Норма речи ребенка в 1 год

Рост детей в 1 год. Нормы ВОЗ: таблица

Для новорожденного малыша после первого крика важными показателями его развития являются рост и вес. На разных этапах жизни у ребенка наблюдаются скачки роста и, наоборот, спады. Но самый значимый — первый год, когда малыш растет наиболее интенсивно, и уже в этот период можно судить о состоянии его здоровья.

Рост как основной показатель физического здоровья ребенка

Рост и вес – это стандартные показатели, которые свидетельствуют о правильном развитии малыша. Их фиксируют сразу после рождения и следят за их увеличением на протяжении всей жизни ребенка. Вес является показателем, скорее, гармоничности развития малыша. А вот рост отражает уровень физического развития.

Дальше именно темпы увеличения длины тела позволяют находить отклонения в здоровье ребенка. Выявленные нарушения, такие как задержка роста, негармоничное соотношение длины и массы тела, часто являются первыми симптомами какого-нибудь хронического заболевания. Чтобы вовремя обнаружить начало болезни и обеспечить своевременное лечение, важно следить за показателями роста.

Как правило, при рождении рост ребенка составляет от 46 до 56 см. В первый год жизни в увеличении длины его тела наблюдается определенная закономерность. Нормы прироста по месяцам представлены в таблице.

Увеличение роста за месяц, см

Общее увеличение роста, см

Из таблицы видно, что в первые 12 месяцев своей жизни ребенок набирает около 25 см. Это максимально возможный скачок за столь короткое время. Дальше такое стремительное увеличение длины тела может наблюдаться только в период полового созревания.

Нормы роста в первый год жизни

Следить за тем, правильно ли развивается ребенок, педиатрам и родителям помогают специальные нормы, установленные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В последний раз стандартные показатели были пересмотрены в 2006 году. Нормы ВОЗ для мальчиков и девочек разрабатываются отдельно, что связано с особенностями их развития.

Рост ребенка в 1 год (см). Мальчики

В пределах нормы

Представленные данные дают исчерпывающую информацию о развитии мальчиков. Разница длины тела у детей разного пола заметна при ознакомлении со следующей таблицей.

Возраст в месяцах

Рост детей в 1 год (см). Девочки

Как показывают данные таблиц, мальчики рождаются немного выше девочек. Такая закономерность сохраняется до периода полового созревания. В этот период девочки перегоняют в росте. В дальнейшем закономерность восстанавливается: мужчины, как правило, выше женщин.

Как быстро растет ребенок после одного года?

Стремительно ребенок растет исключительно на первом году своей жизни. Дальше темпы увеличения длины его тела замедляются. Рост ребенка после 1 года будет увеличиваться не так быстро, а иногда скачками: 5-6 лет, у девочек 11-13 лет, у мальчиков 13-15 лет.

Темпы прироста еще немного сохраняются после первого дня рождения, но затем постепенно снижаются до периода полового созревания. Например, рост ребенка 1,5 года по сравнению с годовалым малышом больше на 6 см, до 2 лет он увеличивается на столько же. Затем до 3 лет дети становятся выше еще на 6 см. Далее у некоторых ребят длина тела будет увеличиваться в определенной закономерности или скачкообразно. В среднем до начала подросткового периода дети будут прибавлять по 4-6 см в год.

От чего зависит рост ребенка?

На темпы роста малыша оказывают влияние определенные факторы. Некоторые из них являются постоянными и не подлежат корректировке, например наследственность. Другие относятся к переменным. При правильном подходе и своевременно оказанной помощи в дальнейшем удается обеспечить гармоничный рост ребенка.

Ведущие факторы, которые влияют на увеличение длины тела малыша:

  • наследственность;
  • питание;
  • сон;
  • состояние здоровья;
  • место жительства, национальность.
  • При этом рост детей в 1 год больше зависит от питания. Недостаточное получение питательных веществ является главной причиной отставания ребенка в развитии. Это касается как длины тела, так и веса малыша. При грудном вскармливании следует принять меры по повышению количества молока, в противном случае докармливать смесями.

    Нарушения роста у детей

    Сбои в темпах увеличения длины тела ребенка связаны с недостаточностью гормона роста. Такая проблема поддается лечению у врача-эндокринолога. Но существуют болезни, связанные с нарушениями в генетических клетках. Вследствие этого возникают заболевания, не поддающиеся лечению: гигантизм и карликовость.

    В первом случае организм ребенка продуцирует избыточное количество гормона роста, во втором – недостаточное. Рост детей в 1 год прибавляется в соответствии с нормами, а дальше выявляются сбои. При гигантизме их видно уже в возрасте 5 лет, при карликовости – около двух лет.

    Вовремя проведенная диагностика позволяет оценить уровень физического развития и принять меры по устранению выявленных заболеваний. Если на втором году жизни ребенок будет прибавлять менее 5 см в год, тогда стоит бить тревогу и принимать соответствующие меры.

    Родителям не стоит волноваться, если показатели прибавления в росте и весе по месяцам будут несколько отклоняться от нормы. Каждый ребенок – это индивидуальность, оценивая состояние его здоровья в целом, важно учитывать не только данные таблиц, но и определенные факторы, влияющие на увеличение длины тела малыша.

    Нормы развития малыша в возрасте 1 года

    Каждая мама следит за ростом, развитием и здоровьем своего малыша, особенно в «отчетные» периоды. Развитие ребенка в 1 год – важная ступень, перешагнуть которую малышу приходится под пристальным вниманием всех родственников. Что он умеет? Как себя ведет? Насколько подрос и поправился? Сравнения со сверстниками не избежать. Чтобы мама точно знала, что у ее малыша все в порядке, ей необходимо знать основные нормы развития ребенка в данном возрасте.

    Чему научился малыш за 12 месяцев жизни

    Сложно представить, но за год ребенок превратился из гусеницы, завернутой в пеленки, в практически самостоятельного человека. Психологическое и физическое развитие малыша включают в себя следующие навыки и умения:

  • вставать на ноги и самостоятельно ходить;
  • пытаться танцевать под музыку;
  • бегать с поддержкой (некоторые дети просто боятся упасть, другие же не успевают быстро переставлять ножки);
  • есть с ложки (не всю порцию и не слишком аккуратно, но попытки уже весьма настойчивые);
  • пить из кружки;
  • произносить 8-10 слов;
  • называть членов семьи по именам (пусть даже не очень правильно);
  • знать названия практически всех окружающих вещей в доме, показывать, если попросят;
  • понимать просьбы взрослых;
  • подражать взрослым;
  • проявлять интерес ко всему вокруг;
  • слушать музыку;
  • по-разному относиться к людям, особенно к своим и чужим.
  • Читая список, что должен уметь ребенок в 1 год, следует помнить, что все дети индивидуальны. Одни способности у некоторых малышей проявляются раньше, другие – позже. Однако если к году кроха еще не пошел, стоит провести сеанс массажа, проконсультировавшись с педиатром.

    Особенности годовалого ребенка

    К особенностям ребенка, которому исполнился год, относятся:

    • неуемная жажда открытий;
    • изменения в поведении, чаще не в лучшую сторону.
    • Способность самостоятельно передвигаться на ногах – это главное, что умеет ребенок в возрасте 1 года. Для малыша открывается широкий обзор доступных для изучения предметов. Кроха залезает в ящики и достает оттуда все, что попадается под руку. Он самостоятельно берет карандаши и рисует на стенах. Разумеется, маму это не приводит в восторг. Как ей вести себя в данной ситуации?

      Кричать и ругаться на ребенка бесполезно, поэтому намного продуктивнее будет направить его энергию в «мирное русло». Организуйте занятия с ребенком 1 года таким образом, чтобы ему было интересно. Выделите шкаф, в которой можно будет залезть и найти там не что попало, а полезные развивающие игрушки и интересные вещи. Нижнюю область обоев закройте бумагой, которую легко можно будет снять и заменить. Пусть кроха пробует рисовать – это очень полезно для развития.

      Календарь развития малыша на отметке «1 год» имеет не только праздники, но и сложные периоды. Данное время является для малыша кризисным. Он осознает себя, как самостоятельное существо, отдельное от мамы. Также малыш достаточно критично начинает относиться к собственным умениям.

      Нередко можно заметить, когда не получается то, что делает ребенок в возрасте около 1 года, он кричит и плачет. Роль мамы – помочь малышу и успокоить его, так как в данном возрасте он еще не умеет делать этого сам. Небольшая проверка «на прочность» ожидает и маму. Малыш, различая своих и чужих, с незнакомыми людьми ведет себя спокойно и скоромно, а дома с мамой может специально озоровать. Ругать ребенка бесполезно – пройдет совсем немного времени, и он сам успокоится.

      Основы речевого развития

      Каждой маме хочется, чтобы малыш быстрее заговорил. Нормы развития в 1 год предусматривают наличие в словаре 8-10 слов, тогда как пассивный словарный запас уже огромный. Ребенок знает названия практически всех предметов, которые его окружают, только говорить пока не может. Но понимает, о чем идет речь и может показать или принести тот или иной предмет.

      Чтобы развитие речи шло полным ходом, с ребенком нужно заниматься артикуляционной гимнастикой и чаще играть в пальчиковые игры. Также положительную роль в становлении речи играет частое общение родителей и ребенка. Читайте ему книги, рассказывайте обо всем окружающем, как дома, так и на прогулках. И вскоре ребенок начнет говорить свои первые слова.

      Стремление к познаванию и постижению нового – основная черта развития ребенка в 1 год. Помогайте малышу в этом, поддерживайте его начинания и не сердитесь за испорченные вещи. Чтобы исключить поводы для порчи вещей, следите за ребенком и предугадывайте его намерения. Пусть его детство пройдет весело и интересно!

      Норма речи ребенка в 1 год

      1 год — 1 год 6 месяцев.

      Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

      1 год 6 месяцев – 2 года.

      Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

      2 года – 2 года 6 месяцев.

      Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

      2 года 6 месяцев – 3 года.

      Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.

      Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

      К уже имевшимся звукам добавляется произношение твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей.

      Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.

      Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.

      Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

      Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов

      Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки.

      Начинает подбирать рифмы к словам.

      В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

      Словарный запас достигает 2000 слов.

      В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».

      Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг».

      Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко — громчее».

      В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала»

      У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.

      Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

      Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

      Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

      Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

      Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения.

      Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.

      Звукопроизношение полностью нормализовалось.

      Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!»

      Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

      Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

      Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».

      Произношение всех звуков правильное.

      Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.

      Словарный запас увеличивается до 3500 слов.

      Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)

      Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов.

      Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

      Если у Вас ребенок нуждается в развитии речи, Вы всегда можете обратиться ко мне, Логопеду Ирина Петровна

      Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

      Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

      В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

      Что должен говорить ребенок в 1,5 года?

      Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

      В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

      Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

      Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).

      Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

      Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

      1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

      2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

      Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

      Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

      1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).

      2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).

      3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?

      4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?

      5. Из какого количества слов малыш строит предложение?

      6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

      На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.

      Развитие активной речи у детей 1-3 лет

      Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов. Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает. Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

      Что речь дает ребенку

    • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
    • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
    • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
    • Полезна для развития мышления.
    • Закрепляет житейский опыт ребенка.
    • Развивает воображение и память.
    • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.
    • Речь бывает пассивная и активная. Пассивная — это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

    • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
    • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
    • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей — это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.
    • Характеристика речевого развития

      До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию. Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции. В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

      Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

      Чем старше ребенок, тем более активной становится его деятельность и тем больше он хочет общаться. Любопытство не дает ему покоя, он все старается разузнать у родителей. Это признак нормального развития, поэтому родителям надо терпеливо и неустанно объяснять ребенку — что, зачем и почему и как называется. Эти методы развития посредством бытового общения — самые доступные и действенные.

      Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

      Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

    • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
    • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
    • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
    • От года до трех ребенок — замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
    • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
    • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
    • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
    • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
    • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
    • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
    • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
    • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
    • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.
    • Есть одна особенность — ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

      Стадии речевого развития

    • К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
    • Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
    • Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
    • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.
    • Когда развивается речь ребенка

      Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

    • Во время ходьбы.
    • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
    • Когда сильно заинтересовался чем-то.
    • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.
    • Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

    • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
    • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.
    • Как развивать речь — приемы

      Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки, ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

    • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей — так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
    • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
    • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать — где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
      • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
      • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык — это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
      • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
      • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.
      • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
      • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
      • Самый лучший способ развить речь детей — без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
      • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
      • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
      • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
      • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
      • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
      • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

      Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот. Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д. Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

      Важность мелкой моторики

      Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

    • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
    • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
    • Покупайте игрушки с текстурной обивкой — пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
    • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.
    • Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

      Источники:

      http://fb.ru/article/191011/rost-detey-v-god-normyi-voz-tablitsa

      Нормы развития малыша в возрасте 1 года

      https://sites.google.com/site/logopedonlain/normy-razvitia-reci-detej-po-vozrastam

      https://lektsii.org/11-70835.html

      http://pervenets.com/razvitie/razvitie-1-3-goda/razvitie-rechi-u-detej-ot-goda.html