Нормы речевого развития детей 4 5 лет

Нормы развития речи у детей 3-4-х лет.

• Понимание речи. Оно должно быть в полном объеме, то есть родители не испытывают неудобств при общении с малышом: он выполняет все просьбы, задания, реагирует на вопросы.

• Активное говорение. Три года – возраст «болтунишек». Речевая активность – важный показатель хорошего развития. Стоит обратить внимание, на то, как малыш играет сам с собой: присутствует ли при этом речь?

• Словарный запас. В речи крохи уже можно заметить всё многообразие русского языка: можно услышать и имена существительные, и прилагательные, и глаголы, встречаются наречия (холодно, высоко, вкусно), простые предлоги (на, под, около, в, к, от, из, над).

• Фразовая речь. Пожалуй, это один из самых важных критериев для оценки речевого развития малыша 3 лет. Фраза (предложение) должна состоять из 4-6 слов, и с каждым месяцем предложения становятся все более распространенными. Это значит, что малышу уже недостаточно ограничиться констатацией факта: «Снег идет». Появляется потребность и умение делать простые умозаключения, отсюда фраза становится богаче: «Холодно. Снег идет, пушистый. Можно на санках кататься». Интересны неожиданные умозаключения:

Мама: «Не пойдем пока гулять. На улице моросит».

Сын, стоит у окна полчаса, час.

Мама: «Что ты там стоишь?»

Сын: «Жду, пока моросит пройдет».

При отсутствии фразовой речи с полной уверенностью можно говорить о «ЗРР».

• Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

• Слоговая структура слова. У трехлеток слова, конечно же, пестрят перестановками и усечением слогов: «висипед» (велосипед), «рагуда» (радуга), «атобус» (автобус), чесьтыре (четыре). Но это, заметьте, относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным, и особенно, новым словам.

• Звукопроизношение. Малыш 3-4 лет «имеет право» своевольничать со звуками речи, потому что и фонематическое восприятие и органы артикуляции находятся в стадии формирования. Нормальным считается отсутствие или искажение звуков: Ш,Ж, Щ,Ч,Л,Р,РЬ. Вполне нормальны «фефекты фикции», связанные со смешением сходных звуков, таких как С-Ш, Л-Р, Ч-ТЬ и др. («Пусыштая кошка», «Чечение реки»). Однако речь в целом должна быть внятной.

• Фонематическое восприятие. Эта языковая способность формируется долго, лет до 6 и не без мучений со стороны родителей и педагогов, обучающих малышей чтению звукобуквенным способом. Слышать звуки речи, уметь их различать, да еще определять, какой звук 1-й, а какой – последний – задача не из легких. Поэтому многие логопеды советуют до 4-4,6 лет предоставить матушке-природе нести ответственность за формирование фонематического восприятия, а родителям ограничиться развитием слухового внимания и восприятия, что готовит малыша к более сложным заданиям. Трехлетка пока не понимает, что такое «звук», ну и не надо. Такие словечки как «тремугольник» (треугольник), «игруша» (груша) — тоже следствие незрелости фонематического восприятия, и они потихоньку уйдут сами.

• Общее психическое развитие. Ребенку 3-3,6 лет уже доступно понимание и называние основных цветов (красный, синий, желтый), форм (круг, квадрат, треугольник), величин (большой, маленький), количеств (много-мало, один, два, три). Этого вполне достаточно. Знать буквы и цифры желательно, но не обязательно.

Помните, что нельзя оценивать речь малыша, опираясь исключительно на 1-2 показателя. Развитие ребенка обследуем только комплексно!

Нормы развития речи у детей

Мы учимся речи в течение всей жизни — точнее, лаконичнее, изысканней, жестче, решительнее — со временем мы доводим ее до того уровня, который помогает нам эффективно общаться с окружающими. Если мы с этой задачей не справляемся — часть людей перестает нас правильно понимать, общение сходит на нет.

Особенно важно развитие речевых навыков у детей, ведь если оно проходит с нарушениями, круг общения ребенка ограничивается, снижается количество информации, получаемой им при беседах со взрослыми — нарушается гармоничность формирования межличностных отношений, страдает эмоциональная сфера. Таким образом, нарушение развития речи может приводить к целому ряду неблагоприятных для развития ребенка последствий, однако их можно избежать, контролируя течение развития речевых навыков. Предлагаем вашему вниманию информацию о нормах развития речи у детей от рождения до 7 лет.

Возраст до одного года называют периодом предречевого развития. В этот период происходит подготовка к овладению речью. Практически единственными голосовыми реакциями новорожденного являются крик и плач, таким образом он сообщает об испытываемом дискомфорте. В это время происходит тренировка от речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Временами новорожденный издает отдельные гортанные средние между «a» и «э».

Начиная с 5-й недели жизни ребенок реагирует на обращенную к нему речь: перестает плакать, прислушивается к голосам родных. С 8 недель появляется настоящая улыбка, ребенок начинает произносить отдельные гортанные звуки («гуканье» — начальное гуление).

На З-м месяце жизни появляется смех и истинное (певучее) гуление. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяженные гласные звуки.

5-6 месяцы жизни — гуление постепенно переходит в лепет; который состоит из цепочек слогов (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Порой родители привимают лепет за осмысленную речь, но это еще не слова.

9-10 месяцев — очень активный лепет, состоящий из 4-5 гов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, сопровождает лепет мимикой и жестами. Иногда в 10 месяцев уже появляются отдельные лепетные слова (мама, папа). В этом возрасте уже присутствует неплохое понимание обращенной речи, ребенок реагирует на свое имя, отвечает действием на некоторые свовесиые высказывания («ладушки», «copока», «где лампочка?» и т.д.) начинает понимать слово «нельзя».

11-12 — время появления первых слов.

К году в словаре ребенка около 10 слов, которые имеют конкретное значение. Ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др.

Возраст от 1 года до 2 лет

Несмотря на то что в этот период начинает активно формироваться экспрессивная речь, наиболее важным показателем речевого развития является понимание обращенной речи. Пассивный словарь в этом возрасте значительно превосходит активный. Дети говорят отдельные слова, обозначающие предметы или действия, а к двум годам появляются фразы из двух слов. Запас слов быстро увеличивается. Речь эмоционально окрашена, сопровождается мимикой и жестами. 3вукопроизношение в этом возрасте еще в значительной степени не сформировано. В словаре ребенка полутора-двух лет преобладают существительные (имена, названия предметов, животных), начинают появляться глаголы (дай, иди), прилагательные (6ольшой-маленький). К концу второго года ребенок должен употреблять простые фразы, речь становится основным средством общения.

Возраст от 2 до 3 лет

Словарный запас детей быстро увеличивается. Ребенок шире пользуется глaгoлaми и прилагательными, начинает использовать местоимения и предлоги. При помощи прилагательных он не только обозначает размеры предметов, но и называет их цвета, качества, свойства, форму (красный, плохой, горячий, круглый). В норме у детей этого возраста еще постоянны ошибки в роде, числе и падеже существительных, они не всегда употребляют союзы и предлоги. Произношение слов становится более точным, и хотя многие слова произносятся искаженно, речь ребенка вполне понятна окружающим.

Возраст от 3 до 4 лет

Дети много говорят, используют в речи фразы из 3-4 слов. Порядок слов в предложении или их согласование еще может быть нарушенным. В этом возрасте ребенок называет свое имя, фамилию, пол. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, продукты питания, части тела животных. Рассказывает о виденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двусоставную инструкцию («Дай мне большого мишку и красный мячик»). В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых.

Возраст от 4 до 5 лет

Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных, использует обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, подбирает слова-антонимы. Развивается способность к словообразованию. С помощью взрослых ребенок может пересказать знакомую сказку. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Несформированными могут оставаться звуки Л и Р.

Возраст от 5 до 7 лет

Активный словарь ребенка в этом возрасте очень широк Ребенок может назвать 5-6 и более характеристик одного предмета (речка широкая, холодная, синяя, глубокая, красивая). К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. При оформлении фразы используются все основные части речи. В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова («экскаватор»). Развитие контекстной речи проявляется способностью к пересказу сказок, рассказов, собственных впечатлений.

Чутко Л. С., Ливинская А. М. Специфические расстройства речевого развития у детей. СПб., 2006.

Буклет для родителей «Нормы речевого развития дошкольников»

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья — первая школа.

Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.

Муниципальное дошкольное

Детский сад № 4 «Незабудка»

Нормы речевого развития дошкольников

Щербатова Елена Юрьевна

выполняет словесное поручение взрослого

(«Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;

знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д)

прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);

умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

умеет отвечать на вопросы взрослого.

правильно произносит все звуки родного языка.

использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.

правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.

пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.

употребляет в речи простые и сложные предложения.

пользуется прямой и косвенной речью.

поддерживает непринужденную беседу.

составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

может произносить все звуки

владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

— составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д.

Номер материала: ДБ-029251

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

Методическая разработка: Экспресс-диагностика детей 4 — 5-летнего возраста с проблемами речевого развития

Методическая разработка «Экспресс-диагностика детей 4 – 5 летнего возраста с проблемами речевого развития» позволяет учителю-логопеду выявить детей, имеющих проблемы в речевом развитии, затрачивая при этом минимум времени. Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

Речь как важнейшее средство человеческого общения тесно связана с формированием психических функций человека. Многочисленные наблюдения исследователей разных направлений (медицинского, психологического, педагогического), изучавших процесс становления психики в онтогенезе, убедительно доказали, что различные виды речевых нарушений в той или иной мере отражаются на динамике психического развития ребенка. Установлено, что расстройства речи отрицательно сказываются на состоянии либо всей психики, либо ее отдельных звеньев.

Известно, что в ряде случаев за схожими проявлениями дефекта скрывается разная природа отклонений в развитии речи. Это касается в первую очередь наиболее распространенного недостатка – нарушения звукопроизношения (что прежде всего волнует родителей и воспитателей такого ребенка). Аномалии произношения могут выступать в качестве относительно самостоятельного нарушения или быть симптомом более тяжелых отклонений, затрагивающих лексику и грамматический строй языка, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). Это, как правило, неблагоприятно влияет на развитие ребенка в целом.

Даже слабовыраженные дефекты в фонематическом развитии создают серьезные препятствия для успешного усвоения программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Логопеду недостаточно знать признаки того или иного дефекта. Особую важность приобретает умение определить, на какие стороны психики повлияют нарушения, особенно в тот период, когда у детей складываются и развиваются все компоненты языка — лексика, грамматический строй, представления о звуковом составе слова. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у ребенка, тем выше ее результативность в плане ликвидации собственно речевых недостатков. Поэтому особое внимание логопедам массовых ДОУ приходится уделять детям 4–5 лет.

Согласно положению о логопедических группах при массовых детских садах логопед впервые знакомится с детьми, имеющими ту или иную речевую патологию, при обследовании средней группы и таким образом определяет, кто из них нуждается в логопедической помощи.

Выявление детей, имеющих проблемы в речевом развитии, проводится в два этапа. Первый – массовое обследование в обычной обстановке, второй – более углубленное обследование в логопедическом кабинете при поступлении детей в логопедическую группу.

К сожалению, первичное массовое обследование в большинстве случаев осуществляется скоростными методами: из расчета 10–15 минут на одного ребенка. Практически на знакомство с ребенком, вступление с ним в контакт и установление у него того или иного речевого дефекта в распоряжении логопеда имеются одна-две минуты.

Отсюда в логопедической практике при направлении на ПМПК нередко случаются диагностические ошибки, так как логопедическое обследование сводится лишь к констатации того или иного дефекта и не может фиксировать состояние всей речевой деятельности и уровень сформированности всех языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй).

Многие логопеды и на втором этапе пользуются только индивидуальной формой обследования устной речи детей в логопедическом кабинете. Но практика показывает, что это неэффективно.

Во-первых, не всегда удается быстро установить контакт с ребенком и, следовательно, получить полную и точную картину имеющихся у него речевых нарушений.

Кроме того, проводя индивидуальное обследование в форме диалога (вопрос – ответ), логопед получает односложные ответы, что также не позволяет выявить степень речевых нарушений.

Во-вторых, такая форма обследования требует значительного времени. Подробно фиксируя ответы ребенка, логопед теряет нить непосредственного контакта с ним. Ребенок отвлекается, его внимание рассеивается, он быстро устает, и логопеду приходится тратить дополнительное время на его мобилизацию для дальнейшей работы или прерывать обследование.

Именно большое количество детей и многообразие имеющихся у них речевых нарушений (в фонетико-фонематическом развитии, лексике, грамматическом строе) не позволяют учителю-логопеду в отведенное для обследования время глубоко и тщательно изучить всех детей, поступивших в логопедическую группу. Поэтому он или не укладывается в назначенные сроки, или проводит его формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной речи детей является определяющим этапом для дальнейшей учебно-коррекционной деятельности.

Можно избежать подобных проблем и существенно улучшить результат, если применить нижеследующие методы.

1. Подбор речевого и картинного материала таким образом, чтобы при выполнении одного задания можно было диагностировать детей сразу по нескольким речевым параметрам.

2. Изменение формы вторичной диагностики детей: вместо индивидуального длительного обследования в кабинете – обследование в форме подгруппового занятия. Оно позволит создать естественные речевые ситуации, чтобы дети почувствовали себя раскованно, свободно. Тогда ответы ребенка будут максимально отражать состояние его спонтанной речи, чего невозможно добиться, если он находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания дают возможность неоднократно возвращаться к тем или иным лексико-грамматическим формам, элементам звукового анализа, синтеза, глубже и точнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Кроме того, фронтальное обследование позволяет объективно охарактеризовать личностные качества ребенка: работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой и работать самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Существенным преимуществом подгрупповой формы обследования выступает и то, что она дает логопеду возможность выявить зону ближайшего развития каждого ребенка, а значит, более правильно укомплектовать подгруппы детей для дальнейших занятий.

3. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств ребенка (что позволит выяснить, охватывает ли дефект основные компоненты его речевой системы – звуковой и лексико-грамматический строй языка) и степени тяжести выявленных нарушений.

Методика экспресс-оценки состояния речевого развития поступивших в логопедическую группу детей отрабатывалась в период с 1999 г. по настоящее время в МДОУ «Детский сад№ 85» г. Саранска. Ее использование позволяет эффективно и качественно провести диагностику речевых нарушений, уложиться в соответствующие сроки (с 1 по 15 сентября), распределить детей по подгруппам и подобрать необходимую методику коррекционного воздействия.

Экспресс-диагностика включает в себя два этапа.

Логопед знакомится с условиями воспитания ребенка, его физическими и психическими данными начиная с перенатального периода, чтобы составить представление о причинах появления того или иного речевого дефекта. Такой большой объем сведений можно получить с помощью анкетирования родителей. Анкеты раздаются на первом родительском собрании в сентябре. В них содержатся вопросы о том, как протекала беременность, как проходили роды, от какой по счету беременности ребенок, какими болезнями болел в раннем детстве, были ли травмы, прерывалось ли речевое развитие, наблюдался ли он у специалистов, нет ли двуязычия в семье, есть ли (были ли) у близких родственников речевые трудности, что беспокоит родителей в речи ребенка в настоящее время.

На обследование речи детей, проводимое в форме подгруппового занятия, приглашаются 3–4 человека из группы. Большое значение для проведения обследования имеют непринужденная обстановка, интересная и необычная подача материала, побуждающая детей к активной речевой деятельности и выполнению заданий с охотой. Столы в кабинете располагаются таким образом, чтобы дети видели друг друга, чувствовали себя более раскованно, могли свободно общаться с логопедом и между собой. Само обследование проводится в форме занятия, включающего в себя много игр и игровых приемов, в которых задействованы все дети. В качестве наглядного материала используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, настольные игры, игрушки. Словарный материал должен быть разнообразным, это позволит детям избежать повторения одних и тех же слов, выражений и фраз и наиболее полно выявит индивидуальные особенности речевого развития, их усидчивость, работоспособность, память, внимание, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Смена заданий, разнообразие предлагаемых вопросов и видов работ не утомляют детей, поддерживают у них интерес, активность, желание говорить на протяжении всего занятия. Данные, полученные в результате экспресс-диагностики, заносятся в речевые и диагностические карты каждого ребенка.

Использование экспресс-оценки позволяет с первых дней поступления детей в группу диагностировать у них наличие той или иной речевой патологии и своевременно определить принципиальные направления коррекционного воздействия.

Тема: «Экспресс – обследование детей средней группы

(4 – 5–летнего возраста) с проблемами речевого развития».

  • Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
  • Игрушка: попугай Петруша
  • Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка;
  • разрезные картинки (на каждого ребенка);
  • карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка);
  • игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка);
  • Игра «Классификация».
  • Предметные картинки из пособия Т.Б.Филичевой – «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
  • Сюжетная картинка из пособия Ткаченко «слоговая структура слова»
  • Альбом Иншаковой для обследования звукопроизношения
  • I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

  • Знание своих имени и фамилии;
  • С кем пришел в детский сад;
  • Знание состава семьи.
  • 2) Исследование зрительного восприятия:

  • Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови )
  • Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).
  • 3) Складывание предметной картинки из частей разрезной картинки

    II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

    1) Игра «4-й лишний»;

    III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

    2) Предикативный словарь (глагольный словарь):

  • Что делает мальчик? (ест)
  • Что делает девочка? (спит)
  • Что делают дети? (играют)
  • Что делает птица? (летит)
  • Что делают рыбки? (плавают)
  • Что делают машины? (едут)
  • 3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):

    4) Употребление предложно – падежных конструкций

    (ответить на вопросы по картинкам)

  • Где стоит ваза? (на столе)
  • Где лежат фрукты? В корзине)
  • Где летает бабочка? (над цветком)
  • Где спряталась мышка? (под грибком)
  • VI. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

    1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

    2) Образование множественного числа существительных

  • Замок – замки
  • Шляпы – шляпы
  • Катушка – катушки
  • Паук – пауки
  • Конфеты – конфеты
  • Лошадь – лошади
  • Гусеница – гусеницы
  • Птенец – птенцы
  • 3) Образование названий детенышей животных

    4) Предложно – падежные конструкции.

    Вопрос: Где лежит? Где стоит?

    V. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ – ПОРОВНУ.

    (счёт и счётные операции)

  • Пересчитать предметы в каждом круге и назвать итоговое число;
  • Показать круг с одинаковым количеством предметов.
  • VI. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО–СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

    1) Изолированные слова:

    2) Назвать самостоятельно или повторить за взрослым:

    VII. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

    Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.

    1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним:

    Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й

    Л.: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.

    • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 1993.
    • Филичева Т.Б. ,Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение,1987.
    • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения:
    • СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
    • Иншакова О.Б.Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.
    • 1) Надорова Ирина Александровна,

      учитель-логопед высшей кв. категории,

      2) Кевбрина Лидия Ивановна,

      МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,

      НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

      В этот период ребенок должен обладать словарным запасом, состоящим из не менее 50 — 70 слов.

      Показатели речевого развития

      Употребляет местоимение "Я"

      Адекватно использует названия цветов (красный, синий., желтый, зелёный)

      Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) красивый цветок, веселая собака.

      Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде (птички улетели, ребятки кушали)

      Активно пользуется предложно-падежными конструкциями (Иду гулять, дай игрушку)

      Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи (игрушки, одежда, овощи, фрукты)

      Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи (высоко – низко, далеко – близко)

      Должен научится правильно произносить звуки простые по артикуляции: губные п, б, м, губно – зубные в, ф, задне — язычные к, г, х, передне – язычные н

      Звуки «Р», «Л» и шипящие, он старается заменить на другие или пропускает.

      Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

      Начинает подбирать рифмы к словам

      Общее развитие, что умеют дети в 2,5 года

      · Поднимается и спускается по шведской стенке

      · Пинать мяч с размаху

      · Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола

      · Перепрыгивать через веревку на земле

      · Держать ноги на трехколесном велосипеде, когда катают

      · Крутить педали велосипеда, когда едет прямо

      · Ходить на цыпочках

      · Переливать жидкость из одной емкости в другую

      · Складывать бумагу пополам по подражанию

      · Нанизывать на шнур бусины

      · Подбирать предметы к рисунку.

      · Знают 2-4 основных цвета

      · Узнают предмет по рисунку его характерной части.

      · Постоянно задают вопросы.

      · Называют свое имя, пол и возраст.

      · Разговаривают с игрушками, играют в их общение друг с другом

      · Среди 10 картинок находят такую же, какую показывает взрослый.

      · Раскладывают предметы двух цветов в разные коробочки.

      · Выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

      · Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, потом без нее

      · Словарный запас — произносит более 200 слов.

      · Правильно использует предлоги, союзы

      · Слоговую структуру слова воспроизводит правильно

      · Согласовывает прилагательное с существительным в именительном падеже в женском и мужском роде (прим. «клясная кофта» — красная кофта)

      · Правильно называет множественное число существительного

      · Правильно произносит звуки: А, О, И, У, Э, Ы, П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ , К, КЬ, Г, ГЬ, Й, В, ВЬ, Ф, ФЬ,Х, ХЬ, ТЬ, ДЬ, НЬ, ЛЬ, С, З, СЬ, ЗЬ

      · Звуки Ш, Ж – заменяет звуками С, З; Ч, Ц, Щ – заменяет звуком ТЬ, СЬ; звуки Р, Л – заменяет ЛЬ, Й.

      Признаки благополучного развития речи у ребенка

      Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

      Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

      Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

      Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

      Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

      У ребенка есть неврологические заболевания.

      Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения,

      Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это

      еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

      Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

      Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми. Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

      Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

      Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, Вашему ребенку необходима помощь!

      НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

      Словарный запас возрастает каждый день, теперь он составляет от 250 – 700 слов.

      Речевое развитие детей 4-5 лет Учитель-логопед Гоголева З.Б. — презентация

      Презентация была опубликована 2 года назад пользователемПавел Елисеев

      Презентация на тему: » Речевое развитие детей 4-5 лет Учитель-логопед Гоголева З.Б.» — Транскрипт:

      1 Речевое развитие детей 4-5 лет Учитель-логопед Гоголева З.Б.

      2 Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

      3 Дети 4 – 5 ти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи и отражать их в речи. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих (ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых); Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных. Грамматический строй речи. В возрасте 4 – 5 ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличитель насти и др.

      4 Звукопроизношение. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 ти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Наблюдается только некоторое смешение звуков С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (шерстяной). Звуки Р и Л еще могут отсутствовать. Связная речь. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. Дети начинают выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями, используя вводные конструкции. Чаще используют сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Некоторые типы предложений вызывают затруднения. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза ПОТОМУ ЧТО). Возрастает количество синтаксических ошибок в предложении. Появляется пересказ прочитанного текста. Речь становится более связной, последовательной. Идет овладение диалогической и монологической формами речи.

      5 Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации. Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности; У ребенка удлиняется речевой выдох.

      6 Что должно насторожить взрослого. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки. Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их. Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи. Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

      7 Игры на развитие речи детей 4-5 лет «Один и несколько» Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе. Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы). Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: «У меня есть груша, а у тебя есть груша?». Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: «У меня яблоко, а у тебя яблоки.» Целесообразно использовать изображение предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, стул — стулья, сумка — сумки, пень — пни. «Хвастунишки» Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа. «Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов.» Взрослый: «У меня один апельсин». Ребёнок: «А у меня много апельсинов». Взрослый: «У меня только одно яблоко». Ребёнок: «А у меня много яблок». Взрослый: «У меня одна машинка». Ребёнок: «А у меня много машинок». Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.

      8 «Где стоит матрёшка?» Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве. На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: «Где стоит матрёшка?». Ответ напрашивается сам: «На столе.» Теперь задаём вопрос иначе: «Около чего стоит матрёшка?», «Рядом с чем стоит матрёшка?», «Перед чем стоит матрёшка?», «За каким предметом стоит матрёшка?», «Что напротив чего стоит матрёшка?» и т.д. «Фантазёры» Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей. Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: «Если на улице лужи, то. (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)», «Если выпал снег, то. (можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), «Если съесть много мороженого, то. » Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение. «Загадай загадку» Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания. Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его. Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф). Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко). Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).

      Нормы развития речи. Все в порядке?

      Такой вопрос часто задает себе мама. По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, я не понимаю что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Поэтому я составила таблицу нормы развития речи ребенка, которую можно взять за основу. Ниже представлены типичные этапы развития – нормы развития речи. Эти этапы проходят малыши, чьи родители не занимаются развитием ребенка специально. Например, малыши, которые занимались по моей программе “Развивай-ка для 2-3 лет”, к трем годам достигли уровней 48-60 месяцев по этой таблице. Поэтому все возможно! Цель этой таблицы – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка. Надеюсь это снимет некоторые сомнения и страхи.

      Развитие речи ребенка

    • Воспроизведение звуков с интонацией
    • Реагирует на свое имя
    • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
    • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
    • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
    • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
    • Осознает социальное значение слова
    • Имеет активный словарь около 5-20 слов
    • Словарь состоит в основном из существительных
    • Часто овторяет слово или фразу снова и снова
    • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
    • Способен выполнять простые команды
    • Называет целый ряд объектов из своего окружения
    • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
    • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
    • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
    • Активный словарь примерно 150-300 слов
    • Объем и высота голоса плохо контролируются
    • Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают
    • Начинают появляться понятия “Я” и “мои”
    • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”
    • Задает вопросы “Что это?”
    • Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”
    • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
    • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
    • Знает основные части тела и может показать их и назвать
    • Активный словарный запас около 900-1000 слов
    • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
    • В речи начинают преобладать глаголы
    • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
    • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”
    • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
    • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
  • Знает названия знакомых животных
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Знает один или несколько основных цветов
  • Может повторить 5 цифр
  • Может повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
  • Может считать до десяти
  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
  • Знает все гласные и согласные буквы
  • Повторяет предложение до девяти слов
  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
  • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
  • Речь в целом грамматически правильная
    • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
    • Речь полностью понятна и общественно полезна
    • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
    • Активный словарный запас более 2000 слов
    • Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”
    • Активное расширение словарного запаса
    • Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.

      В мозге центры развития мелкой моторики и речи находятся очень близко, оттого влияние развития пальчиков на развитие речи. Поэтому, чтобы достичь нормы развития речи, делайте дома пальчиковую гимнастику (в интеренте очень много игр), из бытового – чаще завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).

      Займитесь также развитием кругозора: показывайте малышу картинки животных, птиц, людей. Просите произности звуки, которые издают эти объекты и называйте их. Например, в возрасте 1-2 лет покажите ребенку собаку, скажите: Собака. Гав-Гав. Так разговаривает собака. И спросите: “Как разговаривает собака?”.

      Если вы будете проводить такие небольшие развивающие игры каждый день, развитие речи вашего малыша будет в норме и даже выше.

      Источники:

      https://m.vk.com/topic-71806699_30309566

      http://mamabum.ru/normy_razvitiya_rechi_u_detey/16/article

      https://infourok.ru/buklet-dlya-roditeley-normi-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov-1451354.html

      http://logoportal.ru/ekspress-diagnostika-detey-4-5-let/.html

      http://logo.ucoz.org/blog/vozrastnye_normy_rechevogo_razvitija_v_tablicakh/2015-01-02-6

      http://www.myshared.ru/slide/1281796/

      http://super-parents.ru/speak/