Методики преподавания для детей дошкольного возраста

Методика преподавания в школе и в детском саду.

Методики воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Конспекты уроков, занятий и тематических бесед для учителей и воспитателей

Конспекты НОД в детском саду

Занятия с дошкольниками

Конспекты НОД для детского сада.

Развивающие и познавательные занятия в детском саду

Литературное чтение в 1 классе.

Хрестоматия для 1 класса

Литературное чтение во 2 классе.

Хрестоматия для 2 класса

Литературное чтение в 3 классе.

Хрестоматия для 3 класса

Литературное чтение в 4 классе.

Хрестоматия для 4 класса

А кто главнее? Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Знаки препинания».

Эта инсценировка может стать фрагментом любого урока русского языка или чтения, а также внеклассного занятия.

Выходят несколько ребят и вместе с учителем инсценируют стихотворение С. Я. Маршака «Знаки препинания».

Раннее развитие и обучение детей

«В каждом ребенке скрыты замечательные способности и таланты, заложен потенциал нескольких Леонардо да Винчи, человек использует свой потенциал едва ли на пять процентов», — такие выводы сделала наука в середине XX века, сумев, наконец, оценить резервы мозга.

Но никто не знал, какими методами и когда этот потенциал можно раскрыть?

Инсценировка песни по ПДД

Сказка не про пластилиновую ворону, а про Федю, Колю и Вову (Инсценированная песня; музыка песни Г. Гладкова «Пластилиновая ворона»)

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую,

Хотим вам рассказать.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Флаг России»

Дорогие ребята! Флаг — государственный символ России. Раскроем книгу «Флаги и гербы стран мира» и перелистаем ее. У каждой страны свои собственные флаги и гербы. Некоторые из них похожи, но совершенно одинаковых вы не найдете! Ведь флаг объединяет жителей страны, служит опознавательным знаком государства.

У российского флага очень интересная история. В старину флаг не был похож на современный и носил другое название — «стяг», от словосочетания «стягивать к себе».

Тематическая беседа о государственных символах России для старших дошкольников и младших школьников

Дорогие ребята! Россия — величественная и прекрасная страна! Мы с вами живем в ней и называют нас россиянами. И этим нужно гордиться!

Беседа о родном языке для детей 6-8 лет

Дорогие ребята! Давайте поговорим о нашем родном русском языке.

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.

Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные страны, тогда они, чтоб оставить о себе навсегда памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигала неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название Вавилон, что значит «смешение». Это-то событие и называется Вавилонским столпотворением.

Как найти подход к каждому ребенку. Детские темпераменты

Темперамент — врожденный тип нервной системы, определяющий уравновешенность и подвижность психических процессов. Свойства темперамента устойчивы, присущи человеку от рождения. Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, мимике, подвижности, манере общения. Ребенок рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на раздражители

Отряд ЮИД в действии

Все педагоги прекрасно знают: если подростков заинтересовать каким-либо видом деятельности, да так, что она станет не только их потребностью, но и социально значимой, оцененной взрослыми и сверстниками, то на этом поприще ребят ждут большие успехи, а приобретенные знания, умения и навыки, или, как сейчас принято говорить, компетентности, останутся на всю жизнь. То есть, эффективность воспитательного процесса напрямую зависит от вовлечения подростков в непосредственную деятельность. Можно сколько угодно вещать ребятам о необходимости соблюдения ПДД, но они все равно будут их нарушать.

Мир афоризмов о воспитании и воспитанности «Быть воспитанным совсем непросто»

• Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться. (Л. Колумелла)

• Великие идеи и правильные принципы передаются от поколения к поколению не потому, что они хорошие, и не потому, что их закрепляют в законодательном порядке. Идеалы и принципы передаются от поколения к поколению лишь в том случае, если их закладывают в сердца детей. (Доктор Джордж С. Бенсон)

Литературные чтения и размышления в 5-6-х классах «Добрая душа из книги пришла»

Комментарии для учителя. Литературные чтения- размышления можно провести на любом уроке литературы или в качестве фрагмента внеклассного занятия на кружке, или на классном часе. Это форма приобщения ребят к литературе, к размышлению над текстом произведения, форма развития коммуникативных навыков у младших подростков.

Учитель перед прочтением литературных текстов ставит перед ребятами определенные задания, например: «Проанализируйте текст рассказа и выскажите свое мнение, о чем он?», «Какая главная мысль басни, чему она учит?», «Какой смысл автор вложил в этот рассказ?», «Есть ли в данной басне (рассказе) конфликт добра и зла?», «Чему учит нас этот рассказ (басня)?», «Как можно соотнести события, описанные в рассказе, с реальностью сегодняшних дней?» и пр.

Как помочь первоклассникам адаптироваться к школьной жизни?

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более сложно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Конспект итогового урока-игры для 4 класса «Литературные тайны»

Цели: обобщить полученные знания; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.

Оборудование: выставка книг, портреты писателей, карточки с заданиями.

I. Вступительное слово учителя

Уроки литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Обобщение по курсу литературного чтения

Цель: обобщить полученные знания на уроках литературного чтения.

Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст; метапредметные

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России.

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; прививать добрые чувства к близким и окружающим людям.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: открыть тайну поэзии Н.А. Некрасова; расширять читательский кругозор; воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы; развивать внимательное отношение к языку художественных произведений и сознательное использование выразительных средств языка в собственных высказываниях, воображение, фантазию, речь обучающихся.

Преподавание английского детям дошкольного возраста

Преподавание английского детям может стать для вас, как для преподавателя, самым интересным и ярким педагогическим опытом, если подойти к этому вопросу с максимальной отдачей. Быть педагогом не просто, но это удивительно приятный труд, который нужно любить. Хорошим преподавателем так сразу не станешь, нужен опыт, желание и знания в этой области. В том числе и такой как, теоретическая педагогика. Педагогическое образование не гарант того, что вы полюбите преподавание, к этому нужно иметь некоторое призвание и желание стать лучшим из лучших.

Ресурсов по английскому для преподавателей (репетиторов) и родителей сейчас очень много, однако нельзя охватить все. Нужно выбрать именно те, что нравятся вашим ученикам и вам. В качестве одного из таких ресурсов, в своей преподавательской практике, я использую сервис LinguaLeo. Как им пользоваться, я рассказывала в этой статье. Кстати, для учителей английского и репетиторов есть специальный раздел. Что касается непосредственных материалов для обучения детей, то на LinguaLeo они представлены в основном в виде видео- и аудио-материалов. По поиску внутри сайта, детского контента — 412 файлов. Это песни, мультики, тексты и так далее. Если это алфавит, то он озвучивается, что так же очень удобно. Естественно для работы с этим порталом вам нужно иметь планшет или ноутбук.

Что касается учебных пособий, книжек и других учебных изданий, то мнения разных педагогов иногда расходятся. Опять-так, на личном опыте выходит так. Редко получается работать только по одному учебнику или серии, самое правильное создавать индивидуальную программу под каждого ребенка, в целом придерживаясь одной отработанной схемы. Например: алфавит учим по печатным листам и видео/аудио + новые слова: цвета, игрушки, личные местоимения, семья и названия животных берем по системе Happy House от Oxford University Press + всегда во время урока-игры даем 2-4 минуты на задание, которое связано с английским, но сделано специально с учетом интересов ребенка. Один мой ученик любит динозавров, для него дополнительные задания — это рабочие листы, где нужно соединить точки в правильном алфавитном порядке и так далее. Будет гораздо эффективнее, если вы будете давать ребенку задания с учетом их интересов и любимых героев. Дошкольники любят играть и самое правильное — учить английскому в игровой форме . Если сумеете привить любовь к английскому сейчас — вы великий преподаватель, потому что большинство так не знают этот язык, только потому, что в школе им отбили к нему все желание.

Как серия, Happy House очень популярна во всем мире. Мне нравится, как у них сделано аудио сопровождение уроков, очень веселые и запоминающиеся песни, дети их быстро запоминают. И очень удачный Activity Book. Вот так, например, выглядит задание по теме Colors. Дети в восторге!

Для уроков по теме Colors, я так же всегда использую свои карточки из 12 основных цветов и дополнительные печатные листы для закрепления материала. Цветные карточки нужны, когда мы знакомимся с цветами, запоминаем их и произносим названия. Черно-белые я использую для игр. Все зависит от вашей фантазии. Можно сделать так: сначала учим 6 цветов. Даем ребенку 6 фломастеров с нужными цветами, и даем пустые карточки с шарами, где написано все только словами. Называете по-английски цвет, кладете карточку, и ребенок должен сверху положить на нее фломастер нужного цвета. Когда все 6 фломастеров лежат на карточках, даете ему 6 цветных карточек и он сам проверяет себя. Не важно, сколько он запомнил цветов, всегда хвалите и говорите, что в следующий раз точно будет удача. Помимо всего, он так же начинает визуально запоминать слова и их значение.

Если вы сами не можете заниматься с ребенком, а он хочет учить английский, то возможно вам нужно найти подходящего репетитора. Как это сделать читайте здесь.

Другие задания по английскому для детей, вы всегда можете найти в соответствующем разделе на нашем сайте.

Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Подготовка ребёнка к школе начинается с самого раннего детства, можно сказать с рождения. Мы постоянно занимаемся развитием своих детей для того, чтобы они многому научились: говорить, познавать окружающий мир, а позже – читать, писать, рисовать. Таким образом, мы готовим благоприятную почву для формирования успешной личности в будущем. На сегодняшний день на помощь молодым родителям приходят современные развивающие методики для детей дошкольного возраста.

Что дают ребёнку развивающие методики? Прежде всего, они позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Как раз это и есть главным преимуществом современных развивалок над устаревшими методиками прошлых десятилетий. Конечно, новомодные развивающие методики не дают повода полностью отказаться от старых, хорошо проверенных годами программ обучения детей дошкольного возраста, но, тем не менее, обучение по-новому даёт положительный продуктивный результат. Поэтому, рассмотрим несколько наиболее распространённых и эффективных методик раннего развития детей дошкольного возраста.

Методика раннего развития детей от 0 до 4 лет Глена Домана

Развивающая методика Глена Домана для детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на обучение ребёнка чтению. Многие при этом забывают, что развитие по Доману, это не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и активное физическое развитие. При этом развитие и совершенствование мозга ребёнка напрямую связано с освоением и совершенствованием многих двигательных навыков. Материал гораздо легче и быстрее усваивается, если ребёнок проявляет физическую активность.

Суть обучения чтению и энциклопедическим знаниям по методике Глена Домана заключается в том, что взрослый, всего на короткий промежуток времени (на 1-2 секунды), предлагает взглянуть ребёнку на карточку с написанным словом, при этом произнося написанное слово. Как правило, рядом со словом рекомендуется помещать соответствующее изображение. Надписи делаются большими ровными красными буквами. Методика опирается на то, что ребёнок запоминает слово целиком, а не обучается чтению по слогам, как предлагает стандартная методика обучения.

Недостатки методики Глена Домана.

Данная методика неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов и родителей. Во-первых, ребёнок при обучении выполняет пассивную роль – просто смотрит на карточки. С другой же стороны, время просмотра карточек довольно непродолжительное, поэтому пассивность длится очень недолго. Во-вторых, процесс изготовления карточек очень трудоёмкий, требует больших затрат вспомогательного материала (картон, бумага, краски или заправка картриджей для принтера). В-третьих, наблюдалась такая тенденция, что ребёнок неплохо запоминает само слово, написанное на карточке, но не «узнаёт» такое же слово, указанное в другом месте.

Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори была разработана для детей в возрасте от трёх лет, тем не менее её последователи рекомендуют применять эту методику немного раньше: когда ребёнку исполнится 2-2,5 года. Главный принцип этой методики раннего развития заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать. Методика Монтессори представлена целым комплексом занятий из многочисленных упражнений. Многие из упражнений требуют подготовки различных материалов, например, различных дощечек, фигур, рамок и вкладышей.

Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

Благодаря кубикам Зайцева многие дети начинают довольно рано читать: в три и даже в два годика. Набор представлен из 52 кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с кубиками, ребёнок составляет различные слова. Эти же кубики различаются по объёму, цвету, весу, по вибрации и звучанию наполнителя. В дополнение к кубикам предлагаются плакаты с нарисованными складами для чтения и сопоставления. Многие кубики, имеющиеся в продаже, нужно предварительно собрать: склеить, закрепить и наполнить наполнителем. Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева требует усидчивости со стороны родителей. Если вы готовы регулярно заниматься со своим малышом, то эта методика для вас, если же нет – то лучше отдать ребёнка в специальный развивающий центр, обучающий чтению по кубикам Зайцева.

Игры для раннего развития детей по системе Никитиных

Семья Никитиных, Елена Андреевна и Борис Павлович, — по сути, классики отечественной педагогики и воспитания. Они на примере собственной многодетной семьи в далёкие советские времена продемонстрировали яркий пример воспитания самостоятельной и гармонично развитой личности.

По мнению семьи Никитиных родители зачастую допускают две крайности: либо это чрезмерная заорганизованность, когда родители всячески стараются занять и развлечь ребёнка, тем самым не давая ему возможности для самостоятельной деятельности; либо это полная заброшенность ребёнка, когда родители за обычными бытовыми делами по обслуживанию ребёнка (кормёжка, уборка, укладывание спать и т.д.) забывают о важности общения и интеллектуального развития.

Главная задача воспитания, согласно методике Никитиных, заключается в максимальном развитии творческих способностей ребёнка, его подготовка к будущей взрослой жизни.

Интеллектуальные развивающие игры семьи Никитиных очень популярны. Они развивают у ребёнка логическое мышление, учат принимать решения. Такие игры доступны в продаже и рекомендуются деткам уже с 1,5-годовалого возраста. Автор развивающей методики предлагает 14 правил игры, шесть из которых считаются обязательными. Широко известны игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и «Точечки», а также рамки и вкладыши Монтессори.

Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

Эта методика раннего развития ребёнка возникла приблизительно сто лет назад в Германии, автор её Рудольф Штейнер. Согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последователь Глена Домана и многих других методик раннего развития. Накопив собственный опыт и изменив методики предшественников, она разработала свою собственную «стратегию» раннего развития ребёнка. В своей книге «Поверь в своё дитя» она рассказывает свои советы и решения о воспитании ребёнка. Главное утверждение Сесиль Лупан: «Ребёнку не нужна ежедневная обязательная программа занятий».

Для развития речи ребёнка имеет огромное значение чтение ему книг. Автор методики предлагает читать и объяснять малышу сложные сказки и басни. Чтобы легче учить буквы и цифры, нужно вместе с буквой нарисовать изображение на букве. Например, на букве «К» нарисовать кошку. Как и в методике Глена Домана, С.Лупан рекомендует обучать малыша чтению с помощью карточек. Только вот на этих карточках буквы она рекомендует писать не красным цветом, а разными цветами, а точнее: согласные буквы – чёрным цветом, гласные – красным, а те буквы, которые не произносятся – зелёным. В своей книге автор даёт подробные советы по обучению ребёнка верховой езде, плаванию, живописи, музыке, а также иностранным языкам.

Итак, на сегодняшний день существует множество развивающих методик для детей дошкольного возраста, главные из которых описаны в этой статье. Кроме того, в продаже имеется достаточное количество вспомогательного материала для занятий по этим методикам. Не последнее место в роли источника обучающих материалов принадлежит интернету. Решив заниматься по одной из вышеизложенных методик, нужно заранее обдумать план и последовательность занятий.

Лично я приверженец занятий по нескольким методикам и некоторых позиций Вальдорфской системы. Я, как родитель, считаю, что ребёнку нужно создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития в раннем детском возрасте. Это будет хорошим фундаментом для дальнейшего формирования его как личности. Тем не менее, не нужно забывать, что детство – это период радости и беззаботности, и не нужно у ребёнка забирать это сладкое детство. Главный мой принцип воспитания: делать всё то, что доставляет удовольствие и радость моему ребёнку. Думаю, со мной согласятся многие ответственные родители. Успеха вам и вашим деткам в познании окружающего мира, ведь он (мир) так прекрасен! Подарите красочный и многогранный мир своим малышам!

  • Главная
  • Детский сад
  • Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста
  • Методическая разработка «Обучение детей дошкольного возраста рисованию»

    Обучение рисованию детей способствует формированию у детей способности к поиску знаний, креативности, а так же развитию творческой личности. Методы обучения рисованию должны быть направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания; на развитии отражать в рисунках окружающую действительность, воплощать замыслы, на поиски детьми способов изображения, обучения их этими способами на занятиях. Методы обучения рисованию должны возбуждать у детей интерес, вызывать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, расположение в пространстве.

    Развитие эстетического восприятия будут проходить успешнее в том случае, если приемы обучения будут связаны с практической деятельностью: дети учатся рассматривать и оценивать рисунки, находить наиболее выразительные работы. Дети приобретают художественный опыт декоративного рисования в процессе наблюдения окружающей действительности, при ознакомлении с произведениями искусства (показ картин, предметы декоративно – прикладного искусства, образные игрушки). Наглядные и словесные методы вызывают у детей эмоциональный отклик, чувство радости.

    У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е. А. Екжанова, Б. М. Теплов, Т. П. Кудрина и т. д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий изобразительной деятельностью, с другой – сниженный интерес детей к процессу и результату рисования. Решение этой проблемы видится в использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР изобразительной деятельности. Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к преподаванию рисования. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она должна включать в себя и другие изобразительные материалы и средства. Идея заключается в системном использовании нетрадиционных техник рисования, в новом подходе к определению содержания обучения детей с ЗПР рисованию. Главным отличием данной системы является результат занятия – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании.

    Научить изображать, то есть первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное полезное дело для детей. Учитываются особенности развития детей с ЗПР, их возраст, применяемые технологии, тематическое планирование ДОУ, совмещение с проектной деятельностью в старшем дошкольном возрасте, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Апробированы методы и приёмы, средства для развития творческих способностей детей, воспитания эстетического вкуса, личностного интеллектуального развития, создания ситуации успеха каждому ребёнку.

    На первом этапе обучения знакомим детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Обучение рисованию неправильно было бы направлять деятельность ребёнка на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения форм и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений, а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения.

    Практика показала, что предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения детей с ЗПР (наряду с другими недостатками) являются в этом серьёзным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе мы отвели значительное место организации практических занятий с «карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные действия.

    Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик – кап-кап-кап» и многие другие, а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, дают возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.

    Несмотря на то, что рисование традиционно считается основным видом деятельности детей дошкольного возраста, следует считать, что на первом этапе обучения детей с ЗПР только начинается осознание процесса рисования как деятельности, результатом которой являются некоторые изображения, рисунок чего-то, кого-то, какого-то предмета или явления. В связи с этим нужно особо обратить внимание на сам процесс рисования (отрегулировать посадку детей; положение инструментов в руке; показать способы действий; предложить разговаривать в процессе рисования; помогать при затруднениях технического характера; не ограничивать формат или использовать разно-форматные листы, увлекать детей деятельностью, не фиксируя пока на результат. Создаём условия, чтобы ребёнок мог пользоваться изобразительным материалом (мелками, фломастерами, карандашами и т. д.) тогда, когда у него возникает потребность, сам выбирал во время свободной деятельности это занятие, не ограничиваясь специально отведённым для рисования временем.

    При обучении детей рисованию большое место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка – сотворчество. Воспитатель показывает детям способы выполнения заданий на занятиях рисованию. Действуя вместе с педагогом, дети легче и быстрее осваивают различные навыки и умения. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе рисования, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном, общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы рисования в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены: на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.

    В методики обучения рисованию в дошкольном возрасте характерным является использование игровых приемов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что к наиболее эффективным приемам обучения изобразительного творчества младших дошкольников можно отнести: прием совместных действий (сотворчество, рассматривание образцов, показ способов рисования, обыгрывания персонажей, пассивные движения и т. д.

    Воспитатель должен изучать ребенка, умело использовать индивидуальный подход к детям. Учитывая особенности каждого ребенка надо применять задания разной трудности, стремится к художественному развитию каждого малыша. Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. На помощь приходят различные виды искусства: музыка, поэзия.

    Именно эти приемы позволяют создать радостную и творческую атмосферу на занятии, а, следовательно, сделать процесс обучения результативным.

    Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность) .

    Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие («Лиса и кувшин») и длинные («Гуси-лебеди») – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

    Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся удошкольников представления и простейшие понятия.

    Очень важно обращать внимание на грамматическую структурувыбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

    При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

    Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия) . Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

    Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

    Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

    1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.) .
  • выяснить знания детей по теме произведения;
  • обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;
  • расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;
  • обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.
  • 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

    3. Подготовительная беседа (анализ произведения) .

  • уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий) ,
  • привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы) ,
  • активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах) .
  • Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

    4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

    5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд) .

    6. Пересказ (3—7 человек) . Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) .

    7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети) .

    Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется. », «Я советую Сереже. », «А может быть, лучше. »

    Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;
  • лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
  • использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;
  • наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения) ;
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц) ;
  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы) .
  • Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

    • Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений) , а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз) . Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.
    • В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др.) , применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.
    • Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах) .
    • В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.
    • игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора) .
    • 1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.

      2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия 2008 г.

      3. Бородич A.M. Методика развития речи детей М. 2001 г.

      4. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9.

      5. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие — М.: Наука 2008 г.

      6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 2006.

      7. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М.: 2010 г.

      8. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.

      9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.

      Памятка «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу»

      Значение пересказа в формировании монологической речи.

    • Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
    • Практика употребления обогащенной лексики в активной речи.
    • Формирование грамматического строя, использование различных по сложности словосочетаний.
    • Понимание сюжетной линии рассказа.
    • Развитие способности сохранять сюжетную линию при пересказе (речевой самоконтроль) .
    • Развитие внимания к слову, грамматическому оформлению речи.
    • Совершенствование и развитие познавательных процессов восприятия, представления об окружающей действительности, понимание причинно-следственных связей, воображения.
    • Воспитание в ребенке положительные качества личности.
    • Дети способны понимать и отвечать на вопросы небольшой по объему сказки, рассказа. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексты дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен.

      Задачи подготовительного этапа:

    • Учить следить за развитием событий в рассказе (сказке) .
    • Учить называть и сочувствовать героям произведения.
    • Учить частично воспроизводить текст с помощью воспитателя.
    • Пересказ является новым видом речевой деятельности. Дети пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.

      Организуются специальные занятия по обучению пересказу.

      Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого. Дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

      Дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения.

      Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

      Требования к литературному тексту для пересказа:

    • доступное, понятное детям содержание;
    • Цель:исследование умения составлять композицию сюжета.

      Материал:таблица с линиями и фигурами, различный изобразительный материал.

      Инструкция:дорисовать линии и фигуры с помощью дополнительных элементов, чтобы они были связаны одним сюжетом.

      В. У. – принимает инструкцию взрослого, быстро приступает к работе. Дорисовывает все фигуры и связывает их в один сюжет.

      С. У.– приступает к работе не сразу, долго задумывается. Связывает фигуры в разные сюжеты.

      Н. У.– нуждается в повторе указаний. Дорисовывает несколько фигур, не связанных в сюжет.

      Материал: листы бумаги с нарисованными детьми предметами.

      Инструкция: раскрасить изображение предмета, прорисовать недостающие детали.

      В. У.– умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие.

      Использует мелкие штрихи, различные сочетания линий.

      С. У.– не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая.

      Часто обращается за помощью взрослого.

      Н. У.– закрашивает беспорядочными линиями (мазками) , не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие.

      Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику.

      Мы предприняли попытку объединить эти методики с целью более обстоятельного обследования детей старшего дошкольного возраста.

      При этом предполагалось, что эти методики позволят выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей, то есть использование детьми в рисунке средств выразительности (форму, цвет, колорит, линию, пятно и др.) .

      Таким образом, весь материал предлагается к использованию в формирующим этапе эксперимента.

      Основной этап опытно-практической работы состоит из 3 последующих этапов эксперимента.

      а) констатирующий этап эксперимента

      б) формирующий этап эксперимента

      в) контрольный этап эксперимента

      На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить уровень изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста на темы волшебных сказок , умение использовать средства выразительности.

      Начали свою работу с того, что отобрали 20 детей старшего дошкольного возраста МДОУ №7 , которые имеют разный уровень общего развития.

      С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков.

      Первая методика, которая была проведена с детьми, целью которой было исследование умение использовать в рисунке такое средство выразительности как цвет . Детям предлагалось соотнести конкретный цвет с данными фруктами и овощами, по возможности передать умение использовать оттенки цвета. Эта методика показала следующее: из 20 детей 9 человек выполнили задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступили к работе.

      Закрасили все фрукты и овощи, использовали реальные цвета предметов с использованием оттеночных вариантов изображения, закрашивали предметы, без просветов заполняя последовательно всю поверхность, регулируя нажатие на карандаш с целью получения интенсивного цвета. Проанализировав работу этих детей, можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития восприятия цветовой палитры. 6 детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались под применением цвета, использовали незначительное количество цветов.

      И 5 детей нуждаются в повторе указаний, действовали с помощью взрослого, использовали цвета не характерные данному фрукту или овощу. Отсюда следует, что у детей низкий уровень развития восприятия цветовой палитры.

      Целью следующей методики было исследование фантазии, образного мышления. Была предложена таблица с нарисованными кругами одинаковой величины и различные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры и др.) .

      Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать их. В данной методике высокий уровень никто не показал, но 11 детей из 20 показали средний уровень развития образного мышления.

      Они изобразили по 3-4 предмета, но в изображение предметов есть незначительные искажения. Так же присутствовал и низкий уровень развития образного мышления. У девяти ребят было изображено по 1-2 предмета. Это задание стимулирует творчество детей и дает им возможность осмыслить, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

      Отсюда следует то, что большинство детей имеют средний уровень развития образного мышления.

      Третья методика целью, которой было изучения оригинальности рисунков детей 5-6-летнего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка.

      Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что 4 человека справились с заданием. Они с помощью дополнительных деталей нарисовала 8 оригинальных рисунков и получили высокий уровень, 6 ребят изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 10 человек не смогли справиться с заданием вообще.

      Четвертая методика была направлена, на исследование умения составлять композицию сюжета по сказке. Было предложено дорисовать на таблице с линиями и фигурами дополнительные элементы для того, чтобы появился сюжет какой-либо сказки.

      Только 4 ребенка смогли быстро приступить к работе, дорисовать все фигуры и связать их в один сюжет. Можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития композиции в рисунке, то есть расположение изображения на листе, соотношение их с размером и формой листа. 5 ребят долго задумывались над замыслом, приступали к работе позже, связывали фигуры в разные сюжеты.

      Остальные 11 детей нуждаются в повторе указаний, дорисовать несколько фигур несвязанные в сюжет. Отсюда видно, что у этих детей низкий уровень развития композиции в рисунке.

      И последняя пятая методика была направлена на исследование развития у детей формообразующих движений. Детям были розданы листы бумаги с изображением предметов с недостающими деталями и предложено раскрасить эти предметы и дорисовать недостающие детали соответствующей геометрической формы.

      Обращалось внимание на характер линии, на регуляцию силы нажима на карандаш, силу размаха, на характер раскрашивания. Эта методика показала следующие результаты: 6 детей владеют умением проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники.

      Они регулируют силу нажима, размах руки, закрашивают в пределах контура. используют разные сочетания линий. Эти ребята имеют высокий уровень. Средний уровень выявился у 11 детей.

      Эти ребята не всегда верно рисуют линии, круг, закрашивают крупными, размашистыми движениями, иногда выходят за контур. Часто обращаются за помощью взрослого. 3 ребенка показали низкий уровень развития, закрашивали беспорядочными линиями, не умещающимися за пределами контура, не регулировали силу нажима, линии грубые и жесткие.

      По итоговым результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что с помощью диагностических методик, мы выяснили, что изобразительные знания, умения и навыки, то есть использование детьми средств выразительности (цвет, композиция, колорит, линия и др.) в сюжетном рисовании детей старшего дошкольного возраста находятся на разном уровне развития. И с помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста и выявить роль волшебных сказок в обучении детей рисованию.

      Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе преобладает низкий уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков — 50% детей, 35% средний уровень и высокий уровень 15%

      2. Обучение детей рисованию

      Для формирующего этапаэксперимента мы составили проект по данной теме диплома, который предполагал решение следующих задач:

      1. Развивать способность детей к использованию в рисунках всех средств выразительности (форму, цвет, композицию, колорит, пятно, линию) ;

      2. Познакомить детей с техническими возможностями изобразительных материалов;

      3. Побуждать к созданию неповторимых, оригинальных образов в сюжетном рисовании на темы волшебных сказок, используя правила композиционного построения рисунка соответственно возрасту.

      Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые использовались в опытно-экспериментальной работе .

      С целью развития изобразительных умений и творческих навыков детей старшего дошкольного возраста мы решили использовать волшебные сказки на занятиях по изобразительной деятельности.

      Все занятия на темы сказок были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением.

      Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.

      Такая форма работы очень помогала при проведении занятий, так как у детей было достаточно знаний в сфере русских народных сказках для получения успешных результатов в работах детей.

      Таким образом, на серии занятий предложенных детям, мы постарались ознакомить их с особенностями средств выразительности, с линией контурной как средством выразительности, цветом – как средством выразительности; закрепили знания об особенностях сказки как фольклорного жанра.

      На занятиях были поставлены следующие задачи:

      Вызвать интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

      Познакомить детей с различными средствами выразительности (цвет, композиция, движение, линия) ;

      Подвести к пониманию такого средства выразительности сюжетного рисования, как композиционные отношения;

      Учить детей передавать выразительные образы сказочных персонажей;

      Закреплять технические навыки и умения.

      Самая главная задача, на этапе формирующего эксперимента – это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании через сказочные образы.

      Для того чтобы вызвать интерес к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры, такие как:

      «Найди жанр сказки». Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика) . Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.

      «Добрые и злые герои».Цель: учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые, глупые и умные, смешные и страшные. Находить героев по заданной теме, обосновать свой выбор.

      «Выставка картин». Цель: оформить выставку из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру.

      «Узнай, какой художник меня нарисовал?».Цель: закрепить у детей представления об особенностях средств выразительности, используемых художниками Ю. А. Васнецовым, Е. А. Чарушиным, Т. А. Мавриной, И. Я. Билибиным.

      На занятиях большое внимание уделялось рассматривания иллюстраций.

      При рассматривании иллюстраций главной задачей было научить детей понимать их содержание, а затем выделять средства выразительности, используемые художниками при создании образа. Чтобы подчеркнуть эти средства выразительности, предлагали детям иллюстрации к одной и той же сказке, но выполненные разными художниками.

      Во время работы над иллюстрациями особенно тщательно продумывали последовательность постановки вопросов, причем в одних случаях обращали внимание детей на цветовое решение, в других – на приемы передачи характерных предметов, в третьих – на композиционные решения и т.д.

      Обращали внимание детей на выразительные средства, создающие атмосферу сказочности (прием усиления отдельных черт, присущих реальному образу, своеобразный сказочный колорит) .

      Ребенку легче передать в рисунке отдельные предметы, чем какой-либо сюжет, так как в этом случае он должен владеть не только графическими, но и композиционными навыками. Поэтому мы стремились построить работу по изобразительной деятельности так, чтобы предметное изображение предшествовало сюжету.

      Например, на занятии по ознакомлению с окружающим рассматривали и сравнивали картины «Волк» и «Собака». Рисовали собак разной породы, лепили пограничника с собакой, а затем рисовали по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

      Такие занятия способствовали формированию у детей ясных, четких представлений о предметах, приобретению необходимых навыков. Все это в значительной степени облегчало им решения изобразительных задач в сюжетной композиции.

      На каждом занятии по рисованию мы тщательно продумывали задачи обучения с учетом уровня навыков детей, в зависимости от сюжета сказки выделяли главные выразительные средства для передачи образа.

      Большое место в работе отводили формированию детских замыслов, проводили большую предварительную работу. Так на заключительном занятии «Мой любимый сказочный герой», целью которого, было на основе получения знаний и умений на занятиях, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка из любой знакомой сказке.

      За несколько дней до занятия, предлагали ребятам выбрать эпизод из сказки, который они хотят нарисовать, спрашивали, где и как расположить героя сказки, что будет делать герой, чем можно дополнить рисунок. Эти вопросы помогали детям сформировать свой замысел, продумать план работы.

      Кроме того, задавали вопросы, нацеливающие на создание более выразительного образа. Это помогала детям лучше прочувствовать композицию будущего рисунка, более четко представить себе движения героя сказки, его одежду, ее цвет. Большая часть времени занятия использовалась для непосредственного выполнения задания.

      На каждом занятии параллельно с изобразительными задачами решали и технические задачи. Учили ребят свободно владеть кистью, используя различные приемы. Объясняли, что каждый мазок, каждая линия является дополнительными средствами художественного образа.

      В конце занятия, во время анализа рисунков, особое внимание обращали на те рисунки, где удачно передано движение героя, найдено хорошее композиционное решение.

      Анализируя занятия, проведенные нами можно сказать, что:

      Дети с большим удовольствием занимались, получили от занятий хорошие знания и положительную эмоциональную оценку;

      Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогатилась содержательная сторона образа в рисунке;

      Появилось ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету;

      Иллюстративный материал содействовал нахождению ребенком различных способов воплощения замысла – в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции.

      Проделанная работа показывает, что использование сказочных художественных образов в работе с детьми способствует формированию у них умения композиционно строить свой рисунок, располагать его в соответствии с задуманным замыслом, передавать позу, движения, взаимоотношения сказочных персонажей. Взаимосвязь различных видов занятий по изобразительной деятельности с другими разделами программы помогает развитию у детей эстетического восприятия, способствует формированию творческой активности.

      Так же большую работу, мы проводили и с родителями, в виде консультации на тему «Сказка – как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности ребенка», «Работа со сказкой» (приложение И) . Провели родительское собрание на тему «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка» с целью привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей.

      Для педагогов ДОУ нами были даны следующие рекомендации:

      Для более успешного обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию использовать волшебные сказки как средство обучения рисования.

      Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.

      Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.

      Раскрывать характерные особенности персонажей сказок для правильной передачи образа и выразительности рисунка.

      Создавать развивающую сред, целенаправленный подбор сказок для развития воображения детей в детском саду и семье.

      Необходимо разработать систему занятий с использованием волшебных сказок в разных видах изобразительной деятельности.

      Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.

      Использовать разнообразные методы и приемы при работе над выразительностью сказочного образа в рисунке дошкольников;

      проводить обсуждение и анализ рисунков;

      организовывать выставки работ детей;

      рассказывать детям о художниках, рассматривать иллюстрации в книгах.

      Сочетать фронтальные занятия и индивидуальную работу с детьми по обучению рисованию.

      Планировать работу по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

      Таким образом, проведенная нами работа была системной, последовательной и дала свои результаты, которые отражены в контрольном этапе эксперимента.

      3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы.

      Цельконтрольного этапа эксперимента — выявить роль волшебных сказок в процессе обучения детей сюжетному рисованию, после формирующего этапа эксперимента, доказать или опровергнуть гипотезу выдвинутую ранее.

      В контрольном этапе эксперимента мы провели те же диагностические методики, что и в констатирующем этапе эксперимента.

      Диаграмма уровней развития изобразительных навыков у детей старшей группы

      По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, использование средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами опытно-практическая работа и позволила добиться хороших результатов.

      Повышение уровня развития у детей изобразительных знаний, умений и навыков по всем методикам можно проследить по таблице1.

      Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по методикам

      Другие статьи по теме:

      Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Тема:«Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

      Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста Наиболее доступным из видов изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста является рисование. Изо.

      Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста

      Обобщение опыта по обучению детей дошкольного возраста английскому языку Перспективные тенденции развития языкового образования в России, связанные с ее вхождением в общеевропейское образовательн.

      Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения» Ход педсовета: 1. Вступительное слово зав. по теме педсовета. 2. Разминка. 3. Экспресс – опрос «Развитие речи». 4. А.

      Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования Колмакова Марина Григорьевна Воспитатель МБДОУ № 101 г. Тула Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного в.

      Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение в.

      Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста

      Сказкотерапия как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста Вступление. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и ум.

      Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

      Педсовет «Ознакомление детей с художественной литературой» Ознакомление детей с художественной литературой. Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критиче.

      Стадии развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

      Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в изостудии ДОО. Олейник Екатерин.

      Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

      Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Ж. Ю. Жарова 2014 В современном дошкольном образовании речь расс.

      «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» (опыт работы) Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа дет.

      Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

      Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

      Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

      Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д.

      Источники:

      http://kladraz.ru/metodika

      http://inyaz-school.ru/prepodavanie-anglijskogo-detyam

      http://www.allwomens.ru/7735-razvivayushhie-metodiki-dlya-detej

      http://raguda.ru/ds/metodika-obuchenija-risovaniju-detej-doshkolnogo.html