Нравственное воспитание детей через художественную литературу

Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу

�ли детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею. Далее в статье комментируется рассказ А.П. Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную историю, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не курить. Таких фактов из жизни детей много, — заключает автор статьи, — и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения.

Сказки как прием убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашский педагог И.Я. Яковлев.

Многие сказки, да и рассказы И.Я. Яковлева, составленные им на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок и рассказов он усовещивает детей ссылкой на объективные условия жизни, а чаще всего — на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в чувашской сказке Не почитающий старого и сам добра не увидит рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т. п

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А.С. Пушкин. вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Итак, работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку младшего школьного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества.

Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека.

художественный литература нравственный дошкольник

ГЛАВА 2. Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

1 Диагностика и результаты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.

Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять — действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании: добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда.

Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально.

Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 чело�

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

�остей личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность cboj бедного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной привычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел.

Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в кампанию по борьбе. Воспитание не борьба, а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повседневных будничных дел.

Нравственные качества личности не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина — поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и конкретный смысл.

Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советы К.Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале — чаще, затем — реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — необходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); нужно при этом добиваться, чтобы ребенок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.

Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

Для воспитания коллективизма, гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия и т. п.

Через призму моральных качеств рассматриваются и отрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах покажите молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких безобидных на первый взгляд привычек.

1.2 Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Русский философ считал чтение книг средством воспитания подрастающего поколения. Интеллектуальные возможности людей воспринимать прекрасное и испытывать эстетическое удовольствие от восприятия различной информации из литературных источников зависит от экономических и социальных условий, в которых они живут. По мнению Г.В. Плеханова, литература всегда изображает жизнь общества, в котором личность уже достигла определенной степени воспитанности. Литературные персонажи, принимающие участие в великом прогрессивном движении человечества, несущие великие идеи, являются положительным примером для подражания, который можно использовать для эстетического воздействия на молодежь в семье. По Г.В. Плеханову, литература пропагандирует эстетические взгляды, идеи, основанные на чувственном восприятии читателями художественных образов.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных п

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Опубликовано: 10:12:41 15-04-2014

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. Например, при беседе с детьми по рассказу Н. Носова «Карасик» рассматривается ситуация: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил всю вину на котенка. Автор обсуждает с детьми о двух возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание, либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). Можно расширить содержание беседы, так как на самом деле в рассказе описаны две ситуации: первая – когда ребенок лжет, опасаясь гнева мамы, т. е. вырабатывает неправильный выход (противоречащий моральной норме, и вторая – когда он видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи побуждает Виталика сознаться в своем поступке, несмотря на возможное наказание.

В ходе беседы с детьми, оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд.

В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы.

Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.

В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования:

Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.

Воспитательные возможности русских народных сказок

Цель работы: повысить компетентность педагогов по вопросам нравственного воспитания детей. Формирование честности как личностного качества, посредством использования народных сказок.

Задачи: — обогащать представления детей о честности; о ситуациях в которых она может проявляться; о честном поведении детей дошкольного возраста; о честном поведении литературных героев; — способствовать проявлениям честности в повседневной жизни; — стимулировать проявление потребности в честных поступках; — формировать способы честного взаимодействия.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом — как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Педагогическое значение сказочного жан­ра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим за­конам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло [«Зимовье»]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят»]; что зло наказуемо [«Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»].

Сказка не дает прямых наставлений детям [типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается [«Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»], мудрость восхваляется [«Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»], забота о близком поощряется [«Бобовое зернышко»]

План использования художественной литературы

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы характера будущего человека, его отношение к людям, к труду, к окружающей действительности, устанавливаются нравственные нормы поведения.

Дети с малых лет начинают разбираться в том, что хорошо и что плохо, ценить положительное, активно проявлять отрицательное отношение ко всему плохому.

По мере развития сознательного отношения к окружающему дети уже способны самостоятельно решать, как следует поступить в том или ином случае, могут критически относиться к своим поступкам, по собственному почину проявлять положительные чувств, хорошо поступать по отношению к другим детям и взрослым.

В нравственном воспитании детей дошкольного возраста исключительно велика роль детской литературы.

«Книга – важнейший фактор воспитания», — писала Н. К. Крупская.

Художественная литература оказывает благотворное воздействие на читателей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах.

Вместе с тем писатель осмысливает жизнь, проявляет определенные симпатии, антипатии к изображаемой действительности, передает это детям.

Тем самым он облегчает ребенку понимание реальных жизненных отношений и вместе с тем формирует его отношение к жизни. В этом и заключается идейно- познавательная роль художественной литературы, как особого вида искусства.

Нравственность приходит к ребенку в раннем возрасте. Когда ему читают стихи, рассказы, и повести, он неизменно ставит себя на место героев и, как правило, им подражает.

Велико влияние первых книг, первых сказок, стихов, песен на формирование мировоззрение ребенка. Если присмотреться к нравственной красоте русских сказок, нетрудно убедиться, что они удивительно человечны.

Книги должны нести ребенку чистоту, ясность русского языка. Они должны быть сказочно красивы, умны и благородны.

Дети очень чутки с справедливости. Они всегда берут сторону несправедливо обиженных. Дети любят героев нравственно чистых, борцов по натуре. Ребенок не безразличен к судьбе литературного героя, способен оценить его действия и поступки.

Примитивная оценка моральных качеств и поступков литературного героя доступна уже младшему дошкольнику, хотя у него еще нет достаточного осознания мотивов своего отношения к персонажу. Он для него просто хороший или плохой.

Художественная литература показывает ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», прививает ему нормы нравственного поведения, но не в виде сухих навязчивых формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него. В подлинно художественном произведении мораль логически вытекает из поступков и поведения героев.

Такое произведение дает возможность читателю самому делать вывод. Но есть и произведения, в которых содержится прямое поучение. К ним относятся басни, нравоучительные сказки и рассказы.

В других литературных жанрах нравственно прекрасное показывается через столкновение противоположных идей и образов. Особенно ярко это представлено в народных сказках, где добро и зло в борьбе и где всегда побеждает нравственно прекрасное.

Очень часто автор раскрывает свой идеал в образе положительного героя. Дети любят таких героев и хотят быть похожими на них.

Художественная литература оказывает большое влияние на детей дошкольного возраста тогда, когда восприятие ее направляется и углубляется воспитателем. Воспитатель является посредником между писателем и детьми – слушателями, и его обязанность донести до детей идею художественного произведения, вызвать у них высоконравственные чувства.

Очень важным является продуманный и целенаправленный подбор художественных произведений для осуществления задач нравственного воспитания детей.

При подборе художественных произведений следует учитывать те нравственные проявления и качества, которые имеются у детей. Как правило, следует заботиться о воспитании тех качеств, которые недостаточно развиты.

Большое значение для формирования у детей нравственных представлений и понятий в связи с восприятием художественных произведений имеет беседа. Беседа должна помочь детям осмыслить мораль, заключенную в художественном произведении, вызвать повторные переживания, вновь возбудить те чувства, которые захватывали детей, когда они слушали рассказы или чтение взрослого, и сделать соответствующие выводы.

Беседа требует тщательной подготовки со стороны воспитателя. Есть произведения настолько яркие, мораль которых легко вытекает из действий и поступков героев, что нет надобности проводить беседу.

О таких произведениях И. Ильинский сказал: «Не стоит ребенку навязывать своего мнения о прочитанном. Достаточно интонацией как бы намекнуть на отношение к герою или событию и обязательно ребенку оставить возможность самому себе домыслить».

Другие произведения требуют обязательного проведения беседы, так как раскрываемая ими нравственная идея не может быть правильно понята детьми без помощи взрослого. Например, басни, рассказы Ушинского.

Художественная литература может быть полноценным средством нравственного воспитания детей только при условии органической связи её со всей воспитательной работай дошкольного учреждения.

Недостаточно только прочитать художественное произведение, побеседовать о прочитанном, пересказать его. Важно связать художественные образы с различными моментами детской жизни, к случаю напомнить детям художественные образы, подсказать иногда правильное решение вопроса, тем более, что дети связывают художественные образы детских книг со своими поступками, с поступками своих друзей. Но все время стоит помнить о большой тактичности, осторожности при использовании художественных образов нравственными поучениями и нотациями.

Так же не стоит забывать о произведениях писателей, рассказывающих о нашей чудесной природе. Следует отобрать нужные для чтения детей произведения. И через них воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

Фотоотчет «Патриотическое воспитание» В современных условиях, когда происходит глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе.

Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью,.

Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На начальном этапе — ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора — это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В течение года систематически читала и рассказывала русские народные сказки. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие — начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры — драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

— консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

— провела занятие которое показали родителям ;

— совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Автор: Корясова Ольга Николаевна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Бузмакова О. С Воспитатель 2 мл. гр. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемРоман Трифонов

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Бузмакова О. С Воспитатель 2 мл. гр.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Бузмакова О. С Воспитатель 2 мл. гр.

2 Испокон века книга растит человека. Русский народный фольклор.

3 Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

4 Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание.

5 Цели: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Способствовать коррекции нарушений эмоционально- волевой сферы в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора(пословицы, поговорки, потешки). Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путём введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора(пословицы, поговорки, потешки). Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.

6 Задачи: 1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.) и правил доброй, счастливой жизни. 2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи. 3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

7 Задачи 4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор. 5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью. 6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда. 7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

8 Формы работы по духовно- нравственному воспитанию посредством художественной литературы. 1. Чтение художественных произведений. 2. Беседа по прочитанному. 3. Повторное чтение. 4. Дискуссия по прочитанному. 5. Проигрывание ситуаций. 6. Выставки(книг, творческих работ, рисунков к прочитанному). 7. Театрализация. 8. Праздники, развлечения. 9. Придумывание сказок, рассказов.

9 Этическая беседа о прочитанном. педагог должен продумать, какой аспект будет раскрыт перед детьми; педагог должен продумать, какой аспект будет раскрыт перед детьми; в соответствии с этим подобрать вопросы; в соответствии с этим подобрать вопросы; нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов; нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов; вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру; вопросы помогают понять душевное состояние ребенка во время чтения, стимулируют дискуссию. вопросы помогают понять душевное состояние ребенка во время чтения, стимулируют дискуссию.

10 Критерии отбора книг для чтения: идейная направленность книги(например, моральный облик героя); идейная направленность книги(например, моральный облик героя); высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей(при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей(при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции; занимательность сюжета, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи. конкретные педагогические задачи.

11 Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей. Художественное восприятие ребенка на протяжении возраста развивается и совершенствуется.

12 Младший дошкольный возраст Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Курочка Ряба» и др.

13 Средний дошкольный возраст Расширение детского жизненного опыта. Круга конкретных представлений. Расширение детского жизненного опыта. Круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт. Совершенствуется и обогащается читательский опыт. Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Эмоциональное отношение к героям имеет конкретный действенный характер. Целесообразно дополнять произведение «нравственным уроком», что позволяет усилить воздействие на ребенка. Эмоциональное отношение к героям имеет конкретный действенный характер. Целесообразно дополнять произведение «нравственным уроком», что позволяет усилить воздействие на ребенка.

14 Старший дошкольный возраст Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Становиться на место персонажа. Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Становиться на место персонажа. Целесообразно использовать для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовать дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления. Целесообразно использовать для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовать дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления.

15 Предполагаемые результаты 1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру. 2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. 3. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

16 Предполагаемые результаты 4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества. 5. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах. 6. Деятельное отношение к труду. 7. Ответственность за свои дела и поступки.

17 Литература Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. –

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Испокон века книга растит человека.

(Русский народный фольклор.)

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3–7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях.

В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. .В группе преобладает средний уровень готовности к формированию нравственной культуры личности дошкольников. А это значит, что в воспитательном и образовательном процессе детского сада необходимо создавать педагогические условия для нравственного воспитания дошкольников, основой которого могут стать произведения художественной литературы.

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды.

1. Определить особенности нравственного воспитания детей.

2. Обосновать использование художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников младшего возраста.

3. Провести практическую работу по определению влияния произведений художественной литературы на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Я изучила литературу по данному вопросу и выделила для себя следующие аспекты.

Что такое нравственные чувства?

Нравственными называются чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

Основная мысль, идея сказки выражена с помощью метода «активной наглядности». Герои, являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный, и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороныВажно, что сказка не дает прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.

2 этап работы – Формирующий

3 этап работы – Контрольный

1 этап — Констатирующий.

Правильная организация предметной среды и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду. На данном этапе была создана оптимальная предметно – развивающая среда.

Имеется литературно — художественный центр.

Оборудование для театрализации и драматизации: ширма, костюмы для ряженья, разные виды театров (настольный, пальчиковый, бибабо)

Дидактические игры литературного содержания, с грамматическим содержанием.

2этап работы – ФормирующийЦель: планирование и разработка содержания предстоящей работы по формированию у детей нравственных чувств посредством чтения художественнолй литературы.

Эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Эмоциональное развитие ребенка тесно связано с социальными навыками.

Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать отношениям положительный, гуманистический характер, постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Разработана тематика нод, связанных с тематическим планированием.

Можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

Во время чтения художественных произведений в соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Колобок», «У страха глаза велики», «Лиса и заяц», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», ; сказки народов мира «Два жадных медвежонка» (Венгерская). «Пых» (Белорусская), «У солнышка в гостях» (словацкая, а также авторские» Крошка Енот и Тот , кто сиди в пруду»Л. Мурр , «Ухти- Тухти» Б.Поттер.

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам.

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными, но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

– Какая лиса в сказке» Кот петух и лиса»? – спрашивает педагог.

– Хитрая, умная, жестокая, – говорят дети.

– И только-то? – удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, выманивает петушка из домика и уносит его в себе в нору. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Разве хорошо поступили между собой медвежата»? » (сказка Два жадныйх медвежонка»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей.

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков. Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня? » (занятие по сказке «Гуси лебеди»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель. зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова.

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалог Зайц и Колобок сказка « Колобок»

Чтобы дети хорошо знали содержание художественных произведений, и для воспитания любви к ним, использую такие формы работы со сказками:

• Рассказ знакомой сказки по кругу.

• (по аналогии) .• Узнай сказку по песенке героев

Театрализация сказки на интегрированном занятии помогла вспомнить ее содержание, привлечь внимание детей к ее героям, к их эмоциональным состояниям, передать их с помощью мимики. Далее в форме беседы на основе содержания сказки решались вопросы ознакомления детей с понятием семья, их взаимоотношением, за примерами обращаюсь к опыту детей..Важным средством воспитания является игра. На занятиях я использую много игровых упражнений. Например, игра «Хорошо — плохо». Цель данной игры: закрепление понятий о хороших и плохих поступках, формирование умения использовать мимику для выражения эмоций.

Для решения проблемных ситуаций, конфликтов, возникающих в жизни детей, использую режиссерские игры, приобщаю детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них. Таким образом, формирую и закрепляю понятие о нравственных поступках детей.

Артемова Е. И. Духовно- нравственное воспитание дошкольников // Дошкольна педагогика. – 2012. — №7.

Буре Р. С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, М., 2012.

Гарбуза Л.Г. . Духовно- нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольна педагогика. – 2012. -№5.

Грибок В.В., Рыбакова И. А. художественная литература как средство формирования социально- нравственного поведения детей дошкольного возроста // Дошкольная педагогика – 2013. — №1.

Размер файла: 20 kB Загрузок: 0

Источники:

http://kakvospitat-rebenka.ru/vospitanie-doshkolnika/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-2.html

http://a2b2.ru/methods/1733_nravstvennoe_vospitanie_detey_posredstvom_hudojestvennoy_literatury/

http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-hudozhestvenoi-literatury-na-nravstvenoe-vospitanie-detei.html

https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/tema-laquo-nravstvennoe-vospitanie-detey-sredstvami-hudozhestvennoy-literatury-raquo-911700

http://www.myshared.ru/slide/762349/

https://profhelp.net/3896627/