Можно ли детей наказывать ремнем

На сегодняшний день многие родители пытаются брать за основу воспитания собственного ребенка западную модель отношений, то есть, полностью исключив любое физическое наказание. Однако немало родителей уверены, что старые «дедовские» способы воспитания, не исключающие регулярного внушения ремешком по мягкому месту, действуют намного лучше и доходчивее. Считается, что только через телесное наказание можно дать понять ребенку, что он поступил плохо и удержать его от таких действий в дальнейшем, особенно в тех ситуациях, когда простые увещевания и иные меры воздействия не приносят успеха. Можно ли наказывать ребенка ремнем или правильнее было бы позволять детям делать все, что угодно, выбрав другие меры воспитания, без тумаков и подзатыльников?

Роль физического наказания детей, безусловно, чрезвычайно важна, но положительная она или, напротив, таит в себе исключительно отрицательные моменты? Можно ли наказывать провинившегося ребенка по попе ремнем? Мнения как всегда разделились и они, прямо сказать, кардинально противоположны. Для многих родителей наказание ремнем предстает наиболее удобным, простым и действенным способом добиться того, чтобы ребенок был послушен. Тем не менее, физическое воздействие может скрывать в себе массу подводных камней, давая лишь кратковременный воспитательный эффект, но тая массу отрицательных последствий в будущем. С другой стороны некоторые родители, отличающиеся мягкостью характера, не способны не то чтобы ударить ребенка, но даже пригрозить сделать это, позволяя своей слабохарактерностью садиться себе на шею, что тоже, согласитесь, не есть хорошо.

Да, маленькие дети – тоже люди, более того, они уже личности, пусть и не до конца сформировавшиеся, но все же. Тем более актуален вопрос о физическом наказании в этом возрасте, можно ли регулярно наказывать непослушного ребенка ремнем. Детям предстоит жить в обществе, в основе которого лежит система наказания за те или иные поступки, считающиеся в социуме неприемлемыми, плохими. Посудите сами, государством и обществом управляют законы, следование которым считается обязательным для всех, в противном случае, если закон нарушить, преступившего его человека ждет наказание, по крайней мере, так это задумано. Разумеется, в современном цивилизованном мире физические наказания для людей, совершивших плохой, сточки зрения общества, поступок, считаются аморальными, неприемлемыми, для них имеются другие меры воздействия.

В свою очередь ребенок, который плохо себя ведет, не слушает родителей, должен быть как-то наказан, опекуны должны дать понять ему, что такое хорошо и что такое плохо. Во многих случаях меры вербального внушения остаются безуспешными и приходится брать на вооружение что-то посерьезнее. Если не наказывать непослушного ребенка физически, а других мер воздействия он попросту не понимает, родители рискуют упустить возможность объяснить формирующемуся человеку разницу между плохим и хорошим, и что же будет в итоге? Не донеся до ребенка тот факт, что, например, воровать деньги у родителей – плохо, имеется серьезный риск, что впоследствии вырастет человек, моральные принципы которого будут позволять ему взять чужое, что, конечно же, неприемлемо.

Но и наказывать ребенка ремнем тоже нужно уметь правильно. Безусловно, в воспитании детей крайне важен индивидуальный подход: кто-то с первых лет жизни отличается буйным характером, плохо поддается внушению, другие дети напротив, спокойны и впечатлительны. Наказание должно хоть как-то соответствовать тяжести проступка. К примеру, лупить пацана за то, что он задержался, гуляя на улице, наверное, незачем, а вот за издевательство над животным можно и пройтись ремешком по заднице. Наказывать ребенка нужно не за все, а только лишь за те проступки, которые наносят серьезный вред в первую очередь ему самому, окружающим, либо таят в себе угрозу для жизни. Ребенок, лазающий в трансформаторную будку, или катающийся на крыше товарняка, несомненно, должен быть подвергнут самому серьезному внушению, в том числе и физическому, в противном случае мы рискуем попросту лишиться объекта воспитания, и наказывать будет уже некого.

Физическое наказание необходимо для того, чтобы помочь родителям исправить его, но при этом крайне важно избегать плохих последствий. Ни в коем случае нельзя унижать ребенка, ущемлять чувство собственного достоинства, бить его на людях, оскорблять в присутствии посторонних. Важно, чтобы ребенок понимал, что если он совершит какой-то серьезный проступок, он будет за это наказан, возможно, это убережет его от необдуманного шага. Наказывая ребенка необходимо делать это так, чтобы он понимал, за что принимает заслуженную кару. В противовес наказанию необходимо помнить и о мерах поощрения ребенка за хорошие поступки.

Давать советы о том, как воспитывать детей – занятие неблагодарное. Кто скажет, почему часто случается так, что в семьях профессиональных педагогов вырастают лоботрясы и хулиганы, ведь по отношению к ним применялись все прогрессивные педагогические меры воздействия? Может быть, пороть надо было чаще? С другой стороны, чрезмерное насилие в семье может привести к тому, что характер ребенка будет сломлен, внутри него затаится извечная обида на всех и вся, будет нанесена серьезная душевная травма, от которой человек будет страдать впоследствии всю свою жизнь. Кто-то заметит, что применяя по отношению к ребенку меры физического воздействия, родители тем самым подписываются под своим бессилием. Возможно, это так, но чаще всего, почему-то, такие слова можно услышать от людей, которым в своей жизни никогда и не приходилось заниматься воспитанием детей. Далеко не каждый взрослый человек обладает таким даром внушения и морального превосходства над детьми, чтобы уметь без особого труда поставить на место выскочку, успокоить капризы, наказать за все пакости, не прибегая к ремню.

Квартира как среда обитания

Ремень для некоторых родителей кажется самым простым и быстрым способом добиться от ребенка послушания. Вместе с тем, физическое наказание – это очень опасный метод, который даёт лишь сиюминутный успех, однако таит в себе множество негативных последствий в будущем. Так можно ли наказывать ребенка ремнем — советы психолога рекомендуют подходить к вопросам наказания и поощрения детей сугубо индивидуально.

Скажем сразу, рукоприкладство – это веками взрощенный традиционный способ подавлять волю ребенка. Оно не только не сможет решить проблемную ситуацию, но и, наоборот, способно её усугубить. Ремень в руках родителя, возмущенного непослушанием своего чада, путь тупиковый. Он просто говорит о полной беспомощности и нежелании подумать о других приемлемых методах воспитания.

Так как правильно наказывать ребенка, если он серьезно провинился?

Подзатыльник или шлепок по мягкому месту – обряд всем знакомый и привычный, который передается, наверное, из поколения в поколение. Некоторые родители считают, что это прекрасный метод приучить своего ребенка к порядку. Конечно, каждый взрослый сам решает, применять его в том или ином случае. Тема эта весьма деликатная и положиться здесь надо на совесть родителей.

Прежде чем ответить на вопрос, за что нужно наказывать ребенка ремнем, психологи дают совет разобраться в его поведении. Что такое «плохое» поведение сына или дочери? В первую очередь это стремление всеми способами добиться желаемого, т.е. проявить свою позицию и самоутвердиться. Наблюдать такие «выходки» у детей родители могут уже с 2-х лет. Ребенок становится вдруг настырным, капризным, способным напакостить, в общем, слова родителей ему не указ.

Папа с мамой, естественно, сердятся, не понимая, что в этот период ребенку нужен не ремень, а их внимание. Дети хотят получить от родителей ожидаемую им реакцию, а не угрозы, наставления, а то и подзатыльники и шлепки по губам. Такие выходки у детей – некая проверка родителей. Ведь дети с раннего возраста усвоили, что желаемое можно получать не только примерным поведением и послушанием, но и капризами.

Так можно ли наказывать ремнем ребенка — советы психолога в этом плане отрицательные. Если вдруг поведение у ребенка резко изменилось, не спешите громко ругать его, а тем более хвататься за ремень. Многие дети, заигравшись, не всегда могут справиться со своим темпераментом. Родители, изучая характер ребенка, должны знать, как он поведет себя в той или иной ситуации. При этом в случае плохого поведения, ребенка не следует резко одергивать, лучше отвлечь и направить его энергию в другое русло. Доводить ситуацию до детских истерик и слез не стоит. Гораздо лучше почаще хвалить ребенка, однако при этом знать меру. Похвала всегда должна быть заслуженной, иначе она утратит своё значение.

Наказывать ремнем ребенка – дело последнее. Детей нужно поощрять за полезные дела и выполненную работу. Детские психологи советуют хвалить ребенка в присутствии его друзей или сверстников. Это повысит его самооценку. Ведь ребенок, который сомневается в своих силах, будет бояться неудач в течение всей жизни. Из таких несчастных запуганных детей вырастают люди нерешительные, которым трудно справиться со сложными жизненными ситуациями. Ну а некоторые непонимающие этого родители сами морально готовят к неудачам свое чадо.

К поощрениям и наказаниям следует подходить сугубо индивидуально. Чем лучше папа с мамой знают эмоциональные особенности своего ребенка, тем проще им вести с ним диалог. Приведем простой пример. Билет на детский спектакль в качестве поощрения для ребенка-непоседы может быть воспринят им как наказание. А если спокойному и тихому ребенку запретить идти гулять, то он только порадуется и займется своими игрушками дома.

Поведем итог сказанному. Физическое наказание ребенка, а тем более ремень или грубое рукоприкладство, по советам детских психологов надо постараться как метод воспитания исключить. Оно кроме озлобленности, неконтролируемых эмоций, трусости, лжи и упрямства ничего положительного детям не принесет.

Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему?

О дисциплинарных мерах по отношению к провинившемуся ребёнку рассуждают и спорят как новоиспечённые, так и умудрённые опытом родители. Пожалуй, самые популярные вопросы — как наказывать ребёнка и стоит ли вообще это делать?

Одни мамы и папы применяют физическое воздействие, другие подолгу игнорируют своих отпрысков или ставят их в угол, третьи лишают обещанных привилегий, четвёртые вообще оставляют серьёзные проступки без последствий.

Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.
  • С какого возраста можно наказывать детей?

    Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

    Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

    Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

    Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.

    Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.

    С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся.

    После 6 — 7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.

    Частые причины непослушания ребёнка

    Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

    1. Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.
    2. Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.
    3. Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.
    4. Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.
    5. Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.
    6. Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность. Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.
    7. Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.
    8. За что нельзя наказывать ребёнка?

      Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.

      Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.

      Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.

      Не рекомендуется наказывать ребёнка:

    9. за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
    10. за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
    11. за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
    12. за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
    13. за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.
    14. Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.

      Мнение доктора Добсона

      Автор нескольких популярных книг о воспитании детей Джеймс Добсон – известный христианский психолог из США.

      Можно по-разному относиться к его взглядам (Добсон является сторонником физических наказаний), однако он сформулировал 6 принципов, которые заслуживают отдельного разговора.

    15. Прежде всего, нужно установить границы, а уже потом требовать их соблюдения. Лишь в этом случае ребёнок будет считать наказание справедливым. Вывод прост: если родители не оговорили правила, нельзя требовать их выполнения.
    16. Если дети ведут себя вызывающе, нужно действовать решительно. Беспомощное поведение родителей, неумение дать отпор маленькому «агрессору», нежелание идти на конфликт воспринимается как слабость, в результате чего снижается авторитет взрослого.
    17. Следует отличать своеволие от безответственности. Если ребёнок позабыл о просьбе или не понял требований, наказывать не следует. Детское мышление и память не так развиты, как у взрослых. Так что безответственное поведение требует терпения, а не наказания.
    18. Требовать стоит лишь то, что ребёнок на самом деле может выполнить. К примеру, не следует наказывать детей за намоченную кровать или сломанную игрушку. Ведь это или особенность развития, или процесс познания, поэтому стоит отнестись к неудачам философски.
    19. Родители должны руководствоваться любовью. Перед применением дисциплинарных мер нужно разобраться в ситуации, сохранять спокойствие и помнить о своих тёплых чувствах к ребёнку. Только в этом случае можно оправдать родительскую строгость.
    20. После наказания и исчерпания конфликтной ситуации нужно утешить подростка и объяснить мотивы вашего поступка. Родителю следует помириться с ребёнком, рассказать, что вы его любите и испытываете негативные эмоции из-за необходимости его наказывать.
    21. 9 общих принципов «правильного» наказания

      Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.

      Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

      1. Соблюдайте последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.
      2. Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.
      3. Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц.
      4. Действуйте спокойно. Прежде всего необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.
      5. Согласуйте решение с супругом. Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с мужем или женой.
      6. Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. Вежливость, честность приветствуются.
      7. Учитывайте особенности ребёнка. Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника. Также следует учитывать и возраст нарушителя.
      8. Наказывайте ребёнка наедине. Это хвалить нужно прилюдно, а вот наказание должно касаться только вас и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку.
      9. Разработайте ритуал примирения. Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания. К примеру, можно читать стихотворение, сплетать мизинцы. Последний вариант, кстати, даже полезен для здоровья.

      Конструктивные методы наказания ребёнка

      Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

    22. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
    23. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
    24. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
    25. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
    26. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
    27. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
    28. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
    29. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.
    30. Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

      Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

      Каких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

    31. Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
    32. Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
    33. Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
    34. Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
    35. Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
    36. Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.
    37. Допустимо ли физическое наказание?

      Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

      Обычно матери и отцы в качестве оправдания приводят следующий аргумент: «Меня же родители лупили, и ничего – вырос не хуже остальных».

      Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

      Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

      Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

      • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
      • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
      • агрессивность;
      • стремление бунтовать по любому поводу;
      • стремление отомстить;
      • испорченные детско-родительские отношения.

      Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

      В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства. Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание.

      Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

    38. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
    39. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
    40. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
    41. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
    42. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
    43. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
    44. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.
    45. Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

      Можно ли наказывать ребенка?

      Еще 9 статей на тему: Детские наказания: что можно и нельзя родителям

      Когда ребенок ведет себя плохо, то в ход идет весь арсенал воспитательных мер. Но разумно ли использовать наказания?

      На вопрос «Можно ли наказывать ребенка?» отвечает Татьяна Маркова – детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства.

      Вопрос необходимости наказания детей является предметом многих дискуссий как среди специалистов, так и среди родителей. Ключевым моментом тут, на мой взгляд, является разделение того, когда наказание есть педагогическая мера, а когда это можно квалифицировать как жестокое обращение с ребенком.

      Когда ребенок ведет себя из рук вон плохо, и родители используют весь арсенал средств от аргументированного объяснения до уговоров, в ход идет более действенная, на первый взгляд, мера – физическое воздействие (удар, подзатыльник) или воздействие моральное (шантаж, оскорбление, угроза). В лучшем случае, родитель переходит к ней, испробовав сначала меры не столь радикальные, в худшем – с нее начинает.

      Действительно, физическое или моральное воздействие на ребенка, как правило, приводит к нужному эффекту в более короткий срок. Родитель при этом может быть и не доволен самим собой: эффект вроде бы есть, ребенок присмирел, но смотрит исподлобья, молчит или наоборот плачет. В этой ситуации и родители начинают по-разному себя вести: одни на чувстве вины бросаются успокаивать, другие игнорируют, третьи обвиняют ребенка в его реакции на наказание («сам виноват, вот и нечего теперь реветь, в следующий раз будешь думать»).

      Вроде бы родители тем самым демонстрируют элементы воспитания («я же хочу, как лучше, чтобы он человеком вырос»). Но является ли это таковым на самом деле?

      Специалистами по детской психологии было выявлено и подтверждено, что ребенок, по отношению к которому применялось систематическое физическое или моральное воздействие, вырастает с заниженной самооценкой, недостаточно любит себя и недостаточно в себе уверен. Его самоотношение в общих словах можно выразить как «я плохой», «я ни на что не способен», «меня нельзя любить». Эти установки, формирующиеся с детства, переносятся на общение с другими людьми, и если вовремя не будут отрефлексированы и отработаны, могут провоцировать трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации.

      Конечно, в большей степени я описываю последствия крайних действий, которые можно было бы квалифицировать как жестокое обращение, однако ребенок не мыслит терминами закона. Нужно принимать во внимание и то, что организация психики различных детей друг от друга отличается. То, что один может воспринять более-менее нормально (его стратегии совладания со стрессом оказываются более сильными), другой воспринимает, что называется, «близко к сердцу», и это идет в копилку его когнитивных (мыслительных) установок, которые и будут определять его поведение в будущем.

      Что же получается, наказывать детей нельзя? На мой взгляд, в вопросах наказания нужно говорить о том, что есть менее приемлемые, а есть более приемлемые его формы.

      В семье невысокого достатка подростку обещают поездку за границу после хорошей учебы. Он берет дорогую вещь у своего одноклассника (например, ноутбук), и по своей опрометчивости/неосторожности/невнимательности ломает ее так, что она больше не подлежит восстановлению. Родители предлагают ему либо работать бОльшую часть лета, либо не поехать за границу, чтобы возместить стоимость поломанной вещи. Наказание? Да. Но сравните с той ситуацией, при которой ребенок бы сначала получил десяток крепких слов в свой адрес, закономерно защищаясь и находя множество причин, чтобы снять с себя ответственность за произошедшее.

      Конечная цель наказания – ограничить нежелательное поведение ребенка и предотвратить его в будущем. При этом оно должно быть одним из средств воспитания, а не ключевым или, что еще хуже, единственным. Нужно помнить, что замещение своей родительской несостоятельности наказанием (я говорю как раз о менее приемлемых формах, описанных в начале) отнюдь не повышает ваш родительский статус и не делает вас эффективнее.

      Наказание должно учить ребенка и быть прежде всего действием нравственного характера, а не вызывать страх, злобу или желание избежать последующего наказания, скрыв содеянное.

      Комментарий Благотворительного Фонда «В ответе за будущее»:

      Более 55000 звонков на тему физического и психологического насилия поступило на Телефон доверия для детей при Московском психолого-педагогическом университете за последние три года. Почти 60% звонящих – это дети и подростки, 11%- родители, остальные – обеспокоенные граждане. В основном, дети звонят по телефону доверия, чтобы пожаловаться на плохие отношения с родителями, конфликты в семье, а также на то, что мамы и папы не обращают на них внимание, постоянно повышают голос и часто их наказывают. В свою очередь, родители говорят о том, что не могут найти общий язык с ребенком.

      Согласно исследованию Центра оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, российская культура отношений между детьми и родителями внутренне противоречива. В ней сочетаются элементы патриархального прошлого, заключенного в попытках родителей утвердить безусловное первенство над ребенком и добиться от него безоговорочного послушания, с современным представлением о «правильном» воспитании, для которого характерна эволюция в сторону равноправия супругов, признания за детьми прав личности.

      Телеведущая Тутта Ларсен, являющаяся Послом программы «С любовью к детям» Фонда «В ответе за будущее», рассказывает, что не применяет физические наказания по отношению к своим детям и всегда объясняет им, за что они были наказаны. По ее мнению, нужно уважать в детях личность, а дружить со своими детьми, находиться с ними во взаимодействии и партнерстве должно стать трендом.

      Последствия наказаний ремнем и шантажом

      Кого в детстве родители не лупили ремнем, рукой или вообще — чем придется? Ответьте честно — самому себе и положа руку на сердце. Я врать не стану — меня «воспитывали». А знаете ли Вы, как влияет родительское физическое и психологическое наказание на ребенка, на его будущую жизнь? Давайте разберемся, почему нельзя наказывать ребенка, даже если очень хочется и кажется, что других методов воспитания уже не осталось?

      Сразу отмечу, что физическое наказание детей, телесное наказание своего ребенка ремнем, розгами — т.к. называемая «порка» — это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребенка не физическое, а — психологическое.

      Но давайте обо всем по порядку. Чего жаждут родители, наказывая своего якобы любимого ребенка столь жестокими методами — поркой ремнем, розгами, психологическим шантажом по принципу «Ты сделай это, а я куплю/подарю/дам возможность тебе сделать то»?

      Родители физически и психологически издеваясь над ребенком (будем честны хотя бы сами с собой что наказывая ребенка, мы его мучаем), как это ни парадоксально, занимаются его «воспитанием». Для папы и мамы важнее не то, что творится в душе ребенка, а то, чтобы его поведение соответствовало их личным, иллюзорным идеалам.

      Шаг вправо, шаг влево — расстрел, а вернее, телесное наказание, сопряженное с ужасным моральным унижением ребенка, чувствующего себя оплеванным и уничтоженным собственными родителями, или еще более изощренная форма наказания — психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют (да-да-да! именно шантажируют) ребенка своей любовью, вниманием, заботой и лаской.

      Если в той же «отсталой» Америке за физическое, телесное наказание ребенка ремнем, ударом, оплеухой можно получить серьезный срок, то в Украине, России и других славянских странах СНГ физическая расправа, надругательство над маленьким и по сути — беззащитным ребенком является нормой вещей даже в приличных, достойных и обеспеченных семьях.

      Чем страшно наказание ребенка — физическое и психологическое? Негативных последствий несколько. Если начать с самых общих, касающихся социума в целом, то, наверное, не зря славянские нации являются по мировой статистике самыми несчастливыми нациями в мире, совершающими ужасающее количество преступлений против жизни и здоровья других людей — своих родственников, соседей, сограждан.

      Ведь наказание ребенка родителем способно только искалечить душу ребенка, но никак не «воспитать» его. Из детей, которых в детстве жестоко избивали, шантажировали любовью, отлучали от родительского внимания могут и вырастают исключительно невротические личности, которым без грамотной психотерапевтической помощи стать счастливыми людьми практически нереально.

      Вот и получается, что наших отцов лупили ремнем и розгой наши деды, наши отцы лупили нас, а мы будем лупить своих детей, наши детей — наших внуков, внуки — правнуков.

      Получается прочная порочная цепь неправильного воспитания подрастающего нового поколения, сопряженного с физическим и/или психологическим наказанием детей, помноженная на все возрастающий от поколения к поколению невротизм, «подаренный» современным сумасшедшим способом жизни с его информационными и стрессовыми перегрузками.

      Но вернемся к теме нашего разговора. Если с негативными последствиями воспитания детей для общества все более или менее понятно, то как именно отражается физическое и психологическое наказание детей родителями на будущем этих самых детей? Вот с этого момента — поподробнее.

      Согласно теории известного российского психотерапевта доктора Андрея Курпатова «благодаря» телесному наказанию ребенка, «воспитание» которого заключается в порке ремнем, розгой или всем тем, что под руку попадется, из него в конечном итоге вырастает человек, предпочитающий в жизни: 1) ВСТУПАТЬ В ОТКРЫТУЮ КОНФРОНТАЦИЮ, 2) ВРАТЬ И ЛГАТЬ ВСЕМ ПОДРЯД О ЧЕМ УГОДНО, лишь бы избежать наказания.

      Дело в том, что эффект, КПД от физическое наказание ребенка составляет ровно 0,00000%. Но последствия «воспитания» ребенка путем его телесного наказания выражаются в том, что полностью меняется психика ребенка, которая потом и определяет его поведение во взрослой жизни.

      Если говорить без обиняков, то взрослому человеку, которого в детстве лупили по чем ни попадя, труднее добиться в жизни успеха, а именно — сделать успешную карьеру. Потому что он из опыта детства знает, что человеку, который применяет к нему наказание — «кнут», объяснить что-либо невозможно — язык переговоров здесь бессилен.

      Поэтому после физических наказаний в детстве уже выросший «ребенок» в обычных, стандартных, рабочих ситуациях реагирует на вполне обычную критику и замечания, которые истолковываются его подсознанием как наказание, чересчур сильно — гиперактивно, аффективно.

      Т.е. если ребенка в детстве физически наказывали, во взрослой жизни он не сможет или ему будет крайне трудно вести со своими начальниками и недоброжелателями конструктивный диалог в рамках делового этикета — без гнева, крика, ярости, без гиперреакции на раздражитель.

      А, как известно, несдержанное поведение индивидуума в большинстве случаев перекрывает сотруднику дальнейший рост по карьерной лестнице. Получается, что когда родители чрезмерно увлекаются «воспитанием» ребенка и телесно его наказывают за каждую полученную двойку, желая ему лишь самого лучшего — хорошего образования на одни «5» и успешной карьеры, они в ребенке закладывают все основы для его будущих профессиональных неудач и разочарований, а не для успеха.

      Более того, когда родители применяют к ребенку физическое наказание (часто вешая при этом на ребенка всех своих «собак» — боль за свои собственные житейские разочарования и неудачи), они и еще и капитально подрывают его веру в ценность самого себя как личности, лишают его уверенности в себе и своих силах — т.е. закладывают в него огромный камень преткновения — фундамент его будущих жизненных неудач.

      Посмотрите на тех людей — простых рабочих, которые не сделали карьеру, которые не добились профессиональной самореализации. Они мало чем отличаются от большинства успешных менеджеров и руководителей — вот только уверенности в себе и в своих способностях у последних поболе будет, да и социальные условности они соблюдают лучше.

      Тот человек, которого в детстве родители «воспитали» розгой и ремнем, может нормально реализоваться лишь вне жестких корпоративных рамок или рамок государственного учреждения — т.е. ему остается найти себя лишь в предпринимательстве, а для этого, как известно, одного желания мало — нужен еще и талант, и желание.

      Что же касается последствий психологического наказания ребенка, то здесь все еще хуже. Если занимаясь «воспитанием» ребенка родители психологически оскорбляют и унижают детей, шантажируют своей любовь и родительской лаской, не обращают внимания на их склонности, интересы и способности, то последствиями такого «воспитания» будет развитие у ребенка: 1) СКЛОННОСТИ ЛГАТЬ, ЛИЦЕМЕРИТЬ, НИКОГДА И НИ ЗА ЧТО НЕ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ, 2) СТРАХ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ, СТРАХ ПРИЗНАТЬСЯ СЕБЕ В ЕЕ СОВЕРШЕНИИ.

      Если с ложью все более или менее понятно — эти дети будут более успешны в жизни, в карьере, чем те дети, к которым применялось еще и физическое наказание, телесная расправа, — они будут более дипломатично лавировать в острых жизненных ситуациях.

      То с многочисленными фобиями, неврозами, заложенными еще в детстве, а главное — со страхами ошибок все намного сложнее. Страх совершить ошибку — «облажаться» перед родителями постепенно становится второй натурой, и человек в итоге проживает не свою жизнь, а жизнь человека, живущего в постоянном страхе, человека, не способного признать за собой право на ошибку, а значит — на ее исправление.

      Получается, что если ребенка наказывать психологически, то он проживает чужую жизнь — чужую, но только не свою. Он живет своими страхами, а не своими истинными интересами и потребностями. И наступает настоящая трагедия, когда однажды он осознает всю пустоту своей, по сути — бессмысленной жизни, именно из-за этого ужасного открытия мужики в возрасте, и вроде успешные пускаются во все тяжкие или вообще пускают себе пулю в лоб. А некоторые люди так и умирают, по сути, по-настоящему не прожив и дня.

      Когда человек из страха перед осуждением родителей получает не то образование, мучится-работает не на той работе, женится/выходит замуж за не того человека, опять неправильно — родительскими методами воспитывает своих детей, «воспитывая» (или наказывая?) их, он живет не свою жизнь, он живет бессмысленную жизнь клона — одного из многих пустых людей, которые не видят света в конце тоннеля и не знают смысла своего жизни, потому что сами ничего не сделали своими руками для того, чтобы этот самый жизненный смысл обрести.

      Ведь за них уже все сделали, продумали и решили их родители, по сути — те же психологические клоны. Чтобы такому взрослому «ребенку», психику которого в детстве изуродовали психологическими наказаниями, достичь счастья и гармонии в душе, им необходимо разобраться в самих себе (лучше с помощью опытного психотерапевта или хотя бы с помощью книг), понять, что им нравится, каков их смысл жизни и начать строить свое собственное, а не навязанное родителями, счастье — по кирпичику, по шажочку.

      В этом плане показательна роль Джулии Робертс в фильме «Сбежавшая невеста»: невеста каждый раз органично подстраивалась под своего очередного жениха (с одним она любила есть яйца, сваренные вкрутую, с другим — омлет, с третьим — болтушку), а потому, когда уже вроде бы было поздно — только у алтаря спохватывалась, что она делает что-то не то — не то, что на самом деле хочет ее душа.

      Но без помощи журналиста, высмеявшего ее в своей статье, она бы так и не разобралась, в чем именно заключалась причина ее бегствий — бегствий от себя ненастоящей, от той себя, которую хотели бы видеть ее женихи, но которой она по сути никогда и не являлась.

      Чтобы таким людям, которых в детстве психологически унижали, оскорбляли и не долюбили (а ведь мы практически все — недолюбленные в детстве), построить свое счастьем, им надо очень много времени, чтобы понять самих себя, свою суть, свои таланты, склонности и способности и много, очень много работать над собой.

      Потому что без инвестиций в самого себя, ты — банкрот. Душевный, психологический банкрот, пусть и внешне успешный. (Но этот успех — тоже не настоящий, раньше или позже он развалится, как карточный домик, если это не твой личный, выстраданный и честно заработанный успех.)

      Таким образом, меры «воспитания» детей путем их физического, телесного наказания «розгой и ремнем», а также путем психологических наказаний — шантажа родительской любовью — чреваты тем, что родители, вроде бы желающие счастья своим детям, своими же руками или поведением его же разрушают — разрушают счастье своего ребенка.

      И если по поводу физического наказания отлично выразился юморист Петросян «Долго ли ты, батя, будешь сильнее своего ребенка?», то по поводу психологического наказания можно сказать так «Хочешь ли ты, родитель, чтобы я прожил не свою полную жизнь, пусть и насыщенную падениями, разочарованиями, но и со своими взлетами и победами, а чтобы я просуществовал чужую, пустую и бессмысленную жизнь — ту жизнь, которую придумал мне ты, но которая ко мне не имеет ровно никакого отношения?!»

      Можно ли наказывать ребенка ремнем

      Бить или не бить ребенка? Нет, разумеется речь не идет о страшных зверствах родителей, потерявших человеческий облик, из-за которых дети попадают в больницы. Мы говорим о вполне адекватных родителях, которые искренне хотят своему ребенку только самого лучшего, а если и наказывают за что-то, то исключительно из благих побуждений. Ну в самом-то деле ― объясняешь шалуну на словах, объясняешь ― а он никак не желает понять, что неправильно поступает. А отшлепаешь разок по попе ― и результат сразу «на лицо». Да.

      В общем буду краткой, Сыну 8 и совсем не слушается ни меня ни вообще никого. В общем решили что пора применить ремень. Как это правильно сделать если он сам не хочет ложиться и подставлять попу? Как его держать как стегать сколько раз?:

      Должно ли государство вмешиваться в дела семьи, указывая родителям, как именно им нужно воспитывать своих детей? Вплоть до уголовной ответственности папы или мамы, отшлепавших ребенка за плохое поведение? Сторонники запрета любых телесных наказаний для детей настаивают на принятии специального закона, запрещающего это делать. Их оппоненты уверены, что такая регламентация государством внутренней жизни семьи приведет к ее разрушению.

      Можно ли воспитать ребенка без ремня? Почему мы до сих пор можем физически наказывать детей? Чем отличаются физические наказания в разных семейных моделях, при различных взаимоотношениях между родителями и ребёнком? Что делать тем, кто принимает подобный способ наказания, но хочет остановиться? Об этом рассказывает педагог — психолог Людмила Петрановская.

      Хорошая статья о степени допустимости физического и психологического насилия в отношении ребенка. О методах воздействия (ремень/оплеуха/шантаж/унижение и тп), моделях отношений родитель-ребенок, в общем на мой взгляд весьма полезное чтиво.

      Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело. Мне приходится слышать подобные жалобы довольно часто, однако значительно реже, чем следовало бы. Скверный характер, непослушание, лень и неряшливость, как правило, представляются родителям исключительно проблемами воспитания: мы обсуждаем эти трудности с близкими, жалуемся на них друзьям, просим совета, обмениваемся опытом. И, увы, зачастую пытаемся справиться с проблемами в поведении ребенка, не задумываясь о том, почему он такой трудный.

      Очень отзывается этот текст. Продублирую его у себя, чтобы перечитывать в нужный момент:

      Ситуация: у сестры мужа 2 е детей. Мальчики -старший 7 лет, младший 2 года. Так вот старший ребенок «дает жару». Когда он родился, сестра мужа жила с родителями, соответсвенно они и воспитывали, баловали и никогда не наказывали (я ни разу не видела). Сейчас ребенок просто не управляемый, сегодня и дедушку довел, он его за ухо домой завел. Опишу некоторые ситуации: 1. Он играет с шампурами, говоришь Артем отдай шампура-это не игрушка, можно порезаться-он убегает. Догнала, в итоге ор -это не.

      Как работает теория привязанности на практике Теория привязанности говорит нам о том, что ребенка надо растить в любви и поддержке. Что жестокость и наказания не готовят детей к будущим трудностям. Что ребенок имеет право переживать разные чувства и должен выплакать свои «слезы тщетности». Родители — это безопасный мирок для детей, где они всегда получат поддержку и помощь. Эта теория, с одной стороны, очень проста, а с другой — невероятна трудна на практике. Потому что очень многим родителям приходится переделывать себя.

      Если честно, то не хотела уделять в книге о материнстве целую главу наказаниям, но пришлось. Очень уж остро этот вопрос встает, задают его постоянно, сомнений и мнений много. Попробую упорядочить и обозначить свою позицию.

      Возможно,подумаете,что я сумасшедшая. но меня этот вопрос волнует больше всего. Столько случаев было,есть и все таки наднеюсь,что не будет,когда дети-подроски кончают жизнь самоубийством из-за неразделенной любви или непонимания родителей, плохого отношения одноклласников. да что говорить,все дети сейчас продвинутые и элементарный интернет может довести ребенка до этого. Я хочу добится того,что мы с дочей были как подружки. чтоб она рассказывала мне о всех своих печалей и радостях. обо всем,что происходит в ее жизни,чтоб в общем,я была за нее спокойна(надеюсь,вы меня понимаете). Но что нужно для этого делать.

      Источник Физические наказания детей практикуются веками, и до сих пор большинство родителей так или иначе прибегают к нему: «кто бы что ни говорил, а это работает», «наши предки так детей воспитывали, а они были точно не глупее нас». Чтобы разобраться с проблемой рукоприкладства и ответить на наиболее часто повторяющиеся реплики, Наталья Зайцева прибегла к помощи ведущих психологов XX и XXI веков. «Ребёнок не понимает объяснений, его надо дисциплинировать, а за шлепок он меня простит»

      Прочитала вот эту книгу При кратком гуглении на русском ее не нашла, только на польском выпал перевод под названием «Во власти амбиции». Автор пишет историю своего детства под псевдонимом Селин Рафаэль (Céline Raphaël). Сейчас автору 28 лет, так что все это наше время. Я расскажу краткое содержание. Даже если вы решите потом прочесть, я не испорчу особо чтение, тк в книге нет никакой интриги. Это просто свидетельство ее жизни. В словах на обложке : «Отданная во власть насилию отца» уже.

      актуален вопрос. Вот статья на интересующую тему. Спорная. Но мне очень понравилась

      Источники:

      http://www.vashaibolit.ru/8919-mozhno-li-nakazyvat-rebenka-remnem.html

      http://www.kvartira-box.ru/404-mozhno-li-nakazyvat-remnem-rebenka-sovety-psihologa.html

      http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-pravilno-nakazyvat-rebenka

      Можно ли наказывать ребенка?

      http://www.sovmultik.ru/obschee/79401-mozhno-li-nakazyvat-rebenka-remnem.html

      https://www.babyblog.ru/theme/mozhno-li-nakazyvat-rebenka-remnem