Методы и приёмы воспитания в доу

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ

Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка.

Словесные методы – объяснения, указания, рассказы об окружающем и т. п. играют важную роль в обучении детей раннего возраста. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребенка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.

Практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

Методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребенком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т. п., показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздействия эффективно не только для овладения ребенком предметно-практической деятельностью, но и в других сферах его развития – художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важно в практической работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др.

Метод проблемного воспитания и обучения направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (например, открыть коробочку с секретом, собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т. п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, притягивание магнитом металлических предметов, окрашивание воды разными красками и т. п.).

Наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, диапозитивов и др. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для обучения самых маленьких.

Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

Речь — является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету».

В Детском саду наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку — дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.

Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений.

Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.

Для дошкольника рисование — малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания«.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

«Методы и приемы по нравственно — патриотическому воспитанию в средней группе» Воспитание нравственно – патриотических чувств и отношений, является одной из главных задач в детском саду, к родному городу, к близким.

«Методы и приемы работы с одаренными детьми по художественному творчеству» Художественная одаренность раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Результатом деятельности являются детские рисунки,.

Доклад «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи» Доклад на тему: «Методы и приемы логопедической работы по развитию навыков связной речи». Учитель-логопед: Шабалкина Л. А. г. Моршанск.

Деловая игра «Методы и приемы обучения детей рассказыванию по игрушке» Цель: способствовать закреплению знаний педагогов по теме «Методы и приемы обучения детей рассказыванию по игрушке» (младший и средний возраст);.

Активные методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Активные методы и приемы обучения для детей дошкольного возраста АМ начала образовательного мероприятия Метод «Поздоровайся локтями» Цель.

Мастер-класс «Методы и приемы театрализованной деятельности в работе с детьми» Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

«Нетрадиционные методы и приемы рисования с детьми дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между.

Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Методы и приёмы воспитания в доу

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Просмотров научной работы: 14643

Комментариев к научной работе: 13

Поделиться с друзьями:

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

1. О сущности терпимости.

В научном обиходе «терпимость» часто заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимологические корни данных понятий. В «Современном словаре иностранных слов» даётся следующее определение толерантности: «Тоleгаntia (лат.)- терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность – иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

С.И. Ожегов даёт следующую трактовку терпимости: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый — такой, что может терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру».

Терпимость как психологический феномен имеет достаточно короткую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях, где обозначается термином «толерантность».

Педагоги М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук понимают под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических достижений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей, но не отказывающийся от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает способность человека реализовывать свои личные интересы и уважительное отношение к позициям и ценностям других людей.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Современный дошкольник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

2. Методы воспитания толерантности.

Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В зависимости от того, на какую сущностную сферу человека влияет педагог, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук выделяют следующие методы воспитания толерантности у дошкольников.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию и стыд и др.

Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение.

Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Внушение является важным фактором распространение лозунгов – суждений, в которых предельно кратко, но точно определяются отношение к людям. Поэтому внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям.

Метод внушения может реализовываться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.

Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий педагога.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказаться методы требования и упражнения.

По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные:

К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

Для воспитания толерантности гораздо менее эффективны прямые требования.

Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, добропорядочность. Способствует этому использование метода коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми.

Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок часто может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

В предметно – практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например, дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое – либо задание учителя. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Экзистенциальная сфера помогает человеку вступать в определённые отношения с другими людьми. У каждого ребёнка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволяют вести себя непорядочно бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души».

Таким образом, выделены следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации.

3. Показатели толерантности у дошкольников:

• выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;

• терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;

• сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

• эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;

• принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии); умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.

4. Приёмы воспитания толерантности.

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.

Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом.

Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в группе.

Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали воспитанники разных групп.

Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Ломка стереотипов» Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что не всегда правильным может быть общественное мнение.

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей её проиграть.

Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

Приём «Обнажение противоречий». Разграничение позиций воспитанников с последующим столкновением противоречивых суждений. Приём предполагает чёткое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи по классу.

Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом нужно, чтобы слова были обращены людям другой национальности, бывшим врагам и т.д.)

Педагогических приёмов – великое множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Приём, который подходит одному воспитаннику, может неприемлем для другого.

5. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности.

Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Знакомство с семьёй дошкольника педагог может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что педагог сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка.

Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением детей. Для младших дошкольников можно предложить нарисовать рисунки на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье».

Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности.

Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями.

Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу:

-Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей.

-Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам.

-Проведение праздников семьи.

-Проведение совместных занятий.

-Создание совместных объединений по интересам.

-Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй.

Таким образом, дошкольный возраст – важнейший период в психо- социальном развитии человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирует сою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов.

1. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2002, С. 54-58.

2. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содеожание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М., 2005.

3. Рожкова М.И, Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у дошкольников. Ярославль, 2003, С. 33-46.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.

Методы воспитания детей дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

Прием – это частное проявление того или друго­го метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

Классификация методов воспитания

Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

• цель – что человек хочет;

• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

• средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

• отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные ме­тоды этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

Эти методы направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосо­знания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

В дошкольной образовательном учреждении осо­бенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанни­ки получают знания о нравственных поступках, о пра­вилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествова­ния, раскрывает детям понятие положительного по­ступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбирают­ся в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диа­лог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей

Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 че­ловек), т. к. в этом случае все дети могут принять уча­стие в диалоге.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть эти­ческой, эстетической, затрагивающей явления обще­ственной жизни, а также о фактах науки.

Любая беседа требует хорошего знания своих вос­питанников, их возможностей для участия в диалоге.

Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспита­телю. Главной фигурой при проведении беседы дол­жен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Беседа как метод воспитания постоянно присут­ствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функ­ция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют доста­точного жизненного опыта для глубокого и самостоя­тельного анализа фактов и содержания беседы.

И вот тут очень важен пример как метод воспита­ния, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

Пример – это прежде всего своеобразный на­глядный образ, яркий показательный образец, достой­ный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить сле­дующие: социальную, управленческую, воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.

Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольника­ми пример является своеобразным наглядным посо­бием.

Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подража­нием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

Подражание особенно свойственно дошкольни­кам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бес­сознательного подражания переходит к преднамерен­ному, т. е. от подражания внешним действиям к подра­жанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в сло­весной форме, но он подражает внешним проявлени­ям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.

Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подра­жания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.

Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспита­телю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ре­бенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – не­пременное условие развития и воспитания личности.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть не­большими группами, строить песочные дома и крепо­сти индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познаватель­ных речевых и математических конкурсах, играх.

В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.

Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей.

Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья.

В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

По отношению к личности дошкольника деятель­ность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогичес­кой инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направ­ленные на социально нравственное становление лич­ности, формирование опыта поведения.

Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение. Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Формированию привычки поведения в свое вре­мя особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он ука­зывал, что с помощью воспитания привычек, убежде­ния делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

Приучить ребенка правильно вести себя необхо­димо с момента его прихода в младшую группу дет­ского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, опреде­ляются показатели и критерии их формированности.

Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быст­роты и качества.

Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педа­гогов и воспитателей внимательного, заботливого от­ношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.

Режим жизни в детском саду положительно вли­яет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.

Метод приучения органически связан с таким ме­тодом воспитания как упражнение. Если метод приуче­ния связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

Система упражнений необходима для формирова­ния привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закреп­ление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дресси­ровку, как механическое повторение действий. Упраж­нения связаны с организацией жизни детей, с их раз­нообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соот­ветствии с принятыми в обществе нормами и правила­ми. Например, дети играют в магазин. Здесь они учат­ся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.

С помощью метода упражнений ре­бенок в специально созданных педагогических ситуа­циях овладевает опытом общественного поведения.

При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поста­вить ребенка перед фактом выбора поступка (пригла­сить ли сверстника в игру, поделиться или нет люби­мой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ре­бенка.

3. К методам стимулирования и мотивации дея­тельности и поведения относятся: поощрение, наказа­ние, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

В дошкольном учреждении поощрение часто свя­зано с наградой в виде разрешения поиграть с опре­деленной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети ре­агируют на поощрение, – ждут подарков или начи­нают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный под­ход в воспитании.

Наказание принято считать дополнительным ме­тодом воспитания. Само наказание связано с осужде­нием отрицательного поступка, отрицательного отно­шения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказа­ние не должно вызывать у ребенка страдания, отрица­тельных эмоций.

К методу наказания воспитатели должны относить­ся очень осторожно. Следует учитывать, что в совре­менных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым раз­личным заболеваниям, они физически слабые. В педа­гогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолиро­вать ребенка от группы сверстников, а некоторых де­тей нельзя осуждать в присутствии других.

В практической деятельности педагоги, воспитате­ли, выбирая методы воспитания, руководствуются це­лью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивиду­альные особенности большей части воспитанников.

В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необ­ходимо педагогическое мастерство, наличие творчес­кого подхода в организации воспитательного процес­са.

Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоя­тельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств вос­питания и воспитуемых личностей предписывать ка­кие-нибудь общие воспитательные рецепты».

Задания для самостоятельной работы

1. Существует ли взаимосвязь цели, задач, содержа­ния и методов воспитания?

2. Раскройте классификацию методов воспитания.

3. В чем специфика использования методов поощре­ния и наказания к детям дошкольного возраста?

4. Проанализируйте, какие методы воспитания были использованы воспитателем на учебном занятии с детьми или во время утренней прогулки.

5. Составьте систему педагогических ситуаций для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций в группе детей.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-organizaci-v-bmdou.html

http://www.scienceforum.ru/2014/360/6128

Методы воспитания детей дошкольного возраста