Общероссийская система мониторинга физического развития детей

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи"

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916

«Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации обеспечить проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг).

См. Состав рабочей группы по подготовке нормативных и методических документов для реализации настоящего постановления, утвержденный приказом Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 320

О создании Координационного совета по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в РФ см. приказ Госкомспорта России от 11 февраля 2004 г. N 118

3. Установить, что финансирование проведения мониторинга осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и Министерству образования Российской Федерации.

29 декабря 2001 г.

об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916)

2. Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее именуется — мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации.

См. Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60

3. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.

Федеральный информационный фонд является частью федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга.

6. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;

7. Проведение мониторинга включает в себя:

а) наблюдение за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

а) сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу ее в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации;

б) подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья населения в городах и других населенных пунктах.

б) проведение анализа полученных данных, выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на уровне субъектов Российской Федерации;

г) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.

11. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации осуществляет:

а) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);

в) подготовку предложений для федеральных органов исполнительной власти о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 39

Общероссийская система мониторинга физического развития детей

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об общероссийской системе мониторинга состояния физического

здоровья населения, физического развития детей, подростков

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемое Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать с участием органов управления образованием, физической культурой и спортом на основе данных мониторинга соответствующие меры, направленные на укрепление физического здоровья населения и физического развития детей, подростков и молодежи, предусмотрев их финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и других источников.

Положение об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи

от 29 декабря 2001 года N 916

1. Настоящее Положение устанавливает цели, задачи и порядок проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и формирования федерального информационного фонда данных мониторинга.

4. Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных документов и методических материалов.

5. Федеральный информационный фонд данных мониторинга (далее именуется — федеральный информационный фонд) представляет собой базу данных о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, формируемую на основе ежегодных наблюдений, а также совокупность нормативных документов и методических материалов в области анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека.

а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;

б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;

в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;

г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);

д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;

ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

б) сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

8. Проведение мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется органами и учреждениями системы образования, физической культуры и спорта, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9. Учреждения системы образования, физической культуры и спорта осуществляют:

10. Органы государственного управления образованием, физической культурой и спортом совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют:

а) формирование баз данных на основе результатов мониторинга, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации;

в) подготовку предложений для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам укрепления здоровья населения, установления факторов, оказывающих негативное воздействие на человека, и их устранения;

б) единое методическое обеспечение проведения мониторинга в Российской Федерации;

г) совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования федерального информационного фонда;

д) передачу информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.

12. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации определяет структуру, объем и периодичность представления в федеральный информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга.

Приказ Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 320 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи"

Приказ Минздрава РФ от 18 октября 2002 г. N 320

«О реализации постановления Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи»

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи», Соглашения об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской Федерации в области социально-гигиенического мониторинга от 26.04.2002 N 1 приказываю:

1.1. Состав рабочей группы по подготовке нормативных и методических документов для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (Приложение N 1).

1.2. Перечень показателей, подлежащих измерению для оценки физического развития (по половозрастным группам) при проведении мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (Приложение N 2).

2. Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора:

2.1. Обеспечить контроль за ходом проведения мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи и реализации Соглашения об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской Федерации в области социально-гигиенического мониторинга от 26.04.2002 N 1 в пяти пилотных территориях: центрах госсанэпиднадзора в г.Москве, г.Санкт-Петербурге, г.Екатеринбурге, г.Нальчике, г.Иркутске.

См. письмо Департамента госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 13 января 2003 г. N 1100/111-03/118

2.2. Обеспечить взаимодействие центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации с территориальными учреждениями Госкомспорта России и Минобразования России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской Федерации в области социально-гигиенического мониторинга от 26.04.2002 N 1.

3.1. Обеспечить сбор и анализ информации по показателям мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

3.2. Включить данные мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи в Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга.

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, обеспечить сбор данных контроля физического развития, в соответствии с Порядком проведения мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (как составной части социально-гигиенического мониторинга), и передачу их в Федеральный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга.

4.1. Информировать органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации о результатах ведения мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в Российской Федерации.

5. Руководителям органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить наличие в медицинских кабинетах школ, техникумов и вузов необходимого набора инструментов для контроля физического развития.

5.2. Обеспечить контроль за работой по оценке физического развития в соответствии с Порядком проведения мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (как составной части социально-гигиенического мониторинга).

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

Мониторинг физической подготовленности детей от 3-7 лет

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ от 3-7 лет

Прыжок в длину с места(см)

Скорость бега на 30 м. (сек.)

Скорость бега на 10 м. (сек.)

Дальность броска (м.)

Бросок набивного мяча (1 кг)

Скорость бега на 90 м.(сек)

Скорость бега на 120 м.(сек)

Скорость бега на 150 м.(сек)

Литература: Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста (методические рекомендации)/Москва 1983 год

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из наиболее важных направлений педагогический дея­тельности является контроль над реализацией программы физиче­ского воспитания на основе анализа результатов диагностики физи­ческого состояния воспитанников.

Физическая подготовленность детей характеризуется совокупно­стью сформированных двигательных навыков и основных физиче­ских качеств.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных дейст­виях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, мета­нии), игровых, спортивных занятиях.

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двига­тельных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к за­креплению неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста не­обходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, си­лы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их раз­нообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не мо­гут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организ­ма. Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма.

Мониторинг даст возможность объективной оценки развития двигательных качеств. Система гестов представляет собой мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми, мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в определенные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии детей.

При подготовке методических рекомендаций использованы результаты исследований Челябинского государственного института физической культуры. Общероссийской системы мониторинга фи­зического развития детей (от29 декабря 2001 г. № 000).Мате­риалы систематизированы и приняты к работе на методиче­ском объединении инструкторов по физической культуре г. Нефтеюганска.

Предлагаемые методические рекомендации могут быть исполь­зованы для определения уровня физической подготовленности де­тей 3-7 лет проживающих в условиях Среднего Приобья.

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ.

К числу основных физических качеств относят гибкость, раз­личные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростносиловые качества), ловкость, а также координационные способности.

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Спо­собность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем физическом состоянии человека. Пока­зателем гибкости служит наибольшая амплитуда движения.

Быстрота — способность человека совершать двигательные дей­ствия в максимально короткий отрезок времени. Она относится к числу консервативных, т. е. трудно развиваемых, качеств человека.

Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.

Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардио-респираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности.

Сила — взаимодействие психикофизиологических процессов ор­ганизма человека, позволяющих преодолевать внешнее сопротив­ление за счет мышечных усилий. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей.

Ловкость — более общее по сравнению с координацией понятие. Это комплексное качество обеспечивает рациональное и быстрое выполнение движений в меняющихся условиях.

Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, орга­нически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физиче­ской подготовленности.

Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспи­тателем по физической культуре под руководством старшего воспи­тателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью де­тей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития. Особенно важно наблюдение за детьми малопод­вижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, на­оборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.

Проведенный анализ научно-методической литературы и обоб­щение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), но результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Тестирование уровня физической подготовленности детей Представляется, что наиболее объективными и интегральными по­казателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

1. Тест на определение скоростных качеств:

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде "На старт!" участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде "Внимание!" наклоняются вперед и по команде "Марш!" бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение выносливости:

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге на 90 м (300м) у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Заранее разметить дистанцию — линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут само­стоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появле­ния первых признаков усталости. Тест считается правильно выпол­ненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжи­тельность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и другихсистем, позволяющие совершать дей ствия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скороетно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя но­гами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

4. Тест на определение гибкости:

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у де­тей дошкольного возраста.

Методика:сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины — перпендикулярная линия, которую размеча­ют через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Вы­полняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

5. Тест на определение координационных способностей: Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои

действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся об-

становки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участ­ника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде "На старт!" участники выхо­дят к линии старта. По команде "Марш!" бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

6. Тест на определение силовой выносливости:

Цель: Определить силовые качества в сгибание туловища.

Методика: Испытуемый лежит на спине, руки за головой, ноги удерживаются партнером (колени прямые, стопы прижаты к опоре). По команде «Можно» испытуемый выполняет сгибание туловища до вертикали (сед прямой), затем возвращается в исходное положе­ние. Упражнение выполняется максимальное количество раз в течение одной попытки.

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида: утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомофизиологическим особенностям дошко­льников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не тре­буют больших временных затрат.

Для обеспечения объективности результатов обследования не­обходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая рег­ламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

l определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом ("зоны ближайшего развития");

l изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;

l разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными, правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспи­татель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь к организации зтой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания. Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения.

Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.).

Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно проверить степень готовности педагога и в случае необходимости провести консультации на эту тему.

Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле-мае.

Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег. дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во вре­мя последней. В протоколы вносится лучший результат. Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

l доступность двигательных задании для детей различного уровня физического развития;

l соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;

l использование тех движений, которые не требуют предвари­тельного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);

l простота методики проведения обследования (не требует боль­ших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;

• соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;

l возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;

l повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить "сквозное" тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;

l использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

Для получения объективных данных первичное и повторное обсле­дования должны осуществляться в одинаковых условиях. Обязательно следует четко соблюдать методику тестирования. За­ранее отрабатывается единая методика подачи команд. Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.

АНАЛИЗ И ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.

Оценка полученных результатов — сложная задача. При оценке двигательных умений и физических качеств использу­ются количественные и качественные показатели.

Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастнополовым показа­телям физической подготовленности детей, разработанных на осно­ве стандартов, как правило, для определенного географического региона.

В результате анализа принято выделять детей со средним, высо­ким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень оп­ределяется по большинству показателей, которые подпадают под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подго­товленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качест­ве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма ха­рактеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей разви­тия каждого ребенка.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2002 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"ОБ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ,

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ"

В целях реализации постановления Правительства Российской

Федерации от 29.12.01 N 916 "Об общероссийской системе мониторинга

детей, подростков и молодежи", Соглашения об информационном

взаимодействии Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Государственного комитета Российской Федерации по физической

культуре, спорту и туризму, Министерства образования Российской

Федерации в области социально — гигиенического мониторинга от

1.1. Состав рабочей группы по подготовке нормативных и

методических документов для реализации постановления Правительства

Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 916 "Об

общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья

населения, физического развития детей, подростков и молодежи

1.2. Перечень показателей, подлежащих измерению, для оценки

физического развития (по половозрастным группам) при проведении

мониторинга состояния физического здоровья населения, физического

развития детей, подростков и молодежи (Приложение N 2).

2. Департаменту государственного санитарно —

2.1. Обеспечить контроль за ходом проведения мониторинга

состояния физического развития населения, физического развития

детей, подростков и молодежи и реализации Соглашения об

информационном взаимодействии Министерства здравоохранения

образования Российской Федерации в области социально —

гигиенического мониторинга от 26.04.2002 N 1 в пяти пилотных

территориях: центрах госсанэпиднадзора в г. Москве, г. Санкт —

Петербурге, г. Екатеринбурге, г. Нальчике, г. Иркутске.

2.2. Обеспечить взаимодействие центров государственного

санитарно — эпидемиологического надзора в субъектах Российской

Федерации с территориальными учреждениями Госкомспорта России и

Минобразования России в соответствии с Соглашением об

Российской Федерации, Государственного комитета Российской

Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Министерства

гигиенического мониторинга от 26.04.2002 N 1.

3. Федеральному центру госсанэпиднадзора Минздрава России:

3.1. Обеспечить сбор и анализ информации по показателям

мониторинга состояния физического развития населения, физического

развития детей, подростков и молодежи.

3.2. Включить данные мониторинга состояния физического

развития населения, физического развития детей, подростков и

молодежи в Федеральный информационный фонд социально —

4. Главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах

Российской Федерации, обеспечить сбор данных контроля физического

развития, в соответствии с Порядком проведения мониторинга

социально — гигиенического мониторинга), и передачу их в

Федеральный информационный фонд социально — гигиенического

4.1. Информировать органы государственной власти и местного

самоуправления субъектов Российской Федерации о результатах

ведения мониторинга физического развития и физической

подготовленности детей, подростков и молодежи в Российской

5. Руководителям органов управления здравоохранением в

субъектах Российской Федерации:

5.1. Обеспечить наличие в медицинских кабинетах школ,

техникумов и вузов необходимого набора инструментов для контроля

5.2. Обеспечить контроль за работой по оценке физического

развития в соответствии с Порядком проведения мониторинга

физического развития и физической подготовленности детей,

подростков и молодежи в Российской Федерации (как составной части

социально — гигиенического мониторинга).

6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на

Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916

"Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи"

Настоящее Положение устанавливает цели, задачи и порядок проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и формирования федерального информационного фонда данных мониторинга.

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Мониторинг физической подготовленности детей дошкольного возраста является основой диагностики, в который входит подготовка и проведение тестовых упражнений.

В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программам. Практически все программы предусматривают необходимость контроля физической подготовленности детей, осуществляемого с помощью тестов (контрольные упражнения).

Тесты — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия. В теории и методике физической культуры приняты следующие требования к тестам:

Ø соответствие критериям стандартизации (надёжность, информативность, наличие системы оценки, стандартность условий проведения);

Ø простота и доступность возможностям испытуемых;

Ø исключение (по возможности) влияния прошлого двигательного опыта и морфофункциональных особенностей развития;

Ø применения при массовых обследованиях в любых условиях внешней среды;

Ø простота использования для обследования оборудования и инвентаря;

Ø возможность количественно изменить показанный результат.

В связи с тем, что по результатам тестирования в дошкольном учреждении разрабатываются образовательные маршруты для групп и проводится ориентация каждого обследуемого на соответствующий для него двигательный режим, эта процедура носит название диагностика.

В оценке физической подготовленности особое место занимает вопрос нормативов. В большинстве программ дошкольного образования определены конкретные результаты тестов для детей каждой возрастно-половой группы.

Однако, ориентируясь на норматив в оценке физической подготовленности дошкольников необходимо учитывать следующее:

Ø нормативы должны обновляться каждые пять лет;

Ø нормативы должны быть региональными;

Ø нормативы должны учитывать индивидуальные особенности детей.

В учебные и методические пособия по физической культуре дошкольников включены нормативы различные для мальчиков и девочек. Однако исследователи, пытавшиеся обосновать нормативы физической подготовленности для мальчиков и девочек, вынуждены были констатировать значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей, не совпадавшие со схемой «мальчики-девочки».

Известно, что результаты во многих физических упражнениях зависят от размеров тела ребёнка (от типа их конституции).

Следует отметить, что внедрение в практику физического воспитания дошкольников тестирования их физической подготовленности оказало в своё время положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса. В то же время использование в работе с дошкольниками системы определения физической подготовленности, разработанной для школьников, привело к смещению приоритетов от идеи самореализации и саморазвития личности ребёнка в движении к прообразу спортивного отбора. И сегодня ряд рекомендуемых в литературе тестов не учитывает индивидуальные особенности детей и специфичности организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

Таким образом, выбирая систему оценки физической подготовленности дошкольников, специалист по физической культуре должен определить небольшое количество тестов, простых в использовании, имеющих высокую корреляцию с основными показателями здоровья и комплексно характеризирующих физическую подготовленность.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования

упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении.

Качество образования и здоровье детей

В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.

Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.

Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства образования Российской Федерации Д. Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одаренных детей и на 10–15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

К сожалению, забота о здоровье многомиллионной армии обучающихся не стала приоритетом национальных проектов «Образование» и «Здоровье». То же самое можно сказать о рассматриваемом Рособрнадзором Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Государственной Думой законопроекте о создании общероссийской системы оценки качества образования». В большинстве выступлений качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам Единого государственного экзамена и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей?

В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании.

Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, ее раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. Организм дошкольника, рассчитанный на значительные объемы двигательной активности, работает с большой недогрузкой. Это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма человека. Низкие функциональные возможности детей не только свидетельствуют о неблагоприятном влиянии факторов среды обитания, но и позволяют считать неэффективными принимаемые меры в плане формирования здорового образа жизни учащихся.

На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребенка от ее неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. Укрепление и сохранении здоровья – важнейшая задача государственной политики в области обновления образования. Ее решение должно сыграть роль в сохранении нации, ее генофонда. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Это единственная учебная дисциплина, которая традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников, студентов, всех учащихся.

Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и трудоспособный возраст. В начале XXI в. Россия отстает по продолжительности жизни от десятка наиболее развитых стран мира: мужчины – на 15–19 лет, женщины – на 7–12 лет. Уровень рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости) не превышает 1,35 при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Родительское поколение замещается детьми лишь на 60%. Общество стареет.

В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. На международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.», проходившем в Москве в мае 2004 г. («Физическая культура в школе», № 8, 2004. – С. 8), было обнародовано и доказано катастрофическое состояние здоровья детей и подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ – менее 10% от общего числа выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – на 84%. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. В подтверждение приводятся следующие цифры: если в 60-е годы старшеклассники распределялись по группам здоровья так: I группа – 36,5%, II группа – 23,5%, III группа – 40%, то в 2000 г.: I группа – 2,3%, II группа – 28,7%, III группа – 69%. К началу ХХI в. отмечается лавинообразное падение числа здоровых детей. В московских школах их не более 2–5%. Не в лучшую сторону изменяются морфологические показатели: во всех возрастных группах масса тела теперь ниже в среднем на 7–9 кг.

Правдивость этих исследований подтверждается результатами ежегодного призыва выпускников школ в Российскую армию. Средний уровень физической подготовленности в 10–11-х классах равняется примерно 70–80% того, что было 20–25 лет назад. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Общая заболеваемость учащихся 11-х классов в 2 раза выше, чем учеников 1–2-х классов (В.Д. Сонькин). Гиподинамия из-за увлечения телепередачами, компьютерными играми, Интернетом стала массовым явлением. Например, в Китае у двух миллионов молодых людей 17–20 лет выявлена болезнь, названная «интернетной зависимостью».

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25% учащихся. У 35% она не соответствует оптимуму, способствующему гармоничному развитию и сохранению здоровья ребенка. Здоровью школьников не способствуют и значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодежной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Результаты мониторинга московских старшеклассников и студентов первых курсов начального и среднего профессионального образования, полученные в 2005 г. Национальным научным центром наркологии Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют:

регулярно курят – 40%;

употребляют пиво – 38%;

употребляют вино – 18%;

употребляют крепкие напитки – 15%;

пробовали наркотики – 25%.

Министерство обороны Российской Федерации сообщает, что 70% призывников имеют опыт употребления наркотиков. Формирование зависимости и болезни приходится на 18 лет, пик – на возраст студенчества. («Учительская газета» от 11 апреля 2006 г. – С. 20). Неумеренные амбиции и стремление к быстрым учебным достижениям затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о сохранении и укреплении здоровья детей.

Тревожная статистика состояния здоровья озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту, созданного при Президенте России. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается, и по прогнозу число посещающих спецмедгруппу может достигнуть 50%. На первом месте – болезни сердечно-сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и т.п.), на третьем – органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. От внезапной остановки сердца ежегодно в Российской Федерации умирает 250 тысяч человек (Бокерия), а затраты на здравоохранение в РФ составляют 3% от ВВП, тогда как в США – 18% (Рошаль).

Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими цифрами:

высокий уровень – у 1,8% студентов;

очень низкий – у 69%

(«Учительская газета», 2003 г., № 51 – С. 22.).

По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков российской Академии медицинских наук, школьников с дефицитом массы тела за последнее десятилетие стало больше в 1,5 раза. Частота выявления у них функциональных отклонений выросла на 20%. За это же время уровень общей заболеваемости детей увеличился практически в 1,3 раза, доля же здоровых детей, по результатам Всероссийской диспансеризации, составила 33,89%. Удельный вес детей с хроническими патологиями и детей-инвалидов возрос вдвое («Новости образования». – 2003. – № 15–16 (48). – С. 2). Такая статистика – реальная угроза национальной безопасности, и эта проблема может стать тяжким бременем для страны. О тревожной статистике здоровья в цифрах и фактах, наиболее значимых для физического развития детей и молодежи, сообщалось в Москве (октябрь 2006 г.) на совместной сессии шести Российских академий наук, посвященной теме «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития общества и государства» («Физическая культура в школе». – 2007. – № 2. – С. 38). Шесть российских академий под председательством Президента Российской академии наук собрались впервые, чтобы обратить внимание государства на катастрофическое положение его детей, его будущего. Вывод ученых категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса».

Научное сообщество медиков, гигиенистов, психологов доказательно заявило, что негативную роль в ухудшении здоровья подростков, наряду с другими факторами, сыграло и проводимое реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающее условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения подростковой популяции.

Современная ситуация складывается так, что обучение и здоровье заняли по отношению друг к другу противоположные позиции. По словам Ирины Родниной, российское образование, в котором 60% учащихся имеют отклонения в здоровье, а физическая подготовленность призывников с каждым годом ухудшается, работает на Министерство здравоохранения. Такое состояние системы образования не может устраивать работодателей, потребителей образовательных услуг.

Как бороться с этой бедой? Как измерить показатели здоровья и контролировать их динамику под воздействием учебных нагрузок в школе и вузе? Как определить: содействует ли учебное заведение здоровью учащихся?

Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса

Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.

Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.

Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии (по Брехману) – в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.

Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% – наследственность, в 20% – состояние окружающей среды, и только в 8,5% случаев эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.

Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.

Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.

Наш курс «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» как никогда актуален и востребован. Об этом свидетельствует решение Правительства Российской Федерации от 25.09.06 одобрить и передать в Государственную думу Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся». Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения в регионах Российской Федерации, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет профилактики заболеваемости.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;

уменьшить склонность к полноте;

улучшить функции сердца и дыхательных органов.

Национальные проекты «Образование» и «Здоровье» (проблемы и решения)

В национальном проекте «Здоровье» приоритет отдан развитию первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи. Обозначены и категории граждан, которым она должна быть оказана: женщины в период беременности, новорожденные дети, работающие граждане, в том числе с вредными и опасными производственными факторами, неработающие пенсионеры. Куда подевалась многомиллионная армия учащихся образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, школ, вузов и т.д.), дети и подростки которой относятся к самым уязвимым слоям населения? Вероятно, забота об их здоровье прописана в национальном проекте «Образование»? Однако среди его приоритетных направлений указаны: поддержка лучших образцов отечественного образования и образовательных технологий, создание университетов и бизнес-школ мирового уровня, улучшение воспитательной работы в школах и профессиональной подготовки в армии.

Объединив национальные проекты «Образование» и «Здоровье» применительно к учащимся образовательных учреждений, рассмотрим две проблемы и наметим пути их решения.

Первая проблема. Рациональное распределение и использование многомиллиардных финансовых средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на здравоохранение и образование.

Вторая проблема. Оценка эффективности реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» по конечным результатам с помощью общедоступных и понятных критериев.

Решение этих проблем весьма актуально. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития из 30 развитых стран считают самым большим недостатком отечественной инновационной системы России поразительную диспропорцию между инвестируемыми средствами и получаемым результатом, хотя в создание новых знаний Россия вкладывает гораздо больше денег, чем большинство стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения (Ясин).

Известны программы: Евразийской ассоциации университетов «Физический статус студента России», программы федерального уровня «Дети России образованы и здоровы», а также республиканского уровня «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», цель которых – повышение уровня знаний при сохранении и укреплении здоровья детей, а не за счет его.

В погоне за знаниями о здоровье детей часто не задумываются ни родители, ни администрация образовательного учреждения. На первом плане в решении вопросов модернизации образования – совершенствование образовательных, а не оздоровительных технологий, компьютеризация, информатизация, Интернет, контроль учебных достижений с помощью тестовых методик (Единый государственный экзамен, Интернет-тестирование и другие). Едва ли такая модернизация будет способствовать здоровью.

Подсказкой в решении первой проблемы могут служить материалы доклада Государственного совета Российской Федерации 24.03.06. «О развитии образования в Российской Федерации», в котором среди приоритетных задач обозначены: восстановление и развитие школьного здравоохранения, физического воспитания, массовые занятия физической культурой, спортом и туризмом. Приведенные в докладе факты прямо указывают направления использования финансовых средств. Сложившаяся за последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи – это не только следствие учебных перегрузок и стрессов. Это старение и выход из строя спортивных объектов образовательных учреждений, резкое повышение стоимости платных услуг в сфере физической культуры, спорта и туризма, рост цен на спортивную форму и инвентарь. Эти причины не способствуют вовлечению в массовый спорт, делают его недоступным для большинства детей. Много вопросов, требующих решения, и в школьном здравоохранении. В 30% школ нет медперсонала, в 67% школ отсутствуют медицинские кабинеты, лишь 50% школ имеют помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентированное действующими нормативными документами. А это значит, в школах нет простейших приборов: динамометров для измерения силы, спирометров для измерения жизненной емкости легких и других. С их помощью определяются характеристики физического развития, физическая и функциональная подготовленность. Без измерения и отслеживания в мониторинге этих показателей здоровья нельзя дать оценку эффективности внедрения любых образовательных, оздоровительных и здоровьесберегающих методик и технологий.

Вложение средств, выделенных на реализацию национальных проектов, в строительство и оснащение спортивных объектов и медицинских кабинетов, в стимулирование труда преподавателей физической культуры, тренеров, а также медицинского персонала учебных заведений позволит организовать широкомасштабное систематическое (в начале и в конце учебного года) тестирование показателей здоровья по параметрам физического развития, физической и функциональной подготовленности. Это будет действенным профилактическим средством в борьбе с учебными перегрузками, стрессами, негативными проявлениями (наркомания, алкоголизм и др.), за сохранение здоровья детей. Обеспечение положительной динамики этих показателей здоровья на протяжении всех лет учебы – неотъемлемая часть правильной организации учебного процесса.

Решение первой проблемы позволяет перейти ко второй. При поиске критериев для оценки эффективности реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» мы воспользовались «Концепцией федеральной (общероссийской) системы тестирования в образовании». Концепция активно внедряется в большинстве регионов России для контроля уровня знаний. Это подтверждает эксперимент по Единому государственному экзамену, вступивший в завершающую стадию.

Главный конечный результат в образовании – положительная динамика учебных достижений обучающихся. Качественные и количественные показатели, измеряемые с помощью тестовых заданий, выбраны нами как один из основных критериев. Например, количественная оценка – полученный расчетом балл как по отдельным предметам, в том числе и по физической культуре, так и средний по всему образовательному циклу; качественная оценка – перевод балльной системы в традиционную: «отлично», «хорошо» и т.д.

Главный конечный результат в здравоохранении – сохранение и укрепление здоровья обучающихся. По аналогии с образованием, это положительная динамика измеряемых по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности показателей здоровья. Методика такого тестирования признана учебным пособием федерального уровня, выдержала в Москве три издания (2004, 2005, 2006 гг.). Рассчитанные по ней критерии также определяют качественные и количественные характеристики. Например, характеристики физического развития: качественные – дефицит массы тела, масса тела в норме, избыток массы тела; количественные – величина весоростового индекса, индекса силы и другие. Характеристики физической подготовленности: качественные – уровень физических качеств в норме, выше или ниже нормы; количественные – их расчетные значения и т.д.

Эти две группы критериев можно измерить и рассчитать, что всегда было слабым звеном педагогической науки. Отслеживая их мониторинг в образовании, мы оцениваем эффективность внедрения любых инновационных образовательных технологий, а также мер по модернизации и совершенствованию учебного процесса. Аналогично в здравоохранении оцениваются любые мероприятия и здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление здоровья детей.

Решением второй проблемы является расчет соотношения затраченных на реализацию национальных проектов средств с учебными достижениями обучающихся и состоянием их физического здоровья. Полученные расчетом с использованием информационно-диагностических, компьютерных технологий конкретные цифры покажут эффективность вложенных в национальные проекты финансовых средств.

Реализация подпрограмм национальных проектов «Образование» и «Здоровье» применительно к учащейся молодежи будет способствовать созданию новой идеологии в отношении к здоровью в педагогической среде, а также позволит разработать дифференцированную систему финансирования, учитывающую результаты труда как отдельного преподавателя-предметника, так и всего коллектива образовательного учреждения.

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен стать основой при построении общероссийской системы оценки качества образования.

В Управлении образования г. Казани, участвующем в реализации республиканской программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», автором разработана и внедрена с 1999 г. методика комплексной оценки показателей здоровья. Методика стала дипломантом конкурса программ, содействующих здоровью, объявленного Министерством образования Республики Татарстан. По этой методике работают все школы Казани, она прошла апробацию в дошкольном учреждении и вузе, рекомендована в качестве учебного пособия Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Татарстан, а также Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту к внедрению в регионах России.

Преподаватели физической культуры, основ военной подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, заинтересованные в результатах своего труда, получили учебное пособие, базирующееся на современных информационно-диагностических технологиях. Эти технологии дают возможность значительно снизить непроизводительные затраты времени педагога, повысить эффективность использования его творческого потенциала. Компьютер помогает учителю не только хранить результаты тестирования и оценивать их соответствие нормативам, но и по разработанным критериям анализировать динамику показателей здоровья, проводить их экспертизу для каждого учащегося, класса, курса. Без этой информации невозможно определить, что необходимо для нормального умственного и физического развития и обеспечения здоровья, какие должны быть приняты научно обоснованные решения по корректировке учебного процесса.

Основа методики комплексного педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, ведем поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика.

Публикация статьи произведена при поддержке центра передовых репродуктивных технологий «ВитроКлиник». Обратившись в клинику «ВитроКлиник» Вы получите полный спектр услуг по диагностике женского бесплодия, включающих в себя проверку на инфекционные заболевания и их лечение, что избавит Вас от трат времени на выбор достойного медицинского учреждения, вводя в поисковое окно браузера такие запросы, как: «гинекология уреаплазма». Использование самого современного оборудования и эффективных методик работы, опыт и профессионализм специалистов клиники «ВитроКлиник» являются гарантами того, что все предоставляемые услуги соответствуют самым строгим стандартам качества и надежности. Узнать больше о предложении клиники и записаться на прием On-Line можно на сайте www.VitroClinic.Ru

1. Приведите примеры тревожной статистики здоровья детей и молодежи.

2. Что сказано в приоритетных национальных проектах «Образование» и «Здоровье»?

3. Зачем нужны мониторинговые исследования показателей здоровья?

4. С помощью каких критериев можно измерить и оценить конечный результат работы образовательного учреждения?

1. В чем Вы видите роль предмета «физическая культура» в оценке качества образования?

2. Приведите примеры тревожной статистики здоровья детей в Вашем районе (регионе).

3. Что Вы можете сказать о модернизации образования в сфере физической культуры? Коснулась ли она Вашего образовательного учреждения? Этот же вопрос касается национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Рекомендуемая литература

1. ;Шилов Д. Совершенствование системы охраны здоровья школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1998. – № 6.

2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже десятилетий. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001.

3. Галиахметов И.Р., Каюмов М.К., Ланда Б.Х. Комплексный педагогический мониторинг качества образования. // Национальные проекты. – 2006. – № 4.

4. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» / Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

5. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» / Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

6. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

7. Галиахметов И.Р., Ланда Б.Х. Комплексному мониторингу показателей здоровья – законодательную основу. // Выступление на конференции «Здоровье населения Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения». – М.: Комитет по образованию и науке Федерального собрания Российской Федерации, 2005.

8. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Здоровье – это прибыль. – М., 1991.

9. Медицинское страхование и социально-экономическая защита трудящихся в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт) / ВНИИ социального страхования. – Казань, 1992.

10. Харисов Ф.Ф. и др. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан. – Казань: Хетер, 1998.

11. Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2003. – № 1. – С. 2.

Источники:

http://base.garant.ru/12125274

http://docs.cntd.ru/document/901807938

http://base.garant.ru/4178698

http://pandia.ru/text/78/157/34530.php

http://www.webapteka.ru/phdocs/doc3182.html

http://www.lektsii.net/1-98487.html

http://spo.1september.ru/article.php?ID=200701706