Основные факторы социального формирования личности

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (96, т. 2, с. 71). В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим

факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для

оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего «Я». В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

§4. Основные факторы, способствующие формированию личности преступника

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

— сама личность со всеми присущими ей свойствами;

— малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;

— общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.

Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, т.к. касаются только профессиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т.д.).

Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы поведения, которые противоречат праву и общественной нравственности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (неформальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за выполнением указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и групповыми нормами, что проявляется в безнравственности, правонарушениях и преступлениях.

Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого-либо воспитания.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно-психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.

В правоохранительных органах эта работа проводится в двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с решением вопросов о привлечении к уголовной ответственности либо применении индивидуально-профилактического воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщенной, типичной характеристики различных категорий лиц, совершивших преступления.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы основные признаки криминологического понятия личности преступника?

2. В чем заключаются особенности преступного поведения?

3. Назовите содержательные признаки структуры личности преступника и покажите, в чем заключается их практическое значение.

4. Назовите, какие особенности личности играют основную роль в детерминации преступного поведения.

5. Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в формировании личности преступника?

6. В чем заключается практическое назначение типологии личности преступников?

7. Каковы основные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование криминогенных свойств у лиц, склонных к правонарушениям?

Формирование личности

Проблема формирования личности. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Кафедра философии и социологии

по дисциплине «Социология»

личность социологический формирование

Преподаватель Матвеева Н.А.

Студент Шаравина К. И., № 11млб00288

1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе прежде всего проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»

Согласно философским понятиям человек — это субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.), и отдельного (индивидуального).

Индивид — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальных социальным и антропологическим особенностям.

Индивидуальность — неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Мы разделяем окружающий мир на три фактора: биологический, социальный и психический. Биологический фактор включает в себя такие вещи, как еда, сон, дыхание и т.п. Психический фактор в человеке включает в себя эмоции любви или ненависти, или восприятие чего-либо в том или ином ключе. Социальный же фактор рассматривает в человеке все связанное с отношениями между собой и обществом в целом. Несмотря на очевидные различия в подходах, один и тот же факт может рассматриваться с точки зрения этих факторов по-разному.

Биологическое в человеке — это, прежде всего то, что осталось нам от наших предков, обезьян. Как писал австрийский ученый З. Фрейд, 90 % деятельности человеческого мозга отражает животные инстинкты и страхи, и о результатах работы этих процентов мы не подозреваем вообще. И лишь 10 % работы мозга содержат в себе все то, что человек накапливает знаниями о природе, правилами поведения в сообществе себе подобных и т.п. приобретенными знаниями. Действительно, большую часть времени человек проводит как существо биологическое. Собственно и цель жизни, его — это воспроизведение себе подобных. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в пище, воздухе, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли.

Социальное в человеке, подобно инстинкту самосохранения, возникло в человеке вместе с родовым строем. Затем, с изменением социального строя и появлением классов, старый род распался, и прежние родственные узы исчезли. Но в целях сохранения жизни, обеспечения покорности, преследуя, конечно, свои, корыстные цели, священники многих религий стали поощрять и всячески восхвалять поступки людей, которые, например, жертвовали собой ради народа, короля и церкви, поощряются такие качества как чувство стадности. Социальное поведение человека становится более сложным. Нужно ладить не только с сородичами, но и с людьми другого племени, народа и другого цвета кожи. Если социальный опыт объясняет сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других членов сообщества. Вместе с тем, если в общих чертах многих народов мира можно увидеть отражение биологического, то различия между ними, в том числе религиозные, уже нельзя объяснить биологической наследственностью. После рождения ребенок почти сразу вступает в процесс социализации.

Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нормам, ограничивающим его свободу, и зачастую тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут его к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Человек начинает набираться опыта, социальных установок, соответствующих его социальной роли. Под влиянием родителей, учителей, сверстников, начальников у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для выполнения социальных ролей. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. [4]

2. Теории развития личности

Сложность и многогранность процесса формирования и развития личности обусловили появление различных теорий развития личности.

1. Социологический подход (Э. Уилсон, Д. Фридман)

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д . Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности делают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, т.е. наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

2. Ролевая теория личности (Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани)

Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций, личность представляет собой совокупность социальных ролей, вы-полняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия роль-статус являются удобным аналитическим инструментом Для описания ценностно-нормативной структуры общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смежные категории, как ролевые предписания, ролевые ожидания и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в качестве единственной, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.

3. Марксистский подход (К. Маркс)

При марксистском подходе к изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Сущность же особой личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое качество, присущее многим людям. Таким образом, личность, с точки зрения марксистского подхода, рассматривается как реализованная в индивиде интеграция социально значимых черт и общественных отношений данного общества. Это, с одной стороны, продукт исторического развития, а с другой — результат включения индивида в социальную систему, его предметной деятельности, способной из менять общественные отношения. [5]

4. Психоаналитический подход.

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 — 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения — аналитическую психологию.

Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.

Индивидуальное бессознательное — это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.

Коллективное бессознательное — обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.

Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия — интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.

Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности — экстраверт или интроверт.

По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт — интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами — мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

3. Основные факторы формирования личности, ее социализации

Развитие личности того или иного человека есть социогенез, в котором реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная:

— в самой социальной действительности и, прежде всего, в предметном мире материальной и духовной культуры;

— в языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества;

— в существующих системах образования и воспитания;

— в таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей.

Во многие из этих отношений человек включается буквально с колыбели и действует в их рамках всю свою дальнейшую жизнь. Основной путь формирования личность человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развернутый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в предметах производственной и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного в различных проявлениях культуры и цивилизации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента:

1) «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;

2) «эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности;

3) «суперэго» — нравственный оценочный элемент.

Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

В итоге у личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах.[1]

Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.

Проблема формирования личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Список используемой литературы

1. Социология: Учебное пособие / Э.В. Тадевосян.- М.: Знание.- 1998.- С 68-70

2. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.

3. Социология семьи: учебник / под ред. проф. А.И. Антонова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2007.

Вопрос № 4 Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социальных факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность– в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.

Под развитием личностипонимают 2 типа явлений:

> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо- биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека.

> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно. Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в процессе всей его жизни и деятельности.

Формирование личности— сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:биологическихисоциальных. Соотношение биологического и социального в формировании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формирования личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы – такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Подробнее остановимся на влиянии социальных факторовна развитие личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций). Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума.

Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, это та группа, на которую человек ориентируется. Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.

Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то нет.

Вопрос № 5 Воспитание, как ведущий фактор развития личности.

Воспитание может все… Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле– это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле– это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности,

2. – воспитание замедляет развитие личности.

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».

Виды воспитанияклассифицируются по разным основаниям:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

Основные факторы социального формирования личности

Понятие о процессе развития личности.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — социальная характеристика человека. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильно вклада, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс, характерной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Рассмотрим основные понятия.

Фактор (от лат. — делающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа.

Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, а социальное находит выражение в психическом, интеллектуальном росте.

Личность — социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми.

Социализация (личности) — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие, психическое (процессы восприятия, мышления и пр.) и социальное (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).

Развитие личности — одна из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, а педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека.

Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений, характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные, преобразование физических, психических и духовных характеристик личности.

Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.

Биологизаторский подход объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств (бихевиоризм, Э. Торндайк). Тестирование и деление на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями (по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень обученности, приобретенный при жизни).

Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде (детей из разных социальных слоев надо учить по-разному).

Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственность) социального (общество, семья, социальные институты). Природные данные составляют основу, возможность для развития, а преобладающее значение имеют социальные факторы, среди которых педагогическая наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка.

Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием.

Внутренние факторы развития личности: активность самой личности — ее чувства, воля, интересы, деятельность. Формируемые под влиянием внешних факторов, они сами становятся источником развития.

Значение наследственности и среды в формировании личности.

Процесс и результат человеческого развития детерминируются совместным воздействием следующих факторов — наследственности, среды и воспитания.

Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения — наследственность — передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей (анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода: задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

Физические особенности: внешние расовые признаки, окраску кожи, волос, цвет и рефракцию глаз, черты лица, телосложение, строение нервной системы, обусловливающее характер; физиологические особенности: группа крови, резус-фактор, формы обмена веществ; аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера).

Наследуются задатки — потенциальные возможности для развития способностей — индивидуально-психологических особенностей личности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талант (греч.) — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные, художественные, математические, лингвистические, педагогические и др.).

Рассмотрим иерархию способностей, которые может развить человек в течение жизни, опираясь на заложенные генетически задатки.

2. Общие способности — уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, речь, работоспособность и др.

3. Специальные способности.

4. Групповые способности — группируются на базе задатков, общих и специальных.

5. Профессиональные способности.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем — наследования интеллектуальных (что наследуют дети — готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?), специальных и моральных качеств.

Удастся ли индивиду развить свои способности, зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Современная педагогика делает акцент на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Открытым остается вопрос о наследовании моральных (духовных) качеств.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может (примером могут служить так называемые дети — «маугли»).

Среда — реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. По интенсивности контактов выделяются: ближняя среда (домашняя) и дальняя (социальная) — общественный строй, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Единства в оценке влияния среды на формирование человека среди педагогов нет. Огромное влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашняя среда. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов, взглядов, ценностных ориентаций.

Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. «Каждый последующий воспитатель делает для человека не соизмеримо меньше, чем предыдущий» (Жан-Жак Руссо).

Что же оказывает большее влияние на развитие человека — наследственность или среда? Мнения специалистов разделились. Полученные результаты противоречивы и свидетельствуют лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова.

Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Воспитание, деятельность и общение как факторы развития личности.

Влияние наследственности и среды корректируются воспитанием, которое признается главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бессильности и бессистемности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «воспитание может все» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Воспитание — это заполнение пробелов в наследственной программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. (Воспитание человека и детенышей обезьяны).

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.

Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного наследственности и среды.

Люди поддаются воспитанию неодинаково, поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе. Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.

Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может это осуществить» (А.Дистервег).

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия, два способа существования человека.

Деятельность — форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. Основные виды деятельности — игра, учение, труд.

Существуют различные классификации видов деятельности: социология: трудовая, общественно-политическая, художественно-творческая, научная и т.д.; педагогика: трудовая, учебная, игровая; психология: изучает деятельность, связанную с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др.).

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;

— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;

— является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;

— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира.

Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.

Деятельность может быть активной и пассивной. Активность, например, в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Активность самого человека — непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

Чтобы деятельность была эффективной педагогу необходимо знать:

— психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;

— природу человеческих потребностей и мотивов деятельности;

— ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды развития человека.

Педагогу необходимо уметь:

— планировать деятельность: учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей;

— формировать мотивацию и стимулировать деятельность;

— обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций.

Особым видом деятельности человека является общение.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности, формирования ее сознания и самосознания, стимулятором ее развития: общаясь с другими людьми , анализируя отношение других людей к себе, человек обнаруживает потребность в самосовершенствовании и реализует эту потребность в процессе самовоспитания. «Единственная роскошь — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери).

По составу участников:

Межличностное — деловое и личное общение в системе ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК; по характеру взаимоотношений: служебное, служебнотоварищеское, дружеское.

Личностно-групповое — деловое, как правило, общение в системе ЧЕЛОВЕК — ГРУППА; по характеру взаимоотношений: служебное и служебнотоварищеское; чаще всего общение руководителя с коллективом, группой.

Межгрупповое — деловое общение в системе ГРУППА — ГРУППА; контакт двух или нескольких общностей.

По степени опосредованности:

Непосредственное — общение «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.

Опосредованное — общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т. п.

По продолжительности: кратковременное и длительное.

По завершенности: законченное и незаконченное или прерванное.

Коммуникативная сторона — обмен информацией между субъектами общения.

Интерактивная — построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.

Перцептивная — восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Содержание коммуникативного аспекта составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами в связи с предметным взаимодействием. В предметное взаимодействие педагог и учащиеся могут вступать на уроке, в процессе подготовки и проведения мероприятий и т.д. Педагогический эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности — познавательной, художественной, трудовой и др., но и уровнем коммуникативного взаимодействия воспитателя с воспитанниками и последних — друг с другом.

Среди основных направлений коммуникативного взаимодействия можно выделить следующие: согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащихся, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития; создание отношений совместимости, взаимопонимания, сопереживания; формирование культуры общения учащихся.

Проблема возрастных и индивидуальных различий.

Возрастные особенности — комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые отличают данного человека от других.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности).

Возрастная периодизация (педагогическая): 1) младенчество (до года); 2) преддошкольный (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный (от 3 до 6 лет); 4) младший школьный (6 — 10 лет); 5) средний школьный (10 — 14 лет); 6) старший школьный (14 — 17 лет). Основу данной периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, — с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно основываться на возрастных особенностях детей. Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.

Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности обусловлена возникновением новых потребностей и мотивов, изменением положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

Духовное развитие людей протекает неравномерно, что обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, особенностями воздействия внешних факторов.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития:

— в молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее, а по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется;

— физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды — быстрее, в другие — медленнее.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей:

— между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития;

— с возрастом темп духовного развития замедляется;

— духовное развитие людей протекает неравномерно; существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств;

— по мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания. Формирование воспитуемого должно осуществляться согласно его возможностям, одаренности, имеющемуся потенциалу.

Педагог должен знать:

— структуру личности человека: его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества;

— движущие силы и закономерности развития человека и формирования его личности;

— возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития;

— внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

Педагог должен уметь:

— осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования;

— определять цели, задачи, перспективы деятельности, направленной на создание условий для гармоничного развития личности;

— учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития человека при определении содержания, форм, методов, средств организации деятельности и общения;

— анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности;

— координировать, корректировать и компенсировать в интересах развития личности формирующее влияние различных факторов (деятельности, общения, семьи, коллектива и др.), опираясь на их совокупный потенциал и возможности воспитания.

Источники:

https://studopedia.ru/4_89531_osnovnie-faktori-razvitiya-lichnosti.html

http://fb.ru/article/43004/faktoryi-formirovaniya-lichnosti-osnovnaya-harakteristika

https://lib.sale/kriminologiya-pravo-uchebnik/4osnovnyie-faktoryi-sposobstvuyuschie-48425.html

https://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65635a3ac68b4d43b88421306c36_0.html

https://studfiles.net/preview/848244/page:3/

http://txtb.ru/86/3.html