Нормальное развитие речи у ребенка

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» — корабль, «синюська» — свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» — перчатки, «копатка» — лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию. ) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Ищите меня в социальных сетях:

Нормальное развитие речи у ребенка

Часть 1: от 0 до 3 лет.

Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, «пока еще не поздно»? В этой статье мы постараемся рассеять некоторые ваши сомнения на этот счет.

Однако, помните: дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель — закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание».Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

Что такое дизартрия: симптомы и развитие речи у ребенка

Дизартрия – это нарушения речи, которое вызывается разными болезнями нервной системы. Эти явления появляются из-за специфики функционирования речевого аппарата, связанной с нарушениями иннервации. Во время дизартрии речевые органы малоподвижны. Недостаточное развитие речевого аппарата может приводить не только к стертому произношению у ребенка, но и к полной неразвитости речи, затрудняющей обучение письму и чтению.

Дизартрия у детей: что это такое и почему появляется?

Дизартрию речи нельзя назвать самостоятельным заболеванием. Это симптом, который сопровождает разные болезни. Дизартрия может вызываться демиелинизирующими болезнями и нейроинфекциями, нарушением мозгового кровообращения.

Дизартрия у ребенка зачастую является следствием детского церебрального паралича или перинатальных факторов. Как правило, причинами появления дизартрии у детей до одного года являются:

  • токсикоз во время беременности;
  • заболевания матери;
  • гипоксия (кислородная недостаточность) плода;
  • родовые травмы;
  • сложные роды, которые сопровождаются патологией, в том числе затяжные или стремительные;
  • несовпадение резуса крови матери и ребенка;
  • преждевременные роды;
  • асфиксия плода.
  • Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием также может развиваться. Осложнения на нервную систему может дать одна из следующих болезней:

  • гидроцефалия;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • сильное отравление;
  • черепно-мозговая травма.
  • Дизартрия собой представляет не только дефекты в речи — она проявляется и в неречевых нарушениях. В грудничковом периоде присутствуют такие симптомы:

    • ребенку сложно сосать;
    • малыш часто срыгивает;
    • происходит вялое сосание;
    • ребенок поперхивается во время кормления.
    • У ребенка развивается малопонятная и нечленораздельная речь. Болезнь сопровождается запоздалым развитием: ребенок не говорит, первое слово произносит в два-три года. Дизартрия определяется по одному или ряду симптомов:

    • Сильное напряжение лицевых мышц сменяется чрезмерной расслабленностью. Это называется дистония артикуляционных мышц.
    • Язык малоподвижен, рот полуоткрыт, мышцы лица вялые. Малыш разговаривает «в нос». Это явление называется гипотонией артикуляционных мышц.
    • Мышцы лица (тем более шеи, губ, языка) все время напряжены. Губы сомкнуты. Это состояние называется спазмом артикуляционной мускулатуры.
    • Нарушения дыхания при разговоре. Процесс речи сопровождается прерывистостью, учащением дыхания, укорочением вдохов. Голос у малыша слабый, монотонный и тихий, зачастую звуки проговариваются в нос.
    • Произношение речи стерто. В зависимости от тяжести нарушения нервной системы возможны разные степени дефектов произношения звуков. Так называемая стертая дизартрия проявляется в искажении или нечетком произношении определенных звуков, речь получается смазанной. Пропуск или замена звуков говорят о более тяжелой стадии болезни, при этом речь может быть непонятной, медленной и невыразительной. Твердые звуки становятся мягче, шипящие малыш проговаривает присвистывая, сквозь зубы. Зачастую происходит боковое произношение. В тяжелых ситуациях с наступлением полного паралича может наблюдаться немота.
    • Отличительной особенностью дизартрии является стойкость дефектов, их довольно тяжело преодолеть. Вторичным симптомом заболевания является нарушение слуховой дифференциации речи. Сложность произношения может приводить к недостаточному общению, что за собой влечет несформированность грамматического построения речи и скудость словарного запаса.

      Психолого-педагогическая характеристика

      Дети, которые страдают дизартрией, себя ведут совершенно не так, как здоровые малыши. Отмечаются сложности с развитием мелкой моторики рук, потому детям сложно застегнуть на пуговицы одежду, они не любят завязывать шнурки.

      Слабая развитость моторики отражается и на процессе обучения. Дети с этой болезнью плохо держат шариковую ручку, им сложно писать с одинаковым нажимом, у многих появляется неразборчивый и неправильный почерк. Дети не любят использовать ножницы, поскольку это также у них вызывает осложнения.

      Но не нужно самостоятельно ребенку устанавливать диагноз. Большинство отклонений в речи объясняются не такими опасными причинами. У ребенка школьного возраста может быть диагностирована дислалия. Данное речевое нарушение не связано с органическими причинами. При определении речевых дефектов нужно просто обратиться за консультацией к врачу.

      Болезнь может сопровождаться нарушением музыкального слуха, поэтому детям сложно танцевать. Им трудно даются и физические упражнения.

      Разновидности дизартрии

      С учетом того, какая зона мозга повреждена, отличают и симптомы заболевания. По локализации пораженного участка и комплексу симптомов отличают несколько видов болезни:

    • Псевдобульбарная дизартрия у малышей отличается монотонностью речи, зачастую непроизвольным смехом или плачем. Нарушены структуры мозга, особенно проводящие корково-ядерные каналы. Во время псевдобульбарной дизартрии осложнен переход с одной артикуляционной позиции на другую. Возможны синкинезии (содружественные движения), избирательное нарушение произвольных движений, усиление глоточного рефлекса, обильное слюнотечение, дисфагия, поперхивание. Речь детей с псевдобульбарной дизартрией невнятная, смазанная, имеет носовой характер, значительно нарушено нормативное воспроизведение соноров, шипящих и свистящих. Псевдобульбарная форма считается самой распространенной.
    • Бульбарная дизартрия. Отличительной особенностью является отсутствие мимики. Зачастую болезнь сопровождается осложнением глотания, тем более жидкой пищи. Звуки трудно различимы, артикуляция невнятная. Поражены тройничный, лицевой, блуждающий, языкоглоточный и подъязычный нервы.
    • Мозжечковая дизартрия у малышей вызывает частую смену тональности и громкости речи, звуки растянуты. Нарушен мозжечок.
    • Корковая дизартрия. Дети неправильно выговаривают слоги, однако структура слов сохраняется. Нарушены отдельные участки коры мозга.
    • Холодовая дизартрия. Характеризуется дефектами речи, которые связаны с резким изменением температуры внешней среды.
    • Подкорковая дизартрия. Дети говорят в нос, речь невнятная и неотчетливая. Вероятна патология в форме самопроизвольных движений в разных мышечных группах. Нарушены подкорковые структуры, которые контролируют формирование речи.
    • Комбинированная форма. Зачастую является результатом травм у маленьких детей.
    • Что такое дизартрия по логопедической классификации? По логопедической классификации детская дизартрия отличается по степеням:

      1. Первая степень – стертая. Определяется в 4-5 лет. Стертая степень отличается искажением или смешением звуков. Осложнено проговаривание свистящих и шипящих звуков. возможна у детей с нормальным психологическим и физическим развитием. Определяется лишь специалистом. Стертая степень легче остальных поддается лечению.
      2. Вторая степень – речь детей понятна, однако присутствуют выраженные дефекты.
      3. Третья степень – речь детей нарушена настолько, что понятна лишь родителям.
      4. Четвертая степень – речь ребенка непонятна или не формируется.
      5. Диагностирование болезни

        Установить диагноз и определить лечение должны логопед и детский невролог. Для определения синдрома заболевания нужно выполнить обследование. Основополагающие процедуры во время исследования:

      6. электроэнцефалография;
      7. МРТ головного мозга;
      8. магнитная трансканальная стимуляция;
      9. электронейрография;
      10. электромиография.

    Одновременно с этими обследованиями требуется и логопедическая оценка:

  • работы речевого аппарата: спектр движений языка, подвижность губ, движения нижней и верхней челюсти, состояние мягкого неба, правильность дыхания;
  • речи на определение нарушений: общая оценка, словарный запас, темп, ритм, правильность звучания определенных звуков, разборчивость произношения;
  • устной речи и письма.
  • Лечение обязано проводиться комплексно. Для начала нужно бороться с основной болезнью, которая привела к появлению симптомов. Терапия в себя включает реабилитационные мероприятия, логопедическую коррекцию и медикаментозное воздействие. Логопедическая коррекция по развитию речевых навыков состоит из:

  • восстановления артикуляции с помощью массажа и специальных упражнений;
  • формирование мелкой моторики;
  • коррекции проговаривания звуков;
  • упражнения для дыхательных органов;
  • активное речевое общение;
  • работы над улучшением выразительности речи.
  • Дети могут заниматься индивидуально или в группе. Главное не форма, а четкое соблюдение предписаний врача и регулярность. Отличные результаты показывает посещение школы, детского сада, групп и кружков, которые предназначены для детей с проблемами речи. Положительное воздействие на процесс лечения оказывает дельфинотерапия.

    Лечить медикаментозным способом необходимо основное заболевание. Назначается прием ноотропов. Эти препараты помогают активизировать работу мозга, улучшить память. Использование медикаментов лучше всего комбинировать с другими процедурами:

  • массажем, включая точечный;
  • лечебной гимнастикой;
  • гирудотерапией;
  • иглоукалыванием;
  • физиотерапией, в том числе лечебные ванны.
  • Лечебные мероприятия в домашних условиях

    По согласованию с детским неврологом и логопедом некоторые лечебные мероприятия можно выполнять в домашних условиях. Дома можно делать упражнения для мимических мышц. Вот приблизительный перечень упражнений:

  • надувать поочередно щеки;
  • втягивать и надувать щеки;
  • закрывать и открывать рот, щелкая зубами;
  • сосать кусочек сахара или леденец;
  • имитировать сосание;
  • облизывать губы;
  • зажать зубами кусок бинта или марли и держать их, пока взрослый аккуратно пытается вытянуть ткань.
  • Отлично помогают тренировать речевую моторику скороговорки. Тем более полезны те, которые имеют звуки, которые плохо выговаривает ребенок.

    Воспитание детей с нарушением речи

    Когда дети осознают, что отличаются от остальных, то они замыкаются в себе и начинают отмалчиваться. Но это нельзя допускать, необходимо с ребенком установить дружеский контакт. Эти детки не должны себя чувствовать хуже остальных. Для этого родителям необходимо применять комплексную терапию и сохранять эмоциональную и тесную связь с малышом. Также нужно, чтобы мелкая моторика у ребенка все время развивалась. Это улучшит процессы обучения.

    Профилактика и прогноз дизартрии

    Лишь систематическая и своевременно начатая логопедическая работа по коррекции заболевания сможет дать положительный эффект. Немаловажную роль в эффективности коррекционно-педагогического воздействия имеет лечение основной болезни, усердие непосредственно пациента-дизартрика, а также его родных.

    При таких условиях на почти полное восстановление функции речи можно рассчитывать только в случае стертой формы болезни. Овладев навыками правильного произношения речи, эти дети смогут успешно учиться в общеобразовательной школе, а требуемую помощь логопеда получать в школьных логопунктах или в поликлиниках.

    При тяжелых стадиях возможно только улучшение состояния речевого аппарата. Немаловажное значение для образования и социализации детей с нарушением речи имеет преемственность разных видов логопедических учреждений: речевых отделений психоневрологических стационаров, школ или детских садов для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, содружественная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста, психоневролога.

    Медико-педагогическая работа по профилактике дизартрии у детей с перинатальным нарушением головного мозга обязана производиться с первых месяцев жизни. Профилактические мероприятия в детском раннем и во взрослом возрасте состоят в предупреждении токсических воздействий, травм головного мозга, нейроинфекций. Дизартрия – это не приговор, ее корректируют и лечат специалисты. Самое главное поддержать ребенка для достижения положительных результатов.

    Почему ребенок 2-3 лет не говорит: причины задержки речевого развития, лечение у дефектолога и в домашних условиях

    В современном мире стремительно увеличивается количество малышей, у которых наблюдаются определенные отклонения от нормы в развитии речи. По статистическим данным, после проведения осмотров дошкольников и детей младших классов с целью профилактики было обнаружено, что каждый второй ребенок имеет те или иные нарушения, связанные с разговорными навыками. С такой патологией, как задержка речевого развития, сталкивается почти каждый пятый ребенок.

    По данным специалистов, очень многие современные детки страдают речевыми отклонениями или вообще не умеют выражать свою речь к 2-3 годам

    Условия нормального развития речевой деятельности у ребенка

    Для того чтобы становление разговорных навыков у малыша происходило естественно, без возможных нарушений, в первую очередь нужно:

  • достижение различными структурами головного мозга необходимой степени зрелости;
  • правильное и координированное функционирование голосовых и дыхательных систем;
  • достаточный уровень формирования слуха, зрения, двигательных навыков и эмоций;
  • рост потребности в общении с окружающими.
  • В каком случае можно считать, что кроха освоил речь? Об этом свидетельствуют понимание того, что было сказано и умение говорить и формировать все свои мысли в словесной форме.

    Этапы развития речевых навыков

    На протяжении первого года жизни речь ребенка стремительно прогрессирует. Новорожденные дети еще не способны произнести какие-либо звуки, но зато прекрасно умеют сообщать окружающим о своих потребностях с помощью плача. Плач – самый первый и естественный способ общения крохи с родителями и другими людьми.

    Возраст появления первых слов колеблется с 9 месяцев и до года и 3 месяцев. У мальчиков это происходит обычно позже, чем у девочек.

    Причины и разновидности задержки речевого развития

    Не всегда запуск разговорных навыков идет по естественному сценарию. Часто время говорить уже подходит, а кроха продолжает молчать или его высказывания настолько неразборчивы, что даже родителям бывает сложно понять, что он имеет в виду. Для детей, у которых наблюдается задержка речевого развития, является характерным наличие разницы между тем, как они понимают сказанное и каким словесным образом озвучивают собственные мысли.

    Поведение разных ребят с ЗРР в период обследования кардинально отличается. Например, одни ведут себя доверчиво и ласково, в то время как другие могут плакать или кричать, бегать туда-сюда и не быть способными сосредоточиться, некоторые просто молчат. По этой причине за один раз не удается поставить точный диагноз. Подобная ситуация требует наблюдения за крохой, консультаций со специалистами и сбора анамнеза.

    В случае темповой задержки речевого развития ребенок начинает говорить с опозданием, хотя его интеллект остается сохранным, слуховое внимание не нарушено, он прекрасно понимает людей. К такой задержке в развитии речи чаще всего приводят:

    • болезнь;
    • ослабленный организм;
    • неправильное воспитание;
    • ограниченность в общении.
    • Для общения любознательный ребенок использует жесты, интонации, мимику и вокализации. Запуск речи для детей с задержкой речевого развития может произойти достаточно неожиданно, после чего она будет развиваться нормально. Для некоторых дошкольников с темповой задержкой речи характерен резкий скачок от незначительного словарного запаса к полноценному разговору фразами. Этому явлению лингвисты дали название «языковой взрыв». Наиболее часто такой переход случается в летнее время — именно летом организм ребенка крепнет, а он сам получает массу ярких эмоций и впечатлений.

      Название алалия получило полное или частичное отсутствие речи. Ее возникновению предшествуют повреждения участков головного мозга, несущих ответственность за речь. Ребенок может получить их, находясь в утробе матери, или в младенчестве. Такая задержка речевого развития не является следствием снижения интеллекта или слуха.

      В случае с алалией детям необходимо специальное обучение и лечение у невролога. Без этого они не будут в состоянии научиться разговаривать до школы, а иногда и дольше. При общении они используют лепет и некоторые паралингвистические средства: мимика, интонации и жесты.

      Если ребенка, у которого диагностирована задержка речи, не лечить или заняться коррекцией после 5 лет, малыш может отстать и в умственном развитии. Его знания о мире будут сильно уступать знаниям тех ребят, которые уже разговаривают. Кроме того, при алалии нарушениям подвергаются все речевые аспекты:

    • ограниченность набора слов;
    • экспрессивная речь и ее систематическое расстройство;
    • некорректное произношение звуков;
    • трудности в усвоении грамматических правил родного языка.
    • ЗРР из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

      Самой распространенной и довольно серьезной причиной, приводящей к задержке речевого развития, в действительности является снижение слуха. В течение первого года жизни гуление и лепет крохи, у которого нарушен слух, практически не отличаются от предречевых реакций у хорошо слышащего ребенка. Тем не менее, уже к годовалому возрасту лепет постепенно затухает и со временем полностью пропадает. Если степень потери слуха высокая, ребенок сможет заговорить только после специальных занятий с сурдопедагогом. При незначительной степени потери слуха речь появляется чуть позже, чем у сверстников, плюс это сказывается на ее качестве, а именно грамматике, голосе, просодике и произношении звуков.

      К симптомам коммутативных нарушений у ребенка, которые становятся причиной задержки речевого развития, можно отнести:

    • отсутствие ответной улыбки или поворачивания головы при обращении к крохе;
    • избирательное и кратковременное внимание;
    • нежелание контактировать с близкими людьми, в том числе и с мамой;
    • моторная неловкость;
    • однообразные игры в одиночестве.
    • Такому ребенку вполне под силу произношение звуков, звукосочетаний и слов, но он не пользуется этим для того, чтобы общаться. В результате ограниченного речевого контакта, плохо развивается лексико-грамматический строй речи, нарушается голос и происходят различные фонетические расстройства.

      Задержка психоречевого развития

      В этом случае малышам характерно недостаточно хорошее формирование высших психических функций, среди которых функции памяти и произвольного внимания. Таких деток можно разделить на 2 группы: на тех, у кого отмечаются эмоционально-волевые отклонения и на ребят с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

      Задержка психоречевого развития имеет свои симптомы. Малышам при ней свойственно:

    • начинать говорить фразами в более поздний период;
    • испытывать трудности, пытаясь грамматически и семантически построить предложение;
    • обладание небольшим запасом слов.
    • Иногда встречается совмещенная патология. Наличие 2 или более дефектов отрицательно влияет на приобретение разговорных навыков. Такие отклонения способствуют взаимному усилению.

      Задержка речевого развития у детей требует комплексного подхода, при этом начинать его следует на ранних сроках. В терапии принимают участие родители и такие специалисты, как невролог, логопед, психолог и рефлексотерапевт. В ситуации, когда отставание незначительно, своевременное лечение будет эффективным и даст прекрасный результат, иначе растет вероятность того, что крохе придется посещать специализированную школу и у него будут сложности в нормальном общении с одногодками.

      Основные подходы в работе над коррекцией ЗРР

      Существует три главных направления в лечении задержки речевого развития:

      1. Микротоковая рефлексотерапия. Суть метода заключается в том, что сверхмалые электрические импульсы воздействуют на биологически активные и нейрорефлекторные зоны мозга. После такого воздействия восстанавливается работа ЦНС в тех районах, где наблюдались нарушения. С помощью специального аппарата импульсы оказывают свое действие на отделы мозга, ответственные за речь, ее понимание, воспроизведение и словарный запас. Есть данные, доказывающие эффективность рефлексотерапии микротоками при гидроцефалии. Ее применение разрешается уже с полугодовалого возраста.
      2. Занятия с дефектологом и логопедом. Основная цель, которую преследует дефектолог — развитие памяти, мелкой моторики и мышления у малыша. В отличие от логопедов, начинающих работу с малышами, достигшими 4-5 лет, дефектологи начинают работать уже и с 2-летками. В задачах у логопеда стоит обучение ребенка корректно артикулировать, составлять предложения и тексты. Кроме этого, эффективным средством является специальный массаж и гимнастика — они стимулируют функционирование лицевых и шейных мышц, отвечающих за мимику и способность жевать. За счет этого произношение звуков и звукосочетаний становится для ребенка менее затруднительным.
      3. Терапия с использованием лекарств. Медикаментозные препараты для лечения задержки речевого развития назначаются неврологом или невропатологом. Сначала необходимо определить, с какой именно патологией ЦНС имеет дело ребенок — для этого существуют компьютерная томография и ЭЭГ, после чего составляется схема лечения выявленных отклонений и их последствий. Ноотропные препараты, к которым чаще всего прибегают неврологи — Актовегин, Кортексин, Пирацетам, Энцефабол, Нейромультивит и другие. Стоит понимать, что иногда можно справиться с проблемой задержки речи и без психотропных препаратов.
      4. Вспомогательные методы лечения

        Задержка речевого развития у детей 3 лет поддается комплексному лечению, которое включает такие дополнительные методы, как:

      5. Занятия с детским психологом. Они необходимы, если задержка развития речи у ребенка спровоцирована перенесенной психологической травмой, неблагополучной обстановкой в семье, нежеланием ребенка общаться с другими детьми.
      6. Альтернативные методы. Это различные виды терапии, основанные на взаимодействии с лошадьми и дельфинами, включающие музыку и рисование. Также прекрасно подходят всевозможные развивающие упражнения совместно с родителями — например, сбор пазлов или подвижные игры.
      7. Остеопатия. Остеопаты, используя мануальное воздействие на активные точки детского тела, пытаются привести в сбалансированное состояние работу нервной системы, обмена веществ и психику карапуза.

      Результат достигается исключительно благодаря правильной диагностике и комплексному лечению. Из видеоуроков доктора Комаровского можно сделать вывод, что одних только занятий с логопедом и приема таблеток недостаточно, чтобы побороть задержку развития речи.

      Домашняя терапия при задержке речевого развития

      Неотъемлемой составляющей лечения задержки речевого развития являются логопедические и развивающие занятия в домашних условиях. Способность говорить непосредственно зависит от моторики, поэтому следует делать акцент на ее тренировках — для этого идеально подходят игры с конструкторами, пазлами, в мозаику и кубики. Также кроху в 2-3 года уже можно учить застегиваться на пуговицы и обращаться со шнурками.

      У многих детей с задержкой речи возникают трудности с тем, чтобы переключиться с движения на движение, им несвойственна ловкость, плохо дается рисование и лепка. Также очень полезно заниматься подвижными играми и играми с речевым сопровождением — они учат ребенка ориентированию в пространстве, ловким и ритмичным движениям со сменой их темпа. В возрасте 3-4 лет кроху можно отвести в один из многочисленных кружков.

      Предпосылки нормального развития речи ребенка

      План: 1. Особенности предречевого общения.

      2. Динамика формирования речи.

      3. Признаки благополучного развития речи.

      4. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста.

      1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца. – М., Издательство АСТ, 1996.– 384 с.

      2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – 240. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001 г.

      3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит.–М.: Айрис-пресс, 2004г.

      4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М.: Просвещение, 1989.

      Задание для самостоятельной работы.

      Перечислить условия правильного развития речи детей. Привести примеры неправильного речевого воспитания детей.

      1. Особенности предречевого общения.

      Ни для кого уже не новость, что с самого рождения младенец способен выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. Более того, он синхронизирует свою двигательную активность с ритмом осмысленной речи взрослого. Уже время беременности ребёнок способен слышать и запоминать речь матери. Если она регулярно читает вслух одно и то же стихотворение, то услышав его после рождения, малыш реагирует именно на это стихотворение, выделяет его из других (что проявляется в изменении ритма сосания соски). Иными словами, ребенок от природы наделен способностью к речевому развитию. Взрослые должны создавать условия, благоприятствующие этому развитию. Для каждого возраста они свои. На этапе новорождённости достаточно, чтобы малыш слышал речь взрослого. В развитии слухового сосредоточения она играет главную роль.

      Если сравнивать с другими воздействиями, то максимальное внимание и радость новорожденного вызывает обращенная к нему речь, так как это наиболее явный признак того, что взрослый вступает в общение. Причем особенную чувствительность младенец обнаруживает к специальной «детской речи», что тоже, по-видимому, не случайно ведь только любящая, преисполненная нежности мать, обращаясь к малышу, начинает говорить тонким «сюсюкающим» голосом. А ребёнку в этом возрасте ласка, нежность, любовь как раз нужнее всего. Конечно, за неимением лучшего, малыш станет реагировать и на обыкновенную, «взрослую» речь (природа позаботилась и о таких случаях). Но можем ли мы быть уверены, что при этом ребёнок получит всё необходимое, не останутся ли неисчерпанными его резервы? Не связано ли умение обращаться к ребёнку таким особенны образом с теми сокровенными чувствами, которое мать испытывает к малышу?

      Вы уже знаете, что в первом полугодии на основе взаимных выражений любви складываются первые привязанности, умение открыто и полностью выражать свои чувства. Вероятно они формируются и позже, но вряд ли следует упускать возможность своевременного появления того, что в более позднем возрасте потребует специальных дополнительных усилий.

      Хотя в первом полугодии жизни ребёнок сам ещё не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование. речевого слуха. Малышу необходимо слышать взрослого, но не просто диктора и не просто людей между собой, а речь, обращённую непосредственно к нему самому. Только в этом случае она будет иметь адекватное значение для речевого развития младенца. И напротив, если ребёнку постоянно включать радио взамен живого человеческого общения, то происходит угасание интереса к речи.

      Психологи установили, как дети в возрасте от 3 до 10 месяцев реагируют на звуки человеческого голоса и музыкальных инструментов. В первом полугодии дети особым образом реагируют на мелодические, интонационные звуки голоса именно потому, что человек всегда включает в своё общение с младенцами звуковые воздействия такого рода: В конце этого полугодия происходит усиление эмоциональных реакций на звуки музыкального инструмента, так как начинает меняться содержание общения ребёнка со взрослыми, в которое включаются различные, в том числе и озвученные предметы. Во втором полугодии дети уже чётко различают все голосовые воздействия и избирательно реагируют на звуки речи. В этом возрасте анализ речи становится условием поддержания и осуществления ситуативно-делового общения.

      В лаборатории психического развития детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии был проведён цикл исследований, посвященных процессам речевого развития ребёнка. Учёные выяснили, что речь развивается прежде всего как средство общения. Для того, чтобы ребёнок вовремя заговорил, необходимо правильное и своевременное развитие самого общения. Вот почему столь важен первый год жизни ребёнка. В первом полугодии эмоциональные контакты со взрослым помогают детям выделить речь взрослого как отличительную черту его обращений к малышу. Привязанность ко взрослому рождает у детей желание подражать ему, доверчивое отношение ко взрослому побуждает детей обращаться к нему, чтобы поделиться переживаниями и затруднениями.

      Недаром дети, воспитывающиеся в семьях раньше начинают говорить, чем воспитанники дома ребёнка. Несмотря на усиленные занятия с логопедами, малыши редко пользуются речью, а сама она чрезвычайно бедна по составу и интонациям. Это и понятно, ведь в условиях дома ребёнка общение детей со взрослыми очень обеднено, в основном оно сводится к выполнению детьми команд взрослого, а постоянный переход из группы в группу лишает малышей возможности установить глубокие привязанности.

      Если в первом полугодии жизни ребёнок выделяет речь взрослого как отличительный признак его обращений, независимо от смысла высказываний, то во втором полугодии он овладевает пониманием речи, без которого не возможна реализация делового общения. Педагоги провели такой эксперимент. Они обращались к детям на протяжении первого года жизни с ласковыми и сердитыми словами (выражающими упрёк или неприятное удивление). В первом полугодии дети на все обращения отзывались радостными улыбками. Во втором полугодии уже чётко различали положительный и отрицательный смысл: спокойно или с улыбкой воспринимали ласковые обращения и выражали недовольство, обиду или агрессию при упрёках и порицаниях.

      Переход к этапу ситуативно-делового общения не только требует от ребёнка понимания речи взрослого, но и побуждает его самого называть предметы, обозначать действия, призывать взрослого с помощью слов. Ребенок начинает лепетать. Произнося звуки издаваемые ребёнком, взрослый побуждает его вновь и вновь повторять их, тем самым отрабатывается правильная артикуляция. Ребенок переводит взгляд на губы взрослого, трогает их, даже пытается залезть ему в рот. Это очень важно для изучения работы речевых органов.

      Как можно судить о том, что предречевое развитие ребёнка протекает правильно? В первом полугодии жизни, если малыш издаёт звуки (гукание, гуление), сопровождая ими радостное оживление — развитие общения протекает нормально. Однако есть данные, что и глухие дети, и умственно отсталые вокализируют в первом полугодии жизни. Если же ребёнок не издаёт звуков, то это свидетельствует о серьёзных дефектах либо речевого аппарата, либо центральной нервной системы. Во втором полугодии жизни наличие лепета – показательно для диагностики речевого развития, чем первые вокализации в предыдущем полугодии. Если малыш не лепечет, то это должно насторожить родителей и послужить поводом для визита к специалистам. С самого рождения происходит скрытый от поверхностного наблюдения процесс предречевого развития, который осуществляется при общении со взрослым.

      Таблица «Показатели нормального развития детей дошкольного возраста»

      ПОКАЗАТЕЛИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

      ХАРАКТЕР ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

      РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА В ВООБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ

      Отдельные игровые действия, носящие условный характер

      Роль осущест­вляется фактически, но не называ­ется

      Сюжет — це­почка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый

      Взаимосвязанные иг­ровые действия, имеющие четкий ро­левой характер

      Роль называется; дети могут по ходу игры менять роль

      Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; дети самостоятель­но удержива­ют воображае­мую ситуацию

      Переход к ролевым действиям, отобра­жающим социальные функции людей

      Роли распределя­ются до начала игры; дети при­держиваются своей роли на протя­жении всей игры

      Цепочка игро­вых действий, объединенных одним сюже­том, соответствующим реальной ло­гике действий взрослых

      Отображение в иг­ровых действиях от­ношений между людьми (подчинение, сотрудничество); тех­ника игровых дейст­вий условна

      Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее нача­ла

      Сюжет дер­жится на воображаемой ситуации; дей­ствия разнооб­разны и соответствуют реальным отношениям меж­ду людьми

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      /на примере рисования/

      Рисунки предметны, схематичны; обычно изображены еди­ничные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

      Рисунки предметны; появляется детализация; обычно изоб­ражены единичные предметы; замысел меняется по ходу изоб­ражения.

      Рисунки предметны; имеются существенные и незначитель­ные детали; появляются элементы сюжета; замысел опережает изображение.

      Рисунки предметны; имеются существенные и незначитель­ные детали; есть сюжет; замысел опережает изображение; по­являются элементы композиции

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Ребенок конструирует из строительного материала по образцу и собственному замыслу 5-8 элементарных предметных конст­рукций из 2 — 3 частей, передающих только основные составляю­щие объектов.

      Ребенок конструирует из строительного и природного матери­ала, бумаги по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу. Из строительного материала выполняет 8-10 несложных конструк­ций, передавая не только схематическую форму, но и различные детали. Изготовляет игрушки из бумаги путем сложения листа пополам, из природного материала плетет веночки, делает игруш­ки из скорлупы орехов.

      У детей формируются обобщенные способы действий и обоб­щенные представления о конструируемых ими объектах. Из стро­ительного материала они создают различные конструкции с уче­том зависимости строения объекта от практического назначения; из бумаги конструируют разные варианты елочных украшений, игрушек-забав; из природного материала — образы сказочных персонажей.

      Ребенок конструирует по схеме, фотографиям, заданным усло­виям, собственному замыслу постройки из разнообразного строи­тельного материала, дополненные архитектурными деталями. Пу­тем складывания бумаги в разных направлениях делает игруш­ки. Из природного материала создает фигурки людей, животных в разных позах. Из деталей конструкторов собирает несложные кон­струкции.

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ

      — ребенок может пройти по гимнастической скамейке;

      — ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3-4 раза);

      — перекладывает мелкие предметы (со стола в коробку).

      — ребенок перешагивает через рейки гимнастической лестни­цы, горизонтально расположенной на высоте 20 см от пола;

      — подбрасывает и ловит мяч двумя руками 3-4 раза подряд;

      — нанизывает бусины на леску.

      — ребенок способен пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;

      — отбивает мяч о землю одной рукой 4-5 раз подряд;

      — может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

      — ребенок бегает, преодолевая препятствия: обегает кегли, про­лезает в обруч и т.д.;

      — подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5-7 раз подряд);

      — может большим пальцем поочередно прикасаться к кончи­кам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и об­ратно).

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

      Малыш в 3 года знаком с 6 основными цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фио­летовый). Если перед ребенком выложить 6 карточек разных цве­тов, то по просьбе взрослого он выберет 3-4 цвета по названию и 2 — 3 из них назовет.

      Удовлетворительным для дошкольника 3 лет будет выполнение выбора по образцу. Перед ребенком кладут две карточки разных цветов (например, красного и зеленого). Затем взрослый поочередно дает образцы тех же цветов (красного и зеленого), а ребенок «угадывает», где у него такая же карточка. Это можно проделать со всеми 6 цветами в разных сочетаниях.

      Дети этого возраста учитывают цвет и при выполнении простейшего конструктивного задания. Так, если на глазах у ребенка сделать башенку из двух кубиков разного цвета и попросить его построить такую же из таких же двух кубиков, то он воспроизве­дет постройку с учетом цвета кубиков (как в образце).

      Дошкольник 3 лет правильно выбирает по образцу и знает названия круга, квадрата и треугольника. Перед ребенком выкладывается пара картонных геометрических фигур оди­накового цвета (любые две формы из пяти — круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник). Затем взрослый поочередно использу­ет каждую из них в качестве образца, а ребенок выбирает из своей пары ту, которая такая же, как образец. При этом дети еще путают овал и круг, квадрат и прямоугольник. Активное использование на­званий в речи 3-летнего ребенка не обязательно, вполне приемлемы предметные названия форм («домики», «крыша», «шарик» и т.п.).

      Форма учитывается детьми этого возраста и в простейших кон­струкциях. Если взрослый построит на глазах у ребенка башню из двух деталей строительного материала одного цвета (например, ку­бика и кирпича), то ему не составит труда воспроизвести образец.

      Дети к началу дошкольного возраста обозначают величину одного предмета только через ее отношение к величине другого предмета. Удовлетворительным для ребенка этого возраста будет выбор из трех кружков одного цвета, но раз­ной величины — самого большого и самого маленького кружка.

      В 3 года ребенок достаточно хо­рошо освоил пространство группы: он знает, где находятся спаль­ня, кухня, туалет, где дети играют, где занимаются.

      Ребенок в 3 года справится с заданием положить книжку на стол воспитателя, поставить сапожки под скамеечку. Он не оши­бется и поставит стул рядом со столом. Ребенок постепенно учит­ся пользоваться словами-предлогами, обозначающими пространс­твенные отношения.

      В 4 года у детей происходит закрепление представлений об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

      Если выложить перед ребенком ряд из 6 цветных карточек и попросить его выбрать карточку определенного цвета (например, синего), то такое задание не должно вызывать затруднений у 4-летнего ребенка. Дети этого возраста выбирают по названию все основные цвета и сами называют и используют в активной речи 4 — 6 наименований цветов.

      Если ребенок 4 лет не только не справляется с этими зада­ниями, но и не может правильно выбрать из нескольких карточек разного цвета одну того же цвета, что и карточка-образец, то необ­ходима консультация психолога.

      К 4 годам у детей складываются более четкие представления и о форме предметов.

      Ребенок этого возраста различает 5 основных геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и знает их названия. Если ему предложить выбрать по названию одну фигу­ру из ряда геометрических фигур, то он справится с таким задани­ем без серьезных затруднений.

      В 4 года детям становится доступным выбор предметов, по­хожих по форме на заданную геометрическую фигуру. Если ребенка попросить найти предметы, которые похожи, например, на круг, то он назовет мяч, обруч, тарелочки из кукольной посуды и т.д.

      Ребенок среднего дошкольного возраста учитывает форму пред­метов и при воспроизведении более сложных, чем предлагалось 3-летним детям, построек из деталей строительного материала. Ре­бенок 4 лет в состоянии воспроизвести конструкцию из 3 — 4 различных по форме строительных деталей по готовому образцу или после показа взрослого (из набора аналогичных деталей).

      Возможно, что ребенок не справится с такими заданиями. То­гда можно предложить ему, например, к различным простейшим геометрическим фигурам (треугольник, круг, квадрат, прямоуголь­ник и др.) подобрать соответствующие детали строительного материала (призма, цилиндр, кубик, кирпич и др.), основания кото­рых представляют собой эти фигуры. Если ребенок не справляет­ся и с этим заданием, то необходимо обратиться за консультацией к психологу.

      Ребенок 4 лет в состоянии сравнить по величине 5-7 предметов одинаковой формы, собрать безо­шибочно пирамидку (тоже из 5 — 7 колечек). При этом ребенок различает предметы по величине: видит «самый большой» и «са­мый маленький», «большой» и «маленький», в его речи появля­ются слова «побольше», «поменьше».

      К 4 годам дети знакомятся с различными параметрами ве­личины (широкий — узкий, высокий — низкий, длинный — ко­роткий). Если ребенку предложить выбрать из двух предметов (например, узкой и широкой ленточек) узкий, то задание будет выполнено — 4-летка покажет узкую ленточку.

      Если 4-летнему ребенку трудно выбрать из 3 предметов оди­наковой формы, но разных по величине самый большой или са­мый маленький, то необходима консультация психолога.

      В 4 года ребенок правильно ис­пользует в речи слова-предлоги, обозначающие пространственные отношения (за, перед, над, под, около, на). Если разложить игрушки в группе в различных местах: на столе, под кроваткой, перед шка­фом, около двери и т.д., то 4-летний дошкольник расскажет, ис­пользуя предлоги, где находятся игрушки.

      Дети этого возраста хорошо понимают изображение на­правления движения в виде стрелок. Если ребенку 4 лет обо­значить для игры «в водителей» путь следования машины с по­мощью стрелок, то движение «транспорта» будет осуществляться по предложенному взрослым маршруту.

      К 5 годам дошкольник хорошо знаком с основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеле­ный, голубой, синий, фиолетовый), имеет представление об оттен­ках (2-3 оттенка одного и того же цвета). Пятилетний ребенок назовет два оттенка одного цвета (например, темно-зеленый и свет­ло-зеленый) и покажет соответствующие карточки.

      . В 5 лет дети могут объяснить на до­ступном им уровне отличие геометрических форм. Если ребенку предложить для сравнения круг и квадрат, то в качестве различий он назовет отсутствие у одной фигуры и наличие у другой углов и «прямых» сторон.

      Сложившиеся представления о форме предметов позволяют 5-летнему ребенку расчленить, например, звездочку на заданные части — треугольники, изображение елочки — также на треуголь­ники, лесенки — на прямоугольники и квадраты и т.п.

      В 5 лет ребенок умеет сопоставлять между собой большое количество предметов (7 — 10). Если ему предложить расставить по порядку 10 тарелочек (различных по величине), а к ним положить 10 ложечек (также различных по величине), то ребенок выстроит два ряда. В каждом ряду предме­ты (тарелочки и ложечки) будут постепенно уменьшаться: от са­мой большой тарелочки (ложечки) до самой маленькой.

      Если дети этого возраста испытывают значительные трудности при сравнении по величине предметов, имеющих одну и ту же форму, необходимо обратить внимание на особенности психичес­кого развития таких детей и направить их на консультацию к специалистам — психологу, дефектологу.

      Задачи, требующие учета про­странственных отношений, с которыми встречаются дети этого воз­раста, усложняются: в их решении участвует не только восприятие, но и образное мышление (используются схемы, планы пространст­ва).

      В 6 — 7 лет дети уже знают не только основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, но их оттенки по светлоте (например, темно-красный, светло-красный или розовый), а также оттенки по цветовому тону, т.е. занимающие промежуточное положение меж­ду соседними цветами спектра (многие из них имеют бытовые, «опредмеченные» названия: лимонный, сиреневый и т.д.). Говоря, что ребенок знает этот цвет, мы подразумеваем целый ряд доступ­ных ему заданий: умение назвать цвет, дать карандаш определен­ного цвета, проанализировать цветное изображение с точки зрения составляющих его цветовых компонентов, использовать в разук­рашивании адекватные цвета.

      К б — 7 годам дети обычно различают разновидности эталонов формы: прямоугольники с различным соотношением сторон; овалы с различным соотношением осей; прямоугольные, тупоугольные и остроугольные треугольники. Од­нако это не является обязательным для всех детей данного воз­раста в отличие от группировки предметов в зависимости от их формы. Так, например, дети старшей и подготовительной групп легко могут выполнить следующее задание: найти в группе пред­меты круглой, овальной формы и т.д. При этом ориентировка одновременно на два признака — цвет и форму — также доступна детям. К примеру, с задачей найти в группе круглое и синее дети этого возраста обычно справляются.

      В старшем дошкольном возрасте про­должается овладение эталонами величины, начавшееся ранее. Дети 6—7 лет обычно легко выстраивают большое количество объек­тов (например, 10) в порядке убывания или нарастания их общей величины. Многие дети могут выделить и назвать такие парамет­ры величины, как длина, ширина («толщина») и высота.

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

      В 3 года ребенок может запомнить и воспроизвести не более 2 — 3 слов или 3-4 названия предметов, изображенных на картин­ках, которые предъявляются ребенку для запоминания. Дети это­го возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения.

      К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5 -6 названий предметов (из 10 — 15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и прило­жить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и доволь­но точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в »мага­зин», 4-летний ребенок способен запомнить названия 5-6 пред­метов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоя­нии нарисовать по памяти простой узор.

      В 5 лет ребенок может запомнить уже 7-8 предметов (из 10 — 15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

      Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание — запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3-4 предъявлений ребенок 6-7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению.

      Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее пси­хосоматическое состояние ребенка, — возможно, ему необходима консультация невропатолога.

      Помимо не связанных между собой слов старшие дошколь­ники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длин­ные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное дейст­вие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача.

      Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем до­школьном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа — повторения дети (особенно 7 лет) используют груп­пировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения). Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рас­сказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

      Мышление 3- летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предме­том. Детям этого возраста доступны простые задания по конструи­рованию — так называемое конструирование по образцу. Взрослый может на глазах у ребенка выполнить небольшую постройку из 2 — 3 деталей разной формы и предложить ему сделать такую же. Мо­жно дать малышу другое задание: например, поставить игрушеч­ную машину так, чтобы ее нельзя было достать рукой, и продернуть через колечко на машине веревочку, оба конца которой лежали бы перед ребенком. В процессе решения такой задачи ребенок должен догадаться, что тянуть надо не за один конец (иначе веревочка выскользнет из колечка), а за два конца сразу.

      К 4 годам мышление дошкольника начинает меняться ка­чественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может ре­шать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие — мыш­ление приобретает наглядно-образный характер. Так, например, детям в этом возрасте доступно конструирование по схеме, а не по готовому образцу. Если ребенку предложить схему простого стульчика (из кубика и кирпичика) или дорожки (из 2-3 кирпи­чиков или 2 брусочков), то схема воплотится в постройку. По­мощь взрослого нужна малышу лишь при анализе схемы и пра­вильном подборе материала.

      Детям 4 лет можно предложить решить простую лабиринт­ную задачу. Например, малышу показывают ящичек с отверстием и 2 — 3 перегородками, составляющими простейший лабиринт, и предлагают показать направления, в которых надо наклонить ящик, чтобы выкатить из лабиринта шарик. Обычно дети до 4 лет затрудняются дать ответ без практического действия, т.е. до того, как они сами начнут наклонять ящичек и выкатывать шарик. После 4 лет, даже не действуя практически, дети могут дать правильный ответ.

      К 5 годам наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления дошкольников: основным средством решения задач является образ. Например, дети этого возраста могут по­нять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. При этом возможна небольшая помощь взрослого, например объя­снение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут най­ти спрятанную игрушку (по отметке на плане) или показать на плане стол, за которым сидит ребенок.

      Ребенок 5 лет узнает предметы на схематических изображениях. Если после плана части групповой комнаты ему дать план всей комнаты, то он узнает в схематических изображениях шкафчики для игрушек, стол воспитателя, стол с аквариумом и т.д.

      Можно предложить малышу найти выход из лабиринта, при­чем не обязательно использовать объемный лабиринт — достато­чно нарисовать его на бумаге. Лаби­ринт при этом должен быть несложным, он может включать 2 или 3, но не более 4 перегородок.

      Особое внимание воспитателя требуется, если ребенок 5 лет не находит выход из лабиринта, нарисованного на бумаге и состоя­щего из двух перегородок; не использует даже простейшие схемы для решения задач, например выполнить постройку из кубиков по схеме или выложить узор (постройка и узор предлагаются несложные, состоящие из нескольких элементов).

      В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) продолжается развитие наглядно-образного мышления, при этом усложняются сами задачи, которые ребенок может решить. Так, например, дидак­тическая игра «Как пройти к зайке» оказывается доступной боль­шинству детей старшей группы. Игра представляет собой набор листов бумаги, на которых нарисованы разветвленные дорожки. В местах разветвления дорожек расставлены ориентиры: елочки, гри­бы, цветы и пр. Взрослый предлагает ребенку схему пути. На этой схеме изображены ориентиры и направления, по которым нужно двигаться, чтобы найти зайку, спрятавшегося на одной из дорожек. В старшей группе дети обычно справляются с такой задачей, осо­бенно если предлагается простая схема, на которой изображено не больше 3 поворотов. Дети подготовительной группы способны ре­шать и более трудные задания (количество поворотов увеличивается до 6 и более, некоторые ориентиры «пропускаются» и т.д.).

      Большинство старших дошкольников может найти выход из нарисованных лабиринтов, состоящих из 4 — 5, а иногда и 6 сте­нок.

      Тревогу вызывает ребенок 6, а особенно 7 лет, испытывающий серьезные трудности при выполнении пространственных заданий: лабиринтов, нарисованных на бумаге и состоящих из 4 стенок или задач, требующих использования схемы при выборе пути (игра «Как пройти к зайке»).

      К концу дошкольного возраста у детей появляются пред­посылки качественно нового типа мышления — словесно-логичес­кого. В целом словесно-логическое мышление характерно для школьника и взрослого, однако, его элементы начинают формиро­ваться уже в дошкольном детстве. В частности, детям становятся доступны простые логические действия сериации и классифика­ции. Действие сериации подразумевает выстраивание предметов в ряд в зависимости от убывания или нарастания какого-либо при­знака, причем этот признак не является наглядным (иначе это будет не логическая, а перцептивная задача, т.е. задача на воспри­ятие).

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

      В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул — это машина, на которой дети путешествуют, и т.д. При этом воображение 3-летнего ребенка приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть. Если на его пути встречает­ся дерево, то начинается «путешествие», если в руки попала пря­мая палочка, то может начаться игра в «лошадку».

      К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблю­дать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте боль­шинство детей осваивают первое творческое действие — «опред­мечивание», которое состоит в том, что малыш превращает задан­ный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, напри­мер, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?».

      Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых нари­сована фигурка, представляющая собой схематическое изображе­ние нескольких игрушек или предметов. Детям предлага­ется ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка? В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколь­ко предметов, подходящих к одной картинке.

      Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями.

      К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления воображения. Однако в этом возрасте заданный эле­мент действительности не просто превращается в некоторый пред­мет, но и наполняется деталями. В частности, это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание незаконченных изоб­ражений. Ребенку предлагается несколько карточек, каж­дая из которых содержит незавершенное схематическое изображе­ние предмета или геометрическую фигуру. Изображение располо­жено так, что остается место для дорисовывания. Детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась интересная кар­тинка. В 5 лет ребята могут дорисовать большинство или даже все картинки, при этом полученные изображения представляют собой не просто схему предмета, а рисунок, наполненный деталя­ми. Однако следует отметить, что выполнение данного задания в большой степени зависит от навыков рисования.

      В 5 лет дети могут сочинить сказку или историю на заданную тему, т.е. выполнить самостоятельное творческое задание, однако нельзя требовать этого от всех детей данного возраста. Придуман­ные сказки в основном небольшие по объему и не очень ориги­нальные — часто они представляют собой вариации знакомых сказок.

      В старшем дошкольном возрасте (6 — 7 лет) большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем воз­расте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие за­дания, дети могут использовать новый способ — «включение», — который заключается в следующем — заданный элемент действи­тельности является отправной точкой воображения ребенка, неко­торой частью созданной им композиции, а не центральным эле­ментом, как при способе «опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы ма­лыш), а создать композицию — футболист бьет по мячу, т.е. за­данный элемент — кружок — превращается в мяч, не являющий­ся смысловым центром картины.

      Следует отметить, что недостаточно высокий уровень развития воображения не является показателем низкого уровня общего психического развития детей. Однако такие дети требуют особого внимания педагога, желательно проведение с ними дополнитель­ных игр и упражнений, направленных на повышение их творчес­кого потенциала.

      Тревожно, когда у детей, особенно старшего дошкольного воз­раста, воображение начинает подменять собой реальный мир и ребенок предпочитает удовлетворять свои потребности (например, во внимании окружающих) в воображаемом мире, «уходя» от ре­шения реальных проблем.

      ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

      К 3 годам внимание ребенка непроизвольно и к тому же крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую для него сюжетную картинку он рассматривает в среднем в тече­ние 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью малыш не занимается больше 10-15 минут (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе). Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут — в таком возрасте это естест­венно. Распределять свое внимание между несколькими предмета­ми дети тоже пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно.

      В 4 года устойчивость внимания ребенка возрастает — боль­шинство детей может сосредоточенно заниматься какой-либо дея­тельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в течение 15 -20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. Ребенок 4 лет в игровой ситуации может действовать сразу с 2 — 3 предме­тами (например, у «продавца» есть несколько видов товара), одна­ко вне игры это вызывает затруднения.

      Следует обратить особое внимание на детей 4 лет, которые не могут сосредоточиться даже на новом, интересном объекте в тече­ние хотя бы нескольких минут.

      В 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Если ре­бенок сосредоточен на каком-либо предмете, например для игры ему нужен мяч и он идет за ним, то в отличие от трехлетнего малыша (см. выше) по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появля­ется действие по правилу — первый необходимый элемент произ­вольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают ак­тивно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики).

      Ребенку 5 лет можно предложить следующую игру на вни­мание.

      На листе бумаги в случайном порядке изображены ряды ква­дратов, кругов и треугольников. Взрослый просит ре­бенка закрасить один вид геометрических фигур, например треуго­льники. К 5 годам дети легко справляются с такой задачей.

      Пятилетним дошкольникам доступна и более сложная игра, также требующая от ребенка умения действовать с наглядным материалом в соответствии с некоторым правилом. На 10 кар­точках изображены различные животные, причем на одной карто­чке могут одновременно присутствовать разные виды животных (например, курица и утка). Взрослый предлагает детям внима­тельно рассмотреть карточки и отобрать те из них, на которых есть хотя бы одно изображение из двух заданных (например, ку­рицы или лошади).

      Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте ха­рактеризуется увеличением устойчивости: игры детей могут длить­ся более часа, занятия в детском саду — около 30 минут. Ребенок 6-7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картин­ку около 10 минут. Дети старшей и подготовительной групп мо­гут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой: в одно и то же утро дети занимаются сперва математикой, а потом грамотой. Старший дошкольник обычно способен одно­временно распределять свое внимание между несколькими пред­метами, например, в его играх задействовано много персонажей и игрушек. Необходимо помнить, что существуют индивидуальные особенности развития внимания — один ребенок подолгу играет с одной и той же игрушкой, другой часто меняет игры и занятия. Некоторые дети с трудом переходят от одной деятельности к дру­гой. Эти различия вполне допустимы.

      В старшем дошкольном возрасте происходит переход от не­произвольного внимания к произвольному, при этом главным сред­ством его организации является речь. В частности, детям стано­вятся доступны следующие задания, требующие проявления произвольного внимания. Во-первых, это описанная выше дидактиче­ская игра «Выбор указанного животного», в которую вводится еще одно правило — нельзя брать карточки с запрещенным изоб­ражением (например, медведя). Некоторые карточки являются кон­фликтными — на них нарисованы и животные, которые должны быть отображены, и запрещенные. Задание достаточно сложное, дети обычно повторяют инструкцию несколько раз, при этом 6-летние чаще всего произносят ее обычным голосом, а 7-летние — шепотом или даже про себя. Старшим дошкольникам будет ин­тересной игра «Вам барыня прислала туалет». Перед началом игры необходимо объяснить детям, что они могут отвечать на воп­росы взрослого как угодно, но должны соблюдать одно правило — нельзя называть один запрещенный цвет, например белый. Затем детям задаются различные вопросы, в том числе провоцирующего характера: «Какого цвета снег?» и т.п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правило игры. Необходи­мо помнить, что это задание является достаточно сложным даже для старшего дошкольника, поэтому не следует ожидать безошибочных ответов: хорошо, если ребенок может удержаться от нарушения правила 2-3 раза подряд. В том случае, когда за­дание вызывает очень большие трудности, можно предложить ребятам помощь — карточку с запретным цветом (наглядное вспо­могательное средство), что обычно приводит к существенному улуч­шению выполнения задания. Однако важно помнить, что непроиз­вольное внимание преобладает над произвольным на протяжении всего дошкольного детства.

      Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но неинтересной дея­тельности хотя бы на 5-10 минут.

      Источники:

      http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/89-logoped-et

      http://logoped.ru/razvi.htm

      https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-dizartriya-simptomy-i-razvitie-rechi-u-rebenka.html

      Почему ребенок 2-3 лет не говорит: причины задержки речевого развития, лечение у дефектолога и в домашних условиях

      https://studfiles.net/preview/2438036/

      https://infourok.ru/tablica-pokazateli-normalnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1492371.html