Методики на память для детей дошкольного возраста

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития

Памятью — называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний. Память — это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

«Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. «

Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Физиологические основы памяти.

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга. Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.

Согласно теории Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.

Для понимания физиологических основ памяти существенное значение имеет учение И. П. Павлова об условных рефлексах . В нервных механизмах условного рефлекса, в принципе нервного замыкания как основы образования временных связей Павлов вскрыл физиологический механизм ассоциаций по смежности, которые являются существенной основой элементарных форм памяти. При этом исследования Павлова вскрыли процессы, составляющие физиологическую основу образования условно временных – ассоциативных – связей во всей их реальной сложности, обусловленной открытыми Павловым закономерностями возбуждения и торможения, концентрации, иррадиации и индукции в деятельности коры.

Основные процессы памяти

Воспроизведение– это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание– это активизация закреплённого ранее содержания психики.

Забывание— активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Сохранение– удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Воспоминание — которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Припоминание — представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

Интерференция — усвоение нового материала влияет на припоминание ранее усвоенного материала.

Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приёмов.

память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.

1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т. д.

2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.

3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

1. Объект запоминания, т. е. то, что запоминается, Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная и эмоциональная;

2. Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;

3. Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память.

Развитие памяти от 0 до 1 года

Появляется узнавание. В возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта.

Развитие памяти ребёнка от 1 до 2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

Развитие памяти ребёнка от 2 до 3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями. Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т. д.) С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

Развитие памяти ребёнка от 3 до 4 лет. Начинающие аналитики.

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

Развитие памяти ребёнка от 4 до 5 лет. Младшие дошкольники.

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить. У младших дошкольников непроизвольное воспроизведение и запоминание — единственная форма работы памяти, даже к концу дошкольного возраста непроизвольная память остается господствующей.

Развитие памяти ребёнка от 5 до 6 лет

В этом возрасте ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий.

Главным видом памяти является образная память. Именно конкретные, наглядные, детальные образы предметов, их свойств, действий, т. е. представления, составляют основное содержание детской памяти. Они являются тем строительным материалом, которым пользуется ребенок в своих играх, рисунках, рассказах.

Развитие памяти ребёнка от 6 до 7 лет

могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Методики исследования памяти

Методика «Образная память».

Цель: Изучение кратковременной памяти.

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмет, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается, за 20 сек. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся.

Методика «Узнавание фигур».

Цель: Исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Методика «Опосредованное запоминание».

(Методика предложена Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, разработана А. Н. Леонтьевым).

Цель: Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Методика «Заучивание 10 слов».

(Методика предложена А. Р. Лурия)

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика «Запомни цифры».

Цель: Определение объёма кратковременной слуховой памяти ребёнка.

«Фигуры» (тренировка зрительной памяти).

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 10 секунд, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

«Осознание словесного материала» (используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага Гнездо Кот Колесо Палка Шерсть Телега Волосы Роза Платок Сапог Палец Лимонад Слон Поцелуй Фильм Блин Счастье Слеза Ботинок Птица Автобус Доктор Мороженое

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

упражнение на узнавание

Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 5-10 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать. Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо «ушко» или «ниточка», за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация — это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия.

«Двойная стимуляция памяти».

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону. Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы. 37 Примерный набор слов: «пожар», «завод», «корова», «стул», «вода», «отец», «кисель», «сидеть», «ошибка», «доброта» и т. д.

Игра «Кто больше запомнит?»

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Все материалы собраны на просторах интернета и скомпонованы в презентацию.

Виды памяти. Развитие памяти у ребенка

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах — запоминании, сохранении и воспроизведении.

Запоминание — это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи — пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе, и запоминание.

Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа — энграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно не известно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти, число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти состоит из двух важных моментов — это сохранение памятного следа и связей в мозге. Благодаря запоминанию и сохранению, становится возможным воспроизведение информации, а так же ее узнавание (припоминание).

Воспроизведение — процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома, сообщают различную дополнительную информацию, что на пути попадется магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти: наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее; словесно-логическая (или словесно-смысловая), при которой информация запоминается на слух; двигательная (моторная) — память движений и эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

2. Степень волевой регуляции памяти

По этому признаку память делится на произвольную(которая используется, если нужно запомнить что-либо и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную ( задача запоминания не ставится, это происходит само собой )

3. Длительность сохранения информации в памяти

По этому критерию память разделяется на кратковременную и долговременную.

От чего зависят способности к запоминанию?

Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст — чем старше ребенок, тем лучше у него работает память. Такая прямая зависимость связана не столько с непосредственным развитием памяти, сколько с совершенствованием техники ее применения. Малыш запоминает предлагаемый материал, не прилагая усилий, основываясь на своей естественной способности. Дети постарше и взрослые для запоминания прибегают к определенным приемам, — связывают новую информацию с прежним опытом, образуя ассоциации, готовят заметки и т. д. Иначе говоря, активнее включают механизм, так называемой, опосредованной памяти.

Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний — память развивается с увеличением объема знаний.

На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей — чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.

Особенности памяти дошкольника

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение — чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.

В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.

Элементы произвольной памяти появляются у ребенка к концу дошкольного детства в тех ситуациях, когда малыш ставит перед собой задачу запомнить и вспомнить. Это желание надо всячески поощрять, учить кроху запоминанию с помощью игр и упражнений, контролировать правильность усвоения информации.

Как развивать память у ребенка?

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что кушали на завтрак, с какими игрушками возились в песочнице. Сначала, конечно, перечислять все это будут взрослые, но постепенно кроха присоединится к игре. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов — все это помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, стишок, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном: что происходило в сказке? Кто что делал? Как выглядел? Что плохо, что хорошо? и т.д. Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. С этим способом развития памяти слишком поторопиться просто невозможно — уже в 1,5-2 года дети с удовольствием перечисляют героев стишка или сказки. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев — 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант — с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия — игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание — «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Игры для развития различных видов памяти

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием «Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Для детей помладше (2-4 года) существует упрощенный вариант этой игры — «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

В старшем дошкольном возрасте можно развивать тактильную память ребенка, обучая его завязывать морские узлы (тем более что это помогает и развитию зрительного пространственного воображения).

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.

На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

Игра «Найди куклу» для детей 1,5-4 лет.

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит:

Оборудование; ширма, набор звучащих предметов — колокольчик, барабан, погремушка и др. Педагог за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети, отгадывая звучавший предмет, называют его.

Дидактические игры для развития слухового восприятия, развития навыков слогового анализа и синтеза

Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Сначала из числа игроков выбирается помощник ведущего — «наблюдатель». Затем педагог называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в данном слове. (Подбор слов может быть произвольным и тематическим.) За неверные ответы «наблюдатель» раздает ученикам штрафные фишки. За каждую фишку по окончании игры необходимо выполнить то или иное задание.

Упражнения при заикании

Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

Источник: Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.

Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак. Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается 4 рисунка. За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд. Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.

А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл, правильно расположенные флажки — 1 балл, правильный угол пересечения линий — 1 балл. Максимальная оценка этого задания — 3 балла.

Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл, четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл, два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл, четыре точки в квадратах — 1 балл, точность в пропорциях — 1 балл. Максимальная оценка — 5 баллов.

Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл, центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл, фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл, фигура правильно воспроизведена — 3 балла. Максимальная оценка — 3 балла.

В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл, все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл, маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл. Максимальная оценка — 3 балла. Максимальный результат — 14 баллов.

3. Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев, 1928).

Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания: обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.

Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках: хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.

Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными, для младших школьников — более отвлеченными.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово». Первым произносится слово, например, молоко. Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д. На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд. Многие дети осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор. Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.

По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.

Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.

Данная методика пред назначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.

Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, — нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил. Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма 10 — 6 правильных ответов и больше. Методику можно использовать как при индивидуальной работе, к и в группе.

Last update 03:10:37 AM GMT

Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста

  • Предыдущая
  • 1 of 6
  • Следующая

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос­тируется не только память, но и другие психологические харак­теристики человека. В этой связи в практической психодиагнос­тике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами.

В нашем случае среди них находится узнавание, воспро­изведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные орга­ны чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

Методика 11. «Узнай фигуры»

Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными за­дачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. C 88-90.

Методики на память для детей дошкольного возраста

Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе игровой деятельности различных способов и стратегий запоминания. Однако, без специальной работы, направленной на формирование данных способов, они складываются у детей стихийно, поэтому необходимы специальные практические занятия по совершенствованию памяти дошкольников. Для детей 5-6 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

В связи с изучением особенностей памяти у детей представляется важным следующее замечанием Т.В. Чередниковой: «Наиболее важным для оценки уровня развития способностей памяти у ребенка является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей, которые пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал» [50, с. 65]. Поэтому главным направлением, по которому должен идти воспитатель, развивая память детей — это развитие осмысленного запоминания.

По мере усложнения заданий дети неизбежно оказываются перед необходимостью искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:

выделение смысловых опор

составление плана и т.д.

Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у дошкольников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

1. формирование самого умственного действия;

2. использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания [26, с. 94].

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству — повторению. Использование мыслительных процессов в качестве опоры, средств запоминания позволяют в значительной мере повысить эффективность запоминания на основе понимания изучаемого. Еще Л.Н. Толстой отмечал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью» [13, с. 60].

В настоящее время психология памяти располагает большим количеством методов, позволяющих определять ее эффективность в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, доли произвольности при запоминании и воспроизведении, мотивации, характера деятельности субъекта и т.д. Современные методы изучения памяти дают возможность не только описать возрастные и структурные особенности мнемической функции, но и определить сущность индивидуального своеобразия памяти, в частности, как основы усвоения знаний ребенком.

При изучении возрастных и индивидуальных особенностей необходимо соблюдать целый ряд специфических требований, в первую очередь к организации экспериментальной работы, а во вторую — к обработке данных для получения сопоставимых между собой результатов. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить дошкольникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка. Совершенствование процесса запоминания и овладение различными приемами является залогом успешной деятельности и личностного развития младших школьников.

В значительной мере память активизируется, если у детей есть заинтересованность материалом, положительное отношение к нему. Большое значение в запоминании имеют положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к запоминаемому материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к игре или другой деятельности, формирование устойчивых познавательных интересов. Различные приемы активизации мыслительной деятельности детей одновременно способствуют развитию мнемической функции.

Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, от его воспитания. Воспитатель, организуя деятельность дошкольников, обучая различным способам запоминания, формирует тем самым их память.

Исследования работы детской памяти (Люблинская А.А., Смирнов А.А.) показали, что продуктивность произвольного (волевого) запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок пользуется для запоминания заданного, но прежде всего от тех условий, которые создаются воспитателем. Среди них Люблинская А.А. [25, с. 167] выделяет следующие:

Использование наглядности. При этом воспитателю следует использовать картинки, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении.

Самоконтроль. Для того, чтобы закрепить производимое действие, человек должен знать полученный им результат, т.е. тот эффект, которого он достиг.

Мотивы и установка. Как показывают исследования Л.В. Занкова, З.М. Истоминой, Т.Н. Баларич, Г.М. Дульнева [25, с. 171], среди мотивов, побуждающих дошкольников приложить усилия, чтобы овладеть материалом, наиболее сильными являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает их деятельность привлекательной для них и продуктивной. Среди мотивов психологи (Люблинская А.А.) выделяют также товарищеское соревнование, стремление получить поощрение [25, с. 175]. Все они способствуют активизации мнемической функции.

Осмысливание запоминаемого материала. Установление смысловых связей, по данным ряда опытов (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), дает наибольший прирост продуктивности воспроизведения материала детьми. На роль мыслительной деятельности в запоминании указывают исследователи А.И. Липкина, Л.М. Житникова, К.П. Мальцева.

Повторение. Не только специальные исследования, но и многолетняя педагогическая практика в обучении детей всех возрастов показывает, что многократное повторение заучиваемого материала не дает ожидаемого эффекта. Однообразное повторение одного и того же приводит к утрате интереса к деятельности. А.А. Люблинская отмечает, что «снижение результатов… резче всего и наиболее скоро обнаруживают дети с высоким уровнем умственного развития» [25, с. 169]. Следовательно, повторение как прием запоминания является эффективным только тогда, когда педагог разнообразит формы работы детей с заучиваемым материалом.

Таким образом, в психолого-педагогической науке выделены условия, позволяющие в значительной мере оптимизировать мнемическую функцию, повысить уровень запоминания детьми материала.

Как установлено учеными Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, в дошкольном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать следующие мнемические приемы:

проговаривание вслух (показ того, что видят и слышат)

повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала)

запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим)

актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом

объединение заучиваемого одной общей темой

группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и т.д.) [50, с. 65].

В процессе учебной работы с дошкольниками важно учитывать специфику памяти детей. Во-первых, необходимо установить какой тип памяти характерен для каждого ребенка. Это можно сделать на основе использования «Методики диагностики типа памяти», разработанной Т.Г. Богдановой и Т.В. Корниловой. [3, с. 20-21, приложение 1]. Во вторых, воспитателю следует обратить внимание на развитие других типов памяти, что поможет ребенку полнее использовать свои мнемические возможности.

Для облегчения понимания изучаемого материала и процесса его запоминания применяют ряд специальных приемов. Часто используемым является прием смысловой группировки материала. При этом заучиваемый материал разбивается на части, в которых выделяется наиболее главная и существенная, а затем все снова соединяется. Осмысливание, осознание учебного материала завершается составлением плана запоминания. В дальнейшем материал должен закрепляться неоднократным повторением.

Чтобы достичь большего успеха в развитии памяти детей, в усвоении ими знаний воспитателю необходимо использовать приемы активизации и развития процессов памяти на занятиях.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для совершенствования недостаточно сформированной памяти дошкольников используются различные способы ее компенсации, в основе которой — развитие смысловой памяти на основе формирования умений обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

Таким образом, увлекательное или скучное содержание запоминаемого, степень его трудности, наглядности или абстрактности, установка, личные отношения, интерес детей к выполняемой работе и понимание ее значимости могут значительно раздвинуть границы как объема, так и длительности сохранения воспринятого материала, повысить полноту и точность воспроизводимого содержания.

Целесообразно использовать для развития мнемических способностей игровые задания. Так, для детей старшей группы И.В. Дубровина рекомендует использовать игру «Заметь и запомни», которая заключается в следующем. На столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить. Можно использовать и другие варианты, например;

Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить, в какой последовательности они лежат.

Поменяв местами 2 каких-либо предмета, показать снова все предметы на 10 сек. Предложить ребенку определить, какие два предмета переложены.

Попросить ребенка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, затем сверху вниз (рассматривать 20 сек).

Разместить 5-6 предметов в разных положениях — перевернуть, поставив на бок, положить друг к другу, один на другой и т.д. Ребенок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 сек) [11, с. 112].

Таким образом, совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. В данном возрасте дети хорошего уровня развития даже без какой-либо специальной подготовки способны использовать определенные мнемические приемы. Воспитателю важно сформировать у детей такие способы запоминания, как смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана.

Однако продуктивность произвольного запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок владеет при запоминания заданного, но прежде всего от системы используемых методов, условий, которые создаются воспитателем в процессе работы с детьми. В организации успешной мнемической деятельности дошкольников особое внимание следует уделять вопросам, которые ставятся перед детьми. Такие факторы, как увлекательное или скучное содержание запоминаемого, степень его трудности, наглядности или абстрактности, установка, личные отношения, интерес детей к выполняемой работе и понимание ее значимости могут значительно раздвинуть границы как объема, так и длительности сохранения воспринятого материала, повысить полноту и точность воспроизводимого содержания.

Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания, положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Поэтому для развития памяти детей важны такие факторы, как развитие положительного отношения к занятиям, формирование устойчивых познавательных интересов.

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала. Включение мыслительных процессов в качестве опоры, средств запоминания позволяют в значительной мере повысить эффективность запоминания на основе понимания изучаемого. Одним из важных путей генезиса памяти старшего дошкольника является развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, что способствует развитию знаково-символической функции сознания.

2.1 Методы диагностики памяти у дошкольников. Все виды и особенности памяти одновременно оценить очень трудно. В нашей работе мы опишем методики для определения объёма кратковременной слуховой и зрительной памяти, а так же процессы памяти. Изучение памяти дошкольников. Автор: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Источник публикации: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.

Методы диагностики памяти у детей дошкольного возраста. Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагнос. В этой связи в практической психодиагнос. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.

На втором этапе (формирующем) развитие памяти дошкольников осуществлялось в ходе игровой деятельности. Диагностика особенностей развития памяти у детей проводилось с использованием следующих методик: 1. Методика «Запомни фигуры».

Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. Слайд 1 Память Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей. Слайд 2 ПАМЯТЬ — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из. Слайд 5 Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди. Методика «Узнай фигуры», представлена в Приложении А. Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. Самой популярной методикой диагностики слуховой памяти, является методика «10 слов». Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников — 10-15 человек, для начальной школы и старше — целый класс.

Данный вид памяти появляет. Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо. Наборы фигур к методике . Наборы фигур к методике .

Введение в научное пси. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока. Постарайся узнать и показать на второй кар. После этого данную картинку убирают из поля зре. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Рис. Набор фигур к методике . Введение в научное пси. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки. Рис. Запомни цифры. Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет сосед. Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести.

Запомни цифры. В заключение определяется объем кратковременной слухо. Введение в научное пси. Ребенок получает задание за несколько попы. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в мето. Введение в научное пси.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-pamjati-detei-doshkolnogo-vozrasta-metodiki-isledovanija-i-razvitija.html

https://www.7ya.ru/article/Razvivaem-pamyat/

http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/108-pamat

http://psixologiya.org/psixodiagnostika/poznavatelnye-processy/1609-metody-diagnostiki-pamyati-u-det

http://studbooks.net/924444/pedagogika/metody_razvitiya_pamyati_detey_doshkolnogo_vozrasta

http://blackberrytione.weebly.com/blog/metodika-dlya-doshkoljnikov-na-pamyatj