika-raboty-s-knigoj-v-detskom-sadu-seminar-praktikum-dlya-pedagogov.html

    https://www.cvartplus.ru/books/prod/1336