Основные методы воспитания педагогика

Основные методы педагогики

Начиная с XIX века в педагогике стали проводить экспериментальные исследования, которые содействовали быстрому развитию теории воспитания и обучения. В настоящее время исследования реализовываются целой системой разных методов.

Педагогика – это наука, которая занимается воспитанием и обучением детей. Основная ее цель – сформировать всесторонне развитую и гармоничную личность. Для этого требуется все имеющиеся знания о воспитании человека сохранить и систематизировать. К основным методам педагогики относятся следующие:

  1. Наблюдение. Этот метод доступен и широко распространен. Он будет эффективным, если наблюдение за объектом будет длительным, проводится систематически, рассматривается всесторонне и объективно. Его применяют на начальном этапе изучения личности и используют как дополнение к другим исследованиям.
  2. Беседа. С помощью диалогов, бесед, дискуссий выявляют отношение людей к различным событиям. Беседа дает возможность выявить их намерения, позиции и оценки ситуации. Эти методы помогают узнать, чем живет собеседник, объяснить причины его поступков. Беседы – это сложный метод педагогики, далеко не всегда можно добиться ожидаемого результата.
  3. Знакомство со школьной документацией. Изучение личного дела, дневника, классного журнала, тетрадей и рисунков у учащихся помогает выявить стимулирующую роль оценок знаний по различным предметам, отношение к учебному процессу.
  4. Педагогические эксперименты. Это метод педагогики, который используется для проверки теоретических предположений. В ходе эксперимента эти данные подтверждаются или опровергаются. По результатам делаются надлежащие выводы и обобщения.
  5. Изучение передового педагогического опыта. Обобщается и анализируется практический опыт лучших учебных заведений или конкретных преподавателей, получивших опытным путем важные методические результаты, которые ранее не были известны.
  6. Математическая статистика. Это раздел математики, который определяет, какими методами педагогики собирался материал, как он систематизировался и обрабатывался при наблюдении различных явлений.
  7. Педагогический консилиум. Метод позволяет во время процедуры анализировать факты и явления, которые интересуют участников консилиума. В итоге находят эффективные меры по выходу из сложившейся ситуации.
  8. Социологические методы исследования в педагогике (анкетирование, тесты, рейтинги, метод комплексных оценок). Тесты контролируют уровень знаний и интеллекта. Иногда испытуемому необходимо высказать свое мнение о какой-то конкретной ситуации. Оценочные шкалы используют для самооценки испытуемого по некоторым параметрам его достижений, поступков. Рейтинг оценивает какое-то явление по заранее заданной шкале.

Классификация методов в педагогике

Все методы в педагогике подразделяются на следующие:

  • эмпирические и теоретические;
  • качественные и количественные;
  • констатирующие факт и преобразующие его;
  • частного и общего характера;
  • имеющие содержание и выдвинутые формально;
  • сбора опытных данных (их проверка, подтверждение или опровержение гипотез);
  • прогнозирование, описание, объяснение;
  • применяемые в некоторых науках педагогики;
  • используемые для обработки итогов исследования.
  • В свою структуру включают следующие:

  • теоретические (сравнение и противопоставление, анализ и синтез, индукцию и дедукцию);
  • социально-психологические (тренинги, тестирование);
  • социологические (опросы, рейтинг, анкетирование);
  • математические (индексирование, шкалирование).
  • Конкретно-научные, а именно конкретно-педагогические методы, состоят из теоретических и эмпирических.

    Теоретические методы предназначены для рассмотрения и обобщения материала из печатных источников (анализ различных документов архива, составление прогнозов, моделирование возможных ситуаций).

    Эмпирические позволяют собрать факты во время педагогического процесса, включающие обучение и воспитание. К ним относятся школьная документация, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент.

    Математические методы исследования в педагогике используют для конечной обработки данных, которые были получены при эксперименте и опросе, чтобы выявить количественную зависимость между интересующими величинами. В педагогике чаще всего применяют следующие математические методы:

  • Регистрация. Регистрируются все количественные данные, которые были получены при эксперименте.
  • Ранжирование. Все собранные данные располагаются в определенном порядке. Например, по возрастанию уровня знаний всех учеников класса по определенному предмету.
  • Шкалирование. Это оценка цифровым показателем какой-то деятельности или явления в педагогическом процессе.
  • Статистические методы применяются для подсчета средних величин тех показателей, которые исследовались. Все методы — теоретические, эмпирические, математические и статистические — используются в комплексе.

    Педагогический метод Марии Монтессори

    Метод научной педагогики итальянского врача и педагога состоит из трех частей:

    Основной целью метода является доставлять ребенку радость. Не существует принуждения его в выборе задания, он делает это самостоятельно. Независимость и уверенность в себе появляются у малыша с развитием его умений и навыков. Монтессори опирается на заложенный в каждом человеке интерес к познанию нового. А роль преподавателя сводится к тому, чтобы ненавязчиво направлять его к изучению нового, преодолевая трудности. По ее методике ребенок может работать самостоятельно и в коллективе с другими детьми. Выбор он делает сам. Ребенку предоставляется возможность индивидуально выбирать задание и выполнять его так, как он захочет. В классе отсутствует атмосфера соревнования. Каждый может ухаживать за растениями и животными. Дети свободны от навязчивых указаний старших, и класс для них становится заманчивым местом, где они могут спокойно заниматься, изучая мир, который их окружает.

    Оборудование учебной комнаты по методу М. Монтессори

    Классная комната, по методике итальянской учительницы, может состоять из нескольких зон:

  • Повседневная жизнь. Здесь дети учатся ухаживать за собой, одеваться, мыть руки, вытирать стол.
  • Сенсорики. Эта зона обучает ребенка оценивать размеры предмета, его вес, определять цвет, форму, запах, звук.
  • Языка, математики, физкультуры. Места, где происходит интеллектуальное развитие детей. Занятия физкультурой помогают детям познать возможности своего тела.

Можно сделать и много других зон, где ребенок может заниматься музыкой, танцами, шитьем, работами по дереву, изучением иностранных языков. В одной классной комнате находятся дети разных возрастов (от 2 до 6 лет), и младшие учатся у старших. Преподаватель в такой школе должен быть очень внимательным руководителем, хорошо знать каждого ребенка и уметь направить его по нужному пути, найти выход из любой создавшейся ситуации.

Средства, методы и формы воспитания

В теории воспитания есть следующие понятия:

  • Средства воспитания. Это такие виды деятельности, которые развивают личность (игра, общение, спорт).
  • Методы нравственного воспитания. Воздействие на индивида, формирующее чувства, понятия, привычки, соответствующие нормам общества
  • Формы организации воспитательной работы. Существует две формы: массовая (соревнования и праздники) и групповая (факультативы и кружки). Надо отметить, что формы и методы педагогики по содержанию очень близки.
  • Методы и приемы обучения дошкольников

    Для выбора метода проведения занятия необходимо знать его содержание и цель, которой в итоге надо достичь. В дошкольной педагогике методы обучения классифицируются по основным формам мышления, которые определяют характер деятельности детей во время обучения. Основными методами дошкольной педагогики являются:

  • Практические. Применение полученных навыков к практическим действиям;
  • Наглядные. Восприятие ребенка направляется на выделение в предметах основных признаков.
  • Словесные. Передают детям информацию, ставят задачу и указывают способы ее решения.
  • Игровые. Игровая деятельность связывается с объяснениями, указаниями и показом. Помогает в процессе игры приобретать новые навыки и умения.
  • Взаимосвязь педагога с учеником

    Для реализации целей воспитания используются методы воздействия воспитателя и воспитанника на сознание последнего, стимулируя его деятельность и самовоспитание. Основной характеристикой методов педагогики воспитания является влияние, оказанное на подопечного, приводящее к изменению его сознания или поведения. Для формирования сознания ребенка требуется продолжительное время и педагогу потребуются как прямое, так и косвенное воздействие на личность. Эффективность методов зависит от сотрудничества педагога с воспитанником, чтобы ребенок не противостоял мерам воспитания. При этом педагог всегда должен учитывать психологию ребенка.

    • Убеждение. Один из основных методов воспитания. С помощью него формируют мировоззрение, гражданские и политические качества. Основная его цель – добиться изменения у объекта взглядов, оценок и мнений, чтобы он принял точку зрения убеждающего.
    • Упражнение. Организовать так повседневную жизнь, чтобы накопить опыт правильного поведения. С помощью упражнений необходимо вовлекать детей в общественную деятельность, которая помогает им выработать умения, навыки, привычки прилежного отношения к учебе и общественному труду, поведения в коллективе.
    • Пример. Воздействовать на поведение и сознание подопечного положительными примерами, которые являются образцом. Привлекательный идеал у ребенка перерастает в самовоздействие. Дети часто отождествляют себя с популярными личностями и хотят быть похожими на них.
    • Поощрение. Побуждать воспитуемого к инициативной, положительной и творческой деятельности, используя поощрения. Общественное признание успехов, награждение способствуют повышению эффективности труда школьника и его самоутверждению в коллективе.
    • Принуждение. Меры, побуждающие выполнять обязанности, несмотря на нежелание это делать. Прежде чем заставлять, следует учащегося убедить в необходимости выполнения того или иного задания.
    • Наказание. Способ конфликтно остановить безнравственную деятельность личности. Методом наказания может быть осуждение, выражение недовольства или недоверия. Наказание способствует восстановлению порядка, а у детей развивает самоконтроль и в нужный момент — самоторможение. Нельзя злоупотреблять им, это приводит к подавлению личности и неуверенности в себе.
    • Методы и средства воспитания

      В педагогике не существует единственного истолкования терминов «метод» и «средство» воспитания. В философии метод есть способ достижения цели. Метод воспитания – это взаимосвязанная деятельность воспитателя и подопечного, сконцентрированная на достижении цели. Прием воспитания является частью метода, которая входит в его структуру. Средства воспитания – это разные виды деятельности (игровая, трудовая), вещи, пособия, предметы, произведения. Понятие «метод» является обобщающим по отношению к приему и средству. Например, метод – диспут, средство – наглядные материалы, прием – музыкальное сопровождение. Средства и методы педагогики неразрывно связаны друг с другом и одно не может быть применено без другого.

      Современная педагогика для практического и теоретического исследования проблем, связанных с обучением и воспитанием, применяет разветвленную систему приемов, способов, подходов и принципов. В педагогике методы – это определение взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Внедрение новых методик исследования и усовершенствование уже имеющихся методов дает возможность развития педагогике как науке.

      Вопрос №3. Основные методы воспитания

      Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. Выбор метода полностью зависит от того, каким предвидится результат.

      Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

      Следовательно, метод выводится в процессе осознания поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мысленного анализа. По количеству, методов не может быть ни много, ни мало — ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата.

      Так как отношение имеет три формы своего существования, то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

      Метод убеждения выступает в виде следующего:

      суждение педагога (например: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия»);

      аргументация педагога (например, «В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее»);

      мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например, «Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»);

      сообщение об общепринятом в культуре (например, «Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»);

      диалог педагога с детьми (например, «Я так считаю, а вы что думаете?»);

      Также в задачи этого направления входит осмысление детьми причастности к прошлому, настоящему и будущему Родины. Одновременно гражданин своего Отечества может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы и, таким образом, становиться гражданином мира.

      Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Особое значение имеет формирование дисциплинированности и культуры поведения. Главный путь нравственного формирования ребенка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания. Также необходимо проведение бесед и диспутов на примере художественных произведений и практических ситуаций. Таким образом, нравственное воспитание включает в себя вооружение ребенка знанием норм нравственности и морали, а также формирование у него поведения в соответствии с этими нормами.

      Важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребенка является его трудовое воспитание. Целями его являются: развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

      В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. Ребенку нравятся поручения, содержащие элементы игры и доставляющие эстетическое наслаждение. Одновременно здесь заложена возможность воспитать у ребенка понимание необходимости труда, его пользы. Для реализации задач трудового воспитания используются различные приемы и методы:

      организация труда в кружках по интересам

      различные виды поощрения трудовой деятельности и творчества

      творческие выставки, конкурсы и соревнования, оценка их качества

      временные и постоянные домашние обязанности, дежурство в учебных заведениях, а также систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д.

      Фундамент здоровья закладывается в детстве. От того, насколько правильно будет организовано физическое воспитание, во многом будет зависеть его самочувствие, настроение, успехи в учебе. Оно способствует росту трудовых возможностей воспитуемого, совершенствует его нравственно-волевые качества, является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания, воспитание силы воли и характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

      Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, приобщить ребенка к художественному творчеству.

      Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное оформление комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом

      раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например, «Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою»);

      дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом (например, «Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас. «);

      обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например, «На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явная мордашка. «);

      совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например, «Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки»);

      Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

      В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:

      примером педагога (например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);

      просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например – «Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам»);

      просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например – «Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода»);

      показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например, «Протяните, юноши, руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться»);

      специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);

      игрой с этико-психологическими правилами (например, «честно играть» в прятки или слышать другого в «эстафете смыслов»);

      традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу. «Спасибо» — «Спасибо»);

      приказ к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету);

      Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

      Назовем виды открытой оценки, выстраивая их последовательность по усилению меры воздействия. Положительную станем называть по традиции поощрением, отрицательную оценку – наказанием. Поощрение организуется:

      одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»);

      похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например, «Замечательно! Теперь всем будет комфортно»);

      материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);

      благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;

      присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

      Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

      В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:

      «Я — сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например, «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы»);

      «Ты – сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например, «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же стыдно. «);

      «естественное последствие», как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например, «Разлил? — Неси тряпку!» или «Не сделал? Значит, надо сделать!»);

      возложение оценочных полномочий на ребенка (например, «Что ты скажешь? Как расцениваешь свои действия?»);

      оттянутая во времени оценка (например, «Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя. «) и другие.

      Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности.

      Педагогические методы воспитания

      Все методы воспитания в педагогике можно подразделить на две категории: методы, оценивающие деятельность людей, и методы, побуждающие их к вполне определенным действиям. В основу группировки методов здесь положена деятельность людей. К первой группе относятся поощрения и порицания, ко второй — убеждение и побуждение.

      Метод убеждения. В мировой практике воспитания убеждение — главный педагогический метод воспитания. Сущность убеждения заключается в воздействии словом и делом на сознание воспитуемого. Этот метод в цивилизованном обществе является главным потому, что он обеспечивает воспитание у людей общечеловеческих морально-политических качеств. Убеждать значит разъяснять. Успех убеждения зависит от ряда условий, которые воспитатель должен соблюдать:

      1. Убеждение предполагает разъяснение и доказательство по вопросам поведения на производстве и в быту.

      2. Эффективность убеждения зависит от личной убежденности воспитателя в том, в чем он убеждает своих подопечных. Человек обладает такими способностями, что легко разгадает фальшь в словах своего наставника.

      3. Успех убеждения зависит от умений и навыков вести беседу. Отсюда — рутсоводитель (менеджер) обязан уметь формулировать свои мысли, владеть техникой речи, вызывать к себе интерес своих подопечных.

      4. При убеждении следует активизировать деятельность объекта воздействия. Для этого нужно:

      а) показывать человеку, в чем заключаются положительные стороны или ошибочность его поведения;

      б) ставить человека в такие условия, где бы он мог проявить свои возможности, не имея условий для совершения ошибочных действий или искушений;

      в) подмечать у человека положительные стороны поведения и поощрять их;

      г) вызывать у членов коллектива, с которыми находится в общении объект воздействия, положительное о нем мнение;

      д) не выставлять напоказ свою заботу, доброту, внимание к другим людям.

      Метод побуждения. С точки зрения педагогики, побуждение как метод воспитания заключается в том, что человек нацеливается на деятельность, желательную для коллектива. Побуждение

      — важнейший метод воспитания, ставящий личность в одобренные обществом рамки поведения. Формами побуждения являются различные приемы межличностного взаимодействия воспитателя и воспитываемого. Такой формой может быть и приказ. В этом случае приказ выступает как средство управления и организации деятельности, как средство осуществления взаимодействия между рабочими группами.

      Метод поощрения. В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно

      примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива. Поощрение — неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

      Каждый человек хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил во что-то много своих сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда — необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических

      а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;

      б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;

      в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;

      г) поощрение должно быть гласным.

      Метод порицания. Порицание — это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, а где бы работник мог проявить себя. При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:

      а) порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;

      б) при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;

      в) нельзя порицать людей в состоянии раздражения;

      г) порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;

      д) за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

      Основные методы воспитания в социальной педагогике

      Изучение различных способов взаимодействия воспитателя и воспитуемого в контексте основных социально-педагогических методов, а так же социологических методов, которые можно назвать главными составляющими в работе социального педагога и педагогики в целом.

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      1. Основные методы в социальной педагогике

      2. Социологические методы в работе социального педагога

      3. Классификация методов

      Список использованной литературы

      Разумеется, научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности.

      В наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соотвествующее воздействие.

      Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

      Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

      Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач.

      Что понимают под методами воспитания?

      В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником: способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками по работе; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения. То есть однозначного определения методов воспитания не существует.

      Таким образом, целью моего реферата является изучение различных способов взаимодействия воспитателя и воспитуемого в контексте основных социально-педагогических методов, а так же социологических методов, которые можно назвать главными составляющими в работе социального педагога и педагогики в целом.

      Используя учебную литературу, статьи из преодических изданий и первоисточники основных теоретиков и практиков педагогики, мне удалось описать основные методы воспитания в социальной педагогики, выявить практическое влияние социологии на работу социального педагога.

      1. Основные методы в социальной педагогике

      Метод убеждения в воспитании — это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.

      Убеждения — это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Убеждение — это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. В процессе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка. Убеждение оказывает влияние на ребенка только через его внутреннюю сферу.

      Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

      Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов — неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога.

      При убеждении, как уже было сказано выше, социальный педагог воздействует на сознание, волю и чувства ребенка. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то ребенок перестает слушать взрослого или агрессивно относится к нему.

      Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать у ребенка надежду, гордость, чувства раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции.

      Органическая часть убеждения — это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений и более мягкое, требование в виде обращения.

      Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

      Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.

      Рассказ и лекция — монологические формы метода, которые ведутся от одного лица — социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

      Беседа и диспут — диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа — это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети.

      Для подростков и юношей используются диспут — метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему.

      В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется. К.Д. Ушинский писал о том, что благодаря хорошей привычке человек воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше.

      Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют собственный комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

      Приведем мнения некоторых выдающихся педагогов на эту проблему. Так, А.С. Макаренко утверждал, что наказывать надо обязательно, это не только право, но и обязанность педагога. В.А. Сухомлинский считал, что в школе можно воспитывать без наказаний. А.С. Макаренко писал о том, что замечания нельзя делать спокойным ровным голосом, воспитанник должен чувствовать возмущение педагога. В.А. Сухомлинский был убежден, что слово педагога должно, прежде всего, успокаивать ребенка.

      Поощрения и наказания направлены к одной цели — формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действии и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.

      Поощрением выражается, положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию.

      Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

      Наказание — это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

      Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

      Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.

      Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успехи, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание связано с отрицательным самочувствием ребенка, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение — удовлетворение, наказание — неудовлетворенность, стыд).

      Поощрения и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок; они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрения и наказания требуют уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним.

      Методы коррекции не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как детям свойственно исследовать границы дозволенного, а, следовательно, ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание. Переубеждение фактически — перестройка сознания, ошибочные представления, неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания ребенка — они должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями. Переубеждение — это разновидность метода убеждения.

      Предупреждение связано с прогнозированием поступков ребенка и предотвращением таких, которые имеют негативный характер.

      Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции.

      Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.

      Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

      Метод упражнений (приучения)

      Метод этот как специфический способ воспитания не сразу получил признание в нашей педагогике. В 20-е гг. понятие упражнение ассоциировалось с принуждением к той или иной форме поведения. Главными, и чуть ли не единственными считались методы разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию ребят.

      Существенным образом положение меняется в середине 30-х гг., когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения А.С. Макаренко и его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Выдающийся педагог подвергал резкой критике те тенденции в воспитании, согласно которым дисциплина детей якобы целиком должна вытекать из сознания. Указывая на то, что наша дисциплина должна быть сознательной, А.С. Макаренко отмечал, что «в 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась. тенденция свободного воспитания. эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, считали, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, то есть убедить человека в том, что он должен соблюдать дисциплину, и надеяться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60% успеха» Макаренко А.С. Соч. -Т. IV. — С. 351. . А.С. Макаренко не только не отрицал роли сознания в нравственном развитии воспитанников, но всячески подчеркивал его огромное значение. Однако он считал, что в процессе воспитания крайне важно и необходимо вооружать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. «Наше поведение, — писал он, — должно быть сознательным поведением. но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию. Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно» 2 Макаренко А.С. Соч. — Т. V. — С. 435-436.

      3 Макаренко А.С. Соч. -Т. II. — С. 257.

      А.С. Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности воспитанников, вооружения их моральным опытом. «Нужно, — говорил он, — стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке. Постоянные же рассуждения и разглагольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт» Впоследствии проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов.

      Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И. Болдырев, под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях оразования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном правильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуждается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

      Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтверждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.

      Упражнения (приучение) как общий метод воспитания применяются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Например, в процессе нравственного воспитания этот метод способствует формированию у детей привычки правильно сидеть за партой, обращаться к товарищам, учителям и взрослым, а также формированию принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Упражнения выступают как основной метод выработки у учащихся санитарно-гигиенических умений и навыков, развития художественно-эстетических способностей.

      Широкий диапазон воспитательного воздействия этого метода на учащихся обуловливает большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнообразные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабатывается культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством реализации метода упражнений (приучения).

      Важно не только то, что этот метод охватывает все стороны развития растущей личности. Главное заключается в том, что без разумно осуществляемых упражнений (приучения) нельзя добиться эффективности воспитания. «Попробуйте, — говорил А.С. Макаренко, — серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг — только объект для глазения, развлекательный момент. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости» Макаренко А. С. Соч. -Т. V. — С. 424-425.

      Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно раскрыл К.Д. Ушинский, и его мысли на этот счет остаются самыми глубокими. В соответствии с психологической структурой личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделял следующие приемы:

      а) постановка воспитательной задачи и возбуждение у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,

      б) разъяснение способов деятельности и вооружение их соответствующими знаниями (развитие сознания),

      в) практический показ действия по решению поставленной задачи,

      г) организация первоначального воспроизведения учащимися показан них действии (образцов поведения),

      д) последующая, тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,

      е) предъявление требовании к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений,

      ж) напоминание и контроль за поведением.

      «Привычка, — писал К.Д. Ушинский, — укореняется повторением какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки» Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.10 — С. 388. . В то же время Ушинский отмечал, что вначале это повторение должно быть более частым с тем, чтобы оно быстрее закрепилось в поведении, а в последующее время выработанный навык следует подкреплять напоминанием, контролем и периодическим повторением тренировок.

      Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение — формирует умения, навыки и при этом метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Приведем для сравнения два примера: чтобы научиться красиво и грамотно писать, ученик должен многократно повторять и повторять, на этом во многом основана методика обучения детей грамотному письму. Когда же мы обнаруживаем, что ребенок не умеет вести себя правильно за столом, взрослые подчас возмущаются и требуют от ребенка вести себя правильно, тогда как ребенок, просто не знает и не умеет это делать, потому что его никто специально этому не обучал: дома на это специально не обращали внимание, в школе, как правило, главная задача сегодня, чем накормить, а не то, как это делать. Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек. Если упражнения не выполняются систематически и умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная задача. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

      Ценность игры заключается в том, что собственными потребностями ребенка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить. Игра достигает своего успеха при определенных условиях: идея игры должна быть понятной и принятой детьми, дети должны активно привлекаться к составлению сюжета игры, распределению ролей, социальный педагог должен помогать в обогащении содержания игры, оснащении ее необходимыми атрибутами, содействовать удовлетворению интересов детей во время игры; детям должна предоставляться возможность повторить понравившуюся игру.

      2. Социологические методы в работе социального педагога

      Особую актуальность приобретает связь социальной педагогики с социологией — наукой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Социология воспитания, изучая проблему социализации, использует данные отраслей социологического знания: социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи, социологии морали, социологии образования, социологии преступности, социологии религии, социологии семьи.

      Интеграция социальной педагогики и социологии вызвана, с одной стороны, усложнением всех сторон жизнедеятельности, а с другой стороны — углублением наших знаний о человеке и социуме. С усложнением общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социология, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество, формирующаяся социальная педагогика не только должна идти на интеграцию с социокультурной средой, но и активно вторгаться в нее, изменяя ее в соответствии с потребностями общественного развития, основными направлениями социального прогресса.

      Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспитания, социальная педагогика принимает во внимание данные социологии, характеризующие социальный контекст, в котором осуществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных различным регионам и типам поселений, ценностных ориентации отдельных возрастных и социально-профессиональных групп населения.

      при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.

      Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

      Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами почему именно так? Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ.

      При составлении анкет используются вопросы:

      — о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;

      — о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

      — социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);

      — на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).

      По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не ?навязывают? вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными.

      1) свободное интервью (проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью);

      2) фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться);

      3) формализованное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);

      4) стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

      5) интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).

      Метод экспертной оценки

      Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной. Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза —обмен мнениями всех экспертов за круглым столом, где происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Оптимальное число экспертов за круглым столом — не более 12 человек. Подобная форма выработки общего мнения или оценки осуществляется по схеме, когда каждый участник круглого стола берет на себя определенную роль: генератор идей — активно выдвигает всевозможные предположения о прогнозируемом явлении; селекторы — оценивают и отбирают наиболее значимые идеи, выдвигаемые генераторами идей; стимуляторы—стимулируют генераторов идей к выработке различных оценок, формулируя все новые и новые предположения; регуляторы — следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотичный характер, оставалась в рамках объективного обсуждения; не переходила в русло взаимной оценки компетентности друг друга; президент «круглого стола» — удерживает внимание экспертов на центральной теме дискуссии.

      Обсуждение проблемы может происходить в несколько туров, пока не удастся выработать некоторую более или менее согласованную оценку. Обобщенная оценка может составляться на основе анализа и обобщения письменных мнений экспертов по той или иной проблеме.

      — по степени персонификации — на личные и безличные;

      -в зависимости от статуса документального исследования — на официальные и неофициальные;

      — по источнику информации — на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные документы).

      По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. При использовании вторичных источников важно установить их первоначальный источник, так как надежность одних документов зависит от надежности других. Проверка надежности документа предполагает различение событийной и оценочной информации, анализ целевых намерений и мотивов составителя документа, уяснение общей обстановки, в которой составлен документ.

      Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер. К числу основных ограничений метода можно отнести следующие:

      — учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдений и опросов;

      — отдельные блоки информации очень быстро устаревают;

      — цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться;

      — подавляющее большинство данных в ведомственных документах не содержит информации о сознании, мотивах, ценностных установках, направленности человека.

      Биографический метод — один из наиболее часто используемых методов в социальной педагогике. Предпочтение отдается социальным биографиям, которые позволяют на основе анализа личных документов исследовать субъективные стороны общественной жизни. Фиксируются личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен опосредованно или непосредственно.

      Существуют различные источники биографических данных: направленные интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщения о своей жизни в целом, об отдельных этапах или жизни каких-либо родственников. Все эти источники дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы. При использовании метода социальных биографий следует учитывать два момента: эффект дистанции (по прошествии времени человек может иначе оценивать те или иные события своей и чужой жизни) и необходимость анализа получаемой от индивида информации, так как извлеченный из нее смысл, как правило, не совпадает с тем, который в нее первоначально вложил субъект.

      Вариант этого метода —семейная биография. Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентации, жизненных позиций и т.п.).

      Существуют и другие методы социально-педагогической диагностики: ситуационный анализ, методы обработки данных, контент-анализ и др.

      Реалистическая оценка и сформулированный диагноз служат основой для принятия решения, определения стратегии и тактики деятельности.

      Особой проблемой является выбор методов воспитания. Не бывает методов хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется.

      Какими причинами обусловлено применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному способу достижения цели? Только на первый взгляд, и то очень несведущему человеку, может показаться, что воспитатель свободен в выборе методов и определяет пути воспитания произвольно, как ему заблагорассудится. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее намечает пути воспитания.

      На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать их совокупность. Выбор такой совокупности — это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнить между собой эффективность различных методов воспитания.

      Что же должно учитываться при определении методов воспитания?

      Прежде всего, педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. Необходимо учитывать возрастные особенности. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста.

      Большое влияние на выбор методов оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, программы — лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

      Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка. Для выбора метода большое значение имеет уровень квалификации педагогов. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.

      И, конечно, выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.

      Список использованной литературы

      Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.

      Макаренко А.С. Педагогические сочинения, — Т. 2,4,5. — М.: Педагогика, 1983

      Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

      Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. — М., 1958. Т.10

      Харламов И.Ф. Педагогика. — М: Гардарики, 1999. — 520 с.

      Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога:Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений. — 2-е изд.,стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

      Размещено на Allbest.ru

      Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор педагогических методов воспитания. Методы организации деятельности. Актуальность воспитания с учетом педагогики и современного общества.

      Развитие социальной педагогики на современном этапе. Роль социального педагога в работе с детьми. Отсутствие профессионально подготовленных кадров, ориентированных на социально-педагогическую работу с детьми. Функции социально-педагогической работы.

      Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.

      Рассмотрение теоретических основ социального воспитания. Анализ социально-воспитательных технологий в российской педагогике в 20-30 годы XX века. Формирование методологических основ взаимодействия школы с социальной средой; ликвидация неграмотности.

      Теоретический анализ деятельности социального педагога с детьми с ограниченными возможностями в специальной (коррекционной) образовательной школе-интернате. Организация исследования по решению психологических и педагогических проблем в социальной работе.

      Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

      Особенности работы педагога-психолога или социального педагога с наркозависимыми детьми. Проблема наркомании в социальной педагогике. Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью. Социально-педагогические технологии профилактики наркомании.

      Сущность методов воспитания как механизмов взаимодействия воспитателя и учащихся, их классификация и сравнительная характеристика основных видов. Понятие, сущность, задачи, содержание, формы и классификация воспитательного (педагогического) процесса.

      Зарождение социальной работы и ее основные начала: милосердие и благотворительность. Обучение социальной работе как профессии в России, введение Института социальной педагогики. Разработка «Кодекса этики Национальной Ассоциации социальных работников».

      Характеристика ученического коллектива как фактора развития и воспитания учащихся. Исследование основных форм и методов работы социального педагога по сплочению ученического коллектива. Изучение роли коллектива в организации трудовой деятельности детей.

      Источники:

      https://www.syl.ru/article/361680/osnovnyie-metodyi-pedagogiki

      https://studfiles.net/preview/3876162/page:3/

      https://psyera.ru/pedagogicheskie-metody-vospitaniya-1845.htm

      https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00170626_0.html